Китайская грамота или наше знакомство с Поднебесной

Отзыв написан: 6 июля 2012 г.
Посещенные курорты: Лоян, Чэнду, Гуйлинь, Гонконг

Китайская грамота или наше знакомство с Поднебесной.

Мысли о Китае бродили в голове давно, но все как-то не складывалось. И вот вдруг пришла идея навестить нашего друга Диму в Гонконге, потом подумалось, что две недели в Гонконге пожалуй многовато, и началось…. Как только я окунулась в описания и путеводители, сразу же поняла насколько огромен, интересен и необычен Китай. И что я хочу всего и много! Пришлось очень тщательно выбирать и вот что получилось: Пекин – Лоянь – Чэнду – Гуйлинь – Гонконг. Мало, но что поделать – отпуск не резиновый. Единомышленники откликнулись и согласились с маршрутом сразу. Предварительно поговорив с бывалыми людьми, уже посещавшими Китай, мы заказали все, что можно – весь транспорт и  все гостиницы во избежание «несчастных случаев» с непониманием и т.п. И наша компания из 7 человек отправилась в путь.

Пекин

Так как это столица Китая, сведений о нем больше всего, не посетить его было невозможно. Название Beijin означает северная столица. Один из императоров династии Мин в 1421 году перенес сюда столицу государства. Огромный город с населением 17, 5 млн. человек. Ну и конечно достопримечательностей там много, а самые известные – Запретный город и Великая стена. Мы запланировали провести в Пекине 3 дня, включая день приезда. Нами забронирована гостиница Beijing Saga Youth Hostels – расположена недалеко от центра, недорогая, все необходимое для проживания есть, чисто.

Вылетать из Москвы должны были 17 марта поздно вечером. Самолет задержался на пару часов из-за сильного снегопада в Пекине, поэтому  попали мы в Китайскую зиму. Получив багаж, народ не захотел морочиться с общественным транспортом, и поехали мы даже не на такси, а на частниках, заплатив какую-то астрономическую сумму. Для справки: от Пекинского аэропорта ходит автобус (16 юаней с человека), есть поезд (25 юаней с человека) и вообще общественный транспорт в Китае очень дешевый. Поездка на городском автобусе – 1 юань, на метро 2 юаня.

Но довезли нас быстро и без проблем, в гостинице  сначала не очень понимали и просили какую-то дополнительную плату, кроме обязательного депозита, но договориться в результате получилось быстро и довольные мы пошли заселяться. Про депозит – во всех китайских гостиницах при заселении берут депозит (порядка 100 юаней), который при окончательном расчете возвращают полностью. Делают это на случай, если вы потеряете ключ или что-то испортите, а платить не захотите, очень умно.

Наша гостиница находилась в центральной части Пекина в одном из старинных районов, называемых  хутунами. Это немногочисленные кварталы старинной застройки, чудом уцелевшие во время культурной революции, когда сносилось все и вся для построения нового светлого общества. В те же времена в Пекине истребили всех собак и кошек, потом принялись бороться с воробьями и другими птицами, якобы виновниками малых урожаев зерновых, а когда после истребления птиц развелись всякие вредные насекомые, сняли дерн со всех окружающих  Пекин полей и лугов, получив в качестве компенсации за эти деяния пыльные бури. Ну что-то я углубилась в грустное. Наверное потому, что день приезда был не самым удачным в нашем путешествии. Все произошло из-за того, что Пекин слишком необычен и огромен, а мы пытались обойти его пешком. Во всех больших азиатских  городах, которые мы посещали раньше, центр был какой-то компактный, разнообразный с различными узнаваемыми ориентирами, а здесь – по карте получается, что до всех достопримечательностей рукой подать, а на самом деле – идти и идти, так что путеводители не обманывают – лучше всего по Пекину передвигаться на метро! Да и сами современные здания показались довольно безликими. Кроме того, погода не способствовала прогулкам, было холодно и мрачно. Не найдя чего-либо примечательного и интересного на своем пути, мы решили поужинать в первом попавшемся кафе и вернуться отдыхать. И тут-то впервые столкнулись с языковым барьером – китайцы приветливо улыбаются, слушают и не понимают, иногда даже язык жестов!!! Но почти всегда находится кто-то способный помочь. Так и в этот раз хозяева кафе кликнули какого-то парня понимающего по-английски и как по мановению волшебной палочки мы получили прекраснейшие яства – пельмени, супы и прочее. Правда сразу столкнулись с тем, что кушать придется палочками – ну Китай есть Китай и ничего не попишешь, здесь так положено. После еды наш благодетель старательно принялся заманивать нас в свою художественную галерею. Мы пытались отбрыкаться и сказать, что, мол,  лучше завтра, но пришлось все же зайти. Вообще-то о содеянном я нисколько не пожалела, потому что его картины на шелке оказались действительно симпатичными, а сувениры для друзей и родных приобретать мы собирались, поэтому, поговорив о Конфуции и Лао-Цзы с художником, поразив его своими «познаниями», заработав скидку, купила несколько картин. Сразу хочу сказать, что можно и нужно торговаться, как и в любой восточной стране. Цена падает сразу почти вдвое. Довольная приобретением, возвратилась к друзьям, и мы отправились домой. Вечерело, холодало, поэтому посиделки в номере  были очень душевными. Перед тем, как окончательно засесть в номере, заказали на утро поездку на Китайскую стену в район Цзиншанлинь, так как по отзывам там самые красивые виды и мало посетителей.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что несмотря на прохладную погоду, выглянуло солнышко и наш хутун уже не казался таким унылым как вечером. Испугавшись холодов и ветра в горах, натянули на себя все самое теплое и отправились на покорение стены, нет СТЕНЫ – именно так хочется назвать ее сейчас, после увиденного. Ехать до Цзиншанлиня около 3 часов, поэтому некоторые досматривали сны, а некоторые любовались пейзажами. Мы еще раз убедились, что Пекин огромнейший современный город с широченными улицами, небоскребами, многоэтажными транспортными развязками и очень чистый!!!! Мусор собирается, тщательно сортируется и отправляется на переработку. Выехав из города, обнаруживаем, что все окружающие город поля аккуратно распаханы, разделены на ровненькие грядки, правда, из-за холодной погоды всходов пока не видать. Масса каких-то посадок очень напоминающих виноградники, и плантации фруктовых деревьев.  Часа через два въезжаем в горы, как будто припорошенные сахарной пудрой. И вот остановка – приехали. Сопровождающий рассказывает нашей интернациональной группе, состоящей из русских и немцев,  программу поездки, дает ценные указания, и мы отправляемся на приступ. Несмотря на красоту природы, чистейший снежный покров и прозрачный горный воздух, сталкиваемся с некоторыми неприятностями – свежеутоптанный снег страшно скользкий, поэтому идти по ступенькам,  ведущим к стене очень трудно. Не запаслись мы подходящей обувью! Рядом с нами постоянно идут добровольные помощники. Есть тут такая работа – страховать туристов, получая за это небольшое денежное вознаграждение. Поднявшись на стену, мы восхищаемся окрестными видами и тянущейся на много километров вдаль в обе стороны стеной. Наш гид рассказывает  о предназначении стены, о том, как и сколько времени ее строили, сколько народу погибло при ее возведении, инженерные особенности, применявшиеся при строительстве. А потом указывает направление и конечный пункт, до которого мы можем дойти за отведенное для экскурсии время. И мы бодро отправляемся в путь, теряя по дороге членов группы, залюбовавшихся видами или просто медитирующих в понравившихся местах. Мы с Ваней вырываемся далеко вперед – не потому, что какие-то бодрые, просто очень интересно дойти до конечного пункта. К нам присоединяются две местные девушки, подсказывающие наиболее удобные места для преодоления препятствий, а их на нашем пути достаточно. Через некоторое время восстановленный участок кончается, и дорога становится несколько труднее, а учитывая скользящий под ногами снег,  надо соблюдать максимальную осторожность. И тут наши проводницы научили нас замечательному китайскому слову «Маманда!», означающему, вероятно «опасность» или «осторожно». Нас это забавляет, а наших добровольных спутниц еще больше. ИДЕМ ПО ВЕЛИКОЙ СТЕНЕ! Любуемся совершенно фантастическими видами, иногда даже напеваем какие-то наши бодрые песни, вызывающие восторг у спутниц и, наконец, видим  Цветочную башню. Преодолеваем очень крутой подъем, и вот мы в конечном пункте экскурсии.  Впечатления переполняют,  нами овладевает полный восторг. Любуемся открывающимися видами убегающей в горы стены и хоть и неохота возвращаться, но пускаемся в обратный путь. Это грандиозно! С сожалением прощаемся со стеной, по которой хотелось бы пройти по всей ее протяженности, и начинаем спуск. Слава Богу, все происходит удачно, несмотря на падение Вани Александрова, который отделался легким испугом. После замечательного похода, нас приглашают пообедать в традиционном китайском стиле: на большом круглом столе со специальным вертящимся кругом располагают множество закусок и традиционную большую чашу с рисом, выдают тарелки и палочки – можно приступать к банкету! Рис, как и во всех восточных странах, очень вкусный, а закуски на выбор – есть очень острые,  и просто кисло-сладкие -  замечательная возможность попробовать  китайские кулинарные изыски. В общем, экскурсия была просто шикарная. День прошел не зря. После возращения некоторые члены команды побежали  за более удобной обувью. Вечерело, обсудив планы на завтрашний день и выпив традиционного пива, разошлись отдыхать. А я, памятуя о том, что времени мало и надо еще отыскать Запретный город, отправилась на разведку по вечернему Пекину. На этот раз мне удалось найти основное направления для завтрашнего похода, и довольная собой я вернулась в наше гнездышко.

Утром завтракаем, собираемся и отправляемся в Запретный город. На этот раз поиски увенчались успехом – мы его нашли, несмотря на расстояние, отделяющее эту достопримечательность от нашей гостиницы. Только сейчас, по прошествии некоторого времени, я начинаю понимать, что Пекин местами действительно похож на Москву. Дорога, приведшая нас к площади Тяньаньмынь, напоминает Ленинский проспект, только, пожалуй, немного пошире будет J. А сама площадь просто необъятных размеров, оценить которые можно только посмотрев на нее с высоты входных ворот дворца. Немного передохнув, заходим в Запретный город. Из истории: окончательно построен как резиденция китайских императоров в начале 15 века, когда Пекин стал столицей Китая. Запретный, потому что простой китаец не мог ступить на территорию – это отдельный город в городе с населением около 100000 человек. Кроме императорской семьи в нем жило большое количество «обслуживающего персонала» - охрана, повара, чиновники, гарем и т.д. Вся жизнь обитателей дворца происходила по строго установленным правилам этикета. После захода солнца в запретном городе мог оставаться только один мужчина – император, исключение делалось только для евнухов, число которых доходило до 1000 человек. Собственно это была золотая клетка, в которой жил император со своими приближенными.  Планировка внутри дворца строго геометрическая и наверное из-за этого, а может и из-за однообразия построек и отсутствия какой-либо зелени в центральной части, на нас он не произвел должного впечатления. В течение часа мы пытались постигнуть и проникнуться, но не получилось. Зато пройдя  Запретный город и поднявшись на вершину Угольной горки, (так называется парк, расположенный за дворцом, мы получили истинное удовольствие, любуясь замечательными видами Пекина и дворца с высоты. Кроме того, в парке много зелени, изящных беседок, укромных уголков и небольших симпатичных храмов, а также ларьков с сувенирами, в которых можно померить традиционные головные уборы и сфотографироваться в них. Возвращаться после прогулки решили на метро, благо по дороге мы встретили несколько станций, поэтому трудностей не возникло. Билет в метро стоит 2 юаня за одну поездку, примерно 9 рублей. Все очень понятно и просто, названия станций, слава Богу, дублируется на английском языке. Кроме того, что на метро передвижение гораздо быстрее, у нас была еще одна цель – разведать дорогу на железнодорожный вокзал, с которого нам предстояло вечером отправляться в следующий пункт нашего путешествия – Лоянь. Возвратясь в гостиницу, мы немного отдохнули, подготовились к отъезду,  пошли пообедать и еще немного побродить по городу. Конечно же я не могла пропустить продуктовый рынок – это  хобби – посмотреть что едят китайцы. Разочарована я не была, правда из экзотики попались только несчастные зеленые лягушки, покорно сидящие в сетках и ждущие своей участи. Конечно множество морепродуктов, некоторые из которых я даже не смогла определить, фрукты, овощи и зелень различных видов, грибы странных конфигураций и разноцветная  лапша. Интересны продуктовые магазинчики: ассортимент, как правило, не очень разнообразен, подозреваю из-за обилия уличных продавцов еды. Они здесь повсюду, но на первых порах не очень-то разберешь что к чему, что годится для наших желудков, а что вообще невозможно есть из-за необычных приправ или чрезмерной остроты. Но все же нам удалось найти и попробовать местную колбасу, что-то типа вяленого сладкого мяса, почти безвкусный соевый сыр. А вот крекер, всяческие сладости и печенье разнообразные и очень вкусные. Везде можно купить Кока-колу и другие безалкогольные напитки. Реже встречается китайское вино и  водка. Пробовали, не понравилось.  Но вот и пришло время распрощаться с нашей гостиницей и отправляться на вокзал. Такси решили не заказывать и воспользоваться им только в крайнем случае – зачем переплачивать, когда и на метро можно спокойно добраться? Все получилось довольно удачно, правда в метро нас все-таки немного помяли – час пик однако и в Пекине бывает! Выйдя на нужной станции,  сориентироваться в темноте не смогли, поэтому последний участок пути проехали все же на такси. Вокзал оказался огромным и сначала немного напугал своими размерами и суетой, но оказалось что и тут все просто – номера поездов написаны на табло-указателях  и стрелками показано куда идти. Залы ожидания просто огромные с множеством ларьков и магазинчиков. Посадка на поезд начинается где-то за полчаса до отправления, на платформу можно выйти только предъявив билет. В этом поезде мы едем с шиком – в мягком (купейном) вагоне. Китайцы, как правило, в таких вагонах не ездят, выбирают билеты подешевле в плацкарт или вообще в сидячий вагон, поэтому в мягких вагонах путешествуют иностранцы. Так и есть – кроме нас в вагоне только большая группа немцев. Осматриваемся и обнаруживаем, что полки удобные и достаточно длинные для того, чтобы разместиться с комфортом. В каждом купе обязательно есть специальный термос с кипятком. Кипяток – необходим китайцам и места, где можно им разжиться есть почти везде – и на вокзалах, и в аэропортах. Любят они лапшу-доширак и чай, а без кипятка употреблять эти продукты невозможно J. А вот стаканы в поезде не предусмотрены, поэтому возникают некоторые трудности при посиделках, пьем из чего придется, но мы и с этим справляемся. Поужинали довольно весело, на огонек даже один из группы немцев заглянул – оказалось, что знает несколько русских слов еще с социалистических времен и жил в ГДР. Но ровно в 22 часа гасят свет и баиньки, что тоже неплохо. Выспаться все же надо, рано утром предстоит еще ориентироваться в новом городе.

Лоянь

Город девяти столиц. Был столицей во времена династии Чжоу примерно в 8 веке. С Лояня началось распространение буддизма в Китае. По преданию здесь обучался Конфуций. А также рядом с Лоянем расположен знаменитый монастырь Шаолинь, известный своими боевыми искусствами. Кроме того, Лоянь –столица пионов, но, к сожалению, фестиваль пионов проводится с 15 апреля и мы на него никак не попадали. На Лоянь у нас отведено около суток, так как сейчас это обычный промышленный город. Гостиница, в которой мы остановились - Luoyang Yijia International Youth Hotel выбрана нами по тому же принципу, что и остальные – расположение в центре города, недорого, есть все самое необходимое для проживания, чисто.

Ранним хмурым утром въезжаем в Лоянь. При выходе из вагона начинается нешуточный холодный дождь и становится как-то неуютно. Здесь мы столкнулись с трудностями – довольно долго не получалось поймать такси. Пока шли к стоянке, все машины  быстренько рассосались – китайцы оказались гораздо проворнее нас и разъехались по своим адресам, оставив нас торчать под дождем. Кроме того, здесь никто вообще не разговаривает по-английски и понимать нас особо не хочет. Но нашлась таки добрая тетенька, которая помогла бедным туристам поймать такси и добраться по нужному адресу, тем более, что гостиница наша совсем небольшая и сразу мы ее и не приметили.  К счастью, в гостинице нас понимают хорошо, и по некоторым признакам понимаем, что туристы здесь не в новинку. На стенах очень подробные описания местных достопримечательностей на английском языке с рекомендациями, на каком транспорте можно добраться, что очень меня радует. В Лояне у нас запланировано остаться всего на сутки, поэтому очень важно быстро сориентироваться. Войдя в номера, мы поражаемся необычайному и оригинальному дизайну – такого мы еще не видели! Окна совмещенного туалета и душа выходят на улицу, а все это сооружение стоит на небольшом возвышении и отделено от жилой площади стеклянной стеной! В общем, на унитазе можно сидеть как на троне, обозревая окрестности в разные стороны, ну а для особо скромных, конечно, предусмотрена  занавесочка.  Размещаемся, перекусываем остатками наших припасов и начинаем строить планы. Погода мерзейшая, но и в номере сидеть не хочется, поэтому решаем все-таки предпринять вылазку в пещеры Луньмэнь, расположенные неподалеку от города. Ваня сразу отказывается от этой затеи и предпочитает остаться в номере, ну а все остальные отправляются на поиски приключений. Автобус находим почти сразу, нам даже удается узнать, что едем мы в правильном направлении, стоит поездка по 2 юаня с человека и выходить нужно на конечной, а это значительно облегчает ориентирование.  Ехать с местными жителями довольно забавно – все с удивлением таращатся на белых людей, в Китае принято рассматривать то, что интересно ничуть не смущаясь. Сами китайцы очень шумные, а кроме того, в нашем автобусе по-видимому ехали и какие-то селяне с большими мешками, они тоже довольно неуверенно себя чувствовали и боялись проехать свою остановку, потому что когда водитель остановившись что-то им сказал, они похватали свои мешки и толпой выскочили из автобуса, возбужденно галдя! Ну а дальше примерно в течение часа мы пробирались по пробкам через какие-то стройки к месту назначения. И вот нас вытряхивают на конечной остановке – картина маслом: какие-то ободранные домики, грязь, лужи, заборы и хлещет непрекращающийся холодный дождь! Куда идти непонятно, местных жителей нет…. Водитель автобуса тыкает пальцем направление вперед, и мы уныло тащимся по лужам к небольшому поселку. Ноги промокают тут же, становится еще противнее. В поселке заходим в магазинчик и быстренько приобретаем разноцветные плащики, все же повеселей.  Местные жители указывают направление, и нам все-таки удается найти пещеры. Покупаем билеты и идем  знакомиться  древним китайским буддийским искусством. Лоянь – город с которого началось продвижение буддизма из Индии в Китай. Создание храмового комплекса Луньмэнь началось в 5 веке н.э., тогда Лоянь был столицей Китая. Для императора и его двора был особенно важен этот большой религиозный комплекс, который возводился по инициативе императора и при его поддержке. Считается, что лицо Будды в центральной пещере повторяет черты императора, в Китае древние правители считали себя воплощением на земле божественной власти. Для буддистов этот комплекс имеет большое культовое значение – здесь собрано огромное число священных изображений Будды. Пещеры, украшенные резными лотосами, призваны приблизить человека к вечным тайнам. Считается, что некогда путь к горе указала сама богиня Гуаньинь . Особенно много изображений в гроте, известном как Храм 10 000 Будд, самое большое изображение Будда Вайрочана в пещере Фэнсянь. Высота этой статуи – 17 метров. Контраст ей составляют маленькие статуи Будды в Пещере лотоса, эти статуи – высотой не более 2 сантиметров. А также в гротах множество высеченных на скалах надписей. Имеется даже целый грот медицинских рецептов,  которые используются в традиционной китайской медицине и сегодня. Нам повезло только в том, что в такую погоду, когда хороший хозяин и собаку во двор не выгонит, посетителей кроме нас не было, поэтому по мере возможности мы посмотрели все, на что хватило сил. С одной стороны было жаль, что из-за тумана и низкой облачности плоховато было видно окрестный пейзаж, а уж дальние виды вообще терялись в дымке, а с другой стороны потоки и ручейки, стекавшие со скал очень оживляли обстановку и придавали некую динамичность застывшим вековым картинам. Периодически встречались теплые источники, в которых плавали счастливые рыбки – очень хотелось бы залезть к ним и погреться. Возвращались уставшие, замерзшие, промокшие, но довольные. Дождик стих, а запасливые девчонки вытащили небольшую бутылочку горячительного и колбасу. Хлебнув и закусив, уже с песнями отправились на выход. А когда по дороге Ваня Александров рассказал анекдот, все развеселились совсем и забыли про мокрые ноги. Гордясь собственным героизмом,  купили некоторые сувениры в поселке и без приключений добрались до гостиницы. Здесь и разошлись переодеваться, греться и сушиться, что и заняло остаток дня.  Вечером еще пробежались по небольшому старому кварталу города с очаровательными магазинчиками, торгующими принадлежностями для каллиграфии, а также зашли в аптеку с традиционными китайскими снадобьями. Говорят, что в таких аптеках могут определить болезнь по пульсу и сразу же намешать микстурку из морских коньков, костей тигра и каких-нибудь экзотических травок. Выпил – и здоров! Но для этого надо быть китайцем, чтобы хоть что-то пониматьJ. И уже совсем перед сном обсудили планы на завтрашний день. Планов у нас громадье: посетить Шаолинь, а потом отправиться на поезде в следующий пункт нашего путешествия – Чэнду.

Серым мрачным утром пьем кофе с закупленными вечером печеньками и, пока народ собирается, есть немножко времени для прогулки. Рядом с нашей гостиницей расположена небольшая площадь и скверик. Время ранее, поэтому местные жители заняты утренней разминкой. Китайцы все же большие молодцы – группами по 30-40 человек собираются, у каждой такой группы свой тренер, который показывает упражнения, а все остальные участники под музыку повторяют. Замечательное зрелище – кто танцует (обычно тетеньки), кто занимается у-шу, а кто-то устраивает веселые конкурсы и эстафеты. Все это так заразительно, что я не удержалась и тоже присоединилась к  одной из групп. Сделав зарядку, возвращаюсь к гостинице, откуда нас забирают на экскурсию. Группа  состоит из нас и китайцев, девочка-экскурсовод почти совсем не говорит по-английски, поэтому приходится довольствоваться только своими впечатлениями и с помощью языка жестов договариваться о программе нашего мероприятия.  Монастырь Шаолинь располагается в горах Суньшань. Место это овеяно большим количеством легенд, а кроме того, очень популяризовано с помощью фильмов о феноменальных боевых искусствах, которыми владели монахи, поэтому не посетить его мы не могли. Тем более, что наши Иваны по молодости занимались одним из видов восточной борьбы айкидо, правда это боевое искусство не имеет к Шаолиню никакого отношения, но все таки….Дорога занимает чуть больше часа,  и здесь мы опять убеждаемся  как китайцы используют каждый клочок земли для сельского хозяйства, даже в горах, даже на самых крошечных террасах все заботливо возделано. Подъезжаем к монастырю и видим вокруг множество школ боевых искусств, среди которых  с первого взгляда даже непонятно где искать сам монастырь. Входим на территорию и для начала попадаем на шоу, которое показывают для желающих монахи. Вообще-то после просмотренных фильмов оно разочаровало. При хорошем режиссере можно было бы сделать это все гораздо эффектнее, а может мы ждали какой-то сказки? Ведь в легендах рассказывается о всяческих чудесах, например:  некоторые учителя умели облегчать свой вес настолько, что переправлялись через реку на одной бамбуковой тростинке. Некоторые  после нескольких лет медитации и сидения в одной позе, могли сразу вскочить и начать крушить все вокруг. А еще и про таинственные экзамены, которые сдавали ученики, прошедшие курс обучения, в таинственном подвале с множеством манекенов, раздающих удары в полной темноте… После представления осматриваем сам монастырь – он совсем небольшой, довольно уютный и совсем непонятно где же могли тренироваться и придумывать свои приемы монахи, хотя может это все делалось за пределами обители на природе, которая здесь действительно красива. В храме можно совершить молитву, поставив курящиеся ароматные палочки рядом со статуей Будды, преклонив колени на специальную подушечку, а монахи позвонят в колокол, чтобы молитва вознеслась в небо. Только одно произвело впечатление – монастырское кладбище, которое представляет собой лес пагод. Чем больше пагода, тем более уважаемый учитель боевых искусств там похоронен. Конечно, когда что-то становится посещаемым коммерческим туристическим объектом, нечто загадочное теряется и надо очень верить сказкам и легендам, чтобы получить то, что ожидаешь. Нагулявшись по Шаолиню, обедаем в небольшой столовке, где нас прекрасно накормили густым наваристым супчиком, и возвращаемся обратно в Лоянь. По дороге вдруг останавливаемся, и наша экскурсоводша с парой китайцев уходит в неизвестном направлении без всяких объяснений. Пока мы в недоумении гадали, что происходит, оказалось,  заезжали мы к Храму Белой Лошади – одному из интереснейших и древних в Лояне, но наша овца-экскурсоводша ничего не сказала об этом. Обидно, после такого хотелось ее просто прибить!!!!!

Вернувшись в гостиницу, немного отдыхаем, собираемся и дальше в путь. До вокзала добрались на автобусе без всяких проблем (все-таки девчонки в гостинице большие молодцы, объяснили дорогу вполне доходчиво). На вокзале тоже проблем не возникает, здесь все понятно, с указателями тоже все в порядке. Одно лишь насторожило и немножко заставило поволноваться – наш поезд опоздал на полчаса, а все объявления, что по радио, что на табло по-китайски!!!! Вот и думай что происходит? Решили не дергаться и ждать вместе с остальной толпой народа, в конце концов,  не одни же мы в Чэнду едем.  И вот наконец-то выпускают на платформу и вскоре появляется поезд, слава Богу наш. В этот раз мы едем в плацкарте вместе с китайцами, ну что ж, попробуем. Китайский плацкарт отличается от российского тем, что вместо четырех полок в спальных отсеках у них шесть, боковушек нет, а вместо них маленький столик с откидными стульчиками. Наши места разместились следующим образом: 5 мест в одном купе плюс один китаец, а два места в следующем купе…. Меняться невозможно, все равно не поймут, поэтому занимаем свои места, с трудом распихиваем багаж – у нас он немного прибавился за счет покупок, да и китайцы тоже не налегке едут.  Наш попутчик пытается завязать с нами знакомство, но языковый барьер сделать это не дает, тогда он прибегает к последнему способу – компьютеру! Достает ноутбук, включает и показывает нам (ни за что не догадаетесь) наш старый добрый фильм «Семнадцать мнгновений весны» на китайском языке! Тут мы все дружно посмеялись, с помощью улыбок и жестов высказали свое одобрение и принялись за ужин. Каждый сам за свой – наш китаец расслабился, достал какой-то пузырек и нечто съестное, переключил фильм на что-то о Шаолине, чем тоже вызвал наше одобрение, ведь такой фильм можно смотреть и не зная языка. А мы занялись своими припасами. Ехать очень интересно. Я боялась, что будет шумно, но ничего подобного – все занимались своими делами – кто играл в карты или домино, кто-то ужинал, кто-то разговаривал вполголоса, а одна девочка, вдев наушники и нарядившись соответственным образом, танцевала танец живота!!!! Как только пробило 22 часа, свет тут же выключили и хочешь не хочешь пришлось ложиться спать. Разместившись по полкам, мы поняли, что и плацкарте тоже все очень удобно: полки длинные и широкие, вентиляция работает нормально, нет такой духоты как у нас в поездах, но вместе с тем и не холодно. Одно не давало заснуть на первых порах – Ваня и наш китаец захрапели таким мощным дуэтом, что это было просто невозможно, но потом под мерное постукивание колес задремала и я.  Пробуждение утром состоялось от каких-то непонятных звуков. Свесившись в полки, я увидела нашего «интеллигентного» китайца, громко прихлебывавшего лапшу доширак и периодически художественно шмыгающего носом. Забавно, но у них так принято: и почавкать не грех, и громко выразить свое одобрение едой смачным причмокиванием. А за окном проплывали уже совершенно другие пейзажи. За одну ночь мы оказались в  весеннем Китае. Все террасы на окрестных горах расцвечены желтыми пятнами рапса, белоснежными и розовыми куртинками цветущих  плодовых деревьев. К сожалению, никто из нас не догадался снять эту красоту хотя бы из окна поезда, так как больше мы таких красивых пейзажей не встречали. Прямо по холмам карабкаются небольшие деревенские домики, все радует глаз – наконец-то что-то похожее на тепло.

Чэнду

Чэнду – столица провинции Сычуань. Был столицей древнего царства Шу с 3 по 9 век. Славится производством парчовых тканей и чайными домиками. В Чэнду впервые в мире напечатали бумажные деньги. Рядом с Чэнду расположен заповедник по охране и разведению больших панд. Кроме того, в окрестностях города множество других достопримечательностей – гигантский Будда,  Священные горы Эмейшань, Плотина Дуцзянъянь, отсюда многие направляются в Тибет, и еще много всего…

На посещение Чэнду и провинции Сычуань можно запланировать вообще весь отпуск. Остановились мы в гостинице Chengdu Sam’s Hostel and Guesthouse, которая,  несмотря  на дешевизну, оказалась просто самой замечательной в нашей поездке.

Несмотря на опоздание поезда вначале, прибываем в Чэнду мы вовремя. Видимо нагнали время в дороге. Здесь у нас есть одна приятность – нас встречают – мы сразу заметили молодого человека с табличкой «IVAN DEEV». Заранее списавшись с гостиницей,  попросили об этом, что было очень даже кстати. Совсем неожиданно города в Китае оказались такими огромными, что на первых порах в них как-то теряешься, к тому же и языка не знаем. С трудом преодолев столпотворение транспорта около вокзала, довольно быстро добираемся до нашего отельчика, который оказался очень милым и уютным, с цветущим садиком, кафешкой и чайным домиком на территории. И что особенно порадовало – персонал прекрасно объясняется по-английски. Мы быстренько заказали экскурсии в эаповедник панд и в Лешань к Большому Будде, к сожалению, в горы Эмейшань соваться побоялись  – снег с дождем и минус 5 не для нашей одежды и обуви погодка. Разместившись, отправляемся на разведку. У нас всех большая потребность поменять деньги, да и кушать уже хочется. Первая часть нашей программы – обмен денег встретилась с неожиданным препятствием в виде обслуживания в BANK OF CHINА. Сначала нас, как нам самим показалось, поняли, дали бланк для заполнения, но после того, как увидели наши загранпаспорта, что-то их смутило, нас попросили подождать непонятно чего, а потом и вовсе указали на банкомат. Нам с Ваней морочиться не хотелось, поэтому мы просто сняли денег через банкомат, но некоторые уперлись и прочувствовали всю китайскую социалистическую банковскую систему в действии. Деньги они меняли в течение 40 минут. Во время процесса паспорта отсканировали пару раз, долго не нравились подписи, каждый крючочек вызвал вопросы, опять же по-китайски… Не знаю, за кого приняли в банке наших друзей, но было такое впечатление, что за террористов, преступников или кого-то совсем не вызывающего доверия J, а может это просто такая бюрократическая система. Пока шел обмен валюты, я успела заскочить в боковую улочку и увидеть, что поблизости расположен рынок и несколько кафе. Голод погнал нас на поиски еды, поэтому отправляемся искать подходящую кафешку. Тут опять начинается цирк! Ну то, что везде меню по-китайски, к этому мы уже начали привыкать, но то, что даже когда тыкаешь пальцем в фотографию понравившегося блюда и тебя не понимают, приводит нас в состояние тихого шока. Наконец, решаемся приземлиться в одном из заведений, где кормят чем-то вроде фондю. После объяснений с персоналом понимаем, как это все происходит, и отправляемся выбирать шашлычки, лежащие на витрине. Набрав  понравившиеся продукты, зовем официанта, который опять старательно пытается объяснить нам,  как все это готовится, хотя мы все уже давно поняли, Устав от объяснений, садимся за стол, всем своим видом показывая – ну давай уже, мы готовы! Но опять встречаем непонимание. После этого,  нашу растерянность замечает главный менеджер, который  видит, что сотрудники заведения почему-то не могут обслужить посетителей. Тут начинается шоу – он выстраивает всех сотрудников перед входом в заведение, строго что-то выговаривает, все стоят по стойке смирно и смотрят на нас очень странно. После этого выбирают парламентера – девочку, которая, по их словам знает английский. Девочка подходит и после нашего «хэллоу» приходит в состояние полной прострации и наша бурная жестикуляция, типа «несите кастрюлю, мы готовы поесть» не оказывает на нее никакого впечатления, она просто растерянно улыбается с максимальной приветливостью. После этого, рассеженный менеджер подходит к нам  и все-таки приносит кастрюлю, потом официант прибегает с пакетом и начинает объяснять по-китайски что это такое, но нам уже не до того, лишь бы накормили, поэтому жестами показываем – давай! Наконец, в кастрюлю налито масло со специями, после некоторых усилий подожжена конфорка,  и вот мы уже голодными глазами глядим как все это булькает и готовится, чтобы наконец поесть. Тут уже вопросов нет, пробуем то, что выбрали и приходим к выводу, что все не так уж и плохо. Что-то нравится больше, что-то меньше. Попробовали и морепродукты, и овощи, и грибы, и какой-то ливер, и какие-то колбаски. Все остро, но вкусно. Насытившись, пытаемся рассчитаться, и опять натыкаемся на непонимание. Тут уж я включаю все свое терпение, достаю калькулятор и после многочисленных расчетов и объяснений, мы  добиваемся консенсуса, расплачиваемся и выбираемся на улицу. Уф! Удалось. И что самое забавное, официанты поняли каких трудов нам стоило объясниться и все-таки не бросить затею поесть, поэтому дают приз – три кружки! Смешно, но приятно. Благодарим как можем и напоследок заходим на рынок посмотреть на местные продукты. На рынке изобилие фруктов, куча свежеприготовленной еды и как ни странно, нас там понимают гораздо лучше J. Поэтому, купив на вечер лепешек, фруктов и маленьких помидорчиков, отправляемся в гостиницу. А там уже отдыхаем, устраиваем небольшие посиделки, со смехом  вспоминаем сегодняшние приключения и отправляемся спать.

Наутро очень приветливый китайский дядечка везет нас в заповедник панд, который находится  недалеко от Чэнду. Заповедник просто чудо. Как только заходим на территорию, не устаем восхищаться множеством  цветочных клумб, бамбуковых рощиц и небольших прудиков. Все дорожки постепенно приводят сначала к замечательным просторным вольерам с красными (малыми) пандами, они совсем не похожи на панду большую и напоминают косолапых лисичек, которые с удовольствием позируют  посетителям, лазают по деревьям и дают вам первую порцию прекрасного настроения. Налюбовавшись и навосхищавшись, отправляемся по живописным дорожкам дальше, к пандам большим. И вот первый малыш панды, сидящий как в гамаке на развилке большого дерева, а дальше панды во всей красе. Сидят, даже полулежат на полянке и дружно хрустят бамбуком. Такие хорошенькие! Напоминают  больших добродушных хомячков, на которых смотреть просто огромное удовольствие. Кажется, что поставь напротив них столики со стульчиками и можно весь день любоваться этими милыми созданиями. А еще очень хочется их потискать, потрогать, погладить. Ну очень располагают к себе эти животные. Кроме панд, в заповеднике есть прекрасный пруд с разноцветными карпами и лебедями. Если бросить горсть корма для рыб, который продается рядом, то вода превращается прямо-таки в густой хлюпающий широкими ртами разноцветный рыбный суп. А так как лебеди и их детеныши тоже хотят отведать лакомства, то они вынуждены пробираться в этом столпотворении – очень забавно! В общем, удовольствие от посещения заповедника мы получили колоссальное. Всем советую.

Возвращаемся в Чэнду примерно к обеду. Есть еще полдня, которые можно использовать очень даже с большой пользой. Мы разделяемся на тех, кто хочет отдохнуть и побегать по магазинам и тех, кто хочет просто погулять. И вот мы с Ванями предпринимаем вылазку в центр города, чтобы потом пройти к монастырю Вэньшу и в старинный квартал.

Чэнду – огромный город с небоскребами, современным транспортом, есть даже метро, которое мы поначалу и не разглядели. Ориентируясь по карте, выходим сначала на центральную площадь со статуей Мао Цзедуна – одна из достопримечательностей, а потом отправляемся в выбранном направлении.  Улицы разнообразны – встречаются довольно ободранные кварталы, которые постепенно сменяются очень современными высотными зданиями с роскошными магазинами, банками и различными учреждениями. Идем, глазеем по сторонам, сверяемся с картой, а также заходим в заинтересовавшие нас магазинчики, в основном продуктовые и чайные. В одном из магазинчиков нам дают продегустировать чай, и мы покупаем то, что понравилось больше всего. Да, запасы чая растут. В каждом городе покупаем чай для сувениров и личного пользования, а так как сортов чая в Китае великое множество, то даже если покупать по чуть-чуть, и то увезти будет невозможно J! Там же узнаем, что до цели прогулки Вэньшу уже недалеко, уточняем направление и вскоре уже гуляем по монастырю. Он очарователен - небольшие красочные храмы, во дворах курильницы, источающие аромат благовоний, прудики, беседки, все кругом в цвету. В прудиках куча живности: черепахи и крупные лягушки, у всей живности явно период любви, поэтому почти все блаженно греются на солнышке в объятиях партнеров. Кроме того, здесь мы увидели одну из старинных местных особенностей. Многие китайцы держат домашних певчих птиц, а для того, чтобы они не тосковали и имели возможность пообщаться с себе подобными,  выносят клетки в парки или скверы, развешивают по деревьям, и некоторое время их питомцы проводят почти на воле. Хозяева также получают возможность поговорить с друзьями, поиграть в домино, шашки или карты, пока птички получают свою долю общения. Замечательная традиция!  День сегодня выходной, поэтому в храме идет служба. Храм принадлежит к направлению Чань-Буддизма, люди (преимущественно почему-то пожилые тетеньки) ходят кругами по храму и напевают «На Мо Амитофо». Главная задача этой практики памятование имени Будды и осуществляется пением "На Мо Амито фо". Можно петь, можно проговаривать это много раз вслух или про себя, это является разновидностью медитации. Цель, которой, в свою очередь оградить сознание от мыслей. Тоже происходит во время чтения сутр, вашему сознанию просто не остаётся пространства для других мыслей. Единственной фразой, которую повторяете (На мо Амито фо), вы уничтожаете бесчисленные эоны плохих перерождений и карму". Пение "Амитофо" позволяет нам направить сознание к чистоте, гармонии, миру и пробуждению. Наши мысли создают волны, эти волны достигают амплитуды и рождают жадность, гнев, невежество. Когда наши мысли не движутся и разум успокоен, окружающая среда в свою очередь отразится ясностью и спокойствием. Таким образом, повторение живыми существами имени Амитабхи (одно из имен Будды) принесет мир, стабильность, процветание и счастье. Вот такое объяснение увиденному я нашла, роясь в интернете уже значительно позже. Ну а мы, поглядев и послушав, отправились дальше прогуляться по небольшому старинному кварталу. Сразу же нас встречает звучание какого-то китайского музыкального инструмента. Даже странно вроде «один палка два струна», а звук очень мощный и красивый, вот что значит настоящий музыкант. В квартале, зажатом небоскребами, всего-то три улочки, но они как шкатулка с сюрпризами набиты всяческими чудесами: сувенирные магазинчики, чайные домики, прилавки с разнообразной едой, среди меню встречается всяческая экзотика. Порой невозможно понять что это, встретился даже лоток с запеченными головами какого-то грызуна (вкусно, наверное J),  но мы не решились экспериментировать и пообедали пельменями. Вкусно, дешево и быстро! Как мне показалось, пельмени – самая лучшая еда в Китае, хотя, конечно же, я не права. В разных областях своя кухня, свои особенности, свои пристрастия – все попробовать невозможно, да и не всегда хочется. После обеда попадаем в крошечный уголок Тибета – малюсенький храм весь увешанный цветными флажками с молитвами и крутящимися барабанами. Там же купили очень интересный сувенир поющую чашу. Вообще-то, если бы мне еще в Москве не показали это чудо, я просто не заметила бы его. А это действительно интересно: надо поставить чашу на ладонь, ударить деревянным пестиком и водить им по краю чаши, не отрывая. Спустя некоторое время она действительно начинает петь все громче. Звук в зависимости от размера чаши меняется.  Нагулявшись, отправляемся обратно. А так как мы  немного устали, решили проехаться на метро. В Чэнду метро имеет всего две ветки, очень напоминает пекинское и тоже вполне доступно для понимания. После возвращения Ваня решает немного отдохнуть, а мне не сидится, поэтому отправляюсь погулять еще и совершенно не жалею об этом. Рядом с нашим отелем расположен небольшой парк, вот там  и решила поискать новых впечатлений.  День сегодня выходной, поэтому в парке полно народу. Большая часть публики чинно пьет чай в чайных домиках, часть народа веселится как может на небольшой танцплощадке: какие-то тетки воображающие себя фотомоделями или манекенщицами, прохаживаясь «изящной» походкой по ковровой дорожке, к ним присоединился дворник с метлой наперевес – все вокруг радостно смеются и аплодируют. Группа довольно пожилых людей изображает что-то типа акробатического рок-н-рола, молодежь танцует по-своему, а чуть в стороне какие-то бабуля с дедулей плавно выполняют упражнения у-шу, ну и конечно всюду бегают маленькие ребятишки в довольно специфической одежке. У китайцев принято одевать малышей в штанишки с дыркой на попе – где захотел, там и присел делать свое дельце и стирать не надо.  Отправляясь дальше между цветущими деревьями и небольшими живописными прудиками, слышу мощное оперное пение. Ну думаю, еще и оперу посмотрю, но оказалось, что это просто какой-то дядька поет караоке! А голосище- то очень даже… В парке уместилось множество чайных домиков, танцплощадка, парк с аттракционами, пруд с лодочками, а кроме того, проложено еще несколько пешеходных дорожек с мини-водопадиками, полянками с красивыми пейзажами, составленными из камней и растений в больших горшках, да еще и разным рельефом – хочешь в горку иди, а хочешь по ровной местности. Даже странно, как это все впихнуто в такое небольшое пространство!  Но солнце садится, начинает темнеть, и я возвращаюсь в отель. По дороге меня заманивают на массаж.  Это я люблю, поэтому сразу же соглашаюсь понежить уставшие ножки. В этом медкабинете я приобщилась немного к китайской медицине – посмотрела  как ставят банки, сделанные из бамбука, увидела всяческие схемы с указанием активных точек и нанюхалась каких-то снадобий, которыми поливали и омывали мои ноги, прежде чем приступить к массажу. Удовольствие получила колоссальное – размяли по полной программе, хоть опять отправляйся на прогулку. Но пора возвращаться к обществу на традиционные вечерние посиделки, где мы все с удовольствием делимся дневными впечатлениями и планируем завтрашний день.

С утра нас опять забирает из гостиницы все тот же улыбчивый пожилой дядечка, и мы отправляемся в Лешань.  После выезда из города дорога начинает обрастать холмами, обвитыми аккуратненькими чайными террасами и вскоре мы останавливаемся рядом с большим магазином. Все продавцы радостным хором приветствуют посетителей и начинают приглашать на дегустацию разнообразных видов чая. Мы с Ваней уже кое-что закупили, поэтому просто пробуем, а у девчонок начинается настоящий чайный бум – глаза-то разбегаются от разнообразия и хочется купить всего….Минут через 40 все довольные с добычей возвращаемся в машину продолжать путешествие и вскоре въезжаем в Лешань. Я, честно говоря, так и не смогла привыкнуть к тому, что даже маленький город по китайским меркам оказывается таким огромным и везде небоскребы!

Вскоре водитель останавливает машину, показывает нам куда идти, чтобы полюбоваться на местное чудо – Гранд Будду, рассказывает,  где и во сколько будет нас ждать и заводит в кафе, предлагая выбрать себе что-то на обед, который будет готовиться во время прогулки. Мы все воспринимаем и отправляемся за впечатлениями. К сожалению, здесь очень много желающих, преимущественно китайцев – для многих из них это святыня, поэтому приходится постоять в очереди. Сама фигура гигантского Будды высечена в скале, рост его составляет около 70 метров, а для того чтобы дойти до места, нужно подняться на вершину скалы по красивой лестнице, с которой открываются чудесные виды на реку и город. По преданию, а может и на самом деле, статую вырубили в скале для того, чтобы предотвратить многочисленные кораблекрушения, происходившие напротив  в месте слияния двух рек.  Тут проходил торговый путь, а быстрое течение и пороги были серьезным препятствием для купцов. И вот один монах предложил  сделать такую статую – с одной стороны святой будет выслушивать молитвы, а с другой при работе образуется много осколков, которые можно будет сбросить в реку, тем самым укрощая ее бурный нрав. Решено – сделано, и вот теперь множество людей может посмотреть на это рукотворное чудо.

На верхушке скалы большой храм и красивый парк со скульптурами, водопадами и цветами, в котором мы с удовольствием прогулялись, ну а потом влились в толпу, для того, чтобы спуститься по лестнице  и увидеть Будду во всей красе. Стоять приходится довольно долго, потому что несколько  автобусов доставили  большую группу китайцев. Скрашиваем ожидание дегустацией китайского мороженого. Нам понравилось нечто в зеленом фантике, которое оказалось мороженым с горохом! Необычно, но вкусно.

Наконец подходим к  крутому спуску. Аттаркцион был бы совсем неподходящим для тех, кто боится высоты, но здесь все продумано – перила очень высокие и прочные, упасть невозможно. Людской муравейник медленно течет по скале, а величественный Будда как всегда спокойно взирает на все с высоты. Сразу целиком всю статую видно только со стороны реки, спускаясь же по скале, он открывается для взгляда постепенно: лицо, плечи, руки… Все это обрамлено буйной растительностью. Размеры впечатляют. Спустившись, пытаемся снять его целиком, но это довольно сложно. А для масштаба фотографируемся у ног статуи. Полюбовавшись и немного отдохнув, отправляемся в обратный путь по другой стороне скалы. Параллельно с нами поднимается компания китайцев. Особенно забавны девушки, мне их даже стало жалко. Несмотря на жару, бедолаги нарядились в черные кожаные юбки и сапоги на высоких каблуках. Понятно, конечно стремление выглядеть красиво, но лазать по лестнице в таком виде довольно тяжело, поэтому походочка у них такая, как будто только слезли с лошади и еще немного прихрамывают J.  Время нашей прогулки истекает и мы направляемся к выходу, а потом быстро находим нашего гида, который приглашает на обед. Это приходится кстати, мы нагулялись, устали и проголодались. Кормят, как и везде, недорого и вкусно. Пообедав и пробежавшись на прощанье по сувенирным лавкам, отправляемся в обратный путь. День опять принес много впечатлений, усталые добираемся в гостиницу. Завтра у нас еще полдня и они пока свободны, но хочется куда-то еще. Девушки на ресепшн рассказывают куда можно отправиться, и мы выбираем поездку в фольклорную деревню, тем более, что оттуда можно не заезжая в город, поехать в аэропорт, что сокращает не только время в пути, но еще и цену. Это нам подходит, и мы разбредаемся, чтобы провести остаток дня  кто как хочет.  Мне бы хотелось еще погулять по Чэнду и зайти в Храм Черного козла, но сразу найти нужное направление не получилось, поэтому просто прогуливаюсь по городу. Вечереет, включается подсветка и становится очень красиво. Перед сном как всегда делимся впечатлениями, хвастаемся покупками, пробуем то, что куплено на рынке или в магазинчиках, приобщаемся к китайским деликатесам.

Следующее утро у нас довольно ленивое – рано не вставать, так как поездка намечена непривычно поздно – в 10 часов. Спокойно завтракаем в кафе при гостинице, попутно рассматривая стены с фотографиями, оставленными туристами  и забавляемся с рыбками, плавающими в небольшой миске, стоящей прямо на столике и норовящими все время спрятаться под листик кувшинки. Собираем рюкзаки, прощаемся с замечательной гостиницей, ее служащими и в путь.

Дорога занимает около полутора часов и вот остановка. Наш водитель назначает время встречи, и мы отправляемся на прогулку.  Деревня конечно не старинная, но сделана так, чтобы в ней можно было посмотреть образцовую китайскую сельскую жизнь, наверное, как оно должно быть в идеале. На входе местные бабушки продают яркие веночки, которые с большой охотой покупают влюбленные парочки. Можно взять напрокат  бальные или традиционные китайские шелковые платья, что с удовольствием делают даже довольно пожилые тетеньки. Китайцы жутко любят фотографироваться, поэтому встают везде в картинных позах. А зачастую просят туристов сфотографироваться на их фоне, а уж если туристка блондинка – она просто будет звездой, как и была наша Катя. Чистенькая мощеная центральная улица проходит по обе стороны мягко журчащего ручейка, обсаженного плакучими ивами, клумбами с цветами и плодовыми деревьями. В некоторых местах на ручейке сделаны стилизованные мельницы, колодцы и еще какие-то устройства, применяемые в хозяйстве. Домики аккуратные, как будто сошли с картинки. В нижних этажах магазинчики, лавочки, кафе. Люди  торгуют традиционными продуктами питания китайцев, такими, как засахаренные фрукты, разные сладости. Изготавливают некоторые из них прямо в вашем присутствии, например козинаки делают, раскладывая на деревянной колоде орехи и какую-то сладкую массу, а потом просто молотят по этому большими деревянными молотками, получая лепешки, которые потом разрезаются на кусочки. Карамель изготавливают сначала в виде толстого тянучего каната, который переплетают, а потом тоже режут. Кроме сладостей, можно увидеть на прилавках большие лотки с жареными кузнечиками, жуками, личинками шелкопряда, мелкими креветками и рыбками, больших черных скорпионов на палочках, правда, мы так и не заметили, чтобы кто-то это ел…. А может китайцы это тщательно скрывают J?  Узкие, как щели боковые улочки выводят на набережную реки, а там…. И  пристань с лодочками разных размеров и конфигураций, и целая улица ресторанчиков. В каждом из них вам предложат разные блюда, в основном из рыбы и морепродуктов. В общем, и дня не хватит, чтобы все посмотреть и попробовать. Некоторые блюда готовятся очень экзотично, например идя по улице, мы услышали такой звук, будто бьют в барабан, а вблизи оказалось, что какая-то тетенька делает шарики из чего-то, потом бросает их в что-то типа бубна, они отскакивают и падают в какую-то муку. Это покупают и едят, но что это мы так и не поняли. Забавного и интересного очень много. А когда нам показалось, что мы уже все обошли, завернув за угол, обнаружили большой пруд с островками, заросшими осокой и ивами, мостиками различных конфигураций, сторожевыми башнями и симпатичной набережной. И что самое приятное – народу почти никого, совсем не характерно для Китая, а тем более для развлекательных мест. Отдыхать и путешествовать китайцы очень любят, поэтому найти уединенное место очень трудно, а здесь – пожалуйста.  Через некоторое время мы с Ваней совершенно неожиданно возвращаемся почти к входу в деревню и идем гулять по параллельным улочкам, по дороге сталкиваясь с членами нашей группы, а потом снова теряясь в магазинчиках и ресторанчиках. Попутно рассказываем где и что интересное увидели. Глядя по сторонам, замечаем заведения типа «баров» - в них стоят большие жбаны с какими-то явно алкогольными напитками с разными наклейками и плавающими в них фруктами, травами или цветами. Ну конечно не удержались и продегустировали, правда пришлось довольно долго объяснять бармену, что мы действительно готовы это попробовать. Возможно мы первооткрыватели и раньше туристы не решались пробовать это пойло? Как впоследствии мы узнали, что это вино разной крепости и пьют его в основном в сельских районах фермеры. Ну что сказать – вкусовые качества разные, как и крепость напитка, начиная от 35 градусов и кончая 58. То, что покрепче очень смахивает на самогон и пить его небольшое удовольствие, а вот то, что послабее довольно приятное с привкусом фруктов.   Запивали все это очень милым компотом, который продают тут же неподалеку. Тоже довольно колоритный внешний вид – компот из разноцветных ягод циркулирует  в этаких стеклянных сосудах типа  мини-фонтанчиков. В общем, попытались сунуть нос всюду и попробовать всего. Довольные собой встречаемся у машины, прощаемся с милой деревенькой, и отправляемся в аэропорт. Он встречает, как всегда суетой, множеством ларьков и, к сожалению, опозданием самолета.

Гуйлинь

Своей изысканной красотой он обязан древнему геологическому процессу, в результате которого более 300 млн. лет назад известняковые формации, слагавшие дно моря, были подняты на поверхность. Подвергаясь длительной эрозии, они образовали причудливые по своей конфигурации холмы и островерхие скалы, а в самой толще известняковой породы под воздействием воды сформировались мрачные пещеры и своды.  Среди этого нагромождения острых шпилей и скал, словно наперекор всем законам природы, каким-то чудом прямо на отвесных поверхностях растут деревья. Сами китайцы называют этот район самым красивым местом в Поднебесной. Наша гостиница здесь Guilin Guijiang Hotel  расположена в центре на берегу реки Лицзян.

Я немного нервничаю, потому что и по расписанию-то мы должны прилететь довольно поздно, а нужно еще и сориентироваться. Но, наконец, посадка в самолет и через 2 часа мы в Гуйлине, где уже совсем темно. К счастью, багаж получен быстро, такси поймали и договорились сразу, непонимания почти не было. Подъехав к гостинице и вылезая из машины, вдруг слышу над своим ухом «Мариса?» и вижу молодого улыбающегося китайца приятной наружности. С налету не сразу поняла, что это Джерри встречает нас!!! Что тоже безумно приятно и очень кстати. Встреча с Джерри – это отдельная история. Еще готовясь к поездке, я нашла в интернете и познакомилась с замечательным человеком, который живет рядом с Гуйлинем в Яншо уже 9 лет, с Мишей. И он нам очень сильно помог составить программу пребывания в Гуйлине, организовал встречу (Джерри) и рассказал множество интересных особенностей китайской жизни!

Джерри сразу взял над нами шефство, помог поселиться в гостинице, поменять доллары на юани, причем сделал это очень быстро, не то, что BANK OF CHINA, показал ближайший продуктовый магазин и договорился о завтрашней программе. А мы, наскоро перекусив, завалились спать.

Как всегда раным-рано поутру собираемся  в холле гостиницы, приветствуем Джерри, который уже ждет нас, и идем завтракать в традиционную местную столовую. Как же все-таки хорошо, что мы с Джерри, который объясняет нам как здесь все происходит, потому что это не совсем обычно и сами мы бы не поняли. На входе сидит тетенька с разноцветными талончиками, которые обозначают лапшу с разными добавками. Талончик покупается, а потом нужно подойти к прилавку, отдать его и получить свою миску с едой. В принципе, напоминает нашу студенческую столовую времен социализма J, но все же по-китайски!!!! Лапша оказывается очень вкусной и, сделав фото на память, мы отправляемся дальше. Правда чего-то мучительно не хватает…. Понимаем, что нужно выпить хоть маленькую чашечку кофейку для бодрости. Джерри это не очень понятно, ведь китайцы предпочитают чай, но он отводит нас в кафе вполне европейского стиля, где мы и получаем , наконец, настоящий вкусный кофе. После этого, довольные,  загружаемся в машину и едем любоваться замечательной природой окрестностей Гуйлиня. С утра все затянуто дымкой и сквозь нее только проступают призрачные очертания гор. Вскоре мы приезжаем к одной из  пещер, которая оборудована для посещения туристов.  Пещер здесь великое множество, так как горы известняковые и вода, как истинный художник, создает свои шедевры как над поверхностью земли, так в глубине, под землей. Мы проходим через небольшой красивый парк с цветущими деревьями и оказываемся у входа. Забавно, впервые видим пещеру, в которую спускаются на лифте! Пещер мы видели много, удивить нас трудно, но здесь интересного и разнообразного много. Проходя по специальным дорожкам, встречаем мини-магазинчики, живописно расположенные в гротах с разноцветными фонариками. Множество причудливых сталактитов и сталагмитов, напоминающих то ли рифы, то ли гигантские цветы-свечки тоже искусно подсвеченные.  Вскоре подходим к платформе, от которой отправляется небольшой поезд и дальнейший обзор пещеры продолжаем продвигаясь на нем. Но вот остановка, а дальше по подземной речке на лодочке. Очень романтично и красиво: лодка, освещенная фонариками, проплывает по пещере с тихим плеском. Свет отражается в воде, порой навстречу проплывают другие лодки. Китайцы очень любят помахать руками и поприветствовать встречных, а особенно нас - туристов. Мы их почему-то очень забавляем. Вскоре пристаем к берегу и опять пешком. А где-то рядом журчит подземный водопадик. Чудеса кругом. Очень приятная прогулка, возвращаемся мы туда же, откуда вышли и поднимаемся на поверхность тем же лифтом.  Немного отдыхаем от впечатлений, затем Джерри ведет нас на берег реки – следующий номер нашей программы – сплав на плотах по реке, созерцание окружающих пейзажей. Как всегда на пристани крошечный рынок, на котором местные жители продают запеченных на палочках мелких крабов и еще какую-то еду. Умереть с голоду в Китае точно не получится, в любом месте можно отведать что-то новенькое, интересное. Но мы пока не голодны, поэтому занимаем места на плавсредствах. Они представляют собой традиционные бамбуковые плоты, на которых рыбаки выходят на особый промысел – рыбалку с бакланами. О ней рассказ пойдет дальше. А для туристов плоты несколько модернизировали – поставили легкий навес, стульчики – вот и готов прогулочный «речной трамвайчк». Мы отчаливаем и попадаем в царство реки и подступающих к ней известняковых гор. Пейзажи несколько напоминают вьетнамскую бухту Халонг, только здесь горы вырастают не из моря, а прямо из земли. Места эти неспроста называют самыми красивыми в Поднебесной. Веками они вдохновляют художников и картины, которые ранее  приходилось видеть, действительно прекрасно отражают то, что сейчас перед нами. Беспорядочное нагромождение пиков разной формы и размера, поросших лесом, как будто покрытых зеленым бархатом. Местами встречаются небольшие прелестные водопады, отдельно стоящие рощицы изящно изогнутых деревьев. По берегам под горами пристроились рыбацкие деревеньки. Плот тихонько тарахтит, плавно скользя по зеленым водам реки Лицзян, а  прекрасные горы, проплывающие мимо, вызывают восхищение, умиротворение, успокоение и прекрасный душевный настрой. Так незаметно пролетают два часа, и мы причаливаем к небольшой пристани, вызывая настоящий ажиотаж у местного населения, стремящегося продать нам фрукты. В основном это мелкие мандаринчики, которые предлагают нам и детишки и ветхие старушки, которые особо не морочась суют кулек в руки и называют цены. Пришлось купить J, цена копеечная, а старушкам приятно. Здесь садимся на маленькую открытую машинку, типа экскурсионного паровозика и едем в деревню Синпин на встречу с Мишей – нашим добрым ангелом и благодетелем. Без него мы не смогли бы сориентироваться так быстро и так насыщенно провести полдня.  Да и Джерри очень приятный человек, без его советов тоже пришлось бы трудновато. Конечно, во всем разобраться можно и самим, но время, время – его как раз не хватает и каждый наш «прокол» расстраивает, как в случае с храмом Белой лошади в Лояне. Через 20 минут поездки, которая пролегает через мандариновые плантации, примостившиеся между холмами, прибываем в Синпин, и Джерри передает нас Мише. Ура! Свой человек, русская речь – Мишу сразу воспринимаем как родного. Он рассказывает, что мы можем предпринять в оставшуюся часть дня, мы с радостью соглашаемся и приступаем к действию. Часть первая – подъем на гору, на смотровую площадку. Горы здесь не очень-то высокие, но крутые, поэтому тропинка сразу предлагает довольно резкий подъем по заросшему лесом склону. Впервые за все поездку у нас прекрасный экскурсовод. Миша знакомит нас с особенностями жизни в Китае,  и в данной полусельской местности. Мы с интересом узнаем, что у каждой семьи в этих краях есть свой участок горы, на котором она может собирать дрова и охотиться. Узнаем, что в Китайских городах и деревнях по-сравнению с другими азиатскими странами не так много храмов,  потому что в местной культуре больше принято почитать предков, принося  дары в виде фруктов и ароматных палочек к  домашним алтарям и общаться с духами, в большие храмы конечно же ходят, но реже. Что климат здесь теплый, что сейчас не сезон, потому что много дождей и нам повезло, что в этот день сухо. И что надо быть осторожным здесь в лесу, потому что водятся всякие зверушки и можно случайно вместо сучка ухватиться за змею, но это скорее всего шутка. Змеи не так глупы, чтобы бросаться под ноги толпы туристов. И что китайцы очень любят путешествовать и в праздничные дни действительно в транспорте творится сумасшествие и можно проехать несколько часов в поезде, стоя на одной ноге, но это никого не смущает! В общем,  немного прикоснулись к настоящей жизни людей и это очень интересно. А тем временем тропинка приводит к  довольно массивным каменным воротам. Понять, зачем это построено здесь без комментария Миши было бы невозможно. Но все оказывается очень просто – зачастую путь, ведущий к вершине горы настолько труден со всех сторон, что просто так не заберешься, и только местные жители протаптывают боле менее сносную тропинку. И вот в случае нападения врага по этой тропинке уходят на гору и перекрывают единственный путь этими воротами.  Вообще-то          сама эта тропинка, по которой можно подняться на смотровую площадку тоже возникла не просто так – ее построил японский дедушка, которому очень приглянулись эти места и решивший облагородить путь на гору. Но, даже несмотря на это после ворот начинается экстрим – Миша с опаской спрашивает – как нам, можем ли мы? Но мы ребята горячие и продолжаем пыхтя карабкаться по камням, а в особых случаях железным лесенкам, особо не думая, как будем спускаться. И вот награда – маленькая симпатичная беседка на самой вершине горы, из которой открываются фантастические виды на окрестности. Голубовато-зеленая река извивается между многочисленными горами, поросшими лесом. Как же прекрасна природа! Везде свои чудеса. Кажется, что вырастают крылья, хочется выпорхнуть из беседки и парить, любуясь этим необычным пейзажем, а потом так и оставшись птицей осесть в этих местах на постоянное жительство. Но мечты, мечты… Налюбовавшись и сфотографировавшись на память, начинаем спуск. Для некоторых членов команды это оказывается нелегким испытанием из-за боязни высоты  и головокружения, но справляемся и с этим. Отдышавшись и покурив, идем на экскурсию по старой деревенской улочке.  И тут тоже много интересного: например, местный прикол – каменное сало. Предприимчивые люди, найдя в горах необычный минерал с чередующимися красными и белыми пластами, делают сувениры в виде кусков сала! По началу, честное слово, я подумала, что оно настоящее.  Куски так называемого каменного меда – тоже интересно. Иногда в лесу падает гнездо диких пчел с медом и лежит нетронутое, пока кто-то не найдет. К этому времени мед засахаривается и становится действительно как камень, но его можно размягчить и это вкусно. Очень экзотично и живописно выглядит вино в огромных кувшинах. Миша рассказывает, что в основном пьют его сельские жители, а городские предпочитают пиво и коктейли. Да и вообще улочка очень милая, уютная и тихая. Домикам по нескольку сот  лет, люди живут довольно скромно, но вид у них очень приветливый и добродушный. Правда, фотографироваться не очень любят, не то, что в оживленных туристических местах, особенно старики. Побродив, садимся в автобус и едем в Яншо, где собственно и живет Миша.  Яншо – очень оживленный туристический городок,  разнообразных занятий для туристов здесь  много: можно поплавать по реке на каноэ, можно прокатиться на велосипеде по окрестностям, можно заняться скалолазанием, можно просто побродить между гор, любуясь природными красотами, можно полазить по пещерам, а можно просто посидеть в одном из многочисленных кафе, лениво потягивая пиво. Нас же интересует вечерняя рыбалка с бакланами, которую организовали для нас Миша и его жена. Но сначала нужно перекусить и Миша приглашает нас в кафе, которое давно уже облюбовал сам, так как кормят вкусно и недорого, что и нам вполне подходит. Здесь мы ознакомились с процессом приготовления домашней лапши. Надо сказать, что повар делает это очень ловко, растягивая и складывая несколько раз полоску теста. Весь процесс занимает примерно 1-2 минуты, и вот вкуснейшая лапша уже булькает в котле! После еды знакомимся с Мишиной семьей и в ожидании вечернего мероприятия, прогуливаемся по улочкам, заглядываем в многочисленные лавочки, покупаем приглянувшиеся сувениры. Но вот совсем стемнело и нас забирает хозяин лодки. Мы сами в рыбалке не участвуем, а только наблюдаем за процессом со стороны. Параллельно двигается бамбуковый плот с большим фонарем и привязанными к нему бакланами. Горло у них стягивает петля, чтобы они не могли проглотить пойманную рыбу. Хозяин птиц довольно бесцеремонно сталкивает их в воду и процесс начинается: бакланы ныряют, и если рыбак замечает, что кто-то из них поймал рыбу, подтягивает за веревку, подставляет шест, баклан забирается на него, а потом его просто хватают за шею и вытряхивают рыбу в корзину! Но бакланы особо не обижаются, потому что по окончании рыбалки их вознаграждают мелкой рыбешкой. Минут сорок захватывающего зрелища проскакивают незаметно. А потом нам дают возможность поближе познакомиться и рассмотреть главных героев представления – бакланов. Ну тут уже полный восторг – все по очереди фотографируются в компании птиц, а самые смелые решаются погладить их по мягким теплым перьям. Но все кончается, прощаемся с рыбаками и планируем завтрашний день. Миша предлагает на выбор – прокатиться на каноэ или созвониться с Джерри  и осматривать достопримечательности Гуйлиня под его руководством. Мне лично хочется и того и другого, всего и много, но надо рассчитывать свои силы. Девчонки с прогулками на каноэ незнакомы, поэтому приходится от этого отказаться. Принимаем решение провести день с Джерри. С сожалением прощаемся с Мишей, он сажает нас в автобус и мы усталые, но довольные возвращаемся в Гуйлинь. Совсем уже темно и мы немного трусим – найдем ли дорогу до гостиницы, но все оказывается совсем не страшно, ориентироваться здесь легко.

Следующее утро встречает нас проливным дождем. Значит, что ни делается – все к лучшему – на каноэ сейчас, наверное, было бы не очень-то уютно. Подъезжает Джерри, идем завтракать в ту же столовую, с удовольствием опять пьем кофе уже в знакомом заведении и составляем программу действий. Сначала поедем на чайную плантацию, потом на смотровую площадку с подъемником, а напоследок посетим шелковую фабрику.

Чайная плантация располагается недалеко от города, расположившись между разбросанными в беспорядке горами. Встречают нас очень приветливо, тут же выдают традиционные шляпы сборщиков чайного листа, и рассказ о тонкостях выращивания, сбора и производства чая начинается. Очень приятный улыбающийся китаец прекрасно говорит по английски, ну а переводчики, как всегда мы с Ваней.  Постигаем тайны производства разных видов чая, становимся почти специалистами J, понимаем, что дома мы пьем из пакетиков самый низкосортный чай, который уважающий себя китаец даже пробовать не станет J. А заканчивается все дегустацией различных видов чая, производящихся в окрестностях Гуйлиня. Чайная церемония производит большое впечатление. Во-первых надо отрешиться от суеты, собраться компанией, приготовить всяческие  приспособления – несколько маленьких чайников: стеклянный, фарфоровый и керамический, специальную подставку, несколько видов чая, щипчики, ложку, кипяток и малюсенькие чашечки из тонкого фарфора. Мы готовы, и хозяин, объясняя для чего полезен каждый вид чая, заваривает его в каком положено чайнике, тут же дает попробовать. Это оказывается очень вкусно, да и церемония очень приятная. Жаль, что дома нам чаще всего не до этого, все дела, все бегом…. В Гуйлине есть два особенных вида чая, которые являются визитной карточкой этого района – чай с османтусом (цветками дерева османтус, а название города в переводе «лес османтусов») и чай с фруктом Будды, который придает напитку чуть сладковатый вкус.  Нам, конечно, все очень нравится, и после чаепития пополняем запасы чая в магазинчике, расположенном рядом с плантациями.

Ну что ж, с чайными традициями познакомились, продвигаемся дальше, к смотровой площадке. Здесь мы разделяемся на тех, кто хочет просто побродить по сувенирными лавочкам и тех, кто во что бы то ни стало хочет увидеть Гуйлинь с высоты птичьего полета. И любознательная группа вместе с Джерри отправляется наверх. Есть два способа подняться на смотровую площадку – подъемник и собственные ноги. Мы выбираем подъемник, времени у нас не очень много, да и после дождя все тропинки выглядят не очень-то привлекательно. Служители помогают устроиться в креслах, и мы попадаем в царство природы и тишины, которая нарушается какими-то  объявлениями на китайском языке, звучащими с монотонной периодичностью. День сегодня облачный и туманный, поэтому горные пики проступают сквозь дымку, как нарисованные нежной акварелью и картина кажется плоской. Поднимаясь все выше, восхищаемся открывающимися видами. Немного жаль, что погода не дает насладиться прекрасными далями в полном объеме, но и на том, что удалось посмотреть, спасибо. Поднявшись на смотровую площадку, попадаем в  сад с фигурами святых, стоящих среди покрытых розовыми и красными цветами деревьев. Место здесь, как на всех горах  Китае, священное и можно попросить богов об исполнении желаний, повесив на дерево специальную красную ленточку. Прекрасные виды со всех сторон постоянно меняются, то скрываясь в сплошном тумане, то загадочно приоткрываясь, но целиком картину увидеть все же не удалось. Есть повод вернуться J.

Спуск с горы предлагается тоже несколькими способами: по тропинке пешком, на подъемнике, а также на чем-то типа бобслея. Были бы мы помоложе и более безбашенными, наверное, решились бы со свистом и веселым писком съехать с горы, но мы посчитали разумным сохранить шею и конечности целыми J, поэтому не выпендриваемся и садимся на подъемник. По дороге нам встречается огромная группа корейцев, поднимающаяся к вершине – во время мы успели!

Ну и напоследок – шелковая фабрика. Здесь нам тоже объясняют весь процесс очень четко по-английски, и если мы чего-то не понимаем, наглядно показывают. Особенности фабрики в том, кроме шелковых тканей, она производит и одеяла с подушками. Дело в том, что коконы шелкопряда бывают разными: если в коконе одна личинка, то его можно размотать и получить качественную нить, но если личинки в коконе две, то размотать не получится, нити спутаны, поэтому находчивые китайцы научились растягивать кокон до размеров одеяла. Сложив  тонкие слои, получают замечательные одеяла, которые дают желанную прохладу жарким летом и отлично согревают в холод.  Личинки тоже не остаются без дела – они считаются деликатесом и просто съедаются! Безотходная технология по-китайски. Ну и конечно же, мы не можем пройти мимо магазина. Все так красиво, переливающиеся разными цветами ткани из натурального шелка…Даже мы с Ваней, самые отстающие в шопинге люди, купили одеяло для детей.

Мы возвращаемся в гостиницу, благодарим Джерри за замечательную поездку, договариваемся о транспорте назавтра до аэропорта и разбредаемся по интересам. Ваня остается отдыхать в номере, девчонки и Ваня Александров отправляются в сторону магазинов, а я решаю обследовать  парк, расположенный недалеко от нашего места обитания. Едва я вхожу в парк, начинается дождь, но кругом все так красиво и интересно, что я не могу оторваться и мелкими перебежками – то в павильончик, то под дерево, продолжаю прогулку. Парк опоясывает большое вытянутое озеро, в котором на островках расположены две многоэтажные пагоды, разные мостики, садики и  кафе. Очень интересны камни, преграждающие въезд в парк в виде этаких свинок с китайским разрезом глаз. Разнообразны мостики: деревянные сельские, горбатые белокаменные, есть даже мост из стекла. Китайцы просто гениально умеют располагать на сравнительно небольшой территории множество чудесных уголков, которыми я не уставала восхищаться. Промокшая, но довольная, возвращаюсь обратно, а на последок еще пробегаюсь мимо ресторанов, расположенных рядом, чтобы еще раз посмотреть ассортимент предлагаемой живности. Для меня это как маленький зверинец, одно только сильно огорчает – все обитатели его будут съедены L.

Вечером собираемся на традиционные посиделки, завтра нам улетать в Гонконг.

С утра опять дождь и хмуро, но меня это нисколько не пугает. Завтракаем, собираем вещи, и оставшиеся полтора часа я посвящаю прогулке по городу. За это время встречаюсь с большой толпой пионеров, вышедших на экскурсию и приветствующих меня любопытными взглядами и смехом. Буквально сталкиваюсь с охотником, который идет продавать свою добычу куда-нибудь в ресторан. Через плечо у него подвешены сетки с фазанами, гусем и черепахами. Он позволяет сфотографировать добычу, но сам фотографироваться отказывается, вероятно у него есть на то причина – может браконьерит потихоньку. Пройдя дальше по набережной, вижу рыбака, периодически забрасывающего в воду сеть, но что-то с уловом у него не ладится.

В самом городе разбросано несколько гор и у меня были планы забраться на одну из них, но не получилось. На каждой из них расположен какой-нибудь дворец с парком и вход всюду платный, а я как-то не рассчитывала на это, поэтому денег с собой не взяла L Но все равно было интересно: я набрела на старую крепостную стену,  понаблюдала сценки из повседневной жизни горожан, и уже почти бегом возвратилась в гостиницу, чтобы не опоздать к отъезду.

Вскоре подъезжает  машина, мы грузим наш распухший багаж и прощаемся с Джерри. Прибыв в аэропорт, сначала немного теряемся – не можем найти на табло своего рейса. На самом деле все оказывается просто – в Гонконг, Тайвань и Макао специальный терминал со своей таможней. В результате все находим и благополучно добираемся до Гонконга

Гонконг

Гонконг расположен на Коулунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 360 островах, наиболее крупными среди которых являются Гонконг. Собственно это не настоящий Китай, а как бы отдельная страна, куда китайцу невозможно поехать без визы.

В 1842 году Гонконг был захвачен Великобританией и оставался её колонией до 1997 года, когда Китайская Народная Республика получила суверенитет над территорией. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, территории предоставлена широкая автономия до 2047 года, то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета. В рамках курса «Одна страна — две системы» и «Сянганом управляют сами сянганцы в условиях высокой степени автономии» в течение этого периода Центральное народное правительство КНР берёт на себя вопросы обороны и внешней политики территории, в то время как Гонконг оставляет за собой контроль над законодательством. Выбран для посещения именно для встречи с другом Димой. Останавливаемся здесь в гостинице с игривым названием Lily Garden Guest House

К сожалению, Дима не смог нас встретить, но подробно объяснил, на какое такси нужно садиться чтобы доехать в нужное нам место, так как Гонконг огромен и расположен на 360 островах! Мы успешно добираемся до нужной части города и даже до дома, расположенного по указанному адресу, а дальше…. Хорошо, что  при подготовке к путешествию прочитали отзыв о гостинице. Как в любом огромном мегаполисе, гостиницы, расположенные в центре города, стоят очень дорого. А экономичный вариант поселения – маленькие гестхаусы, расположенные в высотных домах так, что найти их проблематично. Но если знать, что и как обозначено в адресе, то все получится и даже с первого раза . Вслед за номером дома указывается этаж и сектор с буквой, ну а там уже и спросить можно. Благо, в Гонконге-то англоговорящего народу полно. Минут через 5 после прибытия, находим нужный лифт, а после некоторого блуждания по этажу среди мастерских, складов и каких-то непонятных контор , попадаем туда, куда нужно. Номера малюсенькие, еле втиснута большая кровать, но душ с туалетом в номере есть, уместились даже стол и телевизор, но вот со шкафами проблема, для них просто нет места, поэтому рюкзаки распаковывать нее имеет смысла. Экзотика!!! С таким мы еще пока не сталкивались, но жить вполне можно. Понятное дело, что в таком номере делать особенно нечего – только переночевать, поэтому бросив вещи, выходим ознакомиться с окрестностями.  Вечерняя жизнь города в самом разгаре, вся улица светится яркими рекламами, густая толпа настолько разномастная и многонациональная, что рябит в глазах.  Не успели пройти и квартала, как я лоб в лоб сталкиваюсь с Димой!!!! И это счастье, потому что договориться о встрече в незнакомом месте довольно сложно, искать наши «апартаменты» проблематично, поэтому восторг полный! После радостных объятий, приветствий и криков «Врачи прилетели!»  - это Димино восприятие нас, потому что оба Ивана врачи J, и потому, что с нами весело J, мы сразу же спрашиваем – где тут поесть можно, только не лапшу и не палочками! Китайская еда – это прекрасно, но что-то уж больно много ее было. Дима, не теряется – район он знает хорошо, поэтому заскочив предварительно в магазин и прикупив джина и виски, отправляемся в одно из кафе быстрого питания. Система простая – все меню висит на стенке – выбираешь понравившееся блюдо, оплачиваешь и с чеком на раздачу. Тут тебе и приготовят желаемое сразу с пылу с жару. Заведение дешевое и кормят очень вкусно. Мы с Ваней сразу же набросились на мясо. И несмотря на то, что это заведение совсем не ресторан, все оказалось очень качественно и вкусно. Ну а под разговор, под встречу, под полный восторг, что мы со всем справились, что планы выполнены, и джин с виски, разлитые в пластиковые стаканчики под столом, дабы не шокировать публику, очень даже кстати. Но как-то незаметно подкралось время закрытия кафе, а продолжить вечеринку очень хотелось, поэтому спрашиваем Диму – может, есть где-то поблизости скверик или что-то подобное, чтобы продолжить встречу на свежем воздухе. Место такое находится, поэтому переселяемся всей компаний на лавочки. Вот ведь как забавно получается – мы в Гонконге, опять где-то на краю земли, в прекрасной компании, настроение такое, что петь хочется!!!!  Ну и конечно до песен тоже доходит. Картина маслом: русская компания в центре Гонконга в скверике распевает «Ой, то не вечер», «Черного ворона» наши туристические песни, да и вообще репертуар у нас довольно богатый J  Думаю, что местные бомжи были очень удивлены нашим концертом. Но посиделки кончаются, и мы спрашиваем Диму, а чем бы нам заняться завтра – у нас на Гонконг получился один день. Дима предлагает присоединиться к экскурсии, которую он завтра проводит с русской группой. Это нам очень даже подходит, поэтому, условившись о месте встречи, отправляемся спать. Время уже позднее, лифт, которым мы поднимались в номера, уже не работает, поэтому, побродив вокруг, находим другой и все-таки находим свое обиталище и бухаемся спать. Все же устали…

Наутро собираемся и довольно легко находим пристань, с которой паром переправляет нас на один из островов к месту встречи. Вскоре подходит Дима, и экскурсия начинается. Мы садимся в автобус, который провозит нас по некоторым районам Гонконга – сплошные каменные джунгли, но встречаются уютные скверики, старинные здания, затертые со всех сторон небоскребами, а через некоторое время выезжаем в прибрежную зону. Район называется «Стенли». Тут останавливаемся, и Дима командует, что у всех есть свободное время для посещения пляжа, морского музея, магазинов и кафе. На это дается примерно три часа, поэтому все успеть можно.   Девчонки сразу растворяются в районе рынка, а мы для начала присаживаемся в кафешке с видом на море поболтать с Димой за жизнь. А потом мы с Катей присоединяемся к шопингистам, а Дима с Ваней идут на пляж продолжать общаться и поджидать нас. Мы быстренько пробегаем рынок, закупаем, что понравилось, и направляемся на пляж. Жутко хочется купаться, жара стоит поистине тропическая, да и море рядом. И тут на нас с Катей нападает топографический кретинизм, мы сворачиваем не в ту сторону и пытаемся найти нашу компанию. Обежали три пляжа, налазались по каким-то лестницам, а найти наших не можем. С помощью СМС сообщений, просигналили Ване SOS! Вернулись в район рынка, где он нас и нашел. Понятно, что выговор мы получили, время истекло, но нам все-таки дали возможность нырнуть в Южно-китайское море. Море приятно взбодрило, честно говоря, я думала, что оно более теплое. Разбаловались тропическими морями, где температура воды градусов под 30, а здесь пожалуй и 25 не будет J. После этого снова садимся на автобус и нас везут прокатиться на сампане (такая специальная лодочка) в район, где люди живут в домах на воде. Вид, конечно, очень экзотический – на суше небоскребы, а тут в рыболовецких лодках и выходят на промысел, и живут как в старину. Кроме домов-лодок, здесь есть даже очень популярный ресторан на воде. После лодочной прогулки возвращаемся к нашему месту обитания. Ужинаем в уже знакомом кафе, немного прогуливаемся по вечернему Гонконгу, и в гостиницу. Как ни грустно, но нужно собираться в обратную дорогу.  Совсем под вечер заскакивает Дима на прощальный стаканчик, вот и все.

В безумную рань выходим на улицу, ловим такси и мчимся в аэропорт. Гонконг провожаем нас тропическим ливнем и «пробками» на взлетной полосе. Самолетов какое-то безумное количество, они  выстраиваются в очередь, а некоторые нас даже обгоняют по дороге к взлету. Напоследок машем крылышками всем 360 островам Гонконга и направляемся к Пекину. Только оттуда попадем обратно в Москву. В окне по дороге ничего  интересного не было,  все  закрыто сплошными облаками. Приземлившись в Пекине, столкнулись с тем, что громадный аэропорт довольно бестолков, с указателями проблемы, а может мы просто привыкли к тому, что везде все было очень четко? В общем,  направление, куда должны идти транзитные пассажиры, искали минут 40 и стали уже переживать, попадем ли в Москву, или придется остаться здесь? Один раз даже почти вышли в город без всякого контроля, виз то у нас уже не было J. Но, в конце концов, разобрались, в свой самолет сели и после 7 часов полета оказались в Москве. Путешествие окончилось, но Китай очень понравился и заинтересовал. И если честно, очень хочется туда еще. Всем рекомендую, несмотря на некоторые трудности. Все при желании можно преодолеть, ну и конечно готовиться к путешествию  нужно довольно серьезно.

А еще большое спасибо всем, кто нам помогал: Володе и Юле, с которыми я консультировалась перед поездкой, девушкам из http://www.travelchinaguide.com/ - Ларисе и Марии J, девушкам с ресепш в гостинице Чэнду, огромное спасибо Мише из Яншо и Джерри, ну и конечно Диме.

Особенности китайской жизни для туриста.

Китай огромная интересная страна, интенсивно развивающаяся, хранящая свои традиции и, слава Богу, не сильно поддавшаяся влиянию запада. Поэтому к самостоятельной поездке нужно готовиться очень серьезно из-за языкового барьера. Китайцы отнюдь не спешат выучить английский, да и надписи с названиями дублируются на английском нечасто. Мы были до этого самостоятельно во Вьетнаме, Камбодже, Мексике, Турции, но в Китае было труднее всего. Сами китайцы люди дружелюбные и приветливые, помочь всячески пытаются и даже в том случае, если не понимают Вас, начинают писать, в надежде, что Вы поймете, но тоже по-китайски! Самая простая рекомендация – все, что хотите посетить, все названия либо заготавливайте написанными  или напечатанными на бумаге и показывайте, либо учите китайский J.  Во избежание трудностей и опасностей, связанных с этим, мы бронировали весь транспорт и гостиницы заранее, о чем совсем не пожалели. Гостиницы на сайте  http://www.agoda.ru и  http://www.hostelworld.ru , а транспорт внутри страны на сайте http://www.travelchinaguide.com/ . Города, которые мы посещали, оказались огромными мегаполисами,  с налету ориентироваться довольно сложно, поэтому мы либо заказывали встречу на вокзале (так было в Чэнду), либо ловили такси, подсовывали таксисту бумажку с названием гостиницы и ее адресом по-китайски – проблем не возникало, довозили куда нужно. Правда, в Пекине из аэропорта, говорят довольно легко добраться на автобусе  или метро. Мы не пробовали, поленились.

Обмен денег. Лучше всего поменять всю сумму, которую Вы хотите потратить, в аэропорту. По опыту: курс во всех банках одинаковый, в независимости от города. Имеются трудности с обменом. Например, в Чэнду нас промариновали в BANK OF CHINA около 40 минут, и это была не очень-то приятная процедура. И вообще пункты обмена отнюдь не на каждом углу, иногда довольно проблематично их найти. Есть банкоматы, в которых можно просто снять требуемую сумму.

Гостиницы. В городах можно найти гостиницу на любой вкус и кошелек. Мы останавливались в недорогих. Главное требование к гостиницам у нас было такое: расположение в центре города, wi-fi, по возможности англоговорящий персонал, ну и естественно, удобства в номере. По стоимости примерно от 10 до 30 долларов за номер. Завтрак в таких гостиницах не включен, только проживание. Во всех случаях мы получили все услуги, что и заявлялись, но иногда были проблемы с интернетом. Номера обычно вполне просторные, кровати удобные, туалет и душ нормальные, правда где-то может не быть мыла, где-то плохо с полотенцами и туалетной бумагой. Обязательно в номере есть либо чайник, либо термос с кипятком. Китайцы любят заваривать лапшу Доширак и чай, поэтому кипяток можно достать везде – в аэропортах, на вокзалах, в поездах , ну и конечно в гостиницах. В некоторых гостиницах за отдельную плату могут предложить вполне приличный завтрак и кофе, но дороговато – 20-25 юаней. На улице можно поесть, например пельмени или лапшу за 5-10 юаней. Тем, кто любит кофе, лучше взять его с собой и заваривать самостоятельно. В Китае принято пить чай.

В гостиницах обязательно берут депозит примерно 100 юаней на случай, если Вы что-то испортите или потеряете ключ, это будет компенсация за нанесенный ущерб J. Если все в порядке, то при выезде из гостиницы Вам его вернут.

Время заселения может колебаться, но расчетный час, как правило, 12.00. Вещи обычно можно оставить под присмотром на ресепшн или в камере хранения при гостинице. Платы за это с нас не брали. Трудностей с заселением тоже не возникало, даже если мы прибывали раньше часа заселения. Номера всегда были готовы. Но наша поездка была в не сезон и не в праздничные дни. На праздники в Китай лучше не ехать, так как сами китайцы очень любят путешествовать и посещать достопримечательности, храмы и природные парки. Просто нарветесь на столпотворение в транспорте и отсутствие номеров в гостиницах.

Транспорт. В Китае очень хорошо развит железнодорожный транспорт. Поезда бывают нескольких видов: места в купе, места в плацкарте, мягкие сидячие места, жесткие сидячие места. В зависимости от этого и цены. Самые дорогие купейные места, самые дешевые жесткие сидячие. Купейные вагоны очень комфортные, полки широкие и длинные, с вентиляцией все прекрасно. Ездят в таких вагонах, как правило, туристы. Плацкарт тоже довольно комфортный, в спальных отсеках по 6 полок, боковушек нет. Вместо них маленький столик с откидными стульчиками. Полки тоже широкие и длинные, вентиляция прекрасная, только погрязнее и пошумнее, и ехать будете в компании с китайцами. В других разновидностях поездов не ездили, поэтому рекомендаций не даю.

На вокзалах нет дублирования надписей на английском, но на билете указан номер поезда, поэтому все легко находится на больших табло. Там  указано стрелками куда идти и заблудиться просто не получится. Единственная трудность может возникнуть, если поезд задерживается – все объявления на китайском. Но можно показать свой билет служащему и если что-то меняется, он пошлет куда нужно, да и по толпе можно сориентироваться..

Также развито воздушное сообщение. Прекрасные аэропорты и самолеты. Бывают, конечно, задержки рейсов, но не на много. При перелете из Китая в Гонконг ищите отдельный терминал, в котором регистрируют пассажиров, улетающих в Гонконг, Макао, Тайвань. Трудности у нас возникли только на обратном пути в аэропорту Пекина, где мы никак не могли найти транзитный зал. С указателями там плохо, а служители посылали в разные стороны.

Автодороги в Китае прекрасные. Но! Китайцы ездят, пожалуй, поэкстремальнее, чем у нас. И подрезают, и аварийных ситуаций полно, но как-то обходится. Они совсем не агрессивны и в тех ситуациях, когда наши водители ругались бы последними словами, они могут только  хмыкнуть. Пробки, несоблюдение правил движения – это все в порядке вещей. Аварий, правда, не видели, как и помятых машин.  Поэтому междугородными автобусами мы не пользовались, только ездили на экскурсии.

Городские автобусы тоже комфортные, стоимость проезда копеечная – 1-2 юаня, и езжай сколько хочешь.

Метро очень простое и доступное для понимания. Стоимость проезда 2 юаня, надписи дублируются на английском языке. В Пекине это самый оптимальный способ передвижения.

Еда. Мест, где можно поесть полно, все зависит от желаний и кошелька. Но! Очень многие блюда приправлены какими-то особенными специями, которые мне не нравились категорически. Много очень острой еды. Много еды, которая продается прямо на улице или на рынке. Есть можно везде, мы ни разу не отравились. Рестораны не посещали, ели в дешевых кафе, все было вкусно, порции, как правило, достаточные для того, чтобы нормально поесть. В среднем, ели на 15-20 юаней. Очень вкусные пельмени различных конфигураций и с разными начинками, по цене совсем дешево от 5 до 10 юаней порция. Много разновидностей лапши с разными добавками. Вкусно, сытно и дешево можно поесть супчика. На рынке продают очень вкусные лепешки с начинками. В продуктовых магазинах ассортимент небогатый. Колбасу и другие мясные продукты мы видели только в Пекине, в остальных городах только куриные лапы с когтями, аккуратно упакованные. Сыра нет, только соевый.  В некоторых городах встречаются хорошие молочные продукты. А в основном в магазинах чипсы, печенье, сухофрукты, орешки, пиво, газировка и другие безалкогольные напитки. Пиво хорошее. Много всяких сладостей и они вкусные. Думаю, что это происходит из-за того, что кругом много готовой еды, да и рынки ломятся от разных продуктов. Много фруктов и овощей. Все дешево, но обращайте внимание на то, что цены на рынке указаны за 0,5 кг продукта.

В дешевых кафе как правило, нет меню на английском языке, но часто бывают развешаны по стенам фотографии блюд. Правда, объясняться бывает тяжело. Даже язык жестов не всегда понимают, поэтому запаситесь терпением.

Экскурсии. Чаще всего можно заказать прямо в гостинице. В Пекине турбюро мы не встретили. В гостинице Лояна про все достопримечательности и про то, как до них добраться, было очень доходчиво описано по-английски и вывешено на стену, поэтому что-то мы посетили сами. В Гуйлине множество турбюро, но все там написано по-китайски. Мы их услугами не воспользовались. Нам все организовал Миша, с которым мы познакомились по интернету. Гиды в основном, говорят по-английски, но случается, что владеют только китайским J. С этим мы столкнулись в Лояне.  Цены на экскурсии, посещенные нами:

1. Великая стена  в районе Цзиньшанлинь 220 юаней + 50 юаней вход на стену (вместе с обедом) - экскурсия
  2. Запретный город  15 юаней вход на ворота, 40 юаней вход в Запретный город, 2 юаня парк «Угольная горка» самостоятельно
  3. Пещеры Луньмень (Лоянь) 120 юаней за вход самостоятельно
  4. Монастырь Шаолинь  (Лоянь)250 юаней – экскурсия
  5. Заповедник панд (Чэнду) 98 юаней – экскурсия
  6. Гранд Будда (Чэнду) 143 юаня + 90 юаней за вход – экскурсия
  7. Фольклорная деревня + аэропорт 80 юаней - экскурсия
  8. По окрестностям Гуйлиня нас водил Миша, поэтому цены не знаю
  9. Чайная плантация (Гуйлинь) 30 юаней
  10. Подъемник на смотровую площадку (Гуйлинь) 95 юаней
  11. За машину, на которой возили по окрестностям Гуйлиня (чайная плантация + смотровая площадка + шелковая фабрика) 30 юаней – экскурсия с Джерри
  12. Билет в метро 2 юаня
  13. Билет на городской автобус 1-2 юаня

Можно, конечно, посетить все самим, добираясь на общественном транспорте, но мы все-таки были на отдыхе, поэтому хотелось как можно больше увидеть и затратить на это как можно меньше усилий.

Вся поездка нам с Ваней на двоих обошлась 4300= долларов. В эту сумму входят вообще все наши расходы, включая страховку, визу, транспорт, гостиницы, еду, экскурсии, такси, пиво, сувениры и посещение платных туалетов. Большая часть расходов приходится на транспорт 1200= долларов с человека (перелет Москва-Пекин-Москва, поезд Пекин-Лоянь, поезд Пекин-Чэнду, самолет Чэнду-Гуйлинь, самолет Гуйлинь-Гонконг, самолет Гонконг-Пекин), потому что передвигались мы очень интенсивно, стараясь как можно больше увидеть китайских диковинок.

Немного удешевить поездку можно за счет следующих моментов:

1. Все билеты на транспорт внутри страны покупать самим на месте.

2. Все достопримечательности посещать, пользуясь общественным транспортом

3. Питаться лапшой Доширак и не пить пива J

4. Останавливаться в совсем дешевых гестхаусах в общих комнатах J

Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
tiola
Россия, Находка
15 июль 2012 г.
Спасибо за содержательный и информативный отчет, молодцы. Еще бы фоток добавить....
9 июль 2012 г.
Прочитал с удовольствием. Интересно написано и с юмором. Много полезной информации. Большое спасибо.
Туристка-любительница
7 июль 2012 г.
Познавательно! Жаль,что нет фото.
Reciever
Россия, Иркутск
6 июль 2012 г.
Жаль, что фоток нет
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит