Саратов. Россия
Отзыв написан: 22 сентября 2010 г.

Вообще-то, ещё в январе, вернувшись из Египта, зареклась, что в мае снова туда вернусь... И всё вроде бы шло по плану, но вдруг что-то (сейчас уже и не вспомню - что) случилось и наш путь резко изменился в сторону северо-запада Африки!

О Марокко знала только то, что там делают красивые ковры и где-то в Фесе снимался бразильский сериал "Клон". Представляла себе пустынно-песчаную местность, жару под 40 и нескончаемое буйство красок!

Изучив погоду и вдоволь начитавшись отзывов об этой стране в интернете отказались от пляжного отдыха и выбрали экскурсионный тур по "Имперским городам" на 5 ночей + 2 ночи пляжного отдыха (о чём, кстати, потом пожалели) в Агадире. Тур нашли быстро, потому что особого выбора у ТО не было: Спейс, Ванд и Капитал. Остановились на последнем, тем более, что наше ТА работает с ним уже около 11 лет и сделало нам хоть и не большую, но приятную скидку - 3%.

Летели 6 ч. 15 мин. на "Боинге-757" . Недовольная жизнью девушка-кассир выдала-таки нам с сестрой места вместе и "возле окошка". И если бы не туман, простирающийся над всей Европой, могли бы насладиться красотами матушки Земли. Хотя заснеженные верхушки гор в тумане всё же рассмотрели.

Заснеженные вершины Альп.

А вот над Марокко тумана не было, и первое, что нас удивило, были километры теплиц и зелёных плантаций и практически полное отсутствие песчаных пустынь! Но вот водоёмов и рек, действительно, катастрофически мало. Даже не понятно, на чём там всё благоухает... Потом стали видны квадратные крыши тёмных домов и многочисленных хозяйственных построек, неотрывно связанных двориками с самим жилым зданием.

Земледелие Марокко.

ДЕНЬ 1. АГАДИР.

Прилетели в Агадир вечером того же дня (в Марокко -3 часа от "москвы"), но было ещё светло. Регистрацию прошли даже раньше, чем наши чемоданы появились на "карусели". В аэропорту "Аль-Массира" встречающие гиды "Капитала" рассадили нас по автобусам.

Аэропорт "Аль-Массира" в Агадире.

Когда поехали в город, было уже темно... Путь до нашего первого места ночлега занял около 40 минут.

Вот оно - наше второе удивление - отель "Riad Karam 3*" был похож на дворец визиря: весь в пёстрой мозаике, массивных люстрах, милых столиках на кованых ножках, маленьких полосатых креслицах в холле и служащих, одетых в национальную одежду - джелабу, бабуши и шапочки.  Многим из нашей многочисленной (45 человек) и разнохарактерной группы этот отель не пришёлся по вкусу. Кормили там и правда "не ахти", но нам с сестрой очень понравился этот национальный колорит, а ведь мы сюда за ним и ехали! Именно здесь мы сразу ощутили дух Марокко!

Колорит отеля "Riad Karam".

Наш чудо-гид Нореддин (марокканец, говорящий на 5 языках, прозванный нами "Нострадамус") назначил время выезда на 6:30. Спать не хотелось, хоть мы и промучались в поездках уже почти 2 суток, - кровь начинала бурлить в ритме Марокко! Но так как идти куда-то ночью вдвоём с сестрой мы побоялись, пришлось отсыпаться.

ДЕНЬ 2. ЭССУЭЙРА - САФИ - ЭЛЬ-ЖАДИДА .

В 5:30 утра зазвонил телефон и мужчина на французском пожелала нам доброго утра! Мы и без того уже собирали чемоданы... К 6:00, оставив чемоданы в холле и сдав ключи, спустились на завтрак. Еда в 3-х звёздочном колоритном "Риад Караме" была ужасна. Завтраки вообще во всех отелях были невкусные и скудные, но здесь давали только подветренные булочки, бумажную колбасу, горьковатый сыр и бледные оливки! Возможно, для них это нормальный завтрак, но мне хотелось кашки, творога или хотя бы яйца! Даже не помню, что мы там ели, но, успев поменять на ресепшене евро на дирхамы, купили в этой столовой 1,5-литровую бутылку воды за 15 дирхам (1,5 евро).

Погрузившись в автобус, нашли наши вчерашние места занятыми и молча двинулись в конец салона. Здесь к нам присоединился местный гид Мунир (прозвище в группе - "Краевед") - прекрасный человек, знающий и любящий свою работу, правда, говорящий на немецком и французском языках. Хотя к середине путешествия почти все понимали его, а он строил предложения, начиная с немецкого, продолжая французским, а заканчивая русским языком!

Наш экскурсионный тур начался!!! Захватив двоих туристов из 4-ки, положенной им по туру, автобус с 45 туристами и 2 гидами стал взбираться на гору... Наша первая остановка - подарок от гидов и водителя - обзорная площадка Агадира!

Обзорная площадка Агадира - вид на порт

О! Вот откуда нам открылся чудесный вид на портовое побережье и бескрайность Атлантического океана, покрытые утренней туманной дымкой. Надо заметить, что в это раннее время, поднимаясь на гору в автобусе, мы встретили довольно много марроканцев разных возрастов, делающих пробежку.

Следующий пункт назначения - порт ЭССУЭЙРА! Путь туда занял несколько часов. Не считая многочисленных технических остановок и перекусов в кафе с национальным напитком - сладким зелёным чаем с мятой, мы выходили из автобуса дважды.

Первая остановка - пасущиеся на аргановых деревьях козы.  Зрелище, конечно, интересное: как могут эти обычные козочки так ловко вскарабкиваться, а потом ещё и удерживаться на такой высоте?!

Козы
Сколько не просил пастух дирхамы, бегая от одного туриста к другому, наши оказались жаднее остановившихся неподалеку французов.
Аргановая фабрика
Второй раз мы остановились на фабрике арганового масла. Нам представилась картина приготовления масла из косточек плодов арганы: одни женщины ловко разбивают косточки камнем, доставая ядрышко, другие прокручивают эти ядрышки, получая густую тёмную смесь, третьи добавляют в нее миндаль. Получается очень вкусная и полезная ореховая масса, которую мы тут же и попробовали с только что выпеченными лепешками. След. зал - торговый, где на стеллажах стоит бесконечное множество пузырьков и баночек с уже готовыми кремами, маслами, отдушками и пр. Понимая, что в показанных условиях такое количество произвестись не может, мы всё равно кинулись покупать полезный эксклюзивный натурпродукт! Для сравнения: 250 гр. бутылочка пищевого масла стоила 190 дирхам, тогда как в торговом центре Марракеша она же всего за 90! Группа у нас была несобранная да и гиды слишком добрые, поэтому одни люди по третьему кругу заходили в зал, другие грелись на солнышке возле автобуса, улыбаясь над первыми, третьи, перейдя через дорогу, фотографировались с пасущимися ослами.
Аргановые деревья, кстати, растут почему-то именно в районе Агадира.

Наконец мы въехали в Эссуэйру - небольшой рыбацкий городок с белыми домами, синими крышами, ставнями, решётками и дверьми. После обзорной беготни по улочкам и крепости все кинулись к банкомату менять валюту на местные деньги. Потом пробежались через небольшую площадь к порту с огромным количеством рыбацких сетей и чаек.
Эссуэйра

Оттуда через набережную вернулись к автобусу и кафе, где мы должны были обедать. Умные люди пошли обедать в соседнее кафе, где, наевшись, заплатили за обед в 2 раза меньше, чем мы...
Следующая остановка - город САФИ. Поразило то, что в этом городке с 30-тыс. населением расположено огромное количество заводов, где и работает всё местное население.

Экскурсия наша больше походила на пробежку по базару без остановок... Зато здесь гид наконец купил нам заветную сим-карту местного оператора "Maroc-telekom", и мы спустя 2 суток смогли позвонить домой! И вся наша группа садилась в автобус с кульками из различных видов орехов.
Дальше проездом - лагуны города ЭЛЬ-ЖАДИДА и прибытие в экономическую столицу Марокко - город КАСАБЛАНКА!

ДЕНЬ 3. КАСАБЛАНКА - РАББАТ - ВОЛЮБИЛИС - МЕКНЕС.

Наша вторая ночь в Марокко. Отель "Ажнаб 4*" - по нашим ориентирам, где-то недалеко от центра.

Наш отель в Касабланке
 Отель нас разочаровал даже не тем, что наша комната находилась на 6 этаже (мы, как большинство, вперед не лезли - может, досталось бы ниже...), а своим третьесортным убранством и запахом. Хотя многим он понравился куда больше колоритного агадирского. Ужин здесь был немногим лучше предыдущего, но радовало то, что мы нашли попутчиков по ночному перемещению в городе. Правда, гидам-таки пришлось с нами потаскаться в поисках вина, кальяна и дискотеки. А поискать нам пришлось: в одном клубе-кафе сразу 3-х удовольствий было не найти. У них после 9 вечера сложно найти что-то крепче марроканского чая. Ночных дискотек в ближайших кварталах не обнаружилось, а кальян предлагали либо бары крутых отелей, либо, напротив, подпольного вида полумрачные кальянные с местным населением. Обошли мы около трёх заведений, остановившись на 4-м: расположенном недалеко от отеля кафе с плетеными столиками на улице. Жарко было даже ночью, поэтому мы решили присесть здесь, тем более что у них оказалось недорогое (125 дирхам за 0,75 л) вино местного происхождения.

Кафе на улице Касабланки

Правда, этим наше путешествие по ночной Касабланке не закончилось... Не допросившись у полусонных отельных служащих, где ближайший ночной клуб, мы-таки оказались в расположенной в недалеко от отеля местной кальянной с молодыми арабами, играющим в какую-то карточную игру огромной колодой карт! Вечер закончился около 4:00, а день начался в 5:30 по местному...
 Погрузившись в автобус после так называемого завтрака, заняли места ближе... и... о, чудо! вышло без скандалов! (Так мы и путешествовали уже на этих местах). По пути к главной Мечети города, да и страны, рассматривали официальные административные здания: главпочтамт, мерию, полицию... Выходили только однажды - сфотографироваться на площади с огромным количеством голубей!

Мечеть Хасана II в Касабланке расположена на берегу океана. Это третья по величине мечеть в Мире! Она вмещает 25 тыс.чел, а на ее площади может расположиться около 80 тыс. мусульман! Сказать, что она роскошна и величественна - это еще ничего не сказать! Это нужно видеть! К сожалению, хоть и существует отдельная экскурсия внутрь всего за 12 евро, нам туда попасть не удалось - было закрыто.

Главная Мечеть в Касабланке

Следующий город - административная столица Марокко - РАББАТ.
Проехав по городу, накупив мороженого и снова обменяв деньги в местных банках, мы отправились в Королевский Дворец Мухаммеда VI. Очень красиво и ухожено, огромное количество служащих, но, как нам пояснил гид, король здесь практически не бывает...

Далее мы подъехали к Старой крепости...

...где увидели место, откуда аисты приносят детей... Ох и шумно же там!...

...и развалины древнеримского медицинского колледжа, где проходила экскурсия марокканских школьников...

Следующий пункт - Мавзолей Мухаммеда V, деда нынешнего короля. Огромная белая площадь, всадники на въездах, стражники при входе... и приставучие девушки с хной на выходах...

Да...вот работенка-то у него....

Потом мы заехали в ещё одну крепость, но оттуда мне запомнились только свежевыжатый апельсиновый сок за 5 дирхам и девушка-марокканка, закрывающаяся от камер и фотоаппаратов огромной сумкой...Даже названия этого места, к стыду своему, не помню...

Возле таких тележек с апельсинами наша группа провела не одну минуту...

Дальше был обед и МЕКНЕС! Почему-то нас сначала повезли в Мекнес, а потом в Волюбилис, хотя ночевать мы возвращались в Мекнес и утренние экскурсии тоже начинались с Мекнеса... Ну, наверное, гидам так было удобнее рассчитывать по времени, только из Волюбилиса мы все возвращались как выжатые лимоны уже потемну...
Итак, ВОЛЮБИЛИС!  Бывший город Римской провинции Мавритания. Здесь очень чисто, тихо, спокойно и умиротворенно красиво - нетронутая природа! Небо, зелень и ветер!
 Еще мало исхожено туристами и хорошо сохраненные мозаики в спальнях, купальнях и кухнях домов. Ходишь по этим дорожкам и остаткам римских домов, как в каком-нибудь фильме.

А на счет строительства этой Триумфальной арки знатоки нашей группы и местные гиды даже поспорили...(чем вывели из себя некоторых особо уставших членов тургруппы)...

И вот мы, наконец, дома! ...То есть в отеле "Мальта 4*"  города Мекнес, куда нас заселили на ночлег.
Но еще на подъезде к гостинице, мы выведали у наших сопровождающих, где находится ближайший винный магазинчик, а так как времени до его закрытия оставалось 5 минут, треть группы вместо размещения в гостинице, побежала за угол... Магазинчик походил на подпольную квартиру революционеров: в главном помещении была железная пошарпаная дверь, закрывающаяся на засов с обеих сторон. Дверца открывалась, туда бегом впускалась толпа покупателей , а оттуда выпускалась, и вновь захлопывалась на засов! Внутри была куча марокканцев с удивленными и радостными лицами, изъяснявшимися с помощью калькулятора, и быстро заворачивающими в местные газеты бутылки! Поначалу даже страшновато было. Купив местного вина всего за 45 и 75 дирхам ( в отличие от ресторанного за 125), мы помчались размещаться в отеле. Тут нам снова дали 6 этаж, но мы попросили заменить его на более низкий. Тогда при помощи гида мы получили 2-й! Плюс нам объяснили, что под номером располагается ночная дискотека, но нас это мало напугало...  Ужин, кстати сказать, был вкусным: острая солянка,тажин из курицы и слойка с соком. После ужина всё в той же компании мы отправились в "Пиано-бар". Там наши гиды в компании нескольких членов нашей группы обсуждали день прошедший под под заунывные мотивы местного певца. А нам хотелось веселья, и мы спустились вниз - на первом этаже располагался бар с марокканской зажигательной живой музыкой и местной молодежью! Конечно, мы были белыми воронами, но нам сразу же нашли столик и обслужили.
Это было супер! Мы попали в самый центр местной тусовки. Я хотела увидеть именно это, а не то, что показывают туристам по программе. Здесь, в Марокко, в отличие от Египта не запрещено находиться вместе с местным населением, сидеть с ним за одним столиком, танцевать вместе, общаться с обслуживающим персоналом, и при этом никто не пытался к нам пристать или нахамить. Только вот марокканские девушки выглядели да и вели себя совсем не так, как описывал нам "мусульманских жён" гид. Размалёванные девицы с крашеными волосами переодевались в туалете в наряды, которые даже юбками и футболками было назвать трудно... Сидели на коленях у разных мужчин, курили кальян и пили местное вино...
Когда бар закрылся, все переместились еще ниже, в подвал, где проходила дискотека, естественно, под живую музыку!

Свободных столиков не оказалось, и мы решили прогуляться по ночному городу! Не тут-то было! За нами постоянно ходил отельный секьюрити, а когда мы на его "Danger! Danger! Kill!" повернули на тёмную улочку, он моментально исчез, а вместо него появился огромный джип "BMW", следивший за нами... Вот тут мы решили не напрягать хозяев и не доставлять неприятности ни им, ни себе и вернулись на дискотеку. Посадили нас за столик с совсем юными марокканцами, которые украдкой фоткали нас на мобильные телефоны. И только на следующий день местный русский сказал нашим знакомым, что нас поселили в притон проституток...Но всё равно это было весело!
 Спать мы пошли не сразу - еще долго сидели в холле, со смехом выдумывая завтрашний "парад победы"!

ДЕНЬ 4. МЕКНЕС - ФЕС - МЕКНЕС.

В Мекнесе мы посетили мечеть-усыпальницу Мулаи Исмаила (довольно интересно - гид рассказывал нам, что написано арабской вязью на рисунках стен)...

...и старинные подземные хранилища и конюшни султана (поражает масштаб этих помещений!).

После мы двинулись в Фес! Надо отметить, что Нореддин очень хорошо говорил по-русски. Всю дорогу он нам что-то рассказывал об истории, географии, политике и устройстве Марокко, отвечая на наши вопросы и прерываясь на наш сон, шутил и высказывался такими крылатыми фразами, что нас поразило, откуда можно понять русский юмор... Приятно, когда иностранец общается на абсолютно понятном тебе языке и не приходится что-то домысливать самим!

Итак, ФЕС! Встретившись с местным гидом (сразу окрещенного "Скалой"), который должен сопровождать нашу группу в Фесе, мы пробежались по новому городу.

А затем автобус повез нас на обзорную площадку города...

...и фабрику по производству керамических изделий, где был представлен весь процесс изготовления, начиная от переборки глины, и заканчивая ручной росписью и нанесением металлической отделки. Кстати сказать, росписью занимались преимущественно молодые парни лет до 20. А вот отбиванием мозаики - мужчины постарше, с опытом.

Некоторые даже прикупили себе несколько таджинов - национальной глиняной посуды для приготовления блюда с одноименным названием. Только стоила эта посуда гораздо дороже, чем в магазинах или на рынке.

Дальше была Медина Феса, т.е. его старая часть. Описать свои ощущения от её посещения, пожалуй, невозможно... Сначала я, впервые столкнувшаяся с восточным базаром в условиях полной антисанитарии и тесноты, была в шоке, не понимая, к чему нас привели сюда почти на полдня! Бесконечные петляющие улочки шириной около 2 метров, грязные старые 2-этажные дома, похожие друг на друга, как близнецы, и почти полное отсутствие солнечного света и свежего воздуха...

Дороги, вымощенные брусчаткой, по которым навстречу друг другу, даже не замедляя ход, снуют повозки с ослами, велосипедисты, торговцы с тележками, движутся толпы туристов, местных жителей, продавцов и покупателей, играют совсем еще маленькие дети...И всё это приправлено запахами тех ремесленных кварталов, в которых ты находишься в данный момент, где ещё нужно разглядеть все достопримечательности...

Остановиться невозможно даже на миг, купить что-то тем более не дают боящиеся потерь кого-то из 45 человек 3 гида... Плюс - нужно ещё вовремя успевать уворачиваться от встречных тележек, людей, ослов, от глазеющих на белое население фесских торговцев и не пропустить поворот, куда завернула вся группа...

Как от такого не растеряться? А уж когда нас привели в последнее место экскурсии - квартал красителей кожи, запах которого чувствовался ещё задолго до него, мы с сестрой, даже не зайдя внутрь мастерской, попросили вывести нас к автобусу.

Так добрый Мунир выводил из медины  группки по несколько человек. И только глотнув свежего воздуха, и устроившись в автобусе, я наконец поняла всю прелесть этого необычайного и неповторимого маленького арабского мирка, в котором свои устоявшиеся порядки и привычки. Здесь каждый день живут и работают люди, не выходя за его пределы. Во время обеда в очень колоритном местном кафе, двум девушкам из нашей группы посчастливилось побывать в доме местной женщины напротив. Они рассказывали, что это нищий дом с кучей детишек, мозаичными полами и деревянной кроватью. А ведь они растут в лабиринтах этого города и стареют... Интересно было бы взглянуть на их ночную жизнь... Ведь мы нигде и никогда больше не увидим этой прелести! Я в восторге от этого мира!

Выведя и пересчитав всю группу, гиды погрузили нас в автобус, и по дороге в Мекнес практически все спали. Это было 9 мая - наш российский праздник, который мы благодаря нашему понимающему гиду и предложению девушки Жени решили совместно отметить вечером в ресторане отеля. Начало праздничного ужина мы проспали и спустились вниз, где буквой "П" были составлены и накрыты столы, но только одна часть их была занята. Наверное, все, кто хотел, уже были тут. Странно, что нас оказалось не так уж много... Посидели мы очень хорошо: несмотря на то, что особой дружбы и сплоченности в нашей группе не было, здесь мы вместе произносили тосты, вместе шутили и обсуждали тему войны, а потом вместе с гидами пели патриотические песни! Этот вечер напомнил о родине и доме, и сразу стало легче, как-будто дома побывал.

После ужина самые стойкие и весёлые отправились на дискотеку! В этот раз мы были первыми, заняли лучшие столики и танцевали на танцполе одни!

ДЕНЬ 5. МАРРАКЕШ.

После завтрака, снова запаковав чемоданы, мы двинулись на юг, к сердцу Марокко и давшему название стране красному городу Марракешу! Путь наш пролегал через город, название которого, к сожалению, не запомнила. Но помню то, что по-простому он называется "маленькая марокканская Швейцария" и прозвище это получил за свою абсолютную непохожесть на другие марокканские арабско-берберские города. Находится он в горах Среднего Атласа, где катаются на горных лыжах и выглядит вот так:

А дальше горы и красоты местной природы!

Водохранилище:

Одна из многочисленных 15-минутных технических остановок, постоянно перерастающих в 40-минутные перекусы:

Ближе к городу гид известил нас о предстоящем "Марокканском национальном шоу" с ужином, выступлением этнических групп певцов из разных уголков страны и джигитовкой. Нас, несчастных, купившихся на эту рекламу, было немного - то ли остальные просто устали, то ли они уже были на таких национальных вечерах в других странах. Честно говоря, мы были настолько разочарованы, что даже не хочется это описывать...

Пара слов: было холодно, всё занято различными иностранцами и местными, выступления ансамблей неинтересны, мы не ели, т.к. только что поужинали в гостинице, само шоу было банальным и плохо срежиссированным, хотя одна немолодая француженка сказала своему гиду "Magnific!" Кстати, в Марокко среди отдыхающих преобладали именно французы: то ли сказывается отсутствие языкового барьера, то ли то, что раньше это была французская колония. Возможно, мы просто устали, поэтому ожидали какого-то подъёма энергии, а этого не случилось...По дороге назад мы решили говорить всем, что было супер, т.к. были очень расстроены и хронически уставшими, включая Нореддина. Мунир сказал нам, что он видит это шоу уже в сотый раз, а  когда это было впервые, он пришел в восторг! Возможно ли это?!

Итак, МАРРАКЕШ! Нас привезли на знаменитую площадь "Джема-эль-Фна" ,  где наконец-то дали хоть и короткую, но возможность сделать покупки! Довольно просторная (в отличие от медины Феса) площадь с расходящимися улочками с торговыми рядами, которая не спит даже ночью!

Чего здесь только нет: овощи, орехи, фрукты, живые домашние птицы, одежда, обувь, сумки, ковры, фонари, - в общем, всё, что хотите и в 3 раза дороже, чем стоит на самом деле.

При этом, торговцы Марракеша совершенно отличаются от торговцев прочих городов. Это не культурная группа, а продавцы, как-будто искусственно созданные для туристов. Они взвинчивают цены, могут схватить за руку или сказать что-то грубое, махнув на тебя рукой, за фото требуют деньги и работают на публику.

Вот, к примеру, женщины, делающие рисунки хной:

А это факиры с кобрами, собирающими вокруг себя толпу даже местного населения:

Я торговаться не умею, торговалась сестра - и неплохо, надо сказать!

Сразу по прибытии в очень неплохой, хоть и расположенный на довольно оживленной дороге, 4-звёздочный отель мы с несколькими членами нашей группы бросились купаться в бассейн! Это был первый отель с  благоустроенной территорией и хорошим бассейном во внутреннем дворе. Хоть днем и не было жарко, но отдыхающие уже жаждали плавания! На бассейн выходили и окна столовой. Еда оказалась разнообразной и вкусной, и мы все время ходили докладывать разных блюд! Номер был очень уютный, в марокканском стиле, чистый, светлый с небольшим балкончиком, откуда открывался вид на красные здания и зеленые ставни и деревья!

Вечером, пока мы ездили на "Марокканский ужин", люди гуляли по городу, магазинчикам и вечерней площади, делая покупки. Вернувшись в отель, мы вместе с гидами расположились за столиком возле бассейна обсудить прошедший день. Разошлись рано: все были уставшие и какие-то напряженные, наверное, сказывалось 5-дневное кочевание.

ДЕНЬ 6. МАРРАКЕШ - АГАДИР.

Наконец-то утро началось не в 5 утра. Нам дали поспать до 8! Встретившись с новым гидом - местным "Маленьким Муком" (не помню, как его звали на самом деле), мы отправились осматривать неправильно построенную мечеть Кутубия.

Затем посетили знаменитый дворец визиря Бахья. Парень оказался неплохо знающим русский шутником, рассказывал нам о том, что Чебурашка прибыл в Россию в коробке с апельсинами из Марокко. Вот, кстати, дикие апельсины - есть их нельзя, они горькие, зато прекрасно украшают сады:

Дворец визиря очень интересное строение со множеством небольших комнат и ходами-выходами из них, со внутренним двориком с садом и бассейном. Отделка дворца очень напоминает нашу хохлому!

Следующая достопримечательность - усыпальница династии Саадитов. Чем выше плита, тем богаче и знатнее был человек!

Дальше мы попали в медину Марракеша! Она, конечно, не такая как в Фесе - более просторна и менее оживленна. Когда мы устали там бродить, просто пошли по торговым рядам за покупками сами, без боязни заблудиться...

Кроме того, нас, наконец-то, отвели в желаемый "Государственный торговый центр" с огромным выбором одежды, сувениров, изделий из кожи, ткани, дерева, металла и приемлемыми ценами. Тут мы сделали основные свои покупки!

Этот забавный указатель весит прямо напротив центра - не ошибёшься!

Была, правда, и пара интересных мест с историей - двери с замками! Только значение их далеко не такое, как в России... На первую дверь тайком вешают свои замки девушки, которые хотят выйти замуж. Причем, по внешнему виду замка судят о желаемом женихе!

Ко второй двери также тайно приходят замужние женщины, желающие развестись! Забавно, судя по замкам, желающих выйти замуж гораздо меньше, чем желающих расторгнуть брак!

После посещения Аптеки, все отправились обедать в местное кафе, а нас, несколько человек "Маленький Мук" вывел к кулинарии.

Вот, где мы наелись разнообразных восточных сладостей с зелёным чаем!

Во второй половине дня нас ждала поездка в экзотические сады Мажореля ( всего 3 евро, кстати). Художник Мажорель коллекционировал экзотические растения с разных континентов и собирал их в одном месте, а позже знаменитый кутюрье Ив Сен -Лоран восстановил эти сады, поэтому чаще можно услышать название "сады Ива Сен-Лорана". К моему великому запоздавшему разочарованию, мы так устали и подумали, что смотреть там всё равно не на что, поэтому не пошли туда. Когда я увидела фотографии, сделанные другими туристами, очень расстроилась. Какая там красота!

После сбора всей группы в автобусе мы распрощались с местным гидом и двинулись на юго-запад, к месту нашего пляжного отдыха - курортному городу Агадир!

Когда читала отзывы о Марракеше, думала: "Что там делать, ведь там нет океана? Чем он может быть лучше? Почему от него многие в восторге?"... Поняла это только после его посещения. Этот чудный красно-зелёный городок, как-то сразу стал родным, и уже не важно, есть тут океан или его нет...

Дорога в Агадир мне показалась даже длиннее, чем из Мекнеса в Марракеш, но намного интереснее. Мы наконец увидели красивые марокканские горы - "Высокий Атлас", - по которым прокладывали дорогу "Марракеш-Агадир" марокканские рабочие. По окончании строительства этот путь  можно будет преодолеть всего за 2 часа!

Итак, наша экскурсия подходила к концу, оставалось только развезти всех по отелям, а расставаться было даже непривычно и грустно. Несмотря на какие-то недопонимания в группе, на кочевой образ жизни в течение всех 6 дней, колоссальное количество информации, накопившуюся усталость, хроническое недосыпание и отсутствие привычной еды и воды, это было настолько ново, необычно, интересно и весело, что мы уже привыкли к Марокко!

Выбранный нами для 2-дневного отдыха отель "Iberostar Founty Beach 4*" был вторым. Поблагодарив всю сопровождающую нас команду, мы распрощались...

На этом заканчиваю свой дневник "Тура по Имперским городам Марокко на 6 дней", позволив себе сделать некоторые выводы, которые, надеюсь, помогут в выборе страны, вида  и тура отдыха.

ВЫВОДЫ.

1. Марокко мне очень напомнило наш бывший СССР 80-х годов: всё кругом цветет и зеленеет, заводы работают, дома строятся, люди надеются на светлое будущее, уважают и обожают своего короля, а он занимается медициной и образованием своего населения. Очень, знаете ли, вселяет надежду и заставляет вспомнить о светлом прошлом!

2. Несмотря на всю свою самобытность, мусульманскую религию и национальный колорит страна очень отличается от той же арабской республики Египет своей европеизированностью и продвинутостью.

3. Т.к. для туристического бизнеса этот край довольно новый, много что можно посмотреть в его исконном варианте, при этом не заплатив ни дирхама. Туристов мало - чистоты много!

4. Считаю, что либо сама страна, либо месяц май, выбранный нами для поездки, далеко не пляжный: ветра, в океан не зайти из-за ветра, песка и невысокой температуры, на пляже заносит тем же песком, да и погода в России была такая же как и в Марокко на тот период. А вот что увидеть есть! Так что однозначно надо брать экскурсионный тур! Только, как и гид нам сказал, 5 ночей слишком мало, скомкано и тяжело, брать нужно 7!

5. Детям до 14 и пожилым людям с болезнями опорно-двигательного аппарата делать в туре нечего! На мой взгляд, и тем, и другим слишком тяжело дастся дорога, а вот в свадебный тур я бы поехала!

Я ни на секунду не пожалела о том, что выбрала именно Марокко...и как всегда, мечтаю вернуться обратно...на "Тур по Южным городам"!

Svetlana Skiba
25 февраль 2013 г.
Спасибо за отзыв, очень толково, содержательно и + хорошие фотографии
Туристка-любительница
14 апрель 2012 г.
Давно собираюсь в Марокко. Отличный рассказ! Много полезной информации!
Ilka
5 июль 2011 г.
Очень интересный рассказ! Я тоже хочу побывать в Марокко.
angelfromheaven
13 май 2011 г.
Фотки - супер!!!
olya-chuma
Россия, Саратов
16 февраль 2011 г.
Это сказка!
15 февраль 2011 г.
Какие красивые колоритные фото, не ожидал такого от Марокко, обязательно обращу на него внимания, спасибо за отзыв.
28 сентябрь 2010 г.
Спасибо за подробный рассказ и красочные фото! :)