Тула. Россия
Отзыв написан: 1 февраля 2016 г.
Африка день первый Марокко Фес.
Фес – бывшая столица, старейший из городов Марокко и её духовный центр.

Город противоречий, "ты говоришь, что идешь в Фес, но я знаю что ты не идешь в Фес...". - старая пословица.

В конце отчета видео тур по Фесу

Дорога до Марокко

И так я снова в Африке и это первый день моего очередного путешествия по этому континенту, но добраться до Африки без приключений мне не удалось. А именно, примерно за 3-4 месяца до путешествия я купил билет Москва - Фес по очень привлекательной цене примерно 150 долларов. Купили билет и остался доволен и не придал значения нюансам. Об этих нюансах я подумал за 2-3 дня до вылета. Нюансы такие перелёт Москва Фес переходит с пересадкой в Барселоне.
Прилетаешь в Барселону в терминал 1 а вылет из терминала 2. Например если прилетаешь в Париж аэропорт Шарля Де Голля там может быть такая же ситуация, когда прилет в один терминал а вылет из другого, но с этим проблем никаких нет. В данном случае за 2-3 дня до вылета что-то во мне щелкнуло и решил проверить поточнее данную ситуацию. Я стал просматривать русскоязычные сайты, на которых было написано, что из одного терминала в другой ходит бесплатный автобус, который вас отвезёт за 10 минут в другой терминал. На некоторых сайтах было даже написано что переезд осуществляется по закрытым коммуникациям. Но опять у меня закралось сомнение и я начал задавать вопросы на туристических форумах по данному маршруту. И на одном из форумов один путешественник мне ответил, что он дважды летал подобным маршрутом и оба раза он выходил за пределы транзитной зоны что бы сесть на автобус который везёт в другой терминал. Получалось так что в данной ситуации требовалась шенгенская виза, получить которую мне за 2 дня было не реально.
Я увидев что складывается такая ситуация написал письмо в аэропорт Барселоны из которого мне пришел ответ, что мне нужно данную ситуацию выяснить в посольстве Испании. Сложив всё слагаемые я решил пойти на авантюру. Но прежде я распечатал посадочный талон перелёта из Барселоны в Фес, этот талон сыграл очень важную роль.
Авантюра состояла в следующем, я прилетаю в Барселону, показываю посадочный, говорю что писал вам письмо на которое не пришло понятного ответа. Я звонил в посольство мне там сказали, что сотрудники аэропорта мне помогут. В итоге я должен был убедить сотрудников в том что всё что от меня зависело я сделал и они должны провезти меня по посадочной полосе в другой терминал.
В конечном итоге я прилетаю в Барселону в терминал 1 иду на паспортный контроль, сотрудница ищет визу, а я ей говорю, что визы нет. Она смотрит на меня широко раскрытыми глазами. Тогда я ей объясняю ситуацию и показываю посадочный талон, говорю, что у меня всё есть для полёта и я готов лететь.
Тогда он берет мой билет Москва-Барселона, посадочный талон на перелёт Барселона-Фес. Собралось 4 человека, которые стали обсуждать, как поступить в этой ситуации. В конечном итоге пришел сотрудник аэропорта, который провел меня служебными проходами до автобуса и этот автобус меня одного довез до 2 терминала. Получилось такое приключение, возможно оно послужит для кого-то сделать определённые выводы при составлении подобных маршрутов.
Что еще хотел добавить, пойдя на эту авантюру, я шел продумав пути отступления. То есть если сотрудники аэропорта не переправили меня в нужный терминал, тогда я через интернет купил бы себе билет в Марокко с вылетом из терминала 1. Конечно в данном случае я бы потерял около 180 долларов и 10 часов времени, но для меня всё закончилось успешно.

Как добраться до Феса из Аэропорта

Из аэропорта да Феса можно добраться как минимум 2 способами на такси за 120 дирхам = 12$ и на автобусе за 20 дирхам = 2$
На самом деле я добрался еще дешевле, по всей видимости, просто сел на другой автобус, остановка которого находилась рядом с аэропортом. Стоимость проезда была 4 дирхама 1 доллар примерно равен 10 дирхамам. Автобус довез до станции, где я пересел на такси, что бы добраться в Медину, в которой у меня был забронирован отель. Таксисты по пути могут набирать с собой еще пассажиров. Это уже не первая страна, в которой я сталкиваюсь с подобным явлением.
Как только я пришел в старый город появилось сразу куча помощников. Но вокруг всё колоритно и интересно.

Забегая вперед, скажу, что в Марокко население, которое соприкасается с туристами нацелено всеми способами выманить у них деньги. Пока я шел до своего отеля ко мне пристал так называемый помощник, которому я сразу сказал, что в его помощи не нуждаюсь, а свой отель я смогу найти с помощью GPS. Кстати сказать, маленькие отели в Медине найти очень не просто. По сути, данные отели это дом человека, который захотел подзаработать. Ну так вот идя по GPS я увидел что прошел нужный мне переулок и развернулся что бы вернутся и тут же над поворотом в переулок увидел не большую табличку с названием нужного мне отеля. Этот тип тоже её увидел и закричал, что вот мой отель и что он мне его нашел. Я отмахнулся от него и пошел в отель, когда мне открыли дверь, он тоже последовал за мной, прося денег. Я ему конкретно сказал, что он от меня ничего не получит, после этого служащая в отеле выгнала его.

Но на этом данная история не закончилась. Через некоторое время пришел хозяин отеля. Меня угостили чаем, я рассчитался за проживание и тут снова стук в дверь. Хозяин пошел её открывать и слышу он меня завет. Подхожу, а там опять тот тип, требует, что бы я ему заплатил. Я ему снова ответил, что платить ему не за что и от меня он ничего не получит, а если он будет меня доставать то я сейчас включу видео камеру и весь интернет в прямом эфире увидит как он попрошайничает. После этого он резко изменился в лице и с английского языка перешел на арабский. Он сказал несколько предложений хозяину отеля, после чего, удивительно, но хозяин отеля отдал ему 10 дирхам, после чего он удалился. Выходит этот тип все-таки добился своего, свой доллар он получил.

Национальная кухня Марокко

После такого, как я заселился я пошел в ресторан пообедать. Обычно во время своих путешествий в разных странах мира я пробую национальную кухню страны в которой нахожусь. Так и в этот раз, я решил заказать себе таджин. Таджин это блюдо которое готовится в посуде, которая так же называется таджин, внешне она выглядит типа тарелки или сковороды с конусообразной крышкой. За счет такой крышки предотвращается пропускания пара и запах от готовящегося блюда. По сути в таджине готовят почти все что угодно мясо, курицу овощи фрукты. Мне в данном случае принесли говядину со специями и яйцом в специальной подливе. В данном случае острое кисло сладкое блюдо мне не очень понравилось. Хотя другие вариации таджина которые я пробовал позже мне нравились. Стоимость таджина в среднем 40 дирхам это примерно 4 доллара. Еще в Фесе можно попробовать пирожки с голубями, мало вероятно, что это можно отнести к национальной кухне, но такое блюдо присутствует. Попробовать его мне не удалось так как я узнал о нём позже, хотя видел клетки с голубями около маленьких кафе.

Встреча с моими Африканскими попутчицами

Теперь по плану мне предстояло встретиться с двумя женщинами, с которыми на данном туристическом форуме я и двое моих товарищей договорились осуществить путешествие. Наступил вечер, я находился в отеле и ждал пока они приедут, хотя они должны были приехать уже как 2 часа назад. Начался дождь, а их все не было и я уже начал переживать всё ли в порядке. Через какое-то время я услышал русскую речь, вышел из номера и увидел Ольгу одну из тех с кем я должен был встретиться, вторая тоже Ольга, оказывается, потерялась.
Получилось так, что когда они подъехали к Медине, одна должна была найти отель и потом они должны были встретиться в условленном месте. Но по какой-то причине в этом условленном месте им встретится, не удалось. Пошли вместе с хозяином отеля искать вторую Ольгу под дождем. Снова пришли к условленному месту и обошли все переулки которые находились рядом, но безрезультатно.
Хочу отметить, что искать человека в Медине дело не благодарное и без местного, можно ходить от него в 50 метрах и не найти. Вернулись в отель, дождь только усиливался и перешел на ливень. И тут совершенно спонтанно я решил спросить у Ольги, а есть ли у подруги телефон, оказалось что есть. И совершенно спонтанно получилось, так что у меня еще был подключен роуминг. Дозвонились до Ольги, настроение у неё конечно было паническое, это и можно было понять. Ночь, Африка, ливень, какая то крепостная стена перед ней, рядом ходят какие-то сомнительные типы, то ли бомжи то ли наркоманы, а она кричит нам найдите меня быстрей.
Исходя из того описания что она сказала по телефону все эти места мы уже осмотрели. Тогда я попросил её найти человека приличного вида, которому можно отдать телефон и что бы он объяснил хозяину отеля где её искать. Она отдала телефон таксисту и уже через 10 минут мы её нашли.
Идем мы с ней в отель ночью под дождём а она мне говорит. Блин подруги же мне говорили, куда ты собралась, какая нафик Африка, что тебе Греции и Таиланда мало, хочешь в Африку лети в Тунис загорать. И тут такое со мной приключается в первый же день, я стою ночью под дождём во всём этом ужасе и вспоминаю их слова.
Тут я попытался ей объяснить, что в путешествиях может произойти все что угодно и надо быть готовым к этому и подобные вещи воспринимать как приключение. А через некоторое время ты этот случай вообще будешь вспоминать с юмором. На тот момент мои слова не произвели должного впечатления. Но они оказали должное воздействие, когда через 30 минут мы сидели в отеле и пили хороший алкоголь, купленный в duty free. Таким образом прошел мой первый день путешествия в Африку.

День второй Марокко Фес.
Осмотр достопримечательностей Феса – ворота Bab Bou Jeloud, медресе 14 века Бу-Инания, Медина, квартал кожевников.
Фес – бывшая столица, старейший из городов Марокко и её духовный центр.

Второй день своего пребывания в Фесе было решено посвятить осмотру его достопримечательностей, так как время было ограничено, то в расчет брался только старый город.

Достопримечательности Феса

Фес – бывшая столица Марокко, один из старейших городов страны, а так же её духовный центр. Город считается противоречий, И самый... отличающийся от прочих городов Марокко.
В Фесе есть несколько главных достопримечательностей - это Королевский дворец, вход в который запрещен, так что посещение этого места сомнительно. Ворота Bab Bou Jeloud, Квартал кожевников, который оказался на ремонте, Медресе 14 века Бу-Инания. Ну и конечно сама Медина с её узкими улочками и неповторимым колоритом. Особенно Медина будет интересна людям, которые впервые находятся в подобном месте.

Ворота Bab Bou Jeloud (Голубые ворота)

Ворота Bab Bou Jeloud (Голубые ворота) они же вход в Медину. Ворота построены французами в 1913 году, сюда приезжают туристические автобусы и путешественники любят фотографироваться на фоне этих ворот. Ворота считаются самыми запоминающимися во всей фесской Медине. Находящийся по соседству оригинал XII века имеет меньшую популярность у туристов.

Медресе 14 века Бу-Инания

Медресе 14 века Бу-Инания принадлежит к числу выдающихся образцов мирового зодчества . Это единственная школа в городе, которая имеет собственный минарет. На сегодняшний день Медресе Бу Инания - это жемчужина, драгоценный шедевр, свидетельствующий о богатстве старинного имперского города Фес. Это одна из немногих медресе в Марокко, в которую могут войти иноверцы.

Медина Феса

Медина в Фесе разделена на кварталы ремесленников. Одной из главных достопримечательностей Медины считался квартал кожевников, где происходила обработка кожи животных. Из-за специфики обработки кожи в квартале стоял трудно переносимый запах. Для того что бы было проще находится в таком месте выдавались веточки мяты. На сегодняшний день от места выделки кожи почти ничего не осталось, теперь в этом месте строят или отель или ресторан. Забегаю вперёд, скажу я побывал в местах обработки кожи в Марракеше. Могу отметить что место очень колоритное во многом из-за запаха распространяемого в местах обработки кожи.
Ну и конечно сама Медина является достопримечательностью. Здесь нужно просто походить, посмотреть, купить что-нибудь, пообщаться с людьми, что бы почувствовать сущность этого места. Но Медина устроена, так что заблудится здесь очень просто и даже GPS здесь будет слабым помощником, так как многие улочки просто не отмечены на карте. В данном случае, за определённую плату, найти дорогу вам помогут помощники которые периодически будут подходить к вам или по навигаторы выйти за пределы Медины взять такси и доехать до нужного места.

Фес выводы

Однозначно Фес интересный и самобытный город. Медина Феса, наверное самая аутентичная во всём Марокко. Единственно портят впечатление приставучие помощники, но в Марракеше они еще наглей, так что это надо просто принять и выдерживать свою линию поведения. Разочаровало, что разрушили кожевенные мастерские. Сейчас там строят, то ли отель, то ли ресторан.

Сколько дней выделить на Фес: 2-3 дня вполне достаточно для Феса в качестве одного из пунктов путешествия.

Цены в Фесе

Проживание
За 15-20 евро за ночь можно снять не плохую комнату в хостеле.

Питание
Таджин стоит около от 25 до 40 дирхам это 2,5- 4 доллара, этим блюдом можно вполне наесться.
Шаурма – 15 дирхам. На день будет достаточно 10-20 долларов, если не посещать дорогие рестораны.

Проезд
Городской автобус 4 дирхама. Такси в среднем 20 дирхам

Фес видео тур

5 февраль 2016 г.
Пожалуйста. Да с аэропорта бывают интересные ситуации.
Когда у меня был тур Шри Ланка-Индия-Непал, прочитал историю одной девушки.
Она летела из Ланки в Непал, через Индию и там тоже была смена терминалов. Её не пропустили. Она сутки провела в камере и в конечном итоге купила билет в безвизовый Таиланд. Эта история помогла избежать мне её участи.
Салыгина Лариса
4 февраль 2016 г.
Спасибо за информацию.Очень ценно по пересадке в аэропорту , можно действительно вляпаться если не знать какие то нюансы.И Фес описан атмосферно. У Африки своеобразный колорит.Я там ещё не была ,поэтому познавательно.
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
3 февраль 2016 г.
Фотографии колоритные!
2 февраль 2016 г.
Пожалуйста. Да на вкус и цвет товарищей нет. Средеземноморье это совсем другое -Африка это другой мир, а Марокко это даже не черная Африка
Я на вопрос путешествий смотрю так: Путешественник посещает не только страны где бирюзовые волны и свет неоновых огней, но и места где Макар телят не пас, что бы увидеть мир во всех его проявлениях.
Наталья
2 февраль 2016 г.
Спасибо за рассказ. По мне Африка на большого любителя. Либо ты эти страны воспринимаешь и принимаешь со всеми нюансыми, либо нет. Мне милей страны Средиземноморья: Греция, Испания, Италия.
2 февраль 2016 г.
Побывав в Африке можно испытать всю гамму чувств от страха до восхищения, в зависимости от региона. Этим она и привлекает, практически другой мир!
Спасибо за комментарий1
КЛМ
2 февраль 2016 г.
Интересно, и фотографии подобраны с толком, в соответствии с повествованием. Африка волнует, но и безотчетно меня пугает. Спасибо, еще раз было интересно совершить виртуальное путешествие.
2 февраль 2016 г.
Пожалуйста, рад что вам понравилось! Отслеживайте тему возможно напишу продолжение путешествия.
2 февраль 2016 г.
Спасибо, с удовольствием прочла рассказ. И хотя была всего один круизный день в Касабланке, вполне могу считать себя товарищем по несчастью - тоже шел дождь и тоже в ноябре.