Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
В Версаль стремились попасть. Версалю пытались подражать. Версаль хотели превзойти. Он служил домом не только королевской семье, но и тысячам придворных, был символом власти и законодателем мод. Версаль и сегодня – своеобразный символ роскоши. «Версалем» называют все что угодно, и мебельные салоны, и салоны красоты, и кафе, явно рассчитывая на стойкие ассоциации с богатством и избранностью. Ну да, именно таким местом Версаль и стал – своеобразное замкнутое общество, живущее по своим законам. Но однажды этому миру пришел конец. Он ушел, испарился, но его очарование осталось. Остались дворцы и сады. Они хранят свои истории. Истории людей, истории любви, интриг и жизненных драм. И тайны их, порой, навсегда скрыты от нас, как за золотой решеткой Версальского дворца.
Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI и Мария Антуанетта, Наполеон…Правители менялись, Но магия Версаля оставалась.
Итак, небольшая прогулка по Версалю…
С чего же все началось? В августе 1661 года министр финансов Николя Фуке устраивал грандиозный праздник в своем имении Во-ле-Виконт. К Фуке съехался весь двор: министр решил устроить праздник, превосходящий все своей роскошью. Был приглашен и молодой король Людовик XIV. Но разве можно подданному показывать королю, что этот подданный богат и обладает властью!
Для постройки своей новой резиденции Фуке нанял трех талантливых людей: архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и садовника Андре Ленотра. Со ступеней высокой террасы дворца гостям открылся вид на великолепный сад. Именно парк в Во-ле-Виконт назовут потом и «первым шедевром Ленотра», и «первым образцом французского регулярного парка». А тогда праздник поразил приглашенных. Поразил он и короля, но немного не так, как рассчитывал Фуке. Людовику было 23 года. И его захватило не только восхищение, но и очень плохое чувство – зависть. Меньше чем через месяц Николя Фуке был обвинен в растратах казны и арестован. В тюрьме он провел около двадцати лет, там и умер. А вот все три мастера, работавшие на Фуке, получили нового покровителя – короля, и новую работу – на строительстве резиденции, о создании которой, может быть, мысль окончательно сложилась у Людовика именно на том памятном празднике – Версаля.
Хотя, нет… На самом деле, история все-таки началась несколько раньше. С охотничьего замка Людовика XIII, который был построен еще в 1624 году. Людовик XIV впервые посетил замок своего отца будучи еще ребенком. Это место всегда ему нравилось, и король хотел создать для себя здесь загородную резиденцию, предназначенную для отдыха на лоне природы. Первоначально король украшал Версальский дворец, чтобы создать уютный уголок и для своих свиданий. Так что, вначале Версаль не задумывался как нечто грандиозное. Его реконструкция началась с 1660-х годов. Людовик воплощал свою мечту – жить там, где много воздуха, солнца, цветов и деревьев. Монарх любил прогулки на природе, охоту. Он, скорей всего, и не намеревался сначала переносить сюда двор.
Однако, через некоторое время, каприз короля перерос в масштабный проект, где все было направлено на прославление и его самого, и его царствования. Людовик XIV выбрал своим символом Солнце. Это прозвище так и останется с ним в веках – Король-Солнце. И он понял, что управлять государством лучше единолично. Пышное возвеличивание собственной власти стало для Людовика XIV важнейшей частью его политической программы. Существенная роль отводилась и новому дворцу. В 1682 году король принял решение окончательно покинуть Париж и сделать Версаль своей постоянной резиденцией.
Утро в Версале. Дорога от вокзала до дворца занимает минут десять. На площади -памятник Людовику XIV. Впереди на солнце блистает решетка парадных ворот и позолота на крыше дворца. Еще прохладно. Через ворота прохожу во двор. И вот перед нами…огромная очередь! Она загибается в пять длинных хвостов! Первая мысль – боже, это же на целый день! Но потом понимаешь, что очередь движется довольно быстро. Так что, где-то через час, входим во дворец. Он переполнен. Там где когда-то толпились придворные, теперь толпятся тысячи туристов из разных стран мира. И людской поток переносит тебя из зала в зал.
Да, дворец грандиозен. И сейчас посетители видят в нем только основную часть. Всего комнат, кажется, в общей сложности около 700. Даже если бы туда пускали туристов, обойти их все было бы невозможно. Строительство Версаля – процесс длительный.
Внешние и внутренние работы продолжались много лет. И основное, что сейчас можно увидеть во дворце – это череда Парадных или Больших апартаментов. Обилие позолоты, несколько сумрачная роскошь, все напоказ, если росписи, то сюжет обязательно в аллегорической форме прославляет власть короля, его мудрость и заботу о народе Франции. Большие апартаменты идеально подходили для приемов. Собственно, в основном для них эти залы и были предназначены.
Вот, например, Королевская спальня. Все затянуто золотой парчой. Спальня расположена в центре дворца - это символизировало то, что вся жизнь вращается вокруг персоны короля. Королевская кровать, похожая на трон, отделена от остальной части комнаты балюстрадой. Но спальня вовсе не интимное пространство - это было публичное место. Здесь проводились и аудиенции. Даже в отсутствии короля придворные должны были кланяться кровати, а дамы приседать перед ней в реверансе. Днем и ночью королевское ложе охранял лакей.
Знаменитый Версальский этикет вырабатывался годами. Его строгие правила делали жизнь многочисленных придворных упорядоченной, подчиняющейся некой логике. Церемониал способствовал различию по рангам, а свод правил представлял собой обширный труд. У тех, кто больше находился при короле, был шанс получить новую должность, или просто быть выделенным из общей массы. Назначая на должности, считающиеся почетными, король выделял кого-то из толпы и мог польстить самолюбию людей, не потратив на это особо много. Каждый знал свои функции и свое место в этой системе. Например, церемониал утреннего одевания короля: в первые минуты после пробуждения монарха в его спальне имели право присутствовать лишь самые избранные. И как же все хотели этими избранными стать! Версаль – храм, а король божество, все остальные – служители этого божества.
Рядом с Королевской спальней, в салоне под названием «Бычий глаз», висит интересная картина, представляющая всю семью Людовика XIV в образах античных божеств.
Полотно создано по заказу брата короля в 1669 году художником Жаном Нокре. Королева-мать предстает в образе богини Кибелы, Людовик XIV, конечно, Юпитер, cбоку от короля сидит его супруга в образе Юноны, вокруг нее – дети королевской четы.
Боги присутствуют в Версале везде. Даже залы носят их имена – Салон Венеры, Салон Дианы, Салон Марса, Салон Аполлона… Именно Аполлон правит колесницей Солнца, приносит в мир свет. В Салоне Аполлона установлен бюст Короля-Солнце в возрасте 27 лет - экспрессивный образ работы знаменитого скульптора Бернини.
Спальня королевы не менее важна, чем спальня короля. Здесь королевы не только спали, но и рожали наследников Франции, согласно правилам, не в комфорте и одиночестве, а в присутствии королевской семьи и некоторых придворных. Вдруг королева родит мертвого ребенка и его подменят другим! Так что все свершалось при свидетелях. Кровать королевы так же монументальна, как и в королевской спальне. Только отделка стен с более веселым цветочным орнаментом. Комната королевы представлена в том виде, в каком уже Мария Антуанетта покинула ее 6 октября 1789 года. На рассвете этого дня королева была разбужена сильным шумом под окнами. Толпы парижан, большинство из них женщины, вооруженные кто чем, пришли в Версаль требовать хлеба. Королеве наскоро помогли одеться. И через небольшую дверку слева от кровати она убежала через внутренние кабинеты в покои супруга. Толпа заполнила Мраморный двор. Королевской семье требовалось показаться перед огромной угрожающей толпой. Мария Антуанетта вышла на балкон дворца, держа за руку дофина, и склонилась в глубоком реверансе. После этого королевская семья покинула Версаль, чтобы никогда больше не вернуться…
Конечно, центральное место во дворце все-таки принадлежит Зеркальной Галерее.
Мрамор, росписи, светильники и зеркала. Напротив каждого оконного проема установлено огромное зеркало - копия окна. Стеклянное зеркало тогда, особенно такого размера, было невероятным предметом роскоши, доступным лишь очень немногим. Здесь устраивались празднества и приемы. Зеркальная галерея стала своеобразным символом Версальского дворца. Даже, возможно, некий символ величия Франции. Наверно, не случайно, именно здесь в 1919 году здесь был подписан договор о прекращении Первой Мировой войны.
С постройкой Зеркальной галереи Версаль окончательно превратился в великолепнейший дворец Европы. Послы иностранных государств докладывали своим правителям, что теперь главную роль во Франции играет именно Версаль.
Возможно, Людовик XIV и скучал по природе и простоте, но он уже играл свою роль Короля-Солнце, которую бросить было нельзя. Создавались, конечно, и личные покои короля, более скромные, чем парадные апартаменты. Дворец всегда менялся изнутри, его приспосабливали к новым вкусам и новым владельцам. Это был огромный живой организм.
Приемник Людовика XIV - Людовик XV совсем не походил на своего знаменитого предшественника, ни по складу характера, ни по наклонностям. В Людовике XIV невозможно было различить человека и монарха, настолько у него присутствовало осознание того, что он великий король. Он всегда играл эту роль. В Людовике XV человек и монарх не смешивались. Людовик XV, конечно, никогда не пытался переделать существующий придворный порядок, он просто приспосабливал его к своему темпераменту и образу жизни. Вместо общества многочисленных придворных новый король предпочитает уединиться в узком кругу. Таким образом, светская жизнь переходит из торжественных залов в уютные гостиные. На первое место становится забота о личном комфорте, желание окружить себя удобствами, что и нашло свое отражение в архитектуре, внутреннем убранстве домов, декоративном искусстве.
Конечно, король устраивал в Версале торжественные ужины, приемы послов, но в конце дня он удалялся в свои «малые апартаменты», куда допускались только самые близкие ему люди. Заметно желание монарха жить частной жизнью буржуа или знатного сеньора. Вкусы и идеи века XVIII уже отличались от эпохи Короля-Солнце.
Во дворце сейчас можно увидеть, например, апартаменты дочерей Людовика XV. В комнате одной из них – Мадам Аделаиды, установлен небольшой изящный орган. Аделаида играла на арфе, скрипке и органе, и, говорят, действительно, играла хорошо. Людовик XV приходил сюда из удовольствия выпить чашечку кофе и послушать музыку.
За окнами дворца виден парк. Издали кажется, что он бесконечен. Так что, как ни интересно было бродить по залам, все-таки через какое-то время возникло желание переместиться в знаменитые сады Версаля. Да и толпа туристов в парке как-то рассеивается. К тому же расстояния в парках не маленькие. Из одного конца в другой – несколько километров. Надо было успеть все посмотреть.
Вообще парк Версаля делится на Королевские сады – это та область, которая прилегает ко дворцу, где расположены фонтаны, так сказать «официальная» часть; и собственно, парки – это все, что дальше, тенистые аллеи, велосипедисты, парки Трианона и владения Марии Антуанетты. Парк создавался быстрее, чем дворец. И это чудо было сотворено на почти безлюдной, заболоченной местности талантами архитекторов и садоводов!
В 1690-х годах, когда Версаль уже достиг пика своего великолепия, Людовик XIV сам составил своеобразный путеводитель «Как показывать сады Версаля». Бесцельная прогулка не предполагалась. Сады надлежало осматривать в определенном порядке, каждый фонтан, статуя должны являться взору в определенный момент. Сейчас, конечно мы так не поступаем. Но, по-прежнему, выходя из дворца, попадаем к водным партерам, следуем к фонтану Латоны и видим Большой канал.
Аллегории были неотъемлемой частью культуры и мировосприятия того времени.
Вот в центре фонтана Латоны – мать Аполлона и Дианы, она родила их на острове Делос, преследуемая женой Юпитера Юноной. Вокруг богини застыли лягушки. В лягушек, согласно мифу, превратила Латона жителей Ликии, когда те не дали ей напиться из озера. Так что, боги правят и в королевских садах, восхваляя мудрость правителей и красоту природы, подчиненной строгой симметрии и фантазии создателе.
К сожалению, фонтаны в Версале не работают каждый день. И даже когда работают, то не все сразу. Это вам не Петергоф! Так что, если есть желание увидеть все фонтаны в действии, то надо подгадать тот день, когда их включают. И в нужное время обойти все водные потехи в королевских садах.
Сады разделены на боскеты, каждый из которых носит свое название. И в каждом из них какая-нибудь затея – статуи, бассейны, фонтаны. Сплошные стены зелени образуют своеобразные лабиринты. В них можно затеряться. Иногда оказывается, что людей вокруг нет совсем, и ты попал в какой-то странный мир, где время остановилось.
Например, боскет «Бальный зал»: небольшой амфитеатр среди зелени. Спуски декорированы ракушечником. Здесь устраивались танцевальные спектакли, проходившие летними вечерами в освещении десятков факелов. Создан Бальный зал в 1682 году, и сам Людовик здесь не танцевал. Королю на тот момент было 45 лет, и он уже не выступал на сцене, уступив место профессионалам.
Хотя в молодости Людовик XIV танцевал хорошо. Да и Версаль всегда славился своими праздниками. Самый известный из них, вошедший в историю, праздник 1664 года. Работы по перестройке и дворца, и парка тогда были только в самом начале. Но Людовик решил устроить в Версале настоящую сказку. Молодой король был влюблен в Луизу де Лавальер. А она безумно любила короля. Двор развлекался в течение недели. Был и спектакль, и балеты, и фейерверки, и танцы, и угощения. Праздник назывался «Забавы волшебного острова». Здесь были и рыцари, которые попадают на волшебный остров, и прекрасные дамы, и красавица-волшебница, пленившая рыцарей своими чарами. Музыку писал Жан-Батист Люлли, а театральные представления организовывал Мольер. Ночью сад освещали множество огней. Король – настоящий рыцарь и гостеприимный хозяин праздника. Все молоды и вокруг царит идиллия.
Положение фаворитки при французском дворе было упрочено и определено и носило характер почти официальной должности. Именно король и фаворитка, а не король и королева, были главными фигурами в Версале. Но не все они задерживались надолго. За Лавальер вскоре последовала красавица Атенаис, мадам де Монтеспан. И она была вовсе не похожа на скромную Луизу. В Версале у мадам де Монтеспан было больше комнат, чем у королевы и свой собственный двор. Придворные называли ее между собой «Султаншей».
Но время шло. Король-Солнце взрослел, потом старел. Версальский двор терял радость и веселье. Все двигалось по определенной схеме, но не было уже беспечности и счастья.
С 1711по 1712 год Людовик XIV теряет нескольких близких людей, в том числе умирает его сын и наследник. Но Короли не имеют права слишком долго и открыто оплакивать свое горе. Этот закат целой эпохи прекрасно отразил А.Бенуа в серии акварелей «Версальской серии».
Версаль всегда сравнивают с Петергофом. Видимо, это неизбежно. Хотя они разные, и каждый из них прекрасен по-своему. И в Версале нет моря. Роль моря выполняет Большой канал.
Когда-то здесь находилась целая флотилия. Мачты вырисовывались на горизонте и были видны из окон дворца. Флотилия находилась в полном распоряжении придворных. В ее составе было несколько яхт английского образца, баркасы, три миниатюрных военных корабля, венецианские гондолы. И можно было совершить небольшое путешествие не покидая парка. Здесь царила пестрота красок: венецианские гондольеры в ярких костюмах, матросы, тоже одетые как на парад, флаги. Все, кто работал на Большом канале, жили неподалеку - в деревушке Петит-Вениз – Маленькая Венеция. Это группа небольших зданий справа у начала канала. Сейчас там расположены кафе, магазинчики, ресторан.
Флотилия Версаля стала своеобразным олицетворением морской мощи Франции. Ну а сейчас можно покататься по каналу на лодке. Правда, грести придется самим, гондольера не предоставят
Здесь, у Большого канала, заканчиваются регулярные Королевские сады. И, подкрепившись багетом с ветчиной и чашечкой кофе, по широкой аллее, неспешно, шурша опавшими листьями, идем ко дворцу Трианон и владениям королевы Марии Антуанетты.
Для мадам де Монтеспан Людовик XIV приказал выстроить крохотный дворец – Фарфоровый Трианон. Постройка в модном тогда «китайском» стиле появилась в 1670 году. Стены дворца были облицованы бело-голубой керамической плиткой – отсюда и название. Но здание быстро разрушалось. Его разобрали в 1680-х годах и создали на этом месте Мраморный или Большой Трианон, которым мы можем любоваться и сегодня.
Стены облицованы цветным мрамором. Преобладают розоватые нежные оттенки. Здание кажется каким-то вытянутым. Кругом сады - благородная, хорошо продуманная простота. Цветы смешиваются и переплетаются стеблями.
Во времена Людовика XV этот дворец облюбовала фаворитка короля – маркиза де Помпадур. Мадам де Помпадур заняла эту «должность» в 1745 году и оставалась при дворе вплоть до самой своей смерти в 1764 году. Маркиза де Помпадур долгое время играла одну из ведущих ролей в государстве и, несмотря на все нарекания в ее адрес, являлась настоящей защитницей искусств, оказывала поддержку художникам, литераторам. Даже изысканный стиль «Людовика XV» называют еще и «стилем маркизы Помпадур». Конечно, маркиза де Помпадур представляет собой исключительный пример. Другие фаворитки Людовика XV не оставили такого заметного следа во французской культуре. Даже самая известная последовательница мадам де Помпадур, графиня дю Барри, не обладала ни ее талантами, ни способностями.
Убранство Большого Трианона менялось несколько раз. При Наполеоне - это один из императорских дворцов. Так что больше всего здесь чувствуется влияние уже наполеоновской эпохи и века XIX –го. В 1810 году Наполеон решил поселиться здесь с новой супругой – Марией-Луизой. В Трианон завозят новую мебель, обустраивают залы. Но долго императору здесь пожить так и не довелось.
В одном из залов Трианона стоит Малахитовая чаша – подарок русского царя Александра I Наполеону после заключения Тильзитского мира. Это поистине царский подарок. И сложная ювелирная работа русских мастеров. Чаша состоит из сотен камней, собранных как мозаика, хотя внешне издалека это и не очень заметно – она кажется единым монолитом.
Трианон играл и большую роль в международных отношениях. Здесь обычно останавливались высокие гости Франции – президенты и короли, а также устраивались приемы. В 1717 году здесь побывал Петр I, а последним иностранным гостем высокого ранга, останавливающимся в Трианоне, стал Борис Ельцин в 1992 году.
Еще мадам де Помпадур попросила короля построить еще один небольшой дворец неподалеку от Большого Трианона. Так появился Малый Трианон. Но маркизе не суждено было его увидеть. Когда она умерла, новый дворец еще строился. И король уединялся там уже со своей следующей фавориткой – графиней дю Барри. Действительно, Малый Трианон кажется настолько уютным, что там хотелось бы жить – вроде бы и в Версале, но вдали от его центральной парадной части.
Но история Малого Трианона, как и история всего прилегающего к нему парка, все-таки больше связана с именем Марии Антуанетты.
В 1770 году 14-ти летняя Мария Антуанетта прибыла из Австрии, чтобы стать супругой наследника французского престола. Тогда же она впервые увидела и Версаль. Неизвестно, какое впечатление произвел на нее дворец, но вот этикет французского двора, которому приходилось следовать, ей точно показался странным и устаревшим ритуалом. В 1774 году Людовик XV умер, и Людовик XVI с Марией Антуанеттой стали правителями Франции. Ему было 19, а королеве 18 лет. Слишком молоды, чтобы править.
В этот период в Версале нет фаворитки. Есть блестящая молодая королева. Людовик XVI подарил Малый Трианон Марии Антуанетте со словами: «Вы любите цветы, у меня есть букет для Вас – это Малый Трианон!» Королева и правда любила цветы, любила она также наряды и изысканную парфюмерию. Для нее создавали новые платья и легкие новые духи, на основе ароматов роз, фиалок и ириса. В Малом Трианоне пахло флердоранжем, лавандой, бергамотом и цедрой. А в обивке мебели той эпохи часто присутствует цветочный рисунок. Говорят, что любимыми цветами королевы были васильки.
Лестница ведет на второй этаж. Небольшие комнаты. Декор без вычурности, изящная мебель ярких расцветок. В салоне, где собирались приближенные королевы, царила непринужденная атмосфера. Здесь беседовали, музицировали – не случайно в центре стоит арфа. Королева настаивала, чтобы при ее появлении в комнате не вставали и поощряла своих собеседников искренне высказывать свое мнение.
К нарядам Мария Антуанетта питала особую страсть. Всем была известна модистка королевы – Роза Бертен – «Министр Моды», и ее парикмахер – месье Леонар. Королева действительно стала, как сейчас бы сказали, «иконой стиля» того времени. На наряды уходили колоссальные суммы. Сохранилось много портретов Марии Антуанетты. Великолепные платья и часто в руках цветы.
В 1782 году наследник русского престола великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна путешествовали по Европе. Хотя поездку они совершали инкогнито под вымышленными именами графа и графини Северных, их везде принимали с подобающими почестями. Апофеозом поездки стал визит во Францию ко двору Людовика XVI. Павла встретили там как самого дорогого гостя. Мария Федоровна же на королевском торжественном приеме даже почти затмила французскую королеву. Мария-Антуанетта украсила прическу живыми цветами: под ее волосами были спрятаны маленькие бутылочки с небольшим количеством воды, туда опускали стебли цветов, чтобы те сохраняли свежесть. Но графиня Северная не отставала! Она украсила прическу птичкой из драгоценных камней, которая качалась на хитрой пружинке и хлопала крылышками. Поездка во Францию удалась, она была полна праздников и осмотром красот. А уезжая, великие князья были просто осыпаны подарками. Мария Федоровна мечтала блистать при русском дворе, и привезла из Парижа множество ящиков с кружевами, платьями, аксессуарами. Это очень не понравилось Екатерине II. Невестка вырядилась по последней моде и воображает себя первой красавицей! Следует ряд указов Екатерины, направленных против роскоши нарядов, якобы ради заботы о чрезмерных тратах русских дворян. А увиденное в садах Версаля, конечно, повлияло потом и на оформление резиденций Павла в окрестностях Петербурга – Павловска и Гатчины.
Малый Трианон не был местом для одиночества, он был местом, где королева воспитывала и своих детей, на лоне природы, вдали от пышных салонов, и беззаботно проводила время с теми, кого приглашала в свои владения.
«Мой сад» - так называла Мария Антуанетта Малый Трианон. На самом деле у этого дворца даже два сада – регулярный и пейзажный английский парк. Речка петляет между искусственных прудов. То тут, то там открываются живописные виды. Конечно, все это создано умелой рукой садовников и архитекторов. Такие сады требовали не меньшего ухода и затрат, чем регулярные парки
Есть такая поэма XVIII века – «Сады» Жака Делиля, в которой воспевается садовое искусство. Там есть такие строки:
«И вот что надо знать любому садоводу:
Есть два лишь способа преображать природу:
Один – рассчитанностью линий покорять,
Другой – нежданными картинами пленять».
Сады вокруг Малого Трианона – почти иллюстрация к этим словам.
Основные работы здесь проводил архитектор Ришар Мик. Он же возвел над прудом павильон Бельведер – приют спокойствия в гармонии с природой.
Павильон охраняют сфинксы в венках из цветов. В Бельведере Мария Антуанетта любила слушать музыку и с приходом весны любоваться, как пробуждается природа. Королева любила музыку с детства, проведенного в Вене.
Неподалеку расположен Храм Любви со статуей Амура в центре.
И искусственный Грот. Сейчас вход туда закрыт, но когда-то внутри можно было отдохнуть, сидя на небольшой скамье. Именно находясь в этом идиллическом месте, королева получила в начале октября 1789 года письмо с известием о том, что толпы возмущенного народа двинулись из Парижа на Версаль.
В глубине парка построили деревню в псевдонародном стиле. Здесь были и молочная ферма, и мельница, и хижина королевы. Их создал все тот же Ришар Мик перед самой революцией в 1783-86 годах. Конечно, повлияли и модные идеи той эпохи об идеальной жизни на лоне природы. Сюда королева приходила с детьми и избранными друзьями. Для дам здесь полагались легкие светлых цветов платья, соломенные шляпы, простые прически. Здесь играли в мяч, плавали на лодках по озеру, читали романы в тени деревьев, играли на мандолине или гитаре. Правда, интерьеры зданий фермы напоминали скорее дворцовые, чем крестьянские.
Ферма не была все-таки простым декором: огороды возделывались и приносили урожай, были виноградники, на полях выращивали рожь, ячмень, овес.
Здесь содержались и животные: коровы, прибывшие из Швейцарии, бык, курицы, поросенок, козы. Королева играла в пастушку… Можно было гладить ухоженных козочек, собирать цветы и пробовать свежие продукты с фермы. Животные живут здесь и сейчас.
Над прудом, где водятся карпы, возвышается «Башня Мальбрука». Романтическая башня похожая на маяк, где хранилось все необходимое для рыбалки королевской семьи. Сверху можно было обозревать окрестности. Название пошло от популярной песенки «Мальбрук в поход собрался…», которую королева наигрывала иногда на клавесине. В этой песне также говорилось о башне, с которой леди Мальбрук ждала возвращения любимого.
Траты на все это были колоссальные! Их припомнят бывшей королеве на судебном процессе 1793 года. Конечно, личных ресурсов Марии Антуанетты не хватало, и деньги шли из государственной казны. Очень опасно для государей замыкаться в своем мирке. В обществе стали считать, что ища уединения, королева пренебрегает своими обязанностями. Общественное мнение этого не прощает. «Австриячку» начали обвинять во всех смертных грехах. Не по своей воле королева покинула этот рай. В конце фильма Софии Копполы «Мария Антуанетта» она смотрит из окна кареты на удаляющиеся сады Версаля. «Любуетесь?», - спрашивает ее супруг, «Прощаюсь», - отвечает королева.
А судьба архитектора Ришара Мика оказалась действительно связанной с судьбой Марии Антуанетты до конца. Мик был арестован в 1794 году по обвинению в заговоре с целью спасти королеву, и казнен в Париже незадолго до окончания эпохи Террора.
На самом деле, эта часть Версаля мне очень понравилась и стала своего рода открытием. Здесь, во владениях Марии Антуанетты, действительно создан и чувствуется до сих пор какой-то особый беззаботный умиротворяющий мир. Сюда приезжают с детьми посмотреть на животных, можно отдохнуть на берегу пруда или покормить карпов. Здесь очень красиво, особенно осенью, а некоторые виды напоминают Павловск. Хотя парк выглядит по сравнению с Павловском более миниатюрным и каким-то домашним. И я понимаю Марию Антуанетту – ей, вероятно, хотелось жить и жить в достатке и радости в этом идеальном мире. К сожалению, подобные желания не всегда исполнимы.
Есть одна история, случившаяся с двумя английским туристками в садах вокруг Трианона в начале XX века. Они слегка заблудились и вдруг обе ощутили странное чувство нереальности. Вокруг они увидели дам и кавалеров в старинных одеждах, взявшихся просто ниоткуда. А потом, когда нашли дорогу и вышли из парка, англичанки были уверены, что видели призраков Марии Антуанетты и ее приближенных. Может, туристки были слишком впечатлительны, а может, кто знает…
Над парком медленно сгущались сумерки. Солнце садилось, становилось холоднее. Сады пустели. Силуэты статуй замерли на фоне неба. А во дворце вечером в окнах зажегся свет, как будто придворные играют в карты или бильярд, звучит смех, и тихо шелестят платья дам. Пора было возвращаться в Париж.
Несколько практических сведений:
Сайт Версаля http://www.chateauversailles.fr
Есть еще сайт по туризму Парижа http://ru.parisinfo.com
Работа фонтанов: если обозначено, что сегодня фонтаны работают, это вовсе не значит, что все сразу и с утра до вечера. Например, расписание работы фонтанов:
11.00-12.00 не все одновременно, потом 15.30-17.00 все, потом в 17.20 только один фонтан Нептуна. Расписание есть на информационных стойках. Так что, если есть желание увидеть именно фонтаны, то с подобным графиком надо обязательно сверяться.
Цена: Общий билет (PASSEPORT) стоит 18 евро, если фонтаны не работают, 25 евро, если работают. Включает дворец, парки, Малый Трианон, Большой Трианон. Кассы находятся слева от входа во дворец.
Расстояния в парке довольно большие. От дворца до Трианона, например, около 1.5 км. Длина Большого канала около 3.5 км. По парку курсирует паровозик, стоит 4 евро, можно доехать до Трианона.
Дорога из Парижа: из Парижа удобно добираться на поезде RER, ехать нужно до станции Versailles Chateau – Rive Gauche, линия С. RER – что-то среднее между скоростным поездом и метро. Билет на метро по городу не подойдет! Надо покупать в автомате именно до Версаля – он дороже, порядка 3,6 евро в один конец. По этому билету можно войти в метро на обычной станции, например, рядом с отелем, доехать до станции пересадки, а там пересесть на RER.
по Франции