Отзыв написан: 23 декабря 2008 г.
Incredible India…(Индия, в которую невозможно поверить)

Смысл этой короткой статьи в том, чтобы предостеречь русских и постсоветских граждан, путешествующих в Индию, в частности в Гоа, от скоропалительных выводов, которые сделали мы, с тем, чтобы жертв от веры в пропаганду ненасилия было поменьше, а соотечественники были в чужой стране поосторожней.

В первый раз в Индию мы собрались поехать с семейством на Новый 2003 Год - и не поехали. Индия с Пакистаном в тот момент балансировали на грани ядерной войны, а попадать под чужую атомную раздачу с детьми абсолютно не хотелось. В тот период президент Пакистана Мушараф раздавал CNN интервью, в котором говорил корреспонденту, что он не изучал всерьез возможности применения ядерного оружия - от таких слов волей не волей становилось не по себе. Так что советам друзей суждено было материализоваться только года через полтора - весной 2005 года, и после первой же поездки я стал в Индии частым гостем.

Надо сказать, что в силу своей профессии я объехал больше 70 стран и в некоторых успел пожить. Так чем же меня так притянула Индия, с которой я никак не был профессионально связан?

Во-первых совершенно удивительным климатом, одним из лучших на Земле, по сравнению с которым климат французской Ривьеры просто отдыхает. Индия считается колыбелью человечества, и надо сказать, что колыбель до сих пор нежна и мягка: с октября по май путешественника радуют ярко-голубые воды Индийского океана, совершенно дружелюбные для человеческого тела своей температурой, зеленые пальмы и столь же лучезарное безоблачное небо при весьма приятной температуре воздуха - +25 - +28 градусов. Но второе, и главное - это люди, ради которых на Гоа хочется приезжать снова и снова. Вспоминается эпизод первых дней пребывания в Гоа, когда при заказе нами очередной бутылки местного белого вина за 20 баксов официант улыбался такой широкой детской и неподдельной улыбкой, как будто только что выиграл в национальную лотерею или получил от своей тёти наследство. Причем ощущалось, что радуется он не за себя и не тому, что наварил на этой бутылке в четыре раза, а тому, что есть на свете люди, кому здоровье позволяет ее выпить, да еще и деньги есть за нее заплатить. Такие улыбки встречались повсюду: у охранников, гостиничных работников, на пляже. Понятно было, что подделке эта духовная ценность не подлежала: уж больно часто встречалась и ничего не стоила.

Также было очень приятно то, что в секторе обслуживания среди таксистов и работников гостиниц народ все попадался любезный и по большей части честный: если в гостинице что-то случалось забыть, например, какую-нибудь шляпу, то она с охотой возвращалась своему законному владельцу. За это легко хотелось простить и некую антисанитарию и замусоренность, особенно очевидные сразу за пределами пляжей. Хотя, как выразился в Интернете один российский духовный искатель: "Гоа в целом не грязнее, чем Подмосковье летом".

Были вещи, которые в Индии при этом не устраивали. Например, то, что ни за какие деньги невозможно было получить неразбавленный свежевыжатый сок на пляже, даже если ты перед этим раз пять читал официанту мантру: "No sugar, no water, no ice, just pure juce", и потом еще пару раз отправлял принесенную сомнительную жидкость обратно на кухню, то все равно индус норовил притаранить сок, только что разбавленный водой из под крана (минералка денег стоит) с присутствием амебы, шигеллы и других поносно-вредоносных возбудителей.

Второе, что морально убивало - это полное отсутствие каких-либо видов водного спорта, а соответственно и развлечений на пляже.

И третье открытие, которое я сделал только через пару лет, возвращаясь на Родину вместе в одном самолете с перепившим российским поваром, который кричал на весь салон, что индусы ни хрена не умеют готовить. Сначала моя душа протестовала против такого неоднократно повторенного заявления, но в конце концов, разум мой вынужден был с этим согласиться, несмотря на наличие в стране формировавшихся столетиями нескольких региональных кухонь и наличие свежайших ингредиентов (прежде всего морепродуктов) в пляжных ресторанах, да даже и в "звездочных" гостиницах готовить толком не умеют, а иной раз и просто изгадят свежий морепродукт, который испортить непросто.

В связи с тем, что без серьезных денежных вливаний исправить эти существенные недостатки индийской жизни, которые порой портили все пребывание в Гоа, не представлялось возможным, нами была проявлена заинтересованность в покупке гоанской недвижимости под гостиничный проект и потрачено время на изучение местного рынка. Вот что выяснилось: португальцы, оставившие порой в наследство старинные колониальные постройки и дома старались селиться подальше от берега, поближе к своим земельным угодьям и подальше от пушек фрегатов своих будущих сотоварищей по Евросоюзу: датчан, англичан да и французов. Так что их подразвалившиеся дома вдали от побережья интереса не представили. То, что на мой взгляд имеет ценность для русского человека, изможденного зимой и сыростью, это узкая полоса песчаного пляжа с небольшой прилежащей к нему территорией: по гоанским законам строить можно на удалении не менее двухсот метров от линии прилива.

Примерно два с половиной года ушло на поиск подходящего участка. Надо сказать, что из местных продавцов никто не воспринимал русского парня в шортах и в майке за серьезного покупателя. В основном покупатели - это прижимистые англичане, а русские наркоманы, тусующиеся в основном на севере, серьезными деньгами не обладают, и в качестве инвесторов русские как на Кипре или в Испании еще нашуметь в Индии не успели.

Тут стоит сделать небольшое отступление о том, как индусы любят вести бизнес, об их идеальной модели построения бизнеса, что ли.

Первый урок индийской бизнес-культуры был преподан нам в первый же приезд, когда, начитавшись путеводителя "Lonely Planet", мы оказались единственными европейскими туристами на прогулочном корабле, циркулирующем из Панджима по речке Мандови. На корабле был концерт. На артистах экономили. Одна и та же группа из трех индийских девушек периодически выходила и танцевала какой-нибудь национальный танец в разных костюмах. Пытаясь разнообразить представление, конферансье вытащил на сцену детишек и те, под обещание шоколадки Кедбери по очереди исполняли тоже какие-то танцы - кто как умел. Потом конферансье поблагодарил детишек и отправил их на место, сказав, чтобы они не забыли получить обещанную шоколадку Кедбери со своих родителей. Толпа индусов разразилась смехом - им понравилась шутка.

Такова, в общих чертах идеальная бизнес модель индуса, которую, судя по всему, закладывают ему в голову уже с детства. Индус старается вести бизнес без инвестиций и то, что я наблюдал в туризме, зачастую на чужой земле и за чужие деньги, не вкладывая своих. Что удивительно, иногда эта модель даже срабатывает и оказывается более-менее жизнеспособной.

Землицу нам продали в одном из самых красивых уголков Гоа на пляже Палолем, но зато населенную целой деревней индусов. Продали две сестры, португалки по происхождению, из благородного португальского рода, который в свое время был крупнейшим землевладельцем в Гоа. Также на земле, рядом с океаном, было несколько гостиничек по десятку бунгал, сдававшихся по 10-20 долларов за сутки, принадлежавших местным "бизнесменам", арендовавшим эту землицу у бабулек по принципу шоколадки Кедбери. По условиям договора продажи бабульки обещали своих "арендаторов" с этой земли убрать, но, несмотря на расторгнутый с ними договор, "бизнесмены" никуда уходить не собирались.

Памятуя всю индийскую тему с пропагандой ненасилия, весь прошлый сезон был нами потрачен на увещевания местных деятелей на предмет уважения прав чужой собственности, аборигены же тем временем тянули время, желая закончить туристический сезон исключительно в свой карман, что и сделали успешно. В этом году мы написали в муниципалитет и во все государственные органы свое требование о том, чтобы лицензии на деятельность без согласия собственника, то есть нас, никому не выдавали. Однако глава местного муниципалитета взял и выдал эти лицензии, нас не спрашивая, смешно аргументируя свои действия тем, что, мол, всегда раньше выдавал, и сейчас выдал.

Дальше интереснее. Прилетев в Индию в начале декабря, я с друзьями и подружкой отправился на свой участок земли с целью провести там несколько дней, остававшихся до моего отъезда. Похоже, нам там были не рады. При подходе к пляжу дорогу нам преградила толпа из примерно 15 индусов под руководством некоего местного Сураджа, брат которого работает в полиции, и чей основной бизнес - организация на нашей земле и без нашего разрешения вечеринок под открытым небом для западных туристов. Завязалась полемика. Товарищ заявил: "Ты понимай, что ты не дома, ты в Индии". Дальше раздались угрозы и демонстрация того, что эти ребята с собой принесли: старую ржавую индийскую саблю, ножи, железные палки. Сказали: "Ещё с места двинетесь - будем бить". Нас это не остановило, потому что одно дело сказать - другое дело сделать, одно дело показать - другое дело применить.

Бить индусов тоже никто не собирался: мы все законопослушные граждане и, понимая, что местная полиция всегда на стороне местных, не возникало никакого желания провести ближайшие несколько лет в индийской тюрьме. А вот законопослушание нападавших оказалось ниже любого ожидаемого уровня: "инструментарий" полетел в ход, слава Богу, не весь. Били железными палками, в том числе по головам, повалив на землю. Жертвуя собой, ребята меня подхватили и потащили прочь от этой безобразной сцены. Даже моей девушке чуть было не досталось железной палкой по хребту. Слава Богу, сильно кричала и быстро бегала. Она стояла в нескольких шагах и успела среагировать на бегущего на нее индуса с железной палкой в руках. Не думаю, что кто-то нас собирался специально убивать, потому что собирались бы - убили бы. Просто когда стали лупить и увидели кровь, то, видно, уже планка упала, и нападавшие избивали меня при помощи палок впятером или вшестером.

Пытаясь оторваться от преследователей, мы с большим трудом добрались до развилки дороги, где, все в крови, пытались остановить полицейскую машину, явно направлявшуюся в месту происшествия. Вести нас в госпиталь они отказались, сказав, что сейчас пришлют еще одну машину. Приехала через несколько минут. Она нас и доставила в ближайший деревенский медпункт, откуда и началось наше мытарство на скорой помощи по всем местным больницам. Приятеля моего Сергея, который еще мог ходить после этих процедур нетрадиционного массажа, полиция вытащила прямо из машины скорой помощи. Если бы мы могли перемещаться кроме как на носилках - арестовали бы и нас с Володей, но в лежачем состоянии, по видимому, мы интереса для полиции не представляли.

Как мы выяснили позже, Сергею было предъявлено обвинение во вторжении в частную собственность (!) и в нарушении общественного порядка. Противная сторона в тот же день заявила в полицию, что мы якобы вторглись в их ресторан на пляже, в который даже никто не входил, и избили там одного из официантов. На сегодняшний день ни один из нападавших арестован не был. За пять дней, пока мы валялись в госпитале, в том числе в отделении интенсивной терапии под капельницами и с мониторами, ни один полицейский не зашел снять показания и поинтересоваться, как оно было с нашей стороны. Нам были сделаны на голове операции, у Владимира был также перелом на руке. Ран и гематом на теле тоже хватало - у себя я насчитал до двадцати ударов. Отношение властей было однозначным: спустить эту историю на тормозах, а потом сказать: "А было ли вообще чего?"

Теперь о терроризме. Индия, несмотря на все ее улыбки и миролюбие, по статистике далеко не безопасное место: по количеству терактов Индия уступает только Багдаду. Мы поперлись туда сразу после недавних терактов в Мумбае просто потому, что терактов и на Родине у нас хватает. Но на этот раз, как оказалось, для нас была приготовлена уж совсем "частная вечеринка" с железными палками.

Подпадают ли совершенные действия под параметры терроризма? Бывшая хозяйка земли Мария де Фигуредо де Альбукерк, навещавшая нас в больнице, считает, что да, хотя к исламскому фундаментализму и Аль-Каеде происшедшее не имеет никакого отношения. Однако, если смотреть на цели террористов, то, как правило, их целью является не столько убийства людей, сколько нарушение нормальной экономической жизни страны, прекращение притока туристов и инвестиций, устрашение людей до такой степени, чтобы они забыли о своих гражданских, политических и экономических правах. В этом плане это нападение безусловно является актом терроризма.

Вряд ли этот эпизод лучшим образом скажется на стабильно укрепляющихся российско-индийских экономических, государственных и политических отношениях: насколько нам известно, существует масса российских проектов и инвестиций в Индию, в том числе и по строительству атомных электростанций. Но пока вопросы личной безопасности российских граждан не решены в полной мере, какой частный бизнес будет инвестировать деньги в чужую экономику?

Причем у Индии также много деловых интересов в России: индийские граждане владеют в России собственностью, в том числе крупными предприятиями, и никто, прошу заметить, не бьет их за это по голове железными палками.

Безусловно, и у нас в семье не без урода - инциденты нападения на индийских граждан бывали, но они тщательно расследовались и виновные понесли наказание по всей строгости Российского закона. Проблема не в том, что произошло, а в том, что происходит сейчас. Горстка агрессивных преступников может найтись в любой стране. Проблема в полном бездействии и попустительстве властей этим преступникам.

Правительство Индии тратит миллионы долларов на международную рекламу под слоганом "Incredible India"...." ("Индия, в которую трудно поверить"). В то, что случилось, мне действительно трудно поверить, потому что Индия для меня не эта банда мелких гангстеров с железными палками, а это мои друзья и все те люди, которых я встретил за три с половиной года путешествия в Индию и большинство из которых были добры и искренне расположены ко мне.

Однако, налицо необходимость сделать Индию более безопасной и менее коррумпированной.

С уважением Ваш,
и с любовью к Индии.

Дан Сорокин

В Индию с «1001 Тур»!
medvedev84
Россия, Ижевск
10 декабрь 2010 г.
Наконец-то прочитал что-то интересное, кроме этих набивших оскомину фраз типа "моя душа осталась там!". Имхо, от участка надо избавляться. Силовой метод тут вряд ли поможет, наоборот он вызовет только отторжение: пришел капиталист и выживает с нажитых земель коренных жителей. Будут пикеты с лозунгами "Индия для индусов" и все такое. А коррупция не даст решить проблему по уму. Похоже на нашу рашу.
ratri
29 июнь 2009 г.
в гоа индусов почти нет! там католики-индийцы...
Dan_Sorokin
24 декабрь 2008 г.
Пытаемся его найти. Привлекаем внимание общественности. Дали пресс-конференцию, вышел ряд публикаций в местной прессе. Ждём отклика властей. Пока глухо.
веселый доктор
24 декабрь 2008 г.
Сочуствуюю Но выход-то есть?
Dan_Sorokin
glory, рассказ абсолютно правдивый. Есть фотодоказательства. Есть публикации в индийской прессе. Могу здесь дать ссылки. Разумеется, мы пытались нанять местную охрану. Но в Индии так уж заведено,что индиец против индийца не пойдёт. Белые люди для них чужаки. То есть деньги они возьмут, а в случае реальной опасности смоются. У нас уже был не один такой печальный опыт. Местная полиция полностью коррумпирована. Гунька, спасибо! Киношная индия действительно сильно отличается от Индии реальной. Судить об Индии по кинофильмам, все равно что думать, что в России медведи по Красной площади ходят.
гунька
23 декабрь 2008 г.
Просто уверена, что рассказ абсолютно правдивый. И наблюдения автора за нац. менталитетом индийцев тоже могу подтвердить: сама наблюдала в Непале. Лично я из просмотра индийских фильмов вынесла убеждение, что все эти рассказки про "сказочную и прекрасную Индию" - абсолютное враньё. Черт, не нанимать же, действительно, местных бандюков?! Сочувствую.
glory
21 апрель 2010 г.
Если это правда, то возникает вопрос деньги купить землю и строить отель есть, а нанять туже самую индийскую шушеру для свой защиты нет! купить чиновника денег тоже нет? Вы в детстве смотрели индийские фильмы? Что вы из них вынесли?
В Индию с «1001 Тур»!

ГоаРаннее бронирование. С нами выгодно! Горящие туры
Офисы продаж по всей России. Доступны 24 часа в сутки.