Отзыв написан: 5 января 2008 г.
Экстрим-тур по России,или автомобильное путешествие в Архангельскую область25 - 31 июля 2004 года Начну, как всегда, с небольшого вступления и краткой предыстории. Как-то давным-давно в июне 1993 года, когда я еще училась в МГУ на третьем курсе, меня отправили на практику по диалектологии в Архангельскую область, собирать местные диалекты. Диалектологическая кафедра филологического факультета изучала говоры Архангельской области уже на протяжении 30-ти лет и составляла специальный словарь. Вот поэтому все студенты этой кафедры проходили практику в самых отдаленных деревнях, где еще могли остаться старики и старушки, знающие древние слова и употребляющие характерные местные выражения. Вот так и занесло меня случайно первый раз в деревню Ухта Каргопольского района, до которой добраться было в то время просто нереально. Сначала мы на поезде доехали до станции Няндома (поезд идет 12-14 часов с Ярославского вокзала), потом долго ждали автобуса до Каргополя, который ходил раз в день, потом погуляли в Каргополе часа два и опять сели на автобус уже до той самой глухой деревушки. Вот так на оленях, да на собаках мы за два дня добрались до назначенного пункта. Там поселились у какой-то бабульки, сдавшей нам две комнаты в своем доме, и прожили в этой деревне ровно две недели. Было нас пять человек: три девчонки-студентки, одна аспирантка-преподавательница и наша руководительница экспедиции, кандидат наук. За это время мы успели обойти всех местных старушек как в ближних, так и в дальних деревнях, изучили всю деревню вдоль и поперек, а также сходили один раз на дискотеку в местный клуб, поплавали в речке, два раза помылись в бане, пасли ночью коней с местными пацанами, полазили по разрушенной колокольне, послушали местные сплетни и частушки, а также познакомились с какими-то местными девчонками, которые жили в жутком многоквартирном доме. Этот дом надолго остался в моей памяти. Там, видимо, жили самые бедные в деревне люди. Дети там кидались друг в друга толстыми черными тараканами, потому что других игрушек не было, а на стенах в тех углах, где обычно вешают иконы, висели фотографии популярной в то время то ли бразильской, то ли мексиканской актрисы Вероники Кастро, сыгравшей Марианну в одном из первых телесериалов «Богатые тоже плачут». День наш проходил примерно так: с утра мы отправлялись по старушкам, заходили к ним и пытались как-то завязать беседу на любые темы. Старушку необходимо было просто разговорить, а потом записывать в транскрипции за ней все в специальную тетрадку. Много судеб таким образом прошло через нас, чего мы только не наслушались про их тяжелые годы, ведь все они в основном рассказывали про свою нелегкую жизнь. Мы тогда, слушая их, воспринимали все их трагедии близко к сердцу и все удивлялись, как это человек может вынести все это и остаться активным и жизнерадостным. Через какое-то время мы уже привыкли ко всем этим жутким историям и тоже немножко, как и они, сами зачерствели душой, поняв, что для этих людей все эти аварии, смерти, гибель собственных детей и родственников в таком количестве уже воспринимается спокойно, как в порядке вещей. После обеда мы либо опять шли куда-нибудь, либо разбирали записи, просматривали, что есть интересного, выписывали новые слова, давали им определения, заполняли специальные карточки для словаря. Вечером же иногда сидели на старом деревянном мостике через маленькую каменистую речку, болтали ногами, смотрели, как журчит вода под нами, и рассказывали друг другу страшные истории, как дети в пионерском лагере. Этот мостик был самым живописным местом во всей деревне, он так напоминал какую-то сказочную картинку, что с него никогда не хотелось уходить. Через какое-то время каждой из нас нужно было определиться, какой темой заняться. Выбор был небольшой: орудия труда, местная кухня, названия животных или растений, предметы местного быта и т.д. Все это меня совсем никак не привлекало. И вот тут как-то забрела я к одному деду, и он стал мне рассказывать про леших и колдунов, ведьмаков и домовых, а также прочую нечистую силу. Мне эта тема так сразу понравилась, что я сразу твердо решила заниматься именно ею. Но я тогда даже не знала, какие трудности и опасности меня подстерегают на этом пути. Во-первых, все бабульки были жутко суеверными и боялись даже говорить на эту тему, поскольку думали, что даже малейшее упоминание нечистой силы может навлечь на них беду. Во-вторых, как выяснилось, мало кто реально сталкивался в быту со всей этой мистикой, поэтому сразу отвечали, что ничего такого нет. Многие просто замыкались в себе, и разговорить их можно было только с бутылки самогона, которого у нас, как правило, не было с собой.Когда я вернулась в Москву, то поняла, что многое из того, что хотела узнать, забыла спросить у местных информантов (так они у нас назывались по-научному). И вот тогда я решила написать всем им письма с вопросами. Я составила специальную анкету, распечатала на машинке и разослала всем своим информантам, благо, что адрес у всех был один и тот же, только фамилии адресатов нужно было менять каждый раз. Какого же было мое удивление, когда мне действительно стали приходить ответы от некоторых из них. Первым откликнулся тот самый мужчина, который и натолкнул меня на мысль заняться этой темой. Он настолько ответственно подошел к моему заданию, что прислал даже какие-то газетные вырезки из местной прессы. Он мне очень помог, и результатом всей этой работы стала моя статья, которую опубликовали в журнале «Наука и жизнь» уже осенью того же года. Называлась она «Договор с лешим». Мне потом рассказали, что статья была настолько душевной, что она очень понравилась главному редактору, и журнал взял меня внештатным корреспондентом. После этой статьи я еще три года писала там разные статьи и вела рубрики о языке. Правда, уже зимой, мне разонравилась диалектология, и я решила перепрофилироваться в другую специальность и поменяла спецкурс на РКИ (русский язык как иностранный). А за некоторое время до этого мне из деревни пришло запоздалое письмо. Правда, ответила не бабушка, а ее внучка. Я вспомнила, как к этой старушке, когда мы сидели и пили чай, пришли две девочки и принесли хлеба из магазина, они тогда с опаской на нас посмотрели, попытались разглядеть повнимательнее, но потом застеснялись и ушли. Старшая внучка Оля (младшую звали Катя) ответила мне на мое письмо (правда, совсем не по теме). Ей тогда было 11 лет. Она написала мне о себе, вложила свою фотографию, а потом попросила прислать конфет, куклу Барби и фломастеры. Вот так и завязалась наша переписка. С тех пор мы и пишем друг другу. Время шло, Оля росла, а я заочно наблюдала за ее развитием. Не на моих глазах, но «на моих письмах» она вышла замуж, а потом родила ребенка (правда, почему-то скрыла этот факт). Она даже приглашала меня на свадьбу, но так получилось, что свадьбу мы с ней играли в один день - 27 июня 1998 года, так что тогда увидеться не удалось. А увиделись мы с ней только летом 2000 года. Они с Олегом проездом были в Москве, и у нас практически была только одна ночь, чтобы познакомиться лично. В субботу в 2.00 ночи мы встретили их на Павелецком вокзале, они переночевали у нас, а с утра в воскресенье мы отвезли их на Ярославский вокзал.И вот прошло еще 4 года, и мы наконец решили навестить их. Думала ли я тогда, 11 лет назад, что пройдет столько времени и я опять вернусь сюда в Архангельскую область, Каргопольский район, в деревню Ухта? Этим летом мы так и не смогли поехать в Турцию, поэтому решили попутешествовать немного по России на собственном новом автомобиле. Вот так и началась эта наша поездка… 25 июля, воскресенье: Москва - Вологда В воскресенье мы выехали из дома в 12.15 и к 19.00 преодолели расстояние в 500 км, доехав до Вологды. По пути практически ни в одном городе не останавливались, Ярославль посмотрели на ходу. Больше всего нам запомнились во время пути километражные столбики и указатели, которые постоянно противоречили друг другу. Еще в Московской области до Ярославля оставалось то 239 км, то 243. Причем расстояние все время увеличивалось по мере того, как мы продвигались вперед. Мы уже стали сомневаться, той ли дорогой мы едем и не в обратную ли сторону, но потом привыкли постепенно. Каким-то далеким и загадочным постоянно оставался для нас город Архангельск. Уже даже после того, как мы проехали Ярославль, до него все равно по разным данным оставалось больше 1000 км. И вот наконец этот рубеж удалось преодолеть - мы миновали отметку 995 км. Антон обрадовался, но я успокоила его и попросила раньше времени не проявлять бурные эмоции по этому поводу. И ведь, действительно была права, уже через три-четыре километра впереди замаячил указатель: до Архангельска 1001 км. В Вологде остановились в самой крутой гостинице города - «Спасская» или, как ее еще называют «Жемчужина севера». Гостиница оказалась очень даже приличной: за 1500 руб. нам дали нормальный двухместный номер, сравнительно недавно отремонтированный. Правда, как таковой душевой кабины в нем не было - только один смеситель висел на стене, душ пришлось принимать прямо на полу в ванной комнате, а вода стекала по полу в специально отведенное для этого отверстие. После душа в ванную комнату долго еще нельзя было зайти из-за сырости на полу. Только к утру пол высыхал совсем. За 100 руб. мы поставили машину на охраняемую стоянку, а потом пошли гулять по городу. Жили мы в самом центре, в двух шагах от местного Кремля и набережной реки Вологды. Сам город показался нам очень провинциальным, тихим, спокойным и приветливым. Нас поразили деревянные низкорослые университет и какой-то диагностический центр, а вообще в городе очень много маленьких деревянных домов. Мы также видели знаменитый дом с «резным палисадом». Еще в местной аптеке купили Антону зубную щетку, которую он забыл взять из дома. Вечером в воскресенье по улицам ходит много молодежи, особенно по набережной, все пьют пиво. А мы, вернувшись в гостиницу, пошли играть в автоматы. Всю ночь боролись с комарами, пока не догадались включить фумитокс, поэтому спали мало и плохо. 26 июля, понедельник: Вологда - Ферапонтов монастырь - Ухта Завтрак был включен в стоимость номера, так что поели мы с утра очень плотно. В этой гостинице вообще все старались организовать по-европейски, и завтрак был по принципу шведского стола - огромный выбор всего на любой вкус. Есть потом весь день не хотелось.Незабываемое впечатление произвели на нас местные жители - добрые, спокойные и приветливые. Верхом благожелательности был совершенно бескорыстный и благородный поступок одной служащей на бензоколонке «Славнефть», которая посоветовала нам не заправляться у них сейчас, потому что только что слился бензовоз, и в баках было очень много мути. Увидев наши московские номера, она предположила, что дорога у нас будет еще дальняя, и вернула нам деньги. Такая забота очень тронула нас. Мы и представить себе не могли, что где-то на земле есть еще такое место, где люди стараются проявлять такое искреннее участие к судьбе совершенно незнакомых им людей.За сегодняшний день нам предстояло преодолеть всего лишь 350 км, зато какие! Мы предполагали, конечно, что все будет не так просто, как в начале пути, но всех сложностей предусмотреть не могли. Оля нас предупреждала в письмах, что дорога поганая. Но мы ей не поверили, тем более, что на карте указана дорога с твердым покрытием, которая ведет прямо к ним в деревню.Первые 50-45 км ехали вдоль живописного озера Кубинское. Через 150 км после Вологды мы остановились в Ферапонтово, чтобы совершить небольшую полуторачасовую экскурсию в Ферапонтов монастырь. В общем, надо сказать, что 280 км этой дороги дались нам очень легко.Дальше дорога также была очень приличной, и мы так радовались, что даже проехали Прокшино - населенный пункт, в котором нам нужно было свернуть в сторону Каргополя. Сама эта деревня там указана не была, зато был большой старый, выцветший указатель «Архангельск - 690 км», от него шла широкая отсыпанная гравием грунтовая дорога, по которой нам и предстояло проехать 70 км. А мы проскочили километров 20 и остановились у поселка Мирный, когда увидели на обочине какого-то мужика с мотоциклом. У него бензин кончился, и он попросил нас ему помочь. Мы отлили ему нашего 98 бензинчика из канистры (он сказал, что разбавит маслом побольше), а он, довольный, рассказал нам, куда и где нужно было свернуть на Каргополь. Пришлось возвращаться. В деревне Прокшино мы встретили группу людей на Жигулях с совершенно очумевшими глазами, они отдыхали от долгой и безумной дороги, по которой предстояло проехать и нам. Эти 70-80 км они ехали целых три часа и, похоже, сошли с ума. Они предупредили нас о двух огромных «лужах» и о том, в каком месте их нужно преодолевать вброд, чтобы не утонуть совсем. Но оказалось, что лужи эти - совсем не самое страшное, что могло встретиться нам на пути. Сначала дорога была более или менее проходимая, хотя мы уже запарились от бесконечной тряски и пыли. Проходящие мимо редкие машины поднимали вверх столько песка, что ехать было невозможно, приходилось останавливаться, чтобы переждать, пока он не осядет. Ехали мы сквозь настоящую тайгу, когда машина останавливалась, на нее накидывались толпы слепней, они зловеще стучали в закрытые окна, пытаясь проникнуть внутрь. Было такое ощущение, что эти кровососы в образах толстых серых мух, ночью обязательно превращаются в настоящих вампиров. Из машины выйти было невозможно, потому что они немедленно бы набросились и съели нас живьем. Несколько раз мы ударялись чем-то об какие-то ухабы, лужи преодолевали вброд по стекла в воде, несколько раз ползли по деревянным мостам из поперечно положенных бревен и все время думали, что самое страшное уже позади. Но не тут-то было. За 1 км до местечка Солза, где раньше располагался лагерь с арестантами, нас встретила развороченная глиняная яма, которую исколбасили лесовозы. Наша машинка с маленькими колесиками просто не в состоянии была преодолеть ее. Ведь в этих местах ездят все только на УАЗах или НИВАХ, для легковых машин такие препятствия просто непроходимы. Вообще местные жители с удивлением смотрели на наше Рено, как на инопланетное существо, да и сама машинка не понимала, наверное, в чем же она провинилась перед нами и за что вообще ее подвергают таким испытаниям. В общем, она не выдержала и увязла по самые двери в этой глине. Антон выскочил из машины и стал переодевать шорты на джинсы, прыгая на одной ноге и отмахиваясь от слепней свободными руками. Потом я достала специальную брызгалку от слепней и мы искупались в этой ядовитой жидкости. Вроде сработало, слепней вокруг нас стало виться поменьше. После переодевания и разведки местности Антон достал топор, так как лопаты с собой не оказалось, и стал отковыривать глину из-под колес, а я так испереживалась, что решила поужинать кефиром. В результате весь кефир пролился на меня, а вытереться было нечем. Я стала нервно хохотать. Вот это был номер! По уши в грязи и в кефире. Прямо настоящие комедии можно снимать. Так и провозились около часа, пока не услышали, что навстречу едет какая-то машина. Нам очень повезло, ибо они появились как раз вовремя, когда Антон откопал уже значительную часть машины, так что теперь нам оставалось только вытолкать ее из ямы. Два мужика в проезжавшем мимо УАЗике очень нам в этом помогли. Вот уже действительно их бог послал. Ведь по этой дороге сто лет мог никто не ехать. Антон уже морально стал готовить меня к ночевке в этом жутком лесу и просил, чтобы я оставила еды на ночь. Мужики эти странно так на нас посмотрели и спросили: «Что, хорошо живете?» Антон не расслышал их издевательского вопроса и попросил помочь. Тогда они поинтересовались у меня, куда мы едем. Я ответила, что в деревню Песок. «Что, на родину потянуло?» - Спросили они меня. «Да нет, мы к друзьям едем,» - уточнила я. «Да уж, вот приспичило!» - удивились наши спасители и, поднатужившись, вытолкали машинку из жуткой ямы.После такого чудесного избавления, в состоянии легкого шока мы проехали еще 20 км до деревни Ухта в полном молчании. Дорогу дальше после Солзы то и дело ремонтировали, но от этого было не легче, потому что еще не известно, что лучше: ехать по старой дороге или по только что засыпанному гравию, где скорость не больше 15-20 км в час. После указателя «Песок», напротив автобусной остановки мы свернули в нашу долгожданную деревушку и сразу заблудились. Нашему взору открылись жуткие пейзажи заброшенной деревни, покосившиеся на бок серые нежилые строения, пыльная дорога с огромным трехметровым борщевиком (это такое ядовитое растение). Антон был напуган больше, чем в тайге, когда мы застряли под Солзой. Поистине не верилось, что в этих местах остался кто-то живой. Наконец нам стали попадаться редкие прохожие, у которых мы и стали спрашивать, где живет Оля. С третьего раза нашли. Оля вышла к нам навстречу, и Антон первый узнал ее. Она, оказывается, с пяти вечера выходила на дорогу каждые 15 минут, чтобы встретить нас. А по телефону мы были недоступны с самой Вологды. В Архангельской области мобильные телефоны уже не работали.Оля живет сейчас в большом двухэтажном многоквартирном доме, когда-то рассчитанном на четыре семьи. Ее бабушка, которая в 1996 году умерла, и благодаря которой мы с ней и познакомились, выкупила этот дом еще давно, и теперь там живет Оля со своей семьей, занимает весь второй этаж площадью около 80 кв. м. Дом этот уже очень старый и ветхий, крыша, крытая рубероидом, то и дело течет (на шифер денег нету), крутая лестница скрипит, половые доски проваливаются в некоторых местах. Туалет пристроен к дому по типу лифтовой шахты сразу на оба этажа и устроен, как обычные деревенские туалеты - с дыркой в полу. На каждую семью предусмотрен свой туалет. У Оли туалет просторный, заново обит вагонкой и в довершении ко всему обклеен всякими плакатами с изображением популярных актеров и певиц. Жилая часть дома после косметического ремонта выглядит вполне прилично. Оля купила новые занавески, покрывала, скатерти, новую мебель, видеомагнитофон и музыкальный центр. А люстра в гостиной вообще, как у нас. Так что стало уютно и светло. Нам очень понравилось. Обе комнаты очень просторные - по 25 м каждая, в них по 5 окон. Правда, из-за такого количества окон зимой холодно и приходится топить по 2 раза в день обе печки. А вообще в доме 4 печки на двух этажах, все они выходят в одну трубу, так что раньше, когда здесь жили несколько семей, приходилось устанавливать очередь по топке печей, а иначе труба не справлялась. Мы с интересом обошли весь дом и территорию 15 соток вокруг. Оля с Олегом ничего уже не выращивают давно и никаких животных не держат. Последнюю собаку волки загрызли прошлой зимой прямо в будке, теперь будка пустует и уже успела порасти быльем. Нам стало очень жаль собаку, когда мы услышали эту жуткую историю ее трагической гибели. Все, что необходимо из продуктов, Оля с Олегом покупают у своих односельчан. Зарабатывают они для деревни нормально: Олег работает на пилораме и получает около 5000 руб. в месяц, а Оля - главный бухгалтер в сельсовете, наверно, тоже получает не меньше. На такой доход они могут позволить себе даже всякую технику покупать. Недавно они купили пылесос, видеомагнитофон, музыкальный центр, новую мягкую мебель и «стенку». Процесс покупки всех крупных и серьезных вещей требует особого описания. Обычно они заказывают кому-нибудь в деревне, кто едет в город, привезти им диван, пылесос, магнитофон и пр., даже не уточняя ни параметры, ни требования, ни размер, ни цвет. Что привезут, то и сойдет для сельской местности. На таком диване, который им недавно привезли по заказу, мы и спали 4 ночи: он был абсолютно не приспособлен для взрослых людей, потому что даже у меня ноги свешивались наполовину, не говоря уже об Антоне. Хорошо, что я придумала подставить кресла, а иначе спать было бы невозможно. В общем, из одного разложенного дивана и двух кресел удалось соорудить более или менее подходящую двуспальную кровать. За водой ходят они на колонку к Олиным родителям. Она автоматическая и качает воду с глубины 12 м с помощью насоса. Газопровода во всей деревне нет, так что газ привозят в больших баллонах, как на наших дачах. Мы приехали около 20.00. К этому времени Олег пришел с работы, а Оля уже собрала на стол ужин. Мы привезли им много всякой разной еды и спиртного, подарки и старые ненужные вещи, которые сами уже не носим. Пока выгрузили все это, уже стало понемногу темнеть, мы сели за стол. Антон открыл привезенную в подарок водку «Парламент», и они с Олегом почти всю ее уговорили за вечер. Это не прошло бесследно, и на утро у обоих болела голова. Мы с Олей пили вино, так что у нас похмелья не было. 27 июля, вторник: рыбалка на озере Проснулись в это утро поздно, уже в начале двенадцатого. Неторопливо позавтракали и решили поехать на рыбалку на озеро. Олег попросил у своего отца весельную лодку, которая стояла на приколе на реке, мы собрали сумку с едой, надели резиновые сапоги и пошли на реку. Идти пришлось долго по тайге через торфяные болота, минут 40. Потом пробирались в диких зарослях, чтобы выйти к «причалу», потом увидели несколько стоящих на приколе лодок и стали думать: какая же из них наша? Не найдя по описанным приметам свою, мы отвязали самую чистую, аккуратную и красивую лодку, которая нам больше всего понравилась, и поплыли на ней. Только потом уже с воды, мы увидели красно-коричневую лодку, которая по всей вероятности и была нашей, но менять уже не стали. Какая разница!? Все равно никто ничего не заметит. Плыли по реке тоже довольно-таки долго, не меньше сорока минут. Маленькая лесная заросшая хвощом и кувшинками речка то и дело петляла, поэтому мы все время врезались в какие-то заросли и кусты. Олег сидел на веслах задом, поэтому не видел, куда грести, а Антон все время подсказывал ему повороты и «опасные» места, правда, это совсем не помогало. Ну чего с них с пьяных взять? Зато природа была великолепная, и с погодой повезло необыкновенно. Нас окружала нетронутая злобным человеком тайга, голубое небо, тихая прозрачная вода. А главное, никаких посторонних звуков, кроме равномерных всплесков воды от весел. Наконец мы выплыли на озеро Лаче, только водной глади нам так и не удалось увидеть: все оно было сплошь заросшим травой. Пришлось остановиться в тихом местечке и начать рыбалку. Сначала рыба долго не шла, а потом поперло! Олег поймал 10 маленьких глупых окуней, а Антон только 3. Но это для него был рекорд. А я все это время маялась дурью: сначала выпустила червей из банки погулять, а они ломанулись в разные стороны, и я долго с криками и визгами их собирала обратно в банку. Потом, умаявшись, легла поспать. Причем все это время я чувствовала себя, как на подводной лодке, с которой никуда не денешься, даже если приспичит. Ловля рыбы - ужасно скучное занятие, особенно, когда ты простой наблюдатель, поэтому мне приходилось хоть чем-то себя занимать. Наконец, занятие нашлось само собой: к нам стали слетаться жирные чайки, видно охотились на дармовую рыбу. А у нас как раз осталось полбуханки белого хлеба, который я и решила им скормить. Я кидала куски хлеба в воду, а жадные чайки ловили их, причем они не боялись подлетать так близко к нам, что путались в леске, а Антон бил их удочкой по голове. В общем, часа за два я накормила до отвала всех окрестных чаек так, что им западло даже было взлетать, они стали просто медленно и лениво подплывать к кускам хлеба и уже не торопились их хватать. На озере мы провели в общей сложности часа четыре, за это время два раза к нам откуда-то незаметно подкрадывался на лодке загадочный мужик, чтобы спросить, сколько времени, а потом так же незаметно и тихо куда-то уплывал. Часам к семи вечера мы вернулись домой. Обратная дорога была не менее утомительна, мы пришли усталые, но довольные. После ужина пошли в баню. Это была настоящая русская баня по-черному. Антон первый раз в такой мылся, а я - уже второй или даже третий. Потом пили чай с земляничным вареньем и смотрели фильм на видеомагнитофоне «Послезавтра», который мы привезли с собой из Москвы. 28 июля, среда: экскурсионная прогулка по деревнеВ это утро мы опять проснулись поздно. Когда мы завтракали, Олег уже пришел с работы на обед. Он застал, наверно, очень удивительную для себя картину: поздний завтрак с бутылкой водки на столе. Антон потом долго оправдывался, что это он очки водкой протирает, но ему никто не поверил. Еще бы, какой же нормальный человек станет на очки водку переводить? Ну разве что только очень тонким слоем: стакан выпил, и на очки дыхнул… После того, как Олег пообедал, а мы позвтракали, решили совершить экскурсию на лесопилку, где Олег работает. Лесопилка находится в 5 минутах ходьбы от дома, где мы жили. Мне очень понравилось, я никогда раньше не видела, как на больших «станках» сами распиливаются огромные бревна, а потом из них делают брус и вагонку. Сама лесопилка, ее масштабы и организация производства меня очень впечатлили. На ней работает около 100 человек круглосуточно и посменно. Есть даже свой офис, где бухгалтерия сидит. Олег с помощником закатывают бревно в пилораму, выставляют нужные размеры и следят, чтобы оно не застряло там. Бревно распиливается вдоль в среднем за 7 минут. Опилки автоматически по транспортеру подаются наружу. Их потом вывозят и сжигают. Антон сразу заметил, что это не экономично и не практично, что их можно много для чего использовать, например, изготавливать опилкобетон. Еще ему очень не понравилось, что рабочие курят прямо на пилораме, сбрасывая пепел в сухие опилки. Странно, что еще пожара на этой лесопилке не случилось, с такой-то техникой пожарной безопасности. Антон тоже очень впечатлился и сразу захотел тоже иметь такую же лесопилку. Не знаю, сколько стоит сама лесопилка, а вот дом или квартира в Ухте стоят по 20 000 руб. примерно. А в Каргополе благоустроенная новая квартира стоит уже 300 000 руб. Самая колоритная фигура в деревне - хозяин лесопилки. Он прибыл сюда по распределению работать лесником очень давно, лет 20 назад. А теперь вот частным предпринимателем заделался и даже стал депутатом. Хотя у него очень и очень нелегкая судьба выдалась, проблем у него намного больше, чем кажется на первый взгляд. На его семью даже однажды напали бандиты из Москвы, учинили разборки, забрали из дома все драгоценности и деньги. Видно, насолил кому-то некисло. Сейчас он уже живет в другом доме, ближе к людям и к своей лесопилке, он даже ночью слышит, работает ли его лесопилка, или народ дурака валяет. А вообще, хозяин владеет полным циклом производства: от вырубки и заготовки леса до его сбыта. Говорят, что он даже в Финляндию свою продукцию продает.После осмотра этой местной достопримечательности мы с Антоном пошли гулять. Дома никого не оставалось, и мы не знали, как закрыть дверь, ведь ключ был только один (он всегда торчал в двери). Я закрыла замок, вытащила ключ и положила его в карман брюк. Олег с Олей над нами потом искренне посмеялись: они вообще никогда дверь на ключ не закрывают, вместо этого припирают палкой входную дверь, что означает - «никого нет дома». Ну типа, заходи и бери, что хочешь. Мы сначала никак не могли с этим смириться, но потом быстро привыкли. А и правда, кому сюда заходить?С 14.00 мы совершили большую экскурсионную прогулку по всей деревне часа на три. Сначала дошли до школы, клуба и сельсовета с почтой, потом обошли все местные магазины и даже купили там Антону кепку за 20 руб. - местный сувенир. В самом большом и старом магазине деревни висят от руки нарисованные плакаты с приглашением на фестиваль-конкурс «Мисс села». Еще нам очень понравилась надпись на английском языке: Welcome to Uchta! Мы ее даже специально сфотографировали. Местная школа также поразила нас своими размерами. Для нее даже специально построили большой кирпичный спортзал с тренажерами. Говорят, там есть и компьютерный класс, а информатику преподает учитель физики, он же является и местным компьютерщиком - чинит все деревенские компьютеры и устанавливает программное обеспечение. Следующим пунктом нашей программы был «дом с тараканами», я его сразу узнала. Такое не забывается никогда. Потом мы вышли на очень живописный деревянный мостик через маленькую каменистую речушку, который соединяет деревню Песок и деревню Тоболкино. С мостика даже уходить не хотелось: настолько с него открывался сказочно-живописный вид. На этом мосту мы и встретили одного из коренных жителей деревни, 76 летнего старичка, который давно уже живет в Мурманске, но родился и вырос здесь. Надо сказать, что выглядит он значительно моложе, лет на 67. Мы долго разговаривали, точнее сказать, слушали его монолог. Минут за 40 ему удалось поведать нам всю историю своей трудной и многострадальной жизни сначала лесоруба, потом моряка, а теперь вот рыбака. От него мы узнали, что Ухта объединяет сейчас 15 деревень, а раньше было 25; что живет здесь около 2000 человек, и что в первый класс в этом году пойдут только шестеро детей. Старичок этот сам к нам привязался, видно, скучно ему было. Он поймал нас на вопрос: «Ну как вчера рыбалка, удалась?» Мы очень удивились такой осведомленности. Но потом решили, что здесь это все в порядке вещей, видно, вести о московских гостях облетают всю деревню с поразительной быстротой. Потом выяснилось, что все было намного проще: он нас перепутал с кем-то еще. После того, как мы вежливо попрощались, он прицепился к одной женщине, как раз проходившей мимо. Обратно через реку мы перебрались по широкому автомобильному, но тоже деревянному мосту, без перил и ограждений. С этого моста, наверно, немало в реку машин попадало… С него очень красиво смотрится еще одна местная достопримечательность - разрушенная кирпичная церковь с колокольней. За эти 11 лет ничего так и не изменилось. Церковь никто не собирается реставрировать, вместо нее построили новую, деревянную на другом конце деревни. А эта во времена советской власти, еще в середине 30-х годов была приспособлена под машиностроительную станцию, после чего Бог прогневался и ударил молнией прямо в крест. Тот свалился в реку, местные жители говорят, что он так и лежал долго, перегородив всю реку. Вообще старики поговаривают, что это нехорошее, проклятое место. Теперь там шпана собирается по ночам. Мы забрались по ступенькам на второй этаж, с которого открывается великолепная панорама всей деревни. Под конец нашей прогулки мы попрыгали по большим валунам на речке, купили пива и отправились домой. Тот дом, где я раньше жила, мы так и не нашли. Зато вспомнила я одну старушку с красивой фамилией Иванушкова. Мы тоже были тогда у нее в деревне Верховье. Оказалось, что она родственница Олега. Да и вообще в этой деревне половина народу родственники друг другу. Вечером, когда Олег с работы вернулся, мы пошли купаться, точнее, поехали на велосипедах. У Антона хорошо получилось сразу, а я могла ехать только, если меня усадить и подтолкнуть. То есть, если я спрыгивала с велосипеда, то самостоятельно начать движение уже не могла. Еще на меня напала злая собака, пока я крутила педали. Она долго бежала за мной и пыталась схватить за ногу. А я очень боялась остановиться и поэтому продолжала ехать медленно, но верно, пока собака не устанет за мной бежать. В этот вечер я проехала на велосипеде километра 3-4, практически первый раз за всю свою сознательную и взрослую жизнь. Вся попа была потом в синяках, даже сидеть было больно! Больше я на велосипед не сяду никогда. 29 июля, четверг: последний день Это был наш последний полноценный день отдыха. Получилось, что мы и приехали-то всего на три дня. С учетом того, что одна только дорога занимает 4 дня, на отдых за неделю остается только три. Правда, в этот день делать было особенно уже нечего. Сначала нас обещали отвезти на рыбалку на мотоциклах, но потом у Сергея - брата Олега - что-то не сложилось с лодками и с мотоциклами. Пришлось весь день просто валять дурака. Все утро Антон под руководством Олега мыл машину из шланга, а я валялась в огороде на раскладушке. В 14.00 пошли опять на речку купаться и мне даже удалось один раз поплавать. В этот день мы навестили Олю на работе в ее офисе. Нам очень понравилось. Ей кто-то принес взятку малиной и смородиной. Эта взятка как раз предназначалась нам. Оля все настаивала все это превратить в варенье, чтобы нам легче было везти домой, но я отказалась. После ужина мы отправились на «ближнюю рыбалку», как раз в то место, где днем купались. У Олега клев пошел хоть куда! Мы с Олей просто сидели на камнях и держались за удочку, пока не оторвали леску. А Антон кидался спиннингом, но все без толку. Ему с местом не повезло, очень много ныряльщиков плескалось как раз возле его удочки, так что он мог только поймать кого-нибудь из них за трусы. Олег наловил целый мешок окуней и лещей, намного больше, чем в первый день рыбалки на озере. Вечером после чая опять устроили просмотр очередного фильма «Спасти рядового Райана», правда мы не въехали немного в сам смысл, поэтому так и не досмотрели, и в полночь все разошлись спать. 30 июля, пятница: Ухта - Каргополь - Вологда. В это утро мы собирались не спеша. Погрузив все вещи в машину, заехали к Оле попрощаться на работу, сфотографировались на память, и я даже пустила слезу. Жалко было расставаться и уезжать. Столько лет собирались увидеться, и так быстро все это закончилось. Нам действительно очень понравилось, и отдохнули мы здорово, хоть и недолго.Выехали мы около 10.00 утра. До Каргополя по грунтовой дороге ехать было 50 км. Дорога была кошмарная: пыльная, каменистая и ухабистая. Каждая, проезжающая мимо машина поднимала такой столб пыли, что приходилось быстро закрывать окна. Мы уже так соскучились по асфальту, что не могли поверить, что он когда-нибудь начнется опять. В Каргополе немного отдохнули, прогулялись по местному пляжу на берегу реки Онега, прошлись по магазинам, так ничего и не купив. В этот день мы преодолели почти 600 км. Дорога далась нам нелегко из-за жары. Сначала я ползала взад-вперед по всей машине, пытаясь скрыться от солнца, а последние 150 км до Вологды, просто притихла на заднем сидении и заснула. Разбудил меня гаишник, который нас остановил и потребовал 100 руб. штрафа за превышение скорости. До города доехали к 20.00. В Вологде остановились в той же самой гостинице, только номер нам обошелся уже дешевле - в 1300 руб., потому что он был с двумя отдельными кроватями, а не с одной большой, как в прошлый раз. Правда, на этот раз во всем городе воду отключили с 22.00 до утра, так что за два оставшихся до назначенного времени часа нам нужно было успеть и душ принять, и поужинать. Хорошо еще, что мы взяли с собой несколько пластиковых канистр с водой. Вот там они нам действительно помогли. 31 июля, суббота: Вологда - Ярославль - Москва. В последний день нашего путешествия мы решили все-таки остановиться по дороге в Ярославле, чтобы как следует посмотреть этот большой и хороший город. Он действительно очень развит и по количеству инвестиций занимает третье место в России после Москвы и Московской области. В Ярославле много предприятий и производств: Ярпиво, Ярославские краски, шинный завод, большой нефтеперерабатывающий комбинат и много чего еще. Город этот совсем на Вологду не похож, он намного менее провинциальный. Основная его достопримечательность - местный Кремль. Мы провели там не один час: поднялись на звонницу, чтобы вдоволь полюбоваться великолепной панорамой города, посмотрели выставку восковых фигур, приехавшую из Питера, побродили по крепостной стене, накупили всяких разных сувениров и даже успели навестить медведицу Машу - символ город Ярославля. Нас только смутило, что местные смотрители запрещали делать фотографии и снимать на видео не только в помещении, но и на улице. Для этого нужно было специально покупать билет, или разрешение на съемку. Антона это так возмутило, что он даже чуть не поругался со сторожем, который охранял медведя. Не очень приятное впечатление осталось у нас после этакого «гостеприимства». В этот день нас опять остановили гаишники за превышение скорости. На этот раз то же самое нарушение обошлось нам раза в три дороже, потому как мы уже заметно приблизились к цивилизации. Следующей нашей совсем недолгой остановкой был город Переславль Залесский. Там мы посмотрели какой-то действующий монастырь, на территории которого совсем недавно всего за три года возвели очень красивый храм, поражающий своим величием, блеском и новизной. Я уже, правда, настолько устала, что совсем не хотела ни на что смотреть, так хотелось побыстрее добраться до дому. Но и дома тоже сразу отдохнуть не получилось. Приехали уже поздно, но вместо того, чтобы сразу завалиться спать, пришлось быстро что-то делать с ягодой, которую мы два дня провозили в жаркой машине. За это время из всего этого получилось настоящее вино с характерным запахом. Антон позвонил маме на дачу и стал подробно расспрашивать, что же теперь нам со всем этим делать. Мама посоветовала отжать сок из всей этой каши и вскипятить его. Так мы и сделали. Сначала Антон соорудил специальный конвейер для того, чтобы ягоду беспрерывно можно было засыпать в соковыжималку. Потом мы всю кухню завесили газетами вокруг, потому что соковыжималка имеет обыкновение жутко плеваться. Потом долго жали сок, предварительно разделив обязанности: я ягоду засыпала, а Антон сок в кастрюлю сливал. Ну а потом стали подогревать получившуюся массу одновременно в двух кастрюлях. Как и следовало ожидать, обе кастрюли практически одновременно закипели и убежали. После чего плиту и кухню пришлось мыть всю ночь. Все, что осталось в кастрюлях, мы засыпали сахаром, который нашли в доме, и оставили на ночь. А с утра разлили все по бутылкам и стали пить. Получилось очень хорошее слабительное средство.
Отдых на море по лучшей цене!
shs
Германия, Кельн
7 февраль 2008 г.
Спасибо! УзнаЮ Родину!
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.