Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Прости, Париж ! Прости, Шартр ! Прости, Мон Сен-Мишель ! Не вы стали главными хитами нашего путешествия. Им стал Руан, город, о котором ещё несколько месяцев назад я не знал ничего, кроме его названия.
* К сожалению, из-за "ограничения 50 фото" рассказ вынужденно приведён в урезанном виде.
Мы изначально планировали, помимо Сен-Мишеля, однодневный выезд в недалёкие окрестности, поскольку 3 полных дня в Париже для нас были бы перебором. Честно говоря, я был уверен, что мы поедем в Амьен или Реймс, поскольку тамошние соборы давно являются для меня очень лакомыми. Но при более тесном рассмотрении выяснилось, что в обоих городах, кроме соборов, особо интересных мест очень немного. И вот тут, не помню уже как, и «всплыл» Руан, который при первой же «пробивке» по фотосайтам поразил меня обилием достопримечательностей именно в нашем вкусе.
Вообще при всех различиях моего отношения к Испании и Франции я поймал себя на мысли, что в обеих странах мне больше нравятся центральные и северные регионы. Как солнечной Андалусии я предпочитаю брутальную Кастилию, так и во Франции Руан, Шартр, Сен-Мишель произвели большее впечатление, нежели города Прованса и Лангедока, которые мы посетили в предыдущей поездке (за исключением Каркассона, который в моём рейтинге проходит отдельной «строкой»).
Билеты на поезд из Парижа до Руана мы покупали в максимально заблаговременный срок, за 3 месяца, благодаря чему они обошлись очень дёшево – по 10 евро на человека в один конец. Так что ранее бронирование на французских железных дорогах однозначно рулит !
В Руане у нас было около 5 часов, и за это время мы сумели, благодаря грамотно составленному маршруту по городу (моя скромность опять налицо !), посмотреть все самые интересные места, пообедать и даже съездить в ближайший пригород Бонсекюр, чтобы увидеть очень красивый местный Нотр-Дам.
Руан, лежащий, как и Париж, на берегах реки Сена, является столицей Верхней Нормандии. Когда поезд, подъезжая к Руану, пересекал Сену, сквозь пролёты моста открылась панорама города, на которой, если присмотреться, можно увидеть шпили и башни собора и основных церквей:
Руанский вокзал не входит в перечень местных достопримечательностей, но у нас появилось желание его сфотографировать:
И ещё одна достопримечательность Руана находится неподалёку от вокзала – так называемая башня Жанны д’Арк, в которой она провела последние месяцы своей жизни в плену англичан.
Башня – единственное, что уцелело от руанского замка, построенного в самом начале 13 века королём Филиппом II Августом – тем самым, который несколькими годами раньше основал в Париже крепость, которая позже стала известна как Лувр.
Если Руан нельзя назвать готической столицей Франции, то я не знаю, кому ещё может принадлежать этот титул. И если парижская готика в основном искусно спрятана в кварталах 18-19 веков и не определяет лица города, то в Руане она явно доминирует, по крайней мере – в пределах исторического центра города.
Руанский собор великолепен, но в городе есть ещё несколько готических церквей, которые мало чем ему уступают. Например, церковь аббатства Св. Уэна (St. Ouen), расположенная рядом с городской ратушей. Само аббатство является одним из старейших во Франции (основано в 8 веке), а церковь в своём сегодняшнем виде в основном относится к 15 веку. По своим внушительным размерам она превосходит даже собор, но это совсем не главное её достоинство – сама церковь является прекрасным образцом классической пламенеющей готики и смотреть на неё – просто заглядение:
Рядом с церковью (а точнее - перед местной мэрией) установлен памятник Наполеону:
Кроме остроконечных шпилей, сквозь вязь которых просвечивает небо, что придаёт им невесомость и воздушность, над церковью возвышается центральная восьмиугольная башня-фонарь, получившая неофициальный статус "герцогской короны Нормандии».
В Руане много связано с Жанной д’Арк, след которой остался и в истории церкви St. Ouen: на здешнем кладбище ей объявили приговор, обрекающий её на сожжение, если она не отречется от своих «ересей».
Тем, кто, как и мы, восторгается готическими храмами, я рекомендую обязательно обойти здание церкви, чтобы полюбоваться классическим «корабельным» ракурсом со стороны апсиды:
К сожалению, нам не удалось побывать внутри церкви, т.к. она закрыта для посещения по пятницам и воскресеньям, а мы были в Руане как раз в пятницу. Впрочем, я знал об этом, но всё же надеялся на небольшое чудо: слишком часто в разных странах мы сталкивались с ситуациями, когда некая достопримечательность и информация о ней живут разными жизнями…
Куда более обидно было увидеть в реставрационных «лесах» ещё одну великолепнейшую готическую церковь - Сен-Маклу (St-Maclou). На нашу долю выпал только шпиль – единственная часть церкви, не закрытая реставраторами:
Если пройти под небольшую квадратную арку напротив церкви, окажемся в атриуме Сен-Маклу (Aître St-Maclou).
Это один из последних средневековых некрополей Европы, расположенных в центре города - кладбище для жертв Большой чёрной чумы 1348 года. Сегодня это тихий и тенистый двор, а в зданиях по его периметру находится школа Изобразительных искусств. Однако и сейчас общий дух атриума и окраска домов вполне соответствуют тёмному и трагическому прошлому этого места.
Но атриум-некрополь всё ж представляет исключение на общем фоне пёстрых и живописных улочек в центре Руана, большинство из которых застроено фахверковыми домами. Вообще техника фахверка, заключающаяся в доминировании деревянных балок в качестве опорных и несущих конструкций, широко распространена во многих странах северной Европы (хотя есть мнения, что первые здания такого рода появились в Японии). Не могу оценить утилитарные качества этой технологии, но то, что она придаёт сооружениям красоту и шарм – несомненно.
Руан иногда называют фахверковой столицей Франции. Насколько это соответствует истине, судить не мне, но подобных домов здесь действительно очень много (по некоторым данным – около 2000). Интересно, что в фахверковой конструкции часто встречается такая особенность, как этажные выступы, т.е. каждый последующий этаж выступает вперёд относительно нижнего. Существует много объяснений этого факта, но в целом преобладает мнение, что это повышает устойчивость здания к действию влаги: благодаря выступам дождевая вода, попадая на фасад, не стекала с этажа на этаж, а «скапывала» непосредственно на землю. Правда, при этом остаётся вопрос защиты самого верхнего этажа, но это уже слишком глубокая мысль для моего незамысловатого путевого оливье.
Исторический центр Руана очень компактен (пересечь его от вокзала до Сены по центральной улице Жанны д’Арк можно ровно за 15 минут), и от Сен-Маклу уже рукой подать до собора. Мы идём по улице Сен-Ромен, которая имеет типично средневековый брутальный, несмотря на отдельные фахверковые дома, вид:
Руанский собор… Он прекрасен ! Это один из самых впечатляющих готических соборов, которые я когда-либо видел. И именно по этой причине мне трудно о нём писать: в одной стороны, читателю будут неинтересны мои восторги, с другой – глупо повторять сведения, которые легко можно почерпнуть в Википедии и прочих источниках… Поэтому я ограничусь кратким рассказом о нашем посещении собора и некоторыми фактами, которые лично мне показались наиболее интересными.
В собор (освящённый в честь Богоматери, а потому тоже называемый Нотр-Дамом) мы вошли через боковой портал Книготорговцев (Le portail des Libraires), названный так из-за того, что в Средние века вокруг него располагались книжные лавочки:
Интерьеры собора*:
Так называемая лестница Книготорговцев (Escalier de la Librairie):
В деамбулатории (так в соборах называется круговой обход за алтарём) расположена галерея скульптур. Как я понял из корявого перевода французской Википедии, в какое-то время эти статуи находились на фасаде собора, но когда и почему были сняты, мне узнать не удалось.
Каждая скульптура подписана, но и без этого некоторые персонажи легко угадываются, например, апостол Пётр – по ключам «от рая», а ветхозаветный царь Давид – по гуслям *.
В сокровищнице собора хранится свинцовый ковчег с сердцем известного английского короля, героя многочисленных книг и фильмов Ричарда Львиное Сердце. Согласно своему завещанию король был похоронен в трёх местах: тело - в аббатстве Фонтевро (Fontevraud) рядом со своим отцом, внутренности - в церкви (ныне разрушенной) замка Châlus Chabrol, а сердце – здесь, в Руане.
В соборе есть клуатр, в него нельзя выйти, но он хорошо виден снаружи:
Нам не очень повезло: часть главного (западного) фасада, включая готическую розу, была на реставрации. Но не будем гневить Бога (вспомним Сен-Маклу !): весь остальной собор, в том числе и обе башни, был доступен обозрению и восхищению:
Левая (если стоять лицом к собору) башня Сен-Ромен – самая старая часть фасада, построенная ещё в 12 веке (за исключением её последнего этажа и шпиля, что бросается в глаза по разнице в цвете). Есть гипотеза, что первоначально она стояла изолированно от здания собора служила оборонительной башней.
Интересна история строительства правой, более молодой (начала 16 века), башни, называемой Масляной: её возвели на деньги, за которые некоторые богатые горожане покупали себе право есть во время постов масло и молочные продукты. Как обычно, коммерческая жилка церкви, равно как и её беспринципность, оказались на высоте ! Кстати, подобная же история имела место при возведении одной из башен ещё одного великого французского собора - в Бурже.
В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал: «...Таков кафедральный собор в Руане, который был бы целиком готическим, если бы острие его центрального шпиля не уходило в эпоху Возрождения». Речь, видимо, шла о шпиле, сломавшемся при ударе молнии в 1822 году. Вообще шпилям руанского Нотр-Дама не везло больше всего – они неоднократно разрушались и заменялись новыми. Последний раз это произошло во второй половине 19 века, когда над собором взметнулся чугунный шпиль. Его строительство шло очень долго, чему способствовали финансовые проблемы и многочисленные возмущения знаменитых и уважаемых людей. В частности, Гюстав Флобер назвал её «экстравагантным творением жестянщика», археолог и историк Дидрон - «чудовищным соединением железа с камнем», нормандский писатель Эжен Ноель – «железной дорогой к небу».
Сегодня шпиль собора является самой высокой чугунной башней в мире, благодаря которой сам Нотр-Дам занимает 4-е место в списке самых высоких церквей (151 метр), уступая всего 6.5 метров Кёльнскому собору (первое место в этом списке принадлежит собору в немецком городе Ульм, чья высота составляет 161.5 метра).
Я обещал не увлекаться описанием исторических фактов, но один из них показался мне настолько интересным, что я решил рассказать о нём подробнее. Это «история любви» французского художника- импрессиониста Клода Моне и… руанского собора.
В конце 19 века К. Моне, живший недалеко от Руана, начал писать одну из самых известных в мире серий картин. На каждой из них было изображено только одно – главный фасад руанского Нотр-Дама. Все картины писались с одной точки – разным были только погода и освещение. Это отражено в названиях картин: «Собор в полдень», Собор в солнечном свете», «Собор в сумерках», «Собор в тумане», «Собор в пасмурную погоду» - всего около 50 картин.
После того как, несмотря на усилия друга художника Жоржа Клемансо, ставшего впоследствии премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии, картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам. Часть из них можно увидеть в Париже: в Лувре и музее д`Орсе.
Руанская готика не ограничивается «большой тройкой», о которой я рассказал выше. Вот ещё несколько сооружений, менее известных, но тоже создающих готическое лицо города *:
На последней фотографии – бывшая церковь Сен-Лорен, в которой ныне находится Музей металлоконструкций Ле Сек де Турнелля (Musée de la Ferronnerie, или Musée Le Secq des Tournelles). Он был основан в 1920 году и содержит самую большую (по некоторым данным - единственную) в мире коллекцию изделий из металла: элементы архитектуры, вывески, замки, молотки, кофемолки, драгоценности, предметы одежды. Нынешние экспонаты ранее принадлежали французскому художнику и фотографу Жак-Луи Анри Ле Секу де Турнеллю (Jacques-Louis Henri Le Secq des Tournelles), а музею их подарил его сын. Мы не стали заходить в музей, но сфотографировали зал бывшей церкви, заполненный экспонатами *.
Башня церкви Сен-Андрэ (Saint-Andre), построенной в самом начале 2-го тысячелетия, несколько раз разрушаемой и окончательно снесённой в 1861 году при расширении центральной улицы Жанны д′Арк:
Кстати, жаль. Церковь была небольшой, но очень симпатичной *.
Ещё одним примером руанской пламенеющей готики является здание Дворца правосудия, в котором ранее заседал парламент Нормандии:
Мы продолжаем прогулку по Руану и от собора направляемся к площади Старого рынка (Place du Vieux-Marche) по пешеходной улице Больших Часов (rue du Gros-Horloge). Нетрудно догадаться, что такое название неспроста, и где-то здесь должны быть часы. Впрочем, долго искать их не надо: они действительно большие и видны из любого места улицы. А на солнце позолота их оформления просто сияет:
Кстати, часы были сооружены в конце ещё 14 века. Их диск, сконструированный в 1527 году, показывает планету, соответствующую дню недели: Луну, Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру, Сатурн и Солнце.
Я не знаю, какая площадь считается в Руане главной, но то, что Старорыночная является самой большой – несомненно. В её центре можно увидеть сооружение, по сравнению с которым католическая церковь посреди кордовской Мескиты, стеклянная пирамида во дворе Лувра и все скульптуры Церетели вместе взятые просто меркнут. А А.Гауди выглядит классиком жанра. Это совершенно бесформенная (и вне какого-либо стиля) церковь Жанны д′Арк, построенная совсем недавно – в 1979 году. Её трудно описать, да, пожалуй, и незачем...
Нет, я не против новоделов и экспериментов, но мне кажется, что всему есть своё место и свои рамки. Мне трудно сказать, чем руководствовались те, кто принимал решение соорудить такую церковь именно здесь – на месте, где в 1431 году был разведён костёр, на котором сожгли Жанну д′Арк. Впрочем, Бог им судья, а вот за этот уголок Старорыночную площадь можно смело рекомендовать для посещения:
Где-то здесь в одном из кафе мы пообедали. И это был самый вкусный обед (и не слишком дорогой по местным понятиям) за все наши французские путешествия. А десерты – запечённое в карамели яблоко и ореховый щербет со сливками и клюквенной подливкой – я помню до сих пор. Тут же мы попробовали совершенно новый для меня напиток, называемый Монако: пиво с сиропом (не знаю, с каким именно пили мы, но сейчас прочитал, что вообще классическим вариантом является гранатовый). Вкус оказался очень своеобразным и скорее приятным, нежели нет. Так что при случае я его обязательно повторю.
Совсем рядом со Старорыночной находится ещё одна старая площадь - Девственницы (Place de la Pucelle). Возможно, такое название пошло с тех времён, когда считалось, что Жанну д′Арк сожгли именно здесь. Она интересна тем, что, во-первых, представляет собой ещё один живописный уголок фахверка:
А во-вторых, зданием отеля Bourgtheroulde, возведённого в 16 веке в качестве особняка высокопоставленного лица при правительстве Нормандии.
На одном из фасадов внутреннего двора отеля-особняка сохранились барельефы, изображающие сцены из поэмы Петрарки "Триумфы" *.
После того, как мы закончили прогулку по наиболее интересным местам Руана, у нас, как мы и рассчитывали, до поезда ещё оставалось время. Мы использовали его для того, чтобы съездить в небольшой район Бонсекюр (Bonsecours) и посмотреть очень красивую церковь Богородицы (Basilique Notre-Dame de Bonsecours). Неоготическая базилика построена в середине 19 века и является прекрасным зрелищем для любителей подобного стиля:
Интерьеры церкви раскрашены в сине-жёлто-бордовые тона по примеру парижской Сен-Шапели *:
Интересно, что самая чтимая икона базилики Бонсекюра – православная, что нечасто бывает в католическом мире*.
Перед главным фасадом Нотр-Дама установлен памятник Жанне д'Арк, украшенный золотой статуей архангела Михаила:
Мне подумалось – вот монумент, достойный Старорыночной площади в Руане…
В маленьком Бонсекюре нам приглянулись ещё 2 вида: местная мэрия и красиво увитый зеленью неопознанный дом*:
В Бонсекюр из Руана можно легко и быстро доехать на автобусе 21, который отправляется от остановки Theatre des Arts, расположенной на берегу Сены рядом с улицей Жанны д′Арк. В зависимости от дорожной обстановки время в пути составляет 10-15 минут.
по Франции