Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Не успели оглянуться после Новогодней поездки в Таиланд, как не за горами замаячил июнь – месяц, когда мы уже который год традиционно на дни рождения жены и дочери уезжаем на моря. В этот раз выбор пал на Индонезию. Давно хотелось показать ребенку комодских драконов и мант в их естественной среде обитания, ну и по максимуму провести время в море с маской и трубкой, любуясь разноцветными рыбами, кораллами и прочими замечательностями. Собственно исходя из этого и строился маршрут.
С варанами и мантами все было ясно – Комодский заповедник, т.е. остров Флорес. Со снорклингом было чуть сложнее, но тоже достаточно быстро определился Ломбок и его окрестности, а вот для определения конкретного места пришлось перелопатить массу интернетовской информации. Здесь задача стояла достаточно банальная: спокойно-овощной пляжный отдых, хороший заход в воду (без битых кораллов и водорослей), снорк прямо от берега, в шаговой доступности куча ресторанчиков. Так «родился» остров Гили Айр и отель «Санрайс» на нем.
Далее надо было определиться с логистикой перемещений. Как быстро выяснилось миновать Бали никак не удастся, наиболее быстрые и удобные способы попадания на Гили Айр и Флорес только с Бали.
В результате маршрут получился такой: Москва – Бали (2 ночи) – Гили Айр (6 ночей) – Бали (1 ночь) – Флорес (6 ночей) – Бали (3 ночи) – Москва.
В качестве основного авиаперевозчика были выбраны "Катарские авиалинии", тем более, что в связи с юбилеем у них была акция - 2 билета по цене одного, что в конечном итоге вылилось в 500 евро за билет по маршруту Москва - Доха - Сингапур - Денпасар (Бали) и обратно. Некогда моя самая любимая авиакомпания, которой много пришлось полетать за последние годы, уверенно сдает свои позиции по уровню сервиса. Металлические столовые приборы заменены на пластиковые, русскоговорящих бортпроводников на участках Москва - Доха - Москва, что раньше было обязательным условием, сейчас нет, и бортпроводники стали какие-то менее приветливые, и наливают очень неохотно, а раньше чуть не насильно вливали в пассажиров, меню не везде раздавали. Но в целом пока еще все достойно и по расписанию.
До Гили Айр можно добраться или прилетев на самолете в г. Матарам (остров Ломбок), а далее на лодке, или с пристаней на Бали Беноа или Паданг на скоростном катере. Причем время в пути в двух этих способах примерно одинаковое – 4-5 часов от отеля до отеля. Мы выбрали наземно-водный путь компанией «Marina Srikandi» http://www.baligili.com/index.html. Вот расписание:
На остров Флорес в город Лабуан Баджо с Бали летают авиакомпании «Merpati» http://www.merpati.co.id/ и «Transnusa» http://www.transnusa.co.id/. «Засада» в том, что сайты авиакомпаний не работают на продажу авиабилетов, у местных агентов значительно дороже и неизвестно как с надежностью, а координат проверенных агентов у меня не было. Но «Транснуса» ответила на письмо и удалось забронировать билеты по переписке и выкупить их уже по прилету на Бали. Стоимость 700 000 рупий в одну сторону.
С учетом того, что на Бали предполагалось приезжать три раза, то предварительно были забронированы три разных отеля в разных местах: в Куте, Легиане и Семиньяке. Однако в действительности оказалось, что хоть места имеют разные названия, но разграничение условное и все примерно одинаковое. Для наших целей, как нам показалось, Кута была предпочтительней, поэтому все прежние бронирования на Бали были отменены благо время и условия позволяли сделать это бесплатно и был забронирован отель «Bounty» на Поппис 2 Куты, на который на Букинге.ком было спецпредложение за 40 долларов. Отель очень неплохой и чистый, тусовочно-молодежный, у бассейна очень шумно в любое время суток, но в номерах ничего не слышно, до моря недалеко, до мест шопинга и развлечений тоже. Обычная цена номера 60-70$.
Переночевав пару ночей на Бали, выдвинулись на Гили Айр. Островок не очень большой, брали с дочерью велосипеды напрокат за пару часов можно его весь объехать. Тихий, спокойный, есть конечно барчики с музыкой, в том числе и живой, но все это локально, за пределы бара музыка и шум не уходят. Вся жизнь отдыхающих на берегу – тут и купалка, здесь же ресторанчики, вечерний променад и магазинчики с туристическими лавками. Перемещения по острову пешком, на велосипеде или с шиком - на гужевом такси. Наземные транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания отсутствуют напрочь.
Выбрав отель «Sunrise» на Гили Айр получили именно то, что хотели. Цена вопроса 60$ за бунгало. Отель состоит из двухэтажных бунгало, которые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием кондиционера.
На первом этаже зона дневного-вечернего отдыха с кушетками и гамаками, а также душ с горячей водой, туалет и умывальник
На втором этаже спальня с кондиционером, туалетом и умывальником и балкон с кушетками для принятия солнечных ванн.
Но есть и недостатки: слабое электричество и соленая, чуть опресненная вода из кранов.
Вот такой небольшой песчаный отельный пляж:
Заход в море действительно очень хороший, у других отелей такого нет, снорк прямо в 3 метрах от берега, вот в такой ухе купались:
Пару раз приплывали черепахи. На снорклинг к нашему отелю постоянно привозили отдыхающих с других островов.
Ресторанчиков и прочих забегаловок на острове много, меню преимущественно морское (рыба, креветки, а кальмары не всегда и не везде, лобстеры редко, практически только под предварительный заказ), курица, а также спагетти и пицца (в каждом ресторанчике своя дровяная печка для пиццы). Свинины и баранины нет вообще как класса, говядину надо очень настойчиво искать. Пиво везде, сухое вино не везде и дорого, крепкие напитки плохого качества и запредельно дорого.
Вечером каждый ресторанчик выставляет столы со свежепойманными морепродуктами и с песнями, плясками, шутками зазывают в свои сети прохожих.
Остров для полного релакса – самый тот
Ежедневно персонал нашего отеля утром приплывали на лодке с Ломбока, а вечером соответственно возвращались домой. Сговорился с капитаном этой лодки за 350 000 , чтобы он в промежутке нас покатал по островам и показал другие места снорка (сразу скажу, что были достойные места, но ничем не превосходящие наш пляж, разве что черепахи в одном месте были больше). А на Ломбок вообще бесплатно свозили, когда узнали, что я хочу посмотреть окрестности, взамен порекомендовав знакомого (скорее родственника) водителя.
Закончив первую часть нашей поездки, вернувшись и переночевав на Бали, утром вылетели в Лабуан Баджо. На регистрации взвесили вещи, взвесили нас. В самолете дали даже какую-то булочку и воду. По прилету самолет подрулил прямо к аэровокзалу (сильно сказал!, скорее небольшому зданию барачного типа), на наших глазах разгрузили багаж, вручную подкатили тележки и раздали всем желающим. Все достаточно быстро и спокойно, я бы сказал по домашнему. Никто даже не стал нервничать и раздражаться, когда я остановил самолет уже начавший движение.
Дело в том, что я всегда в качестве ручной клади беру чемоданчик, где у меня все самое ценное: паспорта, ноутбук, фото-видеоаппаратура, билеты-бронирования отелей, деньги наконец. Самолетик небольшой, места на полках для чемоданчика нет, подошел бортпроводник забрал его у меня дав багажный талончик. Особенно не волнуюсь – куда он денется с подводной лодки? и кодовый замок имеется. Прилетели подхожу к бортпроводнику мол отдавай чемоданчик, а он мне машет в сторону аэровокзала, там получишь. Привозят две тележки с багажом, моего чемоданчика нет. Самолет готовится к вылету, пассажиры уже на борту. Я к служивым, где чемодан, мне спокойно говорят чтобы не волновался, сейчас будет. Действительно, везут третью тележку, начинают ее разгружать, я своего чемоданчика не вижу. Смотрю одним глазом на тележку, вторым на самолет. От самолета убирают лестницу и начинают закрывать двери. В тележке остается пять-шесть чемоданов, моего нет! Самолет начинает движение, в тележке всего два чемодана – моего нет. Блин, в чемоданчике все!, я даже не помню названия отеля куда мне ехать – это катастрофа. Бросаюсь на поле с криком «верните чемодан». Самолет останавливается, дверь открывается, опускают лестницу, я рвусь в салон, меня не пускают и вдруг слышу чего-то жена кричит и машет рукой. Я все сразу понимаю, говорю, что хотел пожелать счастливого пути, а чемодана совсем даже и не хочу, на фиг он мне не нужен, потом привезете и быстренько сматываюсь. Оказывается он лежал под двумя оставшимися чемоданами.
В Лабуан Баджо остановились в отеле «Green Hill Boutique Hotel», расположен он на горочке прямо напротив порта, в самом центровом месте.
Отель неплохой, обошелся в 400 000 рупий за ночь за номер, достаточно большие комнаты, новая сантехника, правда санузел отгорожен легкой занавеской, хороший и удачно расположенный кондиционер, завтрак из трех вариантов приносят в номер (на веранду) в заранее оговоренное время. Из недостатков: две рядом расположенные (слева и справа) мечети, муэдзины которых соревнуясь в голосистости, в 04.30 утра через акустические системы (это я к тому, что очень громко) начинают призывать правоверных к молитве. Длится это действо минут пятнадцать. В 05.30 просыпался отельный петух:
и будил своих сотоварищей и они совместными усилиями окончательно будили нас. Но надо сказать, что долго спать там – это преступление, вокруг столько необследованных островов.
Разместились в отеле, закупили все необходимое и в порт. Там договорились с лодкой и за 250 000 рупий на целый день отбыли на недалекорасположенный (30 минут хода) остров Бидодари. Остров замечательный, неплохой снорк, белый чистый песок.
Но место часто посещаемое, не каждый убирает за собой мусор, поэтому в воде на небольшой глубине притоплены куча пластиковых стаканчиков, пакетов и прочей неприятной фигни. Пришлось устроить субботник и понырять собирая этот мусор, набрали на три больших пакета, которые потом вывезли на «большую землю» в мусорку. Зато плавать сразу стало приятнее и потом мы еще раз возвратились на этот остров.
А на следующий день нас ждало главное – ради чего собственно мы и прилетели сюда. Заранее списались с нашими ребятами Мариной и Димой http://www.olympdivers.com/, которым так понравился Флорес, что они вернулись туда, осели, сняв дом, зарегистрировали фирму и купили кораблик. И вот на этом их лайнере «Олимпик» мы на три дня и две ночи уходили в свободное плавание.
Нас было семеро, включая двоих детей. На лодке две каюты, каждая каюта примерно как половина купе поезда, т.е. кровать (достаточно широкая) снизу и другая такая же сверху. Мамы и дети спали в каютах, остальные на верхней палубе, где были три полноценных матраца с простынями, одеялами и подушками и несколько легких матрацев для загорания. За каютами, ближе к кухне был туалет и душ. Пресной воды хватило на все три дня. Еще несколько хвалебных слов про корабль. Марина помешана на чистоте, поэтому везде было чисто, постельное белье новое и отличного качества, все тараканы безжалостно уничтожены (на самом деле плохое белье и тараканы это повсеместное явление на кораблях подобного рода).
Условия аренды лодки включали в себя трехразовое питание. Кормили разнообразно, очень вкусно и на убой. Но с другой стороны было бы удивительно, если бы было по другому. Экипаж потом все доедал, что не было съедено нами. Если бы мы могли все съесть, значит им бы не досталось.
Программа поездки жестко не оговаривалась, просто были намечены основные вехи, поэтому по ходу мы иногда меняли маршрут или останавливались в незапланированных местах – просто там где понравилось. Вот как здесь:
Пока мой товарищ лазал по горам, его жена нежилась на диком пляжике, я поплыл на другой пляж, где согнал с мелководья огромного ската. Я бы его и не заметил, он зарылся в песок и видимо грелся там, я уже практически проплыл над ним затеняя ему солнце, когда он рванул в сторону.
И таких мест было много.
Но по порядку.
В первый день был запланирован манта поинт, место, где собираются манты. Довольно скоро помощник капитана с носа лодки заметил манту и мы попрыгали в воду. Затем увидели еще двоих:
Зрелище, конечно, потрясающее. На следующий день мы туда еще раз вернулись, единодушно решив после вечернего обмена эмоциями, что такого упускать не стоит. В этот раз мы стали свидетелями «танца» двух мант. Сначала они плыли друг за другом, потом стали по спирали подниматься вверх, а потом не прекращая подниматься стали еще вращаться вокруг своей оси, т.е. находясь к нам то животом, то спиной. Но в этот момент фотоаппарата с собой не было, потому что искали мы мант методом траления. Нас с товарищем тащили на буксире за движущейся лодкой, держаться надо было крепко, двумя руками. Увидев мант мы отцеплялись от буксира, фиксировали место, потом к нам с лодки подплывали остальные.
Потом был «Розовый пляж» - исключительное место. Чистейшая вода, великолепный снорк с огромным разнообразием рыб, красивейшие кораллы, розовый песок пляжа. Песок, конечно, белый, но многочисленные вкрапления розовых кораллов придает ему явно заметный розовый оттенок.
Дело уже было к вечеру, на ночевку пошли ближе к Комодо, где днюют летающие лисицы, а на закате массово перелетают на другой остров.
Поплыли гонять лисиц:
Лисицы гроздьми висели на кустах и прямо на наших глазах стали срываться пачками с кустов и взмывать в небо.
А потом был закат:
После непродолжительного буйства красок на закатном небе, как-то сразу наступила ночь. Нигде ни одного огонька (после ужина попросили выключить все освещение и ходовые огни), ярко сияющие звезды и сверкающий в воде планктон. А на верхней палубе под звездным небом мы и бутылочка рома. Ночное купание, когда при каждом движении окружен ореолом сияния – это светится потревоженный планктон.
С утра пораньше подошли в Комодо, нам дали могучего рейнджера, чуть повыше моей дочери, вооруженного рогатиной и призванного отгонять обнаглевших варанов, вздумавших закусить белыми обезъянами.
Ну что можно сказать? Природа красивая, особенно виды с вершин горушек. А вараны, как вараны, только большие:
А олени, кабаны и буйволы так и вообще обычные.
Т.е. драконы до мант не дотягивали, поэтому единодушно решили, что на Ринчу не пойдем, а вернемся на манта поинт и розовый пляж. По пути просили капитана остановиться у пары-тройки понравившихся необитаемых островков.
И этот день пролетел очень быстро. На ночь припарковались у какого-то большого, но необитаемого острова. В пяти кабельтовых от нас (сколько это не знаю, но слово красивое – наше, морское) стояла большая морская яхта, всю ночь она сияла огнями. Короче, отсвечивала, мешая полному слиянию с космосом. Но бутылочка текилы быстро помогла восстановить гармонию с природой.
Утром невдалеке, в трехстах метрах примерно, обнаружилась небольшая яхта с австралийцем (а я то ночью еще думал, чего это звезда совсем уж ярко светит и всю ночь не двигается вместе с другими звездами – оказывается это был сигнальных огонь на мачте этой яхты). Австралиец потом своим ходом приплыл на наш корабль, поговорили. Оказалось он полудайвер (хочет, но не может глубоко по состоянию здоровья), ждет прилета своего товарища. Спросили зачем он здесь, ведь у них все это есть и даже лучше? Ответил просто: здесь я могу оторваться по полной, а у нас низ-з-зя, общественное мнение и прочее.
Побороздив просторы моря-окияна взяли курс на остров Канава, знаменитого колонией морских ежей, огромным косяком некрупной рыбы, косулей и отелем, где народ на 1-2 ночи полностью воссоединяется с природой. Снорк в районе острова, по большому счету, никакой – только звезды и малое разнообразие рыб, ну и небольшого ската еще погоняли. Но зато висит объявление, что посещение острова стоит 50 000 рупий, но с нас почему-то денег не взяли.
К закату были уже в Лабуан Баджо. Поездка на корабле очень всем понравилась, абсолютно не напрягало нахождение на небольшом пространстве достаточно большого количества человек. Никакой усталости от 2-3 часов непрерывного хода кораблика не наблюдалось, с погодой повезло, больших волн и качки не было, морской болезнью никто не страдал.
Оставшиеся три дня в Лабуан Баджо были посвящены поездкам по островам – каждый день новый, доселе не посещаемый остров (исключение было сделано только для Бидодари, как самому близко расположенному, ошибочно показалось, что после трехдневной поездки не захочется вновь долго плыть на лодке). Организация таких поездок не представляла никаких сложностей: рано утречком по пути на рыбный рынок заходишь в порт, договариваешься с капитаном понравившейся лодки о маршруте, цене и времени выхода, требуешь, чтобы на лодке был кул-бокс со льдом. На рыбном рынке покупаешь свежевыловленных кальмаров, здоровенную рыбу, из рыбы просишь сделать филе. Через 20 минут возвращаешься в отель, маринуешь куски рыбы в специях, поливаешь лаймом и заворачиваешь в фольгу. Затем в близлежащем магазинчике затариваешься всем другим необходимым, забираешь народ из отеля и в путь. Цена лодки зависит от растояния: 30 минут хода в одну сторону 250 000 рупий, 60 минут - 400 000.
На островах, куда дорога обычно занимала 40-60 минут – привычный субботник по уборке территории, разжигание костра. Пока готовятся угли - купание и снорк. Потом пикник.
Время возврата домой подгадывалось так, чтобы встретить закат солнца в море
Настало время покидать Флорес. Очень не хотелось этого делать, еще день-два в охотку там можно было бы провести. Честно говоря, я опасался, что проведя неделю овощем на пляже, а потом неизвестно как на корабле и в не самом комфортабельном отеле в Лабуан Баджо, мои взвоют и начнут клясть меня последними словами. Поэтому-то я и запланировал три, а практически четыре, оставшихся дня на Бали в неплохом отеле, чтобы народ потусовался, развеялся и забыл тяготы и лишения. Это было ошибкой – достаточно было бы 1,5 дней, так как тягот и лишений не было. А Бали не самое лучшее место для комфортного отдыха.
В море купаться невозможно. Нет, волны мы не боимся:
Но что делать с грязюкой: тряпками, ошметками, пластиком и прочей ерундой, которая не убирается с пляжа и смывается в море, а потом наматывается на ноги, задевает за них склизкой гадостью? Да и серо-черный цвет песка не вызывает энтузиазма и радостных чуств.
К ежеминутным и повсеместным разводкам мы готовы и не поддаемся, тем более они какие-то наивные и смешные. Покупаешь чего-то. Сколько? Десять. Достаешь сотню, сразу же цена удваивается или даже утраивается. Спрашиваешь почему, отвечают потому что у тебя денег много, а нам их очень хочется. На джимбарановского лобстера весом в 1,5 кг, который на Филиппинах, Таиланде и во Вьетнаме весит 600-700 грамм у нас всегда есть 0,5 –л. бутылочка воды в пластиковой упаковке, которая на их весах весит больше килограмма. А чего стоит обмен 100-долларовой купюры в обменной лавке – в цирк ходить не надо! А 35$ за два лежака на пляже? Причем я их не купить пытался, а только чуть-чуть полежать.
Вообще показалось, что на всё цена – качество не соответствует, всё неоправданно дорого.
Но тем не менее местный народ душевный и отзывчивый, злобы в нем в процентном отношении меньше, чем в тайцах или вьетнамцах. Это сугубо мое личное мнение, возможно ошибаюсь.
Но зачем туда (именно только на Бали) едут наши люди, которые не являются начинающими серферами и ищут там пляжный отдых, я не понимаю??? Любое место в любой стране ЮВА гораздо лучше и ближе.
Для перемещений по острову был взят напрокат мотобайк, что с учетом очень напряженного трафика позволило осмотреть окрестности с минимальной потерей времени. На один полный день договорились за 400 000 с машиной с тем, чтобы нас повозили по местам, которые сами индонезийцы считают наиболее достойными для просмотра.
В целом поездка понравилась, получили массу положительных эмоций, надо будет еще побывать на Яве, Суматре, Калимантане и, может быть, Новой Гвинее и близлежащих островках.
И за фото спасибо.