Благовещенск. Россия
Отзыв написан: 3 марта 2016 г.

В начале сентября 2015 года в Хорватии стояла совсем не осенняя жара. Мы с моей любимой, собираясь в отпуск, рассчитывали на обычные для такого времени 22-24 градуса по Цельсию. Но, человек предполагает, а Господь - располагает. Аэропорт Тиват встретил нас почти сорокоградусным пеклом (в Хорватию, в пригород Дубровника - Млины, мы добирались через Черногорию). Быстренько получив арендованный Renault Clio, мы переоделись, чтобы не расплавиться от прямых солнечных лучей, заняли места в авто и - в путь. Остановились в деревеньке Млины (мельницы по хорватски), здесь для нас были готовы двухкомнатные апартаменты со всеми удобствами и уютным внутренним двориком. Жилье мы обычно арендуем через booking.com, но на этот раз воспользовались другим ресурсом частных квартир: airbnb.ru. О том, как можно снимать жилье за рубежом, написано множество постов, я тоже кинул сюда свои пять копеек, поэтому сейчас не буду на этом останавливаться.

В моих планах на предстоящую неделю было посещение городка Мостар в Боснии и Герцеговине. Оговорюсь сразу, чтобы читателю было понятно, почему я применяю в повествовании единственное число, хотя путешествуем всегда вдвоем с моей Маринушкой. Дело в том, что за планирование поездки в нашей команде отвечаю я. Моя задача - найти как можно больше интересных мест, тщательно проработать маршруты, транспорт (если мы не на машине), остановки для заправки авто и собственных желудков, ну и так далее, и тому подобное. Потом, во время отдыха регулярно подкидывать идеи жене, чтобы, путём проб и ошибок, отобрать лучшее для нас обоих, и приступать к исполнению. Как правило, моя ненаглядная имеет весьма смутное представление о том, куда мы едем и что увидим, но в итоге, мы получаем все самое лучшее: отличную экскурсию, хорошее настроение, замечательные фото, а я, плюс к этому еще и дополнительную порцию обожания своей половинки. Знаете, как приятно бывает, когда, при случае, моя милая говорит родственникам или друзьям: "Понимаете, я ведь никогда не представляю, куда мы поедем сегодня, просто доверяю своему Володюшке, а он мне в дороге рассказывает, вот сейчас за этим поворотом будет хороший ресторанчик, а за этим домом есть выход к хорошему пляжу, а за этим туннелем будет изумительный вид". Поверьте, такие слова дорогого стоят.

Разрабатывая маршрут от Млины в Мостар, я выбрал дорогу через ближайший к нашей деревушке пограничный переход в Иванице. Скажу честно, дорога до Мостара через малонаселенную территорию была скучноватая из-за малонаселенности, но довольно живописная, горы, серпантины. Мы добирались по М-6, минуя Требине, через Старо Слано, Драчево, Любине, Столац, потом по М-17.3, через Козице, Ходбина, Буна.

В дороге захотелось пообедать, остановились в какой-то небольшой деревушке на пригорке. Придорожное кафе, может и не забалованное потоком посетителей, но очень милое и непосредственное. Я понимаю, что такая характеристика больше подходит для описания человека, а не заведения общественного питания, но уж очень понравилась обстановка, хозяева, посетители. Сказать по правде, гостей-то в кафе было раз, два и обчелся. За столиком сидел пожилой любитель свежей прессы (мне кажется, у него даже чашки чая не было), да в зале крутилась хозяйка заведения.

Наш первоклассный английский (от слова первоклассник), хозяйка не смогла осилить, поэтому пригласила дочку, которая видимо после ночных гуляний хотела выспаться, а не заниматься переводом не совсем понятных пожеланий проезжих иностранцев. В глаза бросилось, что девочку подняли с постели, но при этом, она была - само радушие и внимание. Общими усилиями мы пришли к пониманию сути нашей просьбы, которая всего-то состояла в небольшой услуге. Моя жена хотела помидор не в салате, а целиком. Когда девушка поняла, что мы от нее добиваемся, она разулыбалась и попросила немного подождать. Так как ожидание обещало затянуться не более пяти минут, мы любезно согласились потерпеть такое минимальное неудобство. К тому же, буквально через пару минут наша хозяюшка принесла огромный томат, который не вмещался не только в ее, но и в мою ладонь тоже. А каков он был на вкус... Любитель чтения уже давно оторвался от своей газеты и с любопытством прислушивался к нашему диалогу, а когда он увидел, с каким наслаждением моя любимая впилась зубами в гигантский помидор, пенсионер раскрыл в улыбке весь свой, не перегруженный зубами, рот. Пока жена услаждала себя помидором, я уплетал нежнейший омлет, запивая излюбленным "кофе-американо". Можете мне поверить, обед наш удался на славу. Напоследок, мы обменялись любезностями с хозяевами кафе и собирались покинуть гостеприимное заведение, но хозяйка попросила немного подождать и вынесла к столу еще пару громадных помидор, которые вручила нам в качестве "презента". С полным желудком и прекрасным настроением мы продолжили свой путь в Мостар.

Когда заехали в долину реки Неретва, окружение дороги повеселело, добавилось зелени, деревушек, небольших городков, но и движение стало боле оживленное, машинок больше, туристов. Судя по навигатору, до Мостара оставалось немного, в это время нам на пути попалась лавка выездной торговли фруктами. Мы решили последовать призыву: "Не проходите мимо", остановились, чтобы ближе рассмотреть, чем здесь торгуют вдоль дорог. Надо сказать, остановились совсем не зря. Прикупили ящик сладчайших персиков, ну, и так, по мелочи: груши, виноград. Не думайте, что мы никогда в жизни своей не видели персики, это не так. Но, понимаете, мы живем не в центре вселенной, где зреет виноград, а скорее, даже, наоборот, в другом месте этого мира. У нас персики, в основном, китайские, а так как урожай, снятый в Поднебесной, особой спелостью не отличается, персики у нас, мягко говоря, "резиновые", по вкусу больше напоминают картошку. Как, впрочем, и все другие фрукты, доставленные из-за речки Хэйлуцзян, или Амур, если по-нашему. Вот по этой причине, фрукты мы стараемся покупать там, где они произрастают. Набрав крупных и сладких даров местного сельхозпроизводителя, мы, нисколько не стесняясь, принялись их дегустировать тут же на обочине, под одобрительные возгласы других покупателей. На нас как на "живца", к лавке немедленно подъехала еще одна супружеская пара. Они, глядя на наши покупки, тоже "затарились" ящиком персиков.

Отведав нежнейших фруктов, мы продолжили свой путь к Мостару. Навигатор нас не стал водить вокруг да около, буквально через пятнадцать минут мы уже присматривали место для парковки недалеко от местной достопримечательности - Старого моста. Вообще, в этом городе хватает интересных мест, но, все-таки, наибольший интерес для туристов представляет выстроенный в доисторические времена мост. Это место притягательно не только своей красотой, но и историческим прошлым. Построенный в 1557-1566 годах, мост был разрушен во время боевых действий в 1993 году. Возродился он как Феникс из пепла только в 2004 году. Но, скажу вам так, особых примет новодела, вы здесь не увидите, даже камни под ногами, кажется, хранят следы обуви средневековых жителей Мостара. Кстати, мне попадалась информация, что название свое город получил от Старого моста. Просто переставьте местами слоги и получите МОст СТАРый. Мне кажется, гипотеза имеет право на существование, учитывая, что между нашими языками различия не такие уж существенные.

Место для парковки нашлось быстро, причем совсем недалеко от моста. Мы медленно двигались по узенькой улочке, параллельной Неретве, когда, стоящий на тротуаре мужчина сделал приглашающий жест, показав в сторону открытых ворот. Заехали во двор, там оказалась частная парковка. Предложенная сумма оплаты нас устраивала, поэтому мы оставили свой Renault и пешим порядком переместились на берег, практически под мост. Как оказалось, совсем не зря. В это время на самой верхней точке моста затевалось какое-то действие. Мы разглядели там раздетого молодого человека, который перешагнул через высокие перила, немного на них задержался, и, красиво вытянувшись, полетел вниз. Все произошло так быстро, что осмыслить этот прыжок мы смогли, только когда раздался короткий "чвак" и парень, без фонтана брызг, погрузился в воду Неретвы. Только после того, как раздались аплодисменты, и прыгун подплыл к берегу, я понял, какая была высота прыжка. На мой взгляд, парень пролетел не менее 20-25 метров. Потом, в разговоре с продавцом картин, мы узнали, что высота моста в этом месте от 25 до 30 метров (в зависимости от уровня воды в реке). Кроме того, мы выяснили, что прыжки с моста, это один из способа зарабатывать на жизнь для местных жителей.

Постояв некоторое время на берегу в окружении таких же зевак, ожидавших следующего прыжка, мы поняли, что прыгун и зрители не сходятся в цене. Поэтому решили не ждать "у моря погоды", а прогуляться по мосту. Прогулка и фотосессия много времени не заняла, виды с моста впечатлили, особенно башни минаретов. Оказывается, в Мостаре мирно сосуществует две основные религии: христианство и ислам, поэтому, если неожиданно вы услышите громкий и протяжный крик муэдзина с минарета, не надо вздрагивать и испуганно оглядываться по сторонам, значит, пришло время молитвы и вы слышите призыв к мусульманам уделить время богу и своей душе. Пока мы были в Мостаре, мы слышали эти громкие, распевные молитвы не один раз.

Пройдя по каменной брусчатке старого нового моста, мы еще долго гуляли по узким улочкам вдоль Неретвы, любовались древней архитектурой, глазели на туристов и местных жителей, заходили в лавочки, коих здесь превеликое множество. Мимоходом прикупили хорошую скатерть ручной работы в подарок детям. Эта покупка - целое приключение. Идем, никого не трогаем, стоит бабуля, лет семьдесят, продает скатерть с салфетками. Заметно сразу - handmade. Остановились, так как действительно, вещь, заслуживающая внимания. Начинаем общаться на нашем "эсперанто" - смеси английского, русского и даже сербского. Понимаем друг друга очень хорошо. Это только кажется, что не зная языка, ты в чужой стране будешь немтырем, которого никто не поймет. Человек - человека всегда поймет. Если захочет. Главное в этой фразе, вы уже догадались: "Если захочет". Бабушка называет серьёзную сумму в евро, мы такую потратить не были готовы, но вещь нам нравится, а ей, в свою очередь, продать хочется. Торговля продолжается. В итоге, подарок детям мы купили по цене вдвое меньшей от первоначальной. При этом меня убедили в замечательном характере моей жены, в том, что для бабушки-рукодельницы и всей Боснии и Герцеговины моя любимая, оказывается "своя", что вообще, мы прекрасные и душевные люди, что нас встретят здесь с распростертыми объятьями, если возникнет желание снова посетить Мостар. Бабуля выслушала от нас не меньшую порцию самых искренних комплиментов, как лично ей самой, так и ее искусству, и спустя тридцать-сорок минут с начала нашей встречи, мы все-таки смогли расстаться, вполне довольные друг другом и нашим приобретением. Но, на этом чудеса с подарком не закончились, когда мы вернулись в Москву, оказалось, что дети приобрели новый стол, как раз под размер купленной в Мостаре скатерти.

Не менее увлекательным получился поход по небольшому рынку всякой всячины, где нас наперебой угощали вяленой смоквой. Смоква - это инжир, если, кто "не в теме". Здесь торговые ряды занимают в основном мостарцы - кому за пятьдесят, а то и за шестьдесят-семьдесят, но при этом, все, кто стоит по ту сторону баррикад, sorry, по ту сторону прилавка, народ очень гостеприимный, располагающий к себе. Думаю, что не одна тысяча туристов из самых разных стран, регулярно проходит мимо этих ветеранов частной торговли, но ведь не заржавели души "акул" местного коммерческого бизнеса, для каждого покупателя у них находится располагающая к себе улыбка и приветливые слова. Попробовав инжир у двух-трех торговцев, мы решили все-таки не обременять себя лишними сувенирами (скатерть уже была на руках).

Вдоль набережной прогулялись довольно далеко, когда поняли, что зашли в жилые кварталы, где вряд ли встретишь что-либо интересное, приняли решение возвращаться к мосту. К тому же, кушать захотелось. Стоит отметить, что кафешек вокруг старого моста не просто много - очень много, поэтому мы без труда нашли небольшую пиццерию с видом на речку, угостились классической "Маргаритой" под ароматный кофеек.

Почувствовав значительный прилив сил, пошли осматривать достопримечательности левого берега Неретвы. Осмотр не занял много времени только по одной причине, мы уже немного нервничали, так как запланировали посещение водопада Кравице, а его ведь еще найти надо было. Перед выходом на улицу, где мы оставили свою "железную коняшку" мое внимание привлекла вывеска на стене, состоящая из набора букв, которые у меня никак не складывались в смысловое значение. Под вывеской стояли двое мужчин слегка потрепанной наружности (во всяком случае, так немножко побитым жизнью выглядел тот, что постарше). К нему-то я и обратил свою проникновенную речь: Sorry, what is it? Надо отдать должное отзывчивости гражданина, он стал на довольно сносном английском пытать место нашей регистрации. Мы, не являясь тайными агентами никаких Сигуранц и прочих Штази, честно признались, что мы From Russia. И тут дяденьку "прорвало", он начал общаться с нами на языке Тургенева, Толстого и даже Чехова, так как оказался таким же русским, как и мы. Он с удовольствием рассказал нам множество сведений о своей личной жизни, о привычках и традициях мусульман, спел нам пару красивых песен, но так и не объяснил, что именно написано на табличке. В его версии количество молитв у мусульман прямо связано с их нелюбовью к чистоте, или, наоборот, с любовью, как-то не отложилось у меня это в памяти. Может благодаря такой своеобразной методике изложения материала, может еще, по какой причине, но, после того, как мы расстались, о смысле надписи я знал ровно столько, сколько до его пространных пояснений. Зато мы с ним сделали хорошее фото на память с этим знатоком мостарских надписей.

Расставшись с нашим словоохотливым и, несомненно, талантливым земляком, мы нашли стоянку, где оставили свой автомобиль и, включив навигатор, стали искать выезд из города, чтобы отправится на поиски водопада Кравице. Можете не сомневаться, водопад - одну из жемчужин Хорватии, мы посетили, но его красота достойна отдельного рассказа, обязательно расскажу о его посещении в отельном своем «опусе».

Персональный подбор тура в Боснию и Герцеговину!
9 март 2016 г.
Для Mea Me: спасибо за комплименты. Ваши отчеты - впечатляют. Есть места, где мы пересекались, но только в разное время. А есть - те, где очень хочется побывать. Для нас США пока страна на будущее. Друзья туда переезжают на ПМЖ, тогда и мы, надеюсь, начнем "осваивать" территории. Пока только небольшой кусочек Аляски удалось посмотреть.
9 март 2016 г.
Для Ingvar John: я много читал про водопад, очень хотелось посмотреть его в полноводье, но сами понимаете: человек предполагает, а Господь располагает. Надеюсь, что жизнь не всегда будет к нам поворачиваться своей "пятой точкой" и мы снова сможем путешествовать по Европе не "напрягаясь" от объема кошелька. Очень хочется посетить и Плитвицы и Крка, много "накопал" информации об этих красивейших местах. Да, что там говорить, а сколько всего можно найти в Черногории, Сербии, на Истринском полуострове. Я не был в Греции, на Кипре, мы не топтали тропинки Мадейры, не колесили по дорогам США, легче сказать, где были. Хочется объехать и обойти так много.
Mea Me
Россия, Пенза
4 март 2016 г.
Очень понравился отчёт и язык, которым он написан. Да и Вы с женой произвели впечатление очень милой пары. Молодцы!
Ingvar John
Украина, Одесса
4 март 2016 г.
Если вдруг еще раз занесет в эти края весной, не поленитесь снова съездить на Кравицу. Водопад в этот период очень полноводный. Мощь и красота дикой стихии завораживает. К осени водопад начинает постепенно угасать, чтобы весной снова проснуться и начать дышай в полную силу.
Я рад, что Вам понравилось путешествие. Я очень люблю Балканы. Тянет туда снова и снова.
А на хорватских Плитвицах и Крка были?
4 март 2016 г.
Ingvar John, спасибо, что поправили, написал не задумываясь, путешествовали-то по Хорватии в основном :)
Ingvar John
Украина, Одесса
3 март 2016 г.
Справедливости ради, Кравице - жемчужина БиГ, а не Хорватии. Хотя в этом регионе страны проживают в основном этнические хорваты.
Персональный подбор тура в Боснию и Герцеговину!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Горящие туры! Сэкономьте до 40 % !!!
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!
  • Более 100 офисов продаж по всей России!
Персональные туры в Боснию и Герцеговину!
Подбор туров в соответствии с пожеланиями клиента
Большой выбор направлений, горящие туры