Отзыв написан: 6 сентября 2013 г.

Мартиника. Фор-де-Франс

Наденьте платье в горошек (розочку, клеточку, с бантиком или без), спуститесь с трапа корабля (самолета, подножки авто). Ах да! Шляпку с собой непременно, а мужа оставьте дома - обстоятельство, которое меня безмерно огорчало все предыдущие 7 дней круиза. Потому что путешествуем мы всегда вместе ( ну, почти всегда), мне с ним  нескучно, дудим мы в одну дуду уже много лет и в странствиях мне не найти лучшего попутчика и друга. Но в этот раз его " заезженный" российский загранпаспорт явно не вмещал в себя всех круизный виз, а времени оставалось мало - не успеть поменять на новый. И я, прихватив подругу и шляпку, умчалась из северной февральской хмари вслед за солнцем. И охватило меня то знакомое петербуржцам июньское чувство, что день длится вечность, что жизнь прекрасна и светла - пока не вломится август в окружении своих темных ночей. Каждый, кому довелось лететь долго на запад замечал, наверное, что день нескончаем ( или ночь - уж кому как повезет)
Шляпка должна быть непременно. Без шляпки теряется флер Мартиники, затерянного на другой стороне Земли кусочка Франции - той, существующей в романах Франции, которой и у французов - то уже нет давно.

Но что бы найти шляпке достойное место в мартиникской истории я должна эту самую историю вместе с географией немного прояснить.

Мартиника ( виза туда нужна особая, Шенген не годится) - один из пяти заморских департаментов Франции; существуют еще Заморское Сообщество и Заморские административно-территориальные образования. Разницу уловить мне удалось с трудом, как не смогла бы я объяснить иностранцу в чем суть бывших Советских Федеративных  и Автономных республик, Округов и Областей.  В этих Заморских владениях Франции, разбросанных по островам Индийского и Тихого океана, Карибского моря, а также в Северной и Южной Америке живет два с гаком миллиона темнокожих французских граждан, обязанных знать официальный французский язык.  В отличие от бывших республик СССР и отдельных субъектов нынешней Российской Федерации самоуправляться и отделяться они не желают, а если и желают, то не сильно стремятся, потому как мотивации нет. Островитяне могут жить где им заблагорассудится, но как и в нашем, российском, случае свободно передвигаться и найти свое место под солнцем не есть одно и то же. Не обретшие манны небесной во Франции, от сильной обиды на хорошо тут устроившихся жгут иногда их авто и, вообще, бузят. Франция обратно на острова их сослать за это не может и обустраивает жизнь в своих пляжно-банановых департаментах, что бы бежать оттуда неповадно было. Создает рабочие места, развивая всякие там курорты, и усиленно рекламирует их, что вполне заслуженно. Живописной иллюстрацией к сказанному может служить хотя бы Бора-Бора - были не многие, но слышали все.
Фор-де-Франс

Галантностью французских мужчин принято восторгаться, томно закатив глазки. Ничего подобного я за собой раньше не замечала, как и не замечала особой обходительности во французах, пока не спустилась на мартиникский берег. Понятно, что как Любознательную Леди меня это явление заинтересовало и я отправилась искать его истоки.

Когда-то Франция, наряду с Британией, Португалией и Испанией имела колонии по всему миру. Но то ли французы были лояльнее к туземцам, то ли невольников отбирали по характеру, но факт для меня остается фактом: темнокожее население Доминиканы - с испанский рабовладельческим прошлым и французской Мартиники отличаются от островитян бывших английских колоний не только дружелюбным характером, но и цветом кожи, явно указывающим на то, что любовные истории с чернокожими рабынями случались повсеместно.
Юные жители Мартиники

Нынешние яростные поборники демократии, подобно даме, от души повеселившейся в молодости, а ныне порицающей нравы, берутся поучать нас, умалчивая тот факт, что еще в 20 веке в США имело силу One drop rule, или Правило Одной Капли Крови (стопроцентно белый). Это сродни чистокровному разведению собак - что бы получить медаль на выставке родословная  до 32 колена должна быть чистой - иначе пожалуйте в дворняжки.

Кафедральный собор
Фор-де-Франс.Библиотека
Библиотека
Эта конструкция не даст рассеянному пешеходу шагнуть под колеса на пешеходном переходе

В Фор-де-Франс, столице Мартиники - городе современном и очень европейском по качеству общественного транспорта, количеству музеев, библиотек, культурных и бизнес центров - существует очень любопытный дом - музей, представляющий, чуть не сказала - дореволюционный, быт местной зажиточной семьи.
 Гуляешь по 2 этажам особняка и в комнаты заглядываешь: столовая, кухня, гостиная, кабинет, туалет, спальни, детские - все, как полагается. Только населен дом манекенами с цветом кожи кофе с молоком: что у хозяев, что у прислуги.
Фор-де-Франс. Музей истории и этнографии

Я  не вдавалась в изучение вопроса когда и почему французы разрешили смешанные браки (подозреваю, что произошло это после Великой Французской революции), но из музея вынесла четкое убеждение, что уже в 19 веке цвет кожи во французских колониях не являлся препятствием к процветанию. Иначе я взглянула и на описанную в "Унесенных ветром" гражданскую войну между Севером и Югом. Тогда Северные капиталистические штаты разбили рабовладельческий Юг и .....узаконили на долгие десятилетия расовую сегрегацию ( белый всегда прав, все лучшее - белым) ; теперь же нас пытаются наставлять в вопросах демократии: Сказка про Белого бычка.

Вдали от центров цивилизации жизнь порой как бы консервируется. Нет, не так что бы заокеанские темнокожие французы жили в хижинах или ездили в кабриолетах, а так что сохраняются некие традиции, жизненные устои и, в случае с Мартиникой, отношение к даме, шагнувшей с трапа круизного корабля (не лайнера, а именно корабля о трехстах пассажирах), Грянул оркестр. Замечу, для меня одной. Группы туристов, организованно отправившихся обозревать красоты острова, уже увезли автобусы; а кто-то еще не проснулся, утомленный ночной разудалой жизнью корабля. Не знаю, может и впрямь дамская шляпка производит на представителей сильного пола неизгладимое впечатление, возвращая нас к тем временам , когда удачно скроенное платье скрывало промахи природы и приукрашивало достойное созерцания. Оркестранты отвесили мне легкий поклон. " Ну понятно, работа у них такая. Шербур тоже оркестром встречал и розы вручал" - подумала я и ступила на голубую асфальтовую дорожку, задача которой привести меня в город. Навстречу прохожий, приостановился, полуоборот в мою сторону и - был бы котелок-приподнял бы его, знаете как это в фильмах про старину, дам и джентельменов бывает. Слегка улыбаюсь в ответ и дальше по голубой дорожке иду - это они хорошо придумали, покрасив тротуар в цвет неба - выходишь за ворота немаленького порта и там не заплутаешь.

Голубой тротуар для туристов

Вот и вывела она меня к крепости.

Это сейчас мирная объединенная Европа совместно решает получите вы визу в шенгенский рай или может провинились в чем перед немцами или французами, тогда уж ни итальянцы, ни финны  вам ее точно не дадут. А в те стародавние, и не очень, времена ладу между ними не было, вот и понастроили крепостей по всем берегам и пригоркам дабы обороняться и укрываться от коварных соседей.

Французы - и на Карибах французы. Свой самый крупный форт Антильских островов они построили в устье реки, название которой, конечно же, Мадам (la Riviere Madame), причем, как водится, сначала в 1639 году оборонную часть и только через 30 лет основали сам город. Вначале форт носил название Королевский, потом королям головы поотрубали и крепость переиминовали в Республиканскую.
Жертва гильотины

Ну а потом, когда вину свою перед погубленными винно и невинно осознали, форт получил свое третье название Форт де Франс - нейтральное на всякий случай, мало ли как история повернется. А она и поворачивалась: короткое время - 5 лет во время английской оккупации - форт носил название Эдвардс. Форт французы отбили, но как люди практичные два футбольных клуба, до сих пор процветающих, оставили себе и имена английские Golden Star и Good Luck сохранили. Все-таки французы ребята с юмором.

Постепенно привыкаю к тому, что каждый встреченный мною джентельмен приветствует мою шляпку. Ничего общего с восточной приторной слащавостью это галантное внимание к моей особе не имеет и обмазанной патокой я себя не ощущаю. Солнце припекает по- Карибски, а оно здесь - в отличие от мужчин - весьма и весьма коварное. Все-таки мы не так далеко от экватора, хотя меня и не перестают поражать местные лиственные деревья - для них февраль - это зима и многие на всякий случай сбрасывают листву.
На Карибских островах многие лиственные деревья зимой листву сбрасывают.

Укрываюсь от карибской февральской непогоды - плюс 30 в тени - в приятной прохладе музея департамента. Человечеству свойственно наступать на одни и те же грабли: завоевываем, отвоевываем, грабим, уничтожаем - потом исправляемся и боремся за мир во всем мире и с теми, кто еще не исправился. Так и здесь, на Антильских островах, среди которых Мартиника самый крупный. Когда-то Христофор Колумб его открыл и не обрядщи золота - закрыл как мы захлопываем неувлекшую нас книгу. А может карибам-каннибалам, которые уже съели аборигенов-араваков (см. Райская ссылка для банкиров)белое тело первооткрывателей показалось подарком судьбы. Словом,  Антильские острова Колумба не заинтересовали.

Но свято место пусто не бывает - так решил кардинал Ришелье и отправил первых миссионеров обратить туземцев в веру истинную, а заодно уж и испанцев, золотому тельцу не в меру поклонявшимся, проучить: построил форт и завел моду на пиратство в Карибском море. Так появились французские флибустьеры в Вест-Индии. Заниматься грабительско-убивательной деятельностью дозволено было только при наличии особой разрешительной грамоты, или "комиссии". В ней указывалось на какие корабли и колонии флибустьер имел право нападать и в каком порту сбывать награбленное. Жили и трудились по понятиям. Служащие разбойного дела имели страховки на случай утери работоспособности. Помимо "комиссий" для крупных пиратских сообществ существовал патент на индивидуальную пиратскую деятельность, или "каперское свидетельство". Десять процентов от доходов отдавалось французскому губернатору, а уж он решал на какие народные нужды пустить казну. Не верите? А зря! Все это довольно известные факты из пиратской истории, а знаменитый голливудский фильм лишь красочная надуманная кассовая история.
Pierre Bélain, Sieur d'Esnambuc (1585–1636), основатель первой французской колонии на Мартинике

Французской моде последовали другие государства, а Британская корона не только подхватила французскую инициативу (случай в истории взаимоотношений двух стран нечастый), но и развила ее, введя в жизнь прогрессивный подоходный налог: чем больше награбил - тем больше отдай в казну.

Когда грабить стало уже нечего европейские страны предприняли первую попытку мирного сосуществования и сотрудничества - на Карибских островах основали сахарные плантации и рабовладельческий строй. Работников пришлось приглашать из Африки, потому как местный людоедский люд трудиться на предмет своей добычи не желал.  Позже Франция завела еще одну моду - на резервации: карибов отлавливали и, в отличие от жестоких испанцев и британцев не уничтожали, а ссылали на необитаемые еще острова. Позже французы за свою гуманность поплатились, но история Великой французской революции известна нам всем со школы и повторять ее я не буду.

С начала моей высадки на Ямайку минула неделя, пройдено четыре остова, а мои близкие до сих пор без подарков, пора и на шопинг отправиться.
Фор-де-Франс. Торговая улица в старом городе

И, о радость! Среди всей этой карибо-долларовой  неразберихи с самостийными курсами
наконец-то тихая евровая обитель и внятные цены. Магазины пестрят модными броскими тряпочками - все-таки Франция, хотя и заокеанская, и они -  не китайские! В Фор-де-Франс есть большие торговые центры для тугих кошельков, но глаз радует цветистость магазинчиков и лавчонок с товарами из Колумбии и Бразилии. Напрасно я пренебрегла этим изобилием - думала на следующих островах, еще ближе к Южной Америке, избавлюсь от пачки так удачно поменянных в Хельсинки однодолларовых купюр. Ан нет! Райские птички в таком изобилии там не живут. Подарки - дело серьезное. Не люблю получать и сама никогда не дарю чего-либо по сходной цене приобретенного. Дело не в стоимости, а в обоюдной радости от подарка. Задача первая - осчастливить молодого успешного мужчину - мужа дочери - в Днь его рождения. Мои терзания прекратила подруга - пошутила, указав на эротический альбом с наикрасивейшими  карибскими дивами. - А что  - подумала я - оригинально такой подарок от тещи получить, не всякому зятю дано, да и моя дочь-славяночка все равно краше. И купила.

Ах да. французское вино. Моим образованием в столь деликатном вопросе до сих пор никто не занимался. Мерилом качества являлись вкус - название - цена. Страна производитель как производное лишь выбиралась по наитию, или как в голову взбрело. Но тут за дело взялся друг моей младшей дочери - специалист в ресторанном бизнесе - и рассказал мне что алкогольного на каком острове стоит добывать. Впервые мой взгляд не блуждал рассеянно - бесцельно по завлекающим этикеткам. Я гордо направилась к полным провинциального достоинства бутылкам из Бордо, Бургундии и Эльзаса - винам с маркировкой АОС (Appellation d'Origine Controlee). Эти литеры подтверждают благородство вина, его рождение из лозы определенного региона;на виноградники я не замахивалась  - это вино для гурманов. А мне - что б вкусно было.

Почта

Фор-де-Франс оставляет ощущение европейского спокойствия, упорядоченности, обустроенности. Я не поехала на экскурсию по острову: здесь и городская жизнь интересна, наполнена достопримечательностями и событиями. Городской пляж недалеко от порта - искупавшись душ можно принять и на корабле - пляж чистый, но не оборудован ни кабинками для переодевания, ни лежаками - и оттого малолюдный. Конечно, на Мартинике существует масса курортов, но это - не моя тема, я лишь дегустирую - если угодно - места мне ранее незнакомые и честно делюсь своими впечатлениями путешественника-любителя.

Шляпка моя родом из Италии, как и Христофор Колумб. Так уж случилось, что за два совместных года прошли мы с ней христофоров путь от берегов Испании до Канарских островов и Мадейры, и в нынешнее путешествие открыли для себя семь островов в Карибском море, проделав путь в две с половиной тысячи морских мили.  Многое повидали, узнали, прочувствовали, о многих популярных и пока не очень местах я составила свое представление. Со мною многие могут не согласится: мол, за день-за два невозможно.... - Возможно, - отвечу я. Как известно, нередко как раз первое впечатление и оказывается самым верным. Настанет ли время, когда интерес к странствиям во мне ослабеет и я начну проводить отпуск на одном из туземных пляжей и его окрестностях? Не сейчас и, надеюсь, не завтра.

Я не берусь составлять путеводители мест, где довелось побывать. Да, честно говоря, и не дается мне столь ответственное дело, потому как хожу, разинув рот, впитывая в себя настроение, жизненный уклад, характеры, историю людей, гостеприимно впустивших заглянуть меня в свой мир.
Мои рассказы - не рекомендации, они всего лишь неумелые ноктюрны к путешествиям, отражающие мое - и только мое отношение к увиденному, испытанному, понятому и прочувствованному.
Olga-traveler
31 январь 2014 г.
Спасибо за интересный и познавательный рассказ. Цепляет. И
отдельное спасибо за Ваш лестный отзыв о моем скромном творчестве:)
12 октябрь 2013 г.
О, отважный РоВлаВик! Думала, мужчины схоронили мою Шляпку в братской интернет-могиле! Или сама напугала вас анонсом "дамский рассказ"? Больше так не буду делать, а буду так: "Только для мужчин - дамам не читать".
РоВлаВик
Россия, Новокузнецк
12 октябрь 2013 г.
Рассказ интересен, но не завершен.
Не хватило последнего штриха - разместить в конце фото самой шляпки.
Хабарулька
Россия, Хабаровск
6 октябрь 2013 г.
Да, умеете вы описывать впечатления о путешествиях, что тут скажешь))) Очаровательный рассказ!!! А шляпка сделала свое дело!)))
7 сентябрь 2013 г.
Конечно, я имела ввиду не Доминику, а Доминикану. Именно там в Санта Доминго есть экскурсии на русском в замке Алькасар - доме сына Христофора Колумба Диего и на паровозике, катающем туристов по колониальному городу.
6 сентябрь 2013 г.
Спасибо большое! Так приятно кого-то порадовать. С местными месье дело дальше полуфлирта не зашло, т.ч. блеснуть языками не довелось. Русского на Мартинике, в отличие от Доминики, нет и в помине. Французского не знаю, но в музеях все растолковывается и на английском, вполне приемлемом для моих скромных познаний.
Безголовый памятник действительно стоит в центральном парке города - я его прозвала памятником Марие-Антуанетте после казни, но вносить это в текст не стала, дабы не вызвать сердечного приступа у случайного читателя-историка.
Еще раз спасибо за Ваш отзыв.
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
6 сентябрь 2013 г.
Браво! МАР ТИ НИ КА !Звучит как красиво!
Мне так нравится Ваш стиль,читать - одно удовольствие.Фасад Собора очень красив,и голубые тротуары понравились.А с безголовой французской особой королевских кровей - это утка такая (здесь нужен смайлик "выпученные глаза") ?!:) С подарком зятю - мой бы этого не понял :),а уж дочь тем более.На каком языке общались с аборигенами,или Вы французским владеете?
Хороший круиз у Вас получился!