Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Незадолго до нового 2009 года мы с женой подумали: "А почему бы, собственно, не устроить себе небольшие каникулы где-нибудь в Европе в конце января?" Вообще, я предполагал в это время командировку в Бельгию, но она по независящим причинам отложилась, а желание посетить цивилизованные страны осталось, так что мысль была признана неплохой, и мы начали подготовку. После недолгой переписки с турагентствами по поводу Рима, Парижа и Праги, выбор был сделан в пользу чешской столицы; о причинах, а также о том, каким образом мы перемещались из Екатеринбурга в Прагу и обратно, расскажу в заключительной части отзыва.
А в начале о том, что в Чехию вполне можно (и, на мой взгляд, даже показано) ездить самостоятельно, минуя всяческие агентства и фирмы-посредники. В этом, как показал наш опыт, нет ничего сложного, а экономия средств получилась весьма значительной. В кризисные времена - немаловажно. Нет, конечно же, я не отговариваю будущих путешественников от того, чтобы воспользоваться услугами турфирмы - ради бога, вот только скорость и качество услуг могут вызвать разочарование, а стоимость - недоумение. После того как незадолго до католического Рождества одна из екатеринбургских турфирм за оформление виз в течение двух недель запросила с нас сумму вдвое превышающую сумму консульского сбора в визовом центре, мы окончательно решились пройти все формальности самостоятельно.
Выглядело это так. 21 декабря мы сфотографировались на визу (3,5 х 4,5 цветное фото, да, собственно, в ателье можно сказать просто - "на чешскую визу") и сделали выписки со счетов. 22 декабря забронировали отель - списались с ними по электронной почте, внесли через интернет по карте сумму на три дня проживания и получили копию подтверждения брони, через интернет же купили электронные авиабилеты. 23 декабря с утра пришли в визовый центр, где заполнили анкеты, отстояли очередь из одного человека и сдали все документы. 30 декабря визы были готовы. Все. За какие услуги турфирма набрасывает полторы тысячи осталось загадкой, ну да бог с ними...
В Чехию мы отправились утром 23 января с целью провести там семь дней, а также обязательно посетить хотя бы одно из близлежащих государств - Германию, например, или Австрию, но по прибытии в аэропорт Ружине перед нами стояла гораздо более прозаическая задача - добраться до отеля. Оказалось, что все очень несложно: меняем евро на кроны, покупаем билеты у водителя автобуса (маршрут 119, идет до конечной станции метро зеленой ветки) и едем до конца. Там пересадка на метро и поездка до станции, названной в честь гуситского короля "Jiriho z Podebrad". Никаких сложностей, разве что по незнанию мы купили билет еще и в метро - этого делать было не нужно.
Кстати, раз уж речь о транспорте... В отличие от российской системы общественного транспорта, чешский городской транспорт представляет собой единую инфраструктуру с единой системой проездных документов. Билет приобретается не на право проезда на чем-либо, а на право использования общественного транспорта на определенных условиях в течение определенного времени. Отсчет времени начинается с момента первого входа в транспорт (пассажир обязан в этот момент погасить билет, используя специальный прибор типа компостера, которые есть и в автобусах, и в метро - компостер отмечает на билете время, при последующих поездках погашать билет повторно не нужно). Время разрешенного использования транспорта зависит от стоимости билета, но по его окончании пассажир обязан покинуть транспорт или погасить новый билет. Также от стоимости билета зависит возможность совершать пересадку между различными видами транспорта. Кондукторов в транспорте нет, так что войти в любой транспорт (в том числе и в метро) можно беспрепятственно. За отлов "зайцев" отвечают контролеры, изредка совершающие обход. Штраф за безбилетный проезд - 700 крон с человека - чуть больше 1000 рублей...
Ну, да-да, однажды поймали нас контролеры, поэтому сумму штрафа знаю совершенно точно, даже квитанции сохранились...
Однако это было уже в конце, а в начале мы и не собирались пользоваться общественным транспортом. Расположение отеля City Crown оказалось очень удачным - десять минут ходьбы от Вацлавской площади и главного железнодорожного вокзала, столько же до автобусной станции Florenc. Получасовой прогулки достаточно для того, чтобы добраться до любой достопримечательности Старого города, а за сорок минут можно дойти до Градчан. В непосредственной же близости от отеля находится пражская телерадиовышка, украшенная скульптурами ползающих младенцев по всей своей высоте.
География отеля была признана хорошей, что касается сервиса и условий, тут дело обстояло похуже. Из заметных плюсов надо отметить следующее. Бесплатный беспроводной интернет по всему отелю, причем, весьма скоростной - скайп работал без вопросов. Завтрак включен в стоимость и, кроме того, в течение дня можно чего-нибудь перекусить - чай, кофе и печенье есть всегда. Отель предоставляет возможность бесплатного звонка в любую точку мира. Через скайп, естественно, - на ресепшн есть Logitech'овский телефон, подключенный к этой сети. Также радует, что некоторые сотрудники отеля неплохо говорят по-русски, ну и, в заключение, - отель сделал скидку, и мы жили там неделю, заплатив за пять дней, да еще и получили корзинку со сладостями и газировкой. Правда, пришлось напоминать...
Из минусов. Акустика отеля - хоть оперу ставь: слышно все, что происходит в соседних комнатах и, особенно, в корридоре. А двери захлапывются всегда с жутким грохотом - если кто-то закрыл дверь ночью, то это гарантия того, что весь отель проснулся. Уборка в номере - плохонькая. Везде разложена реклама того, что отель "зеленый", т.е. стремится не загрязнять окружающую среду, но делать это за счет хранения и накапливания пыли в номерах уже перебор.
Впрочем, сидеть в отеле мы, конечно же, не собирались, но сперва надо было оценить обстановку, составить список достопримечательностей и мест, которые мы хотим посетить, разобраться с транспортом, ну и много чего еще сделать. Начали с Вацлавской площади - откуда же еще. Купив в книжном магазине карту Праги, мы обнаружили, что находимся в непосредственной близости от основных достопримечательностей, Вышеград тоже казался вполне досягаемым, да и до пражского зоопарка мы сначала планировали добраться пешком, но потом передумали и поехали на транспорте.
Это оказалось очень разумным решением. Во-первых, зоопарк все же довольно далеко, а во-вторых, ходьбы хватило и в самом зоопарке - его территория оказалась огромной. По сравнению с ним екатеринбургский зоопарк, втиснутый в центр города, не более чем школьный зооуголок. Да тут один вольер для зебр раза в три больше, чем весь свердловский зверятник... Конечно, пражский зоопарк - настоящий. Животным созданы максимально комфортные условия, и они явно не чувствуют себя несчастными, а отсюда и масса положительных эмоций у тех, кто зоопарк посещает, так что всем любителям животных, особенно с детьми, очень рекомендую.
Если останутся силы, то через дорогу от выхода из зоопарка находится Тройский замок - красивое и историческое место. Там тоже есть на что посмотреть - нам это было видно с дороги, а вот на то, чтобы погулять по замку, сил уже не хватило. Возвращаться же на следующий день не захотелось - и в центральной части Праги, то есть в пределах досягаемости пешком, находилось еще много неисследованных мест.
Описывать долго прогулки по центру Праги не буду, обо всех достопримечательностях много сказано и написано в интернете, выпущены тома путеводителей, сняты целые фильмы. Отмечу только некоторые нюансы. Первое - без карты в Старом городе делать нечего - это не улицы, это лабиринт. Второе - вид Пражского града с Карлова моста лучше снимать в ясный солнечный день и, кроме того, еще в темное время суток. Подсветка очень красивая. Третье - перекусить в ресторанчиках, коих в центре Праги великое множество, можно крон за сто - сто пятьдесят (завсисит от аппетита). Ну двести... Так что причин идти в МакДональдс и покупать за те же 150 крон чизбургер с салатом нет никаких. Четвертое - практически везде, в том числе и в ресторанах, принимают к оплате карты VISA - таскать с собой ворох наличности не обязательно. А вот евро принимают далеко не везде, несмотря на то, что Чехия - полноправный член Евросоюза. American Express тоже не жалуют.
Разобравшись с основными пражскими достопримечательностями, мы принялись за изучение "выездных" вариантов времяпрепровождения. Рискнул задать вопрос на форуме, посвященном отдыху в Праге, и в итоге из того флейма, который устроили завсегдатаи форума, удалось понять, что вариант с самостоятельными поездками на рейсовых автобусах ничуть не хуже экскурсионных поездок. Ну что ж, было решено проверить - поехали в Карловы Вары рейсовым автобусом Students Agency.
...На днях проехал сто сорок километров (это немногим больше, чем расстояние между Прагой и Карловыми Варами) на традиционном для наших автопредприятий микроавтобусе, упершись коленями в стенку перед водителем. Через эту же стенку импульс, получаемый автобусом на кочках, передавался мне - неописуемые ощущения... Между Прагой и Карлсбадом (кто не знает - так раньше именовались Карловы Вары) по автобану ходит большой комфортабельный автобус, в дороге предлагают чай/кофе, наушники - музыку послушать, кино показывают, стюардесса газеты разносит. Словом, чувствуешь себя пассажиром, а не номерным грузом в товарном вагоне - те, кто говорит, что лучше ехать в Вары без экскурсии, как минимум, в этой части, не ошибаются: и дешевле, и комфорта, пожалуй, побольше.
Есть, правда, одна деталь - на полпути между Прагой и Карловыми Варами находится завод Крушовице, и некоторые экскурсии туда заезжают, с рейсовыми автобусами об этом, конечно, думать не приходится - облизнулись, глядя из окна, и едем дальше. Успокою - дегустацию Крушовице можно устроить и в Праге. При цене 20-30 крон за поллитровую кружку свежайшего пива долго сожалеть о том, что не удалось попасть на пивзавод, никто не будет. Не стали этого делать и мы - высадившись из автобуса на центральном вокзале Карловых Вар, мы двинулись к информационному офису, где приобрели карту города, а заодно узнали расписание обратных рейсов.
Готовясь к поездке в Карловы Вары, мы предполагали посетить стекольный завод Moser, музей или завод Бехеровки, ну и, конечно же, знаменитые источники... Посетили. Стекольный завод слегка разочаровал - довольно далеко и не слишком интересно. Пожалуй, он интересен тем, кто профессионально интересуется стеклом, а простым потребителям там будет скучновато, да и цены на продукцию завода какие-то нереальные. С Бехеровкой все прошло гораздо лучше - мы как раз успели в музей к моменту, когда там начиналась экскурсия на русском языке. Прогулялись, посмотрели фильм, продегустировали три сорта Бехеровки... ничего не купили - решили (и это подтвердилось потом), что Бехеровку найдем по той же цене и в Праге. Цена в магазине при заводе на поллитровую бутылку классического ликера - 155 крон, такая же цена на Бехеровку была обнаружена в магазине Duty Free на чешско-австрийской границе и в торговом центре Chodov в Праге.
Ну а источники оправдали все ожидания, и очень захотелось остаться в Карловых Варах на пару-тройку недель - побродить вдоль набережной Теплы и по склонам холмов, подышать целебным воздухом... да просто отдохнуть, в конце концов. Но надо было возвращаться назад, так что, набрав бутылку воды, и запасшись бутербродами на обратный путь, мы вернулись на вокзал и меньше чем через два часа уже были в Праге.
Последующие пару дней мы продолжали обследование Праги, не забывая, однако, о планах посетить соседние страны. Изучение доступных вариантов привело нас к выводу, что оптимальным вариантом будет экскурсионная поездка в Вену. Были еще варианты поездок в Дрезден, Зальцбург и даже Мюнхен, а уж своим ходом можно было добраться аж до Парижа и Венеции, но времени на вояжи оставалось немного, поэтому мы просто позвонили в турфирму: 80 евро с человека, и мы едем в Австрию.
Вена встретила нас дождем, пешая прогулка по городу в таких условиях казалась не очень удачной идеей, но ничего - освоились. Пока шла экскурсионная часть, в попутном книжном магазине приобрели карту Вены, и потом, когда было предоставлено свободное время, этой картой воспользовались. Конечно, за пять часов можно увидеть только мизерную часть того великолепия, которое представляет собой Вена, но этого хватило, чтобы понять - в Вене надо побывать еще раз. А может и не раз, уж больно много интересного осталось в стороне.
Оставшиеся до окончания отдыха дни были потрачены на посещение Пражского града, Вышеграда и покупку различных сувениров. Погода благоприятствовала - в конце января она стабильно держалась на уровне 0...+2, дождей не было, так что мы продолжали пешие прогулки. В итоге, находив по Праге за неделю километров по шестьдесят, мы обследовали все основные достопримечательности. Кое-что, конечно, осталось, но это уже, видимо, в следующий раз. Очень жаль, что не удалось посетить ни один из чешских замков - увы, но зимой они закрыты для посетителей, так же, как и королевские сады. Зато теперь будет повод вернуться.
Наконец, подошло время возвращаться домой, и здесь, как и обещал вначале, я расскажу о деталях авиаперелета и о том, почему, собственно, была выбрана Прага, а не какая-то другая европейская столица. Все просто - у меня накопилось достаточное количество бонусов, чтобы слетать бесплатно рейсом Аэрофлота в Европу, но только в восточную ее часть. Для западной части бонусов не хватало, также как не хватало их и для того, чтобы воспользоваться услугами не Аэрофлота, а, например, Чешских авиалиний. Поэтому мы строили свои планы, исходя из того, что мы летим именно в Прагу, причем, через Москву.
Увы, но, сосредоточившись на решении более сложных, как мне казалось, вопросов, мы упустили из виду два важных момента, которые резко изменили всю дальнейшую схему действий. Оказалось, что, во-первых, для использования бонусов одного желания мало - надо направить запрос на оформление бонусного билета и ждать примерно неделю. При таком раскладе мы рисковали остаться без визы, но это было только полбеды. Вторая сложность заключалась в том, что "большой Аэрофлот" перестал оформлять бонусные полеты на рейсах дочерних компаний типа "Аэрофлот Дон", "Аэрофлот Норд" и т.п. А лететь рейсами "большого Аэрофлота" было очень неудобно.
Так что мы столкнулись с непростой задачей - надо было в предновогоднем бюджете как-то изыскать дополнительные 20 тысяч рублей, примерно столько стоил билет в Прагу. В некотором замешательстве я обратился к системе Амадеус, которая, немного подумав, выдала просто идеальный результат - КД Авиа, то бишь, Калининградские авиалинии. По всем показателям получалось, что КД Авиа лучше: стоимость на двоих около 30 тысяч рублей, а не 40, как у остальных, расписание рейсов - идеально подходит, стыковка в Калининграде - 2-3 часа. Не прямой, конечно, рейс, ну да и ладно.
Сюрпризы начались позже: прибыв в Кольцово (Екатеринбург) за два часа до вылета, мы обнаружили, что рейс задерживается на полтора часа. Так... Быстрый подсчет показал, что если других сюрпризов не будет, то мы должны успеть - резерв около часа оставался, но лиха беда - начало, кто его знает, что будет дальше. Немного успокаивала мысль, что билет сквозной, и КД Авиа все равно нас будет обязана доставить в Прагу, но не будет же самолет нас ждать полдня, в самом деле. Чтобы прояснить ситауцию, я позвонил в контакт-центр КД Авиа и задал очевидный вопрос - вылетел ли уже рейс в Екатеринбург. Девушка-оператор задумалась, и через восемь минут я понял, что ответа не дождусь, пришлось использовать другие методы. Неожиданно на табло рейсов появилась надпись, что начинается регистрация на рейс до Калининграда, и только тут мы заметили странную вещь: на том же табло фигурировал еще один рейс до Калининграда, но не из Екатеринбурга, а из Челябинска... Смутные сомнения переросли в полную уверенность на стойке регистрации, где оба рейса упаковывали в один самолет. Теперь все стало ясно - у компании заявлено два рейса, один до Челябинска, другой до Екатеринбурга, но народу ни на тот, ни на другой рейсы не набирается, так что рейсы объединили. Но почему об этом ничего не сказал контакт-центр Калининграда?
Ну ладно, по крайней мере стало понятно, что самолет скоро будет, график нас устраивал, хотя оставалось сожаление о потерянных двух часах сна и недоумение, почему еще вчера никаких сообщений ни на сайте Кольцово, ни на сайте КД Авиа не было. Вскоре приземлился Боинг из Челябинска, часть пассажиров из него вскоре присоединились к остальным ожидавшим, прочие - отличавшиеся довольно злобным выражением лиц, куда-то исчезли. Загадка, но разгадать ее нам было суждено только на обратном пути, а путь "туда" после посадки в самолет прошел без приключений.
Ну да, конечно, из рассказа, наверное, уже ясно, что на обратном пути нас ждал аналогичный сюрприз. Прилетев в Калининград из Праги, мы обнаружили, что рейсы опять совмещены, и мы летим с задержкой на два часа, да еще и через Челябинск! Попытки обратиться к представителям компании с вопросами особым успехом не увенчались, разве что удалось раскрутить их на бесплатную минералку.
Время было около часа ночи по Калининграду, а нам надо было попасть в Екатеринбург к восьми утра по местному. Шансов на это было мало, поэтому представители КД Авиа предложили нам позвонить за их счет в Екатеринбург - ну да, на Урале в этот момент было как раз четыре утра - самое время для телефонных звонков. Осознав это, КД-авиаторы предложили другой вариант - в Челябинске тоже есть их представительство, и там, конечно же, помогут и поспособствуют. Поскольку других вариантов все равно не было, около восьми утра мы приземлились в Баландино, в двух сотнях километров от дома...
Понять КД Авиа можно. Любой здравомыслящий менеджер поступил бы так же - чем через пол-России гнать два полупустых самолета, лучше загрузить один полный. Это очевидно, но столь же очевидно и другое: рейсы Калининград - Екатеринбург - Калининград и Калининград - Челябинск - Калининград не предполагают транзита. Сел в Калининграде, вышел в Екатеринбурге (ну или в Челябинске) и поехал домой. Дальше лететь не надо. А в новом варианте и челябинский Баландино, и екатеринбургский Кольцово становятся транзитными аэропортами. Новый терминал Кольцово для транзита приспособлен, а вот в Баландино транзит куда как более прозаичен - через привокзальную площадь, и не важно, что там минус 25, а теплые вещи в багаже! Ну в самом деле, откуда там взяться транзитной зоне, если никто и никогда даже не предполагал летать транзитом через Челябинск. Тоже мне хаб нашелся... Ну и, естественно, после такого транзита правила авиабезопасности требуют повторного досмотра пассажиров - они ведь покидали контролируемую зону. Ну, нас, конечно же, проверили.
Так вот вопрос - если напрашивается решение, которое позволит сэкономить кучу денег, но при этом влечет за собой неудобства пассажиров, то как должна поступить нормальная авиакомпания? Вопрос пока остается без ответа, поскольку определение "нормальная" в данном случае к КД Авиа не относится. Ее представитель, которого с трудом удалось изловить в Челябинске, на просьбу позвонить ответил: "А я ваш рейс не задерживал... У меня есть телефон, но на нем давно уже денег нет". Вот и все. Ну а про напитки, полагающиеся по закону, и прочие мелочи умолчим - чего рассуждать о несуществующих объектах...
Уже где-то в районе десяти часов утра наш самолет приземлился в Кольцово, мы (и не только мы) со злыми лицами прошли мимо пассажиров, ожидавших посадки на рейс до Калининграда, который, как и за неделю до этого, был задержан на два часа. Теперь-то мы полностью понимали ощущения тех, кто с таким же видом шел по тому же маршруту мимо нас в прошлую пятницу.
по Чехии