Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Ранней осенью 2011 года в Мармарисе я прошел двухнедельный курс обучения яхтингу, заказав его через российскую фирму GoSailing. Соотечественникам, которые интересуются получением шкиперской лицензии, сложно пройти мимо этой компании и её сайта – пожалуй, самого подробного онлайн-представительства яхтенной школы в Рунете. Только представьте: русскоязычный сайт, приглашающий стать капитаном в хорошо знакомую Турцию, за сравнительно небольшие деньги, с обучением на русском же языке! Против такого предложения будущие яхтсмены устоять, как правило, не могут.
Среди поддавшихся на интернет-чары GoSailing оказался и ваш покорный слуга. Сразу хочу отметить, что нижеприведенный текст – описание опыта, полученного мной и несколькими «товарищами по несчастью» в рамках одной отдельно взятой учебной программы. Возможно, столь урожайными на неприятности выдались только эти две осенние недели, и оставшиеся 350 дней в году получение яхтенных лицензий через GoSailing проходит без сучка и задоринки. Мы же все шероховатости этого процесса изучили по самой что ни на есть углублённой программе.
В моём случае чудеса начались уже в Москве. Придя в офис GoSailing оплачивать двухнедельную программу, предполагавшую обучение вблизи Мармариса, я с удивлением узнал от менеджера хорошую новость: на нужные числа запланирован не прибрежный, а дальний поход, и не куда-нибудь, а к запретным берегам Северного Кипра! На радостях я быстро согласился доплатить 200 евро свыше стоимости обычного шкиперского пакета и начал морально готовиться к посещению непризнанной республики, параллельно закупая всё необходимое для поездки.
Помимо длинного списка вещей, необходимо было помнить и о составлении маршрута до Нетсель-марины – пристани, где курсантов должна ожидать учебная яхта. В Мармарисе, который по праву считается турецкой яхтенной Меккой, таких пристаней несколько. Чтобы не ошибиться, я несколько раз перепроверил название нужной марины и даже распечатал её схему. Всё это, а также документы и деньги за тур (его нужно было оплатить на месте) было упаковано в большую непромокаемую сумку и отправлено рейсом Москва-Даламан.
Из аэропорта Даламана до Мармариса – примерно полтора часа пути на такси: как раз достаточно, чтобы вспомнить про все срочные дела, вроде обмена валюты и покупки еды на первое время (в стоимость яхтенного тура питание, как правило, не входит). Поскольку мой таксист по-английски мог сказать только «хеллоу», я решил позвонить по телефонам GoSailing в Турции, заодно утонив, во сколько меня ждут в Нетсель-марине. Первый номер молчал, второй ответил на мой вопрос криком: «Вы что, не получали вчерашнюю ночную рассылку?!»
Оказалось, что накануне вечером стало известно, что наша учебная яхта стоит в совершенно другой марине – о чем обучающимся, выехавшим в аэропорт, было сообщено посредством электронной почты. Если бы не мой случайный звонок, я бы так и не узнал об этом обстоятельстве. Как, например, не удалось мне узнать, где лучше обменять валюту, какую сумму в турецких лирах стоит иметь с собой – и даже какую еду, как правило, берут на борт яхты. «Это не моё дело, я вообще не ваш инструктор!», - таким был универсальный ответ на мои просьбы.
Окей, тогда познакомимся с нашим инструктором, благо таксист уже домчал меня до нужной марины. Но представителя школы на яхте, увы, не оказалось: по субботам, когда происходят заезды обучающихся, у инструкторов – законный выходной. А студенты, в первый раз в жизни ступившие на борт яхты, в это же время методом проб и ошибок учатся, как на лодке включается свет, разжигается газ, смывается вода в туалете… (Потом нам объяснили, что яхтенным WC на стоянках пользоваться категорически нельзя. Как полезны были бы подобные знания, полученные вовремя!)
Коротая свой первый яхтенный вечер вчетвером, мы строили предположения, кем окажутся те двое ребят, которых не хватало до полного учебного экипажа – и где они будут спать? Из трёх двухместных кают на нашей яхте одна уже была занята супружеской парой, во второй разместилась обаятельная девушка Маша, а в третьей – кое-как сложенные парус и тент: вытащив их в кают-компанию, я с грехом пополам организовал себе отдельное спальное место. Туда я был готов пустить ещё одного парня, девушка из соседней каюты грезила о второй самостоятельно отдыхающей…
Но вместо этого на лодку пришли три (!) молодых человека, добравшиеся до Мармариса из Анталии. Проделав столь долгий путь, они были удивлены, обнаружив на шестиместной яхте два свободных спальных места. Немало были озадачены и мы: невозмутимыми остались лишь наши инструкторы, философски заметившие по телефону, что утро вечера мудренее, и решать вопрос с «лишними людьми» мы будем завтра утром. Пока же к Маше был подселен столь же обаятельный Саша, третью каюту я уступил вновь прибывшим ребятам, а сам как гостеприимный хозяин разместился на палубе под турецкими звездами.
Через несколько часов стало понятно, что ночи на воде бывают холодными, а к утру палуба покрылась росой. Но, в конце концов, это ведь только на одну ночь! Ближе к полудню на лодку пришла дама-инструктор, поведавшая нам, что яхта рассчитана на восьмерых, а шестиместной её называют те недальновидные товарищи, которые не замечают двух полукруглых диванов в кают-компании! В последующие ночи я научился спать на одном из них, благодаря природной худобе и полезному навыку засыпать в скрюченном положении, приобретенному в плацкартных вагонах.
В наш первый яхтенный день в море мы не вышли: нужно учить теорию – объяснила нам инструктор. Теоретические занятия были совмещены с оплатой тура: тут-то и выяснилось, что только я из семерых приехал в дальний поход до Северного Кипра (что было отражено в моём договоре), а все остальные на той же яхте должны постигать азы яхтинга у берегов Мармариса. С тем, что спорные кипрские территории в этот раз увидеть мне не суждено, я смирился довольно быстро. Но как же те 200 евро, которые в Москве я договорился доплатить за этот экстрим?
На этот вопрос последовала фирменная реплика «Это ваши проблемы, если вам не подходят условия – забирайте свои вещи и уходите с яхты». Ну нет, подумал я, так просто вы от меня не избавитесь. И вот я уже сам звоню в Москву, нахожу девушку, продавшую мне не тот тур, и слушаю её запоздалые извинения. Если бы не мои усилия, эта ошибка обошлась бы в пару сотен европейских денег, – мне, конечно, а не GoSailing. У них, как стало ясно к тому моменту, ошибок и трудностей просто не было: зато у нас их постепенно прибавлялось.
На следующий день в море мы снова не вышли. И не то что в море, а даже в залив Мармариса. Первую половину понедельника нас продержали в неведении относительно причины такого конфуза. Не помогали звонки в Москву, инструктор просто испарилась в неизвестном направлении… Появившись ближе к середине дня, она сообщила, что на судно должен придти турецкий проверяющий, чтобы дать разрешение на отплытие. Хорошо, ждём проверяющего. И параллельно невольно слушаем разговоры инструктора по телефону, из которых следует, что проверяющий идти к нам не торопится – возможно, ввиду отсутствия денежной мотивации.
Видимо, не замотивировали портового работника и во вторник. Атмосфера на яхте и в марине, из которой уже ушли все лодки, кроме нашей, постепенно накалялась. Когда курсанты уже начали обзванивать соседние марины в поисках более адекватной, пусть и не русскоязычной школы, неожиданно пришло спасение в лице благородного капитана Глеба. Он по дружбе пустил нас заниматься на свою личную яхту, стоящую в соседней Нетсель-марине: туда было транспортировано и наше плавсредство, для которого этот двухкилометровый переход вследствие просроченного разрешения мог оказаться последним в этом сезоне.
Наконец-то у нас появилась яхта, на которой можно учиться! Начинаем нагонять упущенное под руководством инструктора Александры. Наверное, она очень хороший человек, и инструктор наверняка тоже очень хороший, только давно не бывавший в отпуске и оттого очень утомленный. Учебный процесс она была готова вести в строгих рамках программы, которую, по большей части, рекомендовала самостоятельно изучать по двум не очень подробным яхтенным пособиям. Только присутствие на борту настоящего капитана, которому принадлежала лодка, помогло нам получить что-то сверх того, что можно вычитать в самоучителе.
Благодаря Глебу наше яхтенное обучение постепенно налаживалось. Конечно, было обидно, что вместо похода – хотя бы прибрежного – мы день за днём выходим из одной и той же марины, чтобы вернуться туда же через несколько часов. Но что же делать: учимся на частной яхте, живем – на общественной, не теряя оптимизма относительно её скорого выхода в море. По ходу пьесы оказалось, что выходу этому препятствуют не только просроченные документы, но и технические неисправности. Для их устранения яхту даже пришлось поднимать на стапели: видя возню механиков под железным брюхом лодки, каждый из нас подумал – слава богу, что мы не отходили на ней от берега!
Примерно через неделю обучения на нашу подлатанную яхту пришел-таки проверяющий. И обнаружил там недочёты, среди которых был, например, недокомплект спасательных жилетов. Но вот все жилеты найдены, и яхту выпускают в море под наши радостные крики. Радость, впрочем, была недолгой. Вечером того же дня выяснилось, что у принимающей турецкой школы, с которой сотрудничает GoSailing, отозвали право выдавать шкиперские лицензии. Это не беда! – сказали нам. Мы обязательно найдём выход, а неверующие… правильно, могут забрать свои вези и покинуть лодку. Спасибо, остаёмся.
За три дня до экзаменов на лодке материализовался инструктор-мужчина, – оказалось, что это наш будущий экзаменатор, у которого, в отличие от турецких партнеров GoSailing, есть право на выдачу лицензий. Оценив уровень нашей практической и теоретической подготовки, новый инструктор схватился за голову: ребята, вы же не сдадите экзамен! Странно, ответили мы: нам говорили, что здесь проблем со сдачей не будет. Это раньше их не было – хитро прищурился старый морской волк и серьёзно добавил: лицензии у меня получить будет непросто. И слово своё он сдержал.
Оставшиеся несколько вечеров мы всеми правдами и неправдами готовились к теоретическому экзамену, а днём под руководством «волка» осваивали практику в смешанном американо-российском стиле: как выяснилось, экзаменатор не очень любил пользоваться принятой в нашей яхтенной школе терминологией. Зато яхтой он управлял блестяще – чего всерьёз требовал и от всех курсантов, ходящих по палубе всего вторую неделю. Неудивительно, что некоторую преференцию в глазах морехода получили двое наших более опытных товарищей: на яхте они были не в первый раз, и имели некоторые навыки, которые было почти нереально приобрести в рамках теперешнего обучения.
Они-то в итоге и получили капитанские лицензии – из семи экзаменовавшихся. Не будем скрывать, для каждого из нас целью в Турцию поездки было именно получение лицензии на самостоятельный чартер яхты. Практический опыт, как мы знаем из курсов вождения, приходит гораздо позже, со временем и сотнями пройденных миль. Но вышло так, что ни лицензии, ни практики в должном объёме примерно половина из нас от GoSailing так и не получила. Довольно обидно, учитывая стоимость мероприятия.
Вручение сертификатов – своего уровня для каждого курсанта – прошло в уже привычной манере. Сначала – долгое ожидание в заранее назначенном месте, потом – поиски инструкторов по всем имеющимся телефонам, затем – поездка за сертификатами в весьма отдалённое питейное заведение. Тем, кто напоследок решился высказать «морскому волку» своё фэ по поводу духа и буквы экзаменов, было сказано: я здесь начальник, и, значит, я прав. С этим не поспоришь. А вот с GoSailing можно запросто, хоть в народном суде. Хотя, чем терять время на столь неприятное занятие, лучше продолжить яхтенное обучение, пользуясь услугами более внимательной и дружелюбной компании.
Турция со скидками. Лучшие цены на отдых!
Интересные акции каждую неделю, удобный онлайн поиск туров!
1001% надежности: страхование туристов!
Наши офисы продаж по всей России! Звоните: +7 (495) 725-1001
Я учился у Димы Коровякова в Яхт-Дрим. Замечательно все прошло и права получил. Сейчас вернулся из первого самостоятельного чартера. Ходило нас три капитана ) Лодку не расколотили. Были косяки незначительные со швартовками-отходами. Гик один раз перебросили на фордевинде. Без последствий. С тонкой настройкой парусов не все волшебно. Но это такое дело - нужен опыт. Учиться и еще раз учиться.