Лечение в Чехии, личные впечатления, плюсы и минусы

Отзыв написан: 8 февраля 2010 г.

С 3 по 24 января 2010 г. были с мужем в Марианских Лазнях в Звезде-Скальнике. Хотелось полечиться, поддержать усталый организм. Выбрали Чехию потому, что вечно занятый муж надолго от работы оторваться не может, поэтому мы хотели захватить новогодние каникулы. Наши санатории в это время работают только на отдых и корпоративки, по крайней мере, я не нашла таких, которые и лечили бы. Постараюсь отчитаться подробно, может, кому пригодится.

1. Турфирмы. Путевку брали у ДВМ-тур. К ним никаких претензий, все было вовремя. Правда, мы хотели поскромничать и сэкономить, заказав трехзвездочную Влтаву-Бероунку, а нам позвонили через неделю и сказали, что с 15 января все трешки в МЛ не работают. Пришлось разориться на четверку, правда дали 5% скидку. На месте я эту информацию проверила - это правда (по крайней мере, из этой компании Данубис отель групп). ДВМ-тур мы выбрали потому, что путевку покупали сильно заранее и она была самой дешевой из тех сайтов турфирм, у которых на это время имелась информация. Сейчас я думаю, что они экономят на принимающей фирме - Empire Spa Travel. Эти сорвали нам поездку в Прагу (об этом ниже), а также неприятно было с обратным трансфером. Перелет у нас был до Карловых Вар, там в воскресенье вылетают два рейса на Москву с интервалом в 1 час 40 минут. У нас был более поздний рейс, так нас объединили с парой, вылетающей первым рейсом, в результате мы приехали в аэропорт за час до начала регистрации. Мелочь, но неприятно.

2. Город и отель. Все очень понравилось! Симпатичный аккуратненький городок среди гор, уйма снега, это нам повезло, его даже расчищать не успевали. Температура от 0 до -3, ночью бывало и пониже. Горы в деревьях, деревья в снегу - красота! Особенно, когда пару раз по случаю солнце выглянуло. Наверно, летом там вообще чудесно. Зато зимой заброшенные дома не бросаются в глаза. Это отдельная история, расскажу, как поняла ее из рассказа гида. Дело в том, что в Чехии действует закон о реституции, т.е. о возврате национализированной после войны собственности прежним владельцам. И имеется в этом чешском законе исключение для собственности то ли военных преступников, то ли просто гитлеровцев - не уловила. А Марианские Лазни - город западный, сильно немецкий, там таких было много. Все бы ничего, но из-за этого пункта Чехия не могла присоединиться к Лиссабонскому соглашению (не знаю, что это такое и зачем чехам к нему непременно хотелось присоединиться). Но в результате существенное количество зданий в МЛ оказались в подвешенном состоянии, претендующим на них потомкам бывших гитлеровцев их не отдают, а сами чехи боятся их выкупать и вкладывать в них деньги, потому что неизвестно, чем вся история закончится. Гид сказал, что вроде недавно чехам разрешили присоединиться к Лиссабонскому соглашению с их вариантом закона, так что, может, дело и сдвинется с мертвой точки.

Я с удовольствием обходила всю курортную часть городка (муж сильно простудился и надолго из отеля не вылезал), пыталась лазать по горкам - тяжеловато по снегу. А летом там тропинки, скамейки - хорошо, наверно! Недалеко катаются на горных лыжах, там канатная дорога, в городе турфирмы, магазинчики, ресторанчики, даже зимой какие-то концерты... Мы ходили только на концерт духовной музыки в православной церкви, т.к. все равно туда собирались, там интересней иконостас, отделанный керамикой. Церковь понравилась, концерт так себе.

Отель "Звезда-Скальник" как на картинках. Чистенький, интерьеры 19 века, достаточно большие номера, все есть, телевизор с 2-мя русскими каналами, отопление регулируется из рецепшен, мы просили понизить температуру в номере с 25 до 22 градусов. Мы жили в Звезде, переход в Скальник под землей, совершенно теплый. Были какие-то концерты и в отеле, в атриуме, мы не ходили.

Бассейн в отеле, вроде, самый большой в городе, но все равно СПА, а не плавательный. Температура воды 31-32 градуса, тут вода бурлит, там льется сверху, здесь противоток... Оно, конечно, нескучно, но плавать затруднительно.

Питание мы брали полупансион, рассчитывая, что будем обедать и пить пиво в местных ресторанчиках. Не получилось из-за болезни мужа, одной мне было как-то неловко. А ресторанчиков много, думаю, вполне можно было выбрать. В самой Звезде еда нам понравилась. Завтрак и ужин - шведский стол. Конечно не Турция и не Египет в плане количества блюд, но и сам отель относительно небольшой. На ужин 4-5 горячих блюд, салаты, закуски. Фрукты - яблоки, апельсины, мандарины, киви. Несколько раз были груши - невкусные. Завтрак обычный: хлопья, мюсли, йогурты, яйца во всех видах, бекон, сыр, колбаса, творог... Что могу поругать, так это соки из порошка. Пару раз попробовали, потом совсем не брали. Да, и выпечки маловато.

Добавлю по поводу общения. Нам говорили, что еще 2-3 года назад по-русски говорили немногие, но сейчас проблем, в общем, не возникает. И в магазинах, и в турфирмах, и в отеле многие говорят по-русски, кто получше, кто похуже. Врач, который нас принимал в отеле, был русский.

3. Лечение. Вот тут впечатление двойственное. Но начну сначала. Итак, лечить мы собирались, в основном, спины - у мужа сильно болит его остеохондроз, а у меня не болит, но рассыпается: + ко всему остеопороз, даже массаж очень осторожно. Мы сначала вообще планировали ехать в Яхимов. Но прочли, что вроде в МЛ это все тоже лечат, плюс разные другие болезни, что и подкупило. Сейчас думаю, что зря в Яхимов не поехали.

В общем, пришли к врачу, как порядочные, с МРТ в больших пакетах. Врач томограммы смотреть не стал, давайте, говорит, заключение. Ага, все нормально, и начинает назначать все подряд. Я объясняю, что консультировалась по поводу своей спины и мне далеко не все процедуры показаны. Он говорит: ничего, а массажистку попросите, чтобы поосторожнее делала. Я что-то засомневалась, спрашиваю, есть ли у них специалист именно по позвоночнику, чтобы и МРТ посмотрел, и уточнил, какие процедуры мне можно делать, а какие нет. А он отвечает, что специалистов у них много, но МРТ ни один не читает, потому что для этого дополнительно 5 лет учиться надо. Тут у меня что-то язык отнялся, а что сделаешь, уже приехали. Пришлось на основании предыдущих консультаций и собственных ощущений как-то процедуры контролировать. Массажистку, впрочем, ни о чем просить не пришлось, она и так гладила потихоньку, и весь массаж спины - 12 минут. У врача выяснили, что должно быть 20 минут, мужу массажиста сменили, стало лучше.

Не будучи большим специалистом по санаториям, хочу сказать, что лет 8 назад была я в санатории в Подмосковье. Ничего особенного, но массаж спины полчаса, и первые дни я думала, что у меня синяки будут. Лечебная физкультура по группам, с переходами с тренажера на тренажер, отдельная группа по позвоночнику. Короче, общее впечатление: у нас обстановка попроще, но само лечение как бы не получше будет. Нельзя сказать, что мне вообще все не понравилось. Очень чистенько, много процедур, все прекрасно организовано, везде встречают приветливо, с улыбкой. Но процедуры все общеукрепляющие, я бы сказала косметические, а не лечебные. Я думаю, что впечатление здесь зависит от подхода. Если рассматривать это лечение как бонус к отдыху, все будет прекрасно, а мы ехали именно лечиться, и несколько разочаровались.

Еще немного о лечении. Мы вначале из трешек выбрали Влтаву-Бероунку из-за того, что у них вроде все процедуры на месте были, о других писали, что придется ходить в Центральные Лазни. Неправильный критерий, потому что ходить нам все равно пришлось. У нас грязевые аппликации и массажи были в Центральных Лазнях, а на индивидуальную гимнастику я в Новые Лазни бегала по утрам. Врач еще на первом приеме сказал, что есть у них специалист, который ведет индивидуальную гимнастику и пилатес, но сейчас он болеет, к сожалению. Так и проболел все три недели, что мы там были. Думаю, решил отдохнуть, пока не сезон и народу немного.

4. Экскурсии. Было у нас свободных 5 дней: 3 субботы и 2 воскресенья. Предварительно мы планировали взять на пару дней машину и рвануть в Нюрнберг-Бамберг с ночевкой в Нюрнберге, даже отель забронировали. Еще планировалась Прага, остальное по обстановке. Прагу мы купили сразу же на ближайшее воскресенье у сопровождавшей нас из аэропорта девушки за 890 крон. (перевод в рубли примерно*1,7). Погуляв по МЛ поняли, что сильно переплатили, стоимость в турагентствах была 450кс. Утешались обычной аргументацией - зато надежно. И что бы вы думали? В субботу утром звонит нам эта девушка Катя и рассказывает странную историю о сломавшейся машине, которую может успеют починить, а может, и нет, но Вы не беспокойтесь, деньги мы вернем (правда вернули). А мы в субботу с утра уже намылились ехать в Карловы Вары на поезде, вместо этого рванули, конечно, по турфирмам. А у них на воскресенье уже все набрано, мест нет. Кстати, не видела на экскурсиях больших автобусов, они возят на микроавтобусах, самый большой был на 16 мест. Только в одном месте нас записали и сказали, что если еще желающие будут, то задействуют еще одну машину.

Интересно, что после нашего рассказа о том, как у нас обломилась экскурсия, нас в турфирме спросили: "А этого вашего гида, случайно, не Катей зовут?", а когда мы подтвердили, сказали, что это не первый случай. Мы вздохнули и отправились на вокзал. По МЛ ездят троллейбусы и автобусы, расписание и схемы маршрутов на остановках, стоимость 10 кс, билетный автомат на входе в переднюю дверь. Ходят они до вокзала, правда, достаточно редко, 2-3 в час. Когда сидели на вокзале, нам позвонили из турагентства, сказали, что все в порядке, приезжайте. Конечно, отменять поездку в КВ не хотелось, но они опять не капризничали, а согласились, чтобы мы заплатили прямо водителю при отъезде, так оно и получилось.

В общем, заплатили мы за билеты по 110 кс на человека, сели в этот автобус-переросток на рельсах и поехали в Карловы Вары. Идет он где-то 1 час 20 минут. Долговато, но дорога забавная и живописная даже зимой, мы не скучали. У нас получилось на осмотр КВ около 3,5 часов, так что мы просто пробежались с путеводителем аж до почтового двора и обратно, останавливаясь у достопримечательностей, рекомендованных к рассматриванию, перекусили и поехали обратно. Замерзли очень почему-то, у нас в МЛ или было теплее, или ветра не было, не знаю. И вообще мне МЛ понравились больше, чем КВ. Такое ощущение, что КВ лучше для тусовки, а МЛ для релакса. Все как-то компактнее, уютнее, спокойнее.

На следующий день съездили в Прагу, без проблем, если не считать того, что утром мы опять мерзли (было где-то -5 с утра), и начинали мы с Градчан и Пражского Града. Когда спустились и перешли по Карлову мосту в Старый город, стало теплее, зато повалил снег. При всем при том Прага все равно впечатляет, я решила приехать еще, в более подходящую погоду.

В результате муж у меня простудился еще в КВ, а в Праге добавил, и на всю следующую неделю выпал из активной жизни. У него был гайморит, врач из отеля никуда его не отправлял, выдали ему антибиотик и подкорректировали процедуры.Так что на предмет аренды машины я ходила и смотрела сама. Может, я что-то упустила, но предложений было маловато и они были дорогими. (Может, не сезон?) Так, нижний предел на 1-3 дня был 1350 кс в день (если 7 дней или больше, то 800 кс). А получалось так, что нам больше, чем на 2 дня машина была и не нужна. Был бы световой день подлиннее, можно было бы покататься по окрестностям и в будни, после окончания процедур, там были интересные вещи, но в 16-30 было уже темно. Да и не совсем здоровый муж, он же водитель...

Поразмышляли мы, аннулировали бронь отеля и взяли экскурсии в Нюрнберг (520кс с человека), Дрезден (450) и Бамберг (550). Сразу скажу, все посмотрела с удовольствием. Описывать не буду, в путеводителе написано лучше и подробнее, но не пожалела ни об одной. Правда, в Дрездене я на экскурсию не пошла, уже была когда-то, притом летом, а пошла в сокровищницу "Зеленые своды", очень довольна.

Еще среди недели ездила в шоп-тур в Вайден. Не в восторге, но и бесполезной поездку тоже не назовешь. Может, просто не повезло. Турфирм, предлагающих экскурсии, на главной улице МЛ много, цены очень близки друг к другу, причем почти вдвое дешевле чем то, что предлагают в отеле. Сопровождающего в микроавтобусе нет, водитель как сможет, так все и объяснит. Но в городе встречает нормальный русскоговорящий экскурсовод, мне все трое показались весьма приличными. В Праге нас, правда, собрали 4 микроавтобуса, 28 человек, но и ходила она с нами 4 часа непрерывно.

Самые крупные турфирмы Богемия Тур и ТрансТур. Последняя и спасла нашу экскурсию в Прагу, из благодарности мы и остальные экскурсии у них брали. Справедливости ради скажу, что машины "Богемии" приходили немного раньше, минут на пять.

Кика
Э-э-э... Непонятно, причем здесь 300 евро, путевки были, мягко говоря, несколько дороже. Из-за этой странной цифры с недоверием воспринимаешь все последующие выводы. Лет нам много, так что улучшения да, только временные. Впрочем, по большому счету, это ко всем относится. Я была в санатории второй раз в жизни, муж первый, но на отдых мы регулярно дважды в год выезжаем, стараемся в разные страны. Хотя одна из этих разных стран, обычно, египет, очень уж там море хорошее.
Alexpop2
10 февраль 2010 г.
Вот она правда жизни... Надеемся , что за 300 евро и промассируют и в п... подуют и сытные обеды и экскурсии... Нет , пора уж понять , кто мы есть на самом деле... Лечение минеральной водой и массажем - чисто рекламный ход - времеенное улучшение. Не пить, не курить и заниматься регулярно спортом и этим - вот рецепт долголетия при соблюдении нормального питания... Скоко Вам лет и как часто Вы отдыхаете? Я понял, что Вы все работаете и строите планы, пока жизнь проходит. Забейте на невкусные груши и завтраки - ходите сами в кафе и к массажистам... Всех благ и скорейшего прозрения...
akusch
8 февраль 2010 г.
Спасибо! Прочитала всё на одном дыхании,замечательно.Жаль,нет фото,но и так хорошо.