Новый Уренгой. Россия
Отзыв написан: 22 декабря 2009 г.
Мы с женой с 97-го года отдыхаем за границей, предпочитая Европу, пользуясь принципом бандерлогов – они такие же как мы, только голые. С европейцем всегда можно найти общий язык, даже если он свой плохо знает. Привычки, воспитание, манеры – в принципе все одинаковое. Восток мы представляли по красноармейцу Сухову, Узбекистану и Турции, в которой тонкие восточные мотивы заглушаются наглыми европейскими воплями. Все привычное и одинаковое, особенно черепичные крыши (надо наладить у них производство шифера и рубероида ).
  Мы решились – Китай! Екатеринбург – Пекин –Лоян –Сиань , тур индивидуальный с 4 ноября по 11-е.
  Аэропорт уральской столицы просто восхитил – громадный, современный и три человека на один квадратный километр. Умеем строить с размахом! Цены за 100гр съеденного тоже грандиозные. «Уральские авиалинии» закупили пару аэробусов и болтаются они в небе всего земного шара, не всегда согласно расписанию. Нам пришлось подождать 2 часа, прежде чем началась регистрация. Треть пассажиров была китайцами, что нам облегчило процедуру шмона. Китайцы великолепные артисты. Когда наши пограничники и таможенники их допрашивают –русского они не понимают, хотя в самолете находишь с ними общий язык." Моя-твоя не понимай " наши силовые органы вгоняют в ступор и мы проскочили границу практически непотрошеными. «Уральские авиалинии» не приветствуют выпивку на борту авиалайнера в целях безопасности, но если вы купили алкоголь на борту – пейте до чертиков, наверное, краш-тест производят предварительно. На обратном пути мы задержались на 8 часов, но восхищение вызвало другое. Людям, соскучившимся по кириллице, были предложены газеты с иероглифами! Два человека на борту, которые их понимали, были в восторге.
  Размеры пекинского аэропорта впечатляют, хотя какой должен быть столичный аэродром в стране, в которой 1,5 миллиарда? Полет был ночной плюс опоздание, состояние полуобморочное, наша очаровательная гид Юань тоже не спала нас ожидаючи, но решили времени не терять, заселиться в отель и осматривать окрестности. Отель 4 звезды Joy City может дать фору любым европейским жилищам, предусмотрено все до мелочей, единственный недостаток – отсутствие отопления. Потом мы выяснили, что так принято везде, хотя на дворе стоял ноябрь с небольшим плюсом. Ночью температура опускается в минус, днем мы ходили в легких куртках.
  Площадь Тяньаньмэнь переполнена людьми, причем светлокожих мизерный процент. В Китае развит местный туризм, напоминает наше паломничество в Москву в советские времена. В мавзолей Мао стоит огромная очередь, в Запретный город рвется толпа, всюду люди в форме берегут порядок. Никто не крушит памятники великому кормчему, ведь именно при нем Китай стал независимым. Военные одеты по нашему образцу и рота охраны ростом нисколько не уступают нашим кремлевским курсантам. Попав в водоворот местных жителей, мы поняли несколько важных вещей. Китайцы очень любят потолкаться и пролезть без очереди, так что не стоит играть в джентльменство и уступать дорогу, этого все равно никто не оценит. Действуйте как ледокол «Ленин» в Арктике, телосложение наше позволяет и на вас никто не обидится. Если вы затеяли сфотографировать что-либо - делайте это быстро. В Европе народ любезно ожидает окончание фотосессии, здесь же между объектом и объективом пробежит человек 80, 81-й возникнет, когда вы наведете камеру во второй раз. Моя жена научилась в течении 2-х секунд поправлять прическу и принимать нужную позу, за что я аборигенам очень признателен. Приблатненный и непутевый Дмитрий Крылов выпустил великолепный путеводитель по Китаю, но с утверждением, что все китайцы плюются с противным харкающим звуком - я не согласен. Процентов пять, не больше, и никто там не считает это правилом хорошего тона. Не согласен с тем, что они много курят и мусорят. Курящую китаянку увидеть невозможно. Окурков не валяется, если мусорят, то быстро убирают.
  Запретный город ( Гугун ) впечатлил своими размерами и необычной архитектурой, но оказалось, что все храмы и дворцы в Китае одинаковы. Стоят несколько однотипных построек с загнутыми крышами, в одной молельня, в другой харчевня, в третьей спальня и т.д. Но посетить главную площадь страны и ее окрестности надо.
  Пекин – громадный город с широкими проспектами и монументальными зданиями, небоскребы стоят рядом с эмпайровскими сооружениями, напоминающие московские, впрочем, Советский Союз щедро делился такими проектами во времена братства. Одним из подарков была знаменитая «хрущевка». Проклятием крупных городов ( а маленьких у них мало ) является смог. Мы много читали об этом, но увидели первый раз. Туман, смешанный с выхлопными газами действует угнетающе, фотосъемкам он тоже мешает. Движение на дорогах сведет с ума любого нашего водителя. В одном потоке хладнокровно движутся машины, люди и странные помеси велосипедов с мопедами. Мы видели подобное в Неаполе, но там все машины мятые и битые, китайцы умудряются оставаться целыми. В столице есть какие-то правила передвижения, в провинции они отсутствуют напрочь. Но к этому быстро привыкаешь, тем более агрессия у людей за рулем совершенно отсутствует. Европейские водительские права здесь недействительны. Мы передвигались на машине «Красный флаг» местного производства, размером с «Волгу», сидя на заднем сиденье можно вытянуть ноги, за что она очень понравилась.
  Великая китайская стена недалеко от Пекина, идет по двум перевалам, спускается с одного и, пересекая долину, подымается на другой. Перед подъемом нам перевели надпись на камне - «Кто не был на Великой стене, тот не герой». Автор – Мао. Какого лешего нас в герои потянуло? Стоял туман и сверху вид был нисколько не лучше, чем снизу. Наверху мы оказались в компании измученных людей, счастья на их лицах не увидели. Стена предназначалась для защиты от кочевников, но трудно их считать за идиотов, вскарабкавшись на такую «горку», сил для грабежа просто не останется. Зато мы нагуляли аппетит, а он просто необходим, когда знакомишься с китайской кухней.
  Китайские рестораны в России и в Срединной империи похожи только одним – палочками. Для особо тупых выдают вилки, чем я и пользовался. Посредине круглого стола находится вращающийся диск, на который сервируется пища, очень удобно – повернул, взял что надо. Перемены блюд нет, приносят все сразу и столько… Надо быть отчаянным обжорой, чтобы все съесть. Очень трудно угадать, что ты вкушаешь, но если это вкусно, то какая разница? С рисом никаких чудес они не творят, просто отваривают и пользуются для тушения пожара после острых блюд, для этого же подают пиво и чай, ни разу не видели, чтобы китайцы пили что-то крепче. Я русский и поэтому заказывал водку, с которой надо быть осторожней. От 40 до 60 градусов, без трав просто самогон, с травами амбре сохраняется часов 12. Есть и местное виноградное вино под названием «Великая стена» и «Династия», не «Бордо», но очень приличного качества. Я не люблю водоплавающее мясо кроме северного дикого гуся, но утка по пекински заслуживает внимания. Дело даже не в утке, вкус у нее обыкновенный, к ней прилагаются приправы и соусы, на которые китайцы большие мастера, получается нечто. В Сиане мы ели пельмени с разными начинками, вкусно, но потом было ощущение, что наелся хрена, лука, чеснока и редьки одновременно. На улицах тоже готовят пищу и она заслуживает доверие – свежие продукты превращают в еду на ваших глазах. Уличная торговля тоже приветствуется, нам понравились орехи, похожие на большой арахис, внутри что-то похожее на финики. Описывать то, что мы ели – бессмысленно, блюда ни разу не повторялись. Завтраки в отелях просто роскошные. Насекомых видели, но не на тарелке. Если вам захочется экстремальной пищи – вам ее найдут, но подсовывать тараканов никто не будет. В ресторанах, обслуживающих европейцев, готовят адаптированные блюда для нас, так что не бойтесь за свое здоровье. Кстати о нем, драгоценном. Следят за ним с упорством, напоминающим советские времена. В театрах и прочих общественных местах измеряют температуру входящих дистанционным термометром, с масками проблем тоже нет. Это в России трубят о гриппе и ничего не делают, чтобы от него спастись. Первыми в этом году поголовную вакцинацию провели китайцы, прикиньте масштабы и стоимость этой акции.

Покупки. Китай – радость для женщин и нервотрепка для мужчин, им совершенно не интересны многочисленные жемчужные, нефритовые, фарфоровые и прочие фабрики. Хорошо, что моя жена не шмоточница и тур индивидуальный – можно пренебречь. Если в группе человек сорок – увильнуть не получится. Наши женщины врываются в торговые залы с безумными глазами, особенно фанатичны те, которые застали времена дефицита. Мужики пытаются отстать, но жены жестоко гонят их вперед. На всех фабриках отлично говорят по-русски! Охмуряют просто великолепно, любой наш консультант – продавец просто жалкий неудачник. Нефрит просто необходим в хозяйстве, т.к. помогает от давления, поноса, золотухи и всего остального. Шелк просто не нуждается в рекламе, но размеры имеют значение – рекомендуют взять постельный набор, да не один. Сочувствую мужчинам, жены которых взяли фарфоровые сервизы – громоздко и неудобно. На чайных церемониях вам просто не обойтись без покупки писающего мальчика, который начинает гадить, если температура льющейся на него воды выше 80 градусов. Если честно, то на каждой фабрике мы делали приобретения, разлет цен позволяет чувствовать себя уверенно при любой толщине кошелька и выбор богатый. В супермаркетах вы можете взять дешевую вещь, которую не жалко выбросить по окончанию поездки, можете купить дорогую и хорошую. Когда мы попали на рынок электроники, жена перепугалась, что я останусь там жить. Не торгуясь купил 2 аккумулятора для фотоаппарата за смешную цену и тем ограничился. А торговаться надо обязательно, иначе вас будут считать белым лохом, доставьте людям удовольствие. Для этого используйте калькулятор, вам его предложат. В супермаркетах цены фиксированные. Еще вам предложат купить здоровье, привезут к тибетскому врачевателю, он посмотрит на ваши руки, заглянет в глаза и выразит удивление от того, что вы еще живы. За 10 тыс. рублей вам продадут чудодейственные лекарства и бодрость вас не покинет до самой смерти. Оказывается, я женат на старой развалине, она замужем за алкоголиком. Решили ничего не менять. В кассу выстроилась очередь из перепуганных русских женщин.
Культурная программа.
За дополнительную плату нам предложили посетить акробатику и попурри китайского искусства, не отказывайтесь. Лазерное шоу, необычные костюмы, непривычные песни и танцы. Был соблазн посетить местную оперу, но гид продемонстрировал нам это действо, которое шло под открытым небом. Никого не хочу обидеть, но кошачий концерт просто отдыхает. Всеми позабытый Витас пригрелся в Китае, очень популярен и даже снимается в каком-то фильме. Вряд ли Хворостовский добьется там славы, для них он просто боцман в плохом настроении.
Через два дня мы уезжали на поезде в Лоян, даже не пытайтесь самостоятельно разобраться в пекинских ж.д. вокзалах. Громадное здание переполненное людьми всякого достоинства, кошелек надо прижать к сердцу, остальные вещи к телу. У нужного нам выхода народ стоял, лежал и сидел. Водитель катил наш чемодан, распихивая людей и котомки, Юань патрулировала нашу небольшую группу. Вырвавшись на перрон мы вздохнули свободней, дальше все как у нас, предъявили билет и заняли места в 4-х местном купе, от нашего оно отличалось наличием розетки. Когда до российских паровозников дойдет, что в коридоре электричеством пользоваться неудобно! Умывальник и туалет раздельно, тоже плюс. Но есть свои особенности. В купе приносят термос с кипятком, кружка, чай, ложка – ваши заботы, поэтому китайцы путешествуют упакованные. Полотенца в комплекте белья нет. Туалетной бумаги на всех не хватает. По вагонам курсируют лоточники с напитками и закусками. Выйдя покурить в тамбур, обнаружил, что двери открыты. Закрыл. Пробегающий мимо китаец открыл. Закрыл. И так раз пять, пока не понял, что так принято. Для китайцев белый человек – негр в Сибири, такого пристального внимания к себе я еще не испытывал. Блондинка жена, несмотря на свои 43 года, произвела фурор. Китаянки очень хотят стать белыми, телосложение у них скромное, одеваются по пуритански, а тут такая роскошь! Хотя жена не богатырского масштаба. Контрольный выстрел пассажирам нанесли высоченные молодые скандинавки, одетые очень экономно. Проводнице мы предъявили записку Юань на иероглифах: «Уважаемый проводник! Мы русские туристы. Просим Вас высадить нас в городе Лоян. Спасибо.» Она улыбнулась и устроила утром подъем всему вагону в стиле пионерского лагеря, в каждом купе включила свет, радио, рявкала на особо сонных. Нас она передала из рук в руки нашему гиду Лю Вэю, молодому человеку лет 25-ти.
Лоян.
Город оказался удивительно похож на нашу родную Пермь, только населения в 6 раз больше. Когда-то в нем жили императоры, ради наследия которых мы здесь и оказались. Храм Белой Лошади – колыбель китайского буддизма, действующий, верующие молятся и зажигают вместо свечей тростниковые палочки. Нам повезло, мы попали на монашескую церемонию, в честь чего она состоялась не упомню. Монахи похожи на кришнаитов, но ведут себя чинно и достойно. Наш гид оказался умным и эрудированным человеком, со своим мнением и чувством юмора все в порядке. Благодаря ему экскурсии были очень познавательны. Храм ничем не отличается от остальных в Китае, но слушать Лю Вэя было и приятно, и полезно.
Монастырь Шао Линь стоит в живописном месте, горы и простор. Царит там чистая коммерция, даже конкурс красоты проводился, не до святости. Красивые кадры получились с пагодами, которые оказались могильными памятниками. Чем больше ярусов у надгробья, тем выше заслуги умершего перед обществом. На одной из современных пагод барельефы изображают поезд, самолет, автомобиль, ноутбук. Усопший был весьма продвинут. К чему отрицать прогресс, если от него есть польза? Раньше в монастыре было разделение на книжников и бойцов, число последних доходило до 10 тысяч. Нужно было быть полным сумасшедшим, чтобы попытаться ограбить богоугодное заведение. Ушу здесь до сих пор обучают, но в многочисленных окрестных школах. Монахи устраивают представление для публики, причем постоянно меняют репертуар. Владение оружием, разбитие железок об голову, ложение грудью на копья, ломание чего-либо неломаемого. Повеселил конкурс «Делай как я!». Отобрали трех мужчин килограмм по 100 и предложили повторить движение шаолиньских мальчиков, каждый из которых изображал свой стиль ушу. «Орел» вызвал смех, «Лягушка» удостоилась оваций, от «Обезьяны» зал визжал от восторга. Акробатические фокусы на открытии пекинской олимпиады делали воспитанники Шао Линя. Архитектура монастыря обыкновенная, но повторюсь – наслаждение можно получить от прогулки по красивейшему месту. Нам повезло – было тепло и ясно, мы ходили одетые по-летнему.
Долина Луань Мынь.
Место очень красивое, но стоял густой туман, ноябрь месяц для поездки не самый лучший. Вдоль берега реки стоят известняковые скалы, на которых по приказу императоров вырезались барельефы Будды и его соратников, самая маленькая фигура 2 см, самая крупная не уступает мухинским монументам. Всего 2300 статуй. Китайская скульптура отличается от греческой и римской разнообразием и отсутствием строгих канонов. Средиземноморские каменные женщины имеют одинаковый размер груди, бедер, талии и лица близняшек. Мужчины от пяток до шеи тоже идентичны. Головы приходилось подгонять под оригинал, мужской пол тщеславен. В Поднебесной не делают пупсиков и девушек с веслом. Воин должен быть угрожающим, девушка красивой, старик мудрым и самое главное – лица выразительны! И телосложение разное! Наш Христос раз и навсегда застыл в одной позе – вот я вас! Будда не отличался человеколюбием, но китайцы сделали его хорошим и добрым. Он смеется , плачет, улыбается и т.д. В храмах выражение его лица призывает – все ерунда, все пройдет. Качество исполнения скульптур на высшем уровне, нас просто долго зомбировали – Рим и Греция эталон!
Сиань .
Ж.Д. вокзал в Лояне ничем не напоминал пекинский, тихо, спокойно, тем более дожидались поезда мы в зале повышенной комфортности. Только в провинции на белых людей обращают больше внимания, в Пекине нас больше. Обстановка в вагоне нас больше не пугала и мы добрались до Сианя без приключений. Город старый и исторический, сохранилась крепостная стена, по которой можно спокойно разъехаться двум дальнобойным грузовикам. Там же вам предложат услуги велорикши для обзорной экскурсии, чем мы воспользовались и глубоко об этом пожалели. 140 кг вез человек старше нас, сильный встречный ветер. Слезли мы с этого транспорта с облегчением и сильным угрызением совести. Понятно, что так зарабатываются деньги, но ездить на людях все-таки не стоит.
Деревня Баньпо. Доисторическое селение, все раскопки находятся под крышей, где вам покажут остатки жилищ и скелеты тех, кто в них жил. Для истинных фанатов археологии место замечательное, но нам не показалось, что оно обязательно для посещения.
Терракотовая армия. Император Ши Хуаньди характер имел воинственный и занимался тем, что лучше всего умел – убивал себе подобных. Перед смертью отстроил себе гробницу, которую до сих пор никто не рискует вскрыть. В загробном мире головорезы тоже нужны и он приказал изготовить 8 000 воинов из обожженной глины в натуральную величину, плюс оружие и лошади. Армию расположили в подземелье рядом с гробницей. Следующий правитель был не в восторге от деяний Ши Хуаньди и приказал разбить все статуи. Погром завершило землетрясение, потолок подземелья рухнул. Нашел воинов крестьянин, рывший колодец, теперь первооткрывателя можно увидеть в выставочном павильоне, раздает автографы, фотографируется с неохотой. Сначала вас привезут на фабрику сувениров, только там вы сможете купить статуэтки, изготовленные по старой технологии. Во дворе стоят фигуры безголовых вояк, надстраиваете свою голову и фотографируетесь, что мы и сделали. Были у меня неудачные снимки, но эти просто верх идиотизма. После вас везут в павильоны, где и расположена армия. Каждый воин был изготовлен в натуральную величину, лица у всех разные. Солдатам полагалось 3 кг мяса в день, рост самого высокого 1м 98см. Нет низкорослых наций, есть недостаточное питание. В оригинале фигуры имели оружие и были раскрашены, но краски исчезают при контакте с воздухом. На стендах есть снимки цветных фигур – живые люди. Часть армии еще покоится в земле, китайцы ждут технологий сохранения оригиналов, современными красками брезгуют. Японцы предложили свой метод, но потребовали за это половину воинства, за что были посланы в известное место вместе с ноу хау. Ну а пока занимаются титаническим трудом, откапывают осколки и склеивают. Уникальность терракотовой армии в том, что можно увидеть людей давних времен в истинных обличиях, судить о внешности греков по их поделкам – обманывать себя, они изготовляли идеалы. По методу Герасимова из эллинских черепов воссоздали благородные лица. Уже не троглодиты, но до арийцев, как до Парижа на карачках.
Летний дворец императора.
Экскурсия не была включена в нашу программу, мы доплатили за нее и не пожалели об этом. Дворец красив и гармоничен даже при засохших лотосах и сером небе, какой же вид у него весной? Построен на горячих источниках и в павильонах несколько бассейнов – для императора, для его женщин и даже для поваров. Во Франции эту профессию тоже уважают, но не до такой степени. Там вам расскажут романтическую историю о любви старого императора и молодой наложницы. Красавица хорошо пела и танцевала, особенно после употребления алкоголя и понимала старика лучше всех. Правитель забыл о государственных делах и приближенные заставили умертвить женщину. Внутри одного из павильонов на стенах нарисована хронология романа, а во дворе стоит статуя обнаженной наложницы, что меня очень удивило. Это в соборе святого Петра можно увидеть апостолов в банном наряде, но в пуританском Китае? Наш гид Ли Вень сказала, что чем богаче живет нация (тогда они не бедствовали), тем больше ценят естественную красоту и меньше комплексуют. Никогда не задумывался об этом, но разве она не права? Всегда найдутся люди, которые творение Господа (по их же теории) назовут развратом. Богохульники. Посещение дворца нам обошлось по 250 рублей с носа, перевожу на наши деньги для удобства.
Возвращение в Пекин.
Проснулся в вагоне от того, что поезд явно замедлил ход. Глянул в окно и протер очки для лучшей резкости. Пейзаж был одного цвета – белого. Снег валил крупными хлопьями. Три дня назад мы бродили по Шао Линю в летних нарядах. паровоз опоздал на 4 часа, встретила нас наша знакомая Юань и мы бросились наверстывать упущенное.
Летний дворец императрицы Цы Си.
 Снег лежал на крышах пагод, деревьях, на тротуарах его уже успели смести в аккуратные конусные кучки. Дворец великолепен, а при таком оформлении просто уникален. Стоишь на берегу озера, небо голубое, видишь горы вдалеке и как автомат жмешь на спуск фотоаппарата. На воде запорошенные водные велосипеды, прогулочные джонки и каменный корабль, который не плавает, но пейзаж украшает. Нет проклятого смога, нам просто не хотелось покидать это место. Местный художник нарисовал мой портрет на фарфоровой тарелке, умудрившись придать моей славянской физиономии китайские черты. Пришлось отдать 80 рублей за такую стилизацию. С большим сожалением мы расстались с дворцом. После мы посетили Храм Неба, пусть он указан во всех путеводителях как уникальный, но после дачных владений Цы Си он не оставил таких впечатлений. Все хорошее когда-то кончается, ночью мы улетали в Россию. Жена набросала монет во все водоемы, чтобы когда-нибудь вернуться, но я и без засорения экологии решил – мы в Китае не последний раз.
Еще раз о Китае и китайцах.
Поездку лучше планировать на март-апрель или сентябрь-октябрь. Летом жара доходит до 40 градусов, даже местные считают ее невыносимой. Путешествовать лучше на скорых поездах, которые все-таки опаздывают. Разговорник вам не поможет, одно слово имеет множество значений, различие в интонации. Китайцы из разных провинций друг друга могут не понять, вас тем более. Универсальны только иероглифы. Я за неделю выучил три. Молодые люди, официанты, персонал отелей говорят по-английски. Чаевые брать не принято, но мы сами приучаем их получать мзду за что-либо. Один портье долго ждал вознаграждение за перемещение чемодана, другой принял деньги с недоумением. Курс евро к юаню 1-9, на фабриках можно рассчитываться без конвертации. Самостоятельные прогулки по городам возможны только с GPS. Позировать перед камерой местные не отказывались, но вас тоже могут попросить сфотографироваться. Один молодой китаец украдкой снимал на видео декольте моей жены, боюсь предположить, как и для чего он использует эту запись. Я не возражал, он уже взрослый мальчик. Китайцы приветливы и доброжелательны, при возникновении проблем пытаются помочь. Они отчаянные картежники, играют везде где можно и нельзя, вас вовлекать в это не будут, это не Россия. Такси обходится дешево, но лучше показать водителю адрес на китайском. Визитку отеля держите при себе, чтобы добраться до него без проблем. Гиды изучают русский в Китае без практики в России, поэтому некоторые словосочетания звучат забавно. Некоторые туристы пытаются быть учителями языка – не стоит, они и так стараются. Если не будете мусорить и плеваться – вас назовут образованным, это высшая похвала. По прилету в китай мы заполняли миграционную карту прибытия и анкету о здоровье. Большинство туристов немцы и американцы, китайцы удивляются малому количеству русских, тем более мы живем по соседству. Наши СМИ упорно рекламируют что угодно, только не Китай. Выбор ваш, но наше решение однозначно – мы поедем в Поднебесную еще раз.
Отдельное спасибо Евгении Белоусовой из пермской фирмы  TOUREX, которая прекрасно организовала наше путешествие.

Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
Константин Эд
Россия, Челябинск
28 ноябрь 2013 г.
Забавно излагаете,в самую точку ! Мне тоже довелось пожить в Поднебесной,но не в качестве туриста,а в казённой командировке...Пожил в Пекине и в Харбине,посмотрел на их жизнь изнутри,так сказать...Впечатлений масса,особенно от Харбина,в центре города ощущаешь себя в любимом Питере,та же архитектура,набережные,аничковы мосты с лошадками. На пороге торгового центра напротив православного храма престарелый потомок русских эмигрантов раскланялся передо мной,театрально воскликнув: "Харбин приветствует Вас !!!" Запомнилось... Домой привёз стандартный набор в виде зонтиков,вееров,статуэток и,конечно,настоящие золотые часы Роллекс с 12 бриллиантами ,купленными за 10долларов.
Lanka Baginska
26 июнь 2012 г.
Спасибо за остроумный и познавательный рассказ!
алекс-1956
Россия, Кемерово
28 октябрь 2011 г.
прекрасный рассказ
jek37
Россия, Хабаровск
6 февраль 2010 г.
Хороший рассказ. Со многим согласен и со многим нет. В общем сами потом поменяете свое мнение, когда посетите Китай еще и еще.
tvorec
Россия, Томск
14 январь 2010 г.
Рассказ захватывающий!!!! Совет всем сомневающимся - НЕ НАДО СОМНЕВАТЬСЯ !!!! Приезжайте в Китай смело. Еще и уезжать не захочется!!!
Liobov
23 декабрь 2009 г.
Очень интересный рассказ. Я была в Даляне, но вся старина прошла мимо. Мечтаю посмотреть историю Китая. А после Вашего рассказа, думаю обязательно съезжу.
RedFlower
Замечательный искрометный рассказ! Читается на одном дыхании! можно попросить Вас поделиться еще немного фото? В китай хочется уже давно, но останавливает пока лишь длительный перелет, так как мне придется лететь из Москвы.
Эппл
22 декабрь 2009 г.
Прекрасный рассказ,очень хороший язык, давно не получала такого удовольствия от туротчетов! Интересное путешествие, стоит задуматься.
ховея
Молодцы!Спасибо за рассказ=очень интересно!Мы вот тоже собираемся и в начале января едем в Санью и Гонконг.С них решили китай изучать.
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит