Минск. Беларусь
Отзыв написан: 25 ноября 2013 г.
Как-то у Леонида Ярмольника спросили, почему он больше не снимает кино, и он ответил: «Зачем? Его все равно никто не увидит.» Когда я приехал из Америки и решил написать про Нью-Йорк, я подумал: "Зачем? Этого все равно никто не прочитает: о Нью-Йорке написано больше, чем о каком-либо другом городе мира, и мой рассказ растворится каплей в океане всего того, что народ написал об этом городе." Но свободное время так и давит, так и шепчет на ухо: «А почему бы тебе не капнуть в океан?»

Не люблю делить рассказ на части! Меня раздражает, когда один город – 8 частей, которые нужно искать, собирать воедино и т.п. НО, лимит на фотки жесткий: 50. Ничего не остается делать, как делиться на части: ну никак не могу влезть я в 50!

И так Нью-Йорк через призму моего восприятия, опыта, настроения и впечатлений. Часть первая.

Для тех, кто не в курсе, маленький ликбез. Когда говорят Нью-Йорк , чаще всего имеют в виду Нью-Йорк Сити (остров Манхэттен) и находящиеся с севера от него Бронкс, с востока - Куинз и Бруклин и с юга - Стейтен Айленд. Все достопримечательности города, за исключением Статуи Свободы, зоопарка, ботанического сада и, для нас, бывших советских, наверно, района Бруклина Брайтон Бич, находятся на Манхэттене. Манхэттен, или, собственно, Нью-Йорк Сити, по форме напоминает всплывшую подводную лодку, разлинеенную решеткой из улиц (стритов) и проспектов (авеню). Авеню идут одна за другой с востока на запад, а улицы - с юга на север. Бродвей – пересекает всю эту решетку из улиц и авеню широкой диагональю с юго-востока на северо-запад. Улицы и авеню  параллельны между собой и пересекаются друг с другом под прямым углом. Все улицы пронумерованы, так же, как и большинство авеню.  Это, как система координат, в которой очень легко ориентироваться: если вам скажут «Это где-то в районе Восьмой и 56-ой», то вы сразу представляете, куда идти. Исключение составляет лишь южная часть острова, где улицы имеют названия и не обязательно параллельны друг другу.

Я был в Нью-Йорке несколько раз в разное время года. Поэтому мой совет будет таким: МАЙ или СЕНТЯБРЬ. Летом ужасно жарко и влажно.  Временами – это ад: ты бесконечно пьешь, с тебя ручьями течет пот, дышать нечем. Весь этот камень нагревается за день, приходит вечер и не приносит облегчения. Зимой в Нью-Йорке довольно прохладно. Может дуть холодный пронизывающий ветер, может идти мокрый снег или просто ледяной дождь.

Я как-то все время приезжал туда на два-три дня по дороге из точки А в точку Б. Но в этом году решил специально съездить на более длительный срок, чтобы не просто окунуться, отряхнуться и пойти дальше, а занырнуть поглубже,  привыкнуть, расслабиться и слиться с атмосферой.

Летел с другом, который ни разу не был. Так что, меня снова ждали Статуя Свободы, Тайм Сквер, Рокофеллер Центр, Центральный Парк, Граунд  Зироу (в 2001 году с терактами я разминулся на полтора месяца; смотрю на фотку, где я на крыше одной из башен, и всегда думаю: а ведь могли и в июле… никогда не знаешь, что с тобой может произойти в следующую минуту…)...

Перелет. "Дельта". Москва – НЙ. 600 долларов США туда-обратно. Вылет 1-го сентября. Без нареканий. Самолет Боинг 767. Не очень новый, но летает.  Даже стюардессы все говорили по-русски. Странно было только одно: в самолете – одни русские. Где американцы??? По приезду я пошел на Экспедию и нашел ответ: билет (туда-обратно) из Америки в Россию на "Дельте" стоит почти в два раза больше, чем из России в Америку, вот и летают американцы на Аэрофлоте, у которого разбежка не такая большая. Например, сейчас перелет на "Дельте" Москва-НЙ-Москва на начало декабря туда, а в середине декабря обратно стоит всего $570, а НЙ-Москва-НЙ – $930. А на Аэрофлоте эта же комбинация будет Москва-НЙ-Москва - $818 – НЙ-Москва-НЙ- $720. Это все явно не просто так, но почему – кто его знает.

Когда летели туда, в аэропорту не оказалось свободных пристыковочных ворот. 20 минут ждали, пока оттащат какой-нить самолет, чтобы мы могли пристыковаться к зданию аэропорта. Такое со мной было в первый раз. Когда летели обратно, уже в самолете нам сообщили, что вышел из строя какой-то гидравлический узел. Его меняли полтора часа, для чего на минут 15 самолет полностью обесточили. Сто раз извинились, что какое-то время будет душно.  Душно не было: за 15 минут народ не успел надышать на 'душно'. Пилот сказал, что, чтобы успеть в Москву вовремя, они попросили другой коридор.  Полчаса на коридоре (если нас не обманули) + час (в обратную сторону из-за вращения земли и направления движения воздушных масс лететь на час меньше), - и мы-таки прибыли в Москву по расписанию.

Еще один важный момент. По дороге обратно: Дельта летает из двух терминалов. 2-го и 4-го. Сделать чек-ин, сдать багаж, и пройти секьюрити можно в любом из этих двух терминалов, вне зависимости от того, из какого из них вы летите. Но лучше еще до приезда в аэропорт знать свой терминал и ехать сразу туда. Это сэкономит вам полчаса, которые вы потратили бы на трансфер между терминалами на специальном автобусе, которым можно воспользоваться уже после прохождения всех контролей: он курсирует по летному полю каждые 15 минут.

Дьюти фри. В Америке (в аэропорту Кеннеди, по крайней мере) с недавних пор действует довольно странное правило: товары, купленные в магазинах беспошлинной торговли, приносят к трапу самолета. Т.е. вы оплачиваете товар, но вам его не отдают, а, когда вы идете на посадку, все покупки стоят в торце коридора перед входом в самолет: вы показываете чек стоящему там мальчику или девочке, показываете пальцем на ваш пакет, а они сверяют и отдают вам покупку. За час до вылета по вашему посадочному талону вам уже ничего не продадут: они просто не успеют донести покупку до самолета. С духами нам повезло: курьер как раз нес что-то к нашему самолету, а вот с алкоголем в магазине напротив уже нет. Нам довольно-таки в грубой форме сказали: «У вас вылет через полчаса!!! Вы должны быть на посадке, а не здесь!!!»

В город из аэропорта добирались на Air Train. Это беспилотный поезд, который соединяет все терминалы аэропорта. Терминалов, вроде, 9. Все они расположены по кругу. Проезд между терминалами бесплатный, но как только поезд съезжает с круга и идет к метро, стоимость проезда сразу возрастает с нуля до 5 долларов (которые нужно оплатить при выходе, иначе не выпустят). Поезд идет либо на станцию метро Говард Бич (Hovard Beach), либо на станцию Джамайка (Jamaica). Заранее по карте метро определите, какая станция для вас более удобна, т.к. это станции разных веток. Куда идет подходящий к терминалу поезд: в Говард Бич или Джамайку, - можно узнать, посмотрев на табло над путями. До города ехать около часа. Один важный момент. Если обратно в аэропорт едете на метро, закладывайте полтора часа минимум: поезда линии А, например, можно ждать минут 20. И еще, если обратно поедете по линии А, смотрите, чтобы на поезде было написано FAR ROCKAWAY или ROCKAWAY PARK. Не доходя до аэропорта, линия раздваивается, и, если вы сели не на тот поезд А, то можете уехать не туда. Не туда – это OZONE PARK.

Карточку на метро можно купить в автомате при выходе из терминала Air Train, а в городе – в автомате на любой станции. Air Train тоже оплачивается картой на метро при выходе по прилету и при входе при вылете. Мою белорусскую долларовую визу голд автоматы брали через раз. Лучше всего иметь наличные доллары. Меню на сенсорных экранах довольно юзер-френдли: выбери язык – выбери тип проездного - выбери купить или кинуть денег на уже имеющуюся – выбери сколько денег – выбери способ оплаты (нал или кредит) - вставь уже имеющуюся или нажми на кнопку и получи новую. Автоматы дают сдачу мелочью и железными долларами. Самая крупная купюра, которую можно всунуть, – 50 долларов. Метро беззоновое: одна поездка $2.50 в любую точку. Если пополняете уже имеющуюся карту – экономите какие-то деньги. Если кладете на карту 20 долларов сразу – экономите еще один доллар. На некоторых станциях метро стоят очень неудобные проворачивающиеся турникеты, а бокового для инвалидов и людей с крупногабаритными вещами просто нет – надо идти в другой конец станции и где-то его искать. Поэтому, если у вас с собой чемодан, первым делом протолкните его под турникетом, а потом идите сами – иначе турникет провернется, а вы останетесь или застрянете внутри турникета: придется еще раз проводить карточкой и списывать еще одну поездку.

В нью-йоркском метро, в отличие от московского, милостыню особо не просят, а подходят к процессу собирания денег креативно. Заходят в вагон черный мальчик с салфетками и начинает: «Я не пошел на улицу грабить и убивать, я купил салфетки и решил их вам продать.» Пачка – доллар. Маржа, я так понимаю, сто процентов. После него забегают 5 черных парней постарше и приблизительно с таким же текстом «We do no crime, no stealing. No killing, no drug dealing ...» ставят посередине вагона бумбокс и начинают танцевать и читать рэп. В конце ходят по вагону и продают свои самопальные диски за «сколько не жалко, но он стоит 5 долларов».  На станциях тоже играют, поют, танцуют, но не массово, - надо нарваться. Иногда шоу проходит даже на самой платформе, где ходят поезда.

В метро в Нью-Йорке нет кондиционеров. Температура на станциях летом доходит до 40 градусов. В поездах же, наоборот, выше 20-23 бывает только в часы пик. Тем не менее, метро - самый удобный вид транспорта в Нью-Йорке.  Не удивляйтесь, если увидите на рельсах крысу. Это нормально и безопасно: на платформу она не поднимется.

Еще одна приятная вещь – метро в НЙ круглосуточное. А как еще может быть в городе, который никогда не спит...

Связь. Брали симку в магазине Т-Мобайл. Туристический пакет стоил 27 долларов. 17 – вникуда. 10 - на счет. Срок контракта - 90 дней. Списывается 2 доллара в день. Пополнять можно через нет или в магазинах Т-Мобайл. Все звонки по Америке бесплатные + 2 Гига трафика на весь период. Если не звонишь, в интернет не заходишь, в этот день ничего не спишется. Очень удобная вещь: без интернета на телефоне сейчас, сами знаете: никуда, особенно в Нью-Йорке.

Жилье. Тут, к сожалению, я ничего конкретного посоветовать не смогу. У меня в Нью-Йорке живут друзья. Поэтому пользуясь гостеприимством, постоянно останавливаюсь у них. Живут они не совсем на Манхэттане, а через речку от его южной оконечности, в Джеси Сити, одна станция на метро от Центра Мировой Торговли (метро, которое ходит из НЙ в Нью Джерси, называется PATH). Мне в Джерси Сити даже больше нравится: немноголюдно, чисто, тихо, классный вид на Манхэттан, 10 минут – и ты уже возле Центра Мировой Торговли.

Неудивительно, почему недвижимость там скупают богатые индусы-программисты и китайцы, поднявшиеся на китайском экономическом чуде. На берегу квартиры около 100 кв. метров больше миллиона, немного вглубь – по 600 – 800 тыс. долларов. Коммуналка – 400 – 1000 долларов в месяц, в зависимости от дома и квартиры. Утром едешь в метро, такое ощущение, что в Дели: полный вагон индусов. Раньше здесь были заводы и трущобы. Лет 15 назад все расчистили, и начали строить небоскребы, парки, сделали неплохую набережную, по которой индийские бабушки выгуливают своих индийских внуков, пока индийские мамы и папы строчат компьютерные коды. Многие банки и компании стали переносить сюда из Нью-Йорка свои офисы. Самое высокое здание на фото Джерси Сити внизу – один из банков Уол Стрит «Голдман Сакс» – тоже тут.

Мои друзья в своем доме в белом меньшинстве. И меньшинство продолжает уменьшаться: американцы не могут платить такие большие моргиджи (кредит за квартиру), вынуждены съезжать и искать че-нить подешевле, а на их место приезжают новые индусы. Еще одно наблюдение: китайцы по вечерам бегают по набережной в спортивной форме, а индусов-спортсменов не видел вообще, - все больше по лавочкам сидят...

Как-то гулял я вечером вдоль воды. Слышу - в кустах шорох. Смотрю: стоит кошачий корм. Темно, фонари – далеко. Ничего не видно. Вижу: что-то ползает. Фочу со вспышкой наугад. Опа! Местные пенсионеры за неимением бездомных котов подкармливают скунсов. Где они только там живут? -Кругом застройка. Милые зверьки: даже не освежили меня ни разу. А могли бы...

В Джерси Сити много новых гостиниц прям возле воды с видом на Манхэттен. Как-то, возвращаясь из НЙ на метро, обратил внимание на маму с девочкой. Мама держала в руках планшет с картой и что-то пыталась разобрать в этой карте, а восьми-девятилетняя дочка, обложенная мамиными покупками, испуганно смотрела на маму. Мама дочке по-русски: «Вспоминай английский! А то останемся ночевать на улице! Ты ж его 4 года учила! Что ты учила?! Вспоминай!!» Мы переехали через речку и вместе вышли на первой станции. Мама зацепила какую-то негритянку, и тыкая в карту, знаками пыталась объяснить, что ей нужно попасть на проспект Колумба.  Та ей стала что-то объяснять, эта не понимает. Я подошел, спросил, в чем дело. Мама объяснила, что они приехали из Москвы, здесь второй день, вышли из гостиницы и поехали в НЙ, а названия гостиницы и улицы не запомнили. Все что помнят, это то, что напротив гостиницы был бар с обезьяной на вывеске и что с улицы, где гостиница, они свернули на проспект Колумба. На улице темно. Вечер. Спросить особо не у кого. Мама говорит только по-русски, французски и немецки. Где проспект Колумба я знал. Пришлось походить с ними вдоль этого проспекта, останавливая одиноких прохожих и спрашивая, где тут у вас «мужик в пиджаке, а напротив - дерево».  В результате, на нашу удачу один прохожий работал в офисе, что напротив этого бара… Так что, уходя из гостиницы, запомните хотя бы ее название или забейте ее координаты или адрес в телефон.

Еда. Америка уникальна тем, что здесь компактно проживают различные диаспоры, которые хотят есть то, что они ели у себя на родине. И когда вы приходите в ресторан на Канал Стрит и заказываете утку по-пекински, то это будет именно утка по-пекински, которую едят китайцы, а не копченая утка со сливово-соевым соусом, которую к вашему столику выкатывает стилизованный под китайца киргиз. Возможно, с китайцами пример не совсем удачный, ибо они сейчас коптят своих уток по всему миру, но это первое, что пришло в голову: китайца можно заменить на любую другую национальность.

Ресторанов много. Они разные. Цены, как и везде, раз поесть  на человека – 25 долларов без алкоголя.  Чаевые 15-20%. Часто политика ресторана такова, что они включены в чек, тогда это обычно 10-15% и это видно в чеке. Иногда на чеке, чтобы Вам легко было считать, написано: "если хотите оставить 15% чаевых, это будет 13 долларов, если 20%, то - 18". Если чаевые не включены, то можете, конечно, не оставлять ничего: просто поймать на себе взгляд презрения официанта, встать и уйти. Считается, если у тебя есть деньги сходить в ресторан, то найдешь и дать на чай.

Был у меня забавный случай. В далеком 1996 году, сразу после учебы в универе поехал я в Америку по работе. Поселили меня в Бостоне в какой-то крутой гостинице, что-то там бла-бла-бла Бостон Плаза.  Нас было трое. Было поздно, мы были уставшие: решили  заказать еду в номер. Поскольку уверенно по-английски говорил только я, есть решили в моем номере, куда я должен был заказать еду. Позвонил. Заказал. Как сейчас помню: «...и еще, бутылку Абсолюта и два стакана.» - «У нас только литровые бутылки» - «Да, хорошо. И два стакана.» - «и ДВА стакана??» - «Да, пожалуйста. ДВА стакана.» - « Хэв э найс партиии!». Через полчаса вкатывает такой высокий черный дядька во фраке столик с накрытыми серебряными куполами блюдами, - все как в кино. И стоит. Я, такой советский пионЭр, говорю ему: «Спасибо.» Он стоит. Я: «Большое спасибо!» Он стоит. Я стою. Ну он развернулся и ушел. Потом, этот стол, который я выкатил в коридор, из-под моей двери не убирали сутки. Хотя, может так совпало...

В Америке федеральная минимальная оплата труда - 8 долларов с копейками в час. Меньше платить нельзя. Можно только официантам. Им можно даже 3-4 доллара в час платить, т.к. они зарабатывают на чаевых. Не скупитесь. Говорю это вам, как человек, за которым однажды гнался официант... Это было неделю спустя негра в Бостоне. Вермонт. Утро. Гостиница. Сидим-едим. Вокруг нас так и вьются два мальчика-официанта: «Как Вам нравится Ваш завтрак?», «Как вам кленовый сироп?», «Может быть что-то не так?» Так и хочется сказать: «Отстаньте, дайте нормально поесть.» Заканчиваем завтрак. Встаем и идем к лифту. Тут к лифту подбегает официант и вставляет ногу в закрывающийся лифт. Сам испугавшись этакой наглости, он убирает ногу и говорит: «Сэр, мне кажется, вы не заплатили за завтрак.» «Вам не кажется. Я не заплатил. Я же сказал: запишите счет на мою комнату.»  «Извините, сэр. Я так и сделаю.» - виновато с досадой сказал официант, и двери лифта закрылись. Сейчас не понимаю, как я тогда мог не понимать...  Вот черного из Бостона как-то не жалко. А этому мальчику до сих пор хочется дать чаевых, но в прошлое не вернешься. Я себя успокаиваю мыслью, что он выучился, вырос и стал миллионером.

Вещи, которые обязательно надо попробовать в Нью-Йорке :

Тибоун стейк – кусок говядины на косточке в фотме буквы Т. Считается, что именно американцы подарили миру стейки, ну если не подарили, то довели до совершенства. И именно в Нью-Йорке делают их хорошо. Фотка моя, но ... из Бразилии, пардон, - в Нью-Йорке не сфотил:

Бейглы. Мммм. В Беларуси таких не купишь! Это такие мягкие бублики. Сначала их варят, а потом запекают. Получаются они такие резиновые из-за этого. Не совсем булочные. Еврейская кухня. Их разрезаешь на две части вдоль (обычно они уже продаются надрезанными) – и в тостер, а потом намазываешь сыром Филадельфия. Эти на фото с изюмом и корицей, но бывают с чесноком, черникой, луком...

Горячие вафли по-новоанглийски с голубикой, политые кленовым сиропом. Это скорее, как и клэм чаудер, и лобстера, надо есть в Новой Англии, но в Нью-Йорке тоже есть кафе, где такое подают. На фото вафли, которые мне сделали друзья. Сбоку – оленья колбаса для завтрака (элемент необязательный :) ). Их надо есть, пока они еще горячие и хрустящие, а то потом они становятся как тряпочки. На вкус они совсем не такие, как бельгийские, хотя обычно их делают в формах для бельгийских вафель.

Нью-Йоркский чизкейк (!!!) – он есть везде. И везде он разный, но везде в нем нет ничего лишнего. В любом уличном кафе на Манхеттане его можно смело заказывать с чашкой кофе. Как вариант – закажите тирамису. Да, да, вы ели терамиссу тысячу раз, как и чизкейк. Но вы все-таки попробуйте их в Нью-Йорке!

Хот-дог! Где же его есть, как ни на его родине.  Их продают везде в передвижных и стационарных ларьках на улицах. В обед в районе Уолстрит я видел очередь из парней  в белых рубашках и галстуках, стоящих в очереди за хотдогами с уже где-то купленным кофе «Старбакс». Прошли те времена, когда он стоил доллар. Сейчас это 2-3 доллара. Если повезет: два хотдога за 3 доллара. Наполнители: горчица, кетчуп, маринованный лук и огурцы, кислая капуста, - все просто и вкусно. Ел в трех местах. Везде СОВЕРШЕННО разный вкус. На первой фотке этого рассказа слева на заднем фоне я увидел вывеску "Хот-дог 1 доллар." Хм. Значит есть еще места, но я не натыкался.

ГДЕ ПОЕСТЬ ДЕШЕВО, НО ВКУСНО И ПОЛЕЗНО. По всему Нью-Йорку есть сеть продовольственных магазинов, позиционирующих себя как магазины здорового питания. Что-то типа "Азбуки Вкуса", наверно. Называется сеть Whole Foods Market  (Цельные Продукты).  В этих супермаркетах есть специальная зона, где по принципу буфета (шведского стола) можно пообедать или поужинать. Выбор довольно велик, особенно для тех, кто любит составлять салаты. Причем, в разных магазинах – разный выбор. Мне больше всего понравился выбор возле входа в Центральный парк на пересечении 8-ой Авеню, 59 улицы и Бродвея, т.е. на так называемом Кольце Колумба (Каламбус Сёркес). Еда продается на вес: не важно, что вы взяли: курицу, семгу или кусок пареной репы, - цена одна. Наесться мужчине будет стоить долларов 20 без напитка. Это где-то 420-450 граммов еды. Если вы составляете себе салат и кладете наверх нарезанную индейку – 12-13 долларов. Мы всегда туда приходили голодными и каждый раз набирали по полкило, давая себе потом обещание брать меньше, - и так каждый раз. Введите название в Гугл Карты, и вы будете знать, где на Манхэттене они расположены. Спросите на кассе, где у них стоят столы, за которыми можно поесть, - они всегда есть, их всегда очень много, т.к. буфет очень популярен, но не всегда видно, где они.

ГДЕ ПОЕСТЬ ОЧЕНЬ ДЕШЕВО, ВКУСНО И НЕПОЛЕЗНО. Закусочные с хот-догами и пиццами на улицах, Макдональдс и т.п. Многие, я видел, делают себе бутеры, носят их с собой, а потом где-нибудь в Центральном Парке под  деревом в компании белок, коих в Нью-Йорке, как крыс, жуют свои сэндвичи. Мы тоже так делали один раз, когда на весь день брали велосипеды.

Места, которые нельзя ни посетить. ВСЕ достопримечательности Нью-Йорка – объекты, созданные человеком.  Многие из них – это места, куда нужно прийти, посмотреть, сфотить, поставить птичку: «был, видел, "и что здесь такого?", на ФБ разместил». Некоторые же запомнятся и будут вас манить снова и снова. Как сказала одна моя знакомая: «Большинство американских достопримечательностей из себя ничего не представляют. Но американцы умеют убедить тебя и весь мир, что ты просто не можешь умереть, если их не увидишь.» Где-то она права.

1. СТАТУЯ СВОБОДЫ. Не слушайте тех, кто говорит:  «Не надо на нее ехать, сядьте на бесплатный паром на Стейтен Айлэнд, проплывите мимо нее, - и все!»

Во-первых, паром на Стейтен Айленд проходит в полукилометре от статуи. Во-вторых, с острова Свободы открывается шикарный вид на Нью-Йорк и Джерси Сити. В-третьих, я вообще не представляю, как это: побывать в НЙ и не побывать на острове, где она стоит!?

Паром к с статуе ходит с самой южной оконечности Манхэттена с отдельной пристани. Билеты продают в круглом похожем на крепость здании из красного кирпича тут же. Ориентир: большой белый терминал с большими стеклами – это бесплатные паромы на Стейтен Айлэнд.  Вам, если стать спиной к городу и лицом к терминалу, нужно пройти метров 200 правее. Паром сначала идет на остров Свободы, потом на остров Элис, где находится музей иммиграции, а потом возвращается на Манхэттен. Приезжаете, вам дают аудиогид, который входит в стоимость посещения (16 долларов, вроде). Ходите-смотрите, заходите внутрь (там музей, в фойе которого находится старый факел, - а их уже поменяли несколько). Максимум, до чего можно подняться, – это ноги статуи. Дальше, в тело и голову, ведут винтовые лестницы. Билет туда надо заказывать заранее:  за несколько дней, а иногда и недель. Потом садитесь на паром, который идет на Элис. Можете из него не выходить (если музей иммиграции вас не интересует), а просто подождать, когда он направится обратно в Манхэттен.

2. ТАЙМС СКВЕР. Это то, что приходит в голову в числе первых трех ассоциаций, когда говорят ‘Нью-Йорк’. Таймс Свер - это площадь на пересечении Бродвея с 7-ой Авеню в районе 42-ой и 47-ой улиц.  Здесь раньше находился офис газеты «Нью-Йорк Таймс», который и дал ей название. Теперь уже никого не удивишь небоскребами, неоном, многоэтажными анимационными рекламными щитами: Токио, Сеул, Гон-Конг давно обошли Нью-Йорк по красочности и размаху этого дела. Но. Она была первая. Она – живая легенда.

На ней всегда многолюдно. Всегда снимают какое-нибудь шоу, берут интервью.

Вот сидит мужик с цепями на руках. Он хочет, чтобы какого-то китайского диссидента выпустили из тюрьмы.

Вот Две тетеньки с незамысловатыми плакатами: "Руки прочь от Сирии".  Тут же карта какого-то художника из Бостона, на которой показано, как Американский империализм напаскудил по всему миру, даже в Австралии.

Тут же сидят люди на стульях, готовые за 25 центов дать вам дельный совет по любому вопросу.

На площади сюрреалистично много Микки-Маусов, Элмо из "Улицы Сезам", людей, переодетых в суперменов и статуи свободы.

Вот стоит бабулька лет 80-и в одних трусах и сапогах, на шее – гитара. За пару долларов, она опустит гитару и потрясет перед вашей камерой обнаженной обвисшей грудью. А вот стоит двухметровый негр с идеальным телом, на котором нет ни прыщика, ни морщинки, ни волоска - экспонат для изучения мышечной анатомии.  За те же деньги он подергает перед вами своими грудными мышцами.

Есть там еще такой аттракцион. Своеобразная минута славы. Вас снимают и транслируют в режиме реального времени на один из огромных экранов на небоскребе, стоящем в торце площади. Желающих много, стоит очередь.

Для любителей сладостей: сразу за Таймс Сквер по направлению к Центральному Парку находится огромный магазин «M&M’s». Поклонникам этого продукта советую.

PS.: Чуть не забыл. Не летайте «Эир Франс», они возят обезьян в лаборатории для опытов.

3. ЧЕТЫРЕ  НЕБОСКРЕБА. Нью-Йорк – город небоскребов. Их там много, всяких и разных. Но местами паломничества туристов являются 4. Если считать Крайслер-Тауэр, то 5. Все они, кроме одного, находятся в пешей доступности друг от друга, и все на 5-ой авеню.

На пересечении 5-ой авеню и 23 улицы стоит Флэтайрон-Билдинг (Небоскреб-Утюг). Это один из первых небоскребов Нью-Йорка, где на стальной каркас, из балок, соединенных гигантскими заклепками, вешались все остальные элементы конструкции. Лучшее время – утро. Днем солнце светит сзади, и фотографии получаются не очень.

Далее, если идти по 5-ой, через 10 кварталов слева от вас на 34 улице вы увидите вход в Импаер Стейт Билдинг, символ Нью-Йорка. Это был его самый высокий небоскреб с момента постройки в 1931 году и до того, как в 1970 году были построены башни-близнецы, и после того, как они были взорваны в 2001.

На него можно подняться. НЕ СОВЕТУЮ: обзорная площадка обнесена решеткой, вида никакого. Поэтому идем дальше.

Нам нужно пересечение 49 улицы и все той же 5-ой авеню. Рокфеллеровский Центр (или как говорят американцы, Рокофелла Сэнта). Небоскреб был построен на деньги миллионера (на тот момент, он, вроде, был еще миллионером) Рокфеллера. Кстати, фотка, где рабочие сидят на стальной балке над городом: курят, едят и читают газету, - была сделана при строительстве именно этого небоскреба. В здании находятся офисы компаний ЭнБиСи, организаторов аукционов Кристис, и всяких других серьезных контор. У подножия небоскреба зимой устанавливают елку и заливают каток. Эта елка считается главной елкой страны.

Поднимитесь на Рокфеллеровский Центр! Наверху – двухуровневая смотровая площадка без решеток. На нижнем уровне - стекло, но обзору оно не мешает. Шикарный вид на Нью-Йорк. 27 долларов это стоит. Лифт идет со скоростью этаж в секунду, в нем стеклянный потолок, и вы видите, как летите вверх в его шахте. Очереди небольшие. Мы прошли за 20 минут.

Центр Мировой Торговли 1 или Башня Свободы – самый высокий небоскреб Нью-Йорка. Он был построен (и на момент написания мною этого рассказа еще не сдан в эксплуатацию) на месте разрушенных в 2001 году башней-близнецов.

Подняться на него пока еще нельзя. Но, надеюсь, когда это станет можно, вид будет такой же шикарный, как был со старого Центра Мировой Торговли, где площадка размещалась на самой крыше и не была огорожена для предотвращения попыток суицида, как на Ипаир Стейт.  Это была платформа в центре в метрах 5-и над крышей с перилами по пояс. А сама крыша по периметру была огорожена колючей проволокой: прыгайте на здоровье, с 5 метров не убьетесь, разве покалечитесь, ну а пока через проволоку будете пробиваться к краю крыши, о вас позаботится охрана.

4. Недалеко от Центра Мировой Торговли находится Уол Стрит. Финансовое сердце США. Хотя многие банки и финансовые учреждения уже давно переехали с этой улицы, Нью-Йоркская Фондовая Биржа до сих пор находится здесь. Это все, что здесь смотрят: здание Биржи и находящегося за углом Быка, символа Уол Стрит. К быку постоянно стоит очередь, даже две, одна – к голове, вторая – к, пардон, гениталиям. Хотите, чтобы бык был полностью в вашем распоряжении, приходите в часов 9 утра, - еще никого не будет: сможете и на голову быку залезть, взять его за рога и не только, и никто не будет мешать и торопить.

5. Бруклинский мост. Стальной подвесной мост на двух каменных опорах, соединяющий южную оконечность Манхэттена с Бруклином. На момент открытия в 1883 году это был самый большой подвесной мост в мире. Мост двухпалубный: верхняя – для пешеходов и велосипедистов, нижняя – для транспорта. Это еще один символ Нью-Йорка.

При строительстве опор моста строители работали на дне Ист Ривер в специальных колоколах, из которых откачивалась вода. Назывались они кессоны. Было замечено, что после поднятия наверх рабочим становилось плохо, некоторые даже умирали. Так декомпрессионная болезнь, когда кровь закипает, как шампанское, при резкой смене внешнего давления, и получила название кессонной. Я советую проехать этот мост на велосипеде: это быстрее и не так утомительно, как пешком. В Бруклине потом вам нужно будет свернуть с моста налево и вернуться к берегу не по мосту, а по параллельной улице, чтобы насладиться одним из лучших видов на Манхэттен.

Продолжение здесь: http://album.turizm.ru/46907/mess_20/ - по музеям, в Брайтон Бич и Центральный Парк следуйте за бабушкой-хиппи на зеленый свет:

Сенсационные скидки!
Ledi lyda
7 март 2014 г.
Спасибо. Много полезной информации для нас, тех, кто пока не отметился за горизонтом.
=foxy=
27 ноябрь 2013 г.
Спасибо за рассказ :)
AKA_Marple
Беларусь, Минск
26 ноябрь 2013 г.
Спасибо за комменты и комплементы. Очередь на посадку - привычное дело. Я в метель одну кружил больше часа как-то, но вот так, чтобы на земле все ворота были заняты, такого не видел. В таких случаях обычно просто подают передвижной трап и автобус.
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
26 ноябрь 2013 г.
Спасибо за рассказ!
25 ноябрь 2013 г.
Отличное начало! Как всегда на огромной высоте!
Никс
Обезьянок жалко :(
п.с. ваши отзывы буду читать - полезной инфо много.
25 ноябрь 2013 г.
Счастливчик! Побывать не в первый раз и описать так, как будто меня Вы водили по Нью-Йорку - по-хозяйски, без пафоса, так же как прогулялась уже с Вами по Стокгольму и пообедала в ресторане как в Барселоне :)

Пробка к терминалу - это цветочки, а вот когда над аэродромом кружишь потому что очередь на посадку...
Сенсационные скидки!
Суперскидки до 40% по акции раннее бронирование!
Любые формы оплаты туров, туры в кредит