Путевые заметки о поездке в Абхазию с 1.11.08 по 9.11.08. Новый Афон – Рица – Пицунда – Гагра - Сухум Старостина Галина

Отзыв написан: 28 января 2009 г.
1 ноября

В 13 часов прибыли в Адлер и сразу же были включены в транспортный конвейер. За 80р с человека нас довезли до границы (р.Псоу) «До паспортного контроля!» - громко заявил водила. Реальность оказалась, как обычно, круче. Выйдя из маршрутки, мы перелезли через железнодорожное полотно. С тяжелой сумкой на колесиках, вверх-вниз. Чувство, что мы контрабандисты, не покидало нас. Далее разбитая дорога и очередь из жаждущих попасть в Абхазию. Половина курортников, половина местных жителей с телегами.

Уже в очереди к нам прицепился репей: Тимур, имеющий родственников повсюду в Абхазии, в том числе и в санаториях, и расселяющий там отдыхающих. Отцепиться не удалось. После прохождения границы (российский паспорт, св-во о рождении), мощной торговле с Тимуром мы едем в сторону Нового Афона за 600 р под громкие стенания, почему так мало.Была сделана масса попыток высадить нас в Гаграх. Он сдался только, когда на его вопрос «Почему вы не хотите остановиться в Гаграх» получил четкий ответ «Потому что мы хотим остановиться в Новом Афоне».

Ну вот и доехали. Город состоит из двух частей. Сначала проехали старую со всеми достопримечательностями, но с жилыми домами высоко на горе, потом новую с жилым сектором по обе стороны от шоссе.  Как и повсей Абхазии много руин пансионатов, брошенных домов. Все война! (mustdie)

Тимур довез нас почти до самого края. Дом – недалеко от шоссе, неплохой, с хорошими условиями. Сторговались на 125р с человека. До моря близко, но не до пляжа. Такой вот пассаж… Нам-то было безразлично, а для летних отдыхающих, наверное, нет. Зато нашли несколько брошенных садов с грушами, хурмой и мандаринами. Халява, сэр! Нашли хорошее кафе у вокзала «Анакопия-2000» Терраса с видом на море, душевное обслуживание, вкусная и дешевая еда.

Musthave!

2 ноября

Наш первый день в Новом Афоне. Дошли уже до знакомого кафе. Там и искупались на пляже. Светит солнце, тепло, но вода холодноватая 17 градусов. Ну ничего, окунуться можно. После купания захотелось горячего. Попили кофе и чай в «нашем» кафе. Цены – нереальные. 10р – красивая чашка свежесваренного кофе.

После вокзала у шоссе появляется нормальный тротуар. Дошли до приморского парка с заходом в разрушенный пансионат (или санаторий). Даже сейчас видно, какой он  был великолепный, а сейчас руины и запущенный парк. Печально… Приморский парк, однако, цветет и пахнет. Жизнь продолжается!

Нашей целью было восхождение на Иверскую гору. Кучей путаных улочек, ценою знакомства с кактусом (колючки до конца поездки вынимали) мы дошли до Новоафонской пещеры. Далее добрая женщина сказала нам, что нужно пройти мимо пещеры и далее по улице вверх и по тропинке, выложенной булыжником. Мы поверили и пошли. Забытая дома карта немало поспособствовала нашему решению. Сначала мы шли по склону Иверской горы, видя ее вершину, любуясь видом на монастырь, но потом вершина исчезла из виду и горный серпантин закружил нас. Прошли указатель «Три котла», мимо нас проехали несколько машин, удивив нас своим появлением. Дорога была, мягко сказать, не очень подходящая для автотранспорта. Идти по ней, любуясь видом гор под   ярким солнцем, было одно удовольствие. Musthave!

Но где крепость Анакопия на вершине Иверской горы? Нас терзали сомнения, которые разрешил пробегающий мимо физкультурник. Оказывается, мы сбились с самого начала, ступив на тропинку, выложенную камнями, а не повернув направо по асфальтовой дороге. А теперь нам остался всего лишь 1 км до старинного абхазского села Анхуа. Ну что ж, Анхуа, так Анхуа!

Мы не пожалели о нашем визите. Такого сюрра я никогда не видела. Представьте себе село высоко в горах. Огромный храм с зияющими окнами, полуразрушенной крышей и куполом. Вокруг все заросло, пасутся индюки и коровы. И рядом, метрах в 50, памятник Ленину, пастуху. И все это великолепие окружено колючей изгородью. Ну, просто восторг души!

Заколоченный магазин, 2-этажные дома с колонами, но редко друг от друга. Наша попытка купить молока не увенчалась успехом. И мы покинули это экзотическое место. (10 км от вокзала).

Ужинали-обедали опять в «нашем» кафе. Причем, когда мы подбежали туда в 6 вечера (полная темень), они уже уходили, но не отказались покормить голодающих курортников. Честь им и хвала!3 ноября

Заранее через столь милую нашему сердцу официантку договорились о поездке на Рицу. Некий Лесик соглашался свозить нас туда на целый день за 3000р. В 8 часов он ждал нас у вокзала. Это оказался очень приятный седовласый абхаз.

По дороге остановились у Девичьих слез. Кап-кап с горы и куча ленточек повсюду. Далее – у висячего моста. Н-да… Куча гнилых досок на гнилых балках. Прохождение по мосту тянет на значок «Экстремал Абхазии».

Потом Голубое озеро, действительно голубое маленькое озерцо. Кстати, там продают вкусное домашнее вино. Далее поворот на Гегский водопад, но туда могут проехать только уазики, которых на повороте не было. Мимо, до Юпшарских ворот. Скалы нависают, мрачно, холодно, но красиво. Затем водопад «Мужские слезы». Какие они скупые, льют в два ручья. И вот мы на смотровой площадке «Прощай, Родина» Под нами Юпшарский каньон. Красивейшие горы, покрытые желтыми, красными, зелеными деревьями. Взгляд не отвести! Musthave!

И вот озеро Рица. Над гладью озера раскинулось лоскутное одеяло. Склоны гор покрыты разноцветным плюшем, наверху голые скалы. Все сверкает и искрится в лучах солнца.

Съели хачапур-лодочку в кафе и отправились к Малой Рице  (как мы тогда думали). Начало тропы находится на небольшом серпантине за кафе (левая сторона озера). Он заканчивается стоянкой для машин. Там между двумя домиками начинается тропа. Надо идти вперед и немного направо, круто в гору. Сначала тропа крутая, потом пологая, потом немного вниз по руслу ручья. Мы читали, что там есть резкий поворот направо, но оказалось, что там два поворота направо. Второй поворот с русла ручья резко в гору практически не виден. Добрые люди набросали бревен на тропинке прямо. Но что нам, доблестным туристам, какие-то палки на дороге. Мы перешагнули их, не заметив, и отправились дальше, даже не увидев поворота. Тропа из растоптанной быстро превратилась в малозаметную, но и это не смутило нас. Подумаешь, просто люди, которые шли на Малую Рицу, становились невесомыми и почти не оставляли следов. Часть следов все-таки была, и по ним мы дошли до вершины, покрытой валунами. Напротив нас возвышалась скала. Мы позагорали на камнях и отправились искать Большую Рицу. К счастью, нам это удалось. По дороге мы обнаружили злосчастный поворот, но идти до Малой Рицы уже не было времени. Ну ладно, будет повод приехать на Рицу еще раз. Весь наш поход занял часа три.

После этого наш терпеливый водитель повез нас домой на Молочный водопад и домой. Обратно доехали часа за полтора-два.

4 ноября.

Пошли завтракать в наше кафе. Хачапури за 120р на всех. (Musthave) Потом искупались. После горячего солнца, холодная вода (17градусов) весьма бодрит. Освежившись, идем в пещеру. И понимаем, что попали туда вовремя. Она работает только по выходным, по праздникам и по средам. День примирения пришелся весьма кстати. Хоть какая-то от него польза. Сеанс начинался в 12 часов и продолжался до 13:30. Маленький вагончик а-ля метро отвез нас во вторую по величине пещеру в мире (после Мамонтовой в США). Первые залы огромные, производят впечатление скорее своими размерами, а не красотой. Зато знаменитый каменный водопад в последнем зале – уникальной красоты. Musthave!

Говорят, летом в пещеру можно пробраться только с утра. В ноябре – влюбое время, когда работает пещера. 300р а билет, дети до 7 бесплатно.

После зашли в кафе в здании пещеры, где съели самсу удивительной сытности. И вперед – на Иверскую гору! На этот раз мы нашли нужный поворот. После похода в Анхуа, крепость Анакопия на вершине Иверской горы оказалась очень близко, в двух шагах.

Туда ведет удобный серпантин. Сейчас крепость на реставрации. Уже сделали большую башню. Поэтому за вход надо платить: 100р с идущего. Надеюсь, что на дело.

Виды с горы – потрясающие. Новый Афон – как на ладони. Море, горы. Видна Гудаута. В крепости находится храм пятого века, воистину святое место.

На вершине и по дороге мы встретили немало верующих, которые поздравляли нас с праздником, и мы их. «Неужели с экзотическим днем примирения!?» - терзались мы в сомнениях. Набравшись наглости, мы спросили: «А что, собственно, за праздник?»  Оказалось, Казанской Божьей матери.

Возвращались с горы в сумерках. Наше кафе уже было закрыто, но съеденная днем самса все еще насыщала нас. Завтра в Пицунду с тем же водителем, который возил нас на Рицу.

5 ноября.

Ровно в 9 были у кафе, очень удивив водителя своей пунктуальностью. Через час уже были в Пицунде. Она стоит в стороне от шоссе, что и вызвало необходимость в машине. Мы решили, что 1200р на пятерых – достойная цена за удобства и отсутствие проблем.

Лесик довез нас до храма Х века, окруженного стеной. Сейчас там музей. Храм в прекрасном состоянии, внутри органный зал. Говорят, концерты там дают до середины октября. Далее отправились искать крепость Питиунт. Когда мы спросили служителя музея о местонахождении этой достопримечательности, он заметно удивился нашему желанию ее посетить. Только потом мы поняли, почему. В том месте, где она должна была быть, ее не было. То есть был кусочек террасы, сложенный из камней, и буйные заросли, и все!!! Как нам объяснил служитель, в этом месте грузинские археологи провели раскопки. Все ценное, в том числе очень красивые мозаичные полы вывезли в Тбилиси. Абхазы быстренько закопали  все, что осталось, от греха подальше. Результат мы наблюдали.

Далее вышли к морю на западную часть полуострова. Пляж – замечательный, песчано-галечный, лучший из того, что мы видели в Абхазии. (musthave!) Широкий, окаймленный соснами. Вот здесь, наверное, хорошо отдыхать летом. Искупались, позагорали и были готовы к дальнейшим подвигам. Зашли в сосновую рощу третичного периода. По ней идет дорожка параллельно пляжу. Сосны огромные, с заросшим подлеском. На карте в конце этой дорожки на мысу полуострова обозначено было кафе «Пеньки». Но встрече нашей не суждено было состояться: дорожка повернула налево вместе с береговой линией, и сразу исчезли все правые повороты на море вместе с надеждой на «Пеньки». Среди сосен мы видели здания пансионатов. Но близок локоток, а не укусишь! Справа один бурелом. И вот долгожданный поворот. Мы идем по утоптанной тропинке и упираемся в забор. Подставленные заботливыми туристами бревна из доисторических сосен призывали нас перелезть через забор.

Очень хотелось кушать, и мы решились. Рубикон был перейден, и мы оказались на территории пансионата «Золотое руно».

Все виденные нами пансионаты в Пицунде уже отреставрированы и работают. Вскоре мы уже сидели в ресторане около моря в районе Морского вокзала и вкушали барабулю и шашлык. Цены ресторанов в Абхазии находятся на уровне недорогих московских кафе. Ходите в рестораны (Абхазии)!

Хотя мы опоздали, и нашему водителю пришлось ждать нас и беспокоиться лишних 40 минут, он сдержал свое слово и по дороге назад завез нас в Приморское на сероводородные горячие источники. После поворота от моря с Сухумского шоссе 1 км по отвратительной дороге. Это удивительное место с ванной, раздевалками и душем. Температура воды в ванной – очень комфортная. Покайфовав 10 положенных минут, мы отправились домой. Но уже в 5 часов мы были в своем любимом кафе.

Наш ночной путь от вокзала до нашего дома достоин отдельного описания. Сначала мы ходили по обочине Сухумского шоссе, но, выяснив, что открытые люки являются национальной особенностью Абхазии, мы поменяли тактику. Подымались у вокзала на платформу, переходили через пути и шли по белой каменистой дорожке вдоль путей. Эта дорожка спускается к шоссе уже близко от нашего дома.

6 ноября.

Встали в 7. Уже в 7.50 без проблем сели в полупустой автобус в сторону Псоу (80р). Через час были в старой Гагре около коллонады. Прошли по приморскому парку. Ничего, но несколько неухоженный. Но, говорят, было гораздо хуже. Сфотографировались у Гагрипша. Уже почти у моста через Жоэквару нашли действующий ресторан Абаата. Кофе с воздушным, тающим во рту, хачапури-лодочкой улучшил наше настроение. И мы после осмотра маленькой церквушки 5 века отправились в ущелье Жоэквары.

Сначала мы шли по улице Русских добровольцев, которая перешла в проселочную дорогу вдоль реки, а потом в тропу. Тропа идет по самшитовому лесу, образуя причудливые аллеи. Запах самшита, звук текущей по камням горной реки - Musthave!

Чем дальше мы шли, тем меньше мусора и больше красоты. Есть поляны, просто созданные для палаток. Вставай палаточным лагерем и живи! Искупались в речке. Бр-р-р, холодно!

На обратном пути, нагуляв аппетит, зашли в тот же ресторан Абаата. Изумительное место! VIP-обслуживание (Кажется, мы были единственными посетителями за день). Очень вкусная еда. Рыбная похлебка из осетрины, чанахи, жаркое по-царски – выше всех похвал! Выпив чайничек чая, мы медленно пошли по парку. Начался дождь. После 30-минутного ожидания сели в местную маршрутку и доехали до «Континента» в Новой Гагре. Оттуда нас одна машина доставила до Нового Афона за 300р. Стоимость междугородней маршрутки – 150р с человека.

Через час мы уже были в приморском парке и вкушали чай в кафе на лебедином пруду.

Завтра Сухум!

7 ноября.

Встали рано. Наскоро позавтракали и около 8 были на остановке. Ждали недолго, мимо нас прошли 2 полных маршрутки, но третья нас прихватила (50р). Меньше, чем через час, были в Сухуме. Вышли на повороте на рынок и пошли в обезьяний питомник, который находится на горе Трапеция. Мы были первыми посетителями, и еще шла уборка. Обезьяны представлены макаками, гамадрилами, павианами. Презабавные существа! Кормили их яблоками с растущей там яблони. Небольшая деталь: Везде висят таблички «Подходить к клеткам, кормить и дразнить обезьян запрещено» с замазанным словом «кормить». Кормите, сколько вашей душеньке угодно и чем угодно, вам только спасибо скажут! Внизу продаются пакеты с нарезанной хурмой для этой цели. Когда мы уже собрались уходить, подошел товарищ и отобрал у нас 70р с кормящего обезьян. На чье кормление: обезьян или данного товарища пойдут деньги мы так и не поняли. Помещение питомника было все в том же хорошо знакомом нам абхазском стиле – полуразрушенное.

Спустились по пешеходной лестнице вниз, перешли пути и по проспекту Леона дошли до ботанического сада. Он оказался неожиданно ухоженным. Вышло солнце, и мы провели приятный час, осматривая растения со всего мира. Musthave!

Далее по проспекту Леона до набережной. Центр Сухума в основном восстановлен и действительно напоминает город-сад, город-праздник, окраины – только последствия войны. Поели в кафе «Нартаа» на набережной. Хорошее обслуживание, шашлык, тающий во рту, вкуснейший ореховый соус. А цены! Обед на двоих с шашлыком, салатом, вином, десертом, кофе и прочим обошелся нам в 400р. Еще одна причина приехать в Абхазию – вкусно поесть.

Пройдя половину набережной, натолкнулись на остатки древней крепости Диоскурия (как утверждали местные жители). Этот древний город , основанный греками 2500 лет назад, процветал 500 лет и ушел под воду на рубеже нашей эры. Сейчас видно несколько кусков стен прямо на пляже.

Дойдя почти до конца набережной, свернули на рынок. Было около 4-х, и рынок уже закрывался. Несмотря на это, купили фундук, сыр, хурму и прочее. Пешком дошли до вокзала по совсем нестоличным улицам с частными домами, отсутствием асфальта, разрушенными домами по сторонам. Как ни привыкаешь ко всему этому, а больно… У вокзала почти сразу же сели в маршрутку и через час уже были дома.

Закупили кучу мандарин у хозяйки по 15 р за кг, киви и прочего.

Кстати, аккуратнее ходите по рынку и берегите свои кошельки. Нас «пасли», о чем мы были заблаговременно предупреждены торговцами.

8 ноября.

Наконец-то под конец нашего пребывания в Новом Афоне решились пойти в монастырь. Позавтракали в кафе, расположенном на площадке Лебединого озера. Обслуживание хамоватое, но хачапур-лодочка очень недурен. Хотели с яйцом, но оказалось, что за яйцами на вокзал они только что поехали.

Надо ли говорить, что в монастырь мы пошли дорогой трудной, дорогой непростой: через чужие огороды, дырку в изгороди и т.д. Монастырь сейчас реставрируется, и уже многое сделано. Было очень любопытно увидеть золотые купола на земле. Собор огромен, расписан фресками.

После по проселочной дороге дошли до искусственного водопада, зашли в старинную церковь Симона Канонита, потом вверх по лестнице на озерко. Там увидели очень необычное строение – железнодорожная станция Псырцха. Ажурное сооружение над озером. Даже выбитое стекла не очень портили его. Железная дорога здесь выходит из тупика идет метров 50 между озером и рядом бананов, растущих на склоне, и уходит опять в туннель. Наверное, эту красоту построили для посещения царем Ново-Афонского монастыря.

Далее наш путь лежал в келью Симона Канонита, как мы тогда думали. Но мы редко достигаем намеченной цели с первого раза. Вместо того, чтобы ступить на дорожку возле реки направо, мы пошлее по тропе направо вверх в гору. Мы быстро поняли свою ошибку, тем более, что с тропы был поворот налево к келье, но решили прогуляться по ущелью. И правильно сделали. Тропа перешла в красивую каменистую дорожку по склону горы с потрясающими видами на море. Вскоре дошли до села Орлинка, где один добрый человек посоветовал нам осмотреть паровоз, на котором монахи когда-то возили древесину. До него 1 км и много указателей, ободрил он нас. И началась наша знаменитая гонка к паровозу. Да, указатели там были. Когда после очередного подъема наши силы таяли, и малодушие охватывало нас, мы видели очередной указатель на дереве, и мужество возвращалось к нам. Километра через 3-4 мы достигли очередного селения с коровами и очередного указателя, зовущего нас к паровозу и святой воде. До святой воды мы дошли. Это был старый широкий колодец с привязанным к нему бидоном. Оттуда мы повернули назад: было уже поздно. Когда мы проходили мимо этого доброго человека, он сообщил нам, что паровоз был метрах в ста от святой воды. Знаем мы их 100 метров! Келью мы так и не посетили. Будет куда пойти в следующий раз.

Ужинали в кафе в здании пещеры. Лонгман был хорош, но плов подкачал, лучше брать картофель по-восточному.

9 ноября.

Наступил печальный день – день нашего отъезда. Наш последний день лета, солнца, моря. Поехали 8-часовым автобусом. Груза было немеряно. В 10 часов были на границе. Прошли ее быстро. Взяли такси до Сочи за 900р. Шофер даже помог перетащить баул. Сдали вещи в камеру хранения и вздохнули свободно.

Доехали на маршрутке до дендрария, и лето, южная природа последний раз улыбнулись нам. По шоссе дошли до Петэрсона, где закупили продукты в дорогу. Там же пообедали в кафе. Жаркое было весьма симпатично. Сочи после Абхазии показался нам слишком шумным, оживленным, дорогим. Мы в очередной раз вздохнули по Абхазии. Спустились к морю, проводили солнце нашего последнего летнего дня.

Далее только поезд и Москва.

Выводы.

В Абхазию ехать СТОИТ!  Особенно в золотую осень. Нет ничего красивее роскошной южной осени! Несмотря на свое реноме, страна мирная и доброжелательная. Даже и не страна, а часть южной России, только более дешевая. В это время можно бродить по горам, купаться в море, есть мандарины, ходить по ресторанам. Дай бог, приедем еще раз  в этот кусочек лета поздней осенью, поживем в Новом Афоне и на Рице, дойдем туда, куда не дошли в этот раз.

Абхазия: цены ниже!
хурма
Россия
Пять раз ездила в абхазию,но так описать не смогу!!!Прослезилась!!!Всё знакомые места и ощущения!!!Спасибо!!!
Наиль
Всё правда, я сам был в Новом Афоне 2 раза. Несмотря на сервис, точнее его отсутствие, ехать туда стоит. Но по-моему, лучше всего в августе и сентябре. Я был в доме у Эксузянов, море там за задней калиткой. Если кого заинтересует, напишите на мыло inm2812@mail.ru, дам телефон и адрес.
K.E.
Россия, Нарьян-Мар
10 май 2009 г.
Очень реалистично,надо было на месяц раньше примерно,море теплое
Ирина63
Абхазия, Гагра
8 апрель 2009 г.
Все очень хорошо описано, я рада что вам все очень понравилось.
Абхазия: цены ниже!
Горящие туры в Абхазию!!!
Спецпредложения с выгодой до 30%! Туры рассрочку или кредит.