Отзыв написан: 5 января 2008 г.
Неофициальный отчет о поездке во Францию на фабрики THG, PRS и WATERGAME 26 сентября – 2 октября 2003 года

Обычно после каждого своего путешествия за границу я пишу всякие разные воспоминания типа путевых заметок, чтобы осталось на память. Этой своей традиции я решила не изменять и в этот раз. Ну а поскольку поездка была рабочая, получилось что-то типа «неофициального отчета».

Начну немного издалека. Дело в том, что задумана была эта поездка задолго до ее начала, а именно в середине апреля, т.е. почти за полгода. Наш теперь уже общий друг Лоран приезжал к нам в Москву на выставку Батимат в апреле 2003 года, и мне пришлось провести с ним целую неделю вместе: с утра до вечера. Лоран был очень потрясен и приятно удивлен нашей русской гостеприимностью и душевностью. Действительно, его везде принимали, как настоящего друга, поэтому он считал своим долгом чуть ли не каждого пригласить лично к себе в гости во Францию. Никто, конечно, всерьез это приглашение не принимал. (Кроме наивного Шалина, он, кстати, до сих пор мне все время напоминает, что, мол, Лоран звал именно его на завод, как самого ГЛАВНОГО технического специалиста). И вот как-то в один из тех вечеров, сидя в Большом театре на балете «Щелкунчик», у нас и родилась эта идея организовать такую поездку для наших любимых архитекторов, дизайнеров и просто партнеров. Вернее, родилась она у меня, а Лоран ее с удовольствием поддержал и развил. Хотя, идея, конечно, была не нова. Уже давно многие европейские фабрики возят к себе на производство наших специалистов в такие вот рекламные туры, особенно этим отличаются финны и немцы.

Уже на следующий день в ресторанчике Экспоцентра на обрывке салфетки сама идея превратилась в четко оформленный план с конкретными цифрами, датами и пунктами. С тех пор, конечно, этот план претерпел немало всяких изменений, и проект превратился из малобюджетного (как было задумано изначально) в весьма затратный и масштабный. Теперь я об этом нисколько не жалею, потому что поездка получилась очень увлекательной, интересной и насыщенной впечатлениями, хотя и очень тяжелой: мы посетили 6 городов и преодолели почти 2500 км по территории Франции на самолете и на автобусах, и все это за каких-нибудь 7 дней. Каждое утро подъем в 7.00 утра, сбор чемоданов, каждая ночь – в новой гостинице, на новой кровати. Спать ложились поздно, не раньше 2.00, ведь и вечером тоже хотелось что-то посмотреть, где-то погулять, чтобы ни одна свободная минутка не прошла бесполезно. Уже к концу поездки лично мне казалось, что все, что было в самом ее начале, происходило очень давно и не со мной. А когда я вернулась в Москву, то было такое ощущение, что я провела в дали от дома целый год… Французам все это тоже далось нелегко. Они впервые принимали такую большую группу иностранных гостей. До этого, как мне сказал Лоран, их производство не посещало одновременно более 5 человек. Еще наложилась нехватка персонала, т.к. именно в этот период много народу было занято на проходивших почти одновременно двух очень крупных выставках в Париже и Монако, которые мы тоже посетили.

Ну, впрочем, начну по порядку. 26 сентября. Прибытие в Ниццу.

В ночь перед вылетом мне практически так и не удалось заснуть. Видимо, сказалось нервное напряжение, потому что даже в те редкие промежутки, когда я все-таки засыпала, мне снились ужасные сны про то, как нашу группу не пускают через границу, поскольку визы оформлены как-то не так. Да уж, организовать групповую поездку и вправду оказалось делом нелегким. Неприятные сюрпризы поджидали на каждом шагу: и в посольстве, и с авиабилетами. Бедным французам пришлось чуть ли не четыре раза приглашение переделывать. В конце я уже перестала чему бы то ни было удивляться, потому что на это просто не было сил. А ребята в моем отделе все время шутили, что, после всего этого я теперь запросто могу свою турфирму открывать.

Ну вот наконец свершилось. Визы получили за три дня до вылета. В аэропорту собрались все вовремя и организованно, никто, слава богу, не потерялся и не опоздал. Летели тоже хорошо, с относительным комфортом в маленьком «Боинге». В полете нам показывали фильм «Любовь и голуби», и весь самолет смеялся, будто в первый раз это кино смотрел. Моими соседями по сидениям оказались два нефтяника, которые как раз тоже ехали в Монако на какую-то свою ежегодную тусовку. От них-то я и узнала, что чуть ли не полсамолета были участниками этого их «слета на Лысой горе», и что из-за этого вообще все билеты на этот рейс были давно распроданы. В это не трудно было поверить: самолет был забит до отказа, ни одного свободного места.

Летели мы все порознь, собрались только у паспортного контроля. К тому моменту один товарищ из нашей команды уже успел слегка принять на грудь, видно сильно боялся летать на самолете. Когда мы сели в автобус, он радостно сообщил всем: «Здравствуйте! Меня зовут Ярослав! Я ваш гид!». С этой фразы стало начинаться у нас каждое утро…

Ницца сразу поразила нас своими яркими контрастными красками, по-летнему теплой и солнечной погодой, приятным курортным пейзажем с пальмами. Вся дорога от аэропорта до гостиницы проходила вдоль моря. На пляже еще кто-то загорал. Море было ярко-голубым, и все это выглядело, как в кино. Конечно, первым нашим желанием было сразу же пойти купаться, но пока мы доехали, разместились в гостинице и собрались внизу, прошло несколько часов, время приближалось к вечеру, и на купание решились только самые отважные. Мы с Олей вышли последние, потому что один номер не успели убрать к нашему приезду, пришлось взять его себе. Мы ждали его полчаса, поэтому и собирались дольше всех. Когда я вышла в холл, оказалось, что наш гид Ярослав уже нанес значительный урон бедной и тихой гостинице посредством опрокидывания ни в чем не повинного фикуса, который именно в тот момент проявил агрессию и перегородил дорогу мирному русскому туристу. Такого оскорбления Ярослав не стерпел, и вызвал фикус на дуэль. В общем, фикусу изрядно досталось, после чего тот стал спокойно стоять у дверей и больше не высовывался. Причем напугался не только фикус, но и все служащие отеля, наблюдавшие за неравным поединком сильного русского парня и несчастного французского фикуса. Весовые категории у них явно не совпадали, поэтому после этого боя служащие отеля отозвали меня в сторонку и очень деликатно пожаловались на этакую несправедливость. Но самое интересное, что поделать уже было ничего нельзя. В таком состоянии Ярослав не внимал ни одному нашему слову. Нужно было ждать, пока у него в голове немного прояснится. Мы вывели его на улицу.

Этот день по программе был полностью свободным, и группа наша сразу разделилась по интересам на тех, у кого были с собой купальники и на тех, кому их надо было покупать. Первые пошли сразу к морю (в их числе была и я), вторые – в магазин. Что стало со второй группой, я не знаю, но, судя по фотографиям, которыми мы до сих пор обмениваемся, посетили мы одни и те же достопримечательности.

Наша немногочисленная компания тоже постепенно редела. Сначала откололись девочки: Наташа и Люся, и мы остались всемером: я, Оля Гаврилова, Карташовы, Саша, Андрей и Олег. Первым пунктом нашей экскурсионной программы было море. Мы спустились на пляж, и самые смелые попытались это море потрогать. В результате чего Олю Карташову сзади догнала коварная волна, и пришлось ей дальше ходить в мокрых штанах. Хотя она, по-моему, не очень-то огорчилась.

После такого непродолжительного купания прямо в одежде мы решили подняться на холм «Шато», что в переводе с французского означает «Замок». Никакого замка там уже, конечно, не существует, он был разрушен еще до приезда воинственного Ярослава (в середине 18 века), зато там остались его контуры и старые греческие развалины. Вообще считается, что именно отсюда и началась Ницца. Где-то здесь обнаружили останки древних поселений. Но самое главное, что с почти километровой высоты с этого места открывается великолепная панорама города и старого порта. Мы поднялись на лифте на самую вершину холма и вдоволь налюбовались прекрасными видами, сфотографировались у живописных водопадов, побродили по небольшому парку. К тому моменту мы лишись еще двоих. Андрей Цуканов каждые полминуты приставал к Карташову с просьбой отвести его купаться. Наш добрый директор не смог отказать бедному инвалиду и на сороковой раз сдался. Нам тоже пришлось их отпустить. В результате в нашей женской компании остался один кавалер и защитник – Олег Резников. Мы еще немного побродили по парку, сделали несколько хороших снимков и пошли выручать наших купальщиков.

Ну а после купания в самый раз было и подкрепиться. Стали искать какой-нибудь ресторанчик. Нашли по виду очень даже симпатичный, сели на улице. Все уже были порядком уставшие, но все равно довольные. День прошел превосходно. Настроение было отличное, смеялись, не переставая, по любому поводу. А потом вдруг позвонил Ярослав. Он пытался узнать, где мы сидим. Мы решили, что, наверно, в таком виде его нигде не кормят. В трубке раздавались еще какие-то русские мужские голоса, и я предположила, что это были ребята из Олвера, поскольку все остальные мужчины сидели с нами за одним столом. Мы прочитали название улицы на углу соседнего дома, и я продиктовала адрес Ярику. Но, скорее всего, он его тут же забыл, потому что уже через минуту звонок раздался снова. И так продолжалось весь вечер. Наконец нам принесли заказанные блюда. Вот, что нас, действительно, приятно удивило, так это их размер. И даже не смотря на то, что к тому времени мы все ужасно проголодались, доесть до конца всю тарелку не смог никто. Правда, не могу сказать, что все это было супервкусно. Лично мне принесли какую-то тушенку с макаронами. Правильный выбор, по-моему, сделала только Оля Карташова, она заказала семгу. А эту рыбу вообще испортить трудно, даже если постараться. Уже задним умом я поняла, что в этих французских ресторанах лучше всего заказывать именно рыбу, т.к. мясо они готовить не умеют, все время подают его с кровью, даже если просишь хорошо прожарить.

Отдохнув немного, мы двинулись дальше. Уже темнело, и наше внимание привлек сувенирный магазинчик, в котором мы потеряли еще одного нашего друга – Андрея Цуканова. Так что по ночной Ницце бродили уже вшестером. Как-то случайно вышли на площадь с фонтанами, в ночи они очень классно подсвечивались. Ярослав к тому времени звонить перестал, зато позвонила Людмила Борисовна. Она только что приехала в отель, и ей сразу же доложили, что все заехавшие русские туристы уже быстро перепились и порушили всю гостиницу. Мы все образно представили себе развалины гостиницы, пожалели бедного Олега, которому предстояло провести с Ярославом не одну ночь, и тут увидели полупокосившуюся каменную скамейку в парке с какими-то неприличными надписями. Мы дружно решили, что это дело рук Ярослава, видимо он здесь мимо проходил и на этой скамейке отметился, собственно, ведь больше некому, французы-то все тихие и смирные, и вандализмом не занимаются.

В гостиницу, а точнее в то, что от нее осталось после набега Ярика, мы вернулись около полуночи. Служащие к тому моменту уже поменялись, и новый дежурный стал во всех красках расписывать мне поединок Ярослава с гипсовой колонной. Жаль, мы не видели этого, но, судя по горевшим глазам ночного дежурного, понятно было, что он очень испугался… за колонну. А дело было так. Ярослава привел в гостиницу какой-то мужчина, местный житель, и помог ему подняться в номер, но тот не удержался на ногах и скатился по лестнице прямо до первого этажа. Колонна оказалась на пути очень кстати, Ярослав об нее и затормозил, а иначе катился бы до самого выхода. Правда, Ярик почему-то решил, что колонна так же, как и фикус, на него напала, и тоже стал с ней сражаться. Видимо, этот бой отнял у бедняги последние силы, потому что, по свидетельствам Олега, заснул он в номере прямо на коврике, не приходя в сознание.

Повезло же ему. А вот мы с Олей спали плохо: шумоизоляция в гостинице напрочь отсутствовала. В нашей ванной было слышно все, что происходит в туалетах других номеров на всех этажах, да и не только в туалетах. А под утро приехала мусорная машина и с не менее ужасными звуками стала собирать мусор. Вот так и прошла для меня вторая бессонная ночь. 27 сентября. Суббота. Монако.

Наше утро в ресторане за завтраком началось с коллективного обсуждения вчерашних похождений Ярослава. Оказалось, что были свидетели того, как он нашел на набережной какого-то бомжа и стал предлагать ему выпить с ним (наши-то ведь все отказывались). Бомж этот, как потом выяснилось, тоже был русским. Вот совпадение! Хотя вообще Ницца славится обилием русских. Этот русский бомж и привел Ярика в гостиницу вечером.

За завтраком Ярослава видно не было. Очевидцы доложили, что он встал раньше всех и пошел завтракать один. Увидели мы его только у автобуса. Выглядел он очень провинившимся и, что удивительно, совершенно трезвым. Я чуть не порвала его на куски, когда увидела, но он, завидев меня, сразу стал просить прощения, осознав свою вину, так что гнев мой быстро прошел. В автобусе собирались чуть ли не полчаса. Народ постоянно что-то забывал и бегал из автобуса в гостиницу и обратно. Наконец, автобус тронулся, и мы поехали в Монако на выставку яхт.

Этот день, даже несмотря на то, что он был первым рабочим днем нашей поездки, произвел на нас, наверное, самое сильное впечатление. Я еще раз убедилась в том, что не зря мы все-таки включили посещение этой выставки в нашу программу: МОНАКО ЯХТ ШОУ стало самым ярким и самым романтичным ее пунктом. Да и действительно, трудно представить себе более живописную картину: Монте-Карло, море, солнце и великолепные яхты. Все это было похоже на сказку. Ехали мы от Ниццы до Монако совсем не долго, не больше 30 минут. Возле входа на выставку нас встретила представитель фирмы THG, Софи Дюран. Она как раз и занимается именно сектором яхтостроения. На стенде мы познакомились с дизайнером JCD Катрин Даль Зуретти. Это она и разрабатывает дизайн продукции с использованием хрусталя Лалик. Ее бутик и мастерскую нам потом показали в центре Парижа, на одной из самых престижных торговых улиц.

Выставка МОНАКО ЯХТ ШОУ действительно уникальное в своем роде событие. Это единственная в мире выставка в области судостроения, посвященная самым дорогим и престижным яхтам длиной от 40 до 100 м. Этот сектор, судя по всему, один из немногих секторов экономики, где остро ощущается дефицит товара. Яхт стоимостью в несколько десятков миллионов долларов не хватает на всех желающих, поэтому они со временем не теряют в цене, а наоборот, только приобретают. Софи рассказала нам, что тот покупатель, которому удается купить новую яхту, продает ее через два года как минимум в два раза дороже. А вообще новые яхты не выгодно продавать. Их первые пару лет сдают в аренду. В неделю такое чудо стоит от 70 до 200 тысяч Евро. Причем все это без учета техобслуживания и персонала, на что уходит не меньшая сумма. Выставка проходит в Монако ежегодно. Здесь выставляется 70 яхт, одна треть из которых совсем еще свеженькие и новенькие. Причем большинство из них выставляются в первый и единственный раз в своей жизни. В первый же день проведения выставки все новые яхты обычно бывают распроданы. Вот почему во время выставки очень трудно попасть на сами яхты. Чтобы посмотреть яхту изнутри, нужно было специально договариваться и назначать время посещения. Да и после этой процедуры пускали очень неохотно и только ограниченное количество посетителей. Нам приходилось врать, что мы дизайнеры со своими клиентами, которые тоже будут заказывать себе потом такие вот яхты. Не знаю, насколько это выглядело правдоподобно, но на некоторые яхты нам удалось проникнуть. Софи договорилась, чтобы мы посетили яхту «Амнезия», которая полностью была оборудована продукцией THG. Правда, на эту огромную трехэтажную яхту пустили только 5 человек из нашей большой компании. Но те из нас, кто остались на берегу, тоже зря времени не теряли. Мы за это время посетили пару яхт поменьше, но тоже душевных и симпатичных.

Вообще в большом коллективе путешествовать по выставке было нелегко. Хозяева очень ревностно относились к своему товару и следили буквально за каждым шагом посетителей. Войти на яхту можно было, только сняв обувь, чтобы не повредить напольное покрытие. На некоторых яхтах даже выдавали тапочки. Интересная была картина: перед каждой яхтой – целая куча обуви. После первых наших экскурсий по яхтам, на стенде THG нам устроили очень теплый прием с фуршетом, угощали настоящим французским розовым шампанским, которое почему-то оказалось очень пьяным. После фуршета наша группа разделилась по интересам: кто-то поехал кататься на морском шатле в другую часть выставки, а кто-то пошел смотреть одну из самых дорогих и современных с т.з. оснащения яхт, называлась она SYL.

На этом наша рабочая программа была завершена, и все мы отправились бродить по городу. В результате все дороги все равно привели в знаменитое Казино Монте-Карло. Некоторым даже удалось там чуть-чуть поиграть. Так получилось, что после посещения Казино мы почти в том же составе (только на этот раз вместо Андрея с нами был Ярослав) встретились опять и пошли ужинать в ресторанчик, который располагался неподалеку от Казино. Время у нас было немного, наш автобус отходил в 18.00, а официанты в ресторане явно не торопились. На все дела у нас оставалось чуть меньше часа, а еще нужно было дойти до автобуса, который должен был подъехать ко входу выставки. Сначала мы очень долго ждали самого официанта, потом еще дольше – пока приготовят нашу еду и принесут ее. На часах уже было полшестого, а еду все не приносили. Пока ждали, совершили экскурсию в местный туалет, который был очень прикольный – самоочищающийся и самодезинфицирующийся. Вот уж действительно местная монакская достопримечательность. Ну вот наконец свершилось. Вернулся официант с подносом, и каждый из нас получил по порции своей еды, которая, надо отдать должное, оказалась вкуснее, чем во вчерашнем ресторане в Ницце. Я заказала шашлык, и мне принесли его, как и следовало ожидать, с кровью. Вообще это непрожаренное мясо преследовало меня на протяжении всего нашего путешествия. Все уже изрядно проголодались и готовы были накинуться на свою еду, как тут мы заметили, что Оле Гавриловой не принесли вообще ничего. По реакции официанта не трудно было догадаться, что он вообще забыл про ее заказ, так как написал его на другом листочке блокнота. Но он не растерялся и тут же соврал, глядя на нас своими честными глазами: «Знаете, мадемуазель, вашу тарелку случайно уронили, когда несли, так что теперь вам готовят новое блюдо». Мы сделали вид, что поверили. А бедной Оле из-за этого пришлось потом, как удаву, глотать свою порцию практически на ходу. Съесть такую огромную тарелку за пять минут оказалось нелегко.

Сытые и отдохнувшие, мы отправились в обратный путь, который получился теперь намного короче, потому что мы воспользовались лифтом, он как раз и привез нас к месту стоянки нашего автобуса. Мы были пунктуальны, как никогда, и автобус пришел вовремя, но тут нас ожидал другой сюрприз. Одна из наших групп под предводительством Володи по кличке Сусанин забрела куда-то далеко и не смогла вернуться. Володя позвонил мне и попытался выяснить, где находится автобус. Я стала объяснять, но он ничего не понимал. Я посмотрела на часы. Мои объяснения длились уже 10 минут, а толку никакого. Я с ужасом подумала, что будет, если он изговорит на телефоне все мои деньги, ведь без телефона я была бы здесь как без рук. Телефонная связь играла немалую роль во всей организации нашей программы. Я положила трубку. А к объяснению подключился Карташов. И еще 10 минут весь автобус объяснял место нашего расположения. Ума не приложу, куда можно было уйти, чтобы заблудиться. Но вот, наконец, наши потерявшиеся появились на горизонте. Не прошло и получаса, как все были в сборе.

Обратно доехали очень быстро. Усталость как рукой сняло. Впереди была еще вечерняя прогулка по городу. Многие захотели пробежаться по магазинам, но все они позакрывались в 19.00, ведь это была суббота. Так что не удалось. Мы с Олей вышли из гостиницы и по дороге встретили Валю, еще через несколько минут к нам присоединились Олег с Ярославом. В таком составе мы и гуляли весь вечер. Мы как-то случайно вышли на центральную пешеходную улицу города, типа нашего Арбата, и пошли по ней, потом увидели «живую статую», с которой очень удачно сфотографировались. Ну а потом решили пойти посмотреть на Гранд Отель Негреско – еще одну из самых знаменитых достопримечательностей. В этом отеле останавливались самые богатые и известные люди прошедшего столетия: Марлен Дитрих, Коко Шанель, Эрнест Хемингуэй и многие другие. Купол этого отеля проектировал сам Гюстав Эйфель. Самый большой в мире ковер 375 кв. м, сотканный специально для этого отеля, который должен был лежать в холле гостиницы, мы так и не увидели. Вместо него лежало два маленьких коврика, они производили впечатление совсем обычных. Зато знаменитая хрустальная люстра диаметром 2,5 м из 160 000 деталей висела на своем месте и впечатляла своей красотой. На моей фотографии она очень неплохо получилась. Мы сфотографировались у входа на диванчике в окружении чьих-то чемоданов, будто только что приехали заселяться в эту легендарную гостиницу и понаблюдали за швейцаром в форме наполеоновского драгуна, который является чуть ли не самым знаменитым персонажем в городе.

После посещения гостиницы решили пойти к морю и бросить туда монетки. Самая верная примета, если хочешь обязательно вернуться. Лично у меня она срабатывает всегда на 100%. Для этого я специально вожу с собой мешочек наших русских монет, которых не жалко раскидывать по всем водоемам и фонтанам. Посидев немного на набережной, мы вернулись на т.н. «Арбат», где устроились в кафе и съели по порции мороженого. Усталость все-таки дала о себе знать, так что ровно в полночь мы уже стали собираться уходить.

Глаза уже сами закрывались, но нормально заснуть все равно так и не удалось. Я никак не могла привыкнуть к этим ужасным звукам этой ужасной гостиницы, которая на 3* явно не тянула. 28 сентября. Воскресенье. Замок Шамбор. Французская деревня.

Этот день был насыщен самыми разными впечатлениями и событиями и, наверное, остался в памяти, как самый веселый день всей нашей поездки, хотя начался он грустно. Когда мы вышли из гостиницы, шел дождь. Говорят, что уезжать в дождь хорошо.

Нас привезли в аэропорт Ниццы довольно-таки рано. Оттуда мы должны были вылететь в Париж. Все шло вроде бы хорошо поначалу, многие из нас уже зарегистрировались на рейс и прошли на посадку, как тут меня позвали к стойке регистрации и сказали, что у одного из наших пассажиров Андрея Цуканова какой-то неправильный билет. Служащие аэропорта стали мне что-то объяснять про то, что билет есть, а регистрации нет. Правда, что теперь с этим делать, было непонятно, никто из них никаких вариантов не предлагал. Та же проблема возникла потом и с Карташовым. Оказалось, что 4 наших билета у них не зарегистрированы. Я уже, если честно, ничему такому не удивлялась. Просто пришлось подождать, в любом случае это были их проблемы, а не наши. Лоран потом сказал мне, что с Эр Франс частенько такое случается, он даже нисколько не удивился, когда я рассказывала ему об этой истории в аэропорту. Слава богу, что кончилось все благополучно, и нас всех посадили в самолет. Сам полет прошел лично для меня незаметно. Мы сидели вместе с Валентиной, и все время о чем-то разговаривали.

В аэропорту нас встретили Лоран и Ришар. Карташов сразу же вручил им по нашему русскому подарку: по бутылке водки. Лоран ужасно обрадовался и не выпускал свой подарок из рук несколько дней пока не добрался до дома. Потом ему еще вручили подарок от Юрия Евгеньевича, его любимого русского друга по кличке Алисон. Это была тоже водка, но не простая, а перцовая, именно такая, которую они с Алисоном тогда и распили в последний день пребывания Лорана в Москве. Юрий обещал Лорану, что, если тот выпьет всю бутылку этой перцовой водки, то у него по приезде домой обязательно родятся близнецы. Однако не сработало, хотя впечатлений была масса. Лоран после этого чувствовал себя настоящим героем, правда, ходить уже не мог. А Юрий Евгеньевич, как ни в чем не бывало, после бутылки водки сел за руль и отвез беднягу в гостиницу. Про встречу с гаишниками рассказывать не буду, ее нам тогда не удалось избежать. Алисон отдал им 200 баксов, а вот Лоран не на шутку испугался. С ним такого на родине еще никогда не случалось. Он до сих пор не понял, как это после такой пьянки можно сесть за руль, попасться гаишникам, да еще и уйти живым после всего этого. Теперь эта бутылка будет напоминать ему об экстримальных приключениях в России.

Прямо тут же в аэропорту мы сразу же пошли получать забронированную заранее машину, потому что в те микроавтобусы, в которых мы должны были путешествовать оставшиеся 4 дня, вся наша команда не поместилась бы. Так что по плану Карташовы должны были ехать в легковой машине между двумя автобусами.

Микроавтобусы марки Рено, принадлежавшие самой фирме THG, чем-то напоминали наши «Газели», поэтому мы сразу окрестили их «маршрутками». А роль водителей неплохо исполняли служащие THG Лоран и Ришар. В этих маршрутках и прошла львиная доля нашего путешествия. Мы с Натальей Дышловой уселись вперед и стали развлекать Лорана, чтобы ему не очень скучно было крутить баранку и жать на педали. Лоран сначала пытался рассказывать нам про местные достопримечательности, но народ потом очень быстро потерял ко всему этому интерес, и вся маршрутка погрузилась в спячку. Нам с Натали Лоран тоже быстро надоел, и мы стали премило трепаться о чем-то своем, о девичьем. А вот Лоран, видимо, не привык к такому отсутствию внимания со стороны женской половины человечества и очень удивился, что мы им больше не интересуемся. Сначала он пытался нам мешать: включал громко музыку, чтобы мы не могли разговаривать, задавал глупые вопросы, да и вообще вытворял всякие чудеса. Достаточно быстро он понял, что на нас это не действует, и смирился со своим положением. Правда, когда Натали заснула, и я осталась единственной неспящей в нашей маршрутке, мне больше ничего не оставалось, как болтать с Лораном, чему он очень обрадовался и сразу как-то оживился. Что происходило в соседней маршрутке, я не знаю. Народ рассказывал, что поскольку Ришар не знал никакого другого языка, кроме французского, им приходилось всю дорогу петь ему песни. Ришару повезло больше, чем Лорану. Ему досталась веселая компания, которая развлекала его на совесть. За 4 дня пути Ришал прослушал весь репертуар советских патриотических песен типа «Вставай, страна огромная», «На поле танки грохотали», «Вихри враждебные веют над нами», а также «Марсельезу» и «Интернационал» на русском языке, не говоря уже о русских народных песнях и песнях из разных там фильмов про «Бременских музыкантов» и «Трех мушкетеров». Ришару безумно нравилось. Он даже решил похвастаться Лорану и позвонил ему однажды на мобильный, чтобы тот тоже мог послушать песни. Лоран жутко завидовал всю дорогу и жаловался Ришару, что его маршрутка очень скучная и все время спит. Вот так мы и ехали…

В этот день путь наш лежал из Парижского аэропорта Орли в самый центр Франции, на фабрику PRS в город Роморантин. Впрочем, это был не город, а настоящая французская деревушка, очень тихая, спокойная и во всех отношениях премиленькая. В воскресенье делать там было особо нечего, и французы решили нам преподнести настоящий подарок: сделать небольшое отступление от маршрута и показать нам один из самых больших и знаменитых замков Луары – Шамбор. Вот это был настоящий подарок, особенно для меня! Я столько времени во Франции прожила, а замки Луары так и не посмотрела. Все как-то не по пути было. Я уже думала, что не судьба. А тут, надо же, такой сюрприз!

Мы подъехали к замку около 15.00. Дорога заняла около 2-х часов. Проходила она по заповедным местам Франции. Это были красивейшие леса и поля, куда богатые французы обычно выезжают на охоту. Как объяснил Лоран, сезон охоты только начался, поэтому мы несколько раз наблюдали, как охотники гоняли зайца по полям. Один раз нам дорогу перебежало какое-то животное. Все его видели, но никто не смог его точно определить. Мнения разошлись: одни говорили, что это был лось, другие, - что белка. Видимо, размеры животного зависят от количества выпитого: по дороге народ не прекращал прикладываться к бутылкам, закусывали уже на стоянке, бутербродами и салатами, Лоран даже заботливо закупил нам целую сумку «сухого пайка» в дорогу.

Замок Шамбор – это своего рода охотничий домик тогдашних французских королей. Он представляет собой квадратное в плане сооружение. Внутри квадрата возвышается донжон. Донжон – центральный корпус замка. Его строительство началось в 1519 году. Уникальность Шамбора состоит в новаторском центрическом плане. Есть предположения, что этот замок – творение Леонардо да Винчи, хотя никаких подтверждений этому не найдено. Центральным местом замка является знаменитая двойная винтовая лестница, скульптурный декор которой признан шедевром французского Ренессанса. Лестница представляет собой две спирали, встроенные в конструкцию с проемами в стене. Посетители, поднимающиеся по разным спиралям, видят друг друга, но нигде не сталкиваются. Лестница ведет к разным этажам донжона и террасам, с которых открывается великолепная панорама местности - национального парка Шамбор, самого крупного лесопарка Европы. Сейчас Шамбор объявлен национальным охотничьим заповедником, здесь обитают самые разные дикие животные.

По замку мы бродили целый час, конечно, всего посмотреть не удалось, но, я надеюсь, что самое интересное мы увидели: жилые помещения Франциска I, апартаменты Людовика XIV и даже апартаменты XVIII века. Потом еще какое-то время покупали сувениры в местной лавке. Ближе к 17.00 отправились в обратный путь.

В гостиницу мы приехали около 19.00. Это была единственная во все деревушке гостиница, сравнительно просторная и современная. Через час после прибытия все мы собрались в ресторане на торжественный ужин, организованный в нашу честь. На ужин прибыл директор фабрики PRS Луиджи Лупо. Вот тут-то и началось самое интересное. Как только мы сели за стол, Лоран принялся хвастаться Луиджи своими веселыми похожденими и подвигами в России. Он просто взахлеб рассказывал и про Конобеево, и про русскую пьянку, и про ночную баню с джакузи, а еще про смесители, про его любимые конфеты «Копопка» и кондитерскую фабрику «РОТ-В-РОТ», которая эти самые конфеты производит. (Мы, кстати, Лорану привезли мешочек «Коровки», а то предыдущий мешочек, который ему торжественно вручили в «Олвере», у него уже давно закончился.) В общем, за ужином Лоран продемонстрировал блестящие знания русского языка, выяснилось, что он практически ничего не забыл из того, чему его научили в прошлом году. Историю про «коровку» и «Рот-Фронт» мне пришлось пересказать дважды: сначала по-русски для своих, а потом по-французски для тех французов, которые были не в курсе дела. Смеялись просто до слез, а больше всех сам Лоран, для которого эти воспоминания были, наверное, самыми приятными в его жизни. Тема про джакузи в Конобеево оказалась самой плодотворной для разговоров за ужином во французской деревне. Видно, никак она у Лорана не шла из головы. Только Луиджи все не мог понять: подумаешь, джакузи, такая банальнейшая вещь! Что в ней особенного? Он стал извиняться перед нами, что не смог оборудовать все гостиничные номера джакузи, видимо, решил, что это такая русская традиция и ни одно русское застолье не обходится под конец без джакузи. Не понял он ничего. Тогда Алексей Васильев, который в этот вечер был самый голодный, и поэтому все сидящие вокруг дамы отдавали ему из своих порций то, что сами не ели, решил продемонстрировать, что значит настоящее веселье по-русски: он стал звать Луиджи с собой купаться в близлежащий водоем. Бедный Луиджи до самого последнего момента думал, что это шутка. Но после десерта (на десерт нам подали настоящий французский «тухлый» сыр с плесенью) присоединился к нашей шумной компании, которая двинулась на улицу в поисках какого-нибудь маленького прудика. Луиджи очень долго уверял нас, что здесь нет ни пруда, ни озера, так что купаться просто негде. Но мы после совсем непродолжительных поисков, нашли какую-то декоративную лужу, довольно-таки внушительных размеров. Купаться там было нельзя, а вот извозиться по пояс в иле и грязи – запросто. Дело осложняло только то, что вечером на улице уже было совсем холодно. Но Алексея это не остановило. Они с Луиджи еще какое-то время красовались друг перед другом, а потом вдруг стали одновременно раздеваться и, взявшись за руки, направились к луже. На берегу они буквально несколько мгновений постояли в нерешительности, а потом столкнули друг друга в воду под общие крики и аплодисменты окружающих. Забежав в воду, наши ныряльщики не торопились оттуда вылезать, видно, решили повеселить публику до конца. Ну а крику и визгу было столько, что местные жители даже полицию вызвали. Полицейская машина потом всю ночь у нашей гостиницы дежурила. Луиджи, купаясь в луже, наверно, немного протрезвел и осознал всю нелепость своего положения. Он вылез на берег и, наскоро надев джинсы, умчался домой на своей машине. Мы образно представили реакцию его жены. А что она должна была подумать? Муж уехал на прием иностранной делегации, а вернулся пьяный, помятый и в мокрых трусах! Вряд ли она поверила, что он купался в местном фонтане.

После того, как Луиджи уехал, мы отправили Алексея в номер переодеваться и принимать горячую ванну, а сами пошли гулять по деревне. Деревня вся к тому моменту уже вымерла. На улице не было ни души, даже в домах не горел свет. А мы ходили по темным пустым улицам и продолжали громко смеяться. Действительно, все потом признались, что более веселого вечера ни у кого из нас в жизни еще не было. Лично у меня от смеха заболели уши. В общем, когда всю деревню мы окончательно разбудили, пошли сами спать.

Я в эту ночь спала очень хорошо, но мало. Дело в том, что в этой гостинице практически все наши клиенты спали в отдельных номерах, Карташовы наконец-то воссоединились, а мы жили в одном номере с Сашей Бороданевой. Все было бы ничего, если бы мы сразу заснули. Так ведь нет же! Часов до 3.00 мы сплетничали о том, о сем. А вставать опять пришлось в 7.00 утра. 29 сентября. Понедельник. Фабрика PRS. Ночной Париж.

Наутро после завтрака мы поехали на фабрику PRS. Луиджи – ее директор и хозяин – держался молодцом. И не подумаешь, что он вчера вытворял ночью! Думаю, если рассказать, ни один из его служащих не поверит. Фабрика его была небольшая, но очень аккуратная, и видно было, что ее хозяин очень любит свое дело. Он устроил нам настоящую экскурсию с подробным рассказом обо всех процессах и этапах изготовления ванн из полиэстеробетона. Действительно, материал уникальный, и используется он не только для изготовления сантехники, но и в военных целях. У Луиджи есть даже заказы для армии на упаковочный материал. Его фабрика изготавливает какие-то интересные контейнеры. Рассказывал он так, как обычно преподают детям в школе, по десять раз повторял, чтобы мы не упустили и не забыли ни одной детали процесса изготовления ванн. Вкратце все это выглядит так. Сначала изготавливается пластиковый шаблон, на который наносится краска или декор. Потом все это сверху покрывается слоем стекловолокна и смолы. После чего на форму одевается внешний металлический шаблон и внутрь впрыскивается слой термобетона. После того, как ванна высыхает естественным путем, шаблоны снимают, получившуюся форму обрезают со всех сторон, шлифуют и полируют внутреннюю поверхность, упаковывают и отправляют клиенту. Особенное внимание обратили на изготовление разных цветов. В специальной лаборатории смешивают краски для того, чтобы воссоздать любой цвет, заказанный клиентом. В этом, пожалуй, и заключается уникальность этой продукции.

Такую экскурсию обязательно нужно было обмыть, поэтому, когда мы вернулись в переговорную, Луиджи достал откуда-то из своих закромов огромную двухлитровую бутылку какого-то французского грушевого самогона и угостил нас. Лично я не смогла даже стакан к носу поднести, такой он был крепкий. Потом он всем нам раздал папки с образцами цвета своей продукции и еще какие-то каталоги. Из-за этого чемоданы у всех сразу утяжелились, и свободного места стало в них намного меньше.

Буквально через дорогу находилась вторая фабрика WATERGAME. Она делала то же самое. Только на фабрике PRS размещаются заказы торговой марки JCD (это элитная продукция), а на фабрике WATERGAME – заказы торговой марки THG (более дешевая продукция). Здесь нам показали также и гидромассажные ванны, причем очень интересных цветов – золотого и черного, а также имитацию камня.

Сразу после посещения второй фабрики нас повезли обедать в местный ресторанчик под названием «Два Пьеро». Очень уютный и миленький оказался ресторан, с интересным интерьером. Кроме нас там никого не было. И мы опять дали волю эмоциям. Смех и шутки не прекращались ни на минуту. Французы очень удивились. Они даже спросили: «А что вы всегда такие буйные и шумные, даже, когда работаете?» «Нет, - ответили мы. Когда мы работаем, мы еще хуже!» По-моему, они восприняли эту шутку в серьез, потому что никто из них не засмеялся. Мясо опять подали с кровью, и мне пришлось попросить его пережарить. Но так поступили не все. Вот у Натали и Ярика, например, после того, как они объелись сырого мяса, начались приступы боязни за свою фигуру. Они объявили всем, что после обеда не сядут в маршрутку, а побегут за ней, чтобы на боках не отложилось ничего лишнего. Ярослав был готов бежать рядом с Натальей, чтобы ее по дороге не украли. Он очень за нее переживал. Но тут вдруг Натали заявила, что она уже давно желает быть украденной … Во как! Все-таки сырое мясо есть вредно. Лоран смотрел то на Наталью, то на Ярика и не понимал, в чем дело, потому что Наташка не хотела, чтобы Лорану переводили весь этот бред. Лоран почувствовал что-то недоброе и принялся шантажировать нас: он периодически делал вид, что обижается. Потом он стал приставать к другой Наталье Сергеевой, которая говорила по-английски, и я с радостью перевалила всю ответственность за перевод на нее. Хотя и она каким-то образом тоже умудрилась выкрутиться, потому что если бы мы все Лорану переводили, то он бы, наверно, вообще с ума сошел.

На этот раз мы действительно все объелись. Тем более, что после традиционного «тухлого» сырного десерта нам подали нормальный десерт в виде блинов со сладкой подливкой. Есть уже было невозможно, потому что некуда. Встали из-за стола с большим трудом. На прощание сфотографировались возле входа в ресторан и даже на стоянке.

Теперь дорога наша лежала прямиком в Париж. Все уже давно ждали этой поездки. Не терпелось взглянуть на Париж, хотя бы одним глазком. Ехали достаточно долго, по дороге останавливались только один раз. Лоран очень боялся попасть в пробку, но, слава богу, все обошлось. В Париже мы специально проехали мимо Эйфелевой башни и остановились на несколько минут, чтобы сфотографировать ее днем. Ведь следующая встреча с этим чудом у нас запланирована была только на вечер.

Все уже изрядно устали, поэтому, когда Лоран объявил, что послезавтра с утра в 8.00 нас на фабрике будет ждать какой-то представитель датской фирмы, делающей очень дорогую посуду, наша маршрутка подняла настоящий «бунт на корабле» и отказалась подтвердить эту встречу. Да и действительно, при такой насыщенной программе встать еще на час раньше казалось практически невозможным. Лоран очень обиделся. Он надулся, и мы с Натали целые полчаса наблюдали его кислую физиономию. За эти полчаса он успел нажаловаться на нас всем, кто звонил ему по мобильному телефону. Я попыталась ему как-то объяснить, подкатывала с разных сторон то на одной козе, то на другой, но он продолжал строить из себя обиженного. Тогда до меня дошло, что ему безумно нравилось, когда перед ним извинялись, оправдывались и вообще уделяли ему всяческое внимание. Да вот только мне это уже порядком надоело. Все имеет свои пределы. Да и Натали жестко сказала вдруг: «Что они там себе решили, что они нас на помойке нашли?!» И то верно, подумала я, и мы с Натальей оставили Лорана в его обиженном состоянии. Этот ход оказался очень правильным. Лоран долго не выдержал, и опять оживился.

На этот раз Ришар ехал первый, потому что он живет в Париже и знает его лучше Лорана. Ришар специально провез нас по Парижу по самым известным и знаменитым достопримечательностям города, чтобы мы хотя бы из окна автобуса смогли на всю эту красоту посмотреть.

В гостиницу приехали к 19.00. Самое трудное оказалось припарковать машину в центре города. Оля Карташова случайно нашла место для легковой машины. А вот Лорану пришлось трудновато. Высокий микроавтобус даже на платную стоянку не пускали. Пока разместились, уже стемнело. В 21.00 я договорилась с еще одной русской делегацией владельцев и директоров отелей, которая приехала на выставку Экипотель, вместе сходить на ночную экскурсию покататься на речном трамвайчике по Сене. До девяти вечера у нас еще было немного времени, и мы вышли погулять по городу в надежде забрести в какой-нибудь магазин. Но в это время нормальные французы уже не работают. Даже не знаю, когда они успевают ходить по магазинам, если в 19.00 часов все уже бывает закрыто. Наверно, они посреди рабочего дня по магазинам бегают…

Лоран догнал нас на улице и вызвался показать что-нибудь из близлежащих достопримечательностей. Ею оказалась Опера. Мы туда пробежались быстрым шагом вместе с Сашей Бороданевой. Все остальные остались сидеть по маленьким кафе.

В девять вечера мы соединились с русской делегацией отельщиков и поехали на метро большой и шумной компанией к Эйфелевой башне, откуда отходил пароходик. Не могу сказать, что эта экскурсия мне понравилась. На кораблике было холодно, ничего особенно красивого с реки видно не было. Я очень замерзла и даже почти заснула. Пообщаться с делегацией отелей, как это было запланировано, тоже не удалось, потому что не было уже ни желания, ни сил.

После этой экскурсии были еще желающие попасть на Эйфелеву башню, но она закрылась ровно в 23.00, так что это восхождение не удалось. Домой вернуться пришлось на такси, потому что местные электрички стали ходить с получасовым интервалом в такое позднее время. На такси оказалось совсем не дорого, если на четверых: по 2,50 Евро с человека. А нас было восемь человек, так что мы разделились на две машины.

После такого трудного и насыщенного дня я думала, что засну быстро и крепко. Однако не тут-то было. Пытка ночными звуками продолжилась и в Париже. Окна нашего номера выходили во внутренний двор. Где-то под нами располагался гостиничный ресторан, в котором официанты всю ночь кидались тарелками и дико орали. После очередной бессонной ночи я выглядела настолько помятой, что это заметили буквально все. Лоран все утро приставал ко мне с глупыми вопросами, почему же у меня такие красные глаза. 30 октября. Вторник. Бутик Лалик и выставка Экипотель в Париже.

В это утро нас заставили встать раньше обычного. После завтрака первым пунктом нашей программы было посещение бутика Лалик – самой известной и престижной марки хрусталя в мире. Бутиков Лалик много в Париже и во всей Европе, но тот, в который повезли нас, был самым большим и крутым. Хотя, глядя на него, не скажешь. Может, он и действительно самый большой, потому что занимает несколько залов в доме на одной из самых престижных торговых улиц Парижа, но по отделке помещения, что-то не похоже. Какие-то старые, рваные и грязные ковры на полу, никакого дизайна внутри. У нас в Москве бутик такого уровня выглядел бы круче и намного.

Наши дизайнеры сразу бросились к витринам и попытались скупить все, что видели из бижутерии. Столько покупателей одновременно этот бутик, наверно, еще не видел за свою жизнь, поэтому продавцов на всех желающих не хватало, приходилось ждать. Когда ажиотаж немного поутих, нам решили провести презентацию бутика и рассказать немного об истории марки Лалик. Для этого на большой хрустальный стол, который тоже являлся своего рода экспонатом, вывалили большую кучу булок и круассанов, разлили всем кофе в одноразовые пластмассовые чашки. Честно говоря, после плотного завтрака в гостинице на все эти булки смотреть уже совсем не хотелось, от одного их вида меня просто воротило. А директор бутика, весьма премилая женщина, очень настойчиво предлагала нам подкрепиться, может, решила, что мы все из голодного края приехали. Про историю марки самого известного хрусталя мало кто слушал внимательно, поэтому сама презентация быстро была завершена. В бутик понаехало много всяких директоров и прочих ответственных лиц от Лалик, которые очень хотели начать с нами сотрудничество, поэтому еще какое-то время мы поговорили о возможностях поставок и закупок этой продукции. У меня собралась большая куча визиток, а свои к тому времени практически совсем закончились. А взяла я их немало, целую толстую кучу, как мне казалось. Куча растаяла за три дня. Дальше пришлось экономить на визитках и раздавать только самым ценным людям.

По окончании презентации всем раздали по пакету с подарками и буклетами, но народ уходить не спешил, потому как в магазине еще что-то оставалось нераскупленного. В автобус удалось всех собрать с большим трудом.

Теперь мы ехали на выставку Экипотель в один из самых крупных экспопарков Европы на севере Парижа. Выставка эта, посвященная гостиничному оборудованию, также является одной из наиболее крупных и по посещаемости и по количеству участников. Занимает она чуть ли не весь парижский Экспоцентр. Всю ее обойти очень трудно, поэтому мы ограничились только одним павильоном, где располагался стенд фирмы THG. Стенд меня совсем не впечатлил: стандартная застройка, никакого особенного дизайна. На стенде нам устроили небольшой фуршет с фирменным шампанским THG и очень прикольными бутербродами, которые сразу привлекли всеобщее внимание. Называлось это чудо «хлеб-сюрприз», это был большой круглый хлеб, верхушка которого снималась, а внутри слоями были уложены маленькие бутербродики с ветчиной, семгой или сыром треугольной формы так, что, когда их все оттуда доставали, хлеб внутри оказывался полым и представлял собой этакий контейнер с крышечкой из верхней корочки. К этому «сюрпризу» никто не остался равнодушным, и все захотели купить себе такой же домой. Но Лоран объяснил, что такие прикольные штучки делает исключительно сам Экспоцентр для участников выставки, и больше их нигде нельзя купить. Шампанское было уже не такое вкусное, как на прошлой выставке, но все равное очень пьяное.

После такого интересного фуршета нас повели в т.н. «студии» - специально отведенное выставочное пространство для проектов известных дизайнеров и архитекторов, где они могли воплотить самые смелые свои мечты. Один из проектов ванной комнаты для гостиницы был выполнен полностью с использованием продукции THG, чем сама фирма ужасно гордилась.

К тому времени я уже почему-то очень устала и вернулась на стенд THG, где и встретила все их руководство: хозяйку и наследницу фирмы со своим мужем, который успел уже скупить оставшиеся акции от предыдущих акционеров и теперь тоже является полноправным хозяином фирмы. Мы немного поболтали о том, о сем: о развитии рынка в нашей стране, об интересе к их продукции в России и т.д. Потом я решила побродить по выставке и в каком-то из павильонов встретила руководителя делегации отельщиков, с которыми мы вчера ездили кататься на пароходике по Сене. Вот с ним-то я и провела остаток времени в выставочном кафе, премило беседуя о всякой чепухе.

Ровно в 15.00 мы должны были собраться у фонтана при выходе из Экспоцентра, чтобы отправиться к берегам Ла Манша. Именно там, на берегу Атлантического океана и располагается фабрика THG, ради которой, собственно говоря, мы и проделали весь этот нелегкий путь. Все оказались очень дисциплинированными и собрались в назначенном месте без опозданий, правда, одну тушку все-таки пришлось выносить на руках. На этот раз тушкой оказался уже не Ярик, а Андрей Цуканов. И где он успел так набраться? До сих пор эту загадку никто из нас отгадать не смог. К тому моменту, как его буквально вынесли из Экспоцентра и усадили возле фонтана, он уже мирно спал и видел десятый сон. В этом же состоянии, стараясь не кантовать, его занесли в автобус. Проснулся он только на следующее утро в городе Бетенкуре. Бедняга многое пропустил: и наш поход в супермаркет, и ужин в морском ресторанчике на берегу Атлантического океана. Но об этом по порядку.

Путешествие наше подходило к концу, а мы еще ничего не купили своим домашним и близким. Времени на поиски сувениров и подарков так и не нашлось, так что эту проблему срочно нужно было как-то решать. Я с большим трудом упросила Лорана остановиться по дороге у гипермаркета «Каррефур», что в переводе означает «Перекресток». Эта торговая сеть одна из самых первых и крупных во Франции. В наши планы это не входило, Лоран в серьез думал, что сможет отделаться от нас посещением маленького продуктового магазинчика в той деревушке, куда мы направлялись. Но не вышло. Так что пришлось ему предоставить нам целый час, чтобы мы смогли насладиться экскурсией по этому огромному магазину, хотя теперь, когда у нас в Москве появились «Рамсторы», «Ашаны», «Метро», «Икеи» и прочие похожие супер- и гипермаркеты, нас трудно стало чем-либо таким удивить. И тем не менее, через час все вернулись с добычей. Мимо «тухлого» французского сыра, наверное, никто, кроме меня, пройти не смог, так что после посещения этого магазина обе наши маршрутки жутко воняли тухляком и плесенью, так, что там трудно было находиться. Особенно это стало чувствоваться на следующее утро. Увидев, как мы возвращаемся из магазина, нагруженные пакетами, Лоран съязвил: «Ну что, теперь ваша душенька довольна». Мы все дружно ответили, что теперь мы полностью удовлетворены, и готовы ехать дальше. И наше путешествие продолжилось. Сам Лоран уже успел поспать в это время за компанию с Андреем, который так и не просыпался.

Около 19.00 приехали в деревушку Бетенкур, где жил Лоран и где находилась фабрика THG. Там мы поменяли водителя Ришара на Фредди. За час до ужина в ресторане мы успели с Карташовыми и Ришаром смотаться в гости к Лорану и познакомиться с его женой. Лорану уже давно не терпелось показать нам свой дом. Купил он его сравнительно недавно, лет 5 назад за 130 000 Евро. Домик, надо сказать, приличный и очень уютный, но маленький. Лоран говорит, что практически весь ремонт в этом доме делал и продолжает делать он сам. Самую большую гордость, конечно, во всем доме он испытывает за свою ванную, где все оборудовано продукцией собственного завода. Смесители он моет и чистит сам. Жену не подпускает к этому ответственному занятию. Многое в его доме еще не достроено, но чувствуется, что все сделано с большим вкусом, любовью и душой. Жена занимается дизайном, а Лоран – строительством. В гостиной многие аксессуары и прочие мелкие интерьерные штучки привезены Лораном из его многочисленных командировок в Мексику и страны Африки. А в командировках он бывает 120 дней в году.

Мы выпили по рюмочке вина, закусили орешками (угощать гостей чем-либо более существенным во французских семьях не принято) и пошли на экскурсию по дому. Весь первый этаж занимает гостиная с кухней. На кухне нам больше всего понравился большой окорок, который стоял на специальной подставке. Видно было, что от него периодически отрезают куски. Чтобы он не пылился, его накрывают фольгой. Стоит этот окорок у них уже не меньше трех месяцев, как объяснил Лоран. Думаю, что, если его такими темпами есть, то он и еще года два простоит. В печке СВЧ готовилась пицца из ближайшего магазина. Вот так встречают своих мужей французские жены после недельной разлуки. Пицца – это для них праздничное блюдо! На втором этаже, сразу за лестницей располагается рабочий кабинет Лорана – не самое уютное место в доме, прямо на проходе. Зато у жены целая комната своя. По другую сторону прохода знаменитая ванная, хозяйская спальня и комната для гостей. Вот, пожалуй, и все. Еще есть небольшая летняя веранда, которую мы смогли посмотреть только из окна, так как она еще не достроена. Вся территория, на которой стоит дом, занимает 6 соток. Никакого сада-огорода, конечно же, нет. Только при входе посажено несколько елок или кипарисов, я в темноте не смогла разобрать.

После этого визита вежливости мы отправились на последний наш званый обед в морской ресторан, о котором Лоран очень много рассказывал. Это самый их любимый ресторан в округе. Там нас всех встретил начальник Лорана, главный по экспорту продукции, Лоран Эльперн. Он неплохо говорил по-русски, т.к. сам корнями был из Польши и жена у него полячка. Эти его знания русского очень пригодились, потому что за длинным столом мы теперь смогли кое-как общаться группами. Все сидящие вокруг этого нового польского Лорана стали грузить его по-русски своими пьяными разговорами о наших российских проблемах, а тому ничего не оставалось делать, как вежливо слушать и мило улыбаться. Уж и не знаю, понял ли он что-нибудь из того, что ему говорили, но разговор получился душевный…

Меню составили большое, и выбрать было трудно, тем более, что все было написано по-французски, а как это для всех перевести, я не знала. В результате нашли компромисс: я продиктовала названия блюд, и каждый в своем меню написал себе перевод. Потом официант пришел собирать заказы, но в результате все равно умудрился запутаться и все забыть. Удачным блюдом для любителей морепродуктов оказалось ассорти из устриц, улиток, мидий, креветок и т.д. Ракушки были настолько красивыми, что многие даже решили их забрать в качестве сувенира домой. Все эти деликатесы лежали на декоративных водорослях черно-зеленого цвета, и Лена Привалова, решив зачем-то поиздеваться над Натальей Дышловой, стала рассказывать ей, какие это полезные и вообще волшебные во всех отношениях водоросли, что их надо непременно съесть. Сама она их есть не торопилась и отдала все водоросли из своей тарелки Наталье. Наталье на вкус они явно не понравились, кроме того, они были жесткие и неприятные. Однако, Наталья, как под гипнозом, давилась, но жевала. Уж и не знаю, что ей могла такого наобещать г-жа Привалова, чтобы она заставила себя съесть полную тарелку жуткой морской зелени. Когда она дожевывала уже последнюю травинку, Лоран заметил это и воскликнул: «Что Вы делаете?! Это же нельзя есть! Это же всего-навсего декорация на тарелке!». Бедная Натали чуть не подавилась. В ее глазах было столько страха и паники, что всем нам, действительно, стало ее жалко. Наталья впала в транс, и мысли о скорой смерти прочно засели в ее голове. Народ принялся ее утешать, предлагать традиционные и не традиционные способы выведения этих водорослей из организма различными путями: медикаментозно и хирургически. Все сразу переключили свое внимание на Натали и стали утешать ее кто, чем мог. Кто-то говорил, что смерть будет быстрой и легкой, а Ярик, понаблюдав за ней несколько минут, сразу сообразил, что Наталье придется еще помучиться, тем более, что первые признаки отравления морской капустой уже были видны невооруженным глазом. Наталья изменилась в лице и стала, не переставая, смеяться по всякому поводу и без него. Да уж, веселенький получился ужин. А я на этот раз осталась почти голодная, потому что мне опять принесли сырое мясо.

В ресторане просидели до полуночи. В гостиницу вернулись уставшие, но довольные. Номер у нас с Сашей на этот раз был огромнейшим. А в ванной была джакузи. После ресторана я не могла отказать себе в удовольствии принять гидромассажную ванну, а потом, по традиции, сплетничали аж до самого утра. Спала я крепко, но опять очень мало. Думаю, что все в эту ночь спали очень хорошо, кроме бедняжки Натальи Дышловой… 1 октября. Среда. Фабрика THG. Ночной Париж.

Вот и наступил последний день нашей поездки. По насыщенности событиями он ничем не отличался от предыдущих. Причем, так уж получилось, что основной пункт нашей программы – посещение самой фабрики THG - как раз и был запланирован на последний день.

Лоран, как настоящий гид, мастерски провел нам экскурсию по производству и показал все этапы изготовления чудо смесителей от момента создания дизайна до упаковки готовой продукции. Экскурсия, действительно, получилась очень интересной, лично я даже не заметила, как пролетело время. Мы всей группой бродили по цехам и рассматривали разные станки по производству форм для отливания корпусов, шлифовальные машины, плавильные печи и т.д. Больше всего нам понравился процесс ручного изготовления смесителя в виде рыбки. Действительно, мастер молоточком выстукивал на корпусе смесителя каждую чешуйку, глазки, плавнички. Наш директор тоже приложил руку к этому магическому процессу, за этим занятием он и был запечатлен на фото с разных ракурсов. Пока мы с интересом рассматривали рабочее место, Лоран с мастером о чем-то хихикали и заговорщецки перешептывались. По интонациям и обрывкам фраз я поняла, что Лоран запрещал мастеру что-то нам показывать, но сам мастер настаивал. Тогда Лоран очень быстро всех нас увел. Только потом он объяснил мне на ушко, что мастер хотел показать нам один из самых эксклюзивных и очень интересных заказов, который он сейчас выполняет: это был смеситель в виде мужского члена. Его заказала какая-то богатая клиентка. Ей специально разработали макет такого краника в натуральную величину, а теперь вот вручную выполняют практически ювелирные работы по отделке. Наша группа очень пожалела, что Лоран не разрешил нам его посмотреть. А как всем сразу захотелось сфотографироваться с таким смесителем! Мы еще долго не могли забыть такой обиды.

Лоран частенько делал акцент на том факте, что после каждого этапа производства продукция тщательнейшим образом контролируется, и, если находится хотя бы малейший дефект, изделие сразу же отправляют на переделку или переплавку. Не знаю, насколько они тщательно все это делают, но вот наш Ярослав нашел явно бракованный смеситель уже чуть ли не на этапе сборки и упаковки. Ярик показал Лорану дефект, и тот согласился. «Да, - сказал он, - такая продукция не должна уйти к потребителю!» Вот так Ярослав спас одного клиента от геморроя возврата некачественной продукции.

Особенным этапом производства является процесс обработки поверхности. Хромирование производится на автоматической линии. Посеребрение, позолота, а также другие виды отделки, например, «состаренная бронза» делаются вручную электролитическим способом, в специальных ванночках. В год фабрика потребляет 35 кг золота, а серебра, судя по всему, намного больше. Этот процесс мы наблюдали, разбившись на три группы, потому что всей толпой на конвейер пройти было нельзя.

А по окончании этой замечательной экскурсии нас всех ждали великолепные подарки. Фабрика подарила нам дипломы и духи Лалик, а еще одна датская фирма «Флора Данника» по производству эксклюзивной посуды ручной работы, которая очень хотела презентовать нам свою продукцию, подарила нам по маленькой чашечке ценой 912$, если верить прайс-листу. Нам рассказали, что эта фабрика в Дании делает посуду исключительно для глав государств и коронованных особ. Даже Екатерина II заказывала там себе сервиз, но срока окончания выполнения заказа не дождалась (его делали 12 лет) и умерла. Теперь этим сервизом на халяву пользуется датский король. Чашечки, действительно, были изящные, но от обычного китайского фарфора, думаю, их никто не отличит.

Как бы там ни было, а подарками все мы остались довольны. Дамы особенно оценили мужские духи Лалик. Когда мы ехали в автобусе в Париж после экскурсии по фабрике, все стали, от нечего делать, распаковывать свои сумки с подарками. Мужчины попробовали духи в действии. Это было очень кстати, так как весь автобус пропах тухлым сыром. Мужской запах Лалик и вправду был очень необычным, с каким-то табачным оттенком. Наталье Дышловой он так понравился, что она сразу стала всем мужчинам в нашей маршрутке предлагать поменяться на дамские духи. Никто не согласился, потому что женский запах явно оказался хуже. Натали захотела понюхать этот запах на ком-нибудь, но так как до Ярослава, который уже успел облить всего себя этими духами, ей было трудновато дотянуться носом (слишком уж он далеко сидел), решено было побрызгать духами Лорана, так как он находился к нам ближе всех. Мы деликатно спросили нашего водителя, не будет ли он возражать, если мы его немного подушим, а потом понюхаем. Лорану такая идея пришлась по вкусу. Итак, Лоран был изрядно побрызган, а потом понюхан Наташкой. Ему очень понравилось. Но и Натали не остановилась на этом. Она заявила, что, во-первых, на каждом мужчине одни и те же духи пахнут по-разному, а во-вторых, что запах изменяется со временем, и поэтому она будет в течение всей поездки нюхать Лорана каждые полчаса. Так она и делала, а я следила за часами и напоминала, когда же опять настанет время в очередной раз нюхать Лорана. Лоран от такого внимания таял… Но это было еще не все. Наша маршрутка, захотела выразить Лорану искреннюю благодарность за все то внимание, которое он нам оказывал в течение этих четырех дней, и мы тоже решили не ударить в грязь лицом и продемонстрировать ему свои вокальные способности. Сначала репертуар не клеился. Как только мы начинали петь какие-то песни, сразу понимали, что кроме первого куплета никто больше никаких слов не знает. Потом пошло полегче. Спели ему песенку «Бременских музыкантов» и «Песенку про медведей». Дальше этого дело не пошло. Народ утомился и стал засыпать. Один Ярослав не унимался, он пытался продолжать, только пел какие-то грустные песни типа «На ковре из желтых листьев…». Его никто не поддержал, даже наоборот все хором попытались заткнуть, тем более, что он уже совсем разошелся, потому как был не трезв. И когда успел?..

Вообще-то все было понятно. Все дело в том, что после обеда в заводской столовой, Лоран специально провез нас по берегу Ла-Манша, чтобы показать нам очень живописные места, которые мы вчера ночью посмотреть не успели. Погода была пасмурная, шел мелкий дождик, как будто плакал, предвидя наш скорый отъезд. Из машины выходить совсем не хотелось, но пришлось себя заставить. Когда еще увидишь такую красоту?! Ребята из Олвера и Ярослав сразу же решили искупаться в водах Атлантического океана, хотя погода к купанию явно не располагала. И вот три горячих русских парня в трусах уже позировали нам на берегу. Мы все защелкали фотоаппаратами, как заправские фотокорреспонденты. Купание их было недолгим, но запоминающимся. Намного больше времени заняло их переодевание, потому что женщины все никак не могли отойти от автобусов и оставить их в покое. Конечно, после такого купания в холодной воде просто необходимо было согреться изнутри, чтобы не заболеть. Вот Ярослав и принял профилактические меры. В соседней маршрутке вроде как тоже про лекарство никто не забыл.

По мере приближения к городу Парижу погода улучшалась. Выглянуло солнышко, стало намного теплее. Правда, когда мы все-таки добрались до гостиницы, стало уже темнеть. Мы разместились в просторных номерах Холидей Инн и вышли к остановке автобуса. Гостиница располагалась прямо в аэропорту Шарль де Голль, откуда мы должны были завтра улетать, поэтому до центра города ехать было очень далеко. Народ уже настолько устал, что поехать в город смогли далеко не все. После такой трудной недели подняться на Эйфелеву башню захотели только четыре человека: Оля Гаврилова, Ярослав, Олег Резников и я. Все остальные решили поужинать прямо в гостинице и лечь спать.

Вечерняя часть наших приключений достойна отдельного описания. Париж приготовил нам очередные сюрпризы. Действительно, на пути к Эйфелевой башне начали вырастать какие-то мистические препятствия. Одна поездка на парижском метро чего стоит! Думаю, она запомнится нам больше, чем само восхождение на башню. Сначала мы отстояли в немаленькой очереди за билетами. Потом спустились на перрон. Поезда не было долго, и тогда Ярослав от нечего делать стал развлекаться с автоматом по продаже Пепси-Колы. Автомат сожрал монетку в 2 Евро и ничего не дал. Ярослав обиделся, но попытался второй раз. Результат был таким же. Хорошо, что у Ярика монет больше не осталось, а то он бы все автоматы так перепробовал. Потом он стал наблюдать за другими наивными пассажирами, которые так же, как и он, доверчиво опускали монетки в автомат и чего-то от него хотели. А поезда все не было. Я стала прислушиваться к объявлениям. Разобрать всю ту галиматью, которую в метро объвляли, было трудновато, но понятно было, что на линии какие-то неполадки. Потом я уточнила у какого-то служащего метро, который очень спокойно объяснил мне, что, действительно, что-то там у них случилось, и поезда может долго не быть. Мы решили поехать на такси, потому что и так потеряли уже почти целый час. Мы поднялись наверх и стали выходить через турникет, для чего нужно было опять пропустить через автомат входной билетик. Ярослав с Олей уже прошли, как тут мы услышали грохот приближающегося поезда. Ярослав не растерялся и лихо перепрыгнул через турникет обратно, порвав джинсы, а вот с Олей было сложнее, ведь она была в юбке, так что пришлось ей подлезать под этим турникетом. Мы кинулись обратно к лестнице и побежали вниз, а спустившись, поняли, что приехал другой поезд, в обратную сторону, совсем не тот, который нам нужен. Посмеявшись над самими собой, мы стали подниматься обратно к выходу. Когда мы опять подошли к турникетам, то проходить на этот раз не торопились. Все мы встали в нерешительности, прислушиваясь, не едет ли где-нибудь вдали поезд. Поезда не было. Тогда Ярослав первый перебрался через турникет. И как только он оказался на той стороне мы увидели поезд. На сей раз это, без всяких сомнений, был наш поезд. Пришлось Ярику скакать второй раз и второй раз порвать штаны. Мы пулей слетели вниз к перрону и вскочили в вагон. Теперь уже можно было расслабиться. Ехать до центра было долго, народу в вагоне было много, но нам удалось найти свободные места и сесть. Через минут сорок мы добрались до пересадки. Ярослав очень волновался и говорил, что если его опять не пустят на Эйфелеву башню, то он всех порвет. До башни добрались уже где-то около 23.00. Из метро выходили, как настоящие русские хулиганы, ведь билетики мы уже использовали один раз, когда вышли. А в Парижском метро билеты нужно пропускать через турникет и на входе, и на выходе. На башню успели чуть ли не на последний заход. После нас уже никого не пускали. По самой башне побродили с большим удовольствием, покатались на лифтах, пофотографировались на фоне ночной панорамы города, и даже успели заглянуть в магазинчик сувениров. Спускались с чувством выполненного долга. Еще бы, поездка оказалась не из легких! Теперь можно было и перекусить где-нибудь. Ресторанчик нашли быстро, очень душевно посидели и поболтали о том, о сем. В гостиницу вернулись на такси за 40 Евро. 2 октября. Четверг. Возвращение в Москву.

Вот так и закончилась наша замечательная поездка. Обратно в Москву возвращались не все. Группа из Олвера откололась и полетела на выставку в Милан. Уж и не знаю, откуда у них были силы на такие подвиги? Лично я, вернувшись домой, всю пятницу проспала без задних ног.

Регистрация на рейс прошла удачно, если не считать, того, что местные таможенники вытащили у меня пленку из фотоаппарата и засветили ее. А все потому, что я стала невольным свидетелем очень интересного момента. Рядом с тем местом, с которым я стояла, поймали парня - наркокурьера. Он ехал с женой и ребенком. Его схватила полиция прямо в аэропорту и куда-то потащила. Он молча упирался, а жена его орала на весь аэропорт, чем и привлекла всеобщее внимание. Ребенка у них сразу отобрали и унесли куда-то. Парня волокли по полу, потом и женщину тоже повели в полицию. А я все это решила заснять. Полицейские увидели вспышку моего фотоаппарата, сразу забыли про свою жертву и бросились ко мне. Один из них отнял у меня фотоаппарат, вытащил пленку, размотал ее всю и отдал мне, ехидно улыбнувшись при этом. Потом они ушли продолжать заниматься своим парнем. Жалко было, конечно, пленку, там как раз был вчерашний Париж. Я выкинула засвеченную пленку в ближайшую урну и продолжила наблюдать за захватом преступника. Потом, когда все это закончилось, я поплакалась Ярославу про свое несчастие, и он утешил меня, пообещав напечатать для меня парижские кадры из своей пленки. А фотографии у него и правда получились замечательные! Лучше всех. Видно было, что работал профессионал.

Летели мы обратно на объединенном рейсе Аэрофлот-Эр Франс по маршруту Париж-Токио с посадкой в москве. Обидно было не воспользоваться такой возможностью посмотреть Токио, но ничего не поделаешь, пришлось в Москве сойти с самолета…

Персональный подбор тура в Монако!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Горящие туры, экскурсионные программы
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!
  • Более 100 офисов продаж по всей России!