Отзыв написан: 30 января 2007 г.

Вообще отдых удался, в Цахкадзоре довольно интересно и можно не только покататься, но и весело и провести время после катания. К сожалению, своего полного рассказа у меня пока нет.

Там было как много плюсов, так и минусов... пытаюсь свести баланс.

Из плюсов:
- красивая природа, горы,
- новые подъемники,
- при наличии снега наверху - офигенные поля для фрирайда
- курорт активно развивается, это видно,
- для обучения - хорошие условия в плане трасс
- вкусный коньяк

Из минусов:
- в январе холодно и сильный ветер на горе, снег сдувает
- мало снега вообще, хотя говорят в феврале-марте там классно - тепло и без ветра, много снега
- на новых трассах очень много камней, при отсутствии пушек первую очередь раскатывают до земли и льда...
- трассы достаточно пологие - если бы четвертую очередь не открыли, катать было бы скучно уже на второй день
- проблемы с водой - ее давали по часам
- мелкие неудобства почти не в счет

Армянское гостеприимство - ваще отдельная тема. Его бывает слишком много и навязчиво, а бывает хорошо, ненавязчиво и приятно,
есть очень хорошие люди.
Армянское время - оно всегда длиннее нашего, они никуда не торопятся. Если сказали - через 10 минут - значит жди через полчаса, и не парься.
Не париться - это тоже отдельная тема, там надо все воспринимать как есть и не пытаться изменить, только в этом случае можно нормально отдыхать.

В общем резюме: мы пережили Армению и в ближайшем будущем я туда пока не хочу...

Ну, первый рабочий день убит напрочь, так что вот вам впечатления о поездке ...

Собственно, а с чего вдруг...

Ехать в Армению на НГ, собственно, не планировалось - должны были ехать в Гудаури, но из-за выкрутасов нашего правительства поездка отвалилась. S7 предлагала менять грузинские билеты на Ереван, чем мы и решили воспользоваться, прочитав про Цахкадзор.

С жильем тоже было весело. Замену билетов Сибирь подтвердила только в последний момент, потому забронировать жилье нам не удалось - искали что есть. Через турфирму ничего уже не было. Поспособствовал знакомый, связавшись с их представительством в Армении и найдя нам контактики людей, а они для нас - коттедж на 4-ых где-то по 35$ в день с человека. Решили, что неплохой вариант, и поехали.

S7 Airlines

Ну это как всегда - сначала экспресс, потом аэропорт, регистрация, самолет ... Летели Сибирью. Практически весь самолет - армяне, из русских только мы да, наверное, еще одна группа из 8-ми человек, с которыми я списывалась еще в Москве. Все бы ничего, даже не смотря на то, что вылет задержался минут на 40, но самое веселое началось, когда мы прилетели и стали получать наш багаж. Рюкзаки нам выдали, а вот снарягу, как оказалось, в самолет не погрузили, и чехлы будут в Ереване только на следующий день. Весело... Ругаться бесполезно...

Первые впечатления

Нас встретил Роман - молодой человек, с которым мы разговаривали из Москвы. Посоветовавшись с ним, что делать с вещами, решили ехать на место, а вещи забирать на следующий день - либо ехать самим, либо попробовать отдать документы ему, чтобы не терять целый день. Кстати, Роман оказался очень приятным парнишкой, и благодаря ему и его брату Арсену первое наше впечатление об Армении сложилось куда нельзя лучше. В Ереване мы посидели в кафешке "Sicily club" (как нас потом рассказали, это местный маф-клуб - клуб, где играют в Мафию!), затем у Арсена дома, где нас угостили абалденным бочковым коньяком! В Хацкадзор ехали на 2-х белых Нивах - как сказал Арсен, самые крутые перцы в Армении ездят на белых Нивах, причем ездят исключительно как хотят.

Коттедж нас порадовал - 2 этажа, наверху 2 комнаты, внизу холл со спутниковым TV, газовый камин, кухня и туалет. Воду, правда, дают по часам, ну да ладно. Хозяин коттеджа, Гарник, - живет напротив - у него свой двух-этажный дом. Вообще, как мы поняли, те, кто живут в Цахкадзоре, - богатые люди! Жилье там стоит дороже, чем на окраине Москвы!

Вечер провели в местом кафе - достаточно прикольно место. Кафе представляет из себя большое количество отдельных домиков на склоне, каждый домик - на один стол. Кормят очень вкусно, и много!

Спалось хорошо, но в первую ночь мы замерзли - обогревается дом только на первом этаже камином, верхний этаже прогреться не успел - камин включили только к нашему приезду. Плюс в нашей комнате была дверь на балкон, так что у нас было еще холоднее. На следующий день выпросили обогреватель.

Склоны

Всего в Цахкадзоре 4 очереди. 3 идут одна за другой и 4-я (ее открыли только в этом году) немного сбоку - поднимает после первой очереди на соседний холм, 2 трассы - одна по верху холма, другая - чуть ниже, по долине. Обе трассы сходятся к низу первой очереди. Есть проезд с 3-ей очереди на 4-ую, типа фрирайд ("типа" - потому как снега нет) - опробовали в последние 2 дня. В принципе, когда в Цахкадзоре есть снег, с 3-ей очереди можно съехать чуть ли не на все 4 стороны. Горы в Армении скорее как очень высокие холмы, сильного уклона нет, так что при наличии снега должна бы быть лафа! Правда есть свои особенности - очень сильный ветер. Во-первых, иногда из-за этого не работает 2-я и 3-я очереди, во-вторых, с трасс сдувает весь снег, а тот, что остается (и не отратрачен) за счет ветра и солнца превращается в поверхность с небольшими надувами и очень жестким настом. На лыжах по такому снегу ехать очень сложно. Перепад высот около 1000 метров, наивысшая точка (3-я очередь) - 2819 метров.

В первый день (30 декабря) работала первая и вторая очередь. Оба склона отратрачены. Первая очередь - идеальна для карвинга! На второй снег лежал неровно - местами жесткий склон, а местами - мягкий снег, по которому сверху чуть-чуть проехались ратраком, - вроде едешь кантуешься, а потом резко зарываешься носами и летишь кувырком. 3-ю и 4-ую обещали пустить после 2-го числа.

31 декабря склон снова был отратрачен. К приезду президента. Но после НГ уже ничего не ратрачили - просто нечего было. Первая очередь к 5-му числу превратилась в равномерно-коричневую субстанцию, а в двух местах образовались ледяные пятна (видимо, из-за горных ручьев или подземных вод), которые с каждым днем все только увеличивались - к нашему отъезду оно было во всю ширину склона. А еще на первом склоне каталось огромное количество "запряженных лошадок" - это так мы называли местных горнолыжных инструкторов, возящих своих учеников на веревочке....

1 числа склоны обещали не работать (обманули, правда), поэтому мы решили отдохнуть и съездить на Севан - огромное озеро и полуостров, на котором находятся остатки монастыря. Впрочем, одна церковь на острове до сих пор действующая. После 2-го числа пустили 4-ю очередь и периодически пускали 3-ю, правда на ней практически нечего было делать из-за отсутствия снега. Нижняя трасса 4-ой очереди была до последнего самая живая в плане снега, хотя и с огромным количеством камней. Верхняя трасса проходила по самой вершине холма, поэтому со снегом там были проблемы. Хотя после того, как 5-го вечером немного выпал снег, последние пару дней было больше простора для действий - реально стало спуститься с 3-ей, предпринимали вылазки под подъемником и в "типа-фрирайд" с 3-ей на 4-ую очередь, с трудом лавируя между травой и камнями.

Очень сильно изменились склоны с прошлого года (по рассказам). Никакой санной трассы мы не видели, трассу первой и 4-ой очереди заметно расширили, для снегоходов отгородили отдельный участок. Правда на 2-ой очереди хватало других "пингвинчиков" - туристов на снегокатах и санках, которые неслись вниз по склону с офигительной и совершенно не управляемой скоростью, а внизу скапливались кучками так, что объехать их иногда было практически невозможно. И вообще Цахкадзор удивил количеством не катающихся туристов на склонах.

Очереди

Очередь в Цахкадзоре наблюдали только один раз, когда был сильный ветер, и работала только первая очередь. Рассосался резко скопившийся народ минут за 40-50 - когда открыли 4-ку и стали занимать все-таки все 4 кресла на подъемнике. А так - максимум 3-5 минут в праздники (2-4 января), после большая часть отдыхающих разъехалась, и подъемники вообще всегда были свободны.

Проживание

Из того, про что я знаю:
Гостиница Ереванского Государственного Универсиста (ЕГУ). Самое дешевое место (вроде как). По отзывам: гостиница практически сплошь армянская, для русских в столовой отведено отдельное место, расписание питания другое и очень неудобное (ужин в 17:30, с учетом что склоны работали до 5-ти), обеда почему-то нет, а на завтрак все время давали кашу, хотя армян кормили, к примеру, сосисками и картофельным пюре. Допроситься чего-либо (чая, например) не реально. Но: чуть ли не самое близкое место к горе! Внешний вид приятный, в номерах не была.

Новая спортбаза. Номера приличные, на одной стороне - с балконами, с едой все нормально, большинство проживающих - русские. Есть бассейн. Но: находится достаточно далеко и от склонов, и от центра городка в принципе (хотя такси стоит 40-80 р) и по-близости нет никаких кафе - только холодильники с водой да сигареты на ресепшене.

Коттеджи Виардо и по-моему еще какие-то: достаточно близко к горе, хотя лучше на машине. В плане сервиса вроде как ничего, но особо не знаю.

Новый комплекс (по-моему, 5*), "Lesi" или в этом роде - нифига про него не знаю, но выглядит со стороны круто.

Питание и развлекалово

В принципе, во всех гостиницах есть питание, но в самостоятельном питании есть и свои прелести - можно попробовать местную кухню. Где? Вот:
- Кафе "Coffee Break" - там мы встречали Новый Год. Потом ходили туда еще раз и больше не хотим! Официанты тормознутые, цены не особо низкие. На нг-столе за $40 было не так уж и много еды (наелись, но далеко не до отвала, как следовало бы), а во второй раз нам принесли засохший лаваш, перепутали хачапучи, да и коньяка там было скорее всего не 150 гр.
- Чуть ниже "Coffee Break" ресторан в гостинице жены Лужкова. Какое-то пафосное место, мы туда не заходили.
- Ресторан с домиками недалеко от горы (на ближайшем перекрестке вниз от ЕГУ) - прикольное место, кормят хорошо и много, но насколько я могу догадываться, не особо дешево (мы, когда там были в первый вечер, платили, по-моему, не по ценам для туристов). Нам там понравилось, хотя в этих домиках достаточно прохладно.
- Бистро "У Эммы" - вот это место рекомендую просто всем! Невзрачное в первого взгляда место, находится метрах в 100 от "Coffee Break" (чуть выше по дороге), но кормят абалденно вкусно о очень недорого. Официантка одна на всех, но все равно приносит все достаточно быстро. Кушали у них далму, блинчики с мясом, шашлык из всяких внутренностей (первый раз в жизни я радовалась, что в мясе есть сало - просто таяло во рту), всякие соленья и картофельную люлю. Наедались до отвала с бутылочкой пивка по 200р. с носу! Килограмм шашлыка там стоил 4000 драмм (320 рублей)!
- На горе есть кафешки (вроде как одного типа): совсем внизу, наверху первой очереди и между 2-ой и 3-ей. Внизу жутко все тормозные, да и готовят, по-моему, хуже. В самой верхней кафешке не была, но общий вид кафе прикольный - вроде замка какого-то, и достаточно там просторно, есть застекленный зал с видом на склон. Кафешка наверху первой очереди очень порадовала - вкусная солянка, достаточно места даже при большом количестве народу, не тесная, официанты достаточно быстрые. Еще там вполне неплохая пицца, а вот картофель фри в Армении, по-моему, не умеют делать нигде!

Магазинчиков много, могу отметить "магазин у Ашота" под названием "Маркет" - свежемолотый кофе, вкусная (хотя необычная) пахлава, армянский сыр. Там же можно поменять денег, хотя курс ниже, чем в Ереване. Официальных обменников в Цахкадзоре нет. Зато на горе есть банкомат.

Из развлекалова могу порекомендовать бар в ЕГУ (хозяин - Норик, если будете там, передавайте привет от "Лена, Лена, Света, Андрей", он сразу поймет) - небольшой барчик с караоке, настольный теннис и, по-моему, бильярд (в отдельных комнатах). С Нориком и его братом Кареном познакомились в первый вечер и потом очень приятно общались. Есть еще бассейн на Новой спортбазе, но туда надо ехать. Помимо всего этого хорошо съездить на соляные горячие источники, но без коньяка там делать нечего - на улице -20, помещение открытое (нет потолка), вода теплая и даже горячая (подогревается), но на голову лучше шапку, а залезать и вылезать очень трудно, и лучше это делать быстро после принятия указанного допинга.

"Армянское гостеприимство - убийца для печени" ©

И иногда для мозгов... Как и везде, люди есть разные. А еще они бывают трезвые и не очень... Во-первых, если вы - чьи-то гости, то вас будут постоянно угощать! Нас угощали коньяком в первый вечер, во второй, в третий и т.п. Вам всегда рады. Но: иногда гостеприимство становится слишком навязчивым. К сожалению, даже халявные посиделки в кафе не смогли сгладить 2, в общем-то, испорченных вечера. Иногда армяне, когда выпьют, превращаются в тех самых армян, которых мы видим в Москве...

Во-вторых, девушкам не советую ехать одним. Очень сложно отвязаться.

В третьих, есть и очень приятные ребята, среди которых Ромик с Арсеном (из Еревана) и Норо с Кареном. К последним в бар ходили с удовольствием, и на горе общались, и вообще с ними здорово!

Коньяк и т.п.

Коньяк вкусный. Но то, что выше 5*. 3*-ый не особо порадовал. Коньяка там много, и мы пили его практически каждый день! Еще там вкусное местное пиво и армянское гранатовое вино. И грушевый лимонад.

Общее впечатление

Каталка есть, много, интересной, но в феврале. Очередей нет. Обслуживание так себе, а армянское время заметно медленнее русского - если таксист обещает приехать через 10 минут, жди полчаса.

Курорт усиленно развивается - в этом году открыли новую креселку, расширили трассы и покрыли их рулонным газоном - стало заметно меньше камней, и снег лучше задерживается. На следующий год обещают пушки на первую очередь поставить. Строятся новые гостиницы. Люди есть так себе, но в общем и целом народ гостеприимный.

Сервис - "армянский", впрочем, как и время. С водой есть перебои, у нас еще и газовый нагреватель сломан был, так что мылись частенько с тазиками. Но это не сильно критично, к тому же в гостиницах, вроде бы, этой проблемы нет.

По ценам - недешево выходит... Если не считать привезенного спиртного, поездка на 10 дней мне обошлась в $1260 (8500р - билеты), особо сильно я себе ни в чем не отказывала. В общем и целом - неплохо, но недешево, не совсем комфортно, и пока больше туда не хочется, хотя через 2-3 года я бы, наверное, туда вернулась, но не на НГ, а когда снега побольше.

P.S. Не летайте самолетами АрмАвиа! Хотите знать почему?! Спросите ребят, они вам ответят...

Туры в Армению на выгодных условиях
Горящие туры и акция Раннего Бронирования!
Удобные способы оплаты, туры в кредит, страхование