Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
9 марта. На этот день мы запланировали поездку в Пизу во второй половине дня, а билет купили накануне, чтобы не дергаться перед отходом поезда. Покупали в автомате, 11,6 евро за двоих только в одном направлении (обратную поездку автомат не присоединил, решили, что купим в Пизе).
А с утра мы в Уффици побежали. Галерея открывается в 8:15, мы пришли минут за 5 до открытия, впереди нас стояло человек 20. Вошли с первой же партией. Странно, на сайте читала, что билет стоит 6,5 евро, на деле оказалось – целых 11! Внимание, в кассе не принимается оплата банковскими картами. И совершенно забыли, что в галерею нельзя проносить жидкости, а у нас были с собой бутылочки с водой. Поставили сумки на просвечивание – пропустили. Но нас обязали сдать рюкзак в камеру хранения. После роскошной галереи Палатина я ожидала увидеть нечто подобное, но галерея Уффици показалась меньше. Однако любая из них превосходит галереи в Риме. Фотографировать в Уффици запрещено. А вот мост Понте Веккьо виден из окон галереи во всей красе, снимать наружные объекты не возбраняется.
После Уффици еще было время забежать в музей монастыря Сан-Марко с фресками Беато Анджелико в каждой келье (билет стоит 4 евро).
А по пути туда опять заглянули на площадь Сантиссима-Аннунциата.
Перед выездом в Пизу пообедали в кафе самообслуживания «Леонардо» (via de Pecori, 35, идти от Баптистерия в сторону вокзала по левой улочке). Кафе находится на втором этаже, есть дневной перерыв, цены низкие.
Расписание поездов я распечатала еще дома на нужную дату, на вокзале проверили – никаких изменений нет. Не забываем компостировать билеты! Поезд идет до Пизы час с небольшим. От вокзала идем пешком: проходим по viale Antonio Gramsci, попадаем на круглую площадь Vittorio Emmanuele II, оттуда по corso Italia идем до моста через Арно мимо многочисленных магазинов (вот бы зайти, но нет времени). На другом берегу из двух идущих вглубь улочек выбираем левую, на развилке тоже держимся левой стороны и выходим на piazza dei Cavalieri – площадь Рыцарей.
С площади можно уйти под арку палаццо-дель-Оролоджо (с часами), дальше улочки будут заворачивать, и надо постараться сохранить первоначальное направление. Тогда через пять минут вы окажетесь на знаменитой площади Чудес – piazza dei Miracoli с Дуомо, Баптистерием и, конечно, падающей башней.
Пока прошлись туда-сюда, сделали фото… потом стали по указателям искать билетную кассу. Указатели показывали в разных направлениях, а кассу мы нашли в здании за рядом сувенирных лотков. И тут оказалось, что в Дуомо билеты уже не продаются, так как в 17 часов состоится служба. А времени только начало пятого. Все же пошли к собору и выяснили, что можно бесплатно зайти постоять возле входа.
За организацию поездки в Пизу я заслужила упрек от Сергея (зачем надо было идти в монастырь Сан-Марко да еще в каждую келью заходить), но на сайте-то в расписании были указаны часы работы в марте до 18! Мы еще немного прошлись по площади Чудес и ушли с нее по via Roma, которая прямиком идет до набережной Арно. На другом берегу стоит небольшая изящная церковь Санта-Мария-делла-Спина.
Далее шли в том же направлении, по дороге полюбовались на цветущую магнолию
и вскоре вышли к вокзалу. До отправления поезда оставалось минут десять. Нам еще предстояла покупка обратного билета. Сергей занял очередь в кассу, я пошла к автомату. Здешний автомат предложил к переезду Пиза – Флоренция добавить обратный билет, а он теперь нам не был нужен. В общем, в соревновании автомат/касса первенство было за автоматом, в кассе не успели бы до отхода поезда. Прибыв во Флоренцию, решили купить билеты в Лукку, куда собирались ехать завтра. Что такое – опять флорентийский автомат не предлагает добавить обратный билет. И тут видим свободную кассу (мы находились не в зале продажи билетов, а со стороны платформ). Подходим, просим два билета в Лукку туда-обратно. Дальше диалог в стиле «ту Даблин – куда, блин», на итальянском же Л мягкое, надо произносить Люкка. И тут оказывается, что в кассе выходит дороже покупать билеты. Разница небольшая, 22 евро вместо 20,80, но она есть.
10 марта. Поездка в Лукку. Региональный поезд идет около полутора часов, проезжаем мимо таких городков, как Прато, Пистойя, Монтекатини Терме, в каждом хочется выйти. Наконец, Лукка. Проходим через привокзальную площадь и видим впереди старую городскую стену, укрепленную валом. К воротам надо идти налево, однако прямо ведет тропинка, которая подходит к бастиону, там есть проход, на обратном пути мы им воспользовались. Но вначале мы этого не знали и вошли в старую часть города через ворота. Сперва пошли к Дуомо. Церкви Лукки напоминают пизанский Дуомо, тоже белокаменный ажур из арок, резные фигурки, но есть еще богатый орнамент.
Потом пошли по улице с каналом via dei Fosso.
По параллельной улице вернулись назад к башне Гуиниджи (3,5 евро за посещение).
Интересный объект, вначале несколько этажей поднимаешься по обычной лестнице, смотря на иллюстрации из истории рода Гуиниджи с подписями. Затем вверх ведет металлическая лестница по внутреннему периметру башни, но подъем не изнурительный, так как ступеньки чередуются с горизонтальными площадками. Зато какие виды открываются с башни! А на крыше башни растут каменные дубы.
Во времена римского владычества в Лукке существовал амфитеатр, в средние века его разобрали, а площадь по периметру застроили домами. На этой площади много ресторанчиков.
Неподалеку от площади Амфитеатра находится церковь Сан-Фредиано,
а, взобравшись на валы, можно заглянуть на территорию палаццо Пфаннер с красивым садом.
На обратном пути мы прошли мимо церкви Сан-Микеле-ин-Форо,
мимо площади Наполеона, а на корсо Гарибальди восхищались цветущей магнолией, белой и розовой.
Вернулись во Флоренцию мы довольно рано. Решили прогуляться до русской церкви (церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца, начало 20 в.), которая находится недалеко от вокзала, но в противоположной от исторического центра стороне, на via Leone X. Шли к ней мимо крепости Fortezza da Basso и скверика с прудом и фонтаном.
Потом уточнили расположение на местности автостанции SITA, с которой хотели завтра отправляться автобусом в Сиену. Правильно сделали, иначе бы утром точно опоздали на автобус – искомая автостанция находится во дворе, окруженная большим зданием, занимающим целый квартал слева от вокзала. Вывеску сразу не увидели и кружили в поисках.
11 марта. Поездка в Сиену. Билет на автобус SITA до Сиены стоит 7,1 евро, покупали в кассе автостанции. Там на стене есть бумажное расписание на целый день, оно мелкое и еще там надо обращать внимание на обозначения «по будням», «по воскресеньям» и т.п. Снаружи висит электронное табло с указанием ближайших рейсов. Еще есть информационное окошко и информационный монитор, где можно задать начальный и конечный пункты и посмотреть варианты проезда (актуально для поездок с пересадкой, например, в Сан-Джиминьяно, потому что в бумажном расписании указаны только прямые рейсы из Флоренции). Купленные билеты надо в автобусе прокомпостировать. В будни автобус на Сиену ходит каждые полчаса, возможно, и чаще. Есть автобусы «рапида» - экспрессы, они идут, не останавливаясь в других городах. На таком переезд до Сиены займет час с небольшим. Если прийти на посадку в первых рядах, можно занять места у лобового стекла на втором этаже автобуса. Из боковых окон ничего сфотографировать по пути не получится, потому что вдоль дорог растут деревья. С высадкой в Сиене получился конфуз. Я не нашла на карте Сиены место автостанции, где у автобуса конечная остановка. На форуме прочитала, что она возле церкви Сан-Доменико, а как раз с нее я и хотела начать прогулку по Сиене. Автобус уже довольно долго ехал по городу, было несколько остановок, и вот наконец церковь Сан-Доменико. Мы выходим, а автобус едет дальше, это не конечная остановка! И где же нам искать на обратном пути автостанцию? Пошли по направлению движения автобуса и, к счастью, обнаружили автостанцию метров через двести. Сразу купили обратные билеты, к кассам надо спуститься в подземный переход.
После Пизы и Лукки Сиена поражает своей суровой средневековостью. Темные стены старинных зданий высятся на 4-5 этажей. Еще одна отличительная особенность этого города – его расположение на холмах. Улицы идут то вверх, то вниз. Редкая улица идет прямо, никакой параллельности-перпендикулярности.
В первую очередь мы хотели посетить Дуомо, собор Сиены. В помощь туристам на улицах встречаются указатели «к собору», «к площади Кампо» и т.д. Так и дошли.
Сиенский Дуомо впечатляет! Он строился в течение нескольких столетий (12 – 14 вв.), был план создания гораздо большего по размерам, о чем свидетельствуют частично сохранившиеся стены слева от собора, однако эпидемия чумы помешала этому. Советую не пожалеть денег и купить комплексный билет за 10 евро, с которым можно посетить собственно собор, музей собора и обзорную площадку на стене незавершенного здания, крипту, баптистерий и ораторио Сан-Бернардино (это тоже небольшой музей, при нехватке времени можно не посещать, потому что он находится довольно далеко от Дуомо). Посещение только Дуомо стоит 3 евро. Собор великолепен снаружи, но главное – внутри.
Мало того, что там лес уходящих ввысь черно-белых колонн, витражи, фрески, живопись и скульптура, а также привлекающая внимание мраморная кафедра с фигурами двух львов и двух львиц, там изумительный мозаичный пол 14-16 вв. Это не просто орнамент, это картины на библейские сюжеты. Обычно открыта только часть, для лучшей сохранности.
Также очень красиво помещение библиотеки Пикколомини с фресками Пинтуриккьо и огромными фолиантами.
Музей собора находится в недостроенном нефе. Там можно увидеть подлинники алтарных образов, скульптур, церковную одежду и утварь. Из одного из залов музея можно подняться по винтовой лестнице на обзорную площадку, чтобы увидеть с высоты Дуомо и всю Сиену.
Крипта – это сохранившиеся помещения с фресками более древней церкви, стоявшей на месте Дуомо. Фотографировать в крипте запрещено. В некоторых местах в полу крипты сделаны застекленные отверстия, там видны колонны, растущие еще откуда-то снизу. Но возможно, это связано с рельефом местности, потому что за собором начинается склон, к баптистерию нужно спуститься по лестнице. Интерьер баптистерия (14-15 вв.) также очень красив.
После обеда в одном из ресторанчиков неподалеку от Дуомо мы пошли дальше гулять по улицам Сиены,
вышли на знаменитую площадь Кампо, где дважды в год проходят традиционные сиенские скачки – палио. А обычно на вогнутой по форме площади сидит или даже лежит народ, считается, что это приносит удачу.
Фрагмент фонтана «источник радости» на площади Кампо.
Мы еще посетили ораторио Сан-Бернардино, а потом направились к автостанции и уехали обратно во Флоренцию.
12 марта. Поездка в Сан-Джиминьяно. Поездка сложилась для нас неудачно. Дело в том, что Сергей уже несколько дней плохо себя чувствовал, но надеялся, что недомогание само пройдет и не пил лекарства. А в этот день он почувствовал себя еще хуже. Это была суббота. Накануне мы на автостанции посмотрели расписание автобусов в Сан-Джиминьяно. Так как требовалась пересадка в Поджибонси, то расписание мы смотрели на мониторе снаружи кассы. Нужный автобус отправлялся в 9:40, утром мы могли не торопиться. Сергей принял решение поехать. Билет до Сан-Джиминьяно в одну сторону стоит 6,25 евро. Автобус шел в направлении Сиены, но был не «рапида», а «ординаре», после указателя «Поджибонси» свернул с шоссе и остановился. Мы хотели выйти, но шофер объяснил, что пересадка на Сан-Джиминьяно будет дальше. Пересаживаться надо на остановке у вокзала Поджибонси (можно из Флоренции туда и на поезде доехать). Над остановкой есть табло, показывающее отправление ближайших автобусов. Минут через двадцать к остановке подъехал автобус до Сан-Джиминьяно. А еще примерно через двадцать минут он уже подъезжал к стенам этого старинного городка на холме. Надо заметить, что в этот день нам не повезло и с погодой. Все предыдущие дни, которые мы провели в Тоскане, были довольно теплые и солнечные. Но сейчас небо было хмурое, дул холодный ветер. К центру исторической части ведет прямая улица Сан-Джованни.
Если с нее свернуть, то через несколько шагов можно выйти к крепостной стене, откуда открываются восхитительные тосканские пейзажи. Вот откуда их надо снимать, а не из окна автобуса!
Когда мы дошли до площади Цистерны, стало окончательно ясно, что сегодня не наш день. Всю площадь занимали машины, лотки – раскинулся рынок.
То же самое происходило на соборной площади (пьяцца дель Дуомо). Никаких шансов окунуться в средневековую атмосферу! Вот из собора вышла процессия людей в исторических костюмах, оказалось, в этот день почитают святую Серафину – покровительницу города.
И в собор, к нашему сожалению, туристов не пускали, а там есть что посмотреть. Слева от собора стоит здание Палаццо дель Пополо с небольшим музеем и традиционной для Сан-Джиминьяно башней (Торре Гросса). Билет «музей + башня» стоит 5 евро. Подъем пешком, но не очень утомительный.
В Сан-Джиминьяно сохранились руины старинной крепости (Рокка),
оттуда хороший вид на башни.
Читали, что в крепости есть музей вина. Зашли, это в левой стороне крепости. Как мы поняли, там показывают фильм про производство вина. В другом зале можно попробовать местного вина (бокал сухого 4 евро, десертного 6 евро). Купить бутылку вина там нельзя, можно в городе в энотеках. Если что-то вас заинтересовало, вам дадут буклетик с картой города и адресами энотек.
Поскольку Сергею было тяжело много ходить, мы мало побродили по улочкам.
Хотя там есть указатели к основным достопримечательностям, но переулки так хитро расположены, а город такой крошечный, что постоянно оказываешься то на центральной площади, то на крепостной стене. Пообедали тоже неудачно (ну не наш день). Во-первых, мало было работающих ресторанов, возможно, из-за праздника. В путеводителях я читала про традиционное тосканское блюдо триппу. Решили попробовать. Я знала, что это – требуха, но думала, наверно, как-то вкусно приготовленная. И выглядело это блюдо неаппетитно, и на вкус совершенно не понравилось, с острым соусом. После обеда пошли на автобусную остановку. Вопреки расписанию, автобус в нужное время не подошел. Следующего пришлось ждать больше часа, на ветру. Доехали до Поджибонси. Внимание! Не стесняйтесь узнавать нужную информацию у водителя! Одна пожилая англоговорящая пара спросила что-то у водителя насчет Сиены, тот ответил утвердительно. Они вышли вместе с нами, но не увидели на табло на остановке отправления автобуса в Сиену в ближайшее время. Оказалось, им не надо было выходить, тот автобус дальше шел в Сиену, а водитель не понял их вопроса. Нужный нам автобус также задерживался. Казалось, мы никогда не вернемся во Флоренцию. С опозданием на 15 минут автобус все же пришел. Вечером Сергею стало хуже, мы попросили на ресепшен кипятка и заварили чай, Сергей выпил лекарство. Наутро мы должны выезжать в Венецию. Как-то пройдут оставшиеся дни нашего путешествия?
Окончание следует.
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.
New! 1001% надежности - страхование от невыезда
Более 200 офисов продаж по всей России! Звоните 8 (495) 725-1001
по Италии