Минск. Беларусь
Отзыв написан: 1 августа 2013 г.
Был я как-то в Стамбуле в 2004 году на конференции. Целую неделю. Но так толком ничего и не увидел...

И вот весной этого года совсем неожиданно отсутствие шенгена у моего товарища и акция от Люфтганзы (300 долларов за билет туда-обратно) дали ответ на стоявший вопрос: куда поехать на майские праздники.

Когда я куда-нибудь еду в первый раз, то в первую очередь посещаю все обязательные для посещения места, ем обязательную для поедания еду и делаю обязательные для делания вещи. Только после этого я расслабляюсь и получаю удовольствие. Иногда я даже приезжаю в одно и то же место по два раза: первый раз с обязательной программой, а второй - с произвольной. В некоторые даже возвращаюсь в третий и четвертый раз с показательными выступлениями.

И так, цели обязательной программы в Стамбуле включали: Айа София, Голубая Мечеть, Цистерна Базилика, Капалы Чарши, Топ-Капы, Галата, прогулка по Босфору на кораблике, поесть жареных каштанов на улице, попробовать турецкой национальной еды, погулять по улице Истикляль, ведущей к площади Таксим, попробовать турецких сладостей. В процессе к списку добавились крепость Румели Хисары, которая превзошла все ожидания, и археологический музей.

Гостиницу заказывал, как обычно, на букинг.ком. Выглядело это так и стоило 100 долларов ночь.

Фото мое, на сайте, само собой, комната выглядела привлекательнее, но я был готов, что в реальности будет хуже, и не расстроился. Тем не менее, Турция остается Турцией и в Анталии, и в Стамбуле. Приходим: у нас тут заказано у вас. Они: да-да, только вот у нас все номера заняты, свободны только два: один за спиной рецепциониста (упс! Я думал это комната хранения инвентаря), а второй – через дорогу в другом здании; посмотрите оба и выберите лучший. Посмотрели первый – ничего, но это прямо на рецепции! Как спать ночью? Пошли посмотрели второй: в частном доме на первом этаже с решетками на окнах, большая с тремя кроватями комната, но с каким-то с(т)ран(н)ым запахом. Я был не в настроении ругаться и качать права, гостиница была нужна только, чтобы переночевать и помыться: выбрали первую. Спать без затычек было сложно. У моего товарища были бируши, ему было легче. Поскольку мы жили почти на рецепции, формула, по которой заселяли в отель, скоро стала очевидной: сначала предлагались два худших номера на выбор, если далее следовал скандал, то находился номер получше в этом или соседнем отеле.

1.  Еда.
Уличная. На улицах в Стамбуле продается много всякой всячины: жареные каштаны, кукуруза, свежие мидии, соленые посыпанные кунжутом кренделя, жаренная на гриле скумбрия с белым хлебом, апельсиновый и гранатовый сок, который при вас же и выжимают, орехи, какой-то красный рассол с плавающим в нем соленым огурцом... Мы попробовали все, кроме мидий и рассола. Не отравились, не заболели.

Турецкие сладости. Их много и они везде. Советую найти магазин с надписью KOSHKA и купить там. Это сеть. Таких магазинов в Стамбуле несколько. Там сладости дороже, чем в туристических лавках и частных магазинах, но есть гарантия того, что то, что вы купите, не будет приторно-сладким с непонятным искусственным ароматом и с одной фисташкой на кусок, когда на картинке на крышке коробки их нарисовано 5-6 в куске.  В Кошке всегда стоят тарелки с пробниками. Каждый день на пробу выставляют разные сласти. Так что, если цель – просто попробовать, можно просто заходить туда каждый день и дегустировать, ничего не покупая. Мое советское воспитание мне этого не позволяло, но когда я покупал что-нибудь, то пробовал по максимуму. Недорогие и более-менее качественные сладости можно купить в каком-нить супермаркете, но в центре их нет. Ближайший к Султанахмету и Таксиму гипермаркет, типа «Ашана», «Мигрос», находится в моле «Метроцентр» на станции метро Левент.

Рестораны и кафе.
Возможно я ошибаюсь, но турецкая кухня не для гурманов.  Вся национальная кухня, как я ее себе представляю, это всяческое мясо на гриле, густые супы, овощи на гриле, разные виды хлеба, сыра и перловка на гарнир. Меня хватило на пару дней, после которых я не мог видеть все эти кёфте, кебабы, бараньи ноги и т.д. Спасали европейские рестораны и… Бургер Кинг.

Я бы все рестораны с национальной турецкой едой разделил на две категории:

Дорогие. Нормально поесть на двоих будет стоить 50-70 долларов. Стилизованный интерьер, официанты в национальных костюмах, кругом ковры, анимация на входе в виде готовящих хлеб тетенек, подача: за все это надо платить. Вот один из них недалеко от Айа София.

Это блюдо (рассчитанное на двоих) стоило 55 долларов.

Недорогие. Их полно. Пропустить из сложно: зазывалы не дадут вам пройти мимо. Это даже не рестораны, а закусочные: прилавок-кухня с вертелом для шаурмы, грилем и минипечкой и 8-10 столов вокруг или даже прямо на улице. Обед в таком ресторане: первое-второе-айран будет стоить около 30 лир на двоих, что есть немногим меньше 20 долларов. В таких кафе счет все время приносят на лир 5 больше, чем сумма всего, что вы заказали. Мы так и не поняли: это за хлеб? или включенные чаевые? или «там где 30, там и 35»?

Стамбул – город котов, если вы не знали. Их там много, и никто их не трогает. Вот эта дежурила возле одной забегаловки: как только принесли еду, села и стала пристально смотреть на меня большими круглыми глазами. Только я достал фотик и направил на нее объектив, кошка прищурилась: я был не первый – у профессиональной попрошайки в мозгу прочно закрепилась причинно-следственная связь: сначала появляется черная труба с выпуклым стеклом, а потом «бац!» - и ты ничего не видишь, если вовремя не прищуришься. Сразу вспомнился академик Павлов и Почтальон Печкин из Простоквашино: «Их в поликлинику надо сдать. Для опытов!»

Отдельно в списке я бы поставил рыбные рестораны – читай "развод на бабки". В меню таких ресторанов вся мелкая рыба продается порционно и стоит сравнительно не дорого. Но вы же не бычков пришли в ресторан есть! Приличная рыба продается на вес, но цену не указывают в меню даже за килограмм. Вам ее говорят, когда вы спрашиваете. Потом вам эту рыбу взвешивают, готовят и первоначальная цена возрастает в полтора-два раза. Вот эту рыбу мы в одном ресторане на пристани Бешикташ съели на шестерых с бокалом пива на каждого и закуской из креветок, одной на всех (граммов 300): каждый отдал по 60 долларов. Один из моих коллег американцев сказал: «Самая дорогая рыба, которую я ел в жизни».

Достопримечательности. Пара советов. 1. Не пожалейте денег – везде берите аудиогид: стоимость от 5 лир в Цистерне до 25 лир в Топ-Капы (дворец + гарем).  2. Музеум пасс карт – пластиковая карточка, стоит 72 лиры, действует 3 дня. По ней можно посетить Софию, Топ-Капы, Археологический музей, Галатасарай и т.д. Ни на Галату, ни в Цистерну по ней не пустят. Купить стоит: если пойдете хотя бы в первые три музея (София- Топ-Капы- Археологический музей), она окупится, а самое главное cэкономите время в очередях за билетами. Советую купить ее в археологическом музее, там нет очередей. В очереди за билетами в Софию мы провели 40 минут. Выглядит она так (http://www.choramuseum.com/wp-content/uploads/2011/08/museum-pass-istanbul1.jpg) 3. Из личного опыта: не совмещайте в один день Софийский Собор и Дворец Топ-Капы. Слишком много впечатлений и информации. Лучше так: София – Цистерна, Топ Капы – Голубая Мечеть, Прогулка на кораблике – Археологический музей. Утром мы были в Софии, а после обеда пошли во дворец. Везде с аудиогидами, не пропуская ни одного пункта на маршруте. Мы еще не дошли до покоев Султана, а мой товарищ и говорит: «Пошли уже, для меня это все уже слилось в сплошную мешанину из золота и синей плитки.»

2. Айа София. Собор Святой Софии. Только ради него стоит приехать в Стамбул. Аудиогид! Без него вы не увидите руны, оставленные на перилах викингами, охранявшими храм, не узнаете, почему к колонне с дыркой стоит очередь жаждущих всунуть в дырку палец и провернуть его, не узнаете, почему на лестницах, ведущих на второй этаж, нет ступенек и не заметите, что у мужа императрицы на одном из мозаичных панно перекладывалось изображение головы… Стоимость билета 25 лир.

3. Голубая мечеть. Главная мечеть страны. Единственная в Турции имеет шесть минаретов (больше минаретов – круче мечеть). Зайти посмотреть пускают не всегда: только между службами. Расписание такое: 8.30 - 12.15, 14.00 - 16.30, 17.30 - 18.30. При входе нужно снять обувь. Внутри красиво. На полу – ковры. В воздухе – стойкий  запах грязных носков: не мудрено – столько ног в жарком климате да по коврам!

4. Цистерна Базилика. Древние римляне, коими были византийцы, собирали атмосферную и горную воду и хранили ее в специальных подземных или полуподземных хранилищах, называемых цистернами. Одной из более-менее хорошо сохранившихся цистерн является цистерна, находящаяся всего в 100 метрах от Айа Софии. Называется она «базилика», т.к. раньше над ней располагалась небольшая церковь. Цистерна впечатляет. Там тоже есть колонна, в которую надо всунуть палец и голова Медузы Горгоны, которую нужно погладить по подбородку. Билет – 10 лир.

5. Капалы Чарши – в переводе: крытый рынок. Один из старейших крытых рынков востока. Внутри – то же, что и везде: золото, сладости, шмотки и т.д. Покупать ничего не советую, но просто походить-посмотреть стоит.

6. Галата. Сторожевая башня, которую использовали для наблюдения за окрестностями: не идет ли кто войной, в оборонительных целях; османы использовали ее, как обсерваторию. Внутри башню вычистили, снабдили лифтами, на последнем этаже соорудили смотровую площадку с рестораном. Подъем стоит 15 лир. Смысл подниматься: круговая панорама города.

Как найти. Она видна отовсюду, но как только вы подходите к ней, вы теряете ее из вида и теряетесь в лабиринтах узких улиц, и можете забрести в такой цигель-цигель-ай-лю-лю, что станет страшно. Простой способ: перейдите из Султанахмета через залив Золотой Рог по самому близкому к оконечности мыса мосту.

В конце моста, за подземным переходом вверху вы увидите вот такую лестницу.

Поднимитесь по ней до упора, пока слева не появится Галата.  Днем очередь, как ни странно, была меньше. Вечером – в раза 4 длиннее.

7. Если за Галатой спуститься вниз по ступенькам и повернуть налево, то через минут 5-7 вы попадете на оживленную улицу с магазинами, кафе, ресторанами. Это Истикляль – улица праздник. На ней можно пошопиться, просто поугулять, - здесь многолюдно и весело и днем, и поздно ночью. На ней, кстати, находится и Генеральное Консульство РФ.

Улица ведет на печально известную площадь Таксим: в начале 70-х там была расстреляна мирная первомайская демонстрация, а через неделю после нашего отъезда Таксим снова стала центром противостояния властей и жителей Стамбула. По улице ходит старинный трамвайчик.  Там всего 3-4 остановки и скорость у него не больше 10 км/ч, но трамвайчик всегда битком.

8. Топ-Капы. Дворец Султана. Производит впечатление дома, из которого вынесли всю мебель, сняли со стен и полов драпировку и ковры. Большинство залов напоминают дорогую баню, т.к. все обложено кафелем ручной работы. Двери выполнены из деревьев редких пород, черепашьих панцирей и перламутра.

Во дворце выставлен третий по величине в мире алмаз, оружие и "предметы обихода" из чистого золота, усыпанные драгоценными камнями. Оружейная палата, безусловно, производит более сильное впечатление, но и в Топ-Капы тоже есть, чего посмотреть. В одной из частей дворца хранятся мусульманские реликвии: волос Пророка Мухаммеда, рубашка Пророка, золотой ларец Пророка и т.д. В одном из залов – реликты сразу нескольких религий: трость Моисея, рука Иоана Крестителя и т.п. Когда я вижу такие вещи, меня всегда интересует, как изначально чья-то рука стала рукой пророка или апостола, или это действительно та самая рука… Посещение дворца стоит тоже где-то в районе 25 лир.

У подножия дворца – неплохой парк с фонтанами и цветами. Весной здесь, как в голландском Койкенхофе, высаживают тюльпанные картины.

9. На подъеме из парка к дворцу располагается Археологический музей. 10 лир. Не пожалел, что сходил: таблички с клинописью, саркофаги из мрамора с вырезанными по периметру сюжетами из античной мифологии размером с контейнер, шумерские идолы, - есть что посмотреть.

10. Прогулка по Босфору. Всего за 10 лир вас провезут по Босфору от Золотого Рога под двумя мостами, соединяющими Европу и Азию, мимо Девичей Башни до самого узкого места пролива и обратно. Ничего особенного. Корабли отходят от пристани возле моста через Золотой Рог по мере наполнения. Я немного шокировал отдыхающих, разлегшись на травеном корте верхней палубы.

11. Румели Хисари. В самом узком месте Босфора в 1542 году турки менее, чем за 5 месяцев, построили крепость, чтобы отрезать осажденный город с севера от любой связи с внешним миром. В прошлом веке крепость отреставрировали и пускают внутрь за 5 лир.

Впечатление: просто шикарно. И даже не сточки зрения архитектуры, а просто классно. Никакой техники безопасности: все так, как было полтысячелетия назад: никаких перилл и запретных зон, лазать можно везде! Ты идешь по ступенькам шириной 40 сантиметров: справа – стена, слева – ничего, кроны деревьев начинаются только где-то метров 10 от тебя внизу.

Доехать просто. На трамвае, который идет через Султанахмет до конечной станции Кабаташ. На Кабаташ покупаете в газетном киоске билет на автобус (покупайте сразу туда-обратно, т.к. возле крепости найти, где продают билеты, будет сложно), садитесь в автобус 22 или 25. Ехать где-то полчаса. Остановку вы не пропустите: автобус едет вдоль побережья и проезжает прямо возле крепости.

Вот такой он, город контрастов. А вот и они, контрасты:

Даже дорожные знаки в Турции с местным колоритом.

Все фотки можно посмотреть по ссылке, которая находится в моем профайле: нажимаете АКА_Марle под заглавием рассказа, а там, на открывшейся странице, уже ищете ссылку на Пикасу.

Надеюсь, писал не зря, и кто-то прочитает.
Отдых в Турции со скидкой 30%
14 январь 2020 г.
Для Stepanoff:
Друзья недавно были. Говорят, что в крепости блокировали все опасные, на взгляд администрации, лестницы. Теперь по стенам не походишь (.
Татьяна
13 январь 2020 г.
Большое спасибо. Буду впервые в Стамбуле в феврале. Предвкушаю. Благодаря Вашим записям тоже.
Мирена
Россия, Севастополь
4 февраль 2015 г.
СПАСИБО ЗА РАССКАЗ! думаю не мне одной пригодятся ваши советы для путешествия по Стамбулу.
12 январь 2015 г.
Спасибо за лестный отзыв. КОSKA-KOSHKA я уже сам заметил после того, как разместил, но не стал снова на модерацию посылать, посчитал несущественным. Ну и спасибо за дополнения полезные тоже.
Stepanoff
Украина, Николаев
11 январь 2015 г.
Отличный экскурс, чудесные фото!
Позволю себе пару ремарок)
В названии магазина буква "Н" лишняя, он называется "KOSKA". По поводу жареной скумбрии в белой булке. Это чудо продается прямо с кораблика у Галатского моста на той стороне стороне бухты Золотой рог, что именуется Султанахмет, а вот на другой стороне, где Галатская башня есть ещё вкуснючее штука тоже в белой булке. Хамси(так турки говорят) или по нашему хамса, тюлька. Это вкуснее чем скумбрия и не понятно отчего продают только на одной стороне бухты :((. Там же видел жареные кольца кальмаров, но не пробовал.
Кстати, для тех кто не любит топать в гору я бы советовал доехать на метро до Таксим и по Истикляль вниз и мимо Галатской башни выйти к мосту. Такой порядок с горки всё таки менее утомительный. Красный рассол с солёным огурцом(неясна природа цвета), под ним, кстати, квашенная капуста, кислючий и не пошёл но вот сами соления с булкой "заходят" хорошо.
Ну и цены на январь 2015 подросли. Базилика 20. Топкапы 30+15 гарем. Айя София 30. Как лучше купить в музей билет я написал тут
Голубая мечеть бесплатно, но будет честно на выходе купить жертвенный билетик. Я купил за 20лир.
И по поводу супермаркета. Я бы посоветовал ТЦ Наутилус с его CARREFOUR. Главным образом и за удобства добирания к нему. Это станция Ayrilik Cesmesi по линии МАРМАРАЙ. Мармарай это типа ветки метро которая соединяет Европу и Азию и имеет такое оригинальное название, а не банальный номер или цвет и так же свой логотип. ВЫйти со станции лучше всего через EXIT#3. И вы сразу у входа в ТЦ.
И ещё карту транспорта перед поездкой лучше взять тут
Ибо ни один форум и даже гугл мапс не даёт достоверной. Либо показывает станции которых уже нет, либо не показывает существующие.
Всем удачи и ещё раз спасибо автору рассказа, вдохновившего меня на отзыв ))
ЛОРРИ
3 июнь 2014 г.
Абсолютное равенство между красотой фоток и содержанием! Понравилось очень-очень!
5 август 2013 г.
Еще раз спасибо. Желаю всем всюду успеть: интересных мест много, а жизнь, как и отпуска, коротка, ресурсы ограничены, но как-то надо с этим бороться!
4 август 2013 г.
Великолепные фотки! Как всегда (это уже отметили до меня). Отличный рассказ! Почти руководство к действию. Еще один город для обязательного посещения. Спасибо, Саша!
Marie Pavluk
4 август 2013 г.
Очень понравились фотографии блюд (Особенно эти смачные комплексные обеды с огоньком!) и пейзажи крепости Румели Хисари! Спасибо!
Этой весной мы с девочкой тоже были в Стамбуле, но поехали по туру на 11 дней. Конечно, своим ходом дешевле было бы, но как-то страшновато вдвоем в Турции, наслушались разных историй. Первый день сразу стартанули по достопримечательностям - побывали в Голубой мечети (я даже удивилась, что немусульман туда пускают!). Про носки и ковры это вы метко подметили! Да, у нас гид был на группу русский, в Святой Софии, и мечетях, и музее, а так, без информации вообще нет смысла смотреть! Помню, очень тяжело дался ужин, а на следующий день, обессиленные, укачивались на Босфоре.. :)
Ledi lyda
3 август 2013 г.
У Вас всегда интересно, Вы - один из лучших на форуме!

Вот они - то, "шкафы" и здоровенные лбы нас и спасают. Заметила, что когда хожу с сыном - длинным мальчишкой - всё без происшествий, дважды вышла без него - оба раза пытались обокрасть на улице (не в Турции, там не была, а в Италии и Испании).
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
2 август 2013 г.
Ну,со мной тоже рядом постоянно "шкаф" ходит :),но тем не менее...мало ли что.А на немецком интересно там только полицейские говорят?
2 август 2013 г.
Спасибо, что прочитали и похвалили )). На английском в центре говорят почти все, многие говорят на русском. Мы к гостинице дорогу спрашивали у троих - все говорили. Может, повезло. Вечером безопасно, на мой взгляд. Ну, мы два здоровенных лба, можно сказать - попробуй у нас камеру отбери. Тем не менее, впечатления, что есть опасность не возникала даже поздно вечеров (мы гуляли до 11, 11.30 вечера). Но, опять же, мы по закоулкам не ходили. Жили в центре, в Султанахмете. В районе Таксима тоже безопасно.
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
2 август 2013 г.
Очень понравился рассказ..."Стамбул-город контрастов" -фото отличное,и с дородным знаком позабавили.А как дело с криминальной обстановкой.можно ли спокойно вечером по улицам пройтись с фотоаппаратом?
Ivalla
2 август 2013 г.
Фотки выше всяких похвал, как впрочем и рассказ!
5и6веник_
Россия, Подмосковье
2 август 2013 г.
Отличный рассказ, спасибо за подробности. Единственно, что хотелось бы уточнить, возможно ли передвигаться по Стамбулу не имея возможности говорить на турецком или каком-либо тюркском языке7 в Анталии в 96-м пытался у полицейского выяснить как пройти на фруктовый рынок... он ни слова на английском, но знает немецкий, я ни слова на турецком и немецком... окрест народ - никто кроме как на турецком нибельмеса...общались типа на языке жестов)))
cheelena
Россия, Самара
2 август 2013 г.
Прям руководство к действию)) Полезный рассказ.
На этом сайте как-то была новость о том, что Стамбул признан самым романтичным городом мира. Похоже на правду (ну, разумеется, с поправкой на субъективность)?
Малтат
Россия, Красноярск
2 август 2013 г.
Очень обстоятельный рассказ! Много полезной информации.
Lanka Baginska
1 август 2013 г.
Отлично! И фото красивые.
Туристка-любительница
1 август 2013 г.
Увлекательно!
Отдых в Турции со скидкой 30%

Турция со скидками. Лучшие цены на отдых!
Интересные акции каждую неделю, удобный онлайн поиск туров!
1001% надежности: страхование туристов!