Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Зарегистрироваться
Регистрация с помощью:
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить

Впечатления о Швейцарских Альпах и Куршевеле

Астрахань. Россия
12 отзывов
Отзыв написан: 14 ноября 2010 г.
Астрахань. Россия
Альпы Швейцария. Началось всё бодро, ещё на перелёте от Астрахани до Москвы Авианова очень порадовала, в туалете на стене обнаружился наклеенный цветной стикер, исполненный типографским способом: «Мастурбация на борту самолёта строго запрещена!» В Москве оказалась жара, она была немного слабее той, что в Астрахани, но Астрахань к ней приспособлена, а Москва - нет. Женщины в Москве предельно оголились, и это немного забавно, как говорил тов. Жванецкий: «Я люблю свои стройные ноги, свою осиную талию, и ненавижу толстый слой жира, который всё это скрывает!»

В Домодедово в четверг утром очень долго ждал приглашения на посадку до Берлина от авиакомпании «AirBerlin», но вместо него дождался последнего вызова, причем этот самый вызов прозвучал тогда, когда в посадочной талоне указано время начала посадки… Перед выходом на посадку у меня пытливо проверили визу наши товарищи, вот, никак не пойму - зачем им это нужно? Вообще, когда у меня проверяют визу, у меня такое ощущение, что кто-то роется в моих штанах, внимательно исследуя, соответствует ли установленное там оборудование заявленной спецификации.

Взлетели точно по расписанию, что для России нехарактерно, видимо, это была случайность. Оказывается, на AirBerlin кормят! Хоть AirBerlin и считается бюджетной авиакомпанией, кормят там лучше, чем на Air France (по крайней мере, не хуже). Пива или вина, правда, не наливают, но учитывая разницу в цене в полтора раза, пива можно и самому купить. В Берлине - пересадка, и торжественный момент: там наших (и не только) людей впускают в Шенгенскую зону! Но сначала нужно отстоять очередь, народ в ней разный, в том числе и с шенгенскими паспортами. С другой стороны, куда стоять? - ведь указатель и на русском языке написан, вот я и встал по наитию. Случилась задержка: Мусульманский мужчина в дорогом пиджаке, и в усах, чем-то похожий на покойного Саддама Хуссейна, летел со спутницей, закутанной в чёрную паранжу по самые глаза. Я стоял далековато, но, судя по всему, она не хотела (а может, и хотела, да хозяин не позволял) «показывать личико». В итоге таможенник, не имевший более никаких возможностей её идентифицировать, кроме как сравнить её лицо с тем, что в паспорт вклеено, вышел из кабинки, и отвел её в сторону. Там она стояла минут пять, а её хозяин тормозил очередь, и ругался с очередью, видимо, отстаивал свои мусульманские права. В конце концов, он решился: женщина подошла к кабинке, и… на мгновение отдёрнула чёрную материю, сверкнув красотой. То ли пограничник был ослеплён её красотой, то ли поймал разиню, и не успел взглянуть на её лицо … В общем, ей пришлось ещё дважды отдёргивать шторку, прежде, чем он поставил штампик в её паспорт. После чего очередь начала продвигаться. Тётенька впереди меня с российским паспортом что-то спросила у меня по-немецки, посмотрев на паспорт, я предложил перейти на русский. Она сразу же закудахтала: может ли она стоять в этой очереди, ведь здесь же только для владельцев шенгенских паспортов, а тем временем её очередь подошла. Я сказал, что прямо вот сейчас и узнаем, - и слегка подтолкнул к кабинке, чтобы не задерживала. Мою визу пограничник разглядывал под разными углами, засовывал в какой-то прибор, в конце концов, со вздохом поставил на ней штампик, и меня впустили в Шенген. До пересадки на следующий рейс был почти час, но делать было нечего, просто сидел на подоконнике, потом пошёл в накопитель рейса на Цюрих. На входе в накопитель не то, что паспортов, - посадочные талоны толком не проверяют! Как у них принято, разуваться не заставляют, но выудили у меня из рюкзака литровую наполовину полную бутылку с минералкой, которая благополучно прошла контроль в Домодедово. Детекторы металла настроены опять-таки добрее, чем в Домодедово, или в Астрахани: мои штаны не зазвенели. В Домодедово пришлось снять часы, в которых железа почти нет, выгрузить всю мелочь, а все равно «звенит». Я повернулся к девушке задом, показал, что сзади на моих штанах полно металла, и спросил: «Штаны - тоже снимать?» На что девушка спросила: «А что, снимете?» - «Если вы попросите, то куда ж деваться!». Обошлись без стриптиза, когда девушка отдавала часы, я все-таки спросил, снимать ли штаны? «А вы всё ещё хотите?»- «Просто очень жарко!» Посадка в самолёт до Цюриха выглядела бодренько, не то, что визы - у меня даже паспорт (не только у меня!) никто не спросил. Приземлились минут на пять позже, долго и быстро катались по лётному полю, я даже начал нервничать: посадка должна была случиться в 10.10, реально произошла в 10.15, а в 10.40 у меня электричка, и билет на неё куплен, причём со скидкой. В итоге добежал до электричек в 10.30, и чуть не уехал на другой - смотрю, люди на неё бегут, и я побежал, вскочил, спрашиваю: «Это до Виспа»? - а никто ответить не может. Вылез на всякий случай обратно, ведь рано ещё. И правильно, - моя электричка только через 5 минут пришла. От аэропорта до Цюриха ехать минут десять всего, билеты никто не проверят. Может, их на выходе проверяют, но в электричке - нет. Сам Цюрих не произвел впечатления, он лишь немного побольше нашего Камызяка, конечно, гораздо живописнее, и зеленее. Людей на улицах - немного, все машины в основном - притаились, и стоят, а не едут. Я ещё спохватился - может, я скакнул во времени, и сегодня не четверг, а воскресенье?

А вот от Цюриха до Берна, там ехать час, - там, - билеты проверяют. Пришла тётенька в форме, и в форменной фуражке, посмотрела на мой скомканный билет, потом на меня, видаться, я ей не понравился, спросила: «Аусвайс!» Долго рассматривала паспорт, правда, визу проверять не стала, а лишь сверила фамилию на билете с той, что в паспорте, потом вдумчиво прицеливалась зелёным лазером сканера в квадратик (поезд болтало), что в центре штрих-кода, и, наконец, ущипнула билет щипцами. Хороший кондуктор! Вдумчивый, собранный, и в форменной фуражке! Усов кондукторских ей только не хватает, но, видно, до усов не дослужилась пока, вот ещё ей их не выдали.

Берн производит лучшее впечатление, он по размерам, наверное, всё-таки дотягивает до Астрахани. На улицах замечены люди, и двигающиеся автомобили, - четверг, всё-таки! Всё утопает в зелени, вокруг железнодорожных путей, - почти непрерывная промышленная зона, и дома почти вплотную стоят. Я так посмотрел, - довольно много старых домов, в них квартерки-то очень небольшие, как они там живут? Ведь Швейцария, - это ж круто!? Да и жмутся дома прямо к железной-то дороге, от неё же пыль и шум, зачем же так? Кстати, внешне ихние электровозы очень напоминают наши. Ну, район-то промышленный, а людей, как водится у них по четвергам, - никогошеньки. Лишь около железнодорожного полотна тихо роет экскаватор, прям под полотно подрывает, тихо так… А людей вокруг него - никого. В Берне поезд встал, и все вышли. Я ничего не понял, сижу себе, - сверил ещё раз маршрут, - пересадка всего одна, и та в Виспе, а до него ещё целый час. Сижу, плеер включил. Приходит тут настоящий кондуктор, - мужик в усах, и знаком мне показывает, мол, вставай, - и на выход. Я наушники содрал: «А почему?» - Он спрашивает: «Тебе куда?» - «До Виспа» - «Так вон поезд напротив!» Вот тебе и раз! Вбежал в поезд напротив, он уже совсем как наша электричка, сел, плеер выключил, посмотрел ещё раз на маршрут: - нету пересадки в Берне, нету! Да и пока ехали на четырёх языках (немецком, французском, итальянском, и иногда на английском, который уже почти как русский звучит) вроде объявляли, что поезд идёт до Виспа. По крайней мере, слово «Висп» там точно прозвучало, и не раз! Как потом я догадался, смысл объявлений был в том, что если кому до Виспа надо, так надо в Берне на другой поезд перелезть, но я этого уже расслышал, пейзажи мне надоели, и стал я досматривать кино в плеере, вот, видно, и прослушал важное сообщение. В новой электричке всего одна женщина, я у неё спросил, о Виспа поезд, или нет? Она кивнула, мол, до Виспа. В Швейцарских поездатых электричках надо держать ухо востро, иначе уедешь в депо! Не всегда реальность соответствует маршруту, вывешенному на ихнем сайте! На перегоне от Берна до Виспа мой билет проверили ещё раз, на этот раз мужик, как положено, в усах, и в форменной фуражке. Он аусвайс спрашивать не стал, и сканером по штрих-коду ширкнул как-то споро. Видимо, не даром ему форменные усы выдали! Вообще, билетики отнюдь не дешёвые: От Цюриха до Виспа ехать 2,3 часа, билет стоит, если брать без скидок, 66 Франков, я взял по скидке, которая начинает действовать за 2 недели, таких билетов ограниченное количество, сумел ухватить последний за 33.2 Франка… И действителен этот билет только на тот поезд, что в нём указан, кто опоздал, - тот пролетел! От Виспа до Церматта ехать всего 1 час 12 минут, так билет тоже 33 Франка стоит, то есть около тысячи рублей (карточка Виза берет что-то за свои услуги). Пока разбирался с ихними билетами, купил сдуру через сайт билет от Цюриха до Виспа за 66 Франков, но оказалось, что к нему надо приобрести ещё некий «Травел Пасс» на год, он стоит 128 Франков, и мне в общем-то не нужен… Билет обратно сдать не удалось, по их правилам билеты, купленные через сайт, возврату не подлежат. От Виспа до Женевы так же купил билет по скидке за 33 Франка, а обычно он стоит 66… Недёшево-с! Два часа езды, а дерут цены с покупателей!

Висп - небольшой городок, домов на сто, но есть многоэтажные. И там - накатилась жара… Я-то думал, что я от неё удрал, что всю жару продвинутые европейцы сплавили в недоразвитые восточные страны, ан, оказывается, ннет! В Виспе пересадка на узкоколейку, по которой ехать 1час 12 минут до Церматта. Узкоколейка забавная: на участках спуска-подъёма к деревянным, видавшим виды шпалам прикручена длинная зубчатая рейка, иначе, видимо, на гору не вскарабкаешься. Вагоны уже, чем у наших электричек, - ведь узкоколейка же! Окна открыты, солнце жарит, сел на лавочку… - она горячая! Пожарить задницу, конечно, не получится, но - реально горячая! Под окном подобие столика, на котором цветная карта местных ж-д линий (линия, как я понял, всего одна, главное - горы!) - так столик, - тоже очень тёплый! Что за чёрт? Это я потом догадался, что Висп - он в предгорье находится, электричка только что с горы спустилась, ей же тормозить как-то нужно? Вот она тормозит, электричество при этом вырабатывает, и им греет столики и лавочки. Зимой - очень даже полезно, снижается риск обострения простатита и воспаления придатков, но вот летом… Ну, поехали, по ходу лавочки и столики остыли. А может, и не остыли, но мне было не до них - я ел, и любовался на красоту.  Дело в том, что на станции Висп я успел в киоске (он так и называется «Киоск») купить себе бутылку Колы за 3.50 местных франков. Это дороже, чем в Париже, или в Домодедовском аэропорту! Даже в Церматте можно купить за 2.50, а здесь - поди ж ты, - аж 3.50! Но есть очень хотелось, хлеб с колбасой были ещё с Москвы припасены, минералку у меня в Берлине выудили, так что пришлось крутнуться на 3.50 Франков. 1 Франк - это почти что доллар, когда доллар был 30 рублей, Франк был 27. Дорога - очень красивая! Множество чудесных видов, но около населённых пунктов, как и положено, вдоль полотна - промзона. Производство бетона, щебень, песок, и прочие железные железки. Одинокий могучий экскаватор, как и положено, без людей, медитирует задумчиво, перебирая что-то в горе щебня, это похоже на то, как перебирают чётки во время молитвы, или, чтобы успокоиться. У могучего экскаватора - свои чётки, - щебёнка, наверное, на неё экскаватор и медитировал, и я как раз увидел его во время полуденной медитации. Что ещё забавного? Здесь повсюду стоят дождевальные установки, какими у нас кое-где газоны поливают, и эти установки поливают обычные сорняки, которые в той же Астрахани «бесплатно» растут. Потом их скашивают, и, видимо, скармливают местным коровам, которые вырабатывают лучшее в мире молоко, используемое для лучшего в мире шоколада. Самих коров я не видел, но слышал, как одна из них мычала в сарае на высоте 2000 метров. Почему у них на наших сорняках, - лучшее в мире молоко? Может, сорняки нужно скашивать вовремя? Все тракторы, и трактороподобные механизмы - без госномеров, вместо них висит знак «30» (км в час), видимо, для швейцарских гаишников (которых я так и не увидел) этого достаточно.

В 14-14 поезд, как ему и положено, скрипя и отдуваясь, чинно въехал в Церматт. На стене ихнего вокзала на многих языках, в том числе по-русски, написано «Добро пожаловать». В Церматте одна главная улица, на ней - полно народу! Что все эти люди в разгар лета делают на лыжном курорте, - мне не ведомо, но людей много. Прямо около ж-д путей - табло, в нём перечислены все гостиницы, можно на карте высветить их расположение. Из табло я узнал, что отель «Примавера», оказывается, не 3, а всего лишь 2*, и что номер в нём стоит не 87, а 75 Франков. Ну, видимо, конторе Booking.com, через которую я бронировал номер, тоже жить как-то же надо… С картой вышел небольшой конфуз - я посему-то думал, что поезд въезжает в Церматт с юга, оказалось, что с севера, с Гугла карта оказалась немного искажённой, по ней поезд проходит Церматт как бы насквозь. Ан нет! Оказалось, что это две разные ж-д: одна та, на которой я из Виспа приехал, вторая - «Горная», которая едет на высокогорное местечко Gornegrad, находящееся на высоте почти 3100 метров (его рекламируют, как самый высокогорный дворец в мире, - нет там дворца, стоит там свежий такой хотель с башенками обсерваторий, чем напоминает дворец). В итоге я потратил лишние 20 минут на спортивное ориентирование, что для Церматта, который в ширину метров 200 всего, не так уж и мало.

Церматт, - красивый городишко, весь насквозь состоящий из хотелей. Представляю, что здесь делается зимой, когда он работает на полную катушку! Правда, если отойти от центральной улицы, - сразу же всё стихает, прохожих в несколько раз меньше, только вот бесшумно проносятся (с горки ехать так приятно!) многочисленные велосипедисты на горных велосипедах, и многочисленные электротакси. Весь транспорт в Церматте - электрический, за исключением мусорных машин. Эти машины, чинно пыхтя соляркой, неторопливо передвигаются по узким улочкам. Цены вполне швейцаские: пиво - от 5 франков, пицца - примерно 15-20 (считай «Долларов»), национальная еда швейцарских пастухов, - фондю,  от 20 Фр. Поезд в высокогорное местечко Gornegrad едет в один конец 33 минуты, билет в один конец стоит 38 Франков, билет на подъёмник на самую высокую вершину в два конца стоит 90 Франков, на три дня Ски Пасс - 138 Франков.

Отель - приличный, но экономный, места мало, повернуться негде, бачок от унитаза встроен в стену с претензией на крутость, а может, просто из экономии места. Мебель в номере - из лакированной сосновой вагонки, стянутой развратно сверкающими саморезами, головки у которых не под крест, а под шестигранник - пусть все знают, как здесь всё круто! Впервые увидел деревянный (!) сейф с незатейливым замком. Какой в нём смысл? - это если только человек и так воровать не собирается, а тут ещё и «сейф»! Дырки в розетках маленькие, как в добрые советские времена в наших совейских розетках, кипятильник влез сразу, а вот зарядка от ноутбука залезать не желала никак! Под как бы «тумбочкой» сработанной из лакированных сосновых досок, и прикрученной к стене из лакированной же вагонки посредством вполне советских уголков из оцинкованного железа саморезами под шестиграник, обнаружилась евророзетка, которая благосклонно впустила в себя зарядку от ноутбука.

Время было к вечеру, немного полазил по горам, живописно, главное отличие от Кавказских гор, и тропок на них - ЧИСТО, нигде не валяется бутылок, пластиковых пакетов, бумажек, и пр., что наши туристы с их уродливым мировоззрением в изобилии разбрасывают всюду, куда только смогут дотянуться. Пейзажи, и места - совершенно замечательные, так вот и хочется присесть, достать бутылочку… Но, - не с кем! - а один я пью только в аэропортах. Вода в горной речке Висп, вдоль которой вытянулся Церматт, - бурная, молочно-серая. Вообще в Швейцарии вода в реках не чистая на вид, но в ней купаются - проезжая около Берна я видел в несущейся реке две головы. Я им рукой помахал, а может, им помощь была нужна?

Как водится в подобных зарубежных курортных местах, найти обычный универсам со жратвой оказалось сложной, но благодарной задачей, которая была-таки выполнена. Нужно отметить, что обычные универсамы со вполне обычной едой буквально прячут! В моем понимании это - прямое нарушение рыночных принципов, но реальность именно такова, - ПРЯЧУТ! Желанный универсам Mini оказался на углу набережной и улицы, которая пересекает реку, и идет от единственного в Церматте католического храма, по адресу Schluhmattstrasse 1. Из того, что было наклеено на универсаме, я понял, что он работает с 16-00 до 18-30. А может, там было написано что-то другое, я ж по-немецки не читаю, в общем, я понял, что мне - повезло. Помидоры стоят 4 Франка, и они почти красные, вот в астраханских «красных» помидорах цвет распределяется неравномерно: по краям она довольно красная, а в центре - вполне зелёная, или, как говорят продавцы «молочная». Здесь - не так! Цвет везде одинаков, - швейцарское качество! - не вполне, правда, красный, но и зелёных (т.н. «молочных») участков, - нет! В общем, сносные помидоры, не Швеция, конечно, но… Нектарины - опять же 3.50, хлеб, как водится, дорогой, вино - от 4 Франков за 1 литр, что недорого, но пробовать не стал: там крышка, как на совейском пиве «Жигулёвское», а у меня нет консервного ключа… Эх! Был бы сейф - железный! Удивила колбаса: она стоит 18-35 Фр за 1 кг, взял вакуумную упаковку на 100 грамм. Оказалось - с виду ОК, а на самом деле - воняет… Убедить себя, что это и есть тот самый «правильный» запах, ведь здесь же всё Швейцарское, всё без консервантов, а значит, и запах - самый, что ни на есть натуральный, - не удалось! После московской колбасы есть уже не так, чтобы хотелось, в общем, пришлось щвейцарскую колбасу безжалостно выбросить. Надо сказать, что с подобными явлениями в последние лет 15, с тех пор, как она появилась, - я у нас не сталкивался, - воистину, не в Швейцарии живём! Вскипятил себе чайку, выпил его с местным клубничным джемом, который, по-моему, не имел ничего общего с клубникой, - сплошные загустители, и подкрашиватели, не то, что в Осло брусничный джем… Тот был, - да! До сих пор помню! То ли там усилители вкуса и запаха (что, говорят, одно и то же) получше, то ли действительно брусники подсыпают… Обычный маленький, советского образца, кипятильник в дороге - ВЕСЬМА полезная вещь! Если в номере есть фен, значит, проводка выдержит и кипятильник, а кипятильник - это кипяток, а кипяток - это, сами понимаете… На следующий день нашёлся хороший большой универсам MIGROS (их много и в Швейцарии, и во Франции) www.migroswallis.ch. Как мне показалось, цены там выше, а спиртного не продают, его продают в паре магазинчиков по соседству, но если вы собираетесь напиться на сумму менее 50 Франков, то в них расплачиваться нужно наличными (а где их взять?). Во Франции джемы лучшего качества, чем в Швейцарии, и  даже встречаются «кусочки фруктов». Может, химия у них хорошо развита?

Утром пошёл гулять по горам. Мысль была такая, что я пешком дойду до середины горной ж-д там сяду на поезд, и на нём поднимусь на вершину, карта маршрута у меня была. Ну, гладко было на бумаге… На деле масштаб у карты оказался каким-то странно - нелинейным, где-то совпадал с реальность, а глее-то был сильно сжат. Правда, через 3 часа добрался я до водопада, который указан на туристической карте. Ничего себе водопадик, красивый, однако до него далеко, близко не подберёшься, он в пропасть выпадает. А недалеко от него - станция горной электрички. Прямо совсем рядом, если по карте, но для этого нужно перейти через мост. Если мост обойти, то доберёшься только к вечеру, мост железнодорожный, с двумя пешеходными тропинками, а перед мостом на трёх языках (немецкий, французский, и итальянский) написано, что ходить туда не следует (это я так предполагаю, я же не знаю ни одного из этих языков). Человек не может без хулиганства, и без адреналина, который приносит хулиганство. Пока я об этом размышлял, ноги уже сами несли меня по запретному мосту! Поезда я не боялся, - проход было достаточно широк, боялся, что меня заметят, и осудят, поэтому шёл быстро, спорой рысью. Весь проход занял всего минуту, сразу после моста вниз вела чёткая тропинка, видимо, я такой не один, и я - тоже сделал это! Как же потом было вечером обидно увидеть в черте города девушку с рюкзаком, которая внаглую шла прямиком вдоль путей, проезжающая электричка её пугнула гудком, она недовольно отошла в сторону, и отвернулась. Переждав поезд, снова залезла на насыпь, и запилила по гребню…

Как потом оказалось, более высокий адреналин ещё ждал меня впереди, и испытал я его, когда захотел пописать. Как же можно мочиться на неприкасаемую Швейцарскую природу?! Что скажут японские туристы, если заметят? А что делать? Ведь надо же! Четыре часа в пути! Поднялся на пару метров над тропинкой (на большее - сил уже не было), и давай! Кое-как, поскорее, чтобы не заметили японские туристы (французских я почему-то не опасался, - поймут!). И ещё раз пришлось этим делом заниматься повыше в горах, где уже не было растительности, а значит, кустов или деревьев, за которыми можно спрятаться от японских туристов - дорога лежала в голой степи (дорожная пыль оказалась вполне обычной, у нас такой - сколько хошь). Вот где адреналин! - когда писаешь, и ждёшь! И думаешь, как бы не «замели» японские туристы! Может, у них и пыли такой нету, и они и ей поклоняются? С другой стороны, я себя успокаивал, что выпустил я экологически чистый продукт, не содержащий искусственных добавок, а это значит, что он должен пойти на пользу природе, а если даже она и швейцарская!

Одолевали небольшие слепневидные мухи, их как-то много, но они - тормознутые. Видимо, есть какая-то договорённость между мухами, и их донорами: раз я прилетела, значит, у меня есть лицензия на отсос, дай пососать! - и сидит, примериваясь своим жалом мне в руку. Садились они почти ежесекундно, и даже попарно, почему-то на место, где часы носят (часы я снял от жары). Обычную муху убить, как комара, рукой, - почти невозможно, но этих… За время лесного восхождения убил я наверное, пару десятков непорочных экологически чистых швейцарских мух. Если бы «зелёные» про это прознали бы, - непременно занесли бы меня в самый чёрный список уничтожителей природы!

Всё-таки добрался я до серединной станции горной ж-д, сел на электричку, минут за 15 доехал до крайней верхней точки (за 24 Франка), которая на высоте 3089 метров над уровнем моря. Ну, это я вот за пару минут это предложение написал, а дорога далась совсем не так легко: после адреналинного моста выпил я воды, и это было ошибкой: пол-литра воды ушло минут за 30, я поминутно останавливался, отпивал, снова останавливался… Сердце бухает, каждый метр даётся с напрягом, подумал, как же люди с поклажей по горам лазят? Тут метров 30 в горку пройдёшь - надо остановиться, и отдышаться, правда, по ровной поверхности ноги сами идут, даже если в швейцарском воздухе кислорода мало.

В этом самом GornegradЕ в общем, красиво - открывается шикарный вид на несколько остроконечных вершин, покрытых вечным снегом, но… - там совсем нехолодно! Хоть и написано, что 13 градусов всего, а нехолодно, давняя надежда испытать давно забытое чувство холода обломилась… Даже камни тёплые от солнца, без солнечных очков трудно, и неудобно. Ну, полюбовался минут десять. Дальше-то что делать? Всегда этот вопрос меня в подобных местах сильно занимает: добрался до Красоты, вкусил, дальше - что? Обратно решил все наоборот сделать: спуститься до той станции, до которой снизу дошёл, и на ней сесть на электричку до Церматта. Что бы там ни говорили, а спускаться - куда как легче, чем подниматься! - купил за 5 (!) Франков бутылку диетической Колы, и пошёл. Правда, все равно дорога заняла час сорок, хоть я отчаянно срезал, ползая почти на четвереньках по крутым косогорам. На высоте около 3000 ничего не растёт, но насекомые откуда-то всё-таки есть, хоть и не такие приставучие, как в лесу, а ошалелые. Я муху небольшую, которая даже укусить нормально не смогла, спросил, куда, мол дура, запёрлась? Славы захотела? - она пожжужала, и полетела вдаль. Там, на этой высоте, снег лежит, если не на солнце! До сих пор! (Дело было 16 июля).

Что сказать про горы? Вышел я из гостиницы в 10-30, вернулся обратно в 18-30, совсем никакущий. Ночью заснуть так и не смог, на другой день ноги болели, мышцы и суставы, особенно больно было почему-то не подниматься, а спускаться, видимо, спускательные суставы у меня развиты хуже, чем поднимательные. Полазить по горам, конечно, интересно, но везде нужно знать меру, в общем, лучше гор быть могут только горы, которые в меру.

Наутро сел на узкоколейную электричку до Виспа, там пересел на межрегиональный поезд до Женевы, билет на который был куплен заранее, и по скидке. Не понятно, что они так жмут билеты со скидкой? - продавали бы их побольше, глядишь, народу в электричке побольше бы ездило! А то они полупустые мотаются! Дорога - красивая, примерно наполовину пролегает вдоль Женевского озера, проезжает мимо знаменитого замка, который никто не смог завоевать (наверное, было недосуг). В поезде (в смысле, в электричке) уже вовсю слышна русская речь, в Церматте наши люди тоже есть, но гораздо меньше. Приехал в Женеву немного раньше намеченного дошёл до офиса Хертц, женщина сказала, что я могу погулять минут 40. Пошёл на набережную, благо все рядом. Народу 0 полно, человек шесть расположились на травке, которая часть газона, и трапезничают. Культурно так, - без мата, без спиртного (а может, только начали? - а может, - разойдутся?). Знаменитый Женевский фонтан, который возник из-за неисправности гидроклапана, исправно бьёт из воды посредине залива, на небольшом пирсе организован небольшой же пляжик, человек на 30-40. Купаться особо не хочется, температура воздуха, как там же высвечено - 26 градусов, солнышко за тучками, вход на пляжик - 2 Евро, народ купается потихоньку…

Вернулся в офис Хертца, женщина быстро оформила документы, дважды спросила, не нужна ли мне страховка от повреждений, я дважды отказался, и выкатила новенький (на спидометре 9 км) чёрный «Форд-Ка». Нормальный аппарат! - хоть я лет пять уже не ездил на ручной коробке, но как-то сразу сел, и поехал. Я планировал преодолеть Женеву по большой диагонали за 20 минут, но на это ушло 2,5 часа. Заблудился я сразу - карта из Гугла подвела после первых же 400 метров (проезд был закрыт, куда дальше ехать- не понятно). И понеслось… Нарезал различные круги, трижды выезжал к другому офису Хертца, который где-то на отшибе, названия улиц видно плохо, улицы узкие, не видно перспективы, остановить машину, даже не выходя из неё, чтобы разобраться с картой, в центре Женевы - не получится, - ты сразу перегораживаешь единственную полосу движения. Народ по-английски почти не говорит, если кое-как говорит (нашёлся один негр на мойке) - так карт не знает. Тот самый негр пытался мне что-то объяснить, но потом, как-то проворно запрыгнул в свою машину, и уехал. В итоге (примерно через полтора часа) нашел место на стоянке, остановился, начал спрашивать, людей на улице немного. Пока спрашивал, сам нашел на карте улицу, на которой стоял, тут подошла женщина из местных, которая говорила только по-французски, зато много, и бегло. Она ткнула мне в карту, где мы есть сейчас, спасибо ей! - хоть и ошиблась она на пару кварталов. Но важна человеческая поддержка! Вроде бы сцепился с картой, через 300 метров - опять потерялся, такие ориентиры, как река, перекрёсток - не работают, перекрёсток может оказаться совсем другим, или там из-за ремонта закрыт нужный выезд, а ехать надо, не стоять! Река же может быть скрыта под метровым слоем бетона, надо же ещё на незнакомую узкую дорогу успевать смотреть… Выехал в 12-30 до Куршевеля, до своего отеля доехал в 18-50. Дважды помогали очень хорошо, спасибо им, - два мужика лет под 50. Просто человек садился в свою машину, и минут 5-10 ехал впереди меня, показывая дорогу. Вообще-то про французов говорят плохо, но, у нас я такое доброе отношение встречаю редко, а чтобы кто-то показывал дорогу на своей машине, - так просто никогда.

Отель оказался хороший, правда, невозвратный тариф, но за 2 суток с двухразовым питанием всего 5700 рублей (через сайт www.iglobe.ru). Номер большой с видом на пруд, и на горы, а, самое главное - здесь ночью я испытал-таки давно забытое чувство холода! «Чудесный» интернет от Orange - не позволяет качать фильмы, или большие письма, и пользоваться SkypeSipnet). Это ж какой такой хитрый провайдер, который сам рубит сук, на котором сидит? Интересно, может, он ещё и порнуху отфильтровывает? - надо было попробовать! Тут ещё в РБК статья, что Скайп, и и другая IP-телефония отбирает деньги у Ростелекома… Они нас за идиотов держат? Они хоть что-нибудь слышали о слове «конкуренция»? Как они прокомментируют фразу, что они сами отбирают прибыль у телеграфа, ведь телеграммы уже почти никто не шлёт! Значит, когда появилась телефония, которая «стала отбирать прибыль у телеграфа», они купили оборудование, и стали предоставлять услуги телефонии, а когда появилась IP-телефония, это - плохо, оказывается! Получается, что надо тормозить в угоду кому-то технический прогресс, и конкуренцию? Очень неприятно чувствовать себя идиотом!

Завтрак в Courchevel Mercure по системе «Шведский стол», а ужин - с официантами, которые чинно передвигаются по ресторану. Надо сказать, что они здесь и не нужны были бы - отель всего 3*, без них прекрасно обошлись бы, посредством Шведского стола. Еда включена в стоимость, напитки, которые официанты активно предлагают за завтраком, и за ужином, - за деньги. Я брал только пиво, 0,33 Heineken стоит 6 Евро.

Природа, конечно, товарищи! Пока ехал вдоль озера около Анси, ехал долго, простоял в пробках всего более часа, видел рай в их понимании: субботний день, 26-27 градусов, народ купается, солнца нет, - не жарко, и не холодно, хорошо! Приятно! Кондиционер не обязателен! Утром в хотельном номере встал, посмотрел - солнце окрасило верхушку горы… Может, вот оно, - счастье? - чтобы ты просыпался, а оно - окрашивало? Почему у нас вместо гор - степь, пустыня, и полупустыня, с песком и колючками? Почему у нас жара иссушающая, а мороз измораживающий? За что нам такое? Были бы французы со швейцарцами такими благовоспитанными, и толерантными, если б жили в нашем мерзко-континентальном климате, где летом не продохнуть от жары, и зимой, - от стужи? Почему мы за него, за этот климат с колючками, так стойко воевали всю дорогу, до почти полного изничтожения мужского начала, до километровых кладбищ? Почему французы за свою великолепную природу так жестоко не воевали, а последние сто лет, -так просто сдавались, и всё? Как это так хитро швейцарцы (с австрийцами, шведами, и прочими норвежцами) устроились, что ни с кем последние 200 лет не воевали, жили в св. удовольств., и города свои отстраивали, и дороги асфальтом заделывали? Ведь именно их мы (и не без оснований!) считаем культурными?! Почему у них дороги узкие, но без колдобин, и машины проезд не загораживают, а у нас широкие, но все машинами уставлены, и в колдобинах? Почему у нас на каждом углу - гаишник, а у них - нет? У них поглядишь на горы, - и как-то жить охота, а у нас вместо гор - стакан… После него, конечно же, тоже некоторое время жить охота, только вот наутро - похмелье.

 

В Куршевеле - красота… Не такая сильная, как в Церматте, но, - красиво, ничего не скажешь. Зимой в Куршевель любой дурак съездить может, а вот ты летом попробуй! Я пытался связаться с туристическим офисом, чтобы узнать, как добраться от Женевы до Куршевеля, и обратно, офис ответил, что общественный транспорт ходит только зимой, а летом - только такси. От ближайшей ж-д станции Мутьё Брид Лес Байнс официально такси стоит 50 Евро, а если ночью (а обратно предполагалось ехать рано утром, чтобы успеть на самолёт), - то 70 Евро (расстояние 26 км). Сложив всё это со стоимостью билетов, я понял, что получается столько же, как автомобиль арендовать. Уже приехав в Куршевель увидел, что по нему каждые полчаса ходит бесплатный автобус до «гаража» (я не знаю, где этот «гараж», вообще, находясь во Франции - полезно знать французский язык). Довольно большой курорт, если учесть все три курортных посёлка, то получится больше нашего Домбая раз в десять. Огромное количество подъёмников, которые летом просто стоят (в Церматте - такая же картина). Покатался на единственно работающем подъемнике до вершины, и обратно (два этапа, всего ехать минут 25) за 10 Евро, то есть за 13 долларов, то есть за 14 Франков, и вспомнил, что в Церматте такое удовольствие стоит 90 Франков. Здесь - дешевле! Сам Куршевель -1850 по размерам сравним с Церматтом, только народу гораздо меньше, видимо, не едет сюда народ летом, даже японцы. Внешне - ничего особенного, конечно, культурнее, чем в Домбае, и асфальт получше. Цены на подъемники - сравнимые, даже может, немного ниже. Летом почти все, кто сюда приехал - это местные французы с семьями, больше никого не видно, в том числе наших, которые добрались и до Церматта. Небольшой универсам с едой нашёлся в Куршевеле-1650, прямо около дороги, если ехать в Куршевель -1850, то справа по ходу. Цены - примерно такие же, как в Швейцарии, причем работает он даже по выходным, мне не спалось, я приехал к открытию (8-30), так он исправно работает. Помидоры по 4-50 Евро (это дороже, чем в Церматте), примерно такого же равномерного качества. Джем - повкуснее будет, заметно вкуснее, чем в Швейцарии. Летом здесь делать решительно нечего, по горам лазить я был ещё не готов, погулял, съездил вверх-вниз на канатке, попытался полетать на самолётике (35 Евро за 15 минут). Приехал в аэродром, договорился вроде, прождал полчаса, потом выяснилось, что нет второго пассажира. Почему второго, а не третьего, или четвёртого? - самолётиков штук пять, но все они четырёхместные. Ну, утёрся, и уехал. Можно искупаться в пруду, что у меня под окнами, солнце жарит, но как-то не тянет, лучше дома искупаюсь, там «теплее», поэтому ноги как-то сами в реку несут. Если бы до Куршевеля было бы добираться так же недалеко, как до Домбая, я бы туда ездил бы! А так - очень уж далеко! С другой стороны, из Москвы - оно и поближе будет, в зимнее время из аэропорта Женевы за 75 Евро автобус ходит, едет он, по слухам, 3,5 часа, это даже быстрее получается, чем из Минеральных Вод, или из Краснодара до Домбая. Почему наши стремятся именно в Куршевель? - конечно, понты! Если бы не существовала бы так называемая «русская неделя» в начале января, цены здесь в этот период были бы пониже, то есть как обычно. Но колотить понты нашему народу очень даже хочется, потому он именно сюда и едет в начале января.

На обратном пути решил не рисковать, и попробовать проехать по платным магистралям. Надо успеть ко времени, самолёт ждать не станет (самолёт из Женевы до Риги задержали на 5 часов, но кто ж тогда знал? - телефон я обычно за границей выключаю, все равно никаких денег не хватает, а когда включил, то увидел, что AirBaltic прислала мне СМС о задержке рейса). Сел за комп, за полчаса сам нарисовал себе маршрут, полкило карт, напечатанных дома за 5-6 часов, - не пригодились, нужды в навигаторе - тоже никакой не ощущалось. В Гугле мне обещали, что я доеду за 2ч25минут, по факту вышло 2ч 40 минут, при этом нужно учесть, что, как обычно, в Женеве свернул «не туда», и ехал уже по памяти вдоль Женевского озера.

Дороги - конечно, гораздо лучше, платные участки - особенно, даже тоннели красивые, на подъезд к Женеве есть такой тоннель, километра 2, он прямой, как луч света, в конце тоннеля - свет, по стенкам - разноцветные огоньки, скорость 110 км/час, красота! Заплатил за пользование двумя платными участками 25 и 50 км 5 и 10 Евро соответственно, из чего сделал вывод, что 1 км платной дороги во Франции стоит примерно 0,2 Евро. Но надо заполнить бак до краёв, как это сделать? Как найти заправку? Спрашивал у прохожих - мимо. Спрашивал у сотрудницы Хертца, она нарисовала карту, по ней получалось, что до заправки примерно 500 метров. Доехал, вылез из машины, пешком все обошёл, - ничего! Заправка - не иголка, за урну для мусора её не спрячешь! Начал спрашивать местных автомобилистов, английский знают не более 20% прохожих, про заправку и по английски - того меньше. На карте показали мне, где заправка, поехал туда - ничего… Вылез из машины, спросил двух мужиков, где заправка? - вон там, надо вот так обогнуть, и вот тут будет заправка! А напрямую? - не получится, надо же справа подъехать! Объехал, подъехал, - ничего! Стою на светофоре, и вдруг вижу, что вот она - заправка! Справа от меня в 10 метрах! Это просто свес кровли от многоэтажного дома, и 2 колонки, меня от неё отделяет кустарник, её почти не видно, если бы не светофор - так бы и проехал мимо! Развернулся, поехал именно так, как было «нельзя», заправился (оплачивается всё карточкой). Поехал обратно в Хертц, сдал машину, её осмотрели, ничего не нашли (а я её и не царапал!), удержали с карточки 156 Франков, ещё за бензин 17 + 29 Франка, ещё 15 Евро за дороги в один конец, всего получилось, что за 2 суток, проехав 430 км я заплатил примерно 205 долларов. Ездить по платным дорогам Франции - понравилось!

Итог. Я всё сам себя спрашиваю: А зачем, собственно, я приехал на курорт Церматт? Если бы наших людей сюда впустили бы (они и так уже потихоньку добираются, и в Церматте слышен великий и могучий, и в Gornegrat, на высоте 3089 метров - тоже. Но то - крохи, если бы открыли бы границы…) Зачем «наши» сюда поехали, - оно понятно: иностранцы же едут, значит, там хорошо! Зачем я приехал? - а затем, чтобы понять, зачем сюда едут иностранцы! Казалось бы, - дурацкий вопрос! Но именно в дурацких вопросах иногда есть смысл, по-моему, люди, которые не задают таких вот «Дурацких» вопросов ни себе, ни людям, по-моему, и есть дураки. Не задают вопросов они не потому, что им ответ не нужен, а потому, что не хотят они выглядеть дураками, пока вопрос задают. Дурацике вопросы полезны хотя бы потому, что жизнь меняется, и то, что вчера было очевидным, и спрашивать про которое было дурацким вопросом, сегодня - уже не столь очевидно, а вопрос задавать всё ещё боязно, чтобы не показаться дураком. Но если дурацких вопросов не задавать - однажды можешь оказаться в дурацкой ситуации, и будешь выглядеть, как дурак, из-за того, что у тебя не было ответа на дурацкий вопрос. Так зачем сюда едут иностранцы? Особенно японцы, которых в недешёвом Церматте не менее четверти от всех иностранцев? Посидеть в кафе, и попить местное пиво? - возможно, кафешки заполнены почти все. Я этого не понимаю, уж если есть такая богатая природа, - сядь на бережок, достань рюмки, наполни коньяком, запей его чаем с лимоном, и мёдом, и всё это - с хорошим человеком. Вот - кайф! А ехать несколько тысяч километров только для того, чтобы посидеть в чужом кафе… - мне это не понятно. Пошариться по сувенирным лавкам? Дома мало хлама, именно швейцарского не хватает? Посетил я недавно три курорта: Куршевель, Церматт, и Ниццу. Зачем в них едут иностранцы? - причины есть: смена обстановки, места красивые, в горы покарабкаться (где они есть), в море искупаться (где оно есть). Но почему-то кажется, что это - неглавная причина. А в чём же главная? - я не нашёл ответа.

Подписаться на автора
В начало страницы
banner-dzen