Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Зарегистрироваться
Регистрация с помощью:
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить

Зарисовки об Израиле. Часть III - Христианский Иерусалим с небольшими отступлениями

Москва. Россия
30 отзывов
Отзыв написан: 26 января 2011 г.
Москва. Россия

Итак, через два дня мы опять возвратились в Израильскую столицу. Проверенным маршрутом (теперь уже в обратную сторону) мы добрались до своей гостиницы. Единственный момент: к центру автобусы от улицы Короля Георга V идут не по Яффо, она в этом месте имеет одностороннее движение, а сворачивают влево на параллельную ей - Ха-Невим. Нужно вовремя сориентироваться, чтобы не пропустить нужную остановку.

И опять нам улыбнулась удача. Несмотря на ранний приезд - также около полудня, - нас сразу заселили. Номер оказался точно такой же, как и предыдущий, но этажом выше. Он мне показался и не таким "убитым". Хотя, скорее всего, сыграла привычка - процесс адаптации к иерусалимской отельной базе благополучно завершился.

Выигранные два часа для нас были, как нельзя, кстати. Наши планы на сегодняшний день связывались с музеем Израиля, посещение которого рассматривалось как обязательный пункт.

Перекусив, мы отправились искать нужную нам остановку автобуса №9, которая должна была находиться на улице Короля Георга V. Пройдя по ней несколько левее от Яффо, мы увидели нужный указатель. Через несколько минут подошел и автобус.

Музей Израиля находится недалеко от Кнессета в зеленом районе, окруженный внушительной парковой зоной. Ехать до него нам пришлось минут двадцать. Он представляет собой целый комплекс зданий с различными экспозициями.

Перво-наперво решили зайти в Храм книги, где хранятся знаменитые Кумранские свитки. Он имеет оригинальную форму крышки сосудов, в которых и были найдены эти бесценные артефакты, многие из которых рассматриваются учеными как самые древние версии библейских текстов, дошедшие до нашего времени. Музей и внутри выглядит весьма стильно в своем ярко выраженном модернистском стиле.

За Храмом книги находится Макет Иерусалима периода Второго Храма, выполненный в масштабе 1:50. Очередной раз убедилась, что лично мне больше нравится смотреть такие "сооружения" после посещения их реальных аналогов, когда информация, полученная после прочтения каких-либо источников, уже подкреплена визуальным рядом, сложилась в четкое представление об объектах. И теперь интересно "пройти" обратный путь: от увиденных "остатков былой роскоши" до полноценной модели, детально восстанавливающей исходные предметы. Мы с мужем здесь провели около получаса, находя знакомые улицы, дома, целые кварталы.

Теперь дошло время до остальных коллекций. Начали с археологической. Я уже пела дифирамбы в первой части своего скромного опуса израильским музеям. Молодцы! Мне кажется, что удалось объединить интересы и профанов древнееврейской истории, и людей, у которых уже имеются в наличие определенные знания в ее периодизации. Очень толково, с раскладом "по полочкам".

Также понравилось собрание иудейских и израильских этнографических предметов. Осмотр первой части был еще увлекателен и тем, что позволил мне осознать, насколько удалось "продвинуться" в период подготовки к этой поездки в своих познаниях в иудейской культуре. Вспоминаю свои посещения синагог, особенно лицезрение коллекции при будапештском храме. Большинство предметов, представленных там, мне ни о чем не говорили. Набор каких-то серебряных красивых изделий…

В этом заключается еще один неоспоримый плюс путешествий. В обычной ситуации руки, вернее голова, не доходит до изучения хотя бы по-минимуму увлекательных, но далеких от твоей профессиональной деятельности областей. А подготовка к самостоятельному вояжу "заставляет" включиться в этот процесс.

Прошлись мы и по залам произведений изобразительного искусства. На стенах "вывешены" мои любимцы - Матисс, Сезанн, Модильяни, Пикассо. Этот период представлен весьма полно. Пусть не самые известные работы, но для поднятия настроения - неплохо.

На закуску был оставлен Парк скульптур Билли Роуза.

Из музея мы вышли, когда стало уже темнеть. Ничего не поделаешь - издержки путешествий в январе. До Кнессета дошли почти уже во тьме. Через зеркальные ворота издали посмотрели на здание израильского парламента, подошли к меноре, находящейся напротив в парке - символу современного государства, где окончательно осознали, что пора "закругляться" и возвращаться к себе "домой".

ВТОРОЙ МАРШРУТ

Это было седьмое января - Рождество. Кроме того, пятница - начало шабата. Такая вот очередная вышла "горючая" смесь.

Еще вчера, войдя в гостиницу, мы в холле увидели, а вначале услышали большую группу верующих, явно православных во главе со священником. Народ готовился к всенощной службе.

Утром, когда мы вошли в отельный "ресторан" на завтрак, эта компания "при стопочке" отмечала начало одного из главных христианских празднеств. Я предполагаю, что торжество началось уже достаточно давно, поэтому слова молитвы звучали под мелодию, больше соотносимую с русскими народными песнями, чем с церковными канонами.

"Праздник задался", - подумали мы и решили тоже начать сегодняшний день в контексте православных христианских традиций, с посещения Троицкого собора, расположенного недалеко от нашей гостиницы в Русском подворье. Русское подворье было построено во второй половине уже позапрошлого века, когда практически сразу за стенами Старого города многие государства, в том числе и Россия, постарались прикупить участки земли, где можно было бы отстроить дома для размещения паломников, открыть свои духовные миссии.

Долгие годы, почти тридцать лет, Русской Духовной миссией руководил удивительный человек - архимандрит Антонин (Капустин). Серьезный ученый-византист, он много сделал для развития теологических православных идей на Святой земле, проводил археологические раскопки, непосредственно участвовал и контролировал строительство основных православных церквей в Иерусалиме.

К сожалению, в 1964 году в рамках "Апельсиновой сделки" подворье за исключением Троицкого собора была продана Израилю. Хотя надпись осталась.

Троицкий собор в девять утра встретил нас тишиной и безлюдьем. Наверно, "отдыхал" от ночной рождественской службы. Надо сказать, что во всех православных иерусалимских храмах, когда слышали русскую речь, то очень радушно начинали общаться с нами, старались помочь. Ощущение связи со "своей" конфессией в этом городе мы прочувствовали особенно сильно.

Оказавшись в этой части Иерусалима, мы решили посвятить ей более длительное время, прогуляться по Ха-Невиим - улице Пророков.

Эффектно в стиле венецианского Палаццо смотрелся величественный итальянский госпиталь, указывающий на важную роль на Святой земле представителей и этой страны.

Завернули к необычному круглому куполу эфиопской церкви, полюбовались на прелестный в своей наивности нежно розовый интерьер. Эта искренняя детскость поразит меня и позднее - в Храме Гроба Господня, в эфиопской и коптской его части.

Перед входом нужно было снять обувь. Как мне знакома эта процедура при посещении мусульманских святынь… И вновь я подумала об удивительном духовном синтезе и переплетении культовых и национальных особенностей в этом городе.

Кстати, и день выдался подстать - седьмое января - православное рождество, пятничная соборная молитва у мусульман и начало иудейского шаббата. И все это можно прочувствовать на себе, не выезжая за пределы даже центра Иерусалима.

За рассматриванием симпатичных "домиков" мы дошли до Меа-Шеарим - одного из известнейших ортодоксальных еврейских районов израильской столицы. Местный люд активно готовился к наступлению своего еженедельного праздника: большинство прохожих несли полные пакеты продуктов, пекарни были завалены халами (точно такими же, которые продаются и у нас в любой булочной).

Особой "экзотики" лично мы не ощутили. За несколько дней, проведенных в этой стране, уже привыкли к постоянно встречающимся на пути людям в характерных черных широкополых шляпах, с пейсами, в длинных черных сюртуках. Может быть, в Меа-Шеарим чаще попадались - в коротких шароварах и черных чулках, а темные сюртуки перемежались с праздничными шелковыми халатами зеленовато-серой гаммы.

Мы не планировали долго "выгуливаться" по этому кварталу - у каждого из нас своя жизнь и право на собственное пространство для комфортного обитания. Мы и так несколько дальше положенного "протиснулись", сделав несколько фотографий. Пора и честь знать и отправляться к своим святыням. А именно на Сионскую гору.

Нам нужно несколько поспешить, чтобы успеть до полудня. В Иерусалиме многие храмы работают с 8-9 утра и до этого времени. Я встречала информацию о том, что предполагается открытие и после обеда. Однако практика показала, что лучше планировать посещение этих мест в первой половине дня.

На Сионской горе находится целый комплекс значимых мест для человека христианской культуры. Мы начали осмотр в Церкви Успения Богородицы, колокольня которой, возвышаясь над Сионом, служит неким опознавательным знаком. Такую же службу выполняет колокольня Вознесенского монастыря на Елеонской горе.

Этот неороманский храм по католической версии находится на месте дома апостола Иоанна Богослова, где Дева Мария и впала в "вечный сон". Внизу в центре крипты можно увидеть камень, на котором она и почила.

Это было второе место Успения, которое нам удалось увидеть. Первое находится в турецком Эфесе, а третье в контексте православных христианских канонов - на Елеонской горе рядом с Гефсиманским садом. Также нам удалось посетить и два места ее рождения. В Иерусалиме находятся и две Голгофы. Одна - признанная в католичестве и православии - внутри Храма Гроба Господня, вторая - протестантская - недалеко от Дамасских ворот. В этом, мне кажется, проявляется вечное желание человека как можно ближе подойти к Богу, попытаться наладить только свою единственную связь с Всевышним.

На Сионе находится и предполагаемое место проведения Тайной вечери. Ничем особо непримечательный зал, оставшийся от первого храма Успения Богородицы, построенного еще крестоносцами.

Под ним - еще одна почитаемая святыня: гробница царя Давида. Один из залов, также созданный при крестоносцах, еще с одиннадцатого века считается местом захоронения этого знаменитого иудейского царя. В середине прошлого века, когда вход к Западной стене Храма в Старом городе в контексте известных политически-военных событий был закрыт, многие верующие шли молиться именно сюда. Кстати, к общему святому с мусульманами, у которых Давид "проходит" как один из истинных Пророков.

В Рождество нам казалось особенно оправданным совершить еще одно важное для себя "восхождение". И именно - пройти по знаменитой Виа Долороза - Страстному пути.

На самом деле, за время пребывания в Иерусалиме, мы успели пройтись по ней не один раз. Однако это были прогулки по обычной шумной торговой улочке в арабском квартале Старого города среди огромного количества лавок с товарами от восточных сладостей до икон и другой церковной утвари. Я осознанно старалась не смотреть по сторонам, не выискивала "знаковые" места, понимая, что это нужно будет сделать в специально отведенное время и с определенным настроем. Практически в любом путеводителе можно найти места стояния на Страстном пути и отправиться по нему самостоятельно.

Несколько раз нам попались по дороге группы верующих, впереди которых несколько человек несли крест. Да, великое дело попытаться хотя бы прикоснуться к деяниям Христа, приблизить свою бренную жизнь к его безгрешным поступкам. Хотя не следует забывать, что у каждого из нас есть и свой "крест", за который приходится полностью нести личную ответственность и переложить его на плечи другого не удается.

Вот несколько фотография нашего "восхождения". Начало - недалеко от Дамасских ворот, каждое из стояний отмечено латинской цифрой и почти везде возведено какое-нибудь культовое сооружение - церковь или часовня.

Из четырнадцати стояний - восемь находятся на Виа Долораза, одно - при входе в коптский монастырь у Храма Гроба Господня, остальные - непосредственно в самом Храме.

Первоначально в наши планы входило прохождение всего Страстного пути с завершением в Храме Гроба Господня. Однако впоследствии они поменялись. С одной стороны, это было связано с тем, что начинала сказываться усталость, а хотелось зайти со "свежей" головой. С другой стороны, близился шабат, и мы намеревались успеть до закрытия торгово-едальных заведений где-нибудь перекусить в своем квартале. К тому же у нас закончилась вся наличность, оставаться с десятью шекелями до следующего вечера не слишком было привлекательно, нужно было поменять еще некую сумму. Присутствовала и еще одна причина, которая стала последней каплей в этом решении, мы надеялись, что вечером в Храме будет меньше народа.

К Храму мы подошли около пяти часов. С собой взяли свечи, чтобы освятить их на камне миропомазания и зажечь рядом с гробницей Христа. Около двадцати минут простояли в очереди, чтобы войти в нее. Несколько удивило желание некоторых пролезть побыстрее. Даже для меня, человека невоцерквленного, минуты ожидания рассматривались как часть таинства, началом вхождения с самое святое место для любого человека христианской культуры.

Поднялись к престолам на Голгофе. Там не обошлось без удивительных моментов. Через несколько минут одновременно отключился фотоаппарат и мобильный телефон у мужа. А мы их специально зарядили перед выходом из гостиницы.

ТРЕТИЙ МАРШРУТ

Наступил последний день нашего путешествия по Иерусалиму. Завтра рано утром мы улетали домой. С утра накрапывал дождик, Израиль прощался с нами. На улицах было пустынно, редко проезжали такси и попадались прохожие. Продолжался шаббат.

Ближе к Яффским воротам, которые уже стали почти "родными", людей прибавилось. Другие туристы, как и мы, спешили реализовать свои планы. Мы же опять направились к Храму Гроба Господня. Вчера после возвращения из него мы прочитали свои записи, нужно было "восполнить пропущенное". К тому же тянуло просто зайти в это место еще один раз.

Рядом находится Александровское подворье с Храмом Святого Александра Невского, который первым был построен русской православной церковью на Святой земле. Он находится на месте самого раннего Храма Гроба Господня, раскопки которого проводил уже упомянутый мной архимандрит Антонин (Капустин). Церковь восстановлена совсем недавно, не прошло и пяти лет, как здесь возобновили службу. Но мы решили именно здесь оставить свои заздравные и заупокойные записки. Их у нас накопилось немало: многие родственники и друзья перед отъездом попросили нас оставить их в одном из иерусалимских православных храмов. Близость с самой главной христианской святыне и сыграла в этом важную роль.

В другие церкви Христианского квартала - Иоанна Крестителя и Редимер попасть нам внутрь так и не удалось. Значит, не судьба. Для своих паломников, говорящих на латыни, строили в районе Муристан рыцари-госпитальеры приюты. А мы в их число явно не входили.

Главным пунктом нашей сегодняшней программы была Елеонская гора. Мы "специально" оставили ее на субботу - все храмовые сооружения на ней должны были быть открыты. Путь прошел по знакомой Виа Долораза до ворот Святого Стефана. По дороге зашли в католический Храм Святой Анны, построенный на месте, где по преданию находился дом Анны и Иоакима, в котором и родилась будущая Богородица. В нескольких метрах от него находится часовня, на месте уже по православной версии рождения Святой Марии.

Елеонская или Масличная гора издревле была засажена оливами. Они встречаются здесь повсюду. Ими засажен и Гефсиманский Сад, место моления Христа перед арестом. Некоторым из них предполагают, что более двух тысяч лет, т.е. они в прямом смысле являются реальными свидетелями тех знаменитых библейских событий.

В Саду возведена Церковь Всех Наций или Церковь Мучений. В ее строительстве принимало участие двенадцать стран. Отсюда и ее двенадцать куполов, каждый из которых украшен гербом государства - участницы. Внутри всегда царит полумрак, олицетворяющий печальность события, в память о котором и возведен этот храм. Красив мозаичный фронтон со скульптурной композиций по нижней своей горизонтали. Чем-то напоминает величественный соборы Рима.

Выйдя из Гефсиманского Сада, мы сразу повернули направо. И это была наша ошибка. Мы пропустили Гробницу Пресвятой Богородицы. Ту, третью, которая "проходит" по православной версии. Дело в том, что утром мы забыли в номере отеля путеводитель, который верой и правдой служил нам все это время. Возвращаться не стали - в Иерусалиме, где в такой степени сконцентрированы религиозно-мистические идеи, традиции, перевоплощения, решили не рисковать.

Итак, мы сразу стали подниматься в гору, где первым ориентиром служили нам семь золотых куполов-луковок Церкви Марии Магдалины. Ее традиционный древнерусский "теремной" стиль, на удивленье, очень гармонично смотрелся на фоне этих далеких от среднероссийских пейзажей ближневосточных просторах, в зелени пальм и цитрусовых деревьев.

Мы решили и дальше вверх идти пешком. Пусть будет очередная зарядка для наших "организмов", привыкших к сидячему образу жизни. Дошли до Часовни Скорбящего Господа, возведенной на месте, где на камне сидел Иисус и оплакивал печальное будущее Иерусалима и потерю Второго Храма. На всем протяжении до смотровой площадки на вершине Елеонской горы открывались живописные виды на Старый город, Купол Скалы, Сион. Внизу до горизонта простиралось древнее еврейское кладбище.

Уже в левой стороне стала хорошо видна свеча колокольни Вознесенского монастыря. Погода разгулялась, ярко светило солнце, и было трудно поверить, что утро мы встретили "выгулом" с зонтами.

Наконец мы добрались до небольшого Храма Вознесения Христова или Имвомона, по преданию именно здесь Иисус и воспарил на небеса. В центре часовни находится священный камень с выемкой в виде отпечатка левой человеческой стопы, принадлежащей Христу.

Остался последний подъем по арабской улице и, повернув влево межу домами, мы оказались у зеленых железных ворот Вознесенского монастыря Русской Православной Церкви. Позвонили, нам, молча, открыл охранник и впустил вовнутрь. В первую очередь, мы вошли в церковь, где похоронен постоянно упоминаемый мной архимандрит Антонин (Капустин). Поклониться ему было главным лично для меня желанием в этом монастыре. Еще готовясь к этой израильской поездке, я для себя решила постараться прийти к могиле этого человека.

Церковь, на удивление, в отличие от большинства христианских храмов в Иерусалиме была светлая, какая-то радостно-оптимистичная, ее белые стены с новым позолоченными алтарными воротами смотрелись по-особому жизнеутверждающе.

Полюбовались мы и на красавицу колокольню, зашли в часовню Головы Иоанна Крестителя, на месте которой и была отсечена. Посередине находится углубление - небольшая ямка, в которую якобы она скатилась. Нужно, став на колени и помолившись, просунуть внутрь свою голову и загадать желание. И оно должно сбыться. Почему-то в очереди к этому месту стояли только мужчины. Наверно, женщины в Иерусалиме и без такой сложной «процедуры» чувствовали себя счастливыми.

"На закуску" мы оставили Садовую могилу или ее еще называют Голгофой Гордона. Она находится недалеко от Дамасских ворот вне Старого города. Это арабская часть израильской столицы. В отличие от субботнего еврейского безмолвия здесь было шумно, многолюдно, стоял нескончаемый гомон - базарный день был в разгаре. Подойдя к гробнице в начале второго, мы застали ее закрытой. Оставалось ждать около сорока минут. Мы решили воспользоваться "паузой" в нашем маршруте и отправились через дорогу в близлежащий ресторанчик. Вполне съедобно, а цены процентов на двадцать были ниже, чем за похожий набор блюд в еврейской части.

Хотя сейчас точно установлено, что данное захоронение относится к более раннему периоду - 5-6 вв.до.н.э., поэтому Христос никак не мог быть там погребен; протестанты продолжают считать его истинной Голгофой. Будучи достаточно толерантным человеком, и, наблюдая с какой искренностью группы верующих этой, самой молодой конфессии, поют молитвы, я подумала, что пусть она таковой и остается для них. Ведь у каждого на этой Святой Земле должно быть СВОЕ место для СВОЕЙ церкви.

На первом фото изображена скала по своему виду похожая на череп, что и послужило причиной для Гордона предположить, что это и есть Голгофа.

Вот и закончилось наше первое знакомство с Иерусалимом. Пора было возвращаться в гостиницу, собирать вещи, а перед этим пройтись по Бен- Йехуда, прилегающим к ней торговым улочкам; прикупить подарки .

ПОКУПКИ

Для многочисленных родных и "близких" мы купили в качестве презента 33-х свечные связки, освятив их в Храме Гроба Господня. Также - крестики и небольшие иконки.

Не могли удержаться и от приобретения иудейской символики - меноры и мезузы. Последнюю мы даже хотели привесить на косяк своей входной двери, потом передумали и прикрепили на кухне.

В сетевом магазине СУПЕРФАРМА на Бен- Йехуда затоварились косметикой Мертвого моря. Пакет оказался достаточно внушительным. Он-то впоследствии и заинтересовал Службу Безопасности в аэропорту.

Приглянулись серебряные украшения, не смогла удержаться от покупки очередного кольца.

Дочери досталась еще кожаная сумка местной фирмы со «звучным» названием - Гуччини. Я еще несколько раз переспросила продавца; "Гуччи?!" Но он поправлял меня: "Нет, это лучше, - Гуччини!"

На Мертвом море в Эйн-Бокеке порадовала себя и дочь покупкой купальников.

ЕДА

Разнообразно представлен фаст-фуд, много сетевых кафешек. Нам больше всего приглянулись с логотипом - на черной кофейной чашке надпись красным цветом.

Вкусное мороженое, очень напоминает итальянское, «достойная» выпечка и кофе почти во всех заведениях, в которые мы заходили.

А вот с "серьезной" едой у нас как-то не особо сложилось. Оказалось не самым простым делом найти ресторан, где можно было бы скоротать вечер в приятной атмосфере за столом со скатертью. Их немного и цены в них недешевые. Как, впрочем, и на все в Израиле.

Мне показалось, что традиционно местные жители предпочитают ЕСТЬ - дома, а вот ПЕРЕКУСЫВАТЬ можно и в уличных заведениях. Наверно, какую-то роль сыграли и кошерные нормы.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Нередко можно услышать вопрос: "А что посоветуете, в первую очередь, почитать перед поездкой в Израиль?" БИБЛИЮ. Желательно с какими-либо комментариями, особенно, если у вас в большей степени культурологический, чем только "паломнический", интерес к этой теме. Я лично нашла дома несколько таких книг разных лет издания, прочтение их было весьма нелишне.

Для "настроения" советую прочитать "Путеводитель по стране сионских мудрецов" Игоря Губермана и Александра Окуня. Он хорошо "ложится" на сухую информацию о стране, заставляет ее "заиграть" множеством красок и полутонов в духе импрессионизма.

И теперь уже точно последнее. Заметила. Насколько понравилась или не понравилась та или иная страна, город, я сужу по приезду по одному странному показателю. Если у меня в голове уже созрел новый маршрут и я могу уже сейчас представить его, значит, встреча удалась. Так вот. В Израиле я НИГДЕ еще не была севере…

Подписаться на автора
Туры в Израиль по выгодным ценам
Комментарии к отзыву (3)
Добавить
author-name
trisha
Автор
Россия, Москва
10 декабрь 2011 г.
Hикс, спасибо за добрые слова.
author-name
..
Россия, Барнаул
10 декабрь 2011 г.
ещё кое что уточнил :)
author-name
..
Россия, Барнаул
8 декабрь 2011 г.
Достойное продолжение
Туры в Израиль по выгодным ценам
Выгодные цены по акции Раннее Бронирование!
Горящие туры, покупка в кредит, скидки
Более 100 офисов продаж по всей России
Наш сайт - www.1001tur.ru  +7 (495) 725-1001
В начало страницы
banner-dzen