Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
«Здесь недаром страна сотворила
Поговорку, прошедшую мир:
Кто испробовал воду из Нила,
Будет вечно стремиться в Каир»
Николай Гумилев
Примечание автора: воспринимать слова поэта можно только фигурально, в противном случае, если вы всего лишь станете козлёночками – считайте, что вам крупно повезло :)
Я очень люблю Стамбул (нет-нет, я не забыл, что рассказ посвящён Каиру !). При всей моей любви к Испании именно Стамбул – единственный город на земле, в который мне хочется приезжать вновь и вновь.
Я очень люблю стамбульские мечети. Пожалуй, только средневековые готические соборы оспаривают с ними в моей душе звание «Божьего дома». Но если восхищение готическими кружевами является выразительным восторгом (что-то типа «Вау !»), то в мечетях я чувствую обстановку внутреннего созерцания, погружения в Божественную недвойственность окружающего бытия. Я помню, как в самой знаменитой стамбульской Голубой мечети (туда надо идти обязательно вечером, когда схлынут потоки организованного туризма) меня охватывало потрясающее ощущение, что я нахожусь в самом центре мироздания, которое на самом деле является благим и любящим, и ждёт только того, когда мы это поймём и отдадимся в его руки, доверимся Богу (долгожданное «Да будет воля Твоя !»), который на самом деле, конечно же, не является ни христианским, ни мусульманским, ни одним из сотен из индуистского божественного пантеона. И я готов подписаться под самым знаменитым мусульманским догматом «Нет Бога кроме Аллаха». Ибо главное тут – утверждение единственности и всеобщности Бога, а всё остальное – игра терминологий, в которой я не участвую.
И в такой оценке я вряд ли буду одинок даже в стране, считающей (порой – совершенно искренне) себя христианской. Интересно, что Флоренс Найтингейл - известная сестра милосердия, учёная, меценат и общественный деятель 19 века при всем своём отрицательном отношении к исламу писала, побывав в Каире, что «мечеть кажется более религиозной, и здесь молиться, пожалуй, даже лучше».
И хотя именно стамбульскую мечеть я предпочёл бы в качестве места душевного отдохновения, город «1000 и одной ночи» я нашёл в совершенно в другом месте (кто сказал – Эмираты ?!) – в Каире, «городе тысячи минаретов», как его порой называют. И вот им, каирским минаретам, и посвящён этот небольшой фоторассказ.
У учёных и теософов нет единого мнения, когда возле мусульманского храма появился первый минарет (само слово происходит от арабского «манара» - маяк, или, в более широком смысле - место, откуда исходит свет). Некоторые считают, что они зародились (равно как и другие священные элементы мечети – михраб и минбар) в Медине ещё при жизни пророка Мухаммеда. Некоторые отдают первенство каирской мечети Амра, некоторые называют таковыми башни дамасской мечети Омейядов, которые выполняли функции минаретов ещё до сооружения таковых. Минареты были не только башнями, с которых муэдзины призывали к молитве, они служили и ориентирами, по которым караваны издалека узнавали о близости города, и сторожевыми башнями, и просто символами устремлённости к Небесам.
Первым муэдзином считается некто Билял ибн Рабах, который, кстати, был чернокожим. В день завоевания мусульманами Мекки Билял взобрался на крышу Каабы и по личной просьбе Мухаммеда спел первый азан.
Впервые я услышал азан в Иордании, когда где-то около 5 часов утра меня разбудил волшебный звук, который, казалось, вытягивал из меня душу, как жилы из тела, и возносил её куда-то в Небеса. Впечатление было непередаваемым, и с тех пор азаны стали для меня одним из самых любимых видов музыки.
http://www.youtube.com/watch?v=LVmYivfuPb4
Каир, если суметь абстрагироваться от грязи, нищеты и «бакшишников» - очень красивый город, сохранивший своё средневековое обличие как мало какой другой. Но главными «жемчужинами» Каира являются его мечети. И вот тут сравнение со Стамбулом будет явно не на стороне последнего. Француз Шампольон, которому принадлежит заслуга расшифровки древнеегипетских иероглифов, благодаря чему весь мир узнал историю Египта, говорил, что увидел в Каире «множество мечетей, причём каждая превосходит изяществом линий предыдущую, они украшены изысканными арабесками, а над ними возвышаются восхитительные стройные минареты».
При всей своей гармоничности стамбульские мечети всё же являются весьма однообразными и различаются (по крайней мере, на первый взгляд) в основном размерами и числом минаретов. Причём сами минареты тоже не блещут большим разнообразием: как правило, они имеют форму заострённого сверху «карандаша». В Каире же, напротив, встретить два одинаковых минарета очень нелегко. Давайте попробуем в этом убедиться.
Над одним из символов Каира – воротами Баб Зувейла высятся два минарета, которые на самом деле принадлежат соседней мечети Аль Муайяда и были построены лишь через 400 лет после возведения самих ворот.
Минареты мечети Аль Азхар - одной из самых знаменитых в мусульманском мире:
Особенно оригинально и эффектно выгляди раздваивающийся кверху минарет.
Мечети Аль Азхар более 1000 лет. С момента своего основания она была призвана сочетать в себе религиозные и образовательные функции, и сегодня университет Аль Азхар претендует на статус старейшего учебного заведения в мире (это звание оспаривает марокканский университет в Фесе).
Минареты находящихся рядом мамлюкских мечетей Аль Насира и Баркука:
«Лес минаретов» с высоты мадрасы Эль Гурия:
Неподалеку от ворот Баб Аль Футух в самом начале улицы Аль Муиз расположена одна из самых старых в Каире мечетей – Аль Хакима с очень оригинальным минаретом. Который, правда, на 300 лет моложе самой мечети, поскольку «родные» минареты были разрушены землетрясением, а новый построен султаном Бейбарсом в мамлюкском стиле в самом начале 14 века.
Султан Бейбарс – одна из самых значимых фигур средневековой исламской истории, «гроза крестоносцев N2» (первым, несомненно, был легендарный Саладин, величайший полководец в мировой истории). Как и многие мамлюки, он сделал военную карьеру, пройдя путь от раба до крупного военачальника и халифа. Именно Бейбарс взял (правда, хитростью) бывшую ранее неприступной крепость крестоносцев Крак де Шевалье в Сирии, одержал ряд побед на территориях Ливана, Палестины и Антиохии. Он нанёс окончательное поражение монгольскому войску под командованием Хулагу, внука Чингисхана, который до этого прошёл через Иран и Ирак, разгромил Аббасидский халифат, казнив его последнего халифа, и захватил Сирию.
Минареты на кладбище мамлюков, так называемом "городе мёртвых":
Ещё одна из самых старых (построена в 879 ! году) и значительных каирских мечетей – мечеть Ибн Тулуна – египетского наместника времён династии Аббасидов и основателя династии Тулунидов. Считается, что это самая старая мечеть Фустата, столицы Египта раннего Средневековья, предшественника современного Каира, практически сохранившая свой первоначальный облик. Она вмещает около 60 000 человек - Ибн Тулун повелел, чтобы его мечеть могла разместить все мужское население города на пятничной молитве. Главная особенность этой мечети – минарет со спиралевидным пандусом, напоминающий лестницу минарета мечети в городе Самарра в Ираке. Есть мнение, что такая конструкция была идеей самого Ибн Тулуна, хотя некоторые историки относят его к более позднему периоду – концу 13 века.
Мечеть Ибн Тулуна – совершенно удивительное место, оставившее, возможно, самое сильное впечатление от Каира. Когда я стоял посреди неё, практически совершенно один (мечеть лежит в стороне от традиционных туристических троп), в окружении стен, которым было более 1000 лет, ощущения были непередаваемые. Я не могу описать их, скажу лишь, что я соприкоснулся с какими-то сакральными вибрациями этого древнего места.
С высоты минарета (на него можно подняться на удивление бесплатно) открывается каирский «лес минаретов»:
Над мечетью Ибн Тулуна возвышается ещё один минарет, принадлежащей расположенной рядом мечети Prince Sarghatmash Al-Naseri (с переводом, право, затрудняюсь, хотя общий смысл понятен):
Один из самых эффектных «парков минаретов» в Каире можно увидеть напротив цитадели, где расположены две мечети: султана Хасана (слева) и Эль Рифаи (справа):
Не правда ли, глядя на них, трудно сказать, что их разделяет полтысячелетия ? Дело в том, что мечеть Эль Рифаи является сравнительным новоделом, будучи построенной уже в начале 20 века. Интересной особенностью мечети султана Хасана является то, что её стены были возведены из обработанных каменных глыб из облицовки пирамид. Её южный (левый) минарет является самым высоким в Каире. Исследователи находят в нём большое сходство со знаменитым Фаросским маяком - одним из семи чудес света античного мира.
Ещё один раздвоенный минарет (подобный мы уже видели в мечети Аль Азхар) возвышается над мадрасой Amir Akhur:
Справедливости ради надо отметить, что стамбульские «пальчиковые» минареты присутствуют и в Каире. Но здесь они только дополняют общее разнообразие. Подобные минареты можно увидеть, к примеру, у мечети Махмуд Паши:
А также у самой известной в народе (поскольку именно в неё везут своих клиентов все пакетные туры) мечети Мухаммада Али в турецком стиле, расположенной в цитадели и, на мой взгляд, абсолютно не гармонирующей со старым Каиром:
На территории той же цитадели намного более интересна мечеть ан-Насира Мухаммеда. Она расположена напротив мечети Мухаммада Али, но мало кто обращает на неё внимание. А обратить есть на что: мечеть ан-Насира Мухаммеда построена в 14 веке иранским архитектором, бежавшим в Египет от монголов. Поэтому её минареты, увенчанные луковичными головками с фаянсовыми изразцами, напоминают об архитектуре Центральной Азии:
Отсюда, из цитадели, открывается один из самых знаменитых видов Каира, на переднем плане которого расположены мечеть султана Хасана и мечеть Эль Рифаи:
Уже упомянутая выше Флоренс Найтингейл в одном из писем признавалась, что очарована этим зрелищем:
«Это прекраснейший вид на свете. Каир, такой огромный, лежит у твоих ног, будто лес минаретов, куполов и башен. За ним величаво течет Нил… а силуэты трех пирамид отчетливо вырисовываются на фоне неба. Здесь поклонялись Осирису, здесь бродили Авраам и Моисей, и здесь, быть может, младенец-Спаситель с рук Богоматери впервые улыбнулся солнцу».
Коль уж разговор коснулся цитадели, не могу не отметить, что построил её ни кто иной, как Саладин. Причём для возведения цитадели он разрушил малую пирамиду в Гизе, используя ее камни в качестве стройматериала. Правда, в первоначальном виде сохранилась лишь часть северной стены – и это единственное, что досталось нам от саладиновского Каира. В чём, на мой взгляд, проявилась одна из величайших исторических несправедливостей, поскольку Саладин был не просто полководцем, он являлся человеком чести, слова, доблести, истинно рыцарского благородства. Будучи мусульманином до мозга костей, он поражал своей веротерпимостью. Я неоднократно читал, что даже те историки, которые были априорно настроены против Саладина, провели много бесполезных часов, дней и лет, пытаясь найти в хрониках что-либо, порочащее этого человека.
Заканчивая этот небольшой фоторассказ, я приведу ещё несколько фото интересных минаретов Каира:
Вот не очень часто встречающийся здесь квадратный минарет:
А вот современная стилизация «под минареты» рядом с мечетью Сайедна Аль Хусейна:
И ещё один явно современный минарет:
Я думаю, очень интересно увидеть, как выглядели знакомые многим места в позапрошлом (теперь уже !) веке, например, на рисунках моего любимого «восточного» художника Дэвида Робертса:
Спасибо всем за внимание ! В рассказе я использовал информацию из книг, которые перед поездкой в Каир создали очень правильное настроение:
Эндрю Битти «Каир: история города» (http://lib.rus.ec/b/309612/read)
Джеймс Олдридж «Каир. Биография города» (http://www.anhar.ru/library.html, http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2571928)
Много прекрасной и, не побоюсь этого слова, эксклюзивной информации я нашёл на сайте http://www.touregypt.net/cairo/cairoislamic.htm.
Идеальный спокойный отдых в ОАЭ!
Горящие туры, интересные акции каждую неделю -торопитесь!
Бонусная программа, страхование от невыезда
Офисы продаж по всей России
Тел.: (499)215-05-60, сайт - www.1001tur.ru
Ваш рассказ очень интересен. Я и поставил 10. Красивый, спокойный слог. Великолепные фото.
Но не очень хочется есть мед, в котором малюсенькая ложка дегтя.
Если Вы хотите поспорить (точнее - подискутировать) более предметно и конструктивно - приглашаю на мою тему на *****. По крайней мере, это более или менее специализированный сайт для таких дискуссий. Удачи !
Такие слова подразумевают, что ВАШИ взгляды - это "не каша" и "не поверхностно". А позвольте спросить: откуда такая уверенность ? Почему Вы уверены, что ВЫ знаете именно ЕЁ, Абсолютную Истину ? Чем Вы можете обосновать, что ВАШИ взгляды более "правильные", чем мои ? И насколько они ЛИЧНО Ваши, осознанные, прочувствованные, в не просто являются взглядами религии, апологетом которой Вы являетесь ?
---
"А зачем ангелов то приплели? В Вашем "учении их не должно быть"
А откуда Вы это знаете (про моё учение)? Я Вас ещё ничему не учил.
А во-вторых, в МОЁМ мире ангелы есть. А есть ли они в религиях и учениях, меня мало волнует.
Кстати, существование Бога - тоже вещь, формально недоказуемая. Это всего лишь вопрос веры. Также и с ангелами.
---
"А к иноверцам я отношусь очень хорошо.
Зачем напраслину то на меня наводить. Я об этом нигде и не обмолвился."
Мне кажется, Вы даже не утруждаетесь прочитать меня. Я специально написал не к "иноверцам", предвидя Ваш предсказуемый ответ, а к "иноверью", т.е. к учениям, которые не вписываются в Ваши догматические взгляды. Разве не так? Иначе что Вас заставляет оппонировать мне?
---
"А вот к тем, кто распространяет ересь по отношению к любой религии---не очень"
Вы выразились коротко, но очень путанно. Ересь - это то, что данная религия на данном этапе считает ересью и что не вписывается в её каноны (когда-то даже считать Землю шаром было ересью). Исходя из этого, каждая религия (или учение) по отношению к другой так или иначе "распространяет ересь". К кому из них Вы относитесь "не очень" ?
---
"Вы называете себя САВЛ. Вы по моему повторяете его путь"
Если Вы имеете в виду апостола, то мой ник имеет к нему только лингвистическое отношение. А путь я прохожу свой, не повторяя ничей (как и любой человек, включая Вас).
---
"Не зарекайтесь оставаться в нынешнем своем положении и при нынешнем своем мнении. Как говорится--пути Господни неисповедимы. "
Вы вновь обвиняете в том, чего нет, не утруждаясь даже вчитаться. Я как раз писал, что моя духовная свобода, не связанная рамками и догмами религий, открывает мне для этого возможности. Мои взгляды менялись неоднократно (а часто ли они меняются у "христиан" ?), поэтому я всегда называю их "текущими", т.е. существующими на данный момент, понимая, что уже завтра они могут измениться, к чему я готов.
А как у Вас с такой свободой к переменам ? Открыты ли Вы им ? Насколько часто они меняются ?
Вот я и говорю--каша в голове. Изучали много, а ничего не поняли ни там, ни здесь. Нахватались всего понемножку. Все поверхностно.
А зачем ангелов то приплели? В Вашем "учении их не должно быть". Они есть у христиан у мусульман и у иудеев.
Вы называете себя САВЛ. Вы по моему повторяете его путь...но --"Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии.". Не зарекайтесь оставаться в нынешнем своем положении и при нынешнем своем мнении. Как говорится--пути Господни неисповедимы.
А к иноверцам я отношусь очень хорошо.
Зачем напраслину то на меня наводить. Я об этом нигде и не обмолвился.
А вот к тем, кто распространяет ересь по отношению к любой религии---не очень.
Честно скажу, конкретно сейчас бы не поехал. Не потому, что так уж боюсь, но мне было бы там сейчас некомфортно. Тогда-то самыми большими проблемами были бакшишники и дорожный трафик:)
"
Вот, читая Ваши рассказы прихожу к выводу, что Вы склонны к экуменизму. Или к полнейшей безграмотности во всех религиях мира.
...
Или по религиозному невежеству.
...
а то смешно.
"
Во-первых, спасибо Вам за то, что следите за моим скромным творчеством. Наверное, потому что "врага надо знать в лицо" ?:) Я очень рад, что мы не в 15 веке, а Вы не Торквемада:)
И хотя большинство Ваших оценок являются не более, чем ВАШИМИ оценками, я, из уважения, что Вы потратили на них своё время, отвечу на них.
Нет,я не экуменист. Мне глубоко наплевать (фигурально выражаясь, естественно !) на любые официальные религии, на священников, епископов, муфтиев и раввинов, на Пап и Патриархов (включая сегодняшнего), на обряды, догматы и условности и ПРАВИЛА (на них - прежде всего). Даже если мусульмане всего мира (религию которых я очень уважаю) сочтут меня единоверным, это никак не отразится на мои духовные взгляды. Я всё равно не буду ни мусульманином, ни иудеем, ни кришнаитом, ни христианином. Я иду по тому пути, по которому ведут меня моя душа, сердце и мои ангелы. Я изучал (в разной степени углублённости) разные течения, включая теософию и спиритизм, каббалу и адвайту). И на сегодня я имею некую совокупность представлений (которые, кстати, на этом пути неоднократно менялись и корректировались) о мироздании и Боге, которые не попадают в некие терминологические рамки (хотя они наиболее близки к адвайте - учению о недвойственности). Чуть более подробно я остановился на них в рассказе "Настоящая Испания - Гуадалупе (http://album.turizm.ru/24838/mess_47/)", странно, что Вы не обратили на них внимание:) Также Вы можете прочитать о них, чуть более расширенно, в "моей" теме "Pussy Riot и современное «христианство» на www.evangelie.ru/forum/t111553.html.
Так что СВОЮ формулу единобожия я говорю совершенно осознанно, и так же осознанно позволяю себе упоминать при этом Аллаха, Яхве или любое другое имя, осознанно понимая, ЧТО именно я при этом имею в виду. Что думают об этом мусульмане - это их личное дело. Равно как и Ваше - смеяться (это полезно для здоровья). Намного хуже, когда люди пользуются заимствованными штампами, не пропустив их через себя как собственную текущую истину.
И я не вижу ничего плохого в том, что Вы называете "ляпсусами" (я не обидчив, чтобы обращать внимание на сам термин), поскольку любой сегодняшний "ляпсус" (разумеется, если он осознанный и искренний) - это просто очередной шаг на духовном пути, который завтра (образно говоря) уже окажется далеко внизу.
Так что я думаю, что Ваши слова и "придирки" - просто поверхность того неприятия, которое Вы, видимо, считающий себя христианином, испытываете к "иноверью", а более всего - к людям, которые нашли в себе свободу самим выбирать свой духовный путь, имея только один авторитет - своё сердце.
Вот, читая Ваши рассказы прихожу к выводу, что Вы склонны к экуменизму. Или к полнейшей безграмотности во всех религиях мира. Даже в этом рассказе фразой---
"...И я готов подписаться под самым знаменитым мусульманским догматом «Нет Бога кроме Аллаха»." Вы причислили себя к мусульманам.
Вот правило принятия Ислама---
"...Процедура принятия Ислама не является сложной. Главное основополагающее условие — это вера в Единого и Единственного Господа и подтверждение пророческой миссии Мухаммада. Формула единобожия /1/ должна проговариваться человеком осознанно. ..."
ОСОЗНАННО!
Но в своем рассказе Вы видимо произнесли ее по неведению -- бездумно. Или по религиозному невежеству.
Постарайтесь подобных ляпсусов в своих рассказах не делать(они присутствуют во всех Ваших рассказах)---а то смешно.
А сейчас бы поехали в Каир?