Подмосковье. Россия
Отзыв написан: 18 марта 2010 г.

«…Дай мне руку читатель! ...Я поведу тебя в край чудес… Мы унесемся в страну, куда и сейчас европеец проникает с большим трудом… там есть горы, которые в недрах своих таят великие сокровища, и есть дебри, населенные загадочными племенами дикарей и дикими животными…. Там есть могучие потоки воды, которые кишат гавиалами и черепахами. И есть там еще нечто, что сейчас неведомо миру, но когда-нибудь, со временем, будет привлекать к себе тысячи и тысячи туристов: остатки нам неведомой и пока неразгаданной древней цивилизации, прах некогда гордых, но –увы !-погибших царств. В этих дебрях, в недоступных почти человеку зарослях громоздятся развалины высоких башен фантастической архитектуры, крепостные стены, заросшие плющом, руины покинутых дворцов, в покоях которых теперь обитают только шумливые обезьяны да ядовитые змеи.Окна и бойницы затканы седою паутиной – это работа огромных и страшных своим ядом пауков.Там есть храмы.И в полумгле человеческий глаз пугливо различает странные фантастические очертания огромных статуй…Не курится в этих покинутых храмах фимиам, не звучат песнопения жрецов, не вьется по мраморному полу хоровод несущихся в пляске баядерок….»                                                           Э. Сальгари. «Город Прокаженного короля»

Сколько раз в детстве я перечитывала эти строки и мечтала когда-нибудь попасть в этот край чудес! Конечно, за двести лет, что прошли с момента выхода романа, все на этой удивительной земле очень изменилось.  Дикие дебри вырублены и теперь на их месте -  бесконечные поля, а вместо племен дикарей  гостей встречают улыбчивые и совсем не дикие кхмеры. И только древние сказочные храмы все так же прекрасны и загадочны.  Правда, как и предсказывал Сальгари, сегодня толпы туристов каждый день штурмуют их крутые лестницы и поток жаждущих прикоснуться к прекрасному с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Да и реставраторы активно работают: восстанавливают обвалившиеся стены и перекрытия, собирают расколовшиеся на части барельефы... А что утрачено или сильно повреждено, то делают заново так, как считают правильным. Да, реставрировать древние памятники нужно, чтобы не потерять их в конце концов навсегда, но все-таки то, что получается в результате, это лишь реконструкция прошлого, но не само прошлое. Так что нужно спешить, пока Ангкор еще не очень изменился, пока еще чувствуется там дыхание старины...

У меня нет опыта самостоятельных поездок, да и мой супруг не желает утруждать себя поисками гостиницы и гида на месте, так что в этот раз снова купили готовый тур. Поеду в следующий раз с подругой – организую все сама . Здесь это не сложно. А пока все как обычно. Ну или почти.  Два человека у туроператора «Фокус трэвэл» уже считаются готовой группой и везде мы ездили с мужем только вдвоем. При этом тур мы бронировали почти за 4 месяца до вылета, но нам сразу сказали, что никого присоединять к нам не будут  и во всех документах это было прописано. Прекрасно! Не люблю ждать отстающих на экскурсиях и неловко чувствую себя, когда заставляю ждать других. Летели «Вьетнамскими авиалиниями». Достаточно дорого, зато удобно, потому что в Сайгоне нам сразу нужно было пересаживаться на рейс в Камбоджу этой же авиакомпании. Если бы вылет задержали по каким-то причинам, и мы не успевали бы на стыковочный, нас бы без проблем  пересадили на следующий. Да и багаж удобней уже в Москве зарегистрировать сразу до Сием Реапа. Первый раз путешествовали с зарубежной авиакомпанией, поэтому разница в обслуживании чувствовалась очень остро. Особенно после «любимого, родного» Трансаэро, с которым нам вечно «везло» летать на протяжении нескольких лет подряд. Просторный салон, достаточно места между креслами, чтобы вытянуть ноги. Все новое, все работает. На каждом кресле лежат запечатанные плед, подушка и наушники. Кормят отлично. В начале полета раздают меню на русском языке и можно не спеша выбрать, что скушать на обед или ужин, какие напитки заказать. Всегда в меню есть ассорти из свежих фруктов, вкусные десерты и уже прямо здесь, на борту самолета, можно попробовать вьетнамские морепродукты :)  Между обедом и ужином, если вдруг кто-то проголодается, можно неограниченно заказывать супы  и напитки. Приятно! Имеется большой выбор алкогольных напитков. Только некоторые наши соотечественники как всегда, когда все включено, норовят впихнуть в себя побольше. Один товарищ уже в аэропорту на ногах не стоял, а тут столько халявы! Вот уж и не лезет, а все пьет! Потом полночи весь салон мутило от мерзких звуков, которые он издавал в туалете.  Так жалко было девочек-стюардесс. Красивые как куколки, аккуратненькие, в нарядных красных аозаях... И до утра терпеливо ухаживали за таким скотом   да грязь за ним  выгребали своими нежными ручками.  Ну ладно, хотя бы долетели до Сайгона все живы-здоровы.

Я никогда не летала с пересадкой. Очень переживала, как я буду ориентироваться в аэропорту, не потеряется ли багаж. А все очень просто. Как выходите из самолета, идете прямо до первого поворота. Поворачиваете налево и идете все время прямо, пока по левую руку не увидите стойку «Транзит». Там регистрируетесь, заворачиваете за угол, просвечиваете сумки и наверх, в зал ожидания. В Сием Реап летают небольшие аэробусы мест так на 150. Хорошие самолеты, только взлетают  очень быстро. Им особенно разбегаться не надо. 10 секунд и уже пошел набор высоты. Впрочем, и на дальних рейсах взлеты-посадки проходили очень некомфортно. Не зря к каждой сидушке прилагается «рвотный» пакетик :)))  А в остальном сервис отличный. За 45 минут полета до Камбоджи нас даже успели накормить завтраком. На экранах можно посмотреть, как самолет взлетает и садится. Удобно для тех, кто сидит далеко от окна.Аэропорт в Сием Реапе маленький, но очень симпатичный. Оформлен в национальном стиле, везде копии ангкорских статуй, а за окном – цветущий сад. Как-то сразу настраивает на нужный лад. Очень позабавила местная таможня. Хорошее решение проблемы безработицы в стране! Сидят в ряд аж 12 дядек. Один ставит тебе в паспорт штамп, другой дату, третий подписывает, еще трое колдуют над следующим штампом, а следующая тройка клеит и заполняет от руки визу.  Туристы выстраиваются перед последней троицей. Вот у этих самая «трудная» работа. Они читают, что в паспорте написано и выкрикивают имена туристов. Почему-то имена, а не фамилии )) Вот дядька орет «Татьяна!». Ему не понять, что нас тут  штук пять Татьян прилетело. Он не различает, наверное, где имя, где фамилия. Ну ничего, никого не перепутали. Ведь другой дядька смотрит на фото в паспорте и машет рукой, кому нужно подходить. А еще один товарищ сидит специально, чтобы читать китайские имена))) Так смешно...Получили багаж, а тут и гид нас уже встречает. Молоденький парнишка, представился как Кун. По-русски удивительно чисто говорит. Очень легко было общаться. Сразу обсудили с ним программу. У нас она изначально была довольно короткая, а на храмы отводилось 2 полных дня. Можно было успеть сверх запланированного еще много интересного посмотреть, что я и предложила сделать за небольшие чаевые. Остаток этого дня у нас должен был быть свободным, но гид предложил быстренько привести себя в порядок и поехать на озеро Тонле Сап, а не оставлять его на последний день. Правильное решение! В последний день мы уже были переполнены впечатлениями и немножко подустали, уже лень было бы ехать да и не понравилось бы, наверное, после величественных древних храмов. А съездить все-таки стоит. Интересное явление эти плавучие деревни. Народ рыбу ловит, разводит крокодилов... Срач, конечно, полный, но это тоже своего рода экзотика.  И в туалет в озеро ходят, и мусор на дно опускают, и тут же стирают и моют посуду.  Лет через 20 там, наверное, произойдет экологическая катастрофа.  Нельзя же в таком количестве бытовой мусор в воду сваливать, он же токсичные вещества выделяет. А рыба из озера для многих – основа ежедневного рациона. Да и в рестораны она идет. Ну про это все лучше не думать :))) Вкусная она у них, зараза, особенно жареная с кокосом )) В целом, народ в плавучих домиках живет не так уж плохо. У каждого в доме телевизор, у многих - аудиосистема (они все там помешаны на караоке; даже есть специальные телеканалы только с караоке). Все работает от генераторов, которые каждый день ездят заряжать в спец. пункты.  Есть плавучие школы, церкви, площадка для спортивных игр, полицейский участок, музей. А некоторые домики так похожи на наши деревенские!  Короче, любопытно посмотреть. В плавучих ресторанах есть не советую. ПосмОтрите, как они тарелки в  воде  цвета «кофе с молоком» споласкивают – аппетит напрочь пропадет! Сувениры там тоже дороговатые. На развалах у храмов все можно купить намного дешевле. Змей в бутылках не берите. Их все равно везут из Вьетнама, где они стоят, естественно, дешевле.

Вечером у нас был запланирован ужин в ресторане с национальными танцами. Кун хотел нас отвезти в«Sophea Angkor Рich restaurant» . Это новый ресторан, который только начинает раскручиваться. Поэтому там и еда вкусная и разнообразная, и развлекательная программа очень обширная. Но поскольку был китайский Новый год, то азиатские туристы уже забили ресторан под завязку. Пришлось ехать во всем известный Кulen II. Там все как-то попроще, победнее. Почивают на лаврах ребята :) Ну ничего, в «Sophea Angkor..»  мы попали на следующий вечер. Кун так переживал, что оплошал в первый раз, не успел забронировать места, что отвез нас туда бесплатно J. Может, конечно, он откат получает от хозяина за клиентов. Я  не знаю, мне это все равно. Нам там реально понравилось – это главное. Разнообразие меню потрясающее. От горячих блюд до десерта и фруктов. Даже  есть суши  и мороженое. Всё очень вкусно.  Ну, может, кроме их национальных десертов. Несладкие и непонятные. Но это для нас, европейцев. Азиаты уплетали за обе щеки.  Шведский стол в подобных заведениях стоит всего 12$ с человека, напитки за доп. плату, но тоже недорого. Нас это вполне устраивало: времени мало, а так хотелось перепробовать как можно больше местных блюд! Да и танцы красавиц-апсар хотелось еще раз посмотреть. Медленные, плавные движения, чарующая пластика.... Они завораживают...  Кстати, в этом ресторане сцена имеет очень хорошее освещение. Даже  с помощью  простой мыльницы удалось сделать четкие, красивые фотографии.

божественные танцовщицы
живая апсара

На следующий день встали в 5 утра. Как говорится, кто рано встает, тому Бог подает! Всем известно, в Ангкоре сложно оказаться в одиночестве. Братья-туристы бродят там везде и всегда. Все-таки археологический комплекс мирового значения. Но одно дело ходить за огромной толпой, когда не то что атмосферы этих удивительных мест не почувствуешь, а и не разглядишь и не снимешь ничего толком, и совсем другое дело, когда рядом с тобой всего несколько человек и никто никому не мешает. Нас как-то больше устраивал второй вариант, а для этого нужно встать пораньше и начинать осмотр с тех храмов, которыми большие организованные группы его заканчивают. Кун предложил нам встретить рассвет на Пном Бакенг, где все обычно любуются закатом. До поездки я смотрела фото оттуда на разных форумах. Мда, зрелище, конечно, удручающее. Реальная битва за место под солнцем, т.е. за вид на солнце )))) А вот на рассвете там практически никого нет. Тихо... Красиво... Только ветер шумит, кукует кукушка... А когда алое солнце стремительно поднимается над полуразрушенными башнями, воспринимаешь это как чудо...  Сказка!

Восход солнца на Пном Бакенг

На гору забирались почти бегом – солнце всходит очень быстро. Туда ведет несколько дорог: древняя, осыпавшаяся лестница (подъем по ней запрещен), дорога для слонов (можно покататься, начиная часов с 8 и до заката, стоит 20$) и пешеходные обходные тропы. Вдоль тропинки и повсюду в лесу на земле круги плотной паутины от маленьких, размером с детскую ладошку, ловушек до почти полуметровых сетей. Интересно было бы взглянуть на хозяина, но не встретился. Пугливая она, местная живность... Но вот впереди показался  Бакенг. Этот храм был частично построен, частично выдолблен из скалы по приказу короля Ясовармана I, когда он решил построить в этом месте свою новую столицу. От города Ясодхарапура, который в IX веке слыл одним из крупнейших городов мира, сегодня почти ничего не осталось, а вот храм по сравнению с ним сохранился относительно неплохо. Сейчас там идут активные восстановительные работы. Повсюду заграждения, центральная башня укрыта защитной сеткой, но все это осмотру не мешает и вход на верхнюю площадку свободный. Бакенг был посвящен богу Шиве. Это храм-гора  с башенками, расположенными в шахматном порядке.  Башни на разных уровнях храма представляют 12-летний цикл восточного гороскопа, а все 108 башен  вместе символически отображают 4 лунных цикла с 27 днями в каждом. Кроме того,  у  Шивы было 108 имен... Число 108 зашифровано в кхмерских постройках повсюду. Оно для местных жителей было священно. У кхмеров вся архитектура имеет глубокий религиозный смысл. Все символично, все не просто так…Подъем на верхний уровень храма довольно крутой, но ступеньки хорошо сохранились. Поскольку ступеньки узкие и высокие, то приходится упираться руками. Можно взять с собой хозяйственные перчатки с «пупырышками», чтобы легче было подниматься и руки были чистыми. Правда,  я все время так рвалась поскорее попасть к храмам своей мечты, что у меня эти перчатки так и провалялись в сумке. Равно как и шляпа от солнца, и дезинфицирующие салфетки.... Скакала как обезьянка :)) Столько энтузиазма :) Тут такая красота кругом: про все на свете забудешь. Да и все равно с моей страстью залазить во все щелки, во все дырки, я к вечеру уже вся с головы до ног была покрыта рыжей пылью.  Гид у нас был вполне себе хороший мальчик, много интересного рассказывал. Только больше не мне, а моему мужу :)) А я вечно отставала от них, терялась, разглядывая рельефы или чтобы сделать фото, и они меня вечно искали и ругали.  Как же хорошо, что мы были только вдвоем. Была бы группа – меня бы точно уже через 2 часа загрызли насмерть :)))) Но это я отвлеклась. Следующим по плану у нас был Та Пром. Та Пром был построен самым известным кхмерским королем Джаяварманом VII для своей матери, а потом был передан буддистскому монастырю. Потрясающе красивое и романтичное место. Невозможно описать это словами...  Древние камни в объятиях деревьев-исполинов... В некоторых местах деревья и камни так тесно переплетены, что порой трудно понять, что было раньше: дерево или камень... Храм выстроен из вулканического туфа. Это очень пористый материал и  он хорошо вбирает влагу, создавая прекрасную среду для роста деревьев-паразитов.  Сейчас, к сожалению, уже начались работы по очистке и восстановлению храма. Понятно, что если этого не сделать, то гигантские баньяны рано или поздно совсем разрушат древние стены, но, конечно, свою романтическую ауру храм утратит. Так что торопитесь увидеть это чудо!

Та Пром расположен в лесу, в прохладной тени деревьев, поэтому туристов традиционно возят туда, когда наступает дневная жара или ближе к вечеру. Приезжайте лучше рано утром, когда лес окутан легкой дымкой испарений. Красиво и загадочно. Возле храма музыканты-инвалиды играют на национальных инструментах…  Да и туристов мало! Это вообще здесь, в Ангкоре, самый важный фактор, влияющий на восприятие. Многие говорят: храм утратил свою атмосферу, тут слишком много людей! Днем – да! Даже в 8 утра уже поздно! Мы были около 7. Там были только две группы вьетнамских и японских туристов, но гид все время водил нас в противоположном направлении и мы друг с другом почти не встречались и не мешали друг другу. А когда уходили из храма – на мостике перед входом уже образовался настоящий затор из желающих войти) Кстати, кому интересно взглянуть на барельеф с изображением динозавра – он находится недалеко от входа, у западной стены.

Динозаврик

Недалеко от Та Прома расположен буддистский монастырь  Бантей Кдей.  Монастырь довольно сильно разрушен – для его постройки использовался песчаник невысокого качества, да и просчеты строителей сказались, но если есть время, можно посетить любопытства ради. Нам там впервые попалось на глаза изображение воина-охранителя. Муж так обрадовался: «Ну хоть один мужчина! А то все апсары, апсары…»

После Бантей Кдей осмотрели знаменитый Та Кео.  Кун нас все время агитировал забраться на него, но мы отказались. Впереди еще целый день, зачем силы тратить. Только чтобы можно было сказать: я покорила вершину Та Кео? Когда храм строили, в него ударила молния, что сочли дурным знаком и стройку забросили. Поэтому ничего интересного внутри нет. Это вообще единственное сооружение на территории древней Камбоджи, не украшенное скульптурой и барельефами (Та Кео означает «Каменная масса»). Побродили по сувенирным рядам возле храма, попили холодный кокосовый сок... Именно холодный. Местные торговцы кладут кокосы в ящики  со льдом. Очень здорово! Особенно желтые кокосы вкусные. Напоминает березовый сок. Зеленые - те какие-то почти безвкусные, молочные.  Около Та Кео «пасется» много обезьян. Днем им жарко, двигаться лень. Лежат себе на древних камнях, важно взирая на смешных туристов, которые прыгают вокруг них с бананами и конфетами :) Кому интересно, возле храмов можно купить  книги по искусству и истории страны. В том числе на русском языке. Качество не всегда отличное, но вполне достойно, да и цены невысокие.  У нас это все стоит в 2 раза дороже. Почти у каждого храма за вами будут бегать местные детишки, предлагая купить у них всякие магнитики, открытки, поделки. Оптом за вана доллар :) Нормальные детишки, сильно не достают. Если не хотите ничего у них брать, просто молчите, вообще не реагируйте на них никак и они быстро отстанут. Когда я уже накупила всяких мелочей друзьям, то потом просто пыталась раздавать малышам конфеты. Ну пишут же все в отзывах: везите детям подарки, угощайте конфетами; они ж бедные, у них нет ничего, детства лишены… Не делайте этого. Их очень обижают наши подачки. Я им конфеты, а они мне оскорбленно: леди, мы не попрошайки. Мы делаем бизнес. Не надо нам конфет, лучше купите что-нибудь. Вот такая вот маленькая, гордая нация :)

Отдохнули и снова в путь. Кун привез нас к двум маленьким храмам Тхоманнон и Чау Сей Тевода, расположенным через дорогу друг от друга.  Эти миниатюрные сооружения часто называют близнецами, но это не совсем так.  Стиль постройки у них одинаковый, а внешний вид сейчас отличается. Тхоманнон был полностью восстановлен в первоначальном виде  французами еще в 60-е годы, а Чау Сей Тевода закончили восстанавливать только сейчас. Насколько я поняла, китайцы. Честно говоря, выглядит ужасно. Старые камни перемешаны с новыми, из современных материалов, да еще разного цвета. Может быть лет через 40 дожди и плесень сотрут эту резкую грань между старым и новым, замаскируют новодел, а пока смотреть неприятно. Хочется поскорее уйти. Тем более впереди все самое интересное! Въезжаем на территорию Ангкор Том. Здесь такое количество достопримечательностей, что можно останавливаться на каждом шагу :) Побродили по Слоновьей террасе, забрались на Пхименакас. Этот памятник находился внутри дворцового комплекса и считался королевской часовней. Здесь, по преданию, ровно в полночь король должен был встречаться с прекрасной принцессой-змеей, которая являлась покровительницей государства. Пхименакас довольно сильно разрушен, но все равно очень изящен и привлекателен. Стоит подойти, рассмотреть  детали. А вот наверх лезть – только время терять. Никаких интересных видов или чего-то любопытного на верхней площадке не увидите. Напротив Пхименакаса две небольшие постройки. Это Северный и Южный Клеанги. Считается, что в древнем Ангкоре на их  башнях выставляли жалобщиков и ответчиков, и король со своей свитой, а также народ на площади наблюдали, как совершается «божий суд».

Пробежались вдоль Бафуона со стеной в виде лежащего Будды.  Говорят, что прежде это был один из красивейших храмов Ангкора. Теперь он закрыт на реставрацию. На плакате возле храма написано, что работы должны закончиться к концу этого года. Надеюсь, получится хорошо. Пока храм не впечатляет. Он разобран на блоки и медленно собирается заново.

Очень понравилась Терраса Прокаженного короля с огромным количеством изображений наг, морских животных и богов. Наверху террасы – статуя Прокаженного короля. Кто-то считает, что это фигура Джаявармана VII, который возможно болел проказой (Камбоджа – страна эндемичная для этой страшной болезни, там и сейчас много прокаженных). Иначе, мол, зачем бы ему надо было строить столько больниц? Однако более правдоподобной кажется версия, что это изображение бога Ямы, а сама терраса имела погребальные функции. Прошлись по т.н. лабиринту «Тысяча красавиц». На самом деле, это, конечно, не лабиринт, просто узкий, петляющий коридор между двумя стенами. Говорят, вторая стена была скрыта под землей специально, т.к. там изображены существа из подземного мира. Да, они впечатляют! Но еще больше впечатляет… Нет, просто потрясает Байон. Издалека кажущийся бесформенной серой массой камней, вблизи он производит неизгладимое впечатление. Эти лики Авалокитешвары («Господь надзирающий»), которые смотрят на тебя отовсюду, загадочно улыбаясь… И у каждого своя улыбка, свое выражение лица. Их там более 200, по 4 на каждой из 54 башен.

Лики Байона

Как известно, Байон был построен Джаяварманом VII. Никто точно не знает, каково было его предназначение. Мне показалась интересной такая теория. Во времена последнего великого короля кхмеров страна была разделена на 54 провинции (как раз столько башен у Байона). Таким образом, всевидящие глаза Авалокитешвары (Джаявармана?) следят за всеми уголками большой империи. Король как бы намекает своим подданным: правитель и бог все видят и власть их безгранична, подчиняйтесь, живите мирно и не вздумайте бунтовать… Есть и другая версия. Джаяварман VII был одним из самых выдающихся правителей Ангкорской империи. Он царствовал дольше всех других королей и прожил почти 100 лет. По всей стране вел строительство больниц, дорог, мостов, гостиниц и, конечно, храмов. Он ввел культ Локешвары, который, будучи бодхисатвой, т.е. просветленным, остался на грешной земле и стал символом сострадания, чтобы утешать людей в их бедах и горестях. Для отправления нового культа и был построен Байон. Говорят также, что лики Байона – это изображения самого Джаявармана. Очень может быть. Тип внешности действительно   кхмерский – широкий нос, пухлые губы… Двух совершенно одинаковых лиц нет. Каждое смотрит и улыбается по-своему. Они так величественны, так загадочны и неповторимы… Здесь хочется бродить целый день. Смотреть, фотографировать, восхищаться… А ведь Байон – это не только магические лики. В его галереях – сотни  барельефов. Тут и военные походы, и бытовые сценки: поход на базар, цирк, ловля рыбы, пиры во дворце...  Интересно!Для нас время здесь летело незаметно. А  жара между тем усиливалась. К часу дня уже очень хотелось нырнуть в отельный бассейн, смыть с себя, так сказать, пыль веков J Всех возят пережидать дневную жару в отель. Но наш гид решил иначе. Мол, ехать далеко (10 минут всего, какое там далеко!) и вообще нечего на это время терять, у нас впереди чудо света – Ангкор Ват! Там рядом есть ресторан. Вот там и отдохнем.  Да куда он денется, Ангкор Ват. Успеем! Полдня впереди! Но Кун решительно стоял на своем. Сил сопротивляться уже не было. Так что послушно поехали в ресторан. По дороге остановились полюбоваться Южными воротами Ангкор Тома.            Поскольку город Ангкор Том ассоциировался у кхмеров с мифом о Пахтанье молочного океана, то возле каждых ворот были установлены 2 ряда великанов: с одной стороны 54 девата (бога), с другой – 54 асура (демона). Деваты и асуры поддерживают многоголового змея-нага . Это символ радуги – моста между небом, дарующим дождь и вообще всякую благодать,  и землей. Считалось, что боги и демоны, по очереди  тянущие змея в разные стороны, должны были обеспечивать жизнь города, движение жизни.  И  силы света, и силы тьмы все вместе должны были защищать его от врагов и всяческого зла.  У Южных ворот асуры и деваты сохранились лучше всего. Спросила у гида, правда ли, что нельзя присаживаться на нага? Люди в сети писали, что это якобы у кхмеров плохая примета. «О, да!- засмеялся Кун. – Очень плохая примета! Прибежит охранник и слупит штраф в 300 баксов!» :))

Мы были очень обижены на гида из-за нежелания ехать в отель. Ага, бензин, наверное, на нас экономит или хочет быстрей от нас избавиться и сбежать куда-нибудь к девчонке на свидание… А вот тогда будем сидеть в ресторане 3 часа! Благо порции огромные – быстро не справишься, пиво холодное будем пить… Щас! И полутора часов не прошло, как Кун уже выскочил откуда-то как чертик из табакерки. «Ну что, вы готовы двигаться дальше?»  Местные кулинарные «изыски» в меня давно уже не лезли, но выходить на солнышко все равно как-то не улыбалось, разомлели уже, расслабились. «Да мы.. это..- промямлила я,- мы сейчас…вот.. рис только доедим…. Через полчасика!» «Птички доедят» - был решительный ответ. «Пошли скорей, хватит время зря тратить. Столько всего впереди! Там долго ходить надо, чтоб все посмотреть. Что вы еле шевелитесь? Отдохнули же уже! Все, все, полетели!» Ой, ну прям  как в том мультике : «эй ты, птичка, летим со мной, там столько вкусного; летим, летим, а то все вкусное съедят; я сказал полетели, а не побежали….» )))) Ругали, ругали гида, а все-таки зря! От жары не расплавились, зато спокойно, практически в одиночестве побродили по галереям, посмотрели барельефы, забрались на самый верхний ярус и в очереди не толкались. Столько впечатлений! Такой величественный, прекрасный храм! Нет слов, одни эмоции ) Про историю и архитектуру ничего писать не буду. И так все знают, да и места много займет. Об этом храме можно говорить долго. Его галереи как огромная книга с картинками. Бесконечная история сражений богов, людей. Любопытны изображения рая и ада. Особенно ада. Какими только способами не мучают древних кхмеров. Богатая фантазия :) На многих барельефах сохранились следы позолоты или краски. Единственное, что мы не смогли увидеть – знаменитое Пахтанье океана. Галерея закрыта на реконструкцию. Да и знакомые всем башни-лотосы были закрыты зеленой защитной сеткой – идет реставрация. Жаль, но есть повод вернуться! А сколько здесь моих любимых апсар! И группами, и поодиночке. Вот милая сценка. Стоят рядышком две красавицы, одна непринужденно положила ручку на плечо другой. Подружки! А  в стороне еще совсем юная девочка скромно стоит, опустив голову. Словно стесняется )  У всех девушек разные наряды, украшения, прически. И во всех храмах небесные танцовщицы не похожи друг на друга. В каждом свой стиль изображения.  Все улыбаются, но улыбаются, не разжимая губ. Видели только одну, которая смеется, показывая зубки. Это в Ангкор Вате. Не знаю, как объяснить, где найти, но любой гид должен знать.

Смеющаяся апсара

Мне кажется, именно в Ангкор Вате  самые красивые, изящные и оригинальные апсары. Я их обожаю! Сделала массу фотографий и все никак не могла насытится. Сделаешь снимок, смотришь – а вот, кажется, еще лучше… И так заходишь все дальше и дальше… Из-за каменных красавиц я пару раз чуть не свернула себе шею и в конце концов вообще заблудилась :) Мобильного с собой нет, где машина - не помню. Запаниковала …  Ну, добрые японские туристы не бросили человека в беде, взяли под опеку, помогли мужа найти. Ох и влетело мне…Поднялись на самый верхний ярус храма, в святая святых, куда раньше был открыт доступ только королям. Открыли его совсем недавно после реконструкции. Пускают  по 100 человек и всего на полчаса. При входе вешают на шею специальный бейджик. По буддистским праздникам путь наверх закрыт. А забраться стоит! Красивая панорама открывается, да и внутри много занятного. Ну и все-таки это не что-то там, а Ангкор Ват! Почувствуй себя королем :) Поскольку мы там оказались часа в три, то свободно прошли наверх. А вот к четырем уже скопилась огромная очередь.Долго не хотелось покидать это чудесное место. Решили еще побродить по галереям. Здесь есть места, где, если ударить себя кулаком в грудь, раздастся эхо, как от барабана. Надо ударить 3 раза, чтобы желание исполнилось. Как всегда, легенда для туристов ))) Такие места есть и в Та Проме.  На обратном пути в отель остановились для подъема на воздушном шаре. Стоит всего 15$. Лучше всего подниматься днем. Чем ближе к вечеру, тем больше дымка, которая портит видимость. Шар привязан за веревку и много не увидишь, но посмотреть на Ангкор Ват, Пном Бакенг, Пном Кулен и Меконг с высоты птичьего полета все-таки здорово! А я так вообще ни разу не поднималась в небо на шаре, хотя у нас каждый год проводится фестиваль аэростатов, поэтому мне очень понравилось. Мой Сережка со мной не полетел. Потом жалел...

Ангкор с высоты птичьего полета

На следующий день я для нас опять запланировала насыщенную программу по храмам, да еще Кун предложил сгонять на Пном Кулен. Конечно поехали :) Выехали в 7.  Это уже поздновато.  Первым пунктом был знаменитый Бантей Срей, а туда надо приезжать как можно раньше. И чтобы фото красивые вышли, и чтобы до толпы успеть. Храм-то маленький. Если людей много, то не развернешься. Тащит тебя поток, как в метро. Я рвалась исследовать каждый встречный храм, но Кун не разрешал. Надо спешить в Бантей Срей. Потом сад бабочек увидела. Хочу! Кун почертыхался, но велел водителю остановиться. «Но только на 10 минут»- строго предупредил он. А там больше-то и делать нечего оказалось! Девчонки, не теряйте время и деньги. Вот бывает САД орхидей, в бывает ОГОРОД. Тут тоже самое! В Москве на ВВЦ  роскошная экспозиция, а тут летает буквально  5 полудохлых бабочек. На водопаде на горе Кулен я увидела их намного больше, да еще и разных совершенно незнакомых видов. Даже гид некоторых никогда раньше не встречал. Короче, мы немного походили из вежливости и поехали дальше.  Дорога идет мимо бедных деревушек и бесконечных полей. Леса кхмеры почти все свели. Одни сахарные пальмы немного разбавляют унылый пейзаж. Да и там, где лес, тоже не ахти какая разнообразная и пышная растительность (в Южном Вьетнаме тоже). Но это же не острова! Кхмеры в деревнях живут очень бедно. Домики «на курьих ножках» из бамбука или досок. Внизу и сарай, и гостиная одновременно :) Наверху спят.

Электричество экономят. Вечером уличное освещение в Сием Реапе очень скромное, в деревнях даже не представляю, есть ли оно вообще. В Камбодже только 1 электростанция. Прикупают немного у соседей, Вьетнама и Китая, но не хватает. До Бантей Срей дорога хорошая, асфальтированная. Дальше – грунтовка. И чем дальше, тем хуже. Едешь как по стиральной доске. Только рыжая пыль столбом!

Бантей Срей означает по-кхмерски «Цитадель Прекрасной дамы». Это один из немногих памятников в Камбодже, построенных не королем, а влиятельным придворным. Он прекрасен, что и говорить! Не зря его называют жемчужиной кхмерского зодчества. Храм очень маленький. Прямо игрушечный. Дверные проемы в высоту едва достигают 1,20 м, так что взрослому человеку нельзя пройти, не наклонившись. Центральный храм – это тройное святилище, сложенное из нежно-розового песчаника. В других постройках песчаник различных оттенков: от желтого до темно-красного, коричневого.  Храм весь покрыт великолепной резьбой «с головы до пят». Здесь и растительные мотивы, и рельефы с изображением людей и фантастических зверей. Рельефы иллюстрируют древние легенды. Особенно хороши фигуры женских божеств и юношей-атлетов, стоящих в нишах святилищ. Жаль только, что центральный храм и внутренний дворик огорожены веревкой и нельзя подойти и рассмотреть все это поближе. Но я думаю, если приехать сюда на рассвете, когда никого нет, то с охраной можно договориться.

Бантей Срей. Центральное святилище

После Бантей Срей рванули на Пном Кулен. Мин там вроде уже не осталось, но с туристических троп предпочитали все-таки не сходить :) Побродили вдоль ручья 1000 лингамов. Впечатляет! На протяжении нескольких километров на дне вырезаны рельефы и линги. Даже возле водопада (наверху, у первой ступени) нам линги попадались. Линги, выдолбленные в ручье, это символы мужского и женского начала. Водопад тоже хорош! Мощный, красивый! И вода теплая, можно искупаться. Обещанных путеводителями гор мусора не увидели.

водопад

Заехали в буддистский монастырь. Сам монастырь новодел, хоть и красивый, а вот на вершине, на высоте пятого этажа,  в храме на скале очень впечатлил огромный, вырезанный из этой же скалы, лежащий Будда(почему-то он лежит на левом боку, обычно Будды лежат на правом) –статуя 8 века.  Глаза у него сверкают драгоценными камнями. Удивило непочтение туристов, да и местных, к божеству. Сзади вся статуя в надписях типа «Здесь был Вася» на всех языках, включая кхмерский. Удивительно! Спросили гида, почему позволяют такое? Он только плечами пожал: такая вот религия. Будда терпит!

Будда

Повсюду в лесу, под каждой скалой, в каждой нише статуи Будды, Вишну, китайской богини милосердия… Дорога там не из легких. Надо протискиваться в узкие щели, скакать по большим валунам и корням деревьев. Так что одевайте немаркую одежду и удобную обувь. С нами ходили 2 помогайки. Везде поддерживали меня под руки, помогали залезать на крутые уступы, даже мыли обувь. Очень милые девочки. Места там живописные. Есть родник с белым, как сметана, песком на дне и бьющими ключами (песок типа зыбучего, купаться нельзя), есть забавные скальные образования типа лица старика или слоненка.

скала "слоник" :)

Интересно в общем! Поднялись к священному колодцу. Там поклоняются священным змеям: белому и синему. Живут в пещере рядом. Кто увидит – большая удача. Серега полез посмотреть. Кричит: «Я их вижу! Давай скорой фотик!» Весь изгваздался, но заснял! Такой гордый ходил!  Помогайки ахали – надо же, как повезло! Дома посмотрели, а там две большие лягушки глазами сверкают :))))))

Кстати о материалах, из которых построены ангкорские храмы. Некоторые не в меру романтичные товарищи разводят тут теории, что Ангкор построили чуть ли не инопланетяне, потому что, мол, камни исполинских размеров  и таких материалов для постройки храмов в радиусе 300 км нет.  Камни вполне нормальных размеров, а песчаника разных цветов, туфа, глины для кирпичей полно в окрестностях. Заберитесь на Пном Кулен – сами все увидите. Ангкор построили кхмеры своими руками. Обедать было некогда, да и не хотелось есть в жару. Поехали в Бантей Самре. Организованные группы туда не возят, поэтому там тишина и покой. Наснимали храм со всех ракурсов и в полном уединении. Вроде бы и храм не самый эффектный (построен в стиле прославленного Ангкор Ват, но песчаник невысокого качества и многие рельефы хоть и красивы, но «смазаны», повреждены), однако людей нет и никто не мешает прикоснуться к истории. Сразу такие сильные впечатления! Очень понравилось, рекомендую. Только будьте осторожны. Многие галереи завалены или перекрыты и чтобы рассмотреть интересные детали, придется ходить по карнизам. Ощупывайте камни ногой, прежде чем наступить, а то можно и рухнуть с высоты.

Барельеф в Бантей Самре

Напрыгалась я в Бантей Самре от души. Даже ноги заболели. Впереди были еще Та Сом, Ник Пеан и Пре Кхан. А по дороге был еще Пре Руп! У-у, как хотелось на него забраться. Тянуло к нему, как магнитом. Понимала, что сил уже нет и если залезу, то уже больше никуда не смогу пойти, но хотелось… ну хоть бегло осмотреть… Как говорится, что не съем, то понадкусываю… Кун не дал залезть. Время, время… В другой раз приеду – прямо с Пре Рупа и начну, а то покоя теперь не дает, что не исследовала!

Посмотрели маленький полуразрушенный храм в лесу Та Сом. Раньше его называли миниатюрным Та Промом. Теперь деревья убрали и смотреть там особенно  нечего, скучно стало. Если времени мало, то можно и пропустить.А вот Ник Пеан очень понравился и запомнился. Ник Пеан («свернувшиеся наги») – водный курорт-лечебница, Посреди барая, который большую часть года наполнен дождевой водой, высится прасат храма, а возле него – конь Балаха, спасающий утопающих – статуя в духе Сальвадора Дали. Крылатый конь Балаха – это одно из воплощений милосердного Авалокитешвары. Легенда повествует о чудесном спасении купцов, которые потерпели кораблекрушение и попали на остров, где жили людоедки ракшасы. Спастись им удалось благодаря внезапно появившемуся Локешваре в образе крылатой лошади.

Ник Пеан

Ник Пеан был своего рода санаторием, где применялось лечение аюрведой. Там работало около 100 человек, включая астролога. Они выслушивали пациентов и в зависимости от того, к какой стихии организма человека принадлежало заболевание (земля, воздух, вода или огонь), назначали, в каком из бассейнов ему следует принимать ванны. Раньше таких бассейнов было 13. Теперь осталось только 5. Из главного большого бассейна вода вытекала в 4 маленьких, расположенных по бокам. Стихию каждого из них можно определить по форме стока в павильоне-часовне: слон-вода, конь – воздух, лев- огонь, голова человека – земля. По преданию, для полного излечения нужно было проплыть до центральной башни, затем вернуться к часовенке с соответствующим (по гороскопу) изображением.

Неизгладимое впечатление на меня произвел монастырь Пре Кхан. Пре Кхан – место хранения меча кхмеров -  был основан на месте победы Джаявармана VII над тямами. Практически не восстанавливался, поэтому здесь много галерей, заваленных камнями и гигантских баньянов, обнимающих стены, как и в Та Проме. Этот храм мне понравился чуть ли не больше, чем сам Та Пром. У некоторых деревьев, правда, спилены верхушки или вообще оставлены одни огромные пни, но смотрится все равно очень внушительно.

Пре Кхан

Необыкновенно колоритный храм! И атмосфера там удивительная! Можно забраться на развалины часовни (да, по-моему, это часовня; увидите слева ступени со львами-охранителями), чтобы увидеть панораму монастыря сверху. Очень впечатляет большая двухэтажная постройка с круглыми колоннами в «древнегреческом» стиле. Ничего подобного в других местах нет. Предназначение неизвестно.

Пре Кхан. "Библиотека"
Пре Кхан

Пре Кхан – это множество запутанных галерей. Очень тяжело двигаться по ним и не бросаться постоянно в боковые переходы при виде интересного рельефа, статуи или линги :) Стены, как и в других храмах, «украшены» отверстиями, оставшимися от бронзовых пластин, которые украли тайцы, когда захватили Ангкор. На выходе (раньше это был, наверное, все-таки вход) посетителей провожают большие обезглавленные статуи воинов-стражей. Красиво!

Пре Кхан. Стражи у дверей храма

Так жаль покидать Ангкор! Столько еще не успели увидеть: Ролуос, Бенг Мелеа, Ко Кер… Ну что ж, в другой раз… Мы и так уже переполнены впечатлениями, хотя никакой каши в голове нет, храмы вовсе не кажутся одинаковыми. У каждого свои особенности, своя история… До свидания Ангкор, до новой встречи! Она непременно будет!

На следующий день у нас оставалось несколько часов свободного времени перед отлетом во Вьетнам. Кун предложил поехать на шелковую фабрику. Шелк ручной работы – мечта любой женщины. Но, увы, из-за китайского нового года фабрика была закрыта на каникулы. Ладно, деньги целей будут! Решили наконец напоследок обследовать свой отель, а то 3 дня прожили, а даже вокруг здания не обошли! Отель Empress Angkor 4*. Честно говоря, я от него просто в восторге. Во-первых, это настоящий дворец. Роскошные интерьеры: огромные хрустальные люстры в холле, массивная красивая мебель с богатым декором, повсюду копии панно и статуэток из Ангкора (с подписями, как в музее : ) и красивые диваны с атласными подушками. Номера тоже хороши. Мебель тяжеловата. Но это ведь натуральное дерево. В номере есть все, что необходимо для комфортного отдыха: халаты с тапочками, фен, полный набор туалетных принадлежностей, сушилка для белья, вода в бутылках, набор для приготовления чая и кофе,TV с русским каналом, сейф. Сервис в отеле на высоте! Даже на Бали, мне кажется, так хорошо меня не обслуживали. Я еще и подумать не успевала толком, что мне нужно, а мне уже спешили помочь, услужить. Нас буквально носили на руках как самых дорогих гостей. Вот ведь, нищая страна, а такие отели и сервис! Азия… Удивительный и непредсказуемый мир чудес :) Территория у отеля маленькая, т.к. это не курорт, а городской отель. Но тем не менее есть свой садик и большой бассейн с красивыми скульптурами.Нафотографировалась с русалкой, Ганешей. Жаль, что огромную лингу прямо у меня на глазах начали демонтировать. Эх, не вышло эротической фотосессии ))))))))) Бассейн понравился тем, что в середине глубина разная, а вдоль бортика везде достаточно мелко и можно повсюду бултыхаться. Ну прямо для меня, которая плавает как топор. Обидно вечно мокнуть на одном месте из-за того, что не умеешь плавать, а большая часть бассейна всегда глубокая!

У бассейна шумная компания корейцев организовала пикник. Завтрака им что ли мало было? Постелили скатерть, выложили бутылки с газировкой и пакеты с едой. Такие веселые! К себе позвали, пообщались, угостили фруктами и с собой целый пакет вкусностей надавали :) Мол, вам же уезжать – возьмите на дорожку :)

45 минут в воздухе и мы во Вьетнаме. В самолете дают заполнять миграционные карточки. Заполнять их надо обязательно только черной или зеленой ручкой и сохранять до конца поездки. Таможенные процедуры проходили очень долго, но хоть в вещах не копались, как в Камбодже на вылете. Там у меня всю сумку перерыли и никак не могли объяснить, чего им надо. Оказалось, мой дорожный утюжок их смутил на сканере! Рылись, рылись, вспотели все, пока до дна добрались. И чуть не расплакались, когда достали: тьфу ты, блин, такой ма-а-ленький. А вы чего ожидали, дубину для террориста?

Денег в аэропорту много не меняйте. Только на срочные расходы: купить еды по дороге  и т.п. Курс очень невыгодный. Еще и берут комиссию за обмен. Идите к самой крайней левой стойке. Там без комиссии и курс выше. Это госбанк, по-моему. Вы их сразу вычислите. Все кричат, руками машут: мол, подходи, налетай. А тут сотрудники молчат. Зачем им кричать, у них и так дела неплохо идут, народ активно деньги меняет. Когда мы были во Вьетнаме, официальный курс донга к доллару был 18430, в  этом обменнике 18600, в Муй Не можно было поменять по 19000-19200. Везде во Вьетнаме выгоднее расплачиваться донгами.

На выходе из аэропорта нас ждал наш водитель с новенькой Тойотой Авенсис. Кожаные кресла, кондиционер, который охлаждает, а не морозит, бесплатная вода и освежающие салфетки. Что еще надо, чтобы скрасить долгую дорогу к морю? А она действительно долгая. На машине 4,5-5 часов в зависимости от ситуации на дорогах. На автобусе, говорят, еще дольше. Дело в том, что во Вьетнаме нельзя ехать со скоростью свыше 80 км/ч, а в основном скорость вообще ограничена до 50 км/ч. Превысишь хотя бы на 10 км – отберут права. Жестоко, но справедливо. Особенно, если учесть, какое там безумное движение. Правил никто не соблюдает-а все едут куда хотят и как хотят, вокруг царита хаос. Многие ездят по встречной полосе, поворачивают, не глядя, кидаются под колеса, подрезают…   Сначала как-то напрягались, хотя водители у нас все время были очень аккуратные.  Потом нам один парень сказал, что тут еще нормальное движение, а вот в Индии вообще ж..па! Аааа, ну раз это еще цветочки, то можно и расслабиться, конечно : )))  Брать мотобайк на прокат Сережка отказался. Тут трезвым ездить страшно, а пьяным нельзя. С местными асами нам тягаться тяжело. Вьетнамцы как-будто рождаются за рулем мотобайка. Девчонки вообще ездят на шпильках. И в таких гламурных шлемах: и в золотых, и в серебряных, и со стразами : ))))) Вообще, каких только шлемов диковинных не увидишь! Самый модный аксессуар! Многие девушки в масках, причем часто со «слюнявчиком» спереди и закрытой шеей сзади. Они еще и перчатки носят в такую жару.  Мы думали, что от пыли, пока не увидели местных женщин на пляже. Оказывается, это они так кожу от солнца  берегут. Если белая кожа, значит не вкалываешь на черной работе.

Хошимин, да и вообще Вьетнам сначала не понравились. Какие-то халупы облезлые, густая сеть черных проводов над головой, мусор размазан по полям и обочинам. Потом мы увидели другой Вьетнам, но первое впечатление было, мягко говоря, не очень :) Трасса Сайгон-Фантьет вообще, наверное, самая унылая, неживописная и грязная во Вьетнаме. Один убогий поселок, где все торгуют всем вдоль дороги, плавно перетекает в другой такой же. И мусор, мусор. У нас по Ярославке проедешь и тоже грязь везде от Москвы до самых до окраин, но все-таки поменьше.

Спать не хотелось, так что развлекались, разглядывая агитплакаты вдоль дорог. Привет, СССР! «Мир, труд, май», «повысим надои в следующую пятилетку», Маркс, Энгельс, Ленин плюс дедушка Хо, серп и молот,  красные флаги, «80 лет любимой, единственной и неповторимой Народной партии», «партия и народ едины!».  Прикольно! Социализм у них, конечно, липовый: образование, медицина и все прочее платное, разрешена частная собственность и т.д.

В Муй Не приехали уже вечером. Выбранный отель Bamboo Village 4* полностью оправдал наши ожидания. Красивый, уютный, зеленый, номера декорированы бамбуком. Носильщик не только принес наши чемоданы, но и вместе с нами проверил мини-бар и все ли в номере работает, показал, как пользоваться сейфом и проч. (так же было и в Камбодже, и в Сайгоне) У нас был номер Quinn. Отличается от обычных наличием ванны и «романтическим» оформлением. Как всегда: халаты, тапочки, вода, чай-кофе, русский канал на ТВ и т.п. Иногда залетали комарики. Наши фумитоксы на вьетнамских комаров действуют плохо. Покупайте местные средства или приглашайте в гости геккончиков. Они быстро порядок наведут.Нас поселили на 1-м этаже. Сначала расстроились, а потом очень понравилось. Терраса густо обсажена зеленью, да и место довольно спокойное, никто не шумел и не топал под окнами. Меня никто не видел за листвой и не мешал мне в дневную жару пить коктейли под расслабляющую музыку Энигмы… Это у нас рядом СПА-салон был :) Целый день тихонько играет релаксирующая музыка. Кайф! Также в двух шагах от номера бассейны (я даже шлепки не надевала: вышла – нырнула), а также совсем рядом ресторан и пляж. Хотя там в общем-то все недалеко! Отель маленький, как и почти все остальные.Кормили на завтрак вкусно и довольно разнообразно. Всегда можно было найти что-то новенькое, вкусненькое. Каждый день несколько разных видов соков, 6 видов фруктов, супчики Фо, обалденные блинчики с шоколадом и проч., и проч…В отеле 2 бассейна. Один довольно мелкий и очень-очень теплый, обсаженный зеленью. Рассчитан всего на 12 мест. Там всегда тихо и уютно. Жаль, что распробовала его только к концу отпуска :) Второй находится возле пляжа. Я там каждое утро плескалась в джакузи. Так здорово! Территория маленькая и очень зеленая, красивая. Повсюду качельки, мостики, прудики…В отеле есть бесплатный Wi-Fi, а также на ресепшене стоят компьютеры, на которых тоже можно войти в сеть бесплатно. Прих заселениих в отельо паспортат забираюта в залог, аэтос общаяк практика, ав деньо отъездат документын возвращают...Персонал приветливый и услужливый. Кстати, мы там так здорово расслабились, что постоянно забывали убрать в сейф то фотик, то мобильный, то деньги. И никто ничего даже пальцем не тронул. На пляже то же самое. Мы по вечерам любили уходить гулять по берегу. Полотенца и вещи, конечно,  оставались на лежаках, и иной раз мы забывали про время, купались, где понравится, ракушки собирали. А бич-бои, когда  народу на пляже оставалось мало, начинали  убирать матрасы. Пришли  мы однажды, а полотенец и вещей  нет. Я, конечно, заметалась. Сработал «египетский» рефлекс: бич-бои украли и отель выставит штраф за полотенца. Ну, влипли! А наши вещички лежат себе тихо на груде матрасов, сверху пирамидки мои часики, тапочки аккуратно в рядок стоят, а рядом бич-бой сидит, караулит :) Потом мы уже не волновались, спокойно уходили, а из-под наших вещей в случае чего просто убирали матрасы с лежаков и оставляли вещи лежать здесь же, чтоб я больше не пугалась и не металась, где мое полотенце и книжка :). Пляж очень хороший! И чистый! Даже если прийти в 5 утра, песочек уже просеян и грабельками разровнен. Охрана гоняет торговцев кокосами и всякой ерундой, чтобы потом не оставалось мусора. Насчет волн. Мы были в Муй Не в самом конце сезона ветров, так что волн почти не застали. Кайтеров видели только в первый день. Прыгать в волнах нам очень понравилось. Когда наступил полный штиль, даже скучно стало! Не знаю, может, мы просто не застали самого страшного прибоя, но на берег волны не швыряли, а чтобы нормально плавать без риска быть отнесенным к берегу, нужно было всего лишь зайти в море по пояс. Оно там метров на 50 мелкое, если не больше. И такое теплое! Даже в 6 утра как парное молоко. Такого нет даже в Египте, хотя по красоте Южно-Китайское море, конечно, уступает Красному и оно не такое соленое. Живность присутствует, просто когда на море волны, никого кроме крабиков не видно. В штиль, когда песок со дна не поднимается, море абсолютно прозрачное, рыбки плавают. Никакого мусора в воде и на дне не видела. В Камбодже я вынуждена была вставать очень рано из-за экскурсий и как-то организм так настроился, что здесь я стала без всякого будильника просыпаться где-то в 5-5.30. Ходила встречать восход солнца. Это так красиво! А какое наслаждение купаться в теплом, ласковом море, плыть по ало-золотистой солнечной дорожке! Именно этих замечательных часов мне теперь не хватает больше всего. Даже в последний день, когда в 8 утра нам уже нужно было уезжать, я ходила прощаться с морем. Так хотелось еще раз погрузиться в этот нежный, серебристо-голубой муаровый шелк… Незадолго до рассвета рыбаки вытаскивали на берег свои сети. Любопытно было взглянуть: кто попался сегодня?

Рассвет в Муй Не

Первые 3 дня я упорно будила Сережку в 6 утра, надеялась, что он разделит мой восторг от вьетнамских рассветов. Однако на 4-й день он решительно заявил, что прикует себя к кровати, чтоб я не могла его стащить и вообще у нас с ним разные представления о хорошем отдыхе: так что иди дорогая, развлекайся одна, а заодно и лежаки займешь…Кстати о грустном, т.е. лежаках. Дело в том, что отель прикупил соседний пустырь с местной забегаловкой и построил новые корпуса. Их открыли буквально 25 декабря. Все хорошо, а вот дополнительных лежаков и зонтиков пока не успели закупить.Поэтому если вы хотите загорать на пляже,то прийти в 6 утра – это уже может быть поздно: ( Вставала к 5.30 и пока пила свой утренний чай на террасе, наблюдала, как наши соотечественники наперегонки с немцами кубарем скатывались к пляжу, соревнуясь, кто быстрей расхватает лучшие места. Русские, естественно, всегда побеждали фрицев :) ))))  У бассейна самые лучшие места занимают не позднее 7, но в целом найти лежак или шезлонг в тени можно в любое время. Не видела никого, кому бы не хватило места, чтобы позагорать.

Вьетнам оказался первым местом отдыха, где я почему-то не сгорела на солнышке. Кремами мазалась, но еще нигде это меня не спасало. При этом мы с мужем часами купались и бродили по берегу. И ничего… Заходили посмотреть, как живут в других отелях. Понравились Swiss Village, Terracota, Cham Villas, Bon Bien, Seahorse. Еще неплохой отель Сайгон Муйне, но по его красивой территории протекает речка-вонючка, да и пляж на 4. Из-за сильного прибоя зимой у многих отелей пляж периодически размывает. Кто-то быстро все восстанавливает, а кто-то нет. Так что гуляя вдоль берега, можно увидеть, как в некоторы местах волны с грохотом разбиваются о ступеньки лестниц, которые ведут к лежакам или посреди пляжа стоит  болото, в котором тем не менее некоторые с удовольствием купаются. Опять же пляжи не всех отелей хорошо убирают. В некоторых вообще только возле лежаков наводят порядок. Больше всего мне не понравился участок от Vinh Suong до Сайгон Муйне (не включая этот отель). Там рыбаки сети вытаскивают. Наблюдать за ними интересно. А вот отдыхать в этом месте неприятно. Мелкую живность они отбрасывают и эта дохлятинка, а также мусор и вылущенные ракушки лежат здесь и воняют на солнышке :( Так что внимательно относитесь к выбору места отдыха.

Про сам курорт Муй Не. Я, конечно, читала отзывы до поездки, но когда приехала сюда, сначала все равно обалдела от того, что повсюду вывески на русском, везде в ресторанах меню тоже на русском, а многие вьетнамцы хоть чуть-чуть да говорят на великом и могучем. Говорю мужу: ну и зачем, собственно, я повторяла подзаброшенный было английский? А он мне: но я-то не повторял, я его вообще не знаю, так что вэри гуд! Действительно, кого-то тотальная русификация раздражает, а некоторым людям это может здорово облегчить жизнь. Мы все разные!

О ресторанах. Даа, не зря у гурманов всего мира Вьетнам стоит на третьем месте! Готовят здесь обалденно! Пальчики оближешь! Вьетнамская кухня меня покорила. Пища не острая и здоровая, без лишнего жира, со множеством ароматных трав. Мясо, правда, вьетнамцы готовить не умеют, зато рыба и морепродукты получаются великолепно. Здесь я попробовала вкуснейшую рыбу: розовую, снеппера, барракуду, угря и еще какие-то необыкновенно вкусные местные виды, названия и не упомню. Ела и чудесных громадных крабов в кокосовом молоке, и восхитительных мидий, запеченных с креветками и сыром, и больших, толстеньких креветок. Отведала и лягушек в разных вариантах. Очень хорошо идут к холодному пиву… Попробовала и мясо страуса. А вот крокодила попробовать не удалось! Вечно он заканчивался к моему приходу в рестораны! Ну ничего, в другой раз поеду на ферму, там уж точно будет :) Очень понравились традиционные вьетнамские супчики Фо и роллы, т.е. блинчики из рисовой муки с начинкой. Жареные похожи на маленькие голубцы, свежие - зелень с креветками или мясом, завёрнутые в рисовую бумагу. Мне больше понравились жареные, особенно с креветками и бананами:) Постарались хоть раз побывать во всех местах, рекомендованных теми, кто уже отдыхал в Муй Не. Убедились, чем дороже ресторан, тем он хуже. В простых бамбуково-жестяных семейных кафешках кормят вкуснее, хотя иногда приходится довольно долго ждать, ведь у них нет полуфабрикатов, все готовится под клиента. Конкретно о некоторых местах, где были.

Знаменитый Rung Forest. Кухня неплохая, коктейли отвратные, цены высокие, интерьер стильный, интересный. За интерьер, видимо, деньги и дерут.Пивной ресторан

Хавьен на въезде в Муй Не. Столько похвальных отзывов о нем прочла, но он нас совершенно разочаровал. Хваленое живое пиво - вода водой, местное в банках лучше,  еда весьма средняя, порции очень большие, но цены высокие. Ужинают там только русские и китайцы, которых туда привозят целыми автобусами! Кушали под мрачные завывания Земфиры и радостные крики хорошо поддавших товарищей из КНР.

Русский ресторан Дежа Вю. А вот это местечко очень даже неплохое. Уютная, романтическая  атмосфера во внутреннем дворике, интересный дизайн территории, часто живая музыка, русские  менеджеры. Все показали, рассказали, посоветовали, что лучше взять. Ели здесь чудесный супчик из черепашки. Фреши разбавляют водой, но менеджер нас об этом сразу предупредил: есть такое дело, соки малость разводим, хотите берите, хотите нет. Цены вполне демократичные, особенно по сравнению с вышеназванными ресторанами.

Cat Thuong. Находится примерно напротив Свисса, на втором этаже. Самое дешевое место, которое нам попалось. Готовят неплохо. В меню крокодил, страус, акула и прочие деликатесы. Фреши иногда могут и разбавить. По настроению, что ли JБольше всех понравились Тhuong Thao и Kim Hue (находится на стороне отелей за Сихорсом). Никак не могли решить, где больше нравится, поэтому в одном обедали, в  другом ужинали J В  Kim Hue берите с собой что-нибудь почитать, ждать придется долго, но это того стоит. Обалденная домашняя еда. Если чего-то нет в наличии, мальчик сядет на мотобайк и съездит к рыбакам, привезет. Час пик в этом кафе с 18.30 до 20.30. В конце ужина – тарелочка с фруктами – комплимент от хозяйки.

Напротив Bamboo Village и  далее направо сплошные сувенирные лавки.  Можно найти неплохой трикотаж, особенно мужской, лаковые изделия, симпатичные сумочки с вышивкой и бисером, огромные раковины по смешным ценам. Вообще сувенирами лучше затариваться здесь, в Муй Не. В Сайгоне дороже. Кто много всего наберет, тут же может приобрести и новый чемодан для покупок. От обилия красивой и очень дешевой бижутерии разбегаются глаза. И, естественно, повсюду горы жемчуга всевозможных расцветок :) Предлагают его и тетки на пляже, и на лотках вдоль дорог, и в магазинах. Но посмотрела я, как местные к своему товару относятся, как он у них валяется без присмотра, как  вьетнамцы делают эти украшения  (могут сляпать бусы, приклеить жемчуг на сережки прямо при вас за минуту) и какого они вообще качества, и что-то желания покупать это все, даже за копейки, не возникло. Конечно, есть, наверное, хорошие магазины, просто надо было поискать, но искать не хотелось… Ничего не берите в  сайгонском Дьюти Фри. То же самое дерьмо, что и в обычных лавках, только дороже, в красивой коробочке и приляпана этикетка фирмы Song Vietnam. Когда летела в Камбоджу,  соблазнилась сережками и кулончиком с красивым сиреневым жемчугом. Конечно, изначально настраивала себя, что это не серебро, жемчуг и фианиты, а просто качественная бижутерия.  Некачественная! Жемчуг все-таки настоящим оказался.  А вот покрытие на кулончике сзади начало облазить уже на следующий день и камушки помутнели. Короче, деньги на ветер выбросила. Это не Сингапур…

Пока отдыхали в Муй Не, съездили на 2 экскурсии: в Далат и на песчаные дюны. На дюны экскурсию купили в местном турагентстве «Улыбка». Хозяин вьетнамец, немного говорит по-русски. У него можно и деньги поменять по выгодному курсу, и симку местную купить. Джип на дюны стоил 25 $ на двоих. Только хозяин нас не предупредил, что он будет открытый :) Я, предвкушая красивые фото, одела белую юбочку, распустила свои русалочьи волосы, а тут ЭТО… Да этот джип 30 лет назад, наверное, американцы, когда из Вьетнама драпали, бросили :)))) Весело прокатились, только ветер гудел в ушах, пыль летела и всю дорогу я ловила непослушные волосы,  но к вечеру все равно на голове случился взрыв на макаронной фабрике :)) Мы с Сережкой 2 раза голову мыли, но полотенца все равно были черные :) . Одежду всю пришлось отдать в стирку. Зато есть, что вспомнить! :)))  Сама экскурсия интересная и фото действительно красивые вышли. Вся экскурсия занимает 4-5 часов. Мы выехали в 14.00 – это  самое оптимальное время. Сначала заехали в маленький Красный каньон (в большой уже 2 года не возят туристов, земля куплена и каньон закрыт для осмотра). Там нужно все время идти по руслу ручья и потому не жарко, а потом уже начинает вечереть, песок остывает и гулять очень комфортно. Далее водитель сделал остановку в рыбацком порту, где сортируют и сушат рыбу и стоят красивые местные лодки.  Следующая остановка – озеро лотосов и белые дюны. Лотосы почти все отцвели, но все равно здорово, а белые дюны вообще красота! Как в пустыне Сахара! Какая же разнообразная природа во Вьетнаме!

Только небо и песок

Можно взять на прокат пони, а можно и пешком подняться наверх, к дюне « Спящая дева». Получаются эффектные фотографии на фоне причудливо изогнутых белых барханов без единого человеческого следа.  На обратном пути обычно завозят смотреть закат на розовые или желтые дюны. Не стоит внимания. Очень грязно и многолюдно.

В Далат решили поехать со своим туроператором. Очень понравилась и сама экскурсия, и организация. Вообще работа «Фокус трэвэл» очень порадовала.  Когда приехали в отель, у нас в номере уже лежало письмо с информацией, когда мы встречаемся с гидом и прайс на экскурсии с полным описанием, чтобы мы не спеша могли выбрать что понравится. За гидом никогда не бегали, чтобы узнать информацию. Всегда в номер приносили письма-напоминания, что, например, не забудьте, завтра экскурсия и надо сходить на ресепшн и выбрать себе 1 из 3 вариантов сухого завтрака, или что завтра едем в Сайгон, трансфер во столько-то, и номер телефона того сотрудника, который за это отвечает. Контора жестко контролирует гидов и водителей. Им все время звонили из офиса и интересовались, как проходит поездка, все ли нормально и где мы находимся в данный момент.  Всегда в машине была бесплатная вода и салфетки. Водители очень аккуратные.Далат у нас был единственной групповой экскурсией, но нас было всего 10 человек. Собрались люди разного возраста, от 20 до 60, но все дружелюбные  и общительные. Было очень весело, подружились, потом с некоторыми так и общались до конца отпуска. Гидом была хорошая русская девочка Мариночка. Спокойная, терпеливая. Нигде нас не торопила, все наши просьбы выполняла, никакую чушь в магазинах не впаривала и всю дорогу очень интересно  рассказывала о Вьетнаме, где живет уже два года. Выехали в 5.30. Сначала дорога идет мимо плантаций драконьего фрукта. Это такие розовые шишки, растут на кактусах. Чтобы они давали по 2-3 урожая в год, их всю ночь освещают лампочками. Так красиво смотрится: в темноте в поле сотни маленьких огоньков :) Затем 1,5 часа приходится подниматься в горы по крутому серпантину. Марина нас сразу предупредила, чтобы мы не торопились есть свой завтрак – для этого будет остановка в кафе, а то некоторым потом становится плохо. Вокруг густые заросли, настоящие джунгли, но живности не видно. Еще бы! Вьетнамцы, как и китайцы, едят, все, что движется :) Не сгодится на ужин, так используют как лекарство! Любую ящерицу запихивают в бутылку, делают настойки от всех недугов. Ворона мимо летит – отличный коньяк из нее выйдет! :))))) А бульон из обезьяны, например, здесь считается лучшим средством от токсикоза. Надо пить 30 дней. И токсикоза не будет, и ребенок здоровым и крепким родится. Эх, мне бы такого бульончика в свое время и 9 месяцев, может,  не показались бы выкинутыми из жизни…Впрочем, несмотря на внешнюю безжизненность местных джунглей, нам встретилась большая компания немецких бёрдвотчеров. Вечером ехали назад, а они были все на том же месте со своими приборами. Значит, кто-то интересный в лесу все-таки водится :)

После 2 часов пути – остановка для завтрака возле плантаций чая и кофе. Марина заказала всем напитки. Вьетнамский зеленый чай очень хорош. Причем больше всего понравился самый простой, дешевый.  Кофе тоже приятный. Особенно со сгущенкой. Очень крепкий, пахнет шоколадом. Вкусен и горячий, и со льдом. Заваривают его так. Сверху на стакан ставят специальное двойное ситечко, в него насыпают молотый кофе и наливают кипяток. Сидишь и  ждёшь, когда накапает. Ситечки продаются везде, а в больших магазинах даже идут как подарок, если покупаешь кофе.

Программа экскурсии очень насыщенная: посещение двух водопадов, к одному из которых надо спускаться на американских горках через живописный лес, катание на слонах и страусах, гостиница-музей Крэйзи Хаус, канатная дорога, два храма, Большой Будда и прочее. Особенно впечатлило катание на страусе. Непередаваемые ощущения! Крэйзи Хаус и впрямь сумасшедшее сооружение :) Немыслимые формы и дизайн. Прикольно, что можно заходить во все номера (кроме тех, конечно, где живут постояльцы), валяться на кроватях, везде заглядывать :) Стены очень холодные – голый бетон. В номерах есть камины, но не думаю, что при минусовой температуре там очень уютно.

Крэйзи Хаус

После роскошного обеда из 4 блюд заезжали на шелковую фабрику. Художественная вышивка шелком на шелке. Картины – настоящие произведения искусства. Почти все можно купить, но цены немаленькие. Ну хоть полюбоваться стоит заехать. Здесь же магазин шелковых изделий, одежды. Красиво! Говорят, еще есть неплохая экскурсия на крокодиловую ферму и горячие источники, но мы не поехали, у нас и так была очень насыщенная программа. Камбоджа, две доп. экскурсии, а впереди еще и два дня в Сайгоне.

В Сайгоне останавливались в самом центре, в отеле Tan My Dinh II, который сейчас, то ли  потому что хозяин поменялся, не то для того, чтобы с Tan My Dinh I больше не путали, стал  называться "Сапфир". Отличный отель! Хоть и написано, что 3*, тянет на все 4*+. Понравилось все, начиная от шикарного холла. Швейцары в белой с золотом форме двери открывают… Номер маленький, но замечательный: новенькая, современная сантехника, оригинальная подсветка даже у картины на стене, ЖК телевизор (из наших ловит 1-й канал), настенные часы, красивая, новая мебель. Удивило и порадовало, что в номере отеля 3* все равно есть сейф, большой набор туалетных принадлежностей, халаты с тапочками, фен и чайник. Номер попался с видом на какой-то колодец. Напротив, кроме окон других номеров, ничего не видно, зато совершенно тихо. Никакого шума с улицы не слышно и можно спокойно спать. Завтракали и ужинали в ресторане на 12-м этаже с чудным видом на высотки Сайгона. Завтраки, конечно, однообразные, но оно и понятно. Люди здесь останавливаются всего на 2-3 дня, так что фантазию проявлять повару просто нет  стимула. А вот на ужин можно покушать вкусно и недорого. В 12-15$ на двоих с пивом укладывались.

Сразу как приехали, отправились на обзорную экскурсию по городу. Ну, все как всегда: здание правительства и памятник Хошимину, почта, собор Нотр Дам де Сайгон… Заехали в музей истории войны. Гид сказал, что русские не любят сюда ходить. Действительно, очень страшная экспозиция! Я имею в виду фотографии жертв войны и дефолиантов, сосуды с зародышами, неправильно развившимися из-за применения химического оружия, фото детей  со страшными уродствами… Мы однажды видели такого на улице. Человек-обезьяна с неестественно вывернутым тазом, может передвигаться только на 4 конечностях и лицо тоже как у обезьяны. Или еще встречаются карлики с дистрофичными, скрюченными ручками-ножками.  Так жаль их… Хорошо хоть, что правительство заботится о таких людях, устраивает их на фабрики, где они делают сувениры или еще что-то. Кстати, заезжали на лаковую фабрику (там тоже работают инвалиды, но просто колясочники). Посмотреть любопытно, но цены завышены во много раз. Например, маленькую вазочку в магазине в Муй Не можно купить за 3$, здесь за 25$. Я думала, тут такие же цены и разница только в выборе. Да, выбор тут богаче, а уж какая красивая мебель, инкрустированная перламутром, но цены, цены! Как я пожалела, что не купила лаковые шкатулочки и вазочки в Муй Не!  В результате затарилась подарками в магазине Тах. Там все-таки еще божеские расценки на все.

На следующий день ездили в дельту Меконга. В первый и последний раз прокатились по вьетнамской дороге с ветерком :) Там новую скоростную (по их понятиям) трассу недавно открыли. Экскурсия, конечно, ни о чем. Покатались по Меконгу, по каналам на лодочке, все время перемещались с одного задрипанного островка на другой, кушали фрукты, пили чай :) Накупили всяких сувениров. Муж мне сделал подарок – сумку из кожи ската. Из крокодила и змеи тоже много всего предлагают. Качество нормальное  и цены приличные.  Кому совсем не по карману, можно и подделку взять. Это тоже предлагается :) Накупили всевозможных видов кокосовых домашних ирисок. Особенно с дурианом понравились :) На змеиной ферме набрала мази  "Кобратокс" для всех родных с проблемами суставов, жир питона от ожогов и ран (уже попробовала на себе – чудодейственное средство), и настойки со змеями, такими маленькими, серенькими. Залиты зеленовато-желтой светлой жидкостью с приятным ароматом трав (в «магазинных» бутылках она янтарного цвета). Гид сказал, что лучше покупать настойки здесь, чем в лавках на улице (там змей часто просто формалином заливают). Купили, дома оценили. Хорошая штука! Написано, что надо пить по столовой ложке в день ( для укрепления иммунитета), но и стопка нормально идет :) Кстати, таких змей мы больше  не видели нигде.  В основном кобр «маринуют». Потом в лавке взяли такую чисто как сувенир, на полку поставить. Даже акцизная марка есть :)))) Гид посмотрел, понюхал, поморщился, но сказал – съедобно, однако пить как-то страшно :) Будем лучше просто гостей пугать :))

На обратном пути попросили отвезти нас к Пагоде Нефритового Императора. Удивительно красивое место! Это китайский храм религии дао. Сразу обращают на себя внимание большие, черные деревянные двери, густо покрытые резными изображениями богов и людей. Внутри красочные позолоченные статуи Будды и каких-то неизвестных мне китайских божеств. Стены сплошь украшены резными панно и плиткой. Потрясающе! Во дворе приют для черепашек, которые во Вьетнаме считаются символами счастья и удачи. Пожалуй, это самый любопытный храм в Сайгоне. Жаль только, что было полнолуние и толпы верующих осаждали его со своими дымящимися палочками. Самое ужасное, что народ въезжает и выезжает из ворот на мотобайках и тем, кто идет пешком, надо быть ооочень осторожными, чтобы не задавили, да и вещички беречь. Меня кстати так напугали в сети, что в Сайгоне одни бандиты и средь бела дня срывают сумки и вырывают фотоаппараты из рук, что я сначала панически боялась вообще выходить из машины :) Что могу сказать? Разумную осторожность надо, конечно, проявлять, в любом случае – это большой город, где все может случиться, а так вообще никто нас обидеть не пытался ни днем, ни вечером. Люди как люди… В трущобы не заходила, золотых украшений  не надевала, сумку вешала через шею и через плечо, не ходила с краю тротуара. Вот и все! Обошлось без инцидентов. Вообще, вьетнамцы в целом показались вполне хорошими и радушными людьми. Никто ни разу не пытался нас обсчитать или еще как-то обмануть, все были очень любезны и приветливы, старались помочь, если нужно было.  Вьетнамцы может быть несколько замкнуты и не слишком улыбчивы, но уж если улыбаются, то это искренне.

Вьетнам - страна весьма специфическая, понять и полюбить ее может не каждый, но мне лично здесь понравилось. В жаркий июльский полдень буду вспоминать, как шелестят на ветру пальмы в Муй Не… Да и шумный Сайгон в конце концов понравился! Обязательно поеду еще, только теперь через всю страну с севера на юг. Я еще не видела Ханоя, Хюэ, знаменитой бухты Халонг и рисовых террас Сапы, а значит, я еще не видела практически ничего. Вьетнам большой и разный. Надо возвращаться!

Во Вьетнам на Новый Год, и не только!
29 июль 2010 г.
К сожалению, эл. адреса Куна у меня до сих пор нет. Сразу не взяла, он обещал написать, если будет нужная мне инфа, да что-то пропал. Может, просто нечего мне сообщить. Если нанимать гида-водителя на месте, то за 20-30$ в день в среднем можно договориться. Это по ближним храмам. Если ехать куда-то далеко, типа Бенг Мелеа и Ко Кер, то не меньше 100$. Если от фирмы ехать, то еще дороже.
Urescool
25 июль 2010 г.
Очень позновательно и интересно написано. Собираемся во Въетнам в октябре, сейчас планируем маршрут, в Камбоджу не собирались, но прочитала ваш рассказ и загорелась..."Извините за нескромность. Подскажите сколько стоит двухдневная экскурсия по Ангору и Сиемрипу с гидом-водителем? За сколько примерно вы договорились с Куном?P.S. И может у вас всё-таки найдутся координаты Куна?!" присоединяюсь к вопросам Дмитрия.
7 май 2010 г.
Написала в личку
Дмитрий_
6 май 2010 г.
Спасибо, Татьяна за столь подробный и замечательный отзыв! Очень много полезной информации! В середине мая собираемся в Камбоджу "по вашим стопам". Извините за нескромность. Подскажите сколько стоит двухдневная экскурсия по Ангору и Сиемрипу с гидом-водителем? За сколько примерно вы договорились с Куном? P.S. И может у вас всё-таки найдутся координаты Куна?!
20 март 2010 г.
Спасибо всем за теплые слова :) Отзыв, и правда, вышел очень подробный. Может, даже чересчур :) Для меня подробное описание - это, в первую очередь, возможность еще раз, пусть мысленно, пережить чудесный отпуск, закрепить в памяти новые впечатления. Да и вдруг кому-то пригодятся практические детали при планировании поездки.Помню, как сама по крупицам собирала информацию в сети, сколько было вопросов :) Писатель из меня, конечно, не ахти какой, но старалась, как могла :)
nataly.niko
Вьетнам, Хошимин
Прекрасно написано, Татьяна! От души и столько подробностей - поражаюсь как можно было все запомнить... Вы чувствуется хорошо подготовились к поездке - столько информации, особенно про Камбоджу. Согласна что многие запуганы чтением про опасности во вьетнаме и получают не столько удовольствия сколько могли бы. Но ничего. Вам понравилось. Приезжайте еще.
20 март 2010 г.
e-mail Куна, к сожалению, не сохранила, но он обещал сбрасывать инфу по перелетам и т.д. Если и правда напишет, обязательно скину сюда :)
tiola
Россия, Находка
20 март 2010 г.
Рассказ просто супер!!! Спасибо! Оценка 50 из 10. Можно использовать как путеводитель, по-этому и добавляю в "Любимые репортажи". Есть вопросик, если сохранились контакты с гидом из Камбоджи Куном, напишите, пожалуйста.
Россия, Подмосковье
Была во второй половине февраля. Ездила через Фокус Трэвэл. В разделе Отзыв о турфирме об этом не писала, т.к. здесь, если в базе сайта турфирмы нет, то поле почему-то не заполняется. Ну, в самом отзыве я фирме вроде достаточно места уделила :)
akusch
18 март 2010 г.
Спасибо,Татьяна ,за рассказ.Отличные фото!Хорошо съездили!Только скажите,пожалуйста,в какое время Вы там были?У какой фирмы бронировали поездку?
Во Вьетнам на Новый Год, и не только!

Низкие цены, отдых и развлечения от компании «1001 Тур»!
Туры во Вьетнам со скидкой и в кредит!
Пляжный отдых на курортах: Фантьет, Нячанг, Фукуок и др.