Советы желающим посетить Китай самостоятельно

Новосибирск. Россия
Отзыв написан: 24 января 2007 г.

Данный рассказ может быть интересен тем, кто всерьез рассматривает возможность поездки заграницу без обращения к турагентствам. Заранее хочу предупредить - надо сразу рассчитывать на то, что случится нечто непредвиденное. С одной стороны, конечно, страшно, но с другой - это и сделает ваш отдых незабываемым и непохожим на отпуска ваших друзей и коллег по работе.

Я не буду долго описывать, куда и как я приехал, что сказал и т.д. Просто постараюсь осветить основные моменты моего пребывания в Китае.

Краткое описание

В это путешествие я отправился с сестрой и ее племянником 5-ти лет. Выбрали Китай по нескольким причинам: во-первых, близко (я из Новосибирска, а она из Иркутска); во-вторых, возможность дешево отдохнуть; и в-третьих, знаменитый китайский шопинг.

Наш маршрут начался от Иркутска до границы с Китаем на поезде, пересадка в Манчжурии на поезд до Chinghuangdao (известный так же под именем Байдахе), десятидневный отдых на берегу Желтого моря, затем поездом обратно до Манчжурии, двухдневный шопинг и дорога домой.

А теперь обо всем по порядку...

Железнодорожные поездки

Про наши российский поезда говорить не стоит - вы и так на них, наверное, частенько катаетесь. Что касается китайских поездов, то они представляют собой некоторый гибрид нашего плацкарта с европейским купе. Полки в три ряда - итого 6 полок в одном купе. Как себя чувствуют люди на третьих полках - я не знаю, нам повезло и мы ехали все время на нижних, но думаю, что это занятие не из приятных. Кроме того, билетами мы пользовались исключительно от начальной до конечной станции (Манчжурия - Пекин), хотя выходили несколько раньше Пекина. Думаю именно поэтому у нас и были нижние полки. В соседнем вагоне с нами ехали туристы от одной иркутской турфирмы - так вот они ночевали на третьих полках (даже мамы с детьми!). По цене билеты на нижних, вторых и третьих полках несколько различаются. Самой "престижной" считается средняя полка - она и самая дорогая. Потом идет нижняя, а самая дешевая третья. В поезде в обмен на билеты проводник выдает металлические пластины, которые, как мы поняли, терять строго воспрещается и при утере с вас возьмут приличный штраф. Другого применения этим пластинам мы не нашли, т.к. никто ни разу у нас из не спросил.

Сразу запаситесь кружками, ложками и вилками, так как ничего такого проводники не предлагают. вагон-ресторан - это отдельная тема. Если хотите сразу, с ходу, прикоснуться к китайской культуре - то сходите... Местные ходят туда большими и очень шумными компаниями - наше нескромное дитя от такого шума аж испугалось ))

На первый день ничего особенного в окошко вы не увидете - поезд практически все время идет по траншее, а если и выбирается, то вокруг - пустыня. А вот второй день уже интереснее - кругом цивилизация и ни единого свободного клочка земли! Даже среди фруктовых деревьев растет кукуруза...

Если у вас билеты до Пекина, то заранее позаботьтесь о том, когда вам сходить с поезда. Мы потратили на это не столько много времени, сколько нервов. Т.к. станции идут друг за другом каждые 10-15 минут, и какая из них ваша....

Вывод: ездите поездом - это не страшно и дешево!

Пересечение границы

Если вы приехали поездом, то внимательно читайте следующее руководство к действию. Вам придется соревноваться в скорости и наглости с людьми, которые уже хорошо набили руку в этом деле. Так что будьте внимательны! Первая задача - это как можно раньше добраться до автостанции. Для этого необходимо быстро слезть с поезда, пересечь пути по единственному мосту и дальше прямиком на автостанцию (автобусом, маршруткой, на такси или бегом). Чем раньше вы доберетесь до автостанции, тем быстрее вы попадете в Китай. Вам необходимо взять билет на автобусы ЧитаАвтоТранс. На них вы без труда пересечете границу. Автобусы отходят через каждые полчаса, причем на один автобус берут не больше 3 человек без визы (чтобы не задерживать всю группу, пока безвизовики будут оформлять документы). Взяв билет на ближайший рейс, можете позаботиться о брони билета на обратную дорогу (если знаете, когда будете возвращаться).

На границе, если что-то не понятно, спрашивайте у сопровождающего вашего рейса. Как правило - это опытные люди, которые каждый день перевозят через границу не один десяток людей. Нашу границу пересекаете без проблем (уехать в этом плане гораздо проще, чем въехать), а вот на китайской позаполняете бумаг, потом получите визу и т.д.

Что касается визы, то на границе вам ее оформят на 7 дней. Теоретически можно объяснить ситуацию, что вы турист, а не на рынок в Манчжурию за товаром едете, и вам дадут визу большим сроком. Но, как правило, все эти разговоры с малопонимающими по-русски китайцами редко приводят к результату. За особую настойчивость вообще могут отказать в получении визы. К тому же к девушкам (даже в сопровождении мужей) проявляют повышенное внимание. Поэтому...

Если вы хотите провести в Китае больше недели, то у вас несколько вариантов:
- Взять на сколько дают, а на выезде оплатить штраф за нарушение визового режима (или лишиться право посещения страны на несколько лет);
- Попробовать поговорить с пограничниками и объяснить, что вы геолог и едете изучать редкое горное озеро, расположенное в скальниках провинции N (тыкая при этом на голубую точку на физической карте Китая). Вполне реально.
- Взять на сколько дают, а потом сделать фиктивный выезд и въезд опять в страну. Но этот вариант очень плохой, так как это - махинационная схема. Я бы с удовольствием вам порекомендовал так и сделать, но это нарушение закона… А жаль… Хороший был вариант…
- Созвониться заранее с китайским агентством, вас на границе встретят, покажут вашу путевку (которую вы еще не купили) и вам дадут визу на столько, на сколько надо (этот вариант не проверял, но нам посоветовали в китайском агентстве так в следующий раз и делать).

На обратном пути вас будут проверять уже наши таможенники. На китайской таможне можно, заплатив небольшую сумму, вообще не вытаскивать на досмотр сумки (они проедут в автобусе). Зато наши могут проверить по полной программе – сразу подготовьтесь к этому. Хотя если выезжать будете через ЧитуАвтоТранс, то пройдете по "зеленому коридору".

Вывод: Заранее определитесь с визой и делайте все быстро.

Шопинг

У всех свои, конечно, предпочтения, но я советую вам закупаться исключительно в самом Китае (в том же Chinghuangdao). Не стоит откладывать деньги на Манчжурию и ждать, что вы найдете там что-то хорошее. Главной характеристикой товара в Манчжурии является цена. При этом никакой речи о хотя бы соотношении цены и качества речи не идет - очень плохие вещи по очень низкой цене. На витрины и входы в торговые палатки вывешиваются товары с минимальной стоимостью - например, треники за 25 рублей или футболка за 20. Если вам это не надо, то покупайтесь в нормальных магазинах в самом Китае (нормальных магазинов в Манчжурии я так и не нашел - сплошная барахолка).

Шопинг в Chinghuangdao доставляет массу удовольствия. Даже я, не очень любящий ходить по магазинам, втянулся в это дело. По всему центру города стоят огромные магазины. Отделы распределяются по этажам: например, первый - обувь, второй - одежда, третий - спортивная одежда, четвертый - спортзалы и фитнес-центры. Встав в проход посередине такого магазина, трудно увидеть, где он все-таки заканчивается. Просто огромные площади, едва сравнимые с нашими гипермаркетами.

Что касается цен, то на товары мировых брендов (Adidas, Nike и т.д.) цены такие же как у нас. Такой же товар, но с китайским названием, стоит на порядок дешевле. Поэтому если вы не хотите переплачивать за марку, не теряйте время на фирменные магазины.

Цены меняться могут очень существенно в зависимости от того, насколько близко находится туристическая зона. Чем меньше на пути вам встречается русских, тем ниже в этом районе цены. Так что порой стоит отойти от оживленного места на пару сотен метров.

И последнее - торгуйтесь! Торгуйтесь везде - вам всегда скинут. Исключение могут составлять фирменные магазины, супермаркеты и магазины, рассчитанные на туристов (если продадут за три цены не вам, то точно следующему посетителю). Не очень охотно скидывают в магазинах, где уже на ценниках перечеркнуты старые значения и написаны новые. Пользуйтесь один приемом - если вам не уступают столько, сколько вы хотите - то разворачивайтесь и уходите. Вас либо сразу окликнут, либо догонят вас через пару десятков метров. Если не догнали - вернетесь туда чуть позже.

Я не знаю, как торгуются (и торгуются ли) сами китайцы. Может это просто нам, туристам, прощаются такие слабости. По началу вам будет не по себе, стыдно, неудобно и т.д., но через пару дней привыкнете. Зато сэкономить можно действительно серьезные суммы.

Вывод: Не рассчитывайте на Манчжурию, покупайте на материковом Китае в центрах городов, а не в курортных зонах. И не забывайте торговаться.

Деньги и валюта

Менять деньги лучше в Манчжурии, там самый выгодный курс. Обмен рублей на юани на материковом Китае обойдется вам по гораздо худшему курсу. В курортных зонах рассчитываться можно и рублями, при этом пересчет идет по все тому же, невыгодному курсу. В Манчжурии расчет идет на "ура" в рублях.

Если вдруг вам надо будет обменять деньги на курорте, то поспрашивайте у соотечественников, где они здесь меняли. Как правило, у ваших гидов курс будет несколько выгоднее обычного.

Вывод: Меняйте все, что планируете потратить во время отпуска, в Манчжурии.

Еда

Манчжурию описывать не буду - там можно без проблем поесть (и выжить). А вот дальше дела обстоят намного хуже. В курортных зонах китайские повара стараются готовить русскую кухню. Честно сказать, это у них плохо получается. В результате некоторые блюда просто невозможно есть. Старайтесь экспериментировать, обойдите несколько ресторанов в округе и найдите тот, в котором вы можете хорошо поесть, где готовят так, что вам понравится. А дальше чередуйте - наедайтесь в вашем ресторане, а экспериментируйте с китайской кухней в других местах. В любом случае, в случае неудачного посещения у вас всегда будет "путь к отступлению". В центре города вы сможете найти и McDonalds (мы там кормили нашего мальчишку), и "европейские" рестораны.

Что касается питания в отелях - то советую брать только завтраки. На ужины вы не всегда будете успевать вернуться с экскурсий. К тому же вечером куда интереснее посетить какой-нибудь ресторанчик на берегу моря. Ужин там заканчивается в 19-00 (так было в нашем отеле). Причем в это время уже на столах мало что оставалось. Даже если в стоимость путевки у вас не включено питание, а поесть вы хотите, то рассчитаться за завтрак/обед/ужин можно наличкой прямо в столовой у менеджера.

В Chinghuangdao могу посоветовать ресторан "Бразильское барбекю". Вам рано или поздно его покажут, но лучше узнать о нем пораньше. Мы ездили туда сами на автобусе, чтобы поесть - выходило дешевле и вкуснее, чем питаться рядом с отелем или в отеле.

Вывод: Найдите ресторан, который вам нравится, и ешьте там, в остальных - просто экспериментируйте и заказывайте экзотику: например, салат из медузы (кто его съест, тому респект).

Детский отдых

Дети ростом ниже 1.2 метра везде могут проходить бесплатно - на экскурсии, в парки, аквапарки и т.д. С остальных детей будет браться как со взрослых. Часто гидам приходится напоминать, что ваш ребенок ниже планки.

Что касается аттракционов и прочих детских радостей, то лучше ехать в сезон. Потому что не в сезон детишкам придется довольствоваться экскурсиями на ВКС, в Ботанические сады и пр. Хотя пляжа, парка развлечений и зоопарка тоже будет достаточно, чтоб они не заскучали.
Детей в Китае очень любят. Поэтому не удивляйтесь, если на ваше чадо будут пристально смотреть и умиляться. Частенько еще просят сфотографироваться.

Вывод: Замерьте рост вашего ребенка заранее и сразу узнайте, что будет работать во время вашего отдыха.

Экскурсии

Экскурсии как правило прилагаются к путевке. Но вы нисколько не потеряете, если у вас будет путевка без экскурсий. Первое, что надо сделать, это завести знакомства с вашими соотечественниками, которые приехали по путевкам. Их будут возить в разные места на экскурсионных автобусах с гидом. Вам лишь требуется подойти за пару минут до отъезда группы на экскурсию, найти гида и попросить присоединиться. Если в автобусе будут места (а обычно они есть), с вас возьмут стоимость входного билета и пару десятков юаней за услуги. Часто автобусы отъезжают от одного места в разные направления. Тогда просто выбирайте, куда вы хотите поехать сегодня, и присоединяйтесь к группам.

Ездить самим обойдется дороже, но не всегда. Мы, например, скооперировались с такими же путешественниками и поехали на такси на "Голову дракона" (начало ВКС), раскидав сумму на всех, вышло вполне недорого. Кроме того, таксистка сама продала нам входные билеты на порядок дешевле, чем просто в кассе (зашла в какой-то китайский ресторанчик, а оттуда вышла уже с билетами).

Гиды очень сильно торопят и не дают насладиться местом в полной мере. Поэтому если на экскурсию есть возможность добраться на рейсовом автобусе или не очень дорогом такси (о цене надо договориться заранее и не забывайте торговаться) - то используйте ее. Послушать гида вы всегда сможете, "присоседившись" к любой группе туристов, зато вас никто не будет торопить и вы сможете спокойно гулять.

Вывод: Пробуйте добираться до экскурсий самостоятельно, если нет желания или возможности - присоединяйтесь к соотечественникам.

Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
16 июль 2013 г.
Рассказ был написан 6 лет назад, тогда многое было по-другому. Случай с геологом реальный - знакомых пустили на три недели. В любом случае, сейчас все гораздо проще и с поездками, и с визами :)
Denis 1
15 июль 2013 г.
Не думаю, что говорить, что вы геолог, и едете изучать редкое озеро самый хороший вариант. За такое "изучение" и взять могут...
Cleo
Эстония, Таллин
7 ноябрь 2007 г.
Интересный рассказ!
4 май 2010 г.
Рынков в самом Циньхуандао я не видел (если вы имели в виду продуктовые). В районе города Байдахе (там где туристическая зона), рынок есть и я там был. Продукты там дешевые и даже очень. Можно унести полные пакеты фруктов, хотя на лотке возле отлея на эти деньги вы купите только какую-нить одну связку бананов. Все дают попробовать, и при желании можно неплохо наесться. Только надо быть аккуратным. Если вас интересует рынок, где можно купить вещи, то мы гуляли и закупались в торговых центрах. Есть дешевые, есть дорогие. Но таких прямо как у нас бывают рынки (лотки под открытым небом) я не видел. Японские рестораны по идее быть должны, но так как я не любитель суши, то особо из не искал. Больше проблем было с поиском нормальной еды, которую можно с удовольствием есть :) Узнаю у знакомых, может подскажут точный адрес.
chita_l
Россия, Чита
30 май 2007 г.
Очень интересно. А не знаете - есть ли рынки в Циньхуандао? есть японсике ресторанчики?
5 апрель 2007 г.
Москва - Пекин не выбрали потому, что ходит он не тогда, когда надо было. А все завязано под отпуск в 2 недели. Поэтому хочешь или нет - выезжать надо в определенный день...
Helen_from...
Россия, Иркутск
29 март 2007 г.
А почему не выбрали поезд Москва-Пекин?
Администрация TURIZM.ru
22 февраль 2007 г.
Много полезной информации. Спасибо!
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит