Женева. Швейцария
Отзыв написан: 15 апреля 2008 г.
Как все начиналось

Удобно жить возле аэропорта – прилетел и через 5 минут уже прикатил чемодан домой. Опять же, магазин там работает без выходных - чуть ли не единственный во всей Женеве и ближайшей Франции. Вот и Кирилл, чтобы не вставать ни свет, ни заря на свой рейс, попросился у нас переночевать перед отлетом, а заодно устроить прощальный ужин. Итак, ужин был назначен на вечер четверга, а с пятницы по понедельник начинались Пасхальные каникулы. По этому поводу Саше пришло в голову, что можно куда-нибудь съездить на машине на несколько дней, и мне было велено за пару часов придумать, куда ехать. Только Саша уже был во многих местах, поэтому думать было сложно - в Париж, куда мы уже второй месяц собирались и даже чуть было не купили билеты по акции, да только опоздали, - так вот, в Париж Саша не хотел, в Швейцарии он уже везде был, в городе с забавным названием Гренобль - тоже был. В общем, единственное, что пришло мне в голову, был Милан - и Саша согласился! Правда, никто из нас не знал, на что смотреть в Милане. Все-таки туристы не зря, наверно, едут в Рим и Венецию - но это слишком далеко, и там, кстати, Саша уже тоже был. Но приглашенный на ужин Владимир не дал нам упасть духом – посоветовал искать в Милане на центральной площади всадника с саблей - его и смотреть. Мы решили подготовиться и разузнать о всаднике с саблей побольше в пятницу, а выехать в субботу.

Ужинать закончили около девяти вечера, поэтому решили пойти прогуляться по окрестностям. То есть, я так думала, что по окрестностям. На самом деле сначала дошли до ООН - полюбовались пятиметровым стулом о 3 ногах, но выяснить, что он символизирует, мы не смогли – на нем не было таблички.

- Вот в Серпухове, - сказал Кирилл, - такой стул стоит возле мебельной фабрики. Ну, тут все понятно. А вот возле ОНН, да еще на 3 ножках?
Естественно, мы попытались на него влезть, но где уж там, ножка стула - квадратный в сечении столб высотой около 2 метров.

Оставив непокорившуюся табуретку в покое, мы пошли дальше - до ботанического сада. Обнаружили на берегу Женевского озера в окружении древних сандаловых деревьев и других достопримечательностей офис ВТО – ворота в этой части парка были открыты, и мы все «вступили» в ВТО и прогулялись по берегу озера, пытаясь в темноте разглядеть таблички на деревьях и рядом со скульптурными композициями.

На следующий день Кирилл благополучно улетел, а мы с Димой, менее благополучно, т.к. автобусы именно в этот праздничный день ходили по совершенно особому расписанию, - добрались до его работы и засели за поиски информации о Милане. Оказалось, в Милане есть свой собор - Дуомо называется, но, похоже, у них в Италии главные соборы городов вообще все называются Дуомо. Замок Сфорцеско тоже все рекомендуют, и еще Санта-Мария-дель-Грацие - не ради самой церкви, а ради хранящейся в ней фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". Правда, везде писали, что на просмотр фрески надо записываться предварительно, чего мы сделать не могли, поэтому с фреской могло не получиться. Но в целом из обзора путеводителей и рассказов впечатлительных туристов следовало, что в Милане есть на что посмотреть, да и вообще там на каждом шагу - что ни строение, то замок. А еще в окрестностях Милана рекомендуют посетить озеро Комо, известное тем, что там бывали Хэмингуэй, Софи Лорен, Муссолини, Стендаль, Гете – ну и теперь там виллы наших богатых и знаменитых современников. Короче говоря, к обеду мы воодушевились предстоящей поездкой необычайно, раздобыли карты, проложили маршрут, и я даже посмотрела несколько подходящих гостиниц – правда, в Милане они совсем не дешевы, но ведь можно поискать и в окрестностях - мы же на машине. После обеда пришел Саша, и мы начали выкладывать ему свои планы. Правда, Саша настоял, что в самом Милане делать 2 дня нечего. Посмотрели карту - да там уже и до Флоренции недалеко - то есть приблизительно как от Женевы до Милана. А еще на обратном пути заехать в Геную и Турин – не успокаивался Саша. Понятно теперь, почему он везде уже был. Но сказано - сделано. Стали искать и бронировать отели, я понеслась изучать Флоренцию - а там..! да на одну Флоренцию недели отпуска будет мало! Ну вот, наконец, план составлен, завтра решено выезжать.

В Милан.

Выехали рано утром, но тем не менее все были бодры и веселы в предвкушении предстоящего путешествия. Изображая гида в туристическом автобусе, я начала читать вслух интересные факты о Милане и его достопримечательностях, Дима, претендуя на ту же роль, меня всячески перебивал и дополнял сведениями из своего путеводителя. Так мы проехали Женеву и стали подбираться к Шамони – эту дорогу я запомнила, потому что мы уже ездили туда кататься на лыжах. На повороте видно, что это не просто дорога там впереди, а высокий и длинный виадук, и если представить со стороны, как наша крошечная машинка мчится по этой длинной извилистой полоске дороги в ущелье между горами – дух захватывает!

Тут я должна заметить, что всю дорогу мы руководствовались рекомендациями Сашиного навигатора – иногда удачно, иногда здорово промахивались, - так вот эта женщина стала нас «вести» - «поверните направо», «через 100 метров съезд», и поэтому мне пришлось свою лекцию о Милане прекратить, тем более, что основные сведения я уже прочитала, но все равно никто ничего не запомнил.

А горы подступали все ближе, мы вертели головами, восхищались как красиво вокруг, а впереди сияет Мон-Блан – вот бы остановиться и сфотографировать!..

- Мон-Блан?!!! Ой, да мы же едем прямо к нему! - осенило Сашу. - Нам придется заплатить за туннель кучу денег, около 80 евро!

Тут мы сразу вернулись с небес, то есть «с гор», на землю и стали искать объездные пути. «Женщина»-навигатор нам сразу нашла объезд – выходило на час дольше, и надо было вернуться. Развернулись и поехали за ней. Дима послал смс-ку Мише – он ездил через Мон-Блан, может что-то посоветовать. Миша ответил, что проезд стоит около 30 евро. «Ну за 30 евро можно проехать, даже будет что вспомнить», - решили мы и попытались повернуть еще раз обратно. Не тут то было! Навигатор упрямо требовал проехать через стройку – видимо на том месте была дорога, и не хотел нас вести другим путем. Наконец, с помощью указателей и простой смекалки мы выехали опять на эту узкую полоску асфальта в ущелье и понеслись к Мон-Блану. На переезде мы радовались как дети – нам дали фирменную ручку и бутылочку воды. Воду мы выпили, а вот как делить ручку – было много споров, но мы благоразумно оставили ее Саше, чтоб не сильно переживал за рулем.

В туннеле сначала было интересно – все-таки он знаменит, а потом как-то даже надоело – между машинами большая дистанция, вокруг ничего примечательного, еще и жарко. В общем я была очень рада когда мы из него наконец-то выехали. Но в Италии оказалось еще много туннелей, поменьше, но совершенно бесплатных, которые нас просто замучили – то свет, то тьма, да еще и мешали мне спать и набираться сил для предстоящих приключений.

В Милане мы планировали быть около 12-30 и сразу начинать гулять до вечера. Потом 2 часовой переезд до Пармы, где нас ждал тщательно подобранный с точки зрения соотношения «цена-качество» отель.

Ну вот, наконец, туннели закончились, впереди показался какое-то интересное строение.

- Танька, смотри, какой замок! - разбудил меня Дима.
- Все в наших руках, - сказал Саша и свернул к замку, а там -... съезд с авторута! «Ну не платить же еще раз потом за въезд», - подумали мы и поехали обратно, через туннели еще 30 км. Времени на завтрак уже не осталось, перекусили по дороге.

Больше мы к замкам не сворачивали и довольно скоро подъехали к Милану. Да-а-а... Я читала, что это крупный промышленный центр Италии – но здесь вообще никаких признаков старины, однообразные высотки. Ну, может это - спальный район и еще не все потеряно? При съезде с авторута с нас взяли за проезд 17,50 евро – вот они, «бесплатные» туннели, и этим испортили Диме настроение на ближайших 2 дня путешествия. Он никак не мог поверить в алчность итальянцев и надеялся, что с нас взяли 7,50 – просто Саша платил карточкой, а сумма на табло при ярком солнечном свете видна не очень хорошо. Знакомство с Италией.

Первым делом Саша велел искать парковку, пока не закончились «рабочие окраины». Нашли местечко в переулке, задали направление к первому пункту – замку Сфорцеско и парку Семпионе и пошли. Идти оказалось прилично: по оживленным и грязным улицам, заполненным китайскими ресторанчиками – мы в Италии? - по мосту через железную дорогу. Но вот впереди показались какие-то привлекательные и явно не современные строения. Правда, это еще был не замок и не парк, а местное кладбище, но явно престижное. У всех могил такие завораживающие памятники, что действительно начинаешь вместе с ними скорбеть по усопшим. Могилы есть и старые, и современные, и кладбище явно чем-то знаменито, т.к. возле него уже стояло несколько туристических автобусов – в китайском квартале мы их пока не видели. Однако в моих путевых заметках о кладбище ничего написано не было, и я поспешила воодушевить моих спутников идти дальше, нам еще многое предстояло посмотреть.

Немного неожиданно мы вышли к парку Семпионе: вход в какой-то заброшенный парк, в нем строение, похожее на ипподром – формой и запахами - внутрь нам заглянуть не удалось, потому что мы не нашли вход. Потом начинаются скамейки, занятые безмятежно спящими «коренными миланцами», как сразу определил Саша, - и это оказывается знаменитый парк Семпионе! На газонах парка лежат и загорают миланцы и миланки на любой вкус и цвет. Мы тоже присели, перекусили, сфотографировали Триумфальную арку с одной стороны и замок Сфорцеско с другой и направили свои стопы к замку. Строительство Триумфальной арки начал Наполеон, на пути прямой дороги в Париж через Симплонский (или Семпионский) перевал. Император любил Милан и короновался в нем – по этому случаю достроили фасад в главном соборе Милана Дуомо. Однако Триумфальную арку по иронии судьбы закончили уже австрийцы и посвятили сооружение окончанию Наполеоновских войн. А напротив Триумфальной арки высится мрачный замок Сфорцеско. Он оказался весь увешан строительными лесами и ограждениями, между которыми снуют туристы – так что внутри мы ничего не посмотрели, только, сфотографировались на его фоне. Тем более, что дальше уже предвкушали знакомство с собором Дуомо и главной площадью Милана.

Пьяцца Дуомо – сердце Милана. В центре площади на пьедестале возвышается конная статуя – памятник королю Витторио Эммануилу. Об этом мы, в момент нашего появления на площади, возможно, и не знали, но обрадовались, что нашли здесь главное, на что решили смотреть перед путешествием в Милан – того самого всадника шашкой. Предприимчивые итальянцы норовят засунут вам в руку горсть семян – берегитесь, вас тут же облепят своими тушками и продуктами жизнедеятельности голуби, и вы еще будете должны этим милым людям денег за вашу романтическую фотографию на итальянской площади с голубями! Правда, к фотографии придется сделать пояснения, что под этой стаей голубей скрываетесь вы, жертва нападения голубей и итальянцев.

Фасад собора Санта Мария Нашенте или, по-простому, Собора Дуомо – жемчужины итальянской готики – завешан строительными лесами, по старой доброй итальянской традиции строить и перестраивать столь грандиозные сооружения веками. Причем данное обстоятельство нисколько не уменьшает желания итальянцев создавать новые архитектурные жемчужины. Вот и Миланский Дуомо строили на протяжении пяти веков и завершили вроде бы при Наполеоне, но не совсем - и теперь что-то обновляют. Собор огромен – четвертый по величине в мире после Собора Св. Петра в Риме, Собора св. Павла в Лондоне и Кафедрального в испанской Севилье. Построен преимущественно из белого мрамора, снаружи его украшает ажурная резьба, около 3 тысяч мраморных статуй, множество шпилей – Собор похож на гигантскую кружевную салфетку – очень симпатичный снаружи, и почти нечего посмотреть внутри. Изысканность и сдержанность интерьера призваны производить впечатление величия и силы.

Во время нашего путешествие на главной площади Милана лежал гигантский скелет, который вызывал не меньший интерес туристов и тем более местных жителей, чем собор. Но что это за сооружение и чему посвящено – узнать не удалось, т.к. табличка была на итальянском.

Далее по плану – Галерея Витторио Эммануила, самый старый пассаж в мире, между прочим. Архитектор, Джузеппе Менгони, погиб незадолго до торжественного открытия галереи – упал с крыши строительных лесов. Крытая стеклом полукруглая крыша и магазины известных марок придают галерее сходство с ГУМом. Прямо под куполом располагается самый первый магазин Prada – на вывеске до сих пор написано «Братья Прада». У выходов из галереи изображены гербы четырех итальянских городов: Милана (красный крест на белом поле), Рима (капитолийская волчица), Флоренции (красная лилия) и Турина (бык).
Пройдя через Галерею, мы попали на Пьяццу делла Скала. Главный оперный театр мира внешне кажется очень маленьким и невзрачным.

Итак, основные достопримечательности, расположенные в центре Милана, мы посмотрели. Далее можно было посетить Музей науки и техники Леонардо да Винчи – эту идею Саша не одобрил, как неоригинальную – такие музеи есть практически везде. Еще на моей туристической карте имелась базилика Сант-Амброджо. Туда и направились, петляя улочками старого города, но ведомые твердой рукой Том-Тома. Церковь была построена по приказу первого миланского епископа Амвросия, который был причислен к лику святых и считается небесным покровителем Милана. Внутри мы взглянули на саркофаг римского полководца Стилихона и двинулись дальше – в церкви уже начиналась вечерняя служба, и туристов, кроме нас, больше не наблюдалось.

Вечерело. Хотелось еще купить знаменитого итальянского кьянти и вообще поесть. Решили направляться к машине и по дороге смотреть по сторонам в поисках подходящей пиццерии. Неожиданно оказались возле церкви Санта-Мария делле Грацие, в которой находится знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо, на просмотр которой пускают туристов на 15 минут небольшими группами и по предварительной записи недели за две, если верить путеводителям. Но раз уж мы проходили мимо, решили в этом убедиться. Действительно, на знаменитую фреску нам взглянуть в этот раз не удалось. Такой ажиотаж вокруг фрески связан с тем, что в бывшей трапезной, где находится фреска, поддерживается постоянная температура и влажность, т.к. да Винчи писал фреску новым изобретенным им методом, который позволял видеть все цвета еще до окончания работы, но впоследствии краски стали очень быстро блекнуть из-за сырости. К настоящему времени, после неудачных реставраций, бомбежки во время Мировой войны, когда от трапезной осталась только стена с росписью Леонардо, от оригинала осталось не более половины красок. На всеобщее обозрение, после 21 года реставрации, фреска была открыта в 1999 году. Тем не менее, в церковь мы зашли, и завершили на этом нашу культурно-познавательную программу по Милану.

Времени оставалось немного – все-таки суббота перед Пасхой, неизвестно, до которого часа работает присмотренный нами для покупки вина супермаркет неподалеку от машины, поэтому решили поторопиться и первым делом мчаться туда. Мчаться – это сильно сказано, т.к. я вдруг почувствовала такую усталость после этого длинного дня, насыщенного переходами, переездами и просто впечатлениями! Но в супермаркет мы все-таки успели. Купили сыра (как потом оказалось – козьего, о чем мне потом долго напоминал Дима и запах из нашего пакета с едой), къянти, и …киви – мне ужасно хотело чего-то освежающего. А вот с пиццерией не повезло – это был какой-то китайский квартал, поэтому те заведения, которые были еще открыты, не предлагали ничего итальянского. Ну ладно, поужинаем в отеле – нам еще часа 1,5 ехать до Пармы – тоже надо поторопиться, заселение до 22-00.

Итак, вот тот переулок, где мы оставили машину. Я уже предвкушаю, как можно отлично устроиться на заднем сиденье. И вдруг Саша сообщает: «У нас проблема. Я забыл выключить свет и аккумулятор разрядился». Сначала решили машину потолкать. Чтобы был разбег побольше, оттолкали ее назад, в начало переулка, а потом начали катить вперед, хорошо, хоть теперь с горочки – далеко ли до Пармы? Но это не помогло. Как варианты, Саша предложил купить новый аккумулятор или найти кого-нибудь «прикурить». Первая идея меня вогнала в тоску – так радовались, что смогли где-то купить еды в субботу вечером, а уж где раздобыть аккумулятор?.. Вторая оказалась тоже непростой мыслью – в довольно безлюдном месте припарковалась за 10 минут одна дама, которая, похоже, была напугана бородатым мужчиной – Сашей - приближающимся к ней и желающим о чем-то ее попросить. Во всяком случае, она не говорила по-английски и не разбиралась в машинах, и мы остались ни с чем.

И тут свершилось чудо. Ровно по центру переулка (с 2-сторонним движением, между прочим) остановилась местная итальянская «Газель». Из нее выбежал водитель и куда-то ушел – мы не успели его остановить. А вот его приятель неспешным шагом стал прогуливаться, даже как будто в нашем направлении. Тут уж мы не упустили свой шанс - этот итальянец говорил по-английски и пообещал попросить водителя, когда он вернется, нам помочь. Тем временем добрый самаритянин стал с нами вести светский разговор – откуда мы. Мы тоже поинтересовались, принято ли так в Италии бросать машину на середине дороги – итальянец заулыбался и сказал, что для Италии это нормально. Потом пришел его друг-водитель «газели», в два счета нас завел, и мы, благословляя замечательных гостеприимных миланцев, покинули этот райский уголок, и поспешили к месту ночевки – времени ушло немало, а заселение до 10-00 вечера – как бы не ушел наш номер!

Парма.

Ехать нам предстояло часа 1,5-2, а после всех пережитых тревог довольно скоро захотелось в туалет. Саша стал присматривать знаки с заправками и кемпингами и скоро нашел. Осталось 1500м, 800м, 300м и … «Ай-яй-яй, извините, очень крутой съезд», - Саша не вписался в решительный итальянский съезд с авторута и пролетел мимо. А счастье было так близко! И снова потекли минуты ожидания. В общем, когда мы наконец нашли туалет, ему были рады все - мы его так ждали! Дальше дело пошло веселей – довольно скоро добрались до Пармы, а вот сам отель, оказывается, у нас фигурировал под двумя адресами, правда они были близко друг от друга. И все-таки чудесный Том-Том привел нас по темным улицам Пармы к Нему – Нашему Отелю. А разные адреса объяснялись просто - отель стоял на пересечении двух улиц: один адрес – по одной улице, второй – по другой. Наверно, кому как больше понравится.

Комната у нас оказалась замечательная, с телевизором, холодильником, шапочки для душа – в общем, все, что измученной прогулками по Милану душе угодно. И вот, наконец, мы ужинаем – пьем замечательное итальянское кьянти, едим не менее замечательный итальянский сыр. Правда, после второго куска Дима обнаружил, что сыр со странным запахом, похоже, козий, - и не одобрил мой выбор – как будто я вообще понимала, что на нем написано! Доверили мне выбор – я выбирала, как могла – чтоб был свежий и красивый с виду! Но даже это не смогло нарушить блаженное состояние покоя, которое мы ощутили после целого дня путешествий.

Но тут Саша нашел ложку дегтя на двери нашего номера - бумажонку с указанием стоимости проживания в нем. Цифры там значились на порядок больше, чем те, по которым мы забронировали номер через Интернет. Дима делегировал нас с Сашей разбираться. Мы прихватили эту злосчастную бумажку со страшными цифрами и распечатку из Интернета, где был забронирован наш номер по гораздо более привлекательной цене. Правда, в номере мы уже немного «пожили», приняли душ, так что, если космические цены – правда, то отбиться нам бы не удалось, наверно. Тем не менее, разгоряченные кьянти и справедливым негодованием, мы направились на ресепшн. Следует отметить, что администратор, кроме родного итальянского, другого языка не знала, но быстро поняла суть наших претензий в виде двух бумажек с разной стоимостью номера. Наши серьезные лица сделали свое дело – синьора закричала: «Промо, промо!», - в пользу более привлекательной для нас цены. Правда, для нас осталось загадкой, кто же снимет этот номер по его реальной цене, без промо – уж очень «нетуристическим» нам показался город Парма. Хотя проспекты из отеля гласили, что в городе есть на что посмотреть.

Итак, успокоенные, мы вернулись в свой номер, допили вино, Саша преподал нам «урок» картежного мастерства, и вскоре, утомленные бесконечными приключениями этого длинного дня, уснули без задних ног, чтобы завтра с утра пораньше успеть на завтрак.

Утром Дима вскочил по будильнику и засобирался на завтрак. Я не хотела вставать так рано, но он меня припугнул, что там все съедят, поэтому я мухой собралась, пропустив утреннюю разминку. А вот Саша еще с вечера объявил, что он не завтракает, поэтому мы тихонько, стараясь его не будить, ушли сами. Пока мы в внизу изучали чудеса кулинарного искусства итальянцев, стараясь унести к своему столику всего и побольше (потом разберемся, что это – а вдруг все съедят?), прибежал Саша – злой, что его не взяли на завтрак и еще забрали ключ. Оказалось, Саша тоже завтракает, раз уж завтрак включен, но он, кажется, не одобрил того, что у нас на столе высилась уже гора оберток от джема, всякие булочки, и я кричала Диме: «Возьми мне еще те две – я их не пробовала!» Ну а как же иначе я могла сделать правильный выбор, если только не испробовать все на себе?

Во Флоренцию!

Позавтракав так неприлично рано, мы смогли довольно рано приехать во Флоренцию – так, что у нас впереди был почти целый день. Мы остановились где-то не очень далеко от центра, по Сашиным словам, но на моей туристической карте это место еще не было обозначено. Поэтому мы задали Том-Тому координаты Duomo,1, то есть безошибочные координаты, наверно, центра любого итальянского города, т.к. главные соборы у них называются Duomo и стоят на площади своего же имени. По дороге нам довелось наблюдать, как что-то очень громоздкое и расписное специальным краном втиснули в узкое помещение. Мы решили, что это специальная реставрационная мастерская. Это мероприятие вызвало большой интерес и у итальянцев тоже – толпа собралась приличная, правда, большая половина – такие же, как и мы, туристы с фотоаппаратами.

Потом мы вышли к местной речке Арно, и стало понятно, что это уже и есть центр города - мосты были видны через каждые 100 метров. Время приближалось к обеду, и Саша пообещал нам найти отличную и недорогую пиццерию, если мы отойдем метров на 100 в сторону от главного собора. Так мы попали на площадь Санта-Кроче перед собором же Санта Кроче. Пришлось отойти еще на 100 метров дальше. Улочки становились все уже, все больше нищих просили, а, судя по моему восприятию итальянского языка – даже требовали, милостыню, и ни кафе, ни пиццерий нигде не было видно. Посему решили вернуться на площадь Санта-Кроче и там в подворотне, с видом на бушующую толпу туристов и торговцев, испробовали чудеса итальянской кухни. Пиццы по-прежнему в меню не было – может они ее вообще не едят на Пасху? – поэтому пробовали блюда исходя из благозвучности названия. Так, мне досталась какая-то бобовая каша-размазня, так как я не очень люблю макароны, и категорически отказалась пробовать то, что в меню было в разделе «Паста». Остальные не испугались пасты и получили то, что хотели. И графинчик кьянти нас очень взбодрил напоследок.

Итак, пообедав, мы решили взяться за дело, а именно, пойти к Дуомо. В 1296г. на месте старой церкви Санта Репарата решили построить собор, который бы вмещал все население города – на тот момент 90 тыс. человек. Посвятили «крытую площадь» св. Деве Марии с цветком лилии в руке (Санта-Мария делль Фиоре). Купол начали строить в 1420г., когда был объявлен конкурс на лучший проект. Флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески предложил возвести купол без сооружения специальной деревянной арматуры, которая стоила очень дорого и вряд ли смогла бы удержать купол диаметром около 42 метров. На строительство этого огромного купола Брунелески потребовалось 14 лет. А какие горели страсти в этом соборе каких-то 500 лет назад! В 1478г. Папа Сикст VI-й и представители банкирского дома Пацци – второй по влиятельности семьи Флоренции - составили заговор против братьев Медичи – красавца, рыцаря и дамского угодника Джулиано и политика, поэта и мецената Лоренцо, которые уже почти 10 лет правили Флоренцией. Итак, братья явились на мессу в собор, и там на них было совершено покушение – Джулиано мертв, позже в нем насчитают 19 ран, а Лоренцо, раненный в шею, появляется на балконе своего дворца, и бушующая толпа в негодовании встречает сторонников Пацци градом камней.

Увы, в Пасхальный вечер собор был закрыт для посетителей и, побродив вокруг да около, и выторговав Саше солнечные очки у одного из многочисленных угольно-черных торговцев-африканцев, лихо удирающих при виде карабинеров со своими прилавками-раскадушками, чтобы за углом их тут же разложить снова, мы решили держать путь в Палаццо Питти. То есть, туда мы решили не сразу, а еще потолкались в толпе перед Палаццо Веккио. Сооружение напомнило мне дворец, куда гангстеры привезли Электроника в образе бронзового мальчика, чтобы он вместе с Ури выкрал картины знаменитых мастеров.

Перед Палаццо Веккио стоит копия Давида работы Микеланджело, заменившая в 1873 году оригинал. Вообще, сама площадь перед Палаццо Веккио называется Площадь Синьории и справа, если стоять лицом в Дворцу, находится Лоджия Ланци – в память о ландскнехтах, наемных солдатах, охранявших великого герцога Козимо, которому принадлежал Палаццо Веккио. Бронзовый Персей Челлини изображен в тот момент, когда он отрубает голову Медузе-Горгоне. Драма закончена, и выразительность сурового жеста, так впечатлившего Диму, - нога героя попирает тело чудовища – подтверждает достойный финал. Существует предположение, что сложная скульптурная декорировка крылатого шлема Персея скрывает автопортрет скульптора. За углом, если обойти Персея слева, начинается очередь в знаменитую картинную галерею Уфицци. Было понятно, что в галерею лучше идти на следующий день сразу же после нашего раннего завтрака.

Мы протиснулись дальше по течению и попали на знаменитый мостик Понте Веккио – мост, на котором до сих пор есть дома, правда, говорят, они как раз и были взорваны во время 2-й Мировой войны, когда был отдан приказ приказ взорвать весь мост. Понте Веккио находится в том самом месте, где были построены 3 предшествующих моста: мост древнеримской эпохи, мост, обрушившийся в 1117г. и мост, снесенный во время наводнения 1333г.

Перед Палаццо Питти люди сидят прямо на асфальте – те, кто не попал внутрь посидеть в чудесном парке с фонтанчиками. Мы же, наконец, совершили нашу первую в этот день экскурсию – правда, в музей не пошли – гуляли по парку и любовались городом с холма.

В парке мы посетили небольшую выставку фарфора, где спорили, какие тарелки еще могут пригодиться в виде посуды, а какие подходят только для музея – уж очень «живые» лица на них нарисованы. Сам дворец был построен банкиром Питти. После того, как Питти разорился, дворец стал принадлежать семейству Медичи. Они хранили в нем свою коллекцию произведений искусства эпохи Возрождения, которая сейчас и выставлена во дворце. По заказу семьи Медичи вдоль дворца были разбиты в 1500г. сады Боболи, по ним мы и гуляли.

После Палаццо Питти решили двигаться по направлению к машине, по дороге заглянув в еще одну церковь – Санта Мария Новелла. Она – вот незадача - тоже оказалась закрыта по случаю подготовки к Пасхальной мессе, а так как время близилось к ужину, нас уже не так интересовала духовная пища, и мы решили еще раз попытать счастья с традиционной итальянской едой. В этот раз мы нашли довольно приличный ресторанчик, где – о чудо! – каждый смог найти себе блюдо по душе – пиццу, ризотто. Правда, похоже, что в таких ресторанчиках рядом с узкими средневековыми улочками очень немного места – наш простой вопрос: «А где здесь туалет?», как будто поставил официантов в тупик, но все-таки нам открыли секрет. К этому месту надо было пройти через кухню, выслушав еще кучу каких-то веселых, но, к сожалению (или к счастью, в зависимости от смысла), непонятных комментариев веселых поваров на итальянском. И после этого я едва не ушла оттуда несолоно хлебавши, - никак не могла сообразить, что в этом простецком заведении надо нажимать ногой на педаль, чтобы получить воду из крана!

Вот так наш первый день во Флоренции закончился, и мы направились в отель, чтобы на следующий день, сразу после завтрака двигаться по намеченному маршруту. Номер в отеле в пригороде Флоренции оказался поменьше, чем был в Парме, но в нем был телевизор, по которому нам даже посчастливилось посмотреть «Властелина колец» на итальянском. Под крики «Синьор Фродо! Синьор Фродо!» я через 5 минут провалилась в сон.

Флоренция. День второй (и последний).

Добрая старая традиция приходить на завтрак с петухами нас в этот раз не подвела – в столовой уже толпилась группа туристов из страны восходящего солнца (у них солнце уже давно взошло, вот им и не спится!) и доедала булочки с медом и джемом, и допивала сок из красных апельсинов. Мюсли не ел никто. Но ничего, принесли еще нормальной еды, так что на обратной дороге в Женеву мы еще подкреплялись хрустящими хлебцами с тем самим, пармским козьим сыром, который «не асилили» в Парме.

Благодаря шустрым японцам мы в 8 утра уже стояли в очереди в галерею Уфицци и довольно быстро продвигались! И вообще, по улицам туристических городов стоит передвигаться рано утром, чтобы сфотографироваться на Понте Веккио, где днем вас не будет видно на фотографии из-за окружающей вас толпы, чтобы сфотографировать отражения старинных домов в реке, не рискуя вывалиться в эту же реку под натиском той же толпы, ну и просто – ходить по улицам легко и приятно, и не надо держаться все время за карманы.

Итак, в третий заход мы попали в Галерею Уфицци! Нам дали буклет с путеводителем, где было нарисовано около 50 залов и подписано, какие залы относятся к какой эпохе или даже отдельному художнику. Мой путеводитель предупредил меня о многочисленных мадоннах в первых залах Галереи, но, на радостях, что сюда попали, мы с Димой добросовестно обошли несколько залов, в то время как Саша уже шел с другого конца Галереи со словами: «Я уже здесь все посмотрел. Пошли дальше?» Пришлось с мадоннами закруляться, но вот в зал Ботичелли очень хотелось попасть и найти его «Поклонение волхвов» с автопортретом мастера. В зале Боттичелли я вдруг поняла, что основные его хиты «Рождение Венеры» и «Аллегория весны» мне очень знакомы с детства – у нашей соседки такие репродукции висели на стенах, ну прямо как в Галереи Уфицци! И Дима их тоже узнал – вот она, сила искусства! Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Рубенс, Рембрандт – мы уже не огорчались, если какое-то полотно было на реставрации или на выставке, так как все воспринимать за ограниченный отрезок времени было сложно. А ведь мы еще не были в Дуомо! Правда, туда тоже надо было занимать очередь сразу после завтрака, потому что к тому времени, когда мы увидели солнечный свет после Галереи Уфицци, очередь опоясывала собор несколько раз. А поскольку в этот же день мы собирались еще и вернуться в Женеву, то решили ограничиться небольшой экскурсией: Дима голосовал за колокольню собора, но мы с Сашей решили, что там делать нечего и его отговорили. И пошли в Санта-Кроче, правда, Дима не пошел, а решил погулять по площади.

Исследователи европейского средневековья указывают на существование некоего соперничества между двумя орденами, доминиканским и францисканским. Соперничество это выражалось, в частности, и в стремлении стоить храмы больше, чем у «конкурентов». Во Флоренции доминиканцы построили Санта-Мария-Новелла. Строительство продолжалось с 1246г. по 1360г. А в 1294г. францисканцы приступили к строительству Санта-Кроче (Святой Крест) и сразу заложили здание, которое превосходило по размерам доминиканскую Санта-Мария-Новелла. В результате Санта-Кроче оказалась намного больше других готических соборов, и поэтому флорентийские буржуа хотели, чтобы их останки были захоронены в этой церкви. Но здесь находятся также монументальные надгробия Галилео Галилея, Данте Алигьери (похоронен в Равенне), Микеланджело и Макиавелли. Усыпальницы в Санта-Кроче украшены работами Джотто. Перед Санта-Кроче на площади стоит величественный памятник Данте-Алигьери. Мы узнали в нем того индейца, который изображен на итальянских евромонетах. Прогулкой по собору и вокруг него все остались довольны.

Время уже было обеденное, поэтому мы быстро подкрепились еще раз вкусным итальянским мороженным и пиццей. Странным показалось, что в простой кафешке нас уговаривали присесть за столик. Причем уговаривали так настойчиво, что мы побоялись не получить своей пиццы в случае неподчинения и сели. За это цены в меню для нас сразу взлетели раза в 2. С последней мыслью, что итальянцы – жулики, я рассталась с тем не менее прекрасной Флоренцией.

Времени на посещение Турина, Генуи, и чего там еще мы напланировали в начале, уже не оставалось, и мы стали держать путь в Женеву. Дорогу я решила скоротать, немного вздремнув. Сквозь сон я слышала, как Дима с Сашей переругивались сначала с навигатором, который упрямо вел нас через закрытую дорогу, потом друг с другом, чтобы решить, в какой момент пора уже ехать по знакам. Но истина в споре все-таки родилась, и тогда, наконец, мы смогли вырваться из Италии, прокатившись несколько раз по отрезку дороги длиной около 70 км в поисках правильного съезда.

Чтобы не повторять пройденный путь, козвращались не через Мон-Блан, а через перевал Сан-Бернар. Вернее, через туннель, который оказался немного короче и дешевле знаменитого Мон-Блана. Как же мы были рады оказаться наконец-то в Швейцарии после бесконечных поисков правильной дороги на итальянском авторуте!Время было уже позднее, и мы играли в какие-то игры, чтобы развлечь Сашу, но я все-таки на заднем сиденье смогла тихонько выпасть из игры и вздремнуть. К счастью, этот отрезок пути по Швейцарии Саша знал хорошо, и мы больше не ошибались в поисках дороги. Так что около 3 часов ночи уставшие, но довольные, мы вернулись из нашего Пасхального путешествия!

Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Горящие туры! Спецпредложения со скидкой 30%!
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.