Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Еще весной 6 отважных дам (то есть мы) решили поехать в Норвегию на автомобиле. Машину Фольсваген Caravelle взяли на прокат в фирме Пингвин. Визу сделали в Норвежском посольстве. Это оказалось не очень сложно, хотя пятеро из нас были официально безработными. Мы представили документы на машину, договор о прокате, посуточный план поездки (на английском), бронь кемпингов, справки о наших банковских счетах. Наша единственно работающая подруга представила справку с трудового места. Причем, если из кемпинга написали, что они не делают бронь на место под палатку, этот e-mail также считается бронью. Весомая пачка документов произвела нужное впечатление, и через 9 дней мы были счастливыми обладателями виз.
Непосредственно перед поездкой была закуплена тушенка (в больших количествах), сыр, сладости и прочее. Накануне поездки наши водители поехали за машиной и были несколько удивлены ее состоянием, хотя при оплате их клятвенно заверили, что идеальное состояние авто гарантируется. Но бизнес по-советски, это бизнес по-советски. Машина гремела как погремушка из-за полностью неисправных амортизаторов. Пришлось полдня провести в сервисе. Нет, ее, конечно, не отремонтировали, но убедили нас, что ехать на ней можно. Совет: заранее за несколько дней сами тщательно проверьте состояние машины!
Двое из нас поехали из Москвы в Питер на поезде, а четверо отправились на авто. По дороге км за 50 до Питера они заночевали в неплохом отеле справа. Двухместный номер, в котором они уместились вчетвером, стоил 1500р.
15 августа 2010
Нас встретили в Питере в 5 утра. Машинка гремела как коробчонка, но ехала. Недалеко от Выборга мы остановились на перепаковку. Тушенка, сыры, овощные консервы были засунуты между спальников, в палатку и прочие подходящие для них места. Запахло контрабандой...
В Выборге решили последний раз культурно поесть в кафе, что и осуществили на Красноармейской улице.
Границу прошли в Торфяновке за 1,5 часа. Могли бы и быстрее, если бы не наша попытка проникнуть в Финляндию нелегально. Российскую границу мы прошли как положено. Погранец потрогал наши рюкзаки и, не обнаружив ничего предосудительного, отпустил нас с миром. А финский паспортный контроль мы просто проехали. Это сделать несложно, так как там не было никого, никаких надписей, и шлагбаум был открыт.
Но финская полиция бдила: нас отловили и отвезли на паспортный контроль. Финнов содержимое нашей машины вообще не интересовало.
И вот мы едем по Финляндии, изредка останавливаясь на местах парковки, обозначенных елочкой. Наиболее запомнилась парковка в 100км от Турку: небольшое кафе, где можно попросить кипяток, чистый туалет. Ехали по шоссе Е18 со скоростью от 80 до 120.
В Турку за мостом над ж.д. путями повернули налево и поехали на полуостров Ruissallo, проехав по нему около 5 км оказались в Ruissalo Camping. Это большой и приятный во всех отношениях кемпинг. Ресепшн работает круглосуточно, есть небольшой магазин и кафе. Одно плохо: по поляне ходят красивые ути и, извините, испражняются.
Найдя более-менее чистое место, поставили нашу огромную палатку. Это очень выгодно и удобно иметь одну палатку на всех. Заплатили 38 евриков. Душ и кухня бесплатны.
Достали контрабандную тушенку и поужинали прямо на кухне за столиком. Вечером обошли территорию кемпинга. Там есть небольшой песчаный пляж, волейбольные и баскетбольные площадки. Завтра - в Швецию!
16 августа 2010 г.
Билеты на паром купили еще в июне в питерской фирме по Инету. Взяли автопакет и 2 доп места в каюте класса Е. Все это, включая обед на 6-х, нам обошлось в 207 евриков. Дневной паром вообще гораздо дешевле ночного и, на мой взгляд, гораздо интереснее.
Причал Silya Line нашли без труда. Это в 15 минутах езды от нашего кемпинга. Предъявили распечатку e-mail (наши паспорта никого не заинтересовали) и получили магнитные карточки - ключи от кают. Корабль огромен, весь 6 и 7 этаж отданы под магазины и рестораны. Каюта небольшая, но удобная, со всеми удобствами. Корабль плывет между островов. На многих стоят одинокие домики: шведские дачки.
Обед продолжался 1.5 часа. Внимание: время ланча на билете указано финское! На час раньше московского, а шведское время еще на час раньше. Обед нам понравился. Даже подняли бокалы с вином за успех нашего предприятия.
Прибыли в 18.15. Выгрузка прошла молниеносно. До Е18 добрались без проблем. Там нужно сворачивать на Осло и ехать, ехать и ехать. Километров 15 до Оребро остановились на "елочке". Очень милые в Швеции "елочки" (знак елочки). Туалет с раковиной и горячей водой. Столики под навесом. Ровная поляна.
Там мы и переночевали. Не все "елочки" так хороши. Сначала мы увидели знак "елочка" 4 км и "елочка" 44 км. Вот 44 и была наша ночевка.
17 августа
Проснулись рано, приготовили на газовой горелке кашу и двинулись в Норвегию по Е18. Внимание: за Оребро, если ехать по прямой, неожиданно обнаруживаешь себя на Е20. А поворот на Е18 уже проехан. Нам пришлось разворачиваться и ехать обратно. За Карлштадтом свернули на 61 дорогу через Kil на Арвику.
Когда въехали в Норвегию, 63 нежно перешла во вторую дорогу в городке Magnor. Пейзаж начал меняться. Если в Швеции мы ехали по равнине среди лесов и возделанных полей, то в Норвегии мы въехали в предгорья. Изредка начали попадаться дома с "лохматыми" крышами, покрытыми дерном с травой.
Проехали Kongswinger и со 2 дороги съехали на Е6 и благополучно доехали до Лиллихаммера. Нашей целью было посещение этнографического музея Maihaugen. Он закрывался в 17:00, а мы, взмыленные, прискакали туда в 16:27. Добрая тетенька-кассирша посоветовала нам подождать 3 минутки и зайти бесплатно. Наши сердца обрадовались неожиданной экономии, и, окрыленные, мы отправились в музей. Он представляет собой старинные и не очень здания, между ними пруды, загоны для скота, сам скот и прочее. Музей интересный, советуем посетить.
Остановились в кемпинге Mageli. Он расположен в 36 км от Лиллихаммера, слева от Е6, на берегу озера. Кемпинг очень душевный, с хорошей кухней и прочим. С нас даже взяли меньше, чем мы ожидали, наверное, из-за позднего приезда.18 августа
С утра шел дождь, однако утром он прекратился, и выглянуло солнышко. В Отте с Е6 свернули на 15 дорогу. Пейзаж за окном машины становился все красивее и красивее.
Вокруг нас были горы, озера с чистейшей синей водой, живописные камни. Где-то около 10 км после Лома мы доехали до моста через реку. Красивейшая река с порогами и водопадами надолго задержала нас. Там же расположен Donfoss Camping. Он настолько замечательно расположен, что нам захотелось в нем остановиться.
К сожалению, мы не могли себе этого позволить. Еще раз мы остановились через 25-30 км в местечке Billingen. Там находится вход в национальный парк Reinheimen. Оставив машину на стоянке, мы пошли по тропинке вверх по течению реки. Какая красота открылась перед нами! По тропинке дошли до горбатого мостика над рекой и далее до слияния рек Foysa и Torda. Там есть водопад. Вообще, с этого места, как мы поняли, начинаются многие замечательные маршруты вдоль этих рек. Как жаль, что мы не знали об этом заранее и не включили это чудесное место в наш план.
Погуляв около часа, мы вернулись к нашей машине и продолжили наш путь. Потом 15 дорога свернула налево, а мы поехали направо по 63 дороге на Гейрангер.
Очень скоро мы доехали до указателя на гору Dolsniba. Уже было около 8 вечера. На повороте налево стояла будочка с надписью, что мы должны заплатить 85 нок. Но кому платить было неясно, так как вокруг не было ни души, не считая спускающегося трейлера. Опять неожиданная экономия! Норвегия постепенно становилась страной халявы.
Подъем на 500 м высоты по грунтовому серпантину без ограждений прибавил адреналину каждой.
Благодаря мастерству нашего водителя, мы вскоре уже стояли на вершине и любовались видами на Гейрангер и окружающие горы. Даже спустились на маленький снежничек.Как обычно затемно добрались до нашего кемпинга Geirangerfjorden Feriesenter в Grande, который находится в 2 км от Гейрангера по северной стороне фьерда. Кемпинг небольшой, но находится прямо на берегу фьорда. Он был дороже предыдущего раза в полтора, но не лучше. Кухонька маленькая, за горячую воду нужно платить. Впрочем, его чудесное местоположение все извиняло.
Именно там начинается знаменитая дорога Троллей. Но нам она была не нужна, так как Гейрангер является самой северной точкой нашего путешествия.
19 августа
В 9:30 в нашем же кемпинге взяли напрокат большую моторку Pioneer 15. Стоило это 1100 ноков на целый день. Местный товарищ провел небольшой инструктаж и залил бензин. Никаких специальных документов на вождение моторки не потребовалось. Просто, слушай, садись и плыви!
Плавание по фьорду на пароме и моторке - это две большие разницы! Ветер свободы переполнял наши сердца. Сначала мы причалили на северной стороне фьорда недалеко от водопада Семь сестер. На другой стороне был виден довольно сильный водопад Ухажер или Жених и ферма Skagefla. Причаливать удобно у деревянного причала.
Так как были волны, мы своими слабыми ручонками вытащили лодку на берег, затем отправились на ферму по тропе.
Тропа оказалась не очень сложная, и вскоре ферма Knivsfla, находящаяся на высоте 287 м, предстала перед нами во всей своей красе. Она состоит из нескольких строений, частично "лохматых", зарослей малины. Вообще, в Норвегии куча халявной малины, черники, голубики и прочего. Хоть с ведерком сюда приезжай на заготовки. Ведерка у нас не было, поэтому мы просто кушали бесплатные витаминчики. Отсюда открывались замечательные виды на фьорд, водопад Ухажер, который безуспешно ухаживал за всеми сестрами одновременно, а потом спился. Бутылка в этом водопаде видна настолько ясно, что не оставляет никаких сомнений в истинности этой давней истории.
Поев, мы пошли дальше по тропе за ферму мимо туалета с шикарной шевелюрой и оказались на вершине водопада Семь сестер.
Это было здорово! Мы полазили по камушкам и даже некоторые искупались. Спустившись вниз и искупавшись, мы отправились дальше до конца Гейрангерфьерда. Полюбовавшись на Sunnylvsfjord, мы развернулись и, проехав немного, причалили на южной стороне фьорда на небольшой поляне у миленького домика. Хозяев не было, и мы расположились на столе около домика. После обеда настал сезон сбора красной смородины (шикарный куст!) и щавеля (очень супчика хотелось).
Попытка найти оттуда тропу на ферму Blomberg, которую мы видели наверху с воды, окончилась неудачей.
По дороге обратно мы обнаружили тропу на ферму Skagefla, что недалеко от Ухажера. Ее легко найти по двум покрышкам от колес. Водопад Семь сестер был совсем слабым. Водопад Фата невесты практически отсутствовал. Говорят, в мае и июне они громадные и красивые. Но в этом августе они были еще даже меньше обычного.
В 20 часов довольные жизнью мы отдали лодку и предприняли первую попытку шоппинга в Гейрангере. Там есть сувенирный магазин, который работает с 7 до 23. Все чрезмерно дорого и не очень интересно.
20 августа
Утром мы покинули гостеприимный Гейрангер и двинулись в обратный путь по той же 63 дороге. В км 4 от центра остановились на смотровой площадке Flydalsjuvet и последний раз полюбовались на фьорд и долину.
С 63 дороги свернули на 258 туристическую и не прогадали. Дорога очень живописная. Она поднимается в горы, вьется среди камней, вокруг нее снежные вершины, горные озера. Изумительной красоты дорога! Она узкая, но машин было не очень много. Ехали по ней долго, так как постоянно останавливались.
Потом 258 слилась с 15, и мы поехали на Stryn. Проезжая его, зашли в наш любимый гастроном COOP. Там мы купили банки с готовой едой, на этот раз рыбной. Там же мы расстались с 15 дорогой и свернули налево на 60 в сторону OLDEN. Проехали OLDEN и поехали на юг вдоль очень живописного озера. Прям на его берегу за мостом расположился кемпинг Grytta. Очень милое местечко и по расположению, и по сервису, и по цене.
После обеда сразу же отправились на ледник Briksdal. Сначала доехали на машине км 8-10 до стоянки, оплатили ее (40 нок). На ледник можно доехать на машине троллей - 185 нок или дойти по пешеходной тропе (на халяву). Надо ли объяснять, что мы выбрали? Тропа оказалась нетрудной и очень красивой. По дороге увидели невероятной мощности водопад.
Дошли до озера, к которому спускается язык ледника. Он весь голубой!
Около него есть забор, после него можно идти только на свой риск. Но мы барышни рисковые, перешагнули и пошли дальше. Еще один забор, еще одно китайское предупреждение. И вот мы на леднике, фотографируемся через дырочку в ледяной глыбе, радуемся как дети.
Но тут наверху загрохотало, и вниз полетела ледяная глыба. Мы распластались по стене и переждали душ из льдинок. Это предупреждение отрезвило нас, и мы покинули ледник.
Это место, включая кемпинг, настолько покорило нас, что мы решили поменять планы и остаться здесь еще на день.
21 августа
Ночью шел дождь. Но так как это было не первый раз, то мы не обратили внимания, а зря... Погода поменялась, и весь день, то шел дождь, то выглядывало солнышко. Дождя было намного больше, так что к концу дня мы вымокли основательно.
Но утром дождя еще не было, мы доехали до той же стоянки, что и вчера, и отправились на покорение. Пошли опять по пешеходной дорожке, перешли по второму мосту (ближе к леднику). Там еще стоят столы под навесом. За мостом есть указатель на Takkanakken. Только отошли десяток метров, как напали на Малину. Да, Малину с большой буквы. Ветки ломились от ягод и взывали к нам.
Странные люди эти норвеги: они могут покупать малину в магазине, а собрать ее ниже их достоинства.
С трудом оторвавшись от ягоды-малины, мы вступили на тропу. Сначала перешли ручей, потом полезли по камням, а потом пошли на взлет. Тропа становилась все круче и круче, дождь застилал нам глаза, но мы упорно ползли наверх, опираясь на свои треккинговые палочки. Чем выше мы забирались, тем более потрясающие виды открывались нам. Мы видели голубой язык ледника с прилегающим озером и вытекающей рекой. Затем нам открылась долина с озером, на котором стоял наш кемпинг.
Мы видели, как зарождался водопад в верхнем леднике, а тропа все вела и вела нас вперед. На высоте 1180м тропа стала небезопасной из-за мокрых камней. Пришлось повернуть назад. Путь назад сначала был несложным, но в конце, когда пришлось ползти по скользким глыбам, стал экстремальным. Катание на попе по камням напомнило нам детские годы, и вскоре, мокрые и счастливые, мы сидели в машине.
Все это заняло у нас часов 6. Реально, по хорошей погоде можно дойти до конца тропы, которая, теоретически, проходит через снежник и выходит на вершину 1250 м, только для этого нужно часиков 7-8.
22 августа
Утром под дождиком снялись и отправились во Флом. Доехали до Олдена, свернули налево по 60 дороге, потом ехали вдоль фьорда, пока дорога не повернула налево и не увела нас в горы. После 60 дорога влилась в Е39. Опять поворот налево. В городке Skei мы повернули налево на 5 дорогу. Там нас ждала западня: платное шоссе. За право проехать по нему с нас взяли 185 кровных ноков. Доехали до Manheller . Там дорога плавно перешла в паром, что стоило нам еще 195 ноков.
Переправились и свернули направо на "снежную" дорогу, отвергнув самый длинный в мире тоннель.
На "елочке" решили пообедать норвежской рыбой, я имею в виду заранее заботливо купленные консервы. Внутри оказались пахнущие рыбой стерильно-белые котлетки. Мы их разогрели, добавили кетчупа, горошек, нарезанный щавель и сумели это съесть.
У нас остались еще пара банок этой гадости. Неужели нам придется это есть? Может отвезти их в подарок родственникам?
Снега на снежной дороге мы не увидели: август все-таки, но красива! Максимальный подъем был 1309 м. Но, дождь помешал насладиться красотами этой дороги: вылезать из машины не хотелось.
Потом спустились в долину и вскоре очутились в милом городке Aurland. Он стоит непосредственно на Sognefjord. При подъезде к городку нам открылись потрясающие виды на фьорд и окружающие его скалы.
Сначала мы планировали остановиться во Фломе. Но там только один кемпинг, который пользуясь своей монополией на Фломскую долину, дерет недетские цены. К тому же, встреченные туристы сказали нам, что там нет плитки, а только "микроволновка в сортире". Мы не захотели спонсировать данное безобразие и остановились в Аурланде в кемпинге Lunde, расположенном на берегу реки. Конечно, это была не возлюбленная Grytta , но ничего. Одно напрягало: на крошечной кухне была только одна плитка.
23 августа
Ура! Сегодня не было дождя. Доехали на авто до Флома (8 км), оставили машину недалеко от станции на бесплатной стоянке. Тут же на ж/д станции взяли велосипеды напрокат на весь день за 250 нок. Велосипеды оказались очень даже неплохие.
Дорога от Флома до Мюрдала (Myrdal) совершенно очевидная и, к тому же, мы получили вполне приличную карту, когда брали велосипеды. Сначала идет асфальтовая дорожка почти ровно, затем за церковью начинается подъем, временами переходящий в серпантин, затем асфальт сменяется на грунтовку. Если Флом находится на нуле, то Myrdal уже на высоте 870м. Такая скромная прогулка по долине.
Дорога постоянно вьется около реки, много порогов, красивейших водопадов.
Особенно нам понравилось место, где поток воды проходит сквозь скалу и извергается из туннеля сразу под мост.
Очень мил также водопад Kardalsfossen.
Ориентироваться очень легко, так как по пути есть несколько ферм с их историями на стендах. Несколько раз пересекли жд пути.
Именно здесь находится знаменитый Flamsbana. Это когда тебя за бешеные деньги сажают в электричку и везут по туннелям, изредка вывозя наружу, чтобы ты успел сказать "Вау!".
Так как дорога была крутовата, частенько нам приходилось вести железного друга рядом. Но никто этого больше не делал, хотя велосипедистов, спускающихся вниз с ветерком, мы видели предостаточно. Загадка разрешилась просто. Можно доехать до Мюрдала на поезде или дойти пешком, там взять велосипед и шустро и без особого напряга доехать до Флома.
Перед последним крутым серпантином на подходе к Мюрдалу, мы оставили свои велосипеды на стоянке и поднялись пешком. На станции нас ждало кафе, где мы съели по божественному сэндвичу и выпили кофе.
Обратный путь у нас занял гораздо меньше времени, и у нас осталось время на вторую попытку шоппинга, на этот раз более удачную. В магазине на площади шла распродажа, и мы прикупили флисовых курточек по цене от 200 до 350 нок. Причем если ты покупаешь больше, чем на 315 крон, тебе возвращают налог.
24 августа
Покинув Аурланд, мы двинулись в сторону Бергена. По дороге еще раз заглянули в магазин во Фломе, где купили кучу маленьких флисовых шапочек, шарфиков и перчаток. Так что теперь у нас есть униформа.
Уже от Флома начинаются указатели на Берген на Е16. Преодолев кучу туннелей, в 2 часа мы оказались в Бергене. Оставили машину на Private Parking около магазина, немного не доезжая порта, и двинулись в сторону старинного квартала Bryggen. Очень скоро мы вышли на набережную, где стоят, подпирая друг друга 11 домов, выживших после пожара начала 18 века. Симпатичные старички.
Можно походить по узким улочкам этого квартала и окунуться в жизнь старинной Норвегии. Церковь девы Марии 12 века, находящаяся за первым домом, была закрыта на реставрацию. Мы пошли от нее по улице Оврегатен (она идет параллельно набережной), и в конце ее нашли нижнюю станцию фуникулера на гору Floyen (35 нок в одну сторону, 70 в обе).
Вид с горы на Берген очень живописен. Перед вами предстает огромный город с маленькими домишками и большими зданиями, соборами и даже фонтаном. Видны фьорды, горы.
Отсюда можно спуститься и пешком. Мы бы и сделали это, если бы у нас было больше времени.
Рыбный рынок Бергена нас разочаровал. Мы столько слышали о нем восторженных откликов, но действительность оказалась совсем иной. Ну, стоит ряд прилавков с булками с креветками, бутербродами с заветренным лососем. Естественно, все по бешеным ценам.
Не желая поддерживать данное чудо, мы пошли в Macdonald's./P>
Более медленного и некачественного обслуживания нам еще не приходилось встречать. Там даже не принимали кредитные карточки. Быстренько взяв наши пакеты (когда мы их получили после длительного ожидания), мы отправились вкушать на набережную.
В 17:30 мы покинули Берген обратно по Е16, а потом повернули на 7 дорогу. Дорога повела нас по лесистому ущелью с бурной рекой и водопадами. Красивые места!
Подъем, спуск и мы уже едем вдоль Hardanger фьорда до Kvandal. Там мы пересаживаемся на паром до Kinsarvik. Паром ходит раз в 2 часа, мы успели на последний в 20:35. 340 нок на всех, лучше платить наличкой. В 21:25 мы приступили к поискам одноименного кемпинга. Он находится справа от реки, если стоять спиной к морю. Выбрав под дождем место со столом и под фонарем, поставили палатку.
25 августа
Сегодня наша цель - Husedalen. Это красивейшая долина по реке с 4 водопадами. Сначала мы проехали на машине мост через реку и повернули направо по указателю. Проехав несколько км, оставили машину на стоянке и тронулись по дороге к первому водопаду Tveitafossen. Водопад очень мощный и красивый. Там стоит небольшая электростанция, которую норвеги построили, когда мы делали революцию.
От водопада можно ступить на тропу, отмеченную знаками Т, или, пройдя чуть назад по дороге, нырнуть под шлагбаум и пойти по грунтовке. Последнее нас привлекло больше. Главное, не увлекаться легким путем и свернуть направо по указателю на Stavali и выйти обратно на тропу. Вскоре перед нами предстала жемчужина Husedalenа - водопад Nyastolfossen, который мы быстро переименовали в Настю. Эта 180-метровая мощь, казалось, извергалась прямо с небес в наш грешный мир. Мы шли по тропе, иногда деревья скрывали от нас Настю, иногда тропа подводила нас к ней совсем близко. К сожалению, у меня не хватает слов описать всю энергию и красоту, которая представала перед нами.
Тропа становилась все круче и круче, приходилось скакать по камням, руководствуясь красными пятнышками на камнях и красными дощечками на деревьях. Начался дождь. В одном месте тропа совсем близко подходит к грунтовке. Где-то в конце крутого подъема тропа раздваивается. Левый поворот ведет на грунтовку, а правый продолжение размеченной тропы. Мы пошли дальше по тропе, и вскоре перед нами предстала пасторальная картинка: домик на поляне перед рекой, вокруг камни, водопад позади. Просто нужно сделать из этого открытку с надписью "Привет из Норвегии!" и отправлять родным и близким. Только пасущихся овечек не хватает.
Дождь усиливался, но не мог остановить нас в движении к 4-му водопаду. 3-й водопад Nykkjesoyfossen "всего" 50м, поэтому мы быстро преодолели подъем и оказались на каменном плато. Очень красиво и необычно. Вдалеке уже виднелся 4-й водопад Sotefossen. Немного поднявшись по каменным глыбам и преодолев болотистые места, мы вышли на камень, с которого этот водопад был хорошо виден. Лепота! Sotefossen переводится с норвежского как "хорошенький", "приятный", "уютный" водопад. Он и правда очень уютно устроился в самом дальнем углу плато и отгородился от остального пространства рекой.
Как обычно, духовное у нас мирно соседствовало с материальным. Замирая от красот Husedalena, мы собирали на плато грибы. На обратном пути непрекращающийся дождь вымочил нас окончательно, а мешки наши отяжелели от грибов. Слава богу, что есть грунтовка, по которой мы быстро спустились вниз.
Вся прогулка у нас заняла около 6 часов. А вечером мы вкушали грибной суп, который мы, безусловно, заслужили.
26 августа
Сегодня последний день нашего сверхактивного отдыха, который мы решили ознаменовать походом на Trolltunga. Доехали до поселочка Tyssedal в сторону Оddа, там повернули на Skjeggedal и по серпантину поднялись на высоту 400м. Путь занял у нас больше часа.
У подножия фуникулера, уходящего в небо, в полдень перед нами стал вопрос о том, как подниматься: по лестнице фуникулера или по тропе рядом с ним. Но как только мы увидели эту так называемую лестницу, все сомнения рассеялись. Так как никто из нас не подрабатывает воздушной гимнасткой в цирке, то мы выбрали тропу.
Внизу стоит указатель, а по всей длине она размечена буквами Т. Обычная горная тропа, хотя и довольно крутая. Когда подъем закончился, мы увидели небольшой поселок наверху на высоте 860 м. Прошли его по тропе и ступили на горное плато. Супер-место! Везде глыбы камней, частично обросшие мхом, озерца, горные болота.
В глубоком каньоне время от времени было видно озеро. Ощущаешь себя в совсем другом нереальном мире, в самом сердце норвежских гор. Все это очень трудно описать словами, там нужно побывать и пройти это!
Везде есть указатели, так что заблудиться крайне трудно. На тропе мы встретили довольно много людей: идущих туда, побывавших там и возвращающихся, не дошедших туда и бредущих с позором назад.
Сначала мы шли расслабленно, даже искупались по дороге, благо светило солнышко. Вода - б-р-р-р, но как здорово! Потом, осознав серьезность положения, начали ломить.
В 17:15 мы увидели Его: Язык Тролля.
Горизонтальная скала, висящая над озером, это сильно! Полчаса мы провели там, фотографируясь, любуясь видом, лежащего в глубине озера, просто проникаясь всей этой уникальной красотой.
Но время неумолимо толкало нас в обратный путь. В 9 часов мы были в начале спуска по околофуникулерной тропе. Быстро стемнело, больше половины крутого спуска мы шли в темноте. Слава богу, не было дождя, и у нас были треккинговые палочки. Дополнительный экстрим мы получили сполна.Надо ли говорить, что и в этот раз мы набрали кучу грибов?
Итак, мы прошли всего около 22 км по горным тропам, поднялись на 1200м за 10 часов. Усталые, но очень счастливые, мы приехали в лагерь в 12-том часу ночи.
27 августа
С утра покинули гостеприимный кемпинг Kinsarvik и по 13 дороге направились в сторону Eidfjord. Там мы попрощались с фьордами и пустились в обратный путь домой.
13 дорога незаметно перешла в 7 по направлению к Осло. Опять красивая дорога, опять то дождь, то солнце. День у нас выдался исключительно радужный: мы видели по дороге кучу разнообразных радуг, то лежащих на холмах, то встающих на равнине.
По дороге посетили самый посещаемый водопад Норвегии Voringfossen. Сначала хотели пройти по реке к месту падения водопада. Но для этого нужно было повернуть налево и перейти на старую дорогу в коротком промежутке между 2 туннелями. А именно там поворот налево был запрещен! Решив, что это не судьба, поехали на стандартную смотровую площадку. С трассы есть указатель налево. Реально это 2 водопада, низвергающиеся в каньон. Один несильный, а другой очень мощный. Со смотровой площадки хорошо просматривался только первый. Выехали опять на трассу, проехали 5 минут и свернули налево на указатель к отелю Фоссли. Там видно лучше.
Водопад в сочетании с каньоном красивый, но слишком много народу, но слишком все облагорожено... Если бы перед этим не ходили на Husedalen и не видели Настю, Voringfossen нам понравился бы больше.
С 7 дороги перешли на Е16 уже ближе к Осло. Вечером доехали до большого и неуютного кемпинга Utvika недалеко от Осло. Шел дождь. Поставили палатку на деревянном настиле. Одно хорошо, на кухне был стол, за которым мы смогли поужинать и позавтракать.
28 августа
С утра покинули кемпинг и продолжили наш путь по Е16. Довольно быстро достигли Осло, город современный и не очень интересный. Но нас интересовало там только одно место: музей Фрам. Это оригинальный корабль 19 века, построенный Нансеном для полярных исследований. Этот корабль 2 раза ходил в Арктику, и один раз Амудсен ходил на нем к Южному полюсу.
Корабль помещен в специальное здание. Также там выставлены подлинные вещи полярников и размещено много интересной информации, в т.ч. и на русском. По самому кораблю можно ходить, спуститься в трюм, осмотреть каюты, машинное отделение и пр.
У нас в стране ничего подобного нет. С некоторым трудом перешли на Е18. С этим шоссе-шалунишкой вообще все очень непросто: оно то неожиданно пропадает, то появляется.
На границе со Швецией в 4 км от Орье вернули свои деньги по чекам из магазинов и купили то, что не докупили в Норвегии.
Дороги в Швеции более скоростные, а шведские "елочки" на порядок лучше норвежских, а кемпингов намного меньше. В результате, мы заночевали на чудесной "елочке" в 38 км за Оребро, недалеко от Koping. Самое главное было наличие хорошего навеса над столом и скамейками, так как опять шел дождь. Как и везде в Швеции, там был туалет (несколько вонючий) с умывальником.
29 августа
При подъезде к Стокгольму свернули по указателю на центр и вскоре неожиданно оказались у Ратуши. Там поставили машину на платной стоянке (40 сек за час), с трудом разобравшись как платить в автомате через карточку.
В ратуше нас интересовала смотровая площадка на 106-метровой башне. Туда пускают каждые 40 минут. На 14.35 мы опоздали, пришлось ждать до 15.15. Последний сеанс в 17-15. Стоимость - 30 сек. Забираться на нее совсем несложно, особенно после Trolltunga. Кому трудно, половину пути можно проехать на лифте.
Виды на Стокгольм открываются фантастические. Хорошо виден старый город - Гамла Стан, расположенный на 3 островах.
Туда мы и отправились, спустившись с ратуши. Узкие средневековые улочки, а дома больше стиля барроко. Если бы у нас было больше времени, мы могли бы неспешно побродить там, проникаясь духом старинной Швеции. Но времени у нас не было, мы просто пробежались по основным достопримечательностям: Королевский дворец, собор святого Николая, Немецкая церковь, самая узенькая улочка и самый старинный общественный туалет.
В собор святого Николая войти не удалось, так как он открыт до 18 часов, а в воскресенье до 16. Вообще, в скандинавские кирки попасть очень сложно. Они работают очень ограниченное время.
На паром мы приехали за 1 час 20 минут до отплытия. Но разгрузка-загрузка задержались, и нас пустили на паром только в 19.20. На этот раз время ужина было указано шведское, и мы помчались вкушать. Паром был полон организованными русскими и китайскими группами. Вечером пробежались по магазинам, которые заканчивали работать в 23.00. И это на ночном пароме! Ну не понимают буржуи своей выгоды или работать не хотят. Потом сходили на танцевально-акробатическое шоу. Понравилось. После шоу начинается дискотека.
30 августа
Приплыли в 7 утра по-фински. Сразу же поехали из Турку в сторону границы через Хельсинки. При подъезде к столице Е18 выкинула очередную шутку, в результате мы добровольно-принудительно осмотрели город. Сильно напоминает наш провинциальный город, только поаккуратней.
И вот мы уже на границе. Финнов снова не заинтересовало содержимое нашей машины, а русский пограничник попросил открыть багажник. А зря... На него сразу же вывалились коврики и пахнуло ароматом наших мокрых ботинок. От греха подальше, он мгновенно сбежал.
И вот мы уже катим по нашей необъятной. Резко стало заметно отсутствие исправных амортизаторов. В Выборге посетили крепость и забрались на башню.
В Питер добрались часам к 10, высадили меня с подругой. А наша машина отправилась покорять "чудесные" российские дороги до Москвы.
Несколько замечаний о туристической бытовухе в Скандинавии
Во время нашего путешествия мы останавливались в 1 кемпинге в Финляндии и в 6 в Норвегии. Везде мы платили карточкой. Расплачивались обычно сразу же при въезде, а затем сами выбирали себе место. Старались выбрать рядом со столом и фонарем. Стоимость нашей огромной палатки (7.5 на 3.5 м) и маленькой одноместной совершенно одинакова! Машина+палатка - 110-150нок, 1 взрослый - 25-40, электричество 25-40 нок. По территории стоят "электрические столбики" или щитки. Обязательно возьмите удлинитель 40-50м и необходимое количество тройников.
В стоимость кемпинга входит пользование кухней и туалетами. Везде есть краны с питьевой водой. Мы с собой взяли канистры под воду. За душ везде, кроме финского кемпинга, приходилось платить 10 нок за 5 мин счастья. Где-то мы кидали в автомат 10-кроновые монетки, где-то приходилось покупать на ресепшене жетоны. Кстати, при выезде лишние жетоны можно вернуть. Кухни везде были разные: большие и маленькие, со столом и микроволновкой и без, с многочисленными плитками и с одной, с платной горячей водой и бесплатной. Но везде мы готовили еду и мыли там посуду. Во всех кемпингах были стиральные машины и сушилки со стоимостью 30-40нок. Очень удобная вещь, особенно после прогулок под дождем. Не забудьте стиральный порошок!
С собой мы брали раскладной столик, стулья, электрочайник и электрические сушилки для обуви. Все очень пригодилось. Обеды мы обычно готовили в пути на газовой горелке.
Для наших полуэкстремальных прогулок у нас были треккинговые ботинки и палочки. Тоже очень важные вещи.
А теперь о "елочках". Я имею в виду остановку на трассе с одноименным знаком. Шведские "елочки" предусматривают несколько столов со скамьями под хорошим навесом, туалет с горячей водой. Они встречаются не очень часто, но на них реально переночевать, что и мы сделали дважды. А вот норвежская "елочка" предусматривает только наличие стола со скамейками без навеса рядом с обочиной.
Только на каждой 10-той есть туалет, иногда приличный, иногда экзотический. Представьте состояние кустов на стандартной норвежской елочке. Ночевать там невозможно, а вот пообедать реально. Елочек больше, чем в Швеции, но расположены они неравномерно. Могут идти каждые 10 км, а то не увидишь ни одной на 100 км, с чем мы и столкнулись на 7 дороге.
Несколько сухих фактов
Норвегия оказалась не столь дорогой, как мы ожидали. Конечно, прежде всего, благодаря родимому сыру и тушенке. Вообще, продукты там дорогие, например, 1 л молока стоит около 100р, а булочка - 50р и т.д. Стоимость питания в кафе мы не разведали, так как не посещали.
Итого: 2 недели нашего потрясающего путешествия нам обошлись около 38 000 родимых на сестру, из них около 18 000 ушли на оплату проката машины.
Самые хорошие карты Норвегии и Швеции нашли на сайте www.1881.no. По этим картам мы и ехали на машине, и ходили пешком. На них показаны все тропинки, и, главное, они действительно существуют и именно в этих местах!
Выводы
Норвегия - уникальная страна по количеству природных красот на кв.м. Посещать ее лучше самостоятельно на авто, останавливаясь в интересных местах. Нужно оставить достаточно времени на пешие, велосипедные прогулки, а не становиться придатком машины. И тогда Норвегия откроет вам свою красоту, как она открыла ее нам.
1. Знание английского желательно, но необязательно. Уровень \"хенде хох\" и \"Гитлер капут\" вполне подойдет.
2. Менталитет норгов не даст вам много с ними говорить, а купить продукты в магазине, оплатить бензин, паром или кемпинг можно используя знания 4 класса.
3. Бесплатная рыбалка только в соленой воде: фьерды, океан. Берега рек частные, штрафы большие.
4. Очень хорошая рыбалка с берега около Бодо. Крупнейший в Европе водоворот Страумент. Каждый заброс блесны-рыба. Только блесны легче 100 граммов не идут.
5. Места под палатку в кемпинге есть всегда. Также существует закон \"Право каждого\". Ты можешь разбить лагерь не ближе 150 метров от дома на частной земле и владелец земли не имеет права тебе помешать. Только мусорить, орать и разводить костры нельзя. Кстати, разбивать палатку на \"елочке\" тоже нельзя.
6. Финская виза подойдет.
Хорошего отдыха!
Рыбалкой мы не занимались, поэтому я в этом полный ноль.
Мы брали норвежскую визу, так как по строгим правилам, нужна виза страны наибольшего пребывания. На самом деле, никто ничего не проверяет. Если у вас уже есть финская, то спокойно используйте ее.
Бронировали мы места под палатку только для получения визы, никакой реальной необходимости в этом не было. Если еще есть вопросы, пишите в личку.