Новосибирск. Россия
Отзыв написан: 27 июля 2016 г.
Поделюсь своими впечатлениями о пребывании в Сочи. Возможно тем, кто в связи с кризисом и ростом доллара ломает голову, стоит ли ехать на российские курорты, изменились ли они после Олимпиады, информация покажется интересной.
Так получается, что я бываю в Сочи, точнее в Адлере каждые 12 лет: в 1992, 2004 и вот сейчас в 2016 году. И должен сказать, что город меняется. А вот люди – нет. В этом вся проблема отдыха в России. При подготовке к Олимпиаде вбухали кучу денег и проделали огромную работу. Была предпринята явная попытка сделать Сочи курортом европейского уровня, не уступающего Ницце. Это видно. И это хорошо.
Мы отдыхали не в самом Адлере, а в совхозе Россия, что формально находится уже за Адлером на границе с Абхазией.

До границы можно дойти пешком, а до центра Адлера приходилось ездить на 117 автобусе (его здесь именуют «маршруткой» почему-то). В пути 17 мин. Цена 27 руб.
Могу смело сказать, что здесь в совхозе Россия принципиально лучше, чем в Адлере. Здесь море чище и, что удивительно, оно прозрачное, как Средиземное. Я такое Черное море видел впервые в жизни. Даже в Крыму оно более мутное. Правда, после шторма, море приобрело свой привычный мутноватый вид, к которому я привык за прошлые годы посещения этих мест.
В Адлере больше народу на пляже, чем в совхозе. Достаточно взглянуть на фото. Это Адлер, пляж «Чайка».

Это совхоз Россия.

На пляже есть душ, кабинки для переодевания. Лежаки платные 200 руб. за штуку. Зонт – 150 руб. Если расстелить тряпочку под тентом, платить на тень не надо.

Народ сосредоточен группами. У центрального входа на пляж, если идти по ул. Таврической, народу много. Чуть в сторону, намного меньше, хотя в стороне все тоже самое. Места, где нет шезлонгов и зонтиков, вообще полупустые. Особенно малолюдно на границе с Абхазией.
Основной контингент отдыхающих – семьи с маленькими детьми.

Дети орут, кричат. Тихого умиротворения на пляже нет. При этом место для купания совсем не для детей. Крупная галька, крутой спуск в воду.

Через 2 метра уже глубоко. Не только дети, но и многие взрослые страшно любят в море стоять, не плавая. А если плещутся, то там, где мелко. А так как мелко только 1 метр, то самая близкая к берегу полоса моря весьма густо усеяна отдыхающими. Поэтому приходится почти вплотную к людям проходить этот участок воды, чтобы потом уже спокойно поплавать. Температура воды в середине июля была 28 градусов.

Иностранцев почти нет. Только пару раз слышал английскую речь. Зато много китайских детей. Видимо они приехали на какой-то конкурс. С любопытством всё разглядывали и счастливые со всем фотографировались, даже с молочным коктейлем. Кстати, я что-то не припоминаю молочные коктейли в Китае. Молочный коктейль 300 мл. – 100 руб., 500 мл. – 150 руб.
Цены на фрукты, чурчхелу в совхозе выше, чем в Адлере процентов на 20. Чурчхела 100 руб. Персики – 200 руб. Вареная кукуруза очень сладкая 50-60 руб. Мягкое мороженое 100 руб., обычное в стаканчике – 60 руб. на набережной, в магазине дешевле. Здесь нет в пешей доступности больших супермаркетов, как в Адлере, но небольших магазинчиков достаточно, чтобы купить самое необходимое.
Вдоль моря идет прекрасный променад.

Дорожка для пешеходов и отдельно дорожка для велосипедистов и тех, кто гоняет на сигвеях. Их здесь очень много. Дорожка очень длинная километра 4 примерно. Идет от границы с Абхазией и до конца Олимпийского парка. Там любят гулять отдыхающие. Невольно сравниваешь ее с Английской набережной в Ницце. Это единственное место, которое хоть как-то сравнимо с Европой. Но это не Английская набережная и не Круазетт. Теоретически это могло бы быть лучше знаменитых набережных Лазурного берега. В отличие от Ниццы и Канн, здесь нет автомобильного транспорта вдоль променада. С одной стороны галечные пляжи, с другой – отели и ресторанчики. Вроде всё здорово. Но здесь, увы, нет той праздничной атмосферы, как в Ницце или Каннах. Не знаю, почему. То ли люди другие, то ли не хватает музыки. Чего точно не хватает, так это кафе. Поразительное дело. Здесь в совхозе при всей привлекательности места очень мало, где можно посидеть, поесть, попить. Преобладают столовые. В них цены, конечно, меньше, чем в кафе и ресторанах. Поесть на двоих 400-600 руб. Но праздничной атмосферы в столовой нет. Хочется вечером посидеть в кафе на берегу с видом на море. На Лазурке ресторанчики между морем и набережной. Здесь, наоборот. Набережная между кафе и морем. Поэтому ощущения, что ты пьешь вино на берегу, нет. Кстати, вино здесь мало, кто заказывает. Народ предпочитает пиво.
Так вот, кафе явно не хватает. При этом многие заведения карты не принимают, только наличные. Если не заказать столики заранее, рискуете вечером остаться голодными. Те немногие кафешки, что есть, все заняты, в том числе и вдали от моря. На улице Урицкого, где мы жили, нам понравилась пиццерия Portofino. На двоих поесть и попить 1400 – 1600 рублей. Честно говоря, выбирать и не приходилось. Это единственное в округе место питания со столиками на улице – нестоловая. Туда очередь! Только представьте себе: ты сидишь, ешь, пьешь, а на входе стоит 3-4 человека и ждет, когда освободится столик. Абсурд! И это рыночная экономика? Кстати, в обед в столовые тоже очереди.
На берегу есть один ресторан от отеля Арфа. Там очень мило, есть живая музыка. Поесть на двоих 2800 - 3000 руб. Живая музыка есть еще в паре мест, если пройти дальше в сторону Абхазии. Но там не самая приятная атмосфера. Выбор блюд зачастую весьма ограничен, например, только пицца. В самом южном кафе страны, кажется, Винегрет называется, в основном кальяны курят, выбор блюд невелик, но там неплохие мидии и по приемлемой цене. Чуть не доходя до этой кафешки большое заведение с живой музыкой 80-х годов. Там танцуют наши тётки, притопывая и приплясывая. Когда смотришь на них, понимаешь, что хоть какой сделай кафешку и хоть какой променад, это не Ницца. Кстати, основной контингент в таких кафешках - женщины средних лет. Примечательный факт, пьяных нет.
Олимпийские объекты производят неоднозначное впечатление. Они красивые, но расположены на пустынном участке. Вокруг стадионов, вокруг однотипных домов, построенных к Олимпиаде (сейчас это сеть «Русский дом») пустота и сомнительные водоемы, в которых очень громко по вечерам квакают лягушки. Даже стадион Фишт находится на большом удалении от променада.

Между набережной и стадионом деревьев нет, кафешек нет. Просто поле, засеянное травой. Неуютно. У поющего фонтана, что в центре Олимпийского парка (30 мин. пешком по набережной) куча народу.

Фонтан не впечатлил. Он в чаше, и основания струй не видно. Близко подойдешь, вообще можно низкие струи не увидеть, только макушки. Струй много, и они создают сплошное облако из воды, водяное месиво. Получается не очень красиво. Лучше, когда струи играют отдельно, и не просто выше – ниже, а «выплевывают» маленькие порции воды под музыку. Такого здесь нет.
Одно из самых слабых мест Сочи – это экскурсии. За 24 года в этой сфере не поменялось ничего. Я уж не говорю, что экскурсии теже самые, что были 12 лет назад и в 1990-е гг. Сама концепция не поменялась. Ее характерные черты – примитивность, безалаберность и обман. Начну с последнего. Если вы взяли экскурсию, в которой вам пообещали, что вы непременно увидите то-то и то-то и посетите это и это, то скорее всего вы увидите только часть обещанного, либо это будет сделано мимоходом. Чтобы продать как можно больше, распространители умалчивают о некоторых вещах, либо говорят то, что хочет услышать потенциальный покупатель. Например, при покупке «джиппинга», многих заверили, что пешком ходить не придется, хотя мы значительную часть маршрута шли как раз пешком по камням, склонам. Тех, кого не предупредили, вырядились в сланцах и весьма намучались.
Если говорить о «джиппинге», то его описание мало соответствовало содержанию. Нас уверили, что это будет что-то экстремальное: бешеная скорость, вихрь брызг, крутые повороты и т.д. На деле это была просто муторная езда по очень плохой дороге, по большим камням. По такой дороге джип не может развить большую скорость, максимум 20 км в час. Машина просто переваливается с боку на бок. Пассажиров болтает во все стороны, удовольствия от такой езды ноль. Ехать стоя интересно, но маршрут пролегает, где очень много веток («расчесок»). Надо пригибаться. Причем настолько часто, что в пригнувшемся состоянии ты находишься больше, чем в выпрямленном. В результате стоя ехать, тоже не получается.
«Джиппингу» предшествовало посещение «Белых скал» и Навалищенского ущелья.

Симпатичное место, но его можно посетить и самостоятельно без экскурсии. Экскурсовод все равно почти ничего не рассказывает. Когда нас привезли на место, где начинается заповедник, мы еще сидели 40 минут, ждали вторую группу. Просто сидели, стояли, теряли время. Представьте такое в Германии! И зачем нам это было надо? Как-то не организованно. Вот бы иностранцев сюда запустить. Безопасность нулевая. Некоторые участки проходят вдоль обрыва и нет никакой страховки, ограждения есть не везде. Попадаются крутые подъемы и спуски, камни. После дождя все это скользкое. У экскурсовода нет даже аптечки. Все как-то с кондачка.
Экскурсия включает дегустацию вина у какого-то винодела. Примитив полнейший. Невольно сравнил, как это делается в Европе. Если там хочется купить вино, то здесь нет. Я уж не говорю, что вино ординарное, ничего особенного. Они его даже не разливают в стеклянные бутылки и не затыкают пробкой. Только в пластик. Представьте себе, в Тоскане фермер вам продает вино в пластиковых бутылках!
Какой вывод из всего этого я сделал? Отдых в Сочи, точнее, там, где мы были – в совхозе Россия, не самый плохой вариант. Хорошее море, курортная атмосфера, великолепная природа. В совхозе чистенько, уютно. Много мест для детей.

Навалищенский каньон, о котором я писал выше, на порядок живописнее и интереснее многих европейских каньонов, например, Винтгарского ущелья в Словении (прошлогодние впечатления), которое туристы расхваливают в Интернете все наперебой. Променад лучше, чем в Турции. Цены, правда, высокие, но ниже, чем в Европе. Конечно, здесь и не Европа. Если сравнивать с Турцией, то получается все равно несколько дешевле. 2500 руб. проживание в сутки на двоих, 1500 руб. поесть три раза в сутки на двоих в столовой. То есть 4 тыс. в день питание и проживание, 56 тыс. на 2 недели. Плюс перелет. Из Новосибирска в оба конца 21 тыс. на человека. Итого выходит 98 тыс. на двоих на 2 недели с проживанием и 3-х разовым питанием. Тур в Турцию из Новосибирска в июле дороже. Вот цены! Может и дорого выходит. Я специально привел все эти цифры и факты, чтобы можно было взвесить и решить, стоит ли ехать отдыхать в июле в Сочи или же традиционно отправиться за границу.
Отдых на море по лучшей цене!
2 октябрь 2016 г.
Вобще Сочи и Краснодарский край я посещал в основном для встречи с друзьями и родственниками ,с которыми очень давно не виделся.Поэтому дороговизны особо не заметил ,так как был на иждевении в основном(шутка)Да ,летом и у нас на Алтае отдыхать классно,а зимой Ярик правильно сказал,мы в ЮВА.И дешевле и комфортнее и зима быстрее пролетает.А наше Черноморье посмотрел,больше не хочу,в основном конечно из за сервиса.
Ярик Грунин
30 сентябрь 2016 г.
Будь я сибиряком, темболь сюда бы не сунулся. У сибиряков ЮВА можно сказать под боком)
Mea Me
Россия, Пенза
29 сентябрь 2016 г.
Не хочу на отдыхе абстрагироваться от отдыха.
Если мороженое в совхозе Россия стоит дороже, чем на Кипре, а обед на уровне цен Испании, о чем тут можно ещё говорить?
Ничего там не поменялось за 15 лет. Хоть десять Олимпиад проведи. Как футбол не российский спорт, так и туризм не наш же конек. Не умеем и, увы, не научимся.
Может сибирякам и имеет смысл вот так экономить, а из примосковья даже и экономия не особо видна, не говоря уж о других составляющих отдыха.
29 сентябрь 2016 г.
Мдя с Эмиратами или Ниццей конечно же сравнивать не будем.Если абстрагироваться от этого,то отдохнуть всетаки можно более или менее нормально. Жил в Имеретинской низменности в Бархатных сезонах.До Сочи Парка две остановки,как и до совхоза Россия.Берег с крупной галькой конечно не понравился ,но море было довольно таки чистое.Роза Хутор,гора Ахун,ледовое шоу "Кармен" Ильи Авербуха.В общем нормально ,было чем заняться и на крайний случай Абхазия рядом ,а там тишина ,покой.и галька мелкая.
platok
Россия, Обнинск
29 сентябрь 2016 г.
Про фонтан согласна- не фонтан...)) со всем остальным- тоже согласна
21 август 2016 г.
Вернулся из поездки по Черноморскому побережью.Решив,что возможно не попаду больше сюда,проехал от Абхазии до Анапы.На Крым времени уже не хватило,наверное прийдется всетаки вернуться сюда ,когда все устаканится. Поделюсь впечатлениями разобравшись с материалами и мыслями.
Михаил Николаевич
Россия, Ярославль
5 август 2016 г.
Улыбнуло сравнение Ниццы с совхозом Россия...Как Вы яхту на зовете так она и поплывет.
Для vaka, а как же Эмираты?
КЛМ
29 июль 2016 г.
Дорого стране обходятся такие праздники, как Олимпиада. С этим можно было бы смириться, если бы вложенные средства и ресурсы, продолжали работать на благо налогоплательщиков, то есть в первую очередь своих же граждан, собственно, на чьи денежки все это построено и было, и приносить доход по завершению оных в государственную казну. И было бы всем счастье. Пока все по принципу разгон-торможение. Автору спасибо за правдивое изложение.
Тайрус
Россия, Сочи
29 июль 2016 г.
Рассказ конечно хорош, как предупреждение потенциальному туристу. Действительно не все хорошо с сервисом, действительно пляж Имеретинской низменности (и поселка "Совхоз "Россия") это далеко не пляжи Паттайи или Пхукета, Антальи. Но это все наше, все родное, так сказать. И если Вас обманули можно по-русски выразить ваше отношение и Вас поймут... А инфраструктура создана просто потрясающая - можно великолепно отдохнуть в отеле за 6 000 в сутки, с бассейном на территории и в СПА, а можно бюджетно за 600 рублей в сутки койко-место. Ресторанов достаточно много и в районе отелей "Екатерининский квартал" и "Чистые пруды" если говорить об Имеретинской низменности.
Кроме этого есть и горный кластер и старый Сочи центр, Лазаревское и Лоо с пляжами галечными, но более пологими и много еще мест для "дикого" отдыха. Ну а насчет обслуживания - что делать это наша страна, это наши люди, которые я думаю и за 20 лет не исправятся и на мой взгляд это не есть плохо.
VAKA
28 июль 2016 г.
"Несколько дешевле" Турции зависит от МЕСТА пребывания у нас или там. В любом случае - выбор за нами. Я склоняюсь к России.
igbart
Россия, Екатеринбург
28 июль 2016 г.
C удовольствием прочёл и понял, что армяне из Адлера никуда не делись. И следовательно для народа всё осталось по прежнему. В последнее время многие знакомые, да и не только, если едут на море(Чёрное), то стараются селится по деревням и станицам на окраинах.
Вопрос без ответа. Для кого понастроили в Сочах развлекух, если они опять не доступны среднему классу.
Удачи всем пытающимся отдохнуть в Сочи!
28 июль 2016 г.
Мдя...Не очень радует такое положение.Однако билеты и все остальное уже куплено.,так что"Будем посмотреть" и изо всех сил пытаться не испортить себе настроение.Скоро расскажем как все пройдет.
28 июль 2016 г.
Ощущение - ничего не изменилось со времён моего детства... Но труд Вы написали фундаментальный - настоящая антиреклама Сочи))). Только вот сравнение с Ниццей не кажется корректным, особенно в свете последних событий.
Виктор Очагов
Россия, Новороссийск
28 июль 2016 г.
Давно не читал такой подробности о родных краях. Я здесь бываю каждый год, иногда дважды. Изложили всё верно, как есть. Чтобы этим местам придать достойный уровень, надо ещё лет двадцать. После зимних Олимпийских игр, куда были потрачены огромные деньги, в ближайшие годы, вряд ли можно ожидать улучшений. Проблема у властей сохранить то, что было построено. Сильными ливнями и зимними штормами, многое затапливается и разбивается. Сервис долго будет на уровне совкового периода. Дороговизна отдыха в Турции, это временное явление. У них больше береговых линий для купания и развития. Они умеют быстро подстраиваться под туристов. У нас же всё это тормозится местной коррупцией. Не дают развиваться малому бизнесу. Открытие Турции и Египта, приведёт к спаду количества отдыхающих на российских пляжах. Может тогда будет свободней на наших пляжах.Нашим надо учиться курортному делу у Запада, если хотим, чтобы у нас было, как у них. В этом нет ничего плохого.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.