Отзыв написан: 23 сентября 2013 г.
Посещенные курорты: Судак
Этот благодатный край имеет столь давнюю и устойчивую репутацию и так притягателен для активных туристов и просто отдыхающих, что не нуждается в дополнительной рекламе. Мне просто хочется коротко поделиться своими впечатлениями от поездки и рассказать об особенностях тура, знание которых, возможно, окажется кому-то полезным.

Часть 1. Общие впечатления
Для знакомства с Крымом (ранние детские впечатления не в счет) мы выбрали пятидневную экскурсионную программу, включающую основные достопримечательности полуострова. Путевку приобретали через турфирму «Вокруг света» (давно и удачно с ними сотрудничаем, имея 5%-ную скидку постоянных клиентов). Принимающей стороной в Крыму выступала компания «Грин тур», но, как я поняла, непосредственно организовывала путешествие компания «Бюро путешествий Крым».
Когда мы выбирали программу, то со всей очевидностью понимали, что она обзорная, очень насыщенная и интенсивная, а, следовательно, большого количества свободного времени не предусматривает. Среди предложений был и есть еще вариант с дополнительными тремя днями отдыха в Ялте на базе санатория им. С.М. Кирова. На мой взгляд, для тех, кто не лимитирован временем и финансами, это очень неплохая и достаточно комфортная альтернатива. Если бы у нас была возможность путешествовать более продолжительное время, мы, несомненно, выбрали бы программу с отдыхом. Но, увы, обстоятельства порой сильнее наших желаний.
Программа нашего тура достаточно стандартна и известна тем, кто интересуется этим направлением. Она предполагает знакомство с Судаком, Новым Светом, Феодосией, Коктебелем, Гурзуфом, Ялтой, Севастополем, Бахчисараем, посещение армянского монастыря Сурб-Хач, Никитского ботанического сада, дворцов в Массандре, Ливадии, Алупке.
Невозможно подробно рассказать обо всем увиденном и услышанном, ибо в этом случае я рискую остаться без читателей. Во-первых, моего литературного «таланта» явно не хватит, чтобы описать всю эту красоту. А во-вторых, все мы разные, а наши впечатления индивидуальны, и  неумеренные восторги одних туристов могут ввести в заблуждение и стать причиной разочарования других, если те настроены более скептично или же критично. Поэтому я постараюсь стремиться к объективности, если это вообще возможно.
Тем не менее даже краткий перечень достопримечательностей позволяет с уверенностью предположить, что в этом туре вы обязательно получите множество впечатлений. Изумительная по красоте и очень разнообразная природа, чистый сухой воздух, наполненный ароматами моря и хвойных растений, знакомство с непростой, а подчас и драматической историей этого края, теплое море, горные серпантины, множество интересных мест, мимо которых любознательный турист пройти не может, подробный и интересный рассказ нашего замечательного гида Елены Дёминой - все это сделало нашу поездку незабываемой.

Вид на море от Форосской церкви

До начала тура среди прочих неизбежных тревог меня особенно волновало, состоится ли посещение Генуэзской крепости, галереи Айвазовского (она бывает закрыта в дождливые дни) и Никитского ботанического сада. К счастью, все сложилось удачно. Кроме того, меня порадовала непредвиденная замена в программе: вместо Инкермана мы посетили Херсонес, что для меня было предпочтительнее. А в Инкермане, надеюсь, мы побываем в следующий раз.
Нацеленные на максимально полный обзор мы посетили все предлагаемые в туре дополнительные экскурсии, о чем нисколько не пожалели. Все было очень и очень интересно. Поэтому я хочу отметить лишь то, что произвело на меня неожиданное и особое впечатление.
В первую очередь это древняя Генуэзская крепость в Судаке - поистине грандиозное сооружение, которое к тому же неплохо сохранилось. Увлекательный рассказ нашего гида и прекрасные виды на море с высоты Консульского замка дополнили мои восторги.

Генуэзская крепость

Никитский ботанический сад – это просто рай для любителей и знатоков растений. В любое время года там есть на что полюбоваться. Гигантские секвойи, потрясающая бамбуковая роща, лавровые аллеи, розарий, хризантемы, коллекция пальм, а также многое другое, наверняка, поразят воображение ценителей природы.

В Никитском ботаническом саду

Из предлагаемых к посещению резиденций мне более всего понравился Ливадийский дворец. Стало понятно, почему именно в этом месте любила отдыхать семья Николая II, хотя выбор у них, как вы понимаете, был. Один вид на море из открытого окна царского кабинета чего стоит. Он просто восхитителен! Я не представляю, как можно работать, находясь в таком месте, если ты не художник или поэт? Правда, говорят, что царь умел не смешивать работу и отдых. И приезжая на отдых, отдыхал, а не «работал с документами».

Ливадийский дворец

Вид из окна царского кабинета в Ливадийском дворце

Еще одна неожиданность – сильные впечатления от посещения панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.". Там мы на самом деле ощутили колоссальный эффект присутствия. Сравнивать, наверное, некорректно, но я не помню, чтобы подобное ощущение у меня было во время посещения Бородинской панорамы. Возможно, такому эффекту способствовал еще и вдохновенный, без преувеличения, рассказ научного сотрудника панорамы.

В Севастопольской бухте

Памятник затопленным кораблям

Руины древнего Херсонеса

Владимирский собор

Также хотелось бы отметить экскурсию (вернее, лекцию) на даче Чехова в Гурзуфе. Это была не лекция, а настоящий мини-спектакль, в ходе которого Владимир Иванович Костюченко с артистизмом, достойным подмостков чеховского МХТ,  рассказал нам об истории этого замечательного места, связанного с именем писателя.
Мне показалась своеобразной (под стать хозяину дома - большому оригиналу) и экспозиция музея Максимилиана Волошина. И рассказ экскурсовода – очевидно, преданной поклонницы творчества М. Волошина – тоже оставил след в душе и в памяти.

В Коктебеле

И уж совершенно неожиданные впечатления я получила от дегустаций на заводе шампанских вин «Новый Свет» и вин «Массандра». Имея прежний (не очень-то позитивный) опыт дегустации в испанской бодэге, поначалу я скептично отнеслась к этим пунктам программы. Но природное любопытство пересилило. Оказалось, что это «мероприятие» тоже может быть интересным. На заводе шампанских вин у нас была полноценная экскурсия, в процессе которой технолог рассказала  об особенностях производства классического шампанского, нам были показаны подвалы, где зреет тираж, энотека (коллекция вин). А на дегустации мы с удовольствием попробовали несколько видов классического шампанского и игристых вин, после чего я пришла к выводу, что до сих пор ни разу настоящего шампанского мне пить не приходилось. Как вы понимаете, после дегустации вся наша группа завершила экскурсионный день в весьма радостном и приподнятом настроении.
Не менее интересно прошла и дегустация десяти различных вин «Массандры». Мне даже удалось кое-что законспектировать из рассказа специалистов-виноделов.

Новый Свет

Одно из ярких впечатлений путешествия – морское купание на набережной Ялты на рассвете. Ради этого стоило не полениться и встать в 5 часов утра после насыщенного экскурсионного дня.

Восход солнца в Ялте

Скульптура "Дама с собачкой"

Подводя общий итог, можно с уверенностью сказать: несмотря на то что нам удалось увидеть очень много, появилось непреодолимое желание снова вернуться в Крым – для неспешного созерцания его красот и знакомства с другими интересными местами, которых еще очень много.
Хотелось бы, чтобы наши страны разделяли только эти пограничные столбы памятника в Симферополе, а не реальные границы.

Часть 2. Особенности организации тура и другие нюансы, о которых лучше знать заранее
Если вы приехали в Симферополь очень рано (а время сбора группы - 9 часов),  можно оставить вещи в камере хранения (работает круглосуточно, стоимость 13 гривен), и на троллейбусе 6/7 (такие странные в Симферополе номера – с дробью) съездить в центр города (это 3-4 остановки). Еще есть кольцевая маршрутка А и Б. Но из ее окон вы увидите не центральные, а обычные улицы города, поэтому, если вы не ставите целью изучить жизнь столицы Крыма изнутри, лучше ехать в центр.
При выборе поезда до Симферополя и обратно я рекомендую по возможности обращать свое внимание на поезда российского формирования. Как бы то ни было, но, на мой взгляд, порядка на российских железных дорогах гораздо больше, нежели на українской залізнице. В противном случае вы рискуете столкнуться со своеобразным, мягко говоря, пониманием проводниками украинских поездов своих обязанностей и тем более их исполнением. Впрочем, это вполне можно пережить. Главное, чтобы работал кондиционер. А он таки работал.
Еще одна деликатная, но немаловажная подробность, особенно с учетом того, что после прибытия поезда до встречи с группой проходит более трех часов. Платный туалет в здании  вокзала Симферополя расположен так, что не заметить его невозможно. Однако если выйти из здания вокзала на перрон, то слева от здания вокзала вы обнаружите еще один туалет. Курьезная подробность: этот туалет бесплатный для мужчин, а дамам предоставлено право выбора: при входе в помещение над правой дверью есть надпись по-русски крупными буквами - ПЛАТНЫЙ, а над дверью слева буквами помельче уже по-украински - БЕЗКОШТОВНИЙ. Для непосвященных открою секрет: на русский язык это загадочное слово переводится как бесплатный. Мы-то тоже не лыком шиты!
Туристические группы размещаются на базе пансионатов и санаториев, которые нередко диктуют время начала завтраков и ужинов, чем могут существенно осложнить график выполнения напряженной экскурсионной программы. В Судаке мы две ночи жили в пансионате «Звездный», а в Ялте в санатории им. Кирова. В первом условия проживания и питание попроще, во втором получше, но в целом везде было нормально. Есть открытые бассейны (вода пресная), море в 15-и минутах пешего хода. Надо быть готовым и к тому, что в «Звездном» расселение происходит по сложившимся еще в незапамятные советские времена правилам, а именно: каждому туристу надо заполнять анкету с указанием своих паспортных данных. Когда в группе 40 человек, это может слегка раздражать. Расслабьтесь! Поверьте, не стоят эти потерянные 10-15 минут вашего испорченного настроения. Также будьте готовы к тому, что багаж кое-где надо будет переносить вручную, преодолевая лестницы, т.к. автобусы не могут подъехать непосредственно к местам проживания, а санатории строились в те незапамятные времена, когда чемоданов на колесиках мы еще не видели. Поэтому не заполняйте свой чемодан сувенирами в первый же день путешествия.
Автобусы в процессе тура меняются. Обычно в таких турах за туристами не закрепляется постоянное место, поэтому народ имеет привычку периодически мигрировать по автобусу. Тем, кому принципиально важно сидеть на втором ряду, это вряд ли понравится. Однако я думаю, что для большинства туристов это не так уж важно.
При подготовке к путешествию я слышала нелестные отзывы о качестве сервиса в Крыму. Что можно сказать по этому поводу? Нам везде приходится общаться с разными людьми, и многое зависит, в том числе, и от того,  какие мы сами, насколько доброжелательно настроены. Не надо формировать у себя завышенных ожиданий. Надо понимать, что в Крыму мы будем общаться с НАШИМИ бывшими и теперешними соотечественниками. В целом атмосфера дружелюбная, но, конечно, кое-где можно столкнуться и с грубостью. Никто и нигде от этого не застрахован. Если такое и случится, то только в вашей власти не допустить, чтобы это испортило вам настроение.
Хотелось бы обратить внимание тех, кто собирается в подобный тур, что искупаться в море можно не только в свободное время, которого маловато, но и непосредственно в ходе экскурсионной программы. Такая возможность может появиться в Коктебеле, в Гурзуфе (на даче Чехова) и в Херсонесе. Если подготовиться заранее, вполне реально не упустить такой хороший случай.
И еще один момент. Программой тура предусмотрен лишь внешний осмотр Бахчисарайского дворца. Однако если вы отважитесь отказаться от предложенного обеда и не пожалеете 60 гривен на входной билет в музей, вам вполне хватит времени хотя бы бегло ознакомиться с интерьерами ханского дворца, в том числе и с гаремом, и увидеть своими глазами Бахчисарайский фонтан, воспетый Пушкиным. На мой взгляд, это того стоит.

Бахчисарайский дворец

В музее Бахчисарая

А если вы планируете в качестве сувенира покупать крымское вино или коньяк, то лучше это делать в фирменных магазинах конкретных заводов. Там цены ниже и качество продукта гарантировано (так, во всяком случае, утверждают).
Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать. Если у кого-то появились вопросы, задавайте. На какие смогу - отвечу.
Желаю всем удачных путешествий и замечательных впечатлений!

P.S. Я восстановила исчезнувшие фотографии и добавила новые.
Со времени написания мною рассказа утекло много воды и ситуация кардинально изменилась. Но я не буду ничего исправлять: что было, то прошло. Надеюсь, что мы, несмотря на всё, что произошло, со временем сможем восстановить добрососедские отношения и красотами Крыма будут любоваться, как и раньше, граждане как России, так и Украины - независимо от их национальности.
Отдых на море по лучшей цене!
B.O.
Северный полюс, Северный полюс
30 сентябрь 2013 г.
Не был в Крыму с советских времен, с интересом прочитал, что там сейчас. Фото хороши!
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
23 сентябрь 2013 г.
Хороший рассказ!
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.