Отзыв написан: 23 декабря 2008 г.

Мы уехали из Армении уже больше месяца назад, а невидимые нити все еще связывают нас с "там" и "тогда", заставляя снова и снова погружаться в воспоминания, пересматривать фотографии и мечтать о новом отпуске – ведь в Армении так много волшебных мест, которые нам еще только предстоит увидеть! А сколько вещей предстоит попробовать и, возможно, опять немного превзойти себя, как это случалось в этом путешествии...Введение - почему и как я попала в Армению

Во всем "виноват" павильон "Армения" на ВДНХ. По крайней мере, так мне кажется сейчас, когда я пытаюсь "отмотать пленку назад". В начале нового века, наполнившись армянскими товарами, он стал являть разительный контраст с большинством остальных павильонов, представлявших из себя скопище коммерческих ларьков со стандартным набором. В "Армении" я впервые обратила внимание на фотографии этой страны, и они как-то запали мне в душу. А в 2005 г. мы с коллегой случайно попали на отмечание Дня Армении на Пушкинской площади. Там звучала армянская музыка, продавались сладости, сыр, вино, и все это было необычайно привлекательно! Пожалуй, именно после этого мероприятия у меня окончательно сформировалась мысль о необходимости совершить визит в эту красивую и "вкусную" страну.

Должна сказать, что путешествовать я предпочитаю самостоятельно, иногда и в одиночку: сама ищу гостиницы, на поездах и автобусах переезжаю из города в город, в своем темпе брожу по улочкам или делаю вылазки на природу. Однако здесь я сразу решила воспользоваться услугами профессионалов, признав, что они смогут наиболее эффективно показать самые интересные места, да и незнание кавказских обычаев и реалий не способствовало желанию совершить автономное путешествие. В Интернете я провела исследование мест, которые стоит посетить, и поиск турфирм. В первом, наряду с сайтами, непосредственно посвященными туризму в Армении, мне помогали отзывы путешественников. Что же касается второго, то в домене .am присутствовал ряд турфирм, предлагающих стандартный набор туров, но это было как-то скучно. Листая отзывы, я не пропускала и рассказы о Грузии, ведь я рассматривала и вариант краткой поездки из Еревана в Тбилиси. И вот в начале октября 2005 г. мне попался замечательный ностальгический отчет Анны – как она с подругой посетила Грузию. Рассказ был написан с такой теплотой и энтузиазмом, что я не могла не поблагодарить Анну по мэйлу, упомянув заодно, что сама собираюсь в Армению. Оказалось, что у нее были координаты армянской турфирмы Wishup Adventures. Их сайт www.wishup.net разительно отличался от других – специалисты по активному отдыху, они предлагали целый набор велотуров по стране, походы, включающие скалолазание и пещеры, "этнические" туры и т.д.

Я стала подбивать друзей на поездку, некоторые интересовались, хотя были и негативные реакции. В итоге "жертвой" моей пропаганды пала Сима – моя коллега, с которой я и посетила День Армении. Но наше желание поехать, наверное, как настоящий коньяк, должно было "настояться" и получить трехлетнюю выдержку – как-то получалось, что путешествие все время переносилось с весны на осень, с осени на следующую весну. Лишь в 2007 г. я наконец списалась с "Вишапом" и получила для раздумья индивидуальную программу, полностью построенную под наш запрос. Но летом я поменяла работу, и осенью опять не получилось поехать. Весна и лето 2008-го просвистели мимо, и в этом сентябре я снова обратилась в "Вишап". Переписка длилась долго и время от времени веселила то одну, то другую сторону ;-). Прошлогодняя программа показалась нам сверхактивной и даже слишком насыщенной, поэтому мы решили оставить от нее половину (4 ночи), после чего вернуться в Ереван и уже самостоятельно, на такси, делать вылазки по окрестным достопримечательностям – как и когда захотим. Собственно, из последних Сима с Игорем (нашим третьим спутником) придумали "прогулку" на Арагац – высочайшую гору Армении, а с остальным мы решили определиться на месте: сложно было заранее из десятка неизвестных нам монастырей выбрать один-два, основываясь на картинках и коротких описаниях. По Интернету мы забронировали квартиру в Ереване на оставшиеся 4 ночи, и, наконец, свершилось:Суббота, 18 октября: Москва – Ереван – Севан

В субботу утром, 18 октября, "Аэрофлотом" мы втроем вылетаем в Ереван! На этом рейсе нас удивили стюардессы, разговаривающие с пассажирами практически сквозь зубы – похоже, им сложно дается испытание армянской экспрессивностью... Но вот спустя 3 часа мы видим заснеженные "плечи" Арарата, его "голова" скрыта за облаками, – и самолет приземляется в аэропорту Звартноц. И уже с посадочного поля через иллюминатор виден Ереван или его пригороды: домики вдали на возвышенности. Скажу сразу, что вид Арарата при заходе на посадку оказался единственным, который нам открылся за все пребывание в Армении... Звартноц, помимо штампиков с Сисом и Масисом в наших паспортах, оставил очень приятное впечатление – новый терминал чистый и аккуратный, от багажной "карусели" через стекло можно увидеть встречающих.

И вот мы уже знакомимся с Ара, исполнительным директором "Вишапа", и на зеленом минивэне VW (он же "бусик") едем в город, в офис. По дороге забираем Тиграна – нашего вело- (и не только) гида. В офисе ребята перед картой описывают нам план: завтра, в воскресенье, первый день тура отводится на акклиматизацию, едем на велосипедах 45 км без особых перепадов высот, а вот уже на следующий день нам предстоит преодолеть 65 км, начинающихся с подъема. Честно сказать, на велосипед я сажусь один-два раза в год (Сима с Игорем гораздо более опытные велосипедисты), до этого моим рекордом были 25 км по окрестностям Гамбурга, так что тут у меня глаза на лоб полезли :-). Признаюсь, что в переписке с прошлого года тему километража не поднимали, но предупреждали о том, что мы далеко не спортсмены. Ладно, решила я – если на полпути сломаюсь, то пересяду в машину сопровождения.

За остаток этого невероятно теплого для октября дня, такого, что по Еревану можно ходить в майке, мы поменяли рубли на драмы, пообедали в Fashion Café рядом с Лебединым озером (ах, какая вкусная была ариса!), ребята загрузили четыре горных велосипеда на VW плюс все необходимое внутрь, и мы поехали на Севан. Какие же виды открываются с трассы! С наступлением темноты и приближением к озеру стало ощутимо холодать, поэтому по приезду в кемпинг "Альбатрос" мы утеплились по полной – шапка и перчатки были совершенно не лишними! Нас уже ждал горячий ужин с непременными лавашем и белым сыром, а также прочими вкусностями. Пожалуй, что за первым ужином и установилась та располагающая дружеская атмосфера, которая потом только укреплялась и сделала поездку столь комфортной и незабываемой. Интересные собеседники, Араик и Тигран отвечали на наши вопросы по стране и вспоминали разные веселые истории, время летело незаметно!Воскресенье, 19 октября: Севан

Ночевали мы в домике в нескольких шагах от Севана. Рассвет на озере стоил того, чтобы встать пораньше! Завтрак, сборы, подготовка великов, и вот мы готовы тронуться в путь. Тигран ведет нас троих по шоссе на север вдоль берега. Первые несколько километров от "Альбатроса" до Севанского полуострова "подгоночные" – проверяем тормоза, высоту сидений, я вспоминаю, как пользоваться скоростями. На полуострове оставляем велосипеды на парковке и поднимаемся к Севанскому монастырю. В церкви IX века идет служба, через открытые двери слышно хоровое пение. Внутри лишь несколько икон, в остальном – непокрытая каменная кладка, но это не делает церковь сумрачной; яркий луч света проникает сквозь окно в барабане.

Вид от кемпинга "Альбатрос"
Севанаванк

С "макушки" холма за Севанаванком

Вдоль северного берега Севана

С "макушки" холма за монастырем видно далеко вокруг. Ближние к озеру горы "лысые", с них скатывается ветер, и вода покрывается рябью полосами, чередуемыми со штилевыми участками. На стоянке у "бусика" перекусываем финиками и печеньем, заготовленными для нашей энергетической подпитки, и выдвигаемся в путь. Едем вдоль северного берега Севана, по дороге встречается много баз отдыха и ресторанов, но часто попадаются и заброшенные здания пансионатов, которые начинали строить еще в советское время. Особенно странно смотрятся завершенные многоэтажные здания из красивого туфа, стоящие без окон…

На полуострове было почти жарко, но из-за набора скорости появился встречный ветер, и мы снова утеплились. Сделали больше половины пути, уже затекают шея и кисти, колдобины больно отдаются в "пятой точке". Но вот мы сворачиваем с дороги в сосновую рощицу на берегу, где Араик уже готовит обед. Ах, с каким же удовольствием мы окунулись в Севан! Вода, по оценке ребят, градусов 15, кожа после нее начинает гореть, в общем, отлично освежает! А как классно обедать на открытом воздухе – мы умяли все, что было приготовлено. Снова на велики и в путь, и вот теперь-то кажется, что лучше бы мы не останавливались – все, что болело, болит еще сильнее, да еще и съеденный обед призывает скорее к тихому часу, а не к прикладыванию усилий на педалях… В общем, при подъезде к кемпингу "Вишап" под Шоржей был потрачен весь оставшийся запас сил. Однако 45 км были нами честно "сделаны"!

Кемпинг расположен на высоком восточном берегу Севана над широким галечным пляжем. Домики стоят прямо среди сосен, так что летом деревья должны отлично защищать от жары и пыли. Такое место хорошо использовать как базу для отдыха на несколько дней – покупаться и даже попробовать виндсерфинг. А блага цивилизации в виде горячей воды, современной сантехники и мини-кухни в домиках не дадут загнуться таким как мы – любителям приключений в комфортных условиях. Мы расселились, освежились и в 19 наблюдали потрясающий закат над противоположными горами. Вечером стол ломился от блюд, и вот тут всё мы уже не одолели. За ужином мы обсудили наши дальнейшие планы, точнее, их отсутствие, кроме желания подняться на Арагац, так что Араик предложил пару вариантов с Арагацем и поездку в пещеру в Ехегнадзорском районе, что нас заинтересовало. А поскольку к этому времени мы уже поняли, что в компании Вишапов нам путешествовать приятно, то на предложенный план согласились.Понедельник, 20 октября: Шоржа – Чамбарак – Гетик – Гош

Разве можно было упустить возможность увидеть еще один рассвет на озере? Итак, понедельник, 20 октября. "Седельная" часть тела однозначно возмутилась посадке на велосипед, но решающего права голоса не получила. Выдвинулись в сторону дороги на Чамбарак (бывшее Красносельское) – сначала короткий отрезок вдоль озера, а затем поворот вглубь территории через перевал. Во многих местах между Севаном и шоссе в изобилии растет дикая облепиха, так что мы решили подзарядиться витаминами перед решающим рывком. М-да, "рывок" – это, конечно, громко сказано, потому что на перевал мы просто вползали с огромным количеством остановок, чтобы привести дыхание и пульс в норму. Проезжающие мимо автомобилисты приветственно сигналили и здоровались, а если мы стояли на обочине, то некоторые останавливались и предлагали помочь, в том числе и подвезти. Наконец, перевал преодолен – набрали около ста метров высоты от озера, и перед нами многокилометровый спуск – мы не верим своему счастью! Однако очень быстро оказывается, что спуск – это тоже работа, особенно на такой разбитой дороге, как эта. Оба тормоза постоянно в действии, ногами амортизируешь сотрясения, когда выбоин становится больше, чем самого асфальта. Когда дорога не слишком раздолбанная, оглядываюсь кругом, стараясь запечатлеть в памяти эти неяркие горы.

Чамбарак и близлежащие поселки проезжаем без остановки, наш "бусик" прикрывает нас от деревенских собак, с лаем выскакивающих нам вслед. В Чамбараке и далее удивляет огромное количество допотопных бензоколонок, с первого взгляда и не поймешь, какие из них в рабочем состоянии. Частные дома здесь не деревянные, в отличие от российских, а построены из каменных или бетонных блоков, чаще всего неотделанных. Многие дома имеют длинные террасы. Продолжаем катиться вниз, в одном месте объезжаем змею, переползающую через дорогу. VW нас снова обогнал, и через какое-то время мы съезжаем с трассы к месту нашего обеда – красивейшей золотой рощице у ручья под холмом. Рядом стоит дом, и когда мы располагаемся на полянке, нас приходит навестить его хозяин со своим внуком. Узнав, что мы из России, вероятно, чтобы выказать нам уважение, он включил погромче песни на русском :-). Любопытно, кстати, что за все время поездки, когда к нам обращались желающие пообщаться прохожие, беседа чаще всего начиналась на английском языке, а нас принимали за немцев или скандинавов – мало все-таки еще россиян ездит в Армению!

Оказывается, на холме над нами есть руины монастыря, которые до этого не видели и сами Вишапы. Мы оставили велики у дома приветливого "соседа" и на машине поднялись к указанному месту. На обширной поляне лежат в беспорядке каменные детали стоявших здесь до землетрясения церквей – куски колонн, декоративные розетки, хачкары, камни с письменами. Один храм сохранился лучше всего, с остатками стен и алтарной частью под открытым небом. Говорят, это был монастырь Гетик, где вплоть до его разрушения служил священник, мыслитель, баснописец и юрист XII века Мхитар Гош. После землетрясения он был вынужден основать новую обитель, Нор-Гетик, на некотором расстоянии отсюда. Нор-Гетик после его смерти стали называть Гошаванком.

Руины монастыря

Уже вечереет, а нам еще ехать и ехать до деревни Гош. Снова мимо мелькают дома и люди, с любопытством смотрящие на четверку велосипедистов. На выезде из одной из деревень стоит тюркское кладбище – азербайджанское село здесь соседствовало с армянским. Каменные надгробия в хорошем состоянии, и мы ходим, читаем имена и годы жизни. На нескольких надгробиях изображены швейная машинка, иголка с ниткой, ножницы – наверное, эти люди были отличными портными. Еще я обратила внимание на то, что среди захороненных (по крайней мере, на том участке, который мы видели) очень мало мужчин, почему так – не знаю.

Еще немного безобразной дороги, где иногда нам удается ехать быстрее легковушек, и мы выезжаем на отличное шоссе. Наконец-то на спусках можно не притормаживать, а наоборот, надбавить скорости, опасаясь только крутых поворотов, прикрытых выступающими скалами. Кругом такая красота – суровая и одновременно нежная в наступающих сумерках! Подъезжаем к повороту на Гош, и тут Тигран с Араиком расстраивают нас известием о том, что дальше следует только подъем. Метров 200-300 я еще как-то выдюжила, но все же "сдохла" первой. Сима, уехавшая было вперед, не стала ждать отдельного приглашения к сдаче велосипеда и присоединилась ко мне, а там подтянулись и Игорь с Тиграном. И все же около 60 км мы в тот день проехали! Пока велики подразобрали и погрузили на багажник, исчезли последние остатки света, и в Гош мы въехали на "бусике" в полной темноте. Нам была организована ночевка в настоящем обжитом армянском доме. Интересно же посмотреть, а как люди живут здесь! Вход в жилые комнаты (точнее, два входа в две параллельные самостоятельные части) находится на втором этаже, с террасы (вот тут-то и понимаешь разницу между ground floor и first floor в английском языке). Комнаты расположены анфиладой, и окна есть только в "голове" и "хвосте" анфилад. При этом, попав внутрь, я поняла, что не отличила бы этих комнат от гостиных и спален где-нибудь в Москве – та же обстановка, телевизор и даже старенький компьютер! Радушные хозяйки наготовили нам столько еды! По ночному холоду пригодилась и фруктовая водка. Но мы все-таки оказались хилыми едоками и никудышными "алкоголиками" – так и не смогли все съесть и выпить. А какой кайф был от "бани" под террасой, где горячая вода была нагрета в огромном баке живым огнем!Вторник, 21 октября: Гош – Парзлич – Агарцин – Дилижан – Фиолетово – Севан

Проснулась я затемно, до будильника. Из любопытства зашла за угол террасы... и оказалась в первом ряду единственным зрителем неторопливой пьесы "Рассвет в горах над Гошаванком". Оказывается, монастырь был от нас буквально за углом. Вот на его осмотр мы после завтрака и пошли. В краеведческом музейчике при монастыре работает очень активная пожилая женщина, от чьего зоркого ока не скроешься, и она с радостью поделится с вами деталями многовековой истории Гошаванка. Мне, правда, показалось, что она как-то недолюбливает Мхитара Гоша, но, скорее всего, я просто невнимательно ее слушала. Расскажете потом, если вдруг будете в тех краях и встретитесь с ней. Но что уж вы точно не пропустите, так это тончайшей, кружевной резьбы хачкар мастера Погоса, что стоит слева от входа в церковь Сурб Григор – он не может не притягивать взгляд.

Нам представилась возможность отдохнуть от велосипедов в пешем переходе от Гоша к озеру Парзлич. И вот здесь-то краски осени на лесистых склонах затмили все виденные ранее в поездке пейзажи. Какие же мы счастливые, что попали в Армению именно в это время! ...В лесу раздавался топор дровосека, вернее, бензопила – деревенские запасаются дровами. Рыча на крутом подъеме, проехавший было мимо нас УАЗик остановился, его хозяин предложил нас подбросить, и надо было видеть недоумение на лицах сидевших в машине, когда мы ответили, что предпочитаем пешком :-). Не могу сказать, что это было легко – я плелась последней, казалось, сердце вот-вот выскочит, но разве насмотришься на такие виды из окна автомобиля! Перевалили через гряду, и дело пошло веселее – к Парзличу дорога бежала вниз. Озеро, прикрытое от ветра горой и лесом, прекрасно их же в своем зеркале и отражает. К сожалению, красота сослужила озеру дурную службу – место активно обустраивается, при этом экологические стандарты имеют явно не приоритетное значение. На берегах растут закусочные, дико смотрящиеся площадки для отдыха, сами же берега одевают в бетон. Мимо нас пронеслось несколько квадрациклов, а мы как-то за пару дней отвыкли от шумных компаний, поэтому с уже готовым обедом на "бусике" метнулись чуть подальше от озера, к тишине и покою лесной полянки.

Осень в горах за деревней Гош

Пикник на обочине

Похоже, именно третий день нашего тура стал самым акклиматизационным, потому что после обеда мы втроем смотрели на велики крайне скептически. В итоге мы великодушно согласились спуститься на своих колесах 10 км до поворота на Агарцин, но вот вверх – ни-ни ;-). И снова – ветер в лицо, щебенка из-под колес, зигзаги дороги, и спустя короткое время мальчишки из ближайшей деревни с любопытством смотрят на работы по расстановке великов на крыше VW и слушают "ЧайФ", доносящийся из кабины. В Агарцине ведется реконструкция отдельных зданий монастыря, поэтому некоторые помещения, например, знаменитая трапезная, закрыты для посетителей. Однако церкви отличаются от увиденных нами в Гошаванке и Севанаванке и стоят того, чтобы туда заглянуть.

Только мы вернулись к машине, как пошел первый за наше путешествие дождь – очень вовремя! Направившись в Дилижан, мы из-под дождевой полосы выскочили – в городе светило солнце, но вот на этом-то известном  курорте "бусик" и решил отдохнуть: сначала заглох на подъеме, а потом и вовсе отказался заводиться. Пришлось Араику вызывать подмогу с Севана, а мы в ожидании приезда машины прогулялись по Дилижану, а потом на такси смотались в Фиолетово – деревню молокан, русских староверов. Уже смеркалось, и встреченная нами у калитки деревянного дома женщина посетовала, что мы слишком поздно приехали – оказывается, в этот день у молокан был праздник общего стола и нас бы пригласили на трапезу – вся деревня собиралась на праздничный обед в нескольких самых больших домах. Мы заметили, что несмотря на сгущающуюся темноту, деревенские целенаправленно стекаются в центр. Там уже было много детей, причем мальчишки и девчонки играли, носились и прыгали практически не смешиваясь компаниями. Девочки в честь праздника были нарядно одеты – белые платочки на головах, юбки и кофточки с вышивкой. Как мы потом выяснили в разговоре с ними, по такому случаю сегодня даже не было занятий в школе – вот уж точно праздник! :-) Когда мы к ним только подошли, самая бойкая из них показала на нас и пояснила подружкам, что мы, наверное, из Америки. Я же на этой деревенской улице, где всё – и люди, и дома могли выглядеть совершенно так же и 50 лет назад, чувствовала себя не то что с другого континента, а просто десантом с Луны, нежданно и ненужно приземлившимся куда не следовало... Похоже, чуть позже ожидался праздничный ужин, но на него нас никто приглашать не стал, да и нам пора было возвращаться в Дилижан.

Там "бусик" прицепили к подъехавшему ЗИЛу, и мы через новый туннель двинулись на Севан. Потом Араик хвалил водителя грузовика, тот хвалил мастерство Араика, а результат был один: благодаря их усилиям и аккуратности эта далеко не простая поездка до кемпинга "Альбатрос" завершилась безопасно. И вот мы снова видим холодный ночной Севан и уже знакомые нам лица.Среда, 22 октября: Севан – Ереван – Гехард – Гарни

Наутро друг Араика, Ашот, пригнал внедорожник Land Cruiser, который и повез нас и "зеленого" в Ереван, так что в город мы возвращались в среду, как и было намечено программой тура. Собственно, тянуть VW на сцепке пришлось лишь полпути до начала спуска, а там ребята сняли трос и доехали самостоятельно до самого офиса в центре города – вот что значит перепад высот между Севаном и Ереваном! Для нас же, ехавших в "крузаке", Ашот остановил машину где-то недалеко от "Орла", нависающего над шоссе, чтобы взять на память обсидиан. Почему-то я представляла себе, что обсидиан добывают в шурфах, углубляясь в гору. Может, в промышленных масштабах так оно и происходит, а здесь осколками этого вулканического стекла была просто усеяна земля рядом с холмом.

В Ереване я созвонилась с агентством по сдаче квартир, в котором мы заказали квартиру через Интернет. Небольшой обмен любезностями и формальностями – и мы заселились в хорошо отремонтированной "двушке" на проспекте Маштоца, которая стала нашей базой вплоть до отлета. Но с Вишапами мы в тот день еще не попрощались, а пообедав впятером в том же Fashion Café, что и в первый день, махнули на Тойоте в Гехард. Образовавшийся вокруг источника, почитаемого еще в дохристианские времена, этот монастырь прилепился к склону горы над дорогой. Его главная церковь Катогике, построенная из серых блоков, открывается просторным притвором, ведущим в алтарную часть и в боковые часовни и усыпальницы, выбитые в прилегающей скале. Понять, что попал в пещерную часть можно лишь по некоторой округлости проходов, в помещениях же резчики по камню искусно поработали, оставив на века фигуры людей, животных и мифических птиц, переплетения растительных элементов и хачкары. Скалы вокруг испещрены входами в бывшие пещеры-кельи и пещерные часовни, где сложно разойтись и двоим. Но земля перед этими пещерами оставляет ужасное впечатление – настолько все замусорено! Подобные картины мы наблюдали во многих местах, которые проезжали – к сожалению, в привычке мусорить где попало армяне и россияне слишком схожи...

Гехард

Оживленное движение на дорогах :)

После Гехарда мы заехали в Гарни, где стоит единственный античный храм в СНГ. Храм, восстановленный в 1970-х, отлично смотрится на фоне окружающих его ущелий и гор, но у меня осталось ощущение, что это просто красивая качественная декорация, оставшаяся после съемок какого-нибудь фильма, не более. Баня III века с напольными мозаиками интереснее, но сильнее всего зацепили "каменные органы" в соседних каньонах – вертикальные базальты, застывшие в параллельных формациях, словно органные трубы. Пожалуй, что на прогулку к этим скалам и по Хосровскому заповеднику надо будет потратить день во время следующего посещения Армении. Четверг, 23 октября: Ереван

Четверг, 23 октября, мы посвятили знакомству со столицей. Благодаря предложению одного россиянина, живущего в Ереване на протяжении последних нескольких лет, показать город на машине, осмотр мы начали с самых высоких точек – Мемориала жертв Геноцида армян на холме Цицернакаберд и смотровой площадки у "Матери-Армении". Площадь перед Мемориалом открывается Аллеей памяти с аккуратными рядами молодых елочек, посаженных главами государств и общественных организаций. Нашли мы и деревце, посаженное за два дня до этого Дмитрием Медведевым. Если уж вы поднялись на Цицернакаберд, обязательно выделите время для посещения музея, особенно если вы не очень хорошо знаете историю вопроса. Копии официальных обращений, писем и дневников того времени ясно показывают, что о планомерном истреблении армян в 1915 г. были осведомлены в России, Европе и Америке, но ради соблюдения своих интересов в политику Османской империи не вмешивались.

Посмотрев на панораму Еревана с позиции "Матери-Армении", мы спустились в центр и от площади Республики начали неспешную прогулку по улицам города. Как это часто бывает, голод застал нас врасплох – сначала мы безуспешно пытались найти какой-нибудь симпатичный ресторанчик вокруг площади Европы и на проспекте Маштоца, но, как назло, попадались заведения с мексиканской и немецкой, но никак не с армянской кухней. В итоге мы махнули рукой и пообедали в безымянной шашлычной на задворках, едой в которой, впрочем, мы остались вполне довольны – вкусно, сытно и дешево. Послеобеденное время мы отвели "покорению" Каскада. У подножия этой гигантской лестницы вас встретит памятник Александру Таманяну, по чьему плану и был сформирован и застроен центр города и чьи творения стоят также в Москве и Петербурге. Сидящий за его спиной кот колумбийского скульптора Ботеро и не взглянет в вашу сторону, как, впрочем, и большинство современных скульптур из коллекции мецената Гафесчяна, расположенных на промежуточных уровнях Каскада. Последние – по причине своей в буквальном смысле безликости и безглазости. Верхний уровень Каскада сейчас представляет собой большую стройку, где будет музей современного искусства. Надеюсь, несмотря на мировой финансовый кризис, эта площадка не превратится в вечную стройку. Наверху, у ботеровского же голого римского воина и смешного пузатого кораблика, мы встретили иранца, учащегося в ереванском вузе и при этом прилично говорящего по-русски – вот он, глобализм в действии!

Мы не удержались от инспекции метро – от "Молодежной" ("Еритасардакан") проехали одну станцию до "Площади Республики". На платформах почти пустынно, и из-за того, что так мало горожан пользуется подземкой, составы сокращены до двух вагонов. Вышли на площадь, а там людно и праздничное настроение благодаря "поющим" фонтанам – играет "классика", и водные струи взмывают вверх и переплетаются в такт музыке. Мы решили посмотреть еще одну точку, где "отметился" до этого российский президент, и пошли искать площадь России, торжественно открытую Медведевым во вторник. Оказалось, что место не представляет из себя ничего интересного – просто перекресток двух магистралей, и оттуда мы побрели домой.Пятница, 24 октября: Хор-Вирап – Ехегнадзорский район

В пятницу около 10 утра к нашему дому подъехал Араик, и мы отправились на юг. Первая остановка была у стен монастыря Хор-Вирап. К сожалению, еще со вчерашнего дня солнце не баловало нас своим присутствием, а тут и вовсе пошел дождь, так что классической картинки "Хор-Вирап на фоне заснеженного Арарата" мы так и не увидели :-). Спустились в темницу, где Григорий Просветитель, благодаря которому, согласно преданию, христианство стало государственной религией, просидел в заточении 13 лет. Подземелье глубокое, но при ярком электрическом свете давящего впечатления не производит. С холма посмотрели на армянско-турецкую границу и двинулись дальше в сопровождении дождя. Взбираясь по серпантину на перевал, в одном месте проехали мимо народа, собравшегося у сбитых столбиков на обочине над обрывом, – видимо, по какой-то причине водитель не справился с управлением на повороте...

На подъезде к Арени появились первые признаки того, что самую непогоду мы оставили позади. Небо еще оставалось сумрачным, поэтому в неярком свете сложно было издалека разглядеть церковь Сурб Аствацацин (Богородицы), построенную зодчим Момиком из камня того же цвета, что и окружающие горы. Церквушка эта крохотная, при этом очень соразмерная и гармоничная. Открывается она на время службы, и кроме нас, на окружающем ее кладбище не было ни единой живой души. Тишина. Старое кладбище переходит в новое, и древние надгробия с воинами, священниками и противоборствующими львом и быком соседствуют с уже виденной нами швейной машинкой, выбитой в камне.

Рыночек вдоль трассы – небольшой, но сколько вкусностей! Найдется, чем наесться и чем побаловать себя на сладкое, а уж выпить – тем более. Арени славится производством вина, его здесь делают и на заводе, и в домашних хозяйствах. У нас большие планы на вторую половину дня, поэтому вино-то мы и не продегустировали, а вот на обед съели по "свертку" из тонкого лаваша с хаурмой (традиционно приготовленным и законсервированным мясом), сдобренной свежим луком и зеленью – сытно, хватило до самого вечера. Пока перекусывали, проглянуло солнце – ура!

Далее наш путь лежал в Нораванк. На дороге от Арени есть небольшое тупиковое ответвление, ведущее в Нораванкское ущелье. На полпути к монастырю в гроте устроен уютный ресторанчик, оформленный в этническом стиле. Там мы попили чайку и познакомились с его держателем, а по совместительству и "птиценаблюдателем" – программа Bird Watch, собирающая данные о редких и находящихся под угрозой исчезновения птицах и работающая для их сохранения в природе, представлена в разных районах страны, в том числе и здесь, близ Арени, в местах, облюбованных хищными видами. Здесь мы заодно посмотрели действующий тонир – шашлыки и лаваш для ресторана готовятся традиционным способом.

По дороге к монастырю разъехались с группкой немцев-велосипедистов, встреченных нами впервые на стоянке у Севанаванка. Мы-то давно уже пересели на автомобиль, а они, неутомимые, все колесят по Армении на великах! И вот он – Нораванк. Как и Гехард, этот монастырь "сидит" на склоне горы, но производит совсем другое впечатление. Церкви, возведенные Момиком из светлого туфа, изящны и легки, будто стремятся ввысь. Да и весь комплекс оставляет ощущение простора и воздушности. Здешние церкви удивили своими уникальными деталями – чего стоит двухуровневая Сурб Аствацацин с практически парящей в воздухе лестницей, а изображение Бога Отца на барельефе храма Сурб Карапет! Вышли за ограду, на склон горы над монастырем – уходить не хотелось, такое спокойствие и гармония этого места...

Старое кладбище у церкви Сурб Аствацацин (Арени)

Розжиг тонира

Церковь Сурб Аствацацин в Нораванке

За оградой Нораванка

Но приключения зовут вперед! :-) По коням! в смысле, по местам во внедорожнике – покидаем ущелье и едем дальше на юг. Через какое-то время сворачиваем с шоссе на грунтовку и начинаем карабкаться на холм – вот здесь-то проходимость "крузака" и пригождается! Еще немного – и мы на вершине мира!! Точка, конечно, далеко не самая высокая, но вокруг нас – ничем не сдерживаемый простор, а это дарит непередаваемое ощущение... Веселимся, надевая просторные белые комбинезоны и каски, примеряемся к работе налобных фонариков и вот мы готовы к спуску в пещеру. Я впервые была в такой необорудованной (без всякого рода подсветок и лесенок) пещере, и это впечатления надолго! Минеральное богатство этих земель проявилось в разнообразии образований, которые мы высвечивали фонариками на своем пути – монохромные сталактиты и сталагмиты, полосатые изогнутые шлейфы, свисающие с потолка, хрупкие на вид белые кристаллики, встречающиеся то тут, то там. Вспомнилось описание Мории в толкиеновском "Властелине Колец", хоть эта пещера и представляла Морийское царство в сверхмалом масштабе. Мы дошли до дальней от входа "комнаты", а еще были ходы в залы на верхнем уровне, но, чтобы добраться до туда, надо было иметь лучшую физическую подготовку – мужчины бы забрались и так, а вот меня с Симой без веревок наверх не затащили бы ;-). Невероятно – пещера некрупная, но с охами и ахами мы провели в ней больше полутора часов. Вышли на поверхность в ночь, под нами влево и вправо уходят огни окрестных поселков. Чай на свежем воздухе пошел на ура! А потом была дорога домой – около полутора сотен километров обратно через перевал.

В пещере лесенок не было

Сталактиты и полосатые шлейфы
Суббота, 25 октября: Арагац

Субботу, последний целый день нашего путешествия, мы посвятили Арагацу – самой высокой горе страны. В Москве самостоятельный треккинг на Арагац нам виделся следующим образом: берем в Ереване такси до озера Карилич, расположенного на высоте 3200 метров, а оттуда идем на Южную вершину, благо что и в путеводителе, и в Интернете этот маршрут назван самым легким. Перепад высоты между озером и вершиной почти в 700 метров особо не смущал, так как лично я никогда не хвасталась наличием пространственного воображения таких масштабов :-). Так вот, скажу сразу: без Вишапов я (подозреваю, что и Сима присоединится к моему мнению) Южную вершину не покорила бы. Начать с того, что в своеобразных погодных условиях, характерных для высокогорий и упущенных нами по наивности, на Арагац не стоило соваться без экипировки, которой обеспечили нас ребята. Да и знание Тиграном наиболее удобных путей безусловно сэкономило нам силы и время. Ах да, ну и у какого нормального ереванского таксиста машина оказалась бы "переобута" в зимнюю резину, когда на улице +16-18 градусов?

Арагац находится километрах в 60 от столицы, и мы быстро доехали до нужного поворота. Здесь, на развилке дорог, стоят буквы армянского алфавита, высеченные из туфа – каждая почти в человеческий рост и украшена своим орнаментом, и выглядят они при этом не пафосно, а очень органично в этом суровом пейзаже. Едем дальше, и в какой-то момент в траве я замечаю краем глаза белую бумажку. Потом еще одну и еще. Успеваю в очередной раз подумать о мусоре на обочинах, но тут "бумажек" становится слишком много, и до меня доходит, что это лежит клочьями снег! Поднимаемся выше, за стеклами туман, а снег уже покрывает всю дорогу и землю вокруг. У Карилич нас встречает настоящая зима, и мы доукомплектовываемся всем теплым (Араик, еще раз спасибо Гайку за находку, а тебе – за лишний ночной рейс!!) и с треккинговыми палками в руках начинаем наш пеший путь. Нас какое-то время сопровождает Арчук, псина с метеорологической станции, соскучившийся по новым людям, но потом как-то незаметно отстает – я уже слишком занята дыханием и выбором места, куда сделать следующий шаг: кругом обломки камней, полускрытые снегом. Сначала идем по склону, но вскоре Тигран уводит нас на гребень. В тумане это более простой путь наверх, но нам, нетренированным, он все-таки дается с трудом. И насколько же в таких условиях становятся важны пара ободряющих слов и вовремя предложенная рука, на которую можно опереться!

Видимость ограничена 30-40 шагами, и наша цель лежит где-то там в "молоке". Даже ближайшие склоны скрыты в тумане, и мы можем оценить только красоты, которые находятся практически под носом: снег и ветер поработали над валунами и превратили некоторые из них в удивительные "щетки". Идем медленно, часто останавливаемся, чтобы перевести дыхание, а последнюю сотню метров останавливаться приходится чуть ли не через каждые десять-пятнадцать шагов – настолько крутым становится склон (но все же не настолько отвесным, чтобы понадобились какие-либо специальные средства типа страховок и колышков).

Еще немного... Еще чуть-чуть... Урра, мы сделали это – мы на Южной вершине, 3879 метров над уровнем моря! От сильного ветра, дующего здесь, снежная "борода" на геодезическом знаке и на памятном кресте застыла абсолютно горизонтально. Только что нам было жарко на подъеме, но здесь мы с благодарностью прячемся внутри периметра каменных стен, возведенных, по всей видимости, как раз для этих целей. Надолго мы не задержались – перекусили нехитрым сухпайком и побродили, рассматривая знаки и таблички вокруг. Холод погнал нас вниз. Только начали спуск, как небо неожиданно прояснилось, и всё, наконец, стало таким ярким! Мы приободрились, да и спускаться ведь веселее, чем ползти наверх, главное, пуще прежнего следить, куда и как ставить ногу. Прошли по своим следам часть гребня, но весь путь назад повторять не стали, спустились с гребня на склон. Здесь, на снежной целине, можно было и подурачиться :-). В итоге, обратно к озеру мы дошли за 2 часа, а на восхождение у нас ушло 3,5 часа. Что же касается высоты, представьте, что вы дважды поднялись пешком на обзорную площадку Останкинской башни. Перепад давления и испытанное напряжение немного давали о себе знать, и мы с удовольствием заглянули в гости на метеостанцию – расслабились в тепле и за горячим чаем.

Спускаясь с Южной вершины Арагаца

По дороге домой, где-то на полпути между озером и шоссе, Араик остановил машину, чтобы показать нам петроглифы – черных человечков и бегущих животных на красноватых валунах. В Армении можно ожидать встречу с тайнами древности за любым поворотом дороги! В тот вечер мы распрощались с Тиграном – возможно, до встречи на следующем велотуре, как знать!Воскресенье, 26 октября: Ереван – Москва

В воскресенье мы все-таки позволили себе выспаться, порадовавшись к тому же "лишнему" часу, очень кстати появившемуся в результате перевода на зимнее время. До отъезда мы решили разведать ассортимент фирменного магазина "АрАрАта", благо что этот коньячный завод был у нас под боком. Оказалось, что в воскресенье там всё закрыто, так что мы на такси рванули в другой фирменный магазин, где и закупились отличными коньяками. (Так вот, не повторяйте нашей ошибки: может быть, что-то и изменится, но на момент нашей поездки в duty-free Звартноца эти же коньяки стоили значительно дешевле!) После магазина мы еще заглянули на Вернисаж, разворачивающийся по выходным позади площади Республики. Как и на любых подобных развалах, здесь главенствуют массовые сувениры, но при наличии времени и желания можно выудить что-нибудь оригинальное и интересное. Оставалось упаковать вещи, сдать квартиру, и в третьем часу мы снова ехали с Араиком, на этот раз в аэропорт. Было жаль улетать, было грустно расставаться, но мы уже знали: МЫ ЕЩЕ ВЕРНЕМСЯ!!

CrazyRu

Ноябрь-декабрь 2008

P.S. Отдельная ОГРОМНАЯ благодарность Симе и Игорю!! Ребята, без вас это путешествие не состоялось бы, а состоявшись, было бы совсем-совсем другим!

Туры в Армению на выгодных условиях
Горящие туры и акция Раннего Бронирования!
Удобные способы оплаты, туры в кредит, страхование