Осенний Узбекистан: калейдоскоп впечатлений. Часть1: Хива

Отзыв написан: 18 октября 2013 г.
Посещенные курорты: Самарканд, Бухара, Нурата
     Это моё второе путешествие по Узбекистану, на этот раз- осенью. Когда улетала из Ферганы в апреле 2012 года, точно знала, что обязательно вернусь в эту красивую и гостеприимную страну.
     Как всегда, тщательно всё запланировала, обратилась к бухарскому туроператору "Ташриф-турс", от которого уже путешествовала, и которому полностью доверяла. Они подготовили тур по моим пожеланиям для трёх путешественников, с постоянным водителем во время тура, на комфортабельном вместительном автомобиле Grand Нundai Starex Lux.
     Наш маршрут: Хива (2 ночи)-крепости Хорезма в Каракалпакии (1 ночь в юртовом лагере)-Бухара (3 ночи)-Пайкент-Гиждуван-ущелье Сармыш-Нурата-озеро Айдаркуль (1 ночь в юртовом лагере)-Самарканд (2 ночи)-предгорья Тянь-Шаня (1 ночь)-Самарканд (2 ночи). В Бухаре, Самарканде, Хиве и на Айдаркуле я уже была, но мне так хотелось вернуться...
      Единственное, не смогла уговорить друзей начать путешествие с плато Устюрт и Арала - испугались они бездорожья и отсутствия привычного сервиса.
     После прилёта в Ургенч узнала о пропаже моего чемодана. Такое со мной произошло впервые... Конечно, расстроилась. Но самое главное для меня в путешествии - фотоаппарат - был со мной, из одежды - горные ботинки, джинсы и легкая рубашка из микровельвета. Правда, при +30 днем так  было ходить не очень комфортно, а купить в Хиве что-то другое было невозможно... Но менять маршрут и друзей подводить не хотела,
      Да и пока гуляла по Хиве, напрочь забывала о проблеме с чемоданом: ведь это - город- сказка, и именно с неё началось моё первое знакомство с Узбекистаном.

Заселились мы поздно ночью, но в семь утра, пока мои друзья спали, я уже вошла в город, благо отель "Малика" был в 2-х минутах ходьбы от главного входа, и бродила по городу, вспоминая, и заново восхищаясь этим золотисто-лазоревым чудом.

Ворота крепости Ичан-Кала

К сожалению, эта крепость открывается только в 9 утра, закрывается в 18.00,  но вокруг можно гулять круглые сутки.

Огромный необъятный минарет Кальта-Минор: к нему постоянно сворачивала, не могла наглядеться:

Узкие улочки с тандырами, декоративными и реальными:

А мамочки на улицах уже поджидают туристов, попутно занимаясь рукоделием и пригдядывая за малышами
Медник уже что-то мастерит ранним утром

Торговцы тканями, платками и сладостями уже заняли боевые позиции возле входов в музеи

Я не уставала  восхищаться красотой тонкой резьбы на колоннах айванов и дверях

и заглянула  в мастерскую резчика, повторяющего древние узоры

В пятничной мечети 10 века 213 резных колонн, и все они - разные

На 33-метровый минарет этой мечети можно подняться и увидеть Хиву сверху

Под вместительными древними торговыми куполами всегда прохладно

Исторические подробности я уже описывала в предыдущем рассказе "От Хивы до Намангана" http://album.turizm.ru/139168/mess_1/velikij_shyolkovij_put_ot_hivi_do_namangana/. В нём слишком много "кипятка" вперемешку с полезными сведениями, по переписывать его уже не буду, И повторяться тоже не буду.
Напомню, о великих хорезмийцах:  об астрономе Бируни, математике Аль-Хорезми...Но бОльшая часть мужского населения  Хорезма была всё-таки воинами, причём суровыми и беспощадными. Мужчины Хорезма имели право украшать только оржие, и носить лишь простые однотонные халаты. Зато у женщин по местным традициям полный комплект украшений весил 12,5 кг! И что интересно, внешний вид украшений напоминает защитные воинские доспехи. И есть древний хорезмийский эпос "Кырк кыз" - "Сорок дев", рассказывающий о девушках-воительницах во главе с царевной, успешно защищавших родной край от завоевателей. Предметы воинского облачения, привычные для женщин кочевых племен – шлем, щит, лук со стрелами, кольчуга – со временем утратили свое изначальное предназначение и стали их стилизованными символами в оригинальных ювелирных изделиях, но мифы об амазонках имеют реальную основу.

В процессе подготовки воинов даже учили ходить по канату. Самых ловких и хитрых засылали в город, который собирались завоевать, в качестве ..бродячих артистов: они не боялись высоты, и помогали открыть ворота. Цирковые актеры - наследники тех самых воинов, и сейчас выступают в Хиве. И среди них есть 4-х летняя девочка:

У  этих артистов не только прекрасная координация, но и отменный слух: после выступления от зажигательно сыграли нам на барабаных и карнаях

Айван -приёмная дворца хивинского хана

Айваны всегда ориентированы на север, и благдаря этому инженерному решению, в них всегда прохладно.
Туристов было очень много, больше чем в апреле 2012 года.

В мавзолее Саид Аллауддина мы встретили семью, праздновавшую Катна-килиш - праздник обрезания. Этот маленький приц в серебряной парче и есть виновник праздника:

Вечером после экскурсии, накупив красивых шёлковых шарфиков, пиалок, поужинав, мы отправились на прогулку по стенам Хивы.

Для моей подруги Хива была первым городом Древнего Востока, как и для меня в мой прошлый приезд. Когда я спросила, понравился ли город, она воскликнула: "Я ощущаю себя на дне расписной пиалки"!
Далее - нас ждали крепости Хорезма и ночевка в пустыне Каракум в юртовом лагере возле крепости Аяз-Кала.
Продолжение следует.

Путешествия в солнечный Узбекистан
25 октябрь 2013 г.
Да, такую историю о минарете Кальта-минор я слышала. Но в каждом городе обо всех высоких минаретах рассказывают подобные истории: и запирали в них неверных жен, преступников, неугодных, и сбрасывали них и т.д.
Natalali
Германия, Мюнстер
25 октябрь 2013 г.
Боже мой, я была в Хиве 30 лет назад, ещё ребёнком, а вижу те же краски, всё точёное и причистенькое, всё сохранено идеально, несмотря на сложные времена. Ланка, а правда, что в этой голубой башне запирали неверных жён в древности? Так нам экскурсоводы рассказывали. Спасибо за рассказ!
22 октябрь 2013 г.
Ой, солёненький айранчик, да в танёчке, да на курпачах - класс!)))
22 октябрь 2013 г.
Да ладно! Мы к этому привыкшие. У друга в саду есть замечательное место. Растет огромная хурма, а под ней лежанки и столик. Катык разбавить холодной минералкой, тень--что еще надо! Здорово в Узбекистане!
21 октябрь 2013 г.
Спасибо, Наманганец! И дай Вам Бог удачного путешествия! Но Вы самое пекло собираетесь ехать?! В Бухаре в начале октября днём до +37 было...
21 октябрь 2013 г.
Да! Буду стараться побывать в тех местах. Очень интересно. Фото чудесные.
Жаль, что мне в этом году не удалось побывать в Узбекистане. Все по "дальним заграницам мотаемсИ". На следующий год запланировал июль-август. Даст Бог --получится.
Благодарю за рассказ.
Андрей, спасибо)))
19 октябрь 2013 г.
Очень красивые фотографии! Посмотрел с удовольствием! Спасибо большое.

Lanka Baginska! Постарайтесь не обращать внимания на комментарии, которые относятся к Вашему рассказу весьма отдалённо. Рассуждения комментаторам на тему общественно-политической обстановки в той или иной стране следовало бы оставлять на страничках форума, а не в разделе, относящемся к комментариям рассказа.

Еще раз спасибо автору за отзыв о приятном путешествии.
Achuluk
Россия, Петрозаводск
19 октябрь 2013 г.
Уважаемая Lanka Baginska, извиняюсь превелико. Рассказ по ссылке прочёл, весьма недурён, но следовало бы указать ссылку в самом начале, а не ...ой забыла. Фото признаю хорошее, надо будет сгонять в Узбекистан. Однако, хочу заметить , что не всё так прекраснодушно в солнечном Узбекистане, ведь именно они, добрые узбеки, выперли из страны многих русских и не русских семей, в том числе и тех, кто там родился и вырос, во времена перестройки и гласности... Люди вынуждены были за копейки продавать своё имущество и сваливать...А так не спорю красиво, чинно и благородно. Всех Вам благ.
18 октябрь 2013 г.
Уважаемый Achuluk, у нас с Вами никаких общих счетов не было. А если Вам в рассказе ничего не понятно, то это уж не моя вина. К тому же ссылку на мой рассказ с подробными сведениями о Хиве я указала, Чтобы не повторяться.
Achuluk
Россия, Петрозаводск
18 октябрь 2013 г.
Не с точки зрения сведения счётов, а так...между прочим. Это не рассказ, а набор открыток, пусть даже и фотографий скопом...У меня, даже промелькнула мысль, что Вы этим "рассказом" оскорбляете эти места..Как сказал один гид комментарий и вопросов нет , когда всё понятно или ничего. Надеюсь Вам понятно всё! А вот мне из Вашего рассказа ...увы.
18 октябрь 2013 г.
Спасибо, Lorens! Россиянам виза пока не нужна, а в Риге есть консульство Узбекистана. Турфирма, от которой я летала, принимает и граждан Евросоюза, и оказывает им визовую поддержку)
Lorens
Латвия, Вентспилс
18 октябрь 2013 г.
Интересно и красиво! Спасибо автору. Я тоже мечтаю побывать там. А как вопрос виз решается?
18 октябрь 2013 г.
О, да, Малтат, и очень много!
Малтат
Россия, Красноярск
18 октябрь 2013 г.
Совсем забыли про бывшие союзные республики, а ведь там тоже можно много интересного увидить.
18 октябрь 2013 г.
Таня, спасибо! Разделяю Ваше обожание, и вернусь в Узбекистан снова)!
18 октябрь 2013 г.
Спасибо, Тина! Да, было, конечно, жарковато в начале октября: днём в Хиве +26-30, в Бухаре- аж до +37, в Самарканде - не так жарко было, +24-28, а перед вылетом внезапно похолодало до +12... Лететь - не так далеко, как вам кажется: Тай или Индия от Мюнхена значительно дальше)). Кстати, больше всего туристов в Узбекистане было именно из Германии и Франции).
ТаняТ.
18 октябрь 2013 г.
Как здорово!!! Фотографии красивые! Обожаю Узбекистан!!!
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
18 октябрь 2013 г.
Браво!Хива!Мечта моей молодости...... спасибо за такой интересный рассказ!Какая резьба по дереву,а восточные дворцы,архитектура - это настоящие произведения искусства.Жарко только,наверное там...и от нас далеко и долго лететь....Ну... это уже второй вопрос.:)
18 октябрь 2013 г.
Спасибо! Конечно, жаль, но языкового барьера практически нет: люди среднего возраста, в основном, говорят по-русски. Да и добраться туда не сложно)
18 октябрь 2013 г.
С нескрываемым удовольствием прочла Ваш рассказ, чудные добрые снимки. Немного грустно, что это уже не наша страна и я там так и не побывала.
Путешествия в солнечный Узбекистан
Персональный подбор туров в Узбекистан
Удобные способы оплаты, туры в кредит