Шелягина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Павликова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Буглак Иван
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Карева Олеся
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Антохина Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Евдокимова Екатерина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Брагэ Анастасия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Балыко Яна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кичигина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Наумова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Васнева Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Петрова Ксения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Власова Анжелика
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Карпунина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Волкова Виктория
+7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокина Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Маслов Александр
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Захарченко Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гусева Евгения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Потапова Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрова Галина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Попеску Даниела
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Иванова Анастасия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Гончарова Лилия
+7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Коваленко Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Махнёва Мария
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Мустяца Людмила
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Таран Алена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бодаева Людмила
+7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Липатенков Илья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Вахрамова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Палагина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ескина Алла
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Табагуа Диана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ким Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бывалова Мария
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Максим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Четвергова Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Шипова Алиса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Чекалова Лариса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулинич Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Рыльцева Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Афанасьева Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Шевцова Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лукманова Рената
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Зубкова Руслана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Северина Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Гакова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Слобожанинова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Малькович Регина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Порохина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковязина Жанна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Гаршина Алена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулагина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Самохина Валерия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Дербина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Трофимова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Захарова Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Метельская Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Вадим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Купреева Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ткач Михаил
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Кулинич Никита
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Мазина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Быков Павел
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Дмитрова Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Макарова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бабичева Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Рогова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ворик Илона
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гундырева Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ласьков Максим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Мукаилова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Беззубов Сергей
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Алексеева Оксана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Родзик Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Никулина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Осипова Инесса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Хлопкова Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лисина Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Плешко Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Шакирова Ксения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Иванова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Габоева Белла
+7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кашина Дарья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Малышева Элеонора
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Фортова Маргарита
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лызина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Баркова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Павленко Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрикова Валерия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Королева Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Шепелева Татьяна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Маргарян Шушан
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Тузова Татьяна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Антонова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Погосян Ани
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Гарёва Оксана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лужкова Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Самарина Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Карпухина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Максимов Павел
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кувыкина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Сапрыкина Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Нестерова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Мишина Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ларионова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шугаева Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Музеи Ватикана. Италия. Едем сами (часть5)
Свой второй день пребывания в столице Италии я практически полностью провел за пределами ее границ, в другом суверенном государстве – государстве граде Ватикан (Stato della Città del Vaticano).
Ватикан – суверенное государство (http://www.vatican.va/), находящееся в западной части Рима, но полностью независимое от Италии. Как по площади, так и по числу жителей Ватикан является самым маленьким независимым государством в мире. Территория Ватикана – 0,44 км2; она ограничена стенами и белой демаркационной линией на площади св. Петра, соединяющей два крыла соборной колоннады Бернини. Юрисдикция Ватикана с правом экстерриториальности простирается также и на некоторые объекты в Риме и за его пределами – три «великие базилики» (Santa Maria Maggiore, San Giovanni in Laterano и San Paolo fuori le mure; четвертая – San Pietro в самом Ватикане) и ряд дворцов и вилл общей площадью 0,7 км2. Ватикану принадлежит также замок Кастель-Гандольфо вблизи Рима, где находится летняя загородная резиденция Папы.
Три года назад я уже «пересекал границу» этого государства, проведя около получаса на площади Св.Петра. Наше посещение площади совпало по времени со службой (или быть может правильнее сказать мессой), которую проводил Бенедикт XVI. Солнечный майский день, величественный собор Св.Петра, скопление разношерстного люда на одноименной площади – все это оставило яркий след в памяти и где-то на подсознании требовало повторного визита. Плюс к этому оставшееся без внимания (ввиду отсутствия времени), одна из главных ценностей Ватикана – папское собрание произведений искусств, музей музеев как говорят (http://mv.vatican.va/).
Именно с музеев Ватикана и решено было начать в этот раз. «Назначено» мне было на 9.00. Путь от отеля до музеев занял около получаса. 8 станций по красной ветке метро (от «Manzoni» до «Ottaviano-S.Pietro»), далее по via Ottaviano до Piazza Risorgimento, от нее направо вдоль стен Ватикана и через пару минут я уже стоял у входа. От метро Cipro-Musei Vaticano путь говорят несколько короче, но я пошел по первому варианту. Начитавшись и наслушавшись отзывов о длинных очередях из страждущих попасть в музеи, билет купил еще задолго до поездки, посредством великого и могучего интернета (http://biglietteriamusei.vatican.va/musei/tickets/). Цена вопроса – 19евро (15билет+4бронь). По электронке приходит файл с ваучером в .pdf-формате, распечатав который, вы практически становитесь обладателем входного билета.
Практически, потому как основной билет нужно получить уже внутри, в кассе – в обмен на распечатанный ваучер. По ваучеру же я прошел внутрь, минуя основную очередь, через отдельный вход. Выполнив все эти нехитрые процедуры и вооружившись уже упоминавшимся мною аудиогидом клуба самостоятельных путешественников «Едем сами» (http://edemsami.com) «Вечный Рим», я был готов «прикоснуться» к искусству, в изобилии собранному на протяжении нескольких веков в папских коллекциях.
Немного отклонившись от основного маршрута, сначала я зашел в музей (или галерею) карет. Экспозицию составляют «Папамобили» и «Папакареты» разных времен...
Вернувшись назад, и пройдя через зал четырех дверей, я вышел в парадный двор – двор Бельведера. Свое название двор получил от первого строения, появившегося здесь в конце 15века – летнего павильона. Павильон был выстроен по приказу папы Иннокентия VIII на площадке над собором Св.Петра, откуда открывался прекрасный вид – Бельведер. Чуть позднее Донато Браманте выстроил две галереи, которые соединили павильон с Папским Дворцом и тем самым сформировали двор Бельведера(1). В 1608 году на лестнице ниши летнего павильона появилась знаменитая бронзовая шишка (2), которая украшала в свое время один из Римских фонтанов. Выстроенное чуть ранее Пием V крыло библиотеки, разделило двор на две части – двор шишки и двор Бельведера.
В 1990 году в центре двора шишки появилась сферическая инсталляция – «сфера со сферой» миланского скульптура Арнальдо Помодоро (3). Подобные инсталляции можно увидеть также в Нью-Йорке, Вашингтоне, Дублине.
Через вход в углу парадного двора, справа от шишки, попадаем в восточное крыло музеев. Первый из них – музей Кьярамонти. Своим названием музей обязан основателю – Папе Пию VII из семьи Кьярамонти. Часть длинной арочной галереи, ведущей в папские апартаменты, занимают различные предметы искусства Древней Греции и Древнего Рима: статуи, саркофаги, рельефы.
Перпендикулярно галереи в 19 веке было выстроено еще одно помещение – Braccio Nuovo (Новое крыло). Экспонаты этого зала тематически разделены на две темы: греческая мифология и Римская история. Античные колонны и напольная мозаика зала датируется 2 веком до н.э. К сожалению, на момент моего посещения этот зал был закрыт для доступа. А посмотреть там было бы на что. Статуя Нила с 16-ю детьми притоками, статую Дорифора (копию бронзового оригинала 5 века до н.э.) – пример истинного греческого искусства для многих поколений скульпторов.
Еще одна галерея, куда попасть простому туристу не так легко – Galleria Lapidaria (третье отделение музея Кьярамонти). Доступ сюда, как правило, осуществляется по предварительному запросу и с образовательными целями. В галереи собрана огромная коллекция греческих и римских надписей.
Вернувшись назад к лестнице Симоннети, я поднялся чуть выше и оказался в восьмиугольном дворике. Здесь начинается самый большой из музеев Ватикана – музей Pio Clementino, который состоит из 12-ти залов. Музей был основан в 1771 году папой Клементом XIV, а сменивший его в 1775 году Пий VI продолжил пополнять коллекцию музея. Музей Pio Clementino – крупнейшая в мире коллекция античной скульптуры.
Восьмиугольный дворик является частью музея Pio Clementino. В нишах дворика можно лицезреть настоящие жемчужины Ватиканской коллекции:
1)Статуя Аполлона Бельведерского (как говорят, самая знаменитая статуя Ватикана); 2) «Лаокоон и его сыновья» — мраморная скульптурная группа, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями.
Еще один зал музея – зал Животных (каменный зоопарк). Крупнейшая в мире коллекция античных мраморных и алебастровых изображений животных . Одна из интересных статуй этого зала – статуя отважного Мелеагра с верным псом и головой побежденного им вепря (это событие вошло в историю под названием Калидонская охота).
В следующем зале – зале Муз, выставлены статуи 9-ти муз, бюсты античных поэтов и статуя Аполлона – бога солнца и покровителя искусств. Однако главной достопримечательностью зала является – торс Бельведерский (оригинал 1века до н.э.).
Зал Ротонда - большой круглый зал, с круглым куполом с отверстием отчасти напоминает Пантеон (1). Центр зала занимает большая (5-ти метровая) купель из красного порфира (2). Предполагают, что эта купель изначально находилась в Золотом доме императора Нерона. Статуи и бюсты богов и героев установлены в нишах по всему периметру зала. Особого внимания заслуживает статуя Геркулеса (из позолоченной бронзы), найденной при раскопках Помпей (3).
Следующий зал на моем пути – зал Греческого Креста. Главными объектами зала являются: 1) мозаика в центре зала, датируемая третьим веком и 2) два огромных порфировых саркофага (Елены, матери императора Константина и его дочери Констанцы).
Далее я снова оказался на лестнице Симоннети. Отсюда можно пойти дальше по маршруту (ведущему к Сикстинской капелле), к залу Канделябров, а можно свернуть в огромный (состоящий из 18 залов) музей Этрусков. Временем я располагал неограниченным и поэтому пошел знакомиться с цивилизацией Этрусков.
Музей Этрусков был основан в 1837 году папой Григорием XVI. Здесь демонстрируются находки, обнаруженные при раскопках античных поселений в Южной Этрурии (северо-запад современной Италии). Не скажу, что в залах музея было совсем мало посетителей. Но не покидало ощущение, что с «загруженной городской трассы», вот-вот готовой превратиться в огромную пробку, мы свернули в тихий переулочек со скамеечками для отдыха. Несколько залов осматривал в полном одиночестве. Музей действительно большой, и на осмотр всех его залов уходит время, которого, возможно, у многих посетителей Ватиканских музеев просто нет. Посмотреть тут есть на что, и если вы не очень торопитесь, то можно уделить часть своего внимания музею Этрусков. Не помню сейчас точно, но его беглый осмотр занял у меня минут 40-50, наверное.
Завершив осмотр музея Этрусков, я покинул дворец Бельведер и залы музея Pio Clementino соответственно. Далее мы попадаем в одну из трех высших галерей Папского дворца – галерею Канделябров. Галерея длиной около 80 метров была основана в 1761 году. Особое внимание этой галерее в свое время уделил папа Лев XIII. Потолочная фреска у входа в галерею изображает фамильный герб папы и его папскую эмблему с перекрещенными ключами над короной (1), а ряд фресок в самой галерее отражает наиболее значимые события его понтификата. Название же галерее дали расположенные здесь огромные мраморные канделябры (2), найденные при раскопках и датируемые вторым веков нашей эры.
Вторая галерея на нашем пути – галерея Гобеленов. Галерея была оформлена в 1790 году. Стены галереи украшают гобелены, сотканные в 16-17 веках мануфактурами Брюсселя, Рима и Ламбардии. Часть гобеленов, до того как оказаться здесь, висели в Сикстинской капелле. Когда то это были яркие и красочные безворсовые ковры с вкраплениями золотых и серебряных нитей. Но время не проходит бесследно и сейчас гобелены смотрятся уже несколько потускневшими. Но а чего ожидать еще, прошло уже 400 лет почти. У нас дома ковры и через пяток лет выглядят уже не очень свежо))).
Наибольшее впечатление, по крайней мере на меня, произвела третья галерея апостольского дворца – галерея географических карт. Стены узкой, длиной 120 метров галереи (1), украшают фрески с географическими картами регионов Италии. Три года (1580-1583) понадобилось для создания 40 фресок, заказанных папой Григорием XIII. Слева по ходу располагаются фрески с изображением западных регионов Италии (2,3), омываемых Лигурийским и Тирренским морями, а справа – восточные регионы с Адриатическим побережьем. А в самом конце галереи можно увидеть две фрески с картами Италии разных времен. Справа по ходу Античная Италия, а слева – современная на тот момент Италия 16века (4). Отдельно стоит упомянуть и о роскошном потолке галереи, расписанном множеством ярких фресок с изображениями святых покровителей регионов, представленных на картах, а также с эпизодами церковного характера.
Далее меня поджидала настоящая жемчужина музеев Ватикана – Станцы Рафаэля. Четыре комнаты, расположенные над апартаментами Борджиа, были расписаны великим Рафаэлем и его учениками в период с 1508 по 1520 гг. по заказу папы Юлия II.
Первая по ходу станца – зал Константина, бывшая в свое время комнатой охраны. Стены этой комнаты были расписаны учениками Рафаэля уже после смерти великого мастера в 1520 году. Основная тема иконографии этой комнаты заключается в восхвалении церкви, ее торжеством над язычеством. События, изображенные на фресках, произошли во времена императора Константина – первого христианского императора Римской империи. Фрески этого зала: 1) битва Константина против Массенцио; 2) Видение Христа; 3) Крещение Константина; Римский дар.
Следующая комната – зал Гелиодора, уже целиком была расписана Рафаэлем в период с 1511 по 1514 гг. Эта комната использовалась папой Юлием II для аудиенций. Темой росписи данной комнаты является покровительство, оказываемое богом церкви. Свое название комната получила по фреске, которая располагается прямо над входом – «Изгнание Гелиодора»(1). Сам папа Юлий II изображен на этой фреске слева, сидящим в белом одеянии и красной накидке. Другие фрески зала: «Месса в Больсене»(2); «Изведение Петра»(3), расположенная в пространстве между окнами (сюжет фрески – чудесное освобождение апостола Петра из французского плена); 4) «Встреча Льва Великого с Аттилой» (исторический эпизод, произошедший у Мантуи, перенесен художником к стенам Рима).
Stanza della Segnatura (или комната подписей) первая из расписанных Рафаэлем (1508-1511гг.). В комнате располагался кабинет папы, в котором подписывались папские указы. Тема росписи комнаты – духовная деятельность человека. На фресках представлены ее четыре области: философия, богословие, поэзия и правосудие.
Фреска «Афинская школа», символически изображающая философию, является самой знаменитой фреской станц Рафаэля. Выдающиеся мыслители античности, изображенные Рафаэлем внутри храма, несут черты известных современников эпохи.
В центре фрески ведут свой спор Платон (в красном плаще, с чертами Леонардо да Винчи) и Аристотель (в синим плаще).
Спорящих окружают другие известные ученые и философы: Сократ, повернувшись спиной к центру фрески, дискутирует со стоящими рядом; 1) Диоген, лежащий на ступенях лестницы; 2) Пифагор, склонившейся над книгой в левом углу в окружении учеников; 3) Героклит, в глубокой задумчивости сидящий в центре (в чертах его лица можно узнать Микеланджело, который работал в то время над росписью Сикстинской капеллы); 4) в образе Эвклида, с циркулем в руках, предстает великий архитектор Браманте (автор собора Св.Петра); 5) За спиной Эвклида, с земным шаром и небесной сферой, Птолемей и Зороастр, которые разговаривают с двумя юношами. Юноша в белых одеяниях – Протоген, античный греческий художник, похожий на учителя Рафаэля Перуджино. А вот юноша в темном берете, ни кто иной, как сам Рафаэль.
Справа от входа, над окном располагается фреска «Парнас», символизирующая поэзию.
В центре композиции, играющий на виоле Аполлон, окруженный девятью музами и поэтами античности и эпохи возрождения (1).
Слева от четырех муз расположились эпические поэты: Данте (в зеленых одеяниях), слепой Гомер, Вергилий. Юноша в золотистом платье, по одной из версий - сам Рафаэль (2). Ниже расположены несколько поэтов лириков, среди которых Сапфо и Петрарка (3).
Напротив фрески «Парнас» расположена фреска о правосудии «Мудрость, умеренность и сила».
И наконец, напротив «Афинской школы» над вторым выходом из комнаты, расположена еще одна интересная фреска – «Диспут о Причастии».
Вверху фрески, в золотых лучах, изображен бог-отец. Ниже на облаке Иисус Христос с Девой Марией и Иоанном Крестителем (1). Недалеко расположились святые и апостолы, среди которых: 2)Моисей, держащий десять заповедей (четвертый справа) и 3) святой Петр с ключами от Рима (первый слева).
Внизу, в земном мире ведут свой спор отцы церкви, папы, священнослужители и верующие. Также как и в «Афинской школе» черты некоторых персонажей напоминаю известных людей разных эпох (Данте с венком над головой в левой части, Браманте в правом нижнем углу).
Последняя из расписанных станц Рафаэля – Stanza dell’Incendio di Borgo. Изначально комната использовалась в качестве столовой. Значительная часть комнаты расписана учениками Рафаэля. Главной тематикой росписи комнаты является восхваление правления папы Льва X.
Фрески комнаты: 1) пожар в Борго, изображающая события 847 года (давшая название самой комнате); 2) Битва при Остии (сражение 849 года между войсками папы Льва IV и Сарацинов); 3) «Incoronazione di Carlo Magno» (коронация Карла Великого).
1.
В каждой из станц Рафаэля есть несколько скамеечек и если изловчиться и занять место на одной из них, то можно любоваться красотами расписанных стен и потолков, при этом еще и отдыхая.
Покинув станцы Рафаэля и спустившись ниже по лестнице, попадаем в апартаменты Борджиа. Апартаменты папы Александра VI Борджиа представляют значительный художественный интерес. Фрески апартаментов отражают художественные вкусы папского двора 15 века. Кроме того в апартаментах Борджиа располагается часть коллекции современного религиозного искусства (около 800 предметов, переданных в дар музею современными итальянскими и зарубежными мастерами).
Наконец, к концу четвертого часа пребывания в музеях Ватикана я достиг выдающегося памятника эпохи Возрождения – Сикстинской капеллы, жемчужины мирового изобразительного искусства. Шедевр росписи величайшего Микеланджело Буонарроти, место проведения конклавов и других официальных мероприятий Ватикана.
Плотность посетителей на единицу площади достигла здесь своего максимума. С трудом отыскав свободное место для сидения, я расположился у стены в середине капеллы. Ноги уже, если честно, гудели страшно, поэтому с превеликим удовольствием принял сидячее положение. Посмотреть здесь, конечно, есть на что. Особенно в сопровождении умного гида… или аудиогида в моем случае. Любая съемка в капелле запрещена, хотя посетителям с мыльницами, я думаю, можно изловчиться что-нибудь запечатлеть (вопрос только в каком качестве). Наверное, поэтому охранники не так строго к мыльницам относятся. Свою «зеркалку», во избежание конфликтов со служителями законности, убрал подальше. Если взять за основу слова великого Гете, который сказал: «Не увидев Сикстинской капеллы невозможно вообразить чего может достичь человек», то по истечении получаса, проведенного здесь, я такое представление получил. Из капеллы ведут два выхода: направо – к папским апартаментам и собору Св.Петра, налево – продолжение осмотра музеев. К собору выходят в основном групповые экскурсии, хотя как рассказывают некоторые, можно незаметно прошмыгнуть и туристам-одиночкам.
Я отправился дальше по музею. Очень кстати попалось небольшое кафе, где откушав салата и выпив кофе, я немного приободрился. Нужно признать, что уже немного по инерции прошагал залы папской библиотеки, расположенные по ходу длинной галереи. Народу здесь поубавилось, очень часто попадались лавочки, торгующие всевозможной сувенирной продукцией. Вскоре я уже был у винтовой лестницы. После почти 5-ти часовой экскурсии по музеям Ватикана, я с чувством глубокого удовлетворения направился к выходу.
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.
New! 1001% надежности - страхование от невыезда
Более 200 офисов продаж по всей России! Звоните 8 (495) 725-1001
по Италии