Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Зарегистрироваться
Регистрация с помощью:
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить
Дюссельдорф. Германия
40 отзывов
Отзыв написан: 10 февраля 2012 г.
Дюссельдорф. Германия


Алексей Толстой гениально пересказал "Приключения Пиноккио" Коллоди. Знающих, кто такой Буратино и как, желая разбогатеть, он закапывал свой золотой на Поле чудес, среди нас пока что большинство. Мы тоже "закопаем": и деньги, сколько там берут за экскурсию, и полдня нашего драгоценного времени. Сделаем это на Piazza dei Miracoli, Площади чудес в Пизе. И обогатимся? Конечно.
В прошлой круизной жизни придумал я себе одно развлечение. Из соседнего Ливорно, где швартуется судно, наши экскурсионные автобусы привозят в Пизу сотни людей. Приезжаем. Идем вдоль высокой глухой стены. Я держусь впереди, чтобы раньше всех оказаться на Площади чудес. Но стою спиной к чудесам и лицом к воротам. Экскурсанты более или менее готовы к встрече с Падающей башней, но не с баптистерием и не с собором. Площадь разом распахивается во всей красе. Это волшебное изменение множества лиц одновременно надо видеть! И положительной энергией подзаряжаешься, что в условиях профессионального недосыпа не лишнее.
Вот чудо так чудо - Башня. Фундамент рассчитали правильно, но обнаружить глубоко залегающие пустоты в XII веке было невозможно. Эхолотов и алмазных буров тогда еще не придумали. Крен обозначился вскоре после начала строительства, однако пизанцы, охваченные каким-то безумием, продолжали тянуть башню вверх, да еще увенчали её тяжеленными колоколами. Башня пережила несколько разрушительных землетрясений. Могли дорого обойтись этому чуду света и неумелые попытки ему помочь. По приказу Муссолини у основания были просверлены отверстия, куда залили 90 тонн жидкого цемента. После чего башня буквально пустилась в пляс. Скачкообразные колебания измерялись миллиметрами, но каждый миллиметр мог стать роковым. К счастью, окончательно вздрогнув, она заняла прежнюю позицию и возобновила медленное падение по привычной траектории.

Летом 1944 года здесь проходила линия фронта. Засевший наверху немецкий артиллерист, оснащенный сильной оптикой и передатчиком, умело корректировал обстрел американских позиций. Потери были большими, по понятиям союзников - очень большими. Сержантов Леона Векстайна - разведчика и Чарльза Кинга - радиста отрядили к башне, чтобы навести на нее ответный огонь полевых орудий. 6-дюймовки стоящего на рейде крейсера тоже были развернуты на цель. Через несколько секунд в эфире прозвучит позывной: THIS IS ABEL GEORGE ONE. FIRE - и все, Tiltin" Hilton, как называли его американские солдатики, "Кривой Савой", прикажет долго жить. Векстайна и Кинга с башни засекли, вся артиллерия Кессельринга, казалось, бьет уже только по ним. Отползать без приказа не положено, а под перекрестным огнем чужих и своих сержантам точно пришел бы конец. Но тут в наушниках зазвучала райская музыка: "...вашу мать... давайте, у... оттуда, эти б...(генералы, значит) решили не трогать башню". Музыку исполнил сержант Браун с командного пункта. Пронесло и на этот раз. И за Векстайна с Кингом радостно, остались живы парни.
Беда не миновала другое чудо - кладбище Кампосанто. Когда-то сюда пизанские корабли навезли земли аж из Иерусалима. Американская бомба застряла в перекрытиях свинцовой кровли и затем взорвалась. Расплавившийся металл погубил 23 фрески на ветхозаветные сюжеты. Обнажившиеся синопии - контуры, по которым писали фрески - бережно перенесли в специальный музей напротив.
Суровую стену кладбища зрительно облегчает готический табернакль над входом. Такой же эффект создает аркатура баптистерия. Единство стиля нарушено. Но от смешанных браков родятся красивые дети. Мысленно придайте баптистерию первоначальный облик, и станет непонятно, как держит земля эту громаду размерами 55 метров в высоту и почти 40 (можно уложить 12-этажный дом) в диаметре. Верните готическое обрамление, и здание превратится в готовый к старту космический корабль.

Первый камень собора заложили в 1064 году, освятили в XII веке. Еще лет 350 после этого собор оставался самым большим в мире христианским храмом. Стиль романский. Как видим, не всегда это что-то мрачное и громоздкое. Собор - самый мощный, мажорный аккорд в архитектурной полифонии площади. Музыканты утверждают, что колоннада соответствует композиции фуги. Во втором ярусе (в фуге это был бы второй голос, так называемый "ответ") обнаруживаем коротенькую темную колонну. Кто на неё посмотрит, никогда не будет несчастлив в любви. Напрасно сомневаетесь. Сколько людей привозили сюда - ни одной рекламации.
Фасад можно разглядывать час. Так ведь и было в старину. Телевизоров не было, кино тоже, грамоте не обучались, а культурно отдохнуть хотелось. Народ собирался перед церковью, и какой-то просвещенный малый давал пояснения. Вот Мадонна, вот Иоанн Креститель. Святая Репарата, евангелисты, сцены жития Спасителя.
Вернемся к башне. Уже лет пять, как она Непадающая. Угол наклона зафиксирован. В ход пошли противовесы, обхватное бетонное кольцо, крепежные тросы. Работы затянулись на 10 лет и обошлись в сотню миллионов - не лир, конечно. Главная идея многим казалась рискованной: со стороны, противоположной направлению наклона, подрыли почву, и башня слегка, незаметно для глаза, опустилась назад, как бы присев на скамеечку весом 600 тонн. Кстати, вся звонница весит 14 с половиной тысяч тонн. Не ошибся ли я? Ошибся. 14 700 тонн она весит. За 15 евро можно по внутренней винтовой лестнице подняться наверх, полюбоваться оттуда Баптистерием и собором. Правда, башни оттуда не видно. В стоимость входит и жутковатое ощущение подъёма внутри наклонной трубы, как кажется, без окон, без дверей. Здравый смысл и инстинкт подсказывают, что надо бежать вниз, пока не поздно. Но деньги уплачены, и карабкаешься наверх.
Башню должны были открыть к Рождеству 2001 года. Летом пустили почетного гостя - тогдашнего британского премьера с женой, сыном и тещей. Теща сломалась где-то посередине, остальное семейство добралось до верха. Фото с ушастым Тони на башне, кажется, поместил на обложку журнал "Лайф". Своими глазами не видел, за что купил. А осенью прошла информация, что открытие Torre Pendante откладывается по техническим причинам. Но всем было понятно, что не по техническим. Доступ к объекту вскоре после крушения башен-близнецов на Манхэттене был бы вопиющей бестактностью. Выждали с полгода.
Хотя среди проектов спасения главного пизанского чуда был и такой - пристроить к ней под углом точно такую же по размерам, выполненную в условно-модернистской манере. Так бы они упирались друг в друга. Китайцы предложили. Согласитесь, в этом что-то есть. Можно было и мало-помалу заменять тяжелый мрамор на современные тоже прочные, но легкие материалы. Внешне бы все осталось по-прежнему, но каково было бы нам смотреть на ненастоящее чудо. А упомянутый смелый подкоп под основанием не так уж нов на самом деле. Оказывается, некто Евгений Страздин из Барнаула лет 40 назад защитил сходную идею в своем дипломном проекте. Его еще вызывали куда надо и рекомендовали сменить объект исследования, благо таких падающих колоколен и фабричных труб где угодно хватает, и на Алтае тоже они есть, зачем эта Италия. Но он заручился поддержкой Общества итальянско-советской дружбы, и от него отстали тогда. Увы, нормального продолжения, которого по совести заслуживает талантливый инженер, у этой истории нет. Ваш научный приоритет признаем, будем вас везде цитировать, а премиальные - извините. Надо вовремя патентовать свои идеи, уважаемый господин Страздин.
Какие тела падают быстрее, легкие или тяжелые? Тяжелые падают больнее, это точно, но при прочих равных не быстрее. Галилей, кстати, уроженец Пизы, в безветренную погоду бросал с места, куда мы взобрались, чугунные ядра, круглые пульки и прочие предметы и выводил этот неочевидный закон мироздания. Утверждают, впрочем, будто до независимости ускорения свободного падения от массы великий ученый додумался вообще не прибегая ни к каким экспериментам. Был у меня как-то в группе настоящий профессор математики. Он сказал, что существует строгое доказательство от противного. Если бы тяжелые тела падали быстрее, кирпич, брошенный с высоты 300 метров, например, с Эйфелевой башни, разрывало бы в воздухе пополам!
______________________________________________________________________
Башня немало повидала на своём веку. Точнее, на своих почти девяти веках.
В местной тюрьме томился, ожидая выкупа, Марко Поло. Воевал на стороне генуэзцев и попал в плен. От нечего делать рассказывал сокамернику о своих приключениях, и эти рассказы увидели свет. Марко стал знаменитым и... глубоко несчастным человеком. Все, что он привирал, принимали за чистую монету, истину отвергали. Мы еще можем поверить в людей с собачьими головами или туман такой густой, что даже на слоне не проедешь, - говорили читатели. - Но рыбки с развевающимися хвостами? Бумажные деньги, которые в любое время можно обменять на золото? Да он нас дураками считает! Между тем это как раз была святая правда.
Вниманию математиков и всех, кто просто как любитель не может пройти мимо мудрой гармонии всего сущего. Пизанец Фибоначчи открыл последовательность 1,1, 2, 3, 5, 8...(каждое число есть сумма двух предыдущих), а оказалось, что и это фундаментальный закон мироздания - Золотое сечение, Божественная пропорция и важный сюжетный ход в хорошей детской книжке "Код да Винчи". Еще он боролся за введение арабских цифр. Попробуйте вычислить сложные проценты, я уж не говорю извлечь корень, римскими цифрами. В этой борьбе от Фибоначчи требовалось немалое гражданское мужество, ведь его обвиняли в низкополонстве перед...ну да, Востоком. Когда все это было? Скоро тысячу лет уже.
В химической лаборатории здешнего университета, где даже платиновая посуда была, Александр Порфирьевич Бородин получил фтористый бензол. При этом ученые занятия он сочетал с работой над "Князем Игорем" и обязанностями жениха. Невестой была пианистка Екатерина Веревкина. Они снимали одну квартирку на двоих, не столько нигилизма ради, сколько потому что нечем было платить. И тогда, и потом, когда поженятся, преследовало их безденежье.
В Пизе в 1872 году власти дали спокойно умереть апостолу свободной Италии Джузеппе Мадзини, прибывшему сюда нелегально. Пламенный карбонарий резко критиковал вождей I Интернационала и Парижской коммуны за диктаторские замашки. Не мог простить старым товарищам Гарибальди и Кавуру, с которыми по клочкам собирал Италию в единую державу, да что там, не мог простить всей Италии, что она стала королевством. Мадзини не праздновал королей - красных, белых, любого цвета; до черных рубашек он не дожил.
Знаменитые пизанцы XX века - братья Понтекорво. О Бруно Понтекорво узнал весь мир, когда он с женой и тремя детьми исчез из поля зрения западных спецслужб. За решетку угодил тогда физик Фукс и начал давать показания о шпионаже в пользу СССР. Бруно не стал дожидаться ареста. Второй раз о нем заговорил мир после сенсационной пресс-конференции в Москве в 1955 году. Жил и работал в Дубне, продолжал исследовать медленные нейтроны. К работе над "изделием" допущен не был. Но пользовался относительными благами, полагающимися физику-ядерщику с мировым именем, даже Ленинскую премию получил. На вопросы о национальности отвечал: я коммунист и католик. Умер лет 12 лет назад в Дубне, похоронен в Риме.
Совсем недавно во время прогулки в Альпах упал и скончался на 92-ом году жизни Гвидо Понтекорво. Крупнейший генетик, работал еще с Вавиловым.
В Москву в качестве гостя кинофестиваля наезжал Джилло Понтекорво, кинорежиссер, в свое время директор Венецианского "Золотого льва". Ему давали возможность встретиться с братом. Джилло 86 лет, он жив и, будем надеяться, здравствует.

Не очень-то получается подолгу восторгаться неземной красотой. Приехал на Ниагарский водопад, сел на привезенный с собой стульчик, сидишь, смотришь. 10 минут смотришь...20 минут. И уходишь по окрестным тропам в поисках пивка или другого земного чего-нибудь. Будучи в Пизе, прогуляйтесь к Арно, забредите на очаровательную площадь Кавальери. Башня, где несчастный Уголино, обезумев от голода, съел собственных сыновей, внешне изменилась со времен Данте, вставившего этот прискорбный эпизод в свою "Комедию", но это та самая башня. Необычна барочная церкви Святого Стефана. Церковки Санта Мария делла Спина и Сан Паоло робко вторят Собору, но и они радуют глаз. Вот он, "пизанеск-романеск" - радостный, светлый, а нас учили, что романский стиль это что-то сумрачное и тяжелое. Будет время, заезжайте в Лукку, там найдете еще пару-тройку таких нарядных фасадов.
Чудеса же с Piazza dei Miracoli несопоставимы ни с чем. Замыслили почти тысячу лет назад предерзкий проект и, вдохновившись, реализовали его. Поистине - Поле Чудес.

Подписаться на автора
Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Горящие туры! Спецпредложения со скидкой 30%!
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.
New! 1001% надежности - страхование от невыезда
Более 200 офисов продаж по всей России! Звоните 8 (495) 725-1001
В начало страницы
banner-dzen