Отзыв написан: 20 июля 2016 г.
Посещенные курорты: Калининград
Изначально задумывалось нечто вроде короткого балтийского круиза - Питер, Хельсинки, Стокгольм, Таллин... Но привходящие обстоятельства внесли корективы, и все закончилось просто Калининградской областью, благо Балтика в ней представлена в полном объеме. Вот, скажем, Светлогорск...

СВЕТЛОГОРСК
Супруга шерстила букинг и в конце концов из возможных вариантов мы выбрали апартаменты "Раушен Престиж". Раушен - девичья фамилия Светлогорска, а престиж - он и в Африке престиж, куда без него.

"Раушен" - жилой комплекс из трех корпусов, каждый подъезд назван в честь европейского города - один Берлин, другой - Париж. Нам досталась "Барселона", шестой этаж, все удобства, длинный балкон и огромный плазменный телевизор для просмотра финала Евро-2016, который организаторы заботливо приурочили к моему дню рождения. Заселялись мы ближе к полуночи, море было слышно, но не видно. А поскольку из наших московских окон слышно МКАД, отмечу - звук практически неотличим. Так что теперь, уже вернувшись, мы засыпаем под шум прибоя седой Балтики. Приятно.
Утром по длинной лестнице и под моросящим дождиком мы спустились на местный променад. Нельзя сказать, что была давка...

Но, как говорят во всех приморских городках, "не нравится погода - подожди десять минут, она изменится". Так и было. Я не буду описывать пошагово все наше времяпрепровождение, если на то не будет крайней нужды. Потому сразу - Свелогорск город зеленый, уютный и весь из себя такой вверх-вниз, все-таки на дюнах стоит.

Янтарных лавочек по городу видимо-невидимо, особенно умиляют китайские поделки, посыпанные янтарной щебенкой. Нет, есть конечно и образцы высокого искусства, но, как ворчат старожилы, "не тот теперь янтарь, вот раньше - это да!".

Дабы не вносить суматоху в наш тихий семейный отдых, "Голосящего КиВиНа", которого Светлогорск принимает уже второй раз, назначили на следующий после нашего отлета день, но к его открытию судорожно выстилали город плиткой. Я долго принимал эффектные позы, чтобы запечатлеть символ городка - башню водолечебницы (ныне минобороновский санаторий, посторонним в.) - без дорожно-строительного антуража, но потом подумал, что лучше буду делать исторические снимки, нежели красивые...

Изначально Раушен строился вовсе не на берегу. Как говорят, еще с немецких времен повелось, что дюны лучше строительством не трогать. Но у советских собственная гордость, потому ранее уютно сидевший за защищавшей от ветров береговой дюнной грядой городок выполз на пляж. Светлогорский променад короче километра, три спуска, из них один автомобильный, аккурат к пафосному отелю "Гранд Палас".

Спуск этот, он же Береговой проезд, идет мимо очень красивого домика - в нем, говорят, снимались сцены фильма "Про Красную Шапочку", где домик играл роль обиталища Звездочета.

С другой стороны домика, выходящей на центральную улицу, красуется кумачовый транспарант "Продается". Однако спустимся на променад, дойдем до пирса и посмотрим по сторонам. Стоя лицом к берегу и глядя налево, видим наше временное жилище, "Раушен".

Глядя направо, видим "Гранд Палас".

Если пройти за этот самый Палас чуть дальше, увидим, на чем это все построено и как долго будет жить. Нет, все-таки древним немцам, тут селившимся, в уме не откажешь. Правильно они на берег со строительством не лезли.

Чуть пригрело солнце - и гулявший в куртках народ мгновенно вспомнил, что приехал на курорт.

Еще о Светлогорске. Вот солнечные часы, которыми заканчивается променад и от которых начинается длинная лестница к нашим апартманам - перепад высот метров 60, если не больше.

А вот это озеро Тихое, бывший мельничный пруд. Именно рядом с ним и был центр довоенного Раушена.

А это бывший немецкий ипподром и бывший советский стадион - концертный зал "Янтарь-холл", в котором и проходил случившийся после нашего отъезда КиВиН.

Самое интересное в Светлогорске - гулять и разглядывать домики, как старые, так и новоделы. Не знаю, может в Подмосковье найдутся и красивее, но их за трехметровыми заборами не видать. А тут вроде как владельцы хвастаются. И есть чем, надо признать. Владельцы - большей частью москвичи, архитекторы большей частью местные.

А это новодел, так называемая Центральная площадь. Построено ровненько, это я объективом 10-18 мм хвастаюсь.

КУРШСКАЯ КОСА

На косу мы поехали экскурсионным автобусом, прикупив накануне пару дождевиков - и прогноз безрадостный, и предощущения погоды тоже были не солнечные. Утром, выйдя на балкон, чуть не уронил сигарету...

Типа, "Здравствуйте, я циклонический вихрь и сегодня я буду определять вашу погоду". Но поскольку время назначено, деньги уплочены, делать нам ничего не оставалось. Сели в автобус, поехали. Первая остановка - полевой стационар "Фрингилла" орнитологической станции. Гид - остепененный орнитолог Анатолий - поманил нас в ласковые сети. Птиц тут ловят и кольцуют с 1901 года, причем наши ученые с огромным уважением относятся к немецким коллегам, в свое время эту станцию создавшим.

Сеть сужается, и большая часть птичек постепенно оказывается в ловушке, где проворные пальцы спецов (они из Питера главным образом) секунд за 15-20 успевают куждую окольцевать, взвесить, оценить степень накопленности жирка и отпустить, занося данные в журнал. Главный улов - зяблики, по латинскому названию которых стационар и назвали. Но попадаются и крупные птахи, вроде сов. Но совы главным образом местные.

Технологию работы с пернатыми подробно показывают на специально отловленных для экскурсантов птицах.

Остановка следующая - "Танцующий лес". Окончательного ответа на вопрос, что корежит местные сосны, наука еще не получила. Наверное, дендрологам стоило бы съездить на Украину и посмотреть на сосны, растущие в городской черте - там они все пляшут. Но с теми соснами все ясно - серединки рачительное население вырубает на новогодние елки, а дерево продолжает расти боковыми ветками. Ну и...

А потом - "Долгая дорога в дюнах", фильма такая была. Каюсь, не смотрел, но думаю, что это как раз о маршруте по деревянному настилу (см. "И грянул гром" Рэй Бредбери) от шоссе до макушки одной из доминирующих высот. Где-то тут доснимали сцены "Белого солнца...".

Интересно, что сорок с лишним километров пути по Куршской косе проходят вне видимости моря. До Куршского залива довольно далеко, а от Балтики дорогу отделяет высокая авандюна. Сто лет ее укрепляли самыми разными способами, спасая хутора и деревни от наступающего песка. Бастионы, еще помнящие время той великой битвы, видны до сих пор.

Но красиво там. И ветренно. Но самые отчаянные купались - благо дождь все никак не начинался.

Мы спрятались от ветра за авандюной и тихо отметили мой день рождения. Коньяк приготовили для тех из нас двоих, кто отважился влезть в бушующие волны, но и мне немного осталось. А потом, в ожидании автобуса, мы пошли прогуляться среди сосен - тут-то местное население и подвалило. Видимо, с поздравлениями - но сказать население постеснялось. Смутилось, покраснело, убежало.

...Дождь начался, как только автобус тронулся в обратный путь.

КАЛИНИНГРАД

А вот Калининград мы решили посетить без помощи гидов. Да и какой-то определенной цели не ставили - так, оглядеться. При случае сплавать на кораблике. Приехали на автобусе на Северный вокзал и пошли по центральной улице, называемой Ленинский проспект, к вокзалу Южному. Аккурат на полпути - остров, на котором расположен Кафедральный собор, рядом с которым похоронен Иммануил Кант.

Наверное то, что я сейчас скажу, возмутит калининградцев. Но города с более несчастной судьбой мне пока не попадалось. Разве что Помпеи.
Да, с корабликом срослось - не успели мы приблизиться к собору, как подошла девушка - а не хотите ли? А хотим! Катерок мест на двадцать, маршрут на час - от острова по рукавам реки Преголь с выходом в порт и обратно. То, что вы видите на фотографии ниже - будка водомерного поста. Будка, Карл! Это чтобы представить, как выглядели более солидные постройки Кенигсберга...

Восточнопрусский колорит завоевал местные умы не столь давно - будучи полдня в Калининграде в 1979 году я еще застал Кафедральный собор во вполне руинообразном состоянии, его восстановили силами самостийных подвижников только в начале 2000-х и, как говорят специалисты, к полноценной реставрации это восстановление отношения не имеет. Но хоть что-то. А вот это гордость нынешних властей, самое снимаемое туристами место - Рыбацкая деревня. Стопроцентный новодел в стиле а ля Прюсс.

К собору мы еще вернемся для более обстоятельного разговора, а пока взглянем на экспонаты Музея мирвого океана. Это суда, которые могли стать металлоломом, но не стали им волею случая и энергии энтузиастов. Вот это "Витязь", который долгое время был флагманом Института океанологии. Построен в 1939 году в Германии, в 1945 эвакуировал население из Кенигсберга, в СССР попал по репарациям, смнил три названия. Но как научное судно был только "Витязем". Глубину Марианской впадины (11 км с хвостиком) измеряли именно с него.

А это "Виктор Пацаев" - судно, входившее в командно-измерительный комплекс, обеспечивавший выполнение советских космических программ - связь с пилотируемыми кораблями и станциями, прием и обработка телеметрии. Сейчас на приколе, в нем есть музейная экспозиция, но антенный комплекс работает и по сей день обеспечивает один из каналов связи с МКС.

А вот "Профессор Штокман" вовсе даже не музей, а вполне себе работающее научное судно. И если бы в абитуриентские времена в Питере я не валял дурака, а сосредоточился на вступительных экзаменах на факультет океанологии, вполне мог бы сейчас готовиться в рейс на этом кораблике, а не фотографировать его проездом... Да, Штокмановское газовое месторождение, гарантия светлого будущего Газпрома - это тот самый Штокман.

А остров посередине устья Преголи называется Вороний, хотя по виду его стоило бы назвать Бакланий. Может, проблемы перевода?

Однако вернемся к Кафедральному собору. Посмотрите на него с этого ракурса. Большой плоский остров, большой собор и липовый парк по всей оставшейся площади.

А теперь зайдем в собор и увидим макет центра Кенигсберга. Я сейчас присяду с камерой, чтобы ракурс примерно совпадал с предыдущим. Найдите десять отличий, что называется...

Ну или давайте посмотрим на довоенную фотографию этого же острова. Кнайпхоф был полноценным городом, одним из трех, кои образовали Кенигсберг. Всё закончилось в 1944 году - два налета Королевских ВВС Великобритании в конце августа полностью разрушили исторический центр города, а его штурм в 1945-м только добавил разрушений.

Но жестоко бомбили и разрушали многие города - Дрезден, Берлин, Варшаву, Ковентри... Однако они были восстановлены. Их было кому восстанавливать. А из Калининградской области немцев начали депортировать уже в 1946-м. Приехавшие им на смену из разных мест Союза жители меньше всего были озабочены сохранением немецкого культурного наследия. Почти все дома на острове Кнайпхоф и в примыкающих к нему районах были доразрушены и в виде строительного щебня баржами вывезены для восстановления Ленинграда. Так что сейчас Калининград ни в коей степени нельзя считать наследником Кенигсберга - это два принципиально разных города.
Более повезло маленьким городам и поселкам области - через них тоже прошли жестокие бои, но это все-таки не было целенаправленным уничтожением.

ЯНТАРНЫЙ

В Янтарный мы тоже направились с экскурсией - на территорию карьера самоходом добираться неудобно. Ну и вот он, янтарный карьер. Главное - докопаться до слоя голубой глины, в которой и содержится янтарь. Глину размывают прямо в карьере, крупные куски выбирают вручную, все остальное в виде глиняного раствора по трубе идет на фабрику. В крепком соляном растворе янтарь всплывает, так что метод его извлечения из жижи достаточно прост.
Однако почти весь янтарь с этого самого богатого в мире месторождения уходит в Москву, в Питер и в Польшу, на месте обрабатываются крохи.

А для туристов сделана песочница с глиной, куда периодически подсыпают мелкие янтарики. Народ оживленно орудует саперными лопатками, складывая в ладошки найденные драгоценности.

В центре поселка есть музей, где и история городка, ранее называвшегося Пальмникен, и пытошная, и музей русских суеверий, и янтарная мастерская. А мне глянулась новая мода - живопись по прусскому кирпичу.

Наконец-то узнал, как из дикого камня делать плоские стены. Рассказали, что в валуне сверлят дырочки, всталяют деревянные клинья, которые после смачивания разбухают и раскалывают камень. Кладем расколотой частью наружу - все просто. Я плохо себе это представлял, пока не наткнулся на заброшенный довоенный сарай. Спасибо, что не восстановили - технология видна весьма наглядно.

Еще Янтарный славится своим роскошным парком Беккера и не менее роскошным пляжем, часть которого получила на сезон-2016 Голубой флаг. Замечу, впервые в России.

Старая кирха Пальмникена теперь стала православной церковью Янтарного.

А это место, где был прибрежный карьер. Сильный шторм размыл перемычку, карьер превратился в озеро. Тут же располагалась шахта "Анна", одно из первых мест промышленной добычи янтаря. По одной из версий именно в этой шахте была спрятана "Янтарная комната". На этом же месте в январе 1945 года немцы расстреляли несколько тысяч узников концлагерей, располагавшихся в Восточной Пруссии. Памятник в виде сплетенных рук тоже виден.

Еще одно приметное место Янтарного - карьер Вальтер, в котором велась добыча янтаря и до войны, и в советское время. Потом место истощилось, технику убрали, подземные воды перестали откачивать... Теперь это озеро Янтарное с глубинами 30-40 метров, даже дайв-центр есть.

ПИОНЕРСКИЙ

Как ни странно, самый "курортный" поселок калининградского побережья, Светлогорск, имеет самый невнятный пляж. Про Янтарный я уже сказал, там пляж безупречный. Если двигаться из Светлогорска в другую сторону, попадаем в Пионерский, он же старейший и известнейший курорт Восточной Пруссии Нойкурен. Пляж тут тоже неплох, но сам городок светлогорской курортности не имеет ни грамма - тут есть рыбный порт, перерабатывающие предприятия, потому курортные деньги в бюджете не главные.
Хотя не знаю, имеет ли что Пионерский от администрации Президента России - именно ей принадлежит резиденция "Янтарь", построенная в годы президентства Дмитрия Медведева. Раз или два бывал в ней сам Медведев, еще раз - Сергей Лавров. Впрочем, эта резиденция не входит в список четырех главных.
К слову, нарушение принципа "не строить на пляже" даже президенту не позволено - волны исправно разрушают бетонные конструкции вдоль забора, так что сооружение обречено на перманентный ремонт.

А это офигевшие от балтийского ветра сосны возле резиденции.

Вот этот дом, еще сохраняющий свою фахверковую родословную, на мой взгляд можно делать эмблемой Калининградской области. Прусско-рязанский стиль с элементами соцреализма.

Вечером накануне отъезда я уставился на валяющийся в комнате штатив - ведь зачем-то я его брал... И сразу после заката я отправился на пляж, экспериментировать с длинными выдержками. Ну, не шедевр - так для шедевра специально готовится надо, освещение ловить. И то без гарантий на успех. А мы все время потратили на прогулки. И не жалеем об этом.

Отдых на море по лучшей цене!
Анна
Россия, Подмосковье
6 март 2018 г.
Почти готовый путеводитель по интересным местам области. Если поеду в Калининград и его окрестности, воспользуюсь Вашим рассказом. И на орнитологическую станцию хочу попасть.
Спасибо за увлекательное повествование!
Elenkomi
Россия, Сыктывкар
25 июнь 2017 г.
Знакомые места...В 2010г тоже решила проехаться по Калининградской обл.Тоже остановилась в Светлогорске.Тоже экскурсия на Куршскую косу (ну как же без этого-визитная карточка)...И также самостоятельно Калининград,Янтарный и Балтийск (вместо Пионерского) .
Хочется провторить...Может быть...Когда нибудь...
Ирина_
26 июль 2016 г.
Офигевшие сосны - пять баллов ))) Ну и как всегда легко и классно )
platok
Россия, Обнинск
22 июль 2016 г.
Ага... Буду знать теперь, где пляж искать)
Marinakaboja62
Россия, Подольск
22 июль 2016 г.
Спасибо автору за красивые фото и рассказ об интересных местах. Сама навряд ли туда поеду, так хоть почитать и посмотреть. Правда местами автор перебарщивает с "легким разговорным " стилем. Но все равно познавательно.
20 июль 2016 г.
Да, у нас так на Балтике - знойно, солнечно и вечно хочется дуновения ветерка...
Вот про дюны не знала - что они такие высокие.
И о грустном - " города с более несчастной судьбой мне пока не попадалось. Разве что Помпеи."
Печальное первое: забывает как-то западная пресса, описывая скорбную судьбу Дрездена, указать кто же именно разрушил город. Обыватель додумывает - и не сомневается...
Печальное второе: "до основанья, а затем..." не прокатило. Так что пусть этот город останется памятником двум обезумевшим режимам - фашистскому и советскому.
Галина
Россия, Серпухов
20 июль 2016 г.
А диплом янтарокопателей в Янтарном после экскурсии получили? Года 4 назад всем копателям янтаря давали красочный небольшой дипломчик на память.
КЛМ
20 июль 2016 г.
Более чем интересно. Наслаждалась рассказом читая. Спасибо.
Ни-как
Россия, Люберцы
20 июль 2016 г.
Вот обламались с круизом, а люди теперь должны инфу о Стоге и Таллине черпать из непроверенных источнмков :)
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.