Отзыв написан: 6 декабря 2010 г.

Как снег на голову...

Все лето меня преследовал аномальный для летнего затишья бешеный рабочий ритм, как нельзя лучше соответствовавший и аномальной жаре , и адской задымленности нашего мегаполиса. Со вздохом проводив майские и июньские спецпредложения по облюбованному островку, Ваш покорный слуга обреченно впрягся в работу (оставляя надежду улететь хоть куда-нибудь в августе после ненавистных полугодовых отчетов, уточненок и прочих сопутствующих им заморочек).

Августовские цены на Мальдивы мягко говоря не радовали. Поездка выходила дороже чем упомянутые «спецы» раза в полтора, и встроенная жаба-калькулятор отрицательно мотала головой, призывая не маяться дурью и подождать следующего «несезона», а пока «арбайтен-арбайтен…». Глянув в сторону Египта, ничего утешительного не обнаружил - все облюбованные отели или наглухо встали на стоп (еще бы, вся Москва эвакуируется), или выставлялись отдельными туроператорами с наглой спекулятивной наценкой (делая стоимость тура соизмеримой с мальдивскими «спецами»). Но не было бы счастья, да несчастье помогло: не успев распродать туры с захватом первых дат сентября, Трансаэротурс за пару дней до вылета выбросили очередные «спецы».

Увидев «горящие» цены, спешно еду домой и выясняю, не желают ли мои девчонки через пару дней посетить знаменитый «островок волнистых попугаев» на 12 дней, но прихватывая при этом три учебных дня. Последнюю часть фразы дочка встречает радостным криком «ДААААААА!!!!», который уверенно перекрывает тихие сомнения жены. И так как против большинства не попрешь - стало быть, летим!

Большой бардак по дороге в маленький рай

Спустя полчаса я уже в офисе Трансаэротурс. Оформляю бронирование и отправляюсь по своим делам, но несколько часов спустя узнаю: родители жены изъявили желание присоединиться к нам в поездке (конечно, если такая возможность еще есть). Глянув вечерком на сайт туроператора, понимаю: места еще остались, а цена даже немного снизилась. Созваниваюсь со своим менеджером в офисе Трансаэротурс и прошу подтвердить возможность забронировать путевку еще на двоих в тот же отель на те же даты.

Ответ обескураживает: «да, места есть, но на цены на сайте внимания не обращайте».
Говорю: «а на какие же тогда цены я должен обращать внимание?»
Ответ: «А я вам сейчас расчет стоимости поездки по электронной почте пришлю».

Глянув письмо, замечаю, что стоимость дополнительной путевки на двоих абсолютно равна стоимости нашей путевки на троих. Перезваниваю, уточняю цену. Цену подтверждают. Удивленно обращаю внимание менеджера на то, что путевка подозрительно подорожала - и тут начинается какая-то возня с «ой, ну конечно мы перепутали и т.п.». В результате бронирование производится с перерасчетом на двоих (хотя меня до сих пор не покидает мысль, что нас слегка «нагрели» на разнице цен между датами). Ну да ладно. Оплатив путевку на вторую группу, уточняю, когда я смогу получить комплект документов. В ответ сообщается, что документы будут направлены мне на электронную почту.

Я, конечно, уже привык к электронным билетам (их можно проверить) и «электронным» ваучерам в виде филькиной грамоты формата А4 без каких-либо печатей, подписей и (боже упаси) фирменных бланков (бумажка ж для «своих»), но как быть с «электронной» страховкой?

В общем, прилетает мне "электронная" версия страховки РЕСО, в которой ожидается моя подпись под "согласием с факсимильной печатью страховщика и подписью его представителя". Согласиться-то я готов, но вот беда: никакой подписи представителя страховщика на "документе" нет. Понимая, что условия для заключения договора страхования априори не соблюдены, уточняю этот нюанс у туроператора. Мне без комментариев рекомендуют обратиться к страховщику (точнее, в фирму-представитель страховщика по международной горячей линии, которую, не приведи господь, придется набирать в поездке при оказии). Ладно, созвонимся, хотя узаконенный термин «турпродукт» понимается оператором Трансаэротурс мягко говоря специфично.

На пульте горячей линии страховщика (а если точнее, то и вовсе сторонней фирмы) - «цирк». Как только я называю номера «полисов», мне сообщается, что в базе данных моих полисов нет. После чего спокойно заявляется: «да не переживайте Вы, прямо перед вылетом их в базу данных 100% внесут». Ну что ж, уточняем «прямо перед вылетом» - но (и почему это меня не удивляет?) в базе никого из нас по-прежнему нет. Менеджер колл-центра спокоен как удав: «ну не внесли, подумаешь! Может быть завтра или послезавтра внесут». Спрашиваю: «а как по-Вашему, это вообще нормально, что уже завтра посреди Индийского океана в стране, с которой у России нет даже прямых дипломатических отношений, с любым из 5 отъезжающих туристов может произойти страховой случай, а нас даже нет в базе данных и на руках «филькина грамота» вместо страховки?»

Вяло промямлив: «ничего не могу поделать - порядок такой. Счастливого пути», менеджер откланивается и вешает трубку.

Немая сцена. Занавес. Словом, дорогие туристы, если придет Вам в голову идея воспользоваться услугами Трансаэротурс, помните, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Ведь за какие-нибудь жалкие четверть миллиона на пятерых Вас даже не соизволят своевременно внести в базу данных страховой компании (уж молчу про то, что можно было бы выдать нормальную страховку).

Готовы? Тогда вперед! Оставив российский бардак позади, мы отправляемся в сказку!

Прибытие

Трансфер до Тулагири относительно недолог. Полчаса на скоростном катере пролетают весело: лодка лихо подпрыгивает на волнах, а вокруг проносятся они - долгожданные острова-плюшечки с непередаваемо яркой зеленью, слепящим белоснежным песком и фантастической лазурью лагун. Каждый из них - уникальный хрупкий мирок посреди безбрежного океана. Манящий рай из детских снов...

Тем временем прямо по курсу проступают знакомые очертания: маленький островок-жучок с раскинутыми в виде «усиков» цепочками водных бунгало. Лодка сбавляет ход и виртуозно лавирует на волнах между столбами, обозначающими узкий фарватер в рифовой стенке. А где-то в вышине уже раздается щебетание волнистых попугайчиков.

Всех прибывших (17 человек) размещают за столиками в баре. Все как обычно: влажные полотенца, приветственные коктейли, анкеты для заполнения. Часть туристов под видом «осмотра окрестностей» быстренько проходит по территории островка, чтобы определить, свободны ли какие-нибудь бунгало в наиболее удачном диапазоне номеров, но возвращаются слегка расстроенными: остров заполнен, и до 125-го номера ловить уже нечего.

Разговорившись с менеджером на ресепшен, узнаю, что сегодня заселение возле пляжа в излюбленной форумчанами закатной части острова не состоится. Нам предлагают номера в диапазоне 132-140, что означает: «еще не дамба с лесенками» (в ту часть острова за какие-то «прегрешения» селят почему-то одних китайцев), но уже густые мангровые заросли с окошками и (самое неприятное) небольшие, но весьма неживописные волнорезы, уходящие от берега в океан.

Менеджер обращает мое внимание (позже я с ним согласился), что на закатной стороне в конце августа весьма ветрено, а поэтому он не спешил бы на моем месте отказываться от песчаной (без дамбы) части остров, несмотря на волнорезы. Выбираем парочку устраивающих нас бунгало и заселяемся.

Номер

Наше бунгало - отдельно стоящее, как и большинство на острове. И это несомненный плюс, т.к. соседей совершенно не слышно (если, конечно, не рассматривать в качестве соседей милое семейство попугайчиков на ближайшем дереве). Как мне показалось, все сдвоенные либо двухэтажные (за дайв-центром) бунгало предназначены исключительно для персонала. Во всяком случае, не замечал, чтобы в них селили туристов.

Номера здесь относительно уютные, но отнюдь не роскошные. Прежде всего, из-за соображений компактности (островок маленький, бунгало небольшие и расположены довольно тесно) привычного для многих мальдивских отелей «душа в мини-садике» нет. Не стоит ожидать внутри бунгало и площадей как на Медупару или Худхуранфуши.

Планировка домика мне показалась, мягко говоря, «специфичной», и мое отношение к ней неоднозначно. Просто, войдя в домик через «главную дверь» (второй выход, как обычно, через террасу на пляж), Вы не только сразу попадаете в душевую (здесь пол углублен), но и рискуете встретиться глазами с человеком, сидящим (пардон) на унитазе прямо напротив Вас. Как говорится, «Хау ду ю ду» и стандартное «Ай ду ит велл» в ответ.

Конечно, дверь закрывается изнутри. Но поскольку уборщики не особенно церемонятся и не склонны прислушиваться к звукам внутри помещения, подобные встречи с ними весьма вероятны (уж поверьте на слово). Возможно, их может остановить какая-нибудь льющаяся изнутри громкая боевая песнь, но на тот момент эта идея мне в голову почему-то не приходила. :)

Еще одна неприятность - отсутствие душа на гибком шланге. Вода льет строго сверху вниз как в какой-нибудь древней общаге. Поэтому с учетом данного технологического нюанса обдумывайте акробатические упражнения заранее, мое же дело - просто предупредить.

«Санузел-прихожая» отделяется дверью от спальни-гостиной (и на том спасибо). В нее-то мы сейчас и перейдем, поскольку пикантных подробностей и так уже достаточно. Обстановка в номере стильная. Большая двуспальная кровать из бамбука, картина в бамбуковой раме с подсветкой, бамбуковые кресла и тумбочки, столик, «уголок модницы» с зеркалом и вместительный стенной шкаф. Предусмотрены телефон и телевизор (эх, а так хотелось забыть о цивилизации), электрочайник и чайно-кофейные принадлежности, а также холодильник (правда, без мини-бара) - и это безусловный плюс.

Про холодильник замечу, что его размещение продумано плохо - он сильно перегревается в отведенной ему нише, да и дверца его закрывается отнюдь не идеально. Поэтому он периодически размораживается. Так что не спешите класть продукты на нижнюю полку, если не желаете обнаружить их часок-другой спустя в приличной лужице. В номере есть кондиционер, и его можно оставлять включенным, покидая номер. Поток воздуха продуман неплохо - он направлен не на кровать.

Засыпая со стороны кондиционера, я не опасался простуды. Радует и наличие программируемого таймера у кондиционера.

Крыша у домика выполнена из пальмовых листьев, прикрытых для прочности тонкой сеткой. В качестве плюса такого решения (кроме внешнего вида) отмечу прекрасную шумоизоляцию - тропический дождь по крыше совершенно не барабанит. А вот недостатком является то, что в этой прессованной листве живут личинки местных насекомых. В номер они, слава богу, не падают - крыша хорошо герметизирована, а вот снаружи после дождя этих «гусеничек» собирается приличное количество. Впрочем, что уж тут ругаться-то? Хотели дикой природы - изволим наслаждаться.Пол в домике выложен плиткой, и никаких ковриков не предусмотрено. Соответственно, следует проявлять осторожность, чтобы не растянуться во весь рост на мокром полу (и не разбить при этом драгоценный подводный фотоаппарат, без которого лично мне на Мальдивах хоть вешайся).

А поскольку вход в комнату производится через душ, пол практически всегда местами мокрый. Да уж, деревянные настилы Медупару были куда более удобными и функциональными.

Главным недостатком номера для семей с детьми является так называемая «дополнительная кровать». По мнению администрации отеля, ее функцию выполняют 2 обычных одноместных матраса, положенных друг на друга прямо на полу и аккуратно заправленных простыней. Соответственно, самым маленьким островитянам в таких условиях улыбается перспектива чебурахнуться среди ночи на кафельный пол. Есть и еще одна неприятность: на эту импровизированную кровать легко забираются мелкие, но довольно кусачие муравьи, которых мы на ней находили неоднократно. Поэтому ребенка предпочитали класть на большую кровать рядом с женой, а дополнительное место оставалось в ночное время пустым.

Резюмируя сказанное выше, я хотел бы заметить, что номера на Тулагири неважно приспособлены для комфортного отдыха с маленькими детьми. В том же ценовом диапазоне есть варианты и получше.

Территория

Thulhagiri - крошечный островок (от силы метров 200 в поперечнике). Обойти его - дело пяти минут, да и то если никуда не спешить. Соответственно, каких-то особенных мест для прогулок здесь вы вряд ли найдете (ну разве что короткая ухоженная аллея между рестораном дайв-центром).

Разместить на такой территории аж 57 отдельно стоящих стандартных бунгало, десяток бараков, пару двухэтажных домов и еще один люкс - задача, достойная девятого уровня тетриса. А если вспомнить, что кроме этого оставлена территория для многофункционального комплекса (ресторан+бар+зал для мероприятий+ресепшен+сейф+офис) и пары декоративных бассейнов, то содержимое острова представляется эдаким плотно упакованным ZIP-архивом.

Конечно же, в таких условиях было бы странным ожидать в центре острова живописные заросли а-ля Медупару, сады Сан Айленда или аллеи Худхуранфуши. Вот и не ждите. ;)
Поэтому мы будем различать «парадную» часть острова (которая открывается со стороны моря) и «черную» часть, таящуюся в глубине.

С парадной частью дело обстоит так: северная часть острова закрыта двумя расходящимися как усики у жучка линиями водных бунгало. На береговой части острова в этом месте жилых бунгало нет, здесь расположены административный комплекс, перед которым находится мини-бассейн с китайскими цветными карпами и еще какой-то аквариумной мелочью и большой попугайский оазис с кучей кокосовых домиков на ветвях и большой кормушкой.

Здесь же (у левой ветки бунгало, если смотреть с острова) находится пирс, к которому причаливают катера, выполняющие трансфер. В настоящее время справа от правой ветки бунгало (напротив дайв-центра) строится еще один пирс. Работы ведутся нешумно, но внешний вид левой половины роскошного пляжа из-за этого немного портится.

Вид на остров с пирса - далеко не самый лучший. В этой части острова волнение моря всегда заметно (за водными бунгало вообще волны бьют о внутреннюю часть рифа так, что пловцы стараются обплывать это местечко издали - об этом я расскажу отдельно в рассказе о «подводной части»).

За административно-ресторанным комплексом (обойти который слева не получится) раскидывается живописная пальмовая аллея, ведущая к дайв-центру и береговому люксу.

Справа на аллее располагается еще один декоративный бассейн с цветущими лотосами (могу ошибаться, т.к. в водных цветущих растениях не разбираюсь).

А слева за волейбольной площадкой, центром водных видов спорта, дайв-центром и строящимся новым пирсом начинается прекрасный главный пляж.

В самом начале пляжа (недалеко от строящегося пирса) расположен бар, и здесь обычно довольно многолюдно (тем более что тут находится и самый удобный коридор для заплывов за риф, отмеченный буйками). Отсюда мелким пятнышком на горизонте виднеется и знаменитый заводик близ Мале.

В августе было многолюдно на всей территории главного пляжа. Здесь ежедневно собирались туристы для фотосъемки на закате, здесь же проходило и большинство дневных фотосессий. Широкая линия пляжа почти всегда была заполнена лежаками, и лишь в обеденные часы отдыхающие старались перемещаться подальше в тенек. Так что уединения в этой части острова нет, но есть великолепная лагуна и роскошный пляж.

Правый угол главного пляжа (север) судя по всему серьезно подмывает. Здесь в районе одинокого зонтика из-под песка выглядывает высокая бетонная ступенька, укрепляющая береговую линию.

А за поворотом начинаются как раз наши домики. Здесь мангровые заросли подступают вплотную к воде, а с интервалами метров в тридцать в океан лучами уходят 3 коротких волнореза. Возле них собирается бесчисленное количество раков-отшельников и мелких моллюсков в самых разнообразных раковинах, здесь же обитают и крупные береговые крабики.

Прорубленные в мангровых зарослях "окошки" - прекрасное место для уединения в тени, поэтому они как правило не пустуют.

Пройти по берегу тут удастся не всегда - во время прилива вода достигает кустов, а волнорезы придется перелезать по колкой сетке и камушкам. В это время отдыхающие, как правило, проходят по узкому коридорчику перед террасами домиков. Эти «караванные пути» используются не чаще 1-2 раза в день (нас не напрягало), но находились и умники, что специально возводили на пути баррикады из специально развернутых от террасы до кустов лежаков и т.п. Хорошо хоть турникеты поставить не догадались, шлагбаумовы дети. :)

Чуть дальше (примерно на уровне домика 136) снова появляется широкая пляжная зона, но виды здесь особо не радуют. В самом центре площадки находится довольно уродливый волнорез, а в правой части перед водными бунгало видна ржавеющая махина пирса и береговых «бетонных укреплений» возле «китайских» бунгало.

Вот маленькая кругосветка по парадной части острова и закончилась.

Внутренняя «черная» часть представляет из себя песчаную дорожку между деревьями метра два шириной. С внешней ее стороны идет плотный ряд бунгало, с внутренней находится заборчик, за которым скрываются вышка и какие-то хозяйственные постройки (судя по шуму там точно есть генератор, еще есть какая-то печь, т.к. по ночам из невысокой трубы одной из построек постоянно вылетали огненные снопы искр). Здесь же находятся жилые помещения для персонала, и одно из них стоит прямо на пути в районе 140 (примерно ) бунгало. Между последним и рестораном находится расчищенная «поляна», выполняющая одновременно функцию мини-футбольного поля, парковки для тележек и места сбора на случай пожара (ох и не к добру те искорки из трубы).

О состоянии подводной части пляжа скажу здесь лишь вкратце (будет отдельный подводный отзыв).

Лагуна у главного пляжа шикарна! Здесь всегда довольно прозрачная вода, да и при наличии волн в это время года здесь поспокойнее. Всю лагуну исплавал вдоль и поперек, заявляю авторитетно: под водой никакого строительного мусора и труб здесь не обнаружено.

С лагуной северо-восточной части дела обстоят значительно хуже. Во-первых, ее разделяют волнорезы. Во-вторых, в районе 128 (вроде бы) бунгало по дну выходит за риф пучок канализационных труб, и еще одна труба аналогичным образом проложена в районе 140 (примерно) бунгало. В-третьих, здесь летом нередки волны, и вода от этого более мутная, нежели в лагуне главного пляжа. Да и риф тут, честно говоря, победнее.

«Зверьё моё»

Главная "фишка" отеля - обилие волнистых попугайчиков всех мастей. Они завезены сюда, конечно, искусственно, но прекрасно адаптировались к жизни на острове. Еще бы: домики тебе построили, еду добывать не надо (ежедневно 2 ведра корма в кормушку высыпают), тепло, хищников и прочих врагов нет - да любой из нас с вами неплохо прижился бы в таких условиях. :)

Вот и живут здесь эти милые крикливые пташки сотнями! На радость туристам с фотоаппаратами.

Приручить или прикормить попугайчика не получится (пробовали). Но это для них и нормально - даже в неволе к людям тянутся лишь попугаи-одиночки, а паре попугаев обычно плевать с высокой гардины на каких-то там «хозяев». Корм попугайский они надменно игнорируют, предпочитая летать к своему «ресторану».

Зато типичные для Мальдив «водяные куры» зря времени не теряют. Эти как раз прекрасно приручаются и с аппетитом уплетают и попугайский корм, и крошки печенья, и кусочки кокоса. В первые же дни сориентировавшаяся курица не просто приходила на кормежку в одно и то же время, но и приводила с собой цыпленка на откорм.

Кстати, забавная птица. Цыплята у нее абсолютно черные (так им проще прятаться среди корней и сухой листвы), а по мере взросления окраска перьев меняется - голова и грудь «курочки» становятся белыми.
Ворон на острове я не заметил. Точнее, несколько раз прилетала парочка ворон с соседних островов, но местные обитатели с шумом выгоняли пришельцев вовсояси.

Изредка попадались мне на глаза и мальдивские кукушки (коэль). Но на Тулагири (в отличие от Медупару) эти птицы не столь многочисленны, да и ведут себя тихо. Стандартного их «истошного вопля в джунглях» слышать не довелось.

«Летучих собак» («лисиц», «мышей») здесь немного. Одновременно летящими видел не больше пары милых «мышек», да и места дневного их обитания не обнаружил. Если на Медупару можно было в любое время суток найти кучу висящих на дереве «мешков», то здесь мышки ведут себя крайне осторожно. Судя по всему, крикливые и драчливые попугаи не терпят соседства, вот и пораспугали всю «коренную живность».
Мало на острове и цапель. Встречал лишь парочку: они или «медитировали» на выступающих из воды камнях за водными бунгало, или с криками проносились над главным пляжем. На сам остров садиться цапли не спешили - места мало, а туристов много.

Чтобы завершить обзор летающей живности, скажу о комарах. На острове этих мини-вампиров очень много (видимо, из-за двух декоративных бассейнов, рассадника для личинок). Зайдешь под деревья попугайчиков пофотографировать - вмиг получишь пяток укусов. Но что характерно, комарики здесь мелкие, и укусы их довольно быстро проходят (мне как аллергику показалось).
Травили комаров на острове лишь один раз - в предпоследний день. Честно говоря, особой разницы не заметил. Похоже, эта кусачая братия к окуриванию давно нечувствительна. Так что ищите свои методы борьбы.

Хватает на острове и муравьев, так что на террасе и в номере рекомендую не крошить. Мигом примчится бригада микроскопических работяг - утащат крошку, а далее Вы будете в буквальном смысле слова заметать (точнее, заливать) их следы, чтобы не пришли новые и новые волны.

Настоящая подмога против всех этих насекомых ящерки-гекконы. Их на острове достаточно много (у нас в номере жили штук 5), но все-таки меньше, нежели в том же Медупару. Днем они прячутся, а с наступлением темноты облепляют все освещенные стены и поджидают летающую «дичь».

Правда, иногда «дичь» оказывается крупнее охотника. Например, геккончика, постоянно сидевшего около люстры в нашей душевой,однажды спугнул и прогнал здоровенный пришлый тараканище. Участь последнего была бы ужасна (от индейского тапка еще никто не уходил), но собирающая коллекцию «насекомых и их знакомых» от DeAgostini дочка не позволила свершиться казни, и попросила «вымирающую животину» оставить в покое, раз уж она нас не трогает. Так и сидел наш незваный гость на потолке целый день, а наутро был изгнан уборщиком в наше отсутствие.

Крыс и змей на острове нет. Во всяком случае, я не видел.

А вот ящерки двух видов (включая мелких игуанок) снуют на каждом шагу. Довелось даже наблюдать стычку двух игуан: каждая сидела в центре «своей» тропинки на аллее у дайв-центра, и, завидев конкурента, начала сближаться, пыхтеть-шипеть, махать хвостом и забавно «распушаться». До драки не дошло - проходящий мимо работник дайв-центра с груженой баллонами громыхающей тележкой распугал обеих, бесцеремонно объявив «китайскую ничью» на этой шахматной доске.

Из умеренно ядовитых я бы выделил (как и на других островах) лишь сколопендр. Эти крупные сороконожки попадались мне нередко - главным образом, возле изъеденных червоточинами пальм в тенистых уголках острова. В номер на этот раз они не заползали (как бывало на Медупару), и никаких неудобств не доставляли.

Ну и, конечно, какой остров без снующих по берегу раков-отшельников и крабов? Их здесь предостаточно, причем последние встречаются двух видов: одни весь день обитают у волнорезов и дамб, вторые же (светлые крабы-привидения) весь день скрываются в норах, а наружу вылезают лишь с наступлением темноты.

Гонять последних с фонариком - старинная «мальдивская забава», которую нашим английским знакомым в свое время я презентовал как более веселое (нежели традиционные крабьи бега) занятие под названием «Crazy russian crab hunt». Видели бы Вы это зрелище, когда пара взрослых англичан с детишками, забыв про дневную чопорность, в азарте с хохотом гоняют по берегу крупных крабов (правда, не решаясь брать их в руки и загоняя на меня).

Поймать такого краба несложно, но загонять надо не к берегу, а к воде. Главное - все время держать его в световом пятне фонаря. А дальше первая же волна подхватывает крабика и выбрасывает обратно. Краб инстинктивно поджимает лапы и в течение пары-тройки секунд никак не маневрирует, а потому легко ловится и удерживается за панцирь в районе «пятой точки».

Клешен можно не опасаться, если свободной рукой слегка трогать краба «за плечо» - он очень боится, что лапу отхватят и инстинктивно прижимает ее к телу. Но стоит зазеваться - и пойманная дичь обязательно тяпнет, здешние крабы имеют компактное тело и легко дотягиваются до держащих их пальцев в любом положении. Так что оставляю это занятие для безбашенных «охотников» вроде меня.

Замечу, что если в нашем случае забава с крабами не сулила последним ничего плохого (все крабы отпускались на волю), то бродящие ночью по берегу китайцы ловили крабов явно на ужин. Оглушая и собирая наиболее крупных из них совочком в детское ведерко, ребята носили их к импровизированному костерку у бунгало. Неудивительно, что крабы предпочитали ютиться вне китайской части острова.

Растительность

Когда-то на Медупару мы пристрастились семьей к сбору кокосов. Конечно, на пальму я не лазил (не думаю, что последняя пережила бы такое - и без меня бедные растения наклоненными растут), но поутру после ночного ветерка мы с дочкой примечали свежие упавшие кокосы, и приносили их домой, где дайверский ножик помогал добраться до нежной мякоти.

На Тулагири, к сожалению, пальм кокосовых немного, причем по-настоящему спелых кокосов на них в наше время не было. Все встреченные кокосы оказались молочной спелости и падать не спешили.

Впрочем, падать им и не требовалось. Расположенные в районе пляжа номеров 136-145 несколько пальм были невысокими, поэтому баскетбольный удар в прыжке позволял легко сбить один-два крупных кокоса. Этим Ваш покорный слуга иногда и занимался, ведь что может быть лучше в обеденную жару чем освежающий кокосовый сок из естественной «тары»? Так что берите с собой крепкий ножик, отвертку и пакетик соломинок для коктейля - и тропический пир после пяти минут манипуляций гарантирован.

Основной растительностью на острове являются мангровые кусты. Изредка попадаются, конечно, и магнолии (при нас они уже отцвели), и высаженные неместные юкки с драценами, кордилинами, кротонами бугенвиллеями или гибискусами. Многие виды привозной декоративной зелени росли в горшках. Встречались нам и местные фикусы, но такого изобилия как на Медупару найти не довелось. И всему виной плотная застройка территории острова.

Любителям пышных садов а-ля Сан Айленд, аллей Худхуранфуши или джунглей Медупару явно не сюда, да и обилия кокосовых пальм как на Фиалохи здесь тоже не найдете. Так что я бы поставил растительности Тулагири четверочку с небольшим минусом. Но тем не менее, свой шарм есть и у этого островка, да и места для фотосессий на фоне растительности найти вполне возможно.

Развлечения

Мальдивы - уголок для релакса. Было бы странным ожидать здесь какую-нибудь буйную турецкую анимацию. Любые официально проводимые развлечения тут - скорее тихая ненавязчивая формальность, которую добрая половина гостей просто игнорируют.

На Тулагири вся развлекательная часть сводилась к тому, что каждый вечер часиков в 9 народ собирался в баре (где размещена маленькая сцена) на небольшое шоу. Смена шоу была рассчитана на неделю и состояла из:

-- просмотра фильмов (один о водных видах спорта, второй - про дайвинг под весьма неожиданный звукоряд из Металлики, Вы только представьте себе акулью морду, плывущую на Вас под запилы «Unforgiven»).

-- очень приличного выступления фокусника (ох тут моя дочка порадовалась). Веселый дядька вызывает добровольцев и игриво выполняет с ними незатейливые чудеса, награждая за смелость открытками и леденцами. Хотя для присутствующих в зале детишек было куда весомей погладить живого голубя или подержать в руках маленького белого кролика, и этой радости их не.

-- крабьих бегов с бесплатным участием и четырьмя заездами («болид» моего тестя даже занял в них почетное второе место, принеся своей «конюшне» аж 3 банки пива). Здесь это мероприятие проходит куда веселее, нежели в Медупару - бурные взрывы хохота вызывает регистрация участников, дающих своим «болидам» самые неожиданные имена, да и разбор участников проходит азартно.

-- живой музыки. Весьма недурно играют ребята. Когда аппаратура лишь расставлялась, я ждал худшего, увидев знакомую самоиграйку Korg PA-50. Однако, как выяснилось, по типичному пути наших ресторанных «артистов» ансамбль не пошел, и вместо переключения типовых ритмов использовали живые инструменты, а синтезатор лишь дополнял аккомпанемент отдельной партией. Репертуар тоже порадовал - была и очень достойная инструменталка а-ля «романтик коллекшен», и песни с вокалом того же плана. Заслуживают внимания и неплохая точность исполняемых вживую аранжировок, и обилие импровизаций.

-- дискотеки. Ничего сказать не могу, мы проигнорировали это мероприятие. Я вообще крайне неохотно ходил на вечерние шоу, т.к. пока утром мои девчонки отсыпаются, я уже с 6 утра плаваю за рифом. Соответственно, времени на сон оставалось не так и много.

Что же касается дневных развлечений - тут каждый веселит себя сам. К услугам гостей дайв-центр (о нем я уже писал 2 рассказа), прокат водных видов спорта (одному кайтеру я даже собирался вправить мозги, когда он вместо открытого моря решил покататься прямо по рифу и несся на нашу группу сноркеллеров), волейбольная и мини-футбольная площадки и столики для пинг-понга.

Набор экскурсий на острове стандартный. Прогулка по соседним (Bandos или иногда Paradise Island, необитаемый и жилой) островам, круизы на закате, поездка в Мале (ИМХО не нужно, акцент в экскурсии взят на шопинг, а цены в магазинчиках в отеле те же самые) да сноркелинг.

Поездка на сноркелинг - это вообще анекдот. Каковы были лица наших соседей по бунгало, когда их посадили на лодку, надели жилеты и…
… отвезли к западной части нашего же острова, сбросив в воду рядом с нами. Ну и за что было платить десятки баксов с носа, если доплыть от берега туда же - жалкие 200-300 метров? Все следующие дни ребята плавали просто так. ;)

Есть на острове и СПА-салон. Мы не любители подобных процедур, поэтому информацию об этих увеселениях ищите в рассказах других форумчан. А у меня, наверное, все.

Ресторан.

Ресторан на острове лишь один. Было бы странным ждать иного при столь скромных размерах островка. На все время пребывания в отеле за каждой семьей (или группой семей, отдыхающих совместно, как в нашем случае) закрепляется постоянный столик и официант.

Часть столиков в ресторане расположены на проходе. В первый вечер нам (из-за заполненности отеля) пришлось разместиться за одним из таких, но работники отеля уже на следующий день сами предложили пересесть в более удобное место, т.к. часть туристов выехала и их столики освободились. Такую же процедуру проходили и многие другие вновь прибывшие туристы.

Мы бронировали тур по схеме «завтрак+ужин», а в обед довольствовались легким чаепитием со снэками. Посещать ресторан в обеденное время после плотного завтрака совершенно не хотелось, тем более что завтрак у нас получался довольно поздний (плавая за рифом с 6 утра, я возвращался где-нибудь часиков в 9, будил своих девчонок и мы не спеша отправлялись в ресторан). Так что про обеды ничего не скажу - не в курсе.

На завтрак в отеле предлагается постоянное универсальное меню практически на любой вкус. Блины с разнообразными джемами или медом, вареные и жареные яйца в любом варианте, хлопья и мюсли с молоком, тосты с ветчиной или сыром, какие-то сосиски и куриные наггетсы и, конечно же, фрукты (всегда в наличии ананасы, папайя, арбузы и иногда дыни). С напитками на завтрак тоже неплохо: всегда в наличии 2 вида соков (неплохие, не какой-нибудь обычный растворимый «юпи»), молоко и холодное какао.

Программа ужинов разнообразна. Каждый вечер предлагались то блюда местной кухни, то блюда китайские, то европейские (или "континентальные"), то еще какие-то восточные.

Сразу оговорюсь насчет пряности и перчености. Как и в большинстве мест на Мальдивах, карри добавляется практически во всё. Причем не тот милый одноименный соус, что продается в российских магазинах, а тот самый "лисий яд" (согласно классификации Карлсона), что должен был в свое время прославить фрекен Бок на телевидении.

Перед тем как выбрать блюдо, я, используя английский, всегда старался проконсультироваться у поваров, содержит ли то или иное блюдо острые пряности и просил порекомендовать что-то более диетическое, подходящее для ребенка или человека, восстанавливающегося после операции. Увы, иногда создавалось впечатление, что блюдо называется от балды, а порой ответы 2 разных поваров противоречили друг другу.

Словом, "рекомендациям" не доверяйте, а почаще используйте интуицию. И будьте готовы к тому, что в очередной день какой-нибудь экзотической кухни найти щадящее желудок и печень мясо/рыбное блюдо окажется подчас неразрешимой задачей.

Жаль, что здесь не сделали как на Медупару, где к каждому приготовленному в «щадящем» режиме блюду предлагались отдельно стоящие миски с различными соусами.

А так, конечно, ассортимент мясных и рыбных блюд на острове широк. Из мяса всегда бывает индейка, подозрительно мелкая курица (не те ли это черно-белые «water hen», всегда со смехом интересовалась дочка), баранина и телятина, а иногда даже что-то, подозрительно напоминающее свинину.

Обычно бывает и пара видов рыбы (которую островитяне готовят на удивление неважно), в основном мелкой. Типичного для Медупару тунца на гриле мы, например, так и не застали.

Любителям морепродуктов замечу: они здесь бывают, но не каждый день. О вкусах не спорят, но лично мне здешняя интерпретация блюд из креветок и кальмаров не понравилась, поэтому свои эксперименты в данной области я прекратил.

В качестве гарнира обычно предлагается несколько видов риса, печеная картошка и иногда макароны. Но специи нередко бухают и сюда, поэтому мы как правило ограничивались простым белым рисом.

Сильная сторона меню на Тулагири - это фрукты! Их всегда много (и в виде нарезанного салата, и целых, нарезаемых прямо вам в тарелку). Кроме типичных для этих мест ланкийских ананасов, папайи и арбузов с дынями (последние не очень удачны), всегда предлагалось и что-то особенное. Например, рамбутаны и драконьи фрукты.

Поэтому, игнорируя «основное меню», я предпочитал посещать именно этот уголок ресторана, быстро примелькавшись и «скорешившись» с поваром, специализирующимся на фруктах. Последний всегда с радостью рекомендовал поэкспериментировать с обновлениями его витаминного меню, на что я радостно соглашался (вспоминая замечательный обзор уважаемого Роджера).

Девчонки же мои проявили осторожность и ограничились менее экзотическими фруктами (но уделяли внимание и весьма достойным запеченным бананчикам с ананасами).

Про сладкий стол ничего сказать не могу - мы его как обычно игнорировали. Мысль о куске тортика или пирожном на жаре как-то не представляется соблазнительной, особенно при наличии прекрасного ассортимента спелых и сочных фруктов.

Не настраивает на сладкий стол и весьма странная политика отеля в части напитков.

Дело в том, что во время ужина вообще никакие напитки не предусматриваются. Даже чай, молоко или юпи, с которыми на других островах обычно проблем не бывает.

Любой напиток нужно заказывать официанту, и заказ этот, естественно, подлежит дополнительной оплате. Этот нюанс у наших туроператоров почему-то не оговаривается, да и по опыту прошлых поездок в другие мальдивские отели формула «ужин минус напитки» отнюдь не очевидна.

Понятно, что для купившие тур на Мальдивы туристы скорее всего не обеднеют на 10 баксов, в которые на Тулагири спокойно уложится и графинчик сока, и бутылка воды. Не обеднеют и на сотню-другую баксов, которая наберется за все время поездки из данной статьи расходов.

Но с другой стороны: почему бы отелю просто не вычислить некий «средний» расход «на чай и воду» и не включить эту сумму в стоимость дня проживания? Никто же не требует турецкого олл инклюзива (вот уж точно не дай бог). Полагаю, если с носа удержат те же 10 баксов в день, отель не обеднеет ни на бадью кипятка, ни на пару чайных пакетиков. Не понимаю я этого странного крохоборства.

И о погоде

С погодой нам в принципе повезло.

Несмотря на разгар "несезона", по-настоящему дождливым был только 1 день из 12. Лило часа два без перерыва, да и потом в течение дня небо было затянуто тучами и периодически накрапывало. А в остальные дни короткий ливень сбрызнул лишь пару раз ближе к вечеру либо глубокой ночью (один раз прервав наши наблюдения за звездами).

Все остальное время дождей не было, хотя по-настоящему ясных дней застали мы немного. В основном небо было затянуто облаками, и фотографы по этому поводу слегка ворчали.

Ветер был практически ежедневно (хотя и не постоянно), и наиболее ощутимым он был на главном пляже. А с нашей (северной) стороны было потише. Правда, первые пару дней здесь были большие волны в то время, как на главном пляже было спокойно.

Кстати, наиболее опасным в плане волн местом является участок за левой веткой водных бунгало (восток). Здесь волны присутствуют практически всегда и с силой несут пловцов на каменную гряду. Справиться с волнами в ластах реально, но весьма дискомфортно - особенно в условиях сильной мути, поднятой волнами. Так что близко к отмели в этом месте не подплывайте.

Итак, мой долгий рассказ о наземной части путешествия подошел к концу. Как видите, у этого островка есть и плюсы, и минусы. Но все перечисленные выше минусы с лихвой компенсируют несомненные плюсы домашнего рифа.

И о нем я расскажу в следующей части …

P.S. В текст вставлена только часть фото, остальные см. ниже.

Ваш лучший отдых на Мальдивах
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
2 октябрь 2012 г.
Фотографии шикарные,серия с попугаями особенно.
ULACHKA
Украина, Киев
1 апрель 2011 г.
спасибо вам еще раз за отчет и за Ваши ответы и помощь. забронировали Тулагири :-)
31 декабрь 2010 г.
Прям подарок под нг твой отчёт,спс. :)
MyLady
10 декабрь 2010 г.
отличный отчет! птички прелестны, но уж очень шумные они, стОит несколько раз подумать, прежде чем ехать
Redaktor
8 декабрь 2010 г.
Ну так мы пока в воду и не лазили - так, по острову прошлись, с попугаями пообщались... Но скоро, надеюсь, полезем. Риф поизучаем )))
Аlex
7 декабрь 2010 г.
Спасибо всем за теплые слова. Про "почти что посетил" говорить рано, т.к. подводную часть еще не обсудили. То, что выложено в обзоре по S90 - лишь часть того, что можно здесь увидеть. Скоро закончу схему рифа - и обзор станет полным.
M.Corso
6 декабрь 2010 г.
Подписываюсь под словами Редактора - не довелось поехать в этом году в Тулагири, но, прочитав Ваш отзыв: "Почти что побывал(а)!" :)
Великолепно! Благодарю.
walicca
Россия, Казань
6 декабрь 2010 г.
спасибо!!!! всегда с нетерпением жду ваших новых рассказов и с удовольствием читаю. дождавшись!!!
Redaktor
6 декабрь 2010 г.
Ну вот, еще один отель можно заносить в графу "Почти что побывал!" Спасибо, отличный рассказ!
Ler
Россия, Подмосковье
отлично!
Ваш лучший отдых на Мальдивах
Подбор персональных туров по запросу клиента
Удобные способы оплаты, туры в кредит, страхование