Отзыв написан: 4 июля 2008 г.

В первую очередь хочется поблагодарить всех, кто оставлял отзывы о путешествии в эту удивительную страну. Спасибо и за личные впечатления и исторические обзоры и справки, во многом благодаря Вам наше путешествие состоялось.

Итак, путешествие было спланировано еще в феврале, и был ему присвоен статус свадебного, отправились в него через день после события. Планировали все, как и всегда, сами. Но тут-то нас и ждала первая проблема: риад в Марракеше. Уж очень мне понравился риад Mauresque, после довольно продолжительной переписки с неким Эриком мы договорились, что номер кредитки я ему не отправляю, зато пересылаю 30% предоплаты в размере 90 евро, а он мне в ответ - официальное подтверждение брони. Мы-то деньги отправили, на что получили сообщение "Все ОК", полмесяца ушло, чтобы объяснить Эрику, что конкретно от него необходимо, но когда он не внял моим мольбам я решилась на крайние меры: с другого ящика отправила запрос на ту же комнату, те же даты, тому же Эрику, каково было мое негодование, когда и "другой" мне пришло предварительное подтверждение и предложение выслать предоплату. В итоге, активизировав связи в Марокко, я выяснила, что "люди в риаде не совсем вменяемые и первый раз о тебе слышали". Стало понятно, что утраченных денег не вернуть, но положение как-то надо было спасать, и спасли его в турфирме Фламинго Трэвл, они помогли забронировать сказочный риад Slitine, но об этом позже.

Эрик все-таки выслал подтверждение через два месяца, но на другой риад, сайт которого пестрил декорациями из известного бразильского сериала, действия которого разворачиваются в Фесе... Слава Богу, что этот вопрос был решен еще дома...

Итак, прилетели мы в Касабланку рейсом Иберии через Мадрид в 12:30 по местному времени. Мы прекрасно себе отдавали отчет, что в Марокко помимо арабского основной язык - французский (имеет статус государственного) и нашего английского там никому не надо. Поэтому за три месяца я постаралась пополнить свои знания во французском, но честное слово, после прохождения паспортного контроля и выхода из здания аэропорта меня охватил ужас, стоянки такси нет, как добираться в город - не понятно, как отличить таксиста жулика от честного таксиста и просто жулика??? А надо было заказать трансферт... поздно!!! Надо было думать что делать. Придумалось подойти к полицейскому и на ломаном французском попросить помощи, из моих лепетаний полицейский ничего не понял кроме слова "такси" и сообщил, что если мне угодно, то проблему можно обсудить на испанском. Слава Всевышнему! Испанский для меня второй родной! И он меня очень много раз спасал в Марокко.

Такси месье ажант организовал за пять минут, предупредил водителя, чтоб без глупостей, сторговались за 30 евро и в путь. По пути он зачем-то снял таксистские "шашечки" с крыши, чем поверг нас в замешательство, но потом стало понятно. Это все-таки оказался таксист-одиночка. Обычно по городу и между ними курсируют "гран-такси" (все бежевые или белые мерседесы очень старенькие, но вместительные, с ними цена договорная) и "пти-такси" (бегают по счетчику и в каждом городе у "пти-такси" свой цвет, последние, кстати, очень дешевые и водители нахальненькие и ездят быстро, с ветерком.

Приехали в отель. Это был Suisse Hotel 4*, до 4* европейских ему далекоооооооооооо, но расположен он удачно, на берегу океана, чистенький, с бассейном и приветливым персоналом, а интерьер и атмосфера отеля неумолимо влекла нас в советское прошлое, это был эдакий санаторий советских времен, только вот с марокканским колоритом, но это не важно, не в отеле приехали сидеть.

Нам "повезло", с нами вместе прибыла сборная Габона по футболу, поэтому на завтрак приходилось вставать пораньше. Да и не то, чтобы обслуживающий персонал сильно заморачивался на счет вкусовых качеств предлагаемых на завтрак блюд... ну остывали они быстро и становились деревянными, но опять-таки, все это терпимо. Это все особенности марокканского сервиса, он не такой как в Европе, он немного безалаберный что ли, вот если тебе приносят тарелку с едой, ее как-то не ставят, а немного подшвыривают, но при этом неизменно улыбаются, резкие они какие-то немножко... в движениях…

Мы решили путешествовать по стране на машине, но опять допустили большую ошибку, не забронировав машину заранее. В результате из всех фирм, предоставлявших подобные услуги, нам не отказали в помощи только в Grishe Transport Touristque. Пришли мы в офис, прекрасная девушка Наджиба сообщила нам: Peugeot 406/90 евро сутки, пробег - безлимитный, страховка - по полной программе. Оплатить сейчас, наличными. Опа! А наличных нет! Так ничего страшного, внизу банкомат. То еще приключение...

В Марокко банкоматы делятся на две категории: опасные и безопасные. В безопасных Вы можете снять в любое время деньги (часто встречали лимит в 4000 дирхам (1 евро = 11 дирхамам), а в опасных (для иностранцев) снимают деньги со счетов, открытых только в Марокко, если карточка иноземная, банкомат может ее забрать себе, поэтому следует быть внимательней. Внизу действительно стоял банкомат, который мы стали использовать по назначению, однако сим действом заинтересовалась подозрительная публика, крутившаяся неподалеку. И было ж видно, что эти личности мечтают безвозмездно позаимствовать нажитое непосильным трудом. Муж вовремя заметил их пристальное внимание и мы инсценировали что-то типа ссоры со взмахиванием руками и более или менее громким препиранием, чтобы привлечь всеобщее внимание к себе и таким образом безопасно добраться до офиса транспортной компании. Нам это удалось.

Мы подписали договор, договорились, что машинка завтра приедет к нам в отель и отправились гулять по медине и по городу. До медины мы дошли легко, честно говоря, она не особо впечатлила... мы приобрели там парочку джеляб (национальная одежда, представляет собой что-то типа длинного халата-платья с капюшоном) и карту автодорог Марокко, карту Касабланки, Рабата и Марракеша. А вот дальше началось самое интересное. Нас, конечно, предупреждали, что Касабланка - город абсолютно не приспособленный для пеших прогулок, но желание посмотреть город было превыше всех предостережений. Курс мы взяли на парк Лиги арабских государств. После часа хождения вокруг да около улицы, которая нам должна была помочь выйти к парку мы все-таки обратились за помощью, доверие вызвал охранник отеля Ибис, который нам рассказал, что не надо пользоваться картами, они все старые, вот эта 2005 г!!! Вот Вы идете по ней и ищете улицу, а улицы той уже давно нет. Там дома построили, скверик разбили, так что идите прямо, потом налево, на втором повороте завернете за правый угол и прямо-проямо-прямо вот и парк. Спасибо, конечно, парк мы нашли... еще часа через полтора.

По дороге увидели здание Муниципального суда, оно стоит того, чтобы с ним сфотографироваться, прошли красивым парком и заметили на какой-то площадке большое скопление народа и огромный экран, транслировали одну из первых игр Евро 2008, дворовые мальчишки и дяди в красочных джелябах с бородами и четками толпились вокруг экрана, сидели на стенках и всяческим образом демонстрировали свою причастность к происходящему на экране. Хм… И тут неожиданно зазвонил телефон. В трубке ласковый голос девушки Наджибы сообщил следующее: "Вы знаете, мы тут подумали и решили, что вы такие классные, вы вообще просто супер и потому что вы такие классные и супер и вообще вы первые русские... (я подумала, что если она скажет "самые такие классные" мне придется всерьез забеспокоиться, вряд ли наши соотечественники по приезде в Марокко стараются взять машину в одном из самых маленьких и не разрекламированных агентств местного масштаба)... и вообще вы первые русские у нас в компании (Слава Богу…), поэтому мы хотим вам сделать подарок, мы вам предлагаем не Peugeot 406, a VW Passat дизельный, новый за те же деньги, хоть Passat мы и выставляем за 150 евро". Мы пришли в состояние шока, потом долго не могли понять, а чего делать-то, радоваться или ... или пока не надо. Что-то нам вот так сразу не поверилось в доброжелательность руководства агентства. Сначала мы подумали, что в стране нет дизеля, он там был, потом мы решили, что машина испорчена как-то, нас подставят на дороге, владельцы получат страховку, а мы потом проблем не оберемся. Думали-думали-думали и решили на все забить, расслабиться и радоваться жизни. И будь что будет! Нас никто не заставлял брать машину, поезд - тоже транспорт, так что...

На следующий день приехал Passat, мы очень недоверчиво осмотрели машину, зафиксировали все две царапины, все проверили, документы оказались в порядке и мы поехали... Первой нашей остановкой была мечеть Хасана Второго. Она действительно поражает своими размерами, своим величием и красотой. Нам как раз повезло. Мы приехали вовремя, потому что просто так в мечеть попасть немусульманам нельзя, лишь строго по сеансам и с экскурсоводом. Экскурсии проводятся на французском, английском, итальянском и испанском языках, часы сеансов: 9, 10, 11, 12 и 14 часов. Оплатив экскурсию и присоединившись к группе, мы прошли внутрь. Экскурсия была в меру познавательна (вообще о мечети, построенной к 1993 г. мало что можно рассказать), но стоит отдать должное архитекторам, они создали второе по размерам религиозное строение после мечети в Мекке. План экскурсии: молельный зал, этаж для совершения ритуального омовения, хамам. Все очень красиво и действительно поражает своими размерами. Территория, на которой расположена мечеть, занимает 9 га, но во многих местах еще ведется строительство, там будет располагаться кораническая библиотека и религиозная школа. Мы оооооооочень сильно впечатлились. И поехали дальше.

Далее наш путь лежал в Рабат. Дорога в Рабат не трудная и проходит вдоль побережья. Мы ехали по скоростному платному шоссе. Что приятно - так это то, что дороги очень приличного качества и культура вождения европейская: две полосы в каждую сторону, если ты едешь со скоростью, которая тебе позволяет беспрепятственно двигаться по правой полосе, не занимай левую. Хотя это бывает проблематично, ибо по правой полосе часто ездят повозки, велосипедисты, ходят ослики и т.д. Население не пугливое, человек может легко и спокойно идти по трассе навстречу движению, да не один, а со стадом коз или овец.

И все-таки Марокко - страна контрастов, не таких ярких, как в Индии (в Бомбее, например, можно увидеть нищего работягу, прячущегося под телегой от полуденного пекла на фоне 27 этажной квартиры (!!!) богатого семейства) или Китае. Там контраст другого рода. Конечно, бросаются в глаза молодые люди, одетые в шикарные тройки и нищие в дешевых джелябах, но больше всего поразило то, что на одноэтажные домики, построенные из глины, приделаны спутниковые тарелки... Не очень понятно, если есть деньги на спутниковое телевидение, неужели семья не может скопить и построить дом? Может, дело в образе жизни, которого марокканцы придерживаются веками. В любом случае контрасты Марокко - это достижения мировой цивилизации, причудливо вплетенные в традиционный марокканский образ жизни. Например, идете по медине, видите здания, чье состояние оставляет желать лучшего, видите людей, торгующих предметами национального производства прямо на первых этажах своих домиков, обшарпанные тяжелые двери, все это приводит в удручающее состояние. Но все это демонстрирует неповторимый марокканский колорит и самое сладкое и неожиданное в нем это то, что вы заглядываете за эту дверь на грязной улице и попадаете в настоящий восточный дворец. Так было и с нами. Но об этом позже.

Приехали в Рабат, припарковали машину на платной парковке, оплатили ее и ушли гулять. В поле наших интересов попадала касба Удайа и Андалузский сад. Пройдя по старой медине мы как-то по наитию вышли в правильном направлении и как-то добрели до места, спрашивая у местных как добраться. Пришли и увидели перед собой стену, которая, как гласит путеводитель, стоит и не колышется с 12 в. В стене была арочка, из которой выпрыгнул молодой человек и сказал, что это касба, что входите, денег не надо, вход здесь. Нас привлекли другие люди, которые проходили мимо и поднимались по лестнице наверх, молодой человек это заметил и сказал, что там вход только для мусульман и вообще пригласил поскорее зайти, т.к. остался всего час до молитвы и в 5 часов все закроют (для достоверности и в доказательство того, что он лицо официальное, вставил большой старый ключ в скважину на двери того же 12 в.)))), он за час нам покажет всю касбу, немусульманам проходить туда запрещено без сопровождающих мусульман, мы все посмотрим, а потом спустимся в сад.

То ли солнце и жара, толи еще что, но я купилась... муж проявил бдительность, сказал, что нам касба не нужна, мы в саду спокойно погуляем. Только что отделавшись от такого развода (а это чистой воды развод, в Марокко "показывать касбы" имеют право только дипломированные гиды, мы направились в сад. И вдруг откуда не возьмись на меня выпрыгивает девушка со шприцем в руке и начинает разрисовывать мне руку чем-то зеленым. То, что это хна, понятно, но как она успела, я даже не заметила! и пока я пришла в себя, она уже нарисовала прекрасный восточный рисунок. Девочке мы заплатили названную цену. И рисунок красивый, и сработала она чисто)))

Андалузский сад прекрасен и прохладен, но не идет, естественно, ни в никакое сравнение с садами Альгамбры в самой Андалузии, погуляв по саду, мы зашли в местный краеведческий музей, располагавшийся на его территории. Музей был посвящен, в основном, берберским украшениям, оказалось познавательно. Мы вышли из сада и спокойненько поднялись в касбу без провожатого мусульманина. Помните фильм "Анжелика и султан"? Вот такое впечатление, что его снимали в этой бело-голубой касбе. Эта касба - единственное во всем Марокко место, где я увидела на домах название всех улиц!!! Обычно, чтобы найти хоть одну табличку на длинном бульваре, приходилось пройти даже не 10 домов, чтоб наконец-то понять, а туда ли ты свернул. На верху касбы находится смотровая площадка, с которой открывается вид на городской пляж и часть города. Впечатляет.

Вернулись к машине после долгой прогулки, счастливые и уставшие нашли машину, а ее арестовали пока нас не было... чек за стоянку надо было положить под стекло машины, а не с собой забирать, я это знала, но как-то..., наверное, все-таки жара. Я нашла парковщика и стала пытаться объясниться на французском, мы поняли друг друга, с мужем мы осознали ошибку, парковщик сказал, что надо звонить в офис компании, которая держит стоянку и попросить их снять "эту штуку на колесе", тут я рассвирепела, понимая, что телефона с собой нет, и в офисе вряд ли кто-то поймет мой французский, стала громко возмущаться на испанском, тут выскочил на помощь настоящий испанец, помог найти со всеми общий язык, приехали люди, сняли с нашего колеса эту штуку и попросили денег. То, что чек оплачен на 10 часов вперед их не смущало, выезд (читай: два шага из соседнего дома) - 40 дирхам! Испанец поволок нас к владельцу фирмы, заправляющей на стоянке, но мы решили отдать деньги, посчитав, что откупились от чего-то большего и решив, что надо быть внимательней, и поехали в Касабланку.

На следующий день мы простились с Касабланкой и отправились в Марракеш. Мы приехали в три часа дня, градусник на заправке обратил наше внимание на температуру воздуха +44... Карта нам ничем не помогла, вдалеке мы увидели высокую мечеть Эль-Кутубия и поехали в ее направлении. Припарковали машину на единственной в городе парковке с фиксированными ценами и автоматизированной пропускной системой и отправились искать наш риад.

Карта гласила, что он находится рядом с площадью Джэма-эль-Фна, мы ее пересекли, а дальше был велик риск потеряться, поэтому мы обратились за помощью к полицейским, они нам "помогли", сказали, что нам прямо и налево... в условиях медины сказать кому-то, что ему "прямо и налево" все равно, что отправить на край света. Полтора часа ушло на "прямо и налево" и на поиски путей "назад и направо". Вконец измотанные мы обратились за помощью к местным, которые вопреки предостережениям, нас ни разу не отправили в неверном направлении, но риад мы все-таки нашли с настоящим провожатым, который в конце пути, как и ожидалось, заявил: "Ноу презент фор ми?". Наш риад прятался в маленьком темном переулке, за большой старой обшарпанной дверью. Когда мы туда зашли, мы поняли, что главное - это идти и не сдаваться, а еще что рай на земле есть.

Riad Slitine... Я не буду его описывать, это надо увидеть и почувствовать. Владельцы европейцы г-н и г-жа Белоки, соответственно сервис и персонал из 5 баллов на 10. Все с большим вниманием отнеслись к вопросу доставки нашего чемодана (точнее помощи в этом, он ведь остался в машине на парковке, дорогу к которой мы уже забыли, нам организовали провожатых. В риаде абсолютно волшебный хамам. Мы пошли с мужем вместе. Хамам пыл представлен как "эксклюзивный марокканский" и от турецкого он отличался только тем, что в "эксклюзивном марокканском" не было массажа, а так по сути та же римская баня, от которой произошли все эти многочисленные национальные хамамы.

Но чувства и антураж этого действа заслуживают отдельного внимания. Мы зашли с мужем в маленькую комнатушку на первом этаже, внутри все отделано мрамором, жарко до такой степени, что даже на скамейку не присядешь. Потом зашла толстая арабка, закрыла окна, зажгла свечи в старинном канделябре (ну, по крайней мере, он так выглядел), набрала полный таз горячей воды, и началось… пиллинг действительно был классный, далее - купание с аргановым мылом и массаж головы с глиной. Вышли мы оттуда в самом деле обновленными и отдохнувшими, распрощавшись с отрицательной энергетикой и пылью дорог, к смыванию которой арабка приложила все свои усилия, и было видно, что человек поработал на совесть… А нам эти ощущения были тем более приятны и расслабляющи, что перед глазами стоял интересный и полный неожиданностей и не очень приятных сюрпризов путь в риад.

В Марракеше мы провели 3 сказочных дня. Отель, воплощение сказки "1000 и 1 ночь", его очарование, прохлада, уют и умиротворение не отпускали нас в течение дня и ночи, но все-таки приходилось принимать волевое решение и выходить на знакомство с городом. Городок более чем милый. Все строения неизменно окрашены в красно-оранжевый цвет, который прекрасно сочетается с сочной зеленью пальм и прочей растительности. За три дня мы посмотрели мечеть Аль-Кутубия, пару старинных дворцов на Медине, площадь Джема-эль-Фна, обо всем об этом есть рассказы в путеводителе, но там нет рассказов о местных парковках… а жаль…

В риаде нам посоветовали переместить машину на парковку поближе, что мы и сделали, новый паркинг располагался в пределах самой медины. Он был настолько узкий, что мы сразу забеспокоились за бока машины, к нам подбежали беззубые люди, сообщили, что 15 дирхам/сутки, платите, когда уезжаете, все ок. Но я забыла в машине сумку, и мужу пришлось возвращаться уже без меня… Тут-то уже без меня ему пришлось "прописываться", долго на ломанном английском обсуждать такие темы, как "Россия - великая держава", "Путин к коммунизму не имеет непосредственного отношения", "Водка - хороший продукт, в следующий раз привезу", "Нет, спасибо, гашиш не вставляет". Мужа познакомили со "своими", "которым надо платить деньги", указали на "чужих", которым "денег давать не надо", и "желательно всех не перепутать". У "держателей" парковки был вид диких урок, доверия не вызывали, постоянно приставали, когда мы проходили мимо, требовали денег, мол, вы стоите сутки, надо каждые сутки приходить и оплачивать. В итоге от греха подальше мы увезли машину на первую парковку.

Следующая наша остановка - Агадир. Дорога - песня. В очередной раз все начиналось тихо-мирно. Пустыня, редкие населенные пункты с мечетями, на крыше минаретов которых аисты вили себе гнезда… красота да и только, а потом мы подъехали к горам… И спасибо путешественникам, оставлявшим свои отзывы и предупреждавшим, что не надо ездить ночью по таким дорогам… на протяжении десятков километров ни одного фонарного столба, а сама дорога - серпантин, причем серпантин в трехмерном измерении… все с теми же ослами, козами, конями (иногда дохлыми коровами на обочине) и несущимися по встречной полосе фурами, иногда заезжающими на твою полосу и выскакивающими из-за поворота прямо тебе в лоб… Острых ощущений на всю жизнь нахлебались.

Пять часов серпантина и огромное количество безвременно ушедших от нас нервных клеток - и вот он Агадир!!! Не без помощи полиции нашли мы наш Atlantic Palace Agadir. Наши впечатления об отеле я уже описала здесь же, но в разделе "отели", могу лишь повторить, что он действительно шикарный, если говорить об интерьерах, все остальное… не так уж и плохо, но "на лучший отель курорта" не сильно тянет. Нет, я не исключаю, что он "лучший", наверное, потому, что "другого такого там нет", как писали в своих отзывах туристы. Могу сказать, что с виду - есть, по крайней мере, 5 таких же шикарных отелей я нашла, не знаю, что там внутри, но могу сказать одно: в случае нашей повторной поездки в Марокко Dorint Atlantic Palace однозначно будет нами заменен конкурентом. Ну а если вы выберите именно этот отель, могу только посоветовать номера бронировать на сайте отеля, нам пребывание обошлось в 132 евро за ночь, часто я встречала предложения разместиться в Dorint Atlantic Palace примерно за 300 евро/сутки.

Из Агадира около 175 км до Эс-Сувейры (или Эс-Саурии), бывшего Могадора, который в давние времена был крупнейшим португальским портом в Африке. Богемный городочек, очень красивый, особенно в том месте, где волны бьются о стены старинной крепости. По улицам прогуливаются жители с женами и детьми, парочки нетрадиционной ориентации, не очень заинтересованные в туристах торговцы сидят в своих лавочках. Вот в этом месте на набережной первый раз за весь отдых захотелось сесть и просто посидеть посмотреть в одну точку, перед тобой глубь уходящего вдаль океана, спокойный ветерок, не слишком палящее солнце, старинная крепость, вдалеке - не менее старинный маяк и стая чаек, кружащих над головой. Так бы и смотрели, но надо было возвращаться в Агадир, чтобы успеть засветло. И вот тут, на выезде из Эс-Сувейры нас поджидало самое незабываемое в этой поездке, продолжительное общение с местной полицией.

В Марокко на дорогах четко обозначены участки, где необходимо снизить скорость, указаны все повороты и неровности на дорогах. Мой муж - аккуратный водитель, но он не заметил знака 40 и проехал со скоростью 58 км/ч. Нас остановили, поздоровались и спросили про права. Муж начал искать… искал долго, все это время я показывала полицейскому: "А посмотрите, вот у нас есть паспорта гр-на РФ, а вот заграничный паспорт гр-на РФ, а вот техталон, а вот страховка на машину. Полицейский смотрел мне в глаза и все вопрошал "Где права?". На этот вопрос муж отреагировал примерно так: "в отеле! в Агадире! да! за 170 км отсюда! и не надо меня так смотреть". У месье ажанта случилась истерика после моего перевода, мой французский очень плох, но все всё поняли, мы - то, в каком положении оказались, полицейским - что у него на руках два лоха ))) Ответ был такой: "Выходите из тачки и пешочком в Агадир, далеко? - возьмите такси! денег нет? - у нас тут автобусы иногда ходят…". Звучало безапелляционно! "Кстати, кто Ваш муж по профессии, мадам?" Я уже открыла рот, чтоб произнести слово "дизайнер", как мой муж произнес "я артист", полицай упал под капот, захлебнувшись в слезах, и кричит коллеги "Ты, глянь! Артисты приехали, за 175 км права оставили". А вот нам было не до смеха… Муж попросил сказать дяде, что мы поедем потихонечку и пусть он нас отпустит, я от страха потеряла последние силы взять себя в руки и не то что французский, русский забыла, а между тем, полицаю стало интересно, что такое происходит, а дальше такой диалог:
- что говорит ваш муж?
- мой-м-м-м-ой муж…
- что ваш муж?
- м-м-м-ой, мой, муж. он-н-н хоч-ч-ч-ет…
- что хочет ваш муж?
- м-м-м-ой, мой, муж. он-н-н хоч-ч-ч-ет ск-ск-к-а-зать……
- что ваш муж хочет сказать? - спрашивал полицейский, захлебываясь и бьясь головой о капот.
- м-м-м-ой, мой, муж. он-н-н хоч-ч-ч-ет ск-ск-к-а-зать, что мы поедем потихо-о-оньку (последнее слово было произнесено на русском и показано жестом). Бедный служитель порядка не вынес и отполз от нас на другую сторону дороги, коллега долго его приводил в чувства, а тот все повторял русское "потихонечку". Нас отпустили… благодарили за представление и велели ехать "потихонечку".

Перевал все-таки пришлось проезжать без единого фонарного столба…Через пару дней в Агадире мы сдали машину и больше никуда не ездили, только ходили на суки (местные рынки), закупались сувенирами. Как уже было отмечено в очерках наших предшественников, в Марокко все дорого. Это так. И желательно сразу научиться считать по-мароккански, со временем это приходит, и у продавцов появляется уважение в глазах. Мой муж считал, как они сами говорили "как бербер", а я брала на себя смелость торговаться "как берберка", в одной лавке мужу за меня предложили 350 верблюдов (у них это много, 1 здоровый молодой верблюд может стоить 20 000 у.е.), но милый отказался, сказав, что ему не уточнили каких… может, кожаных сувенирных ;)

Вообще все торговцы-берберы, где бы они ни проживали (в горах ли, кстати, именно там мы купили шикарный аргановый мед и аргановое масло. Вообще об этом дереве хочется сказать отдельно. Аргана может по праву считаться символом жизни в Марокко. Это дерево дает необходимую тень днем, оно - пища для коз, которые залезают на него, как белки)) Оно дает наивкуснейший мед и масло, которое добавляется в пищу, из него делают косметические средства, используют для массажа. Козы на дереве - это и правда зрелище ) или живущие в городах. Пусть эти люди не аккуратны, но они всегда неизменно гостеприимны. С одним таким мы познакомились и на полтора часа остались у него в лавке, помимо обсуждения его товара, мы с ним поговорили о религии, о политике. Он сказал, что не важно во что ты веришь, главное, чтоб у тебя был Бог в душе. Не думайте о мусульманах плохо мы тоже люди, и мы не такие, какими нас все видят. В свое время я изучала ислам и смогла продолжить с ним разговор на эту тему, показав, что знаю догматы его религии. Бербер растрогался и передал моей матери в подарок сувенир, изображающий руку Фатимы, как он сказал "западной женщине, которая воспитала дочь в исламской традиции". Хотя мама моя мало что общего имела с образовательной программой моего института… Но все равно приятно.

Вот и подошло к концу наше пребывание в Марокко. Я так и не поняла, отдохнули ли мы или нет, но то, что эти 13 дней мы не забудем никогда - это факт!!! Отъезжающие в Марокко, подумайте еще раз, что Вы ждете от этой удивительной страны. Позвольте повториться, пляж, отдых, коктейли, полуобнаженные накаченные и подтянутые тела, европейский (или на худой конец, турецкий сервис) - НЕТ!!!!!!!!!!! Ну а если Вы хотите узнать что-то новое, увидеть людей, которые умело и безболезненно сочетают в своей повседневной жизни традиции предков, достижения современности, у которых свое понятие о принципах и смысле жизни, посмотреть красивы места, зависнуть между прошлым и будущим, испытать бурю положительных и отрицательных эмоций от неожиданностей, поджидающих за каждым поворотом, посидеть за чашкой мятного чая и под призыв муэдзина подумать о чем-то сокровенном - вам туда ))

Единственное, о чем приходится жалеть, так это о том, что мы заранее заказали все гостиницы и продумали маршрут. Марокко - не та страна, во-первых, как было уже справедливо замечено другими туристами, Марокко постоянно меняет планы, и не поддаваться на это изменение порой очень тяжело, во-вторых, в этой стране лучше не привязываться к чему-то определенному, а постоянно смотреть что-то новое, менять маршруты, отдаваться на волю случаю и судьбе, позволять им вести себя по еще не проторенной другими путешественниками дорогам.

Марокко - не та страна, о которой все уже сказано и написано, и вполне возможно, что Вы тоже сможете внести свой вклад в открытие загадки этой удивительной страны и, что важнее всего, открыть для себя свое Марокко, неповторимое, не похожее на Марокко остальных. Не бойтесь! Конечно, не стоит терять бдительность, хотя, порой это очень тяжело, когда ты идешь по суку, а ароматы восточных специй и вид причудливых вещиц зазывает Вас вглубь рынка, из которого будет проблематично выбраться, но полностью закупориться в своем коконе безопасности и надежности - значит ничего не увидеть, не почувствовать и не ощутить всей прелести этой страны, которая каждый божий день предлагает Вам сделать новые открытия, предлагает Вам открыть себя для Вас, предлагает Вам открыть Вас для самих себя.