Отзыв написан: 4 июня 2013 г.
Посещенные курорты: Гуйлинь, Чжанцзяцзе, Гонконг
Китайская грамота или наше знакомство с Поднебесной. Путешествие второе. Март 2013.

В 2012 году мы побывали впервые в Китае, и эта страна поразила своим разнообразием, непохожестью на все увиденное ранее и удивительной природой, поэтому, несмотря на Ванины протесты, мне все-таки удалось уговорить его посетить страну еще раз. Аргументы против путешествии в Китай были такими: китайцы – люди с особой логикой, совершенно не подчиняющейся нашему разумению, вся страна говорит только по-китайски и не собирается учить английский язык . Собственно, ничего особенного в этом нет,  мы  в своем большинстве  не особенно им  владеем, и попавшие в Москву впервые туристы, не знающие русский язык, тоже чувствуют себя не очень-то уютно…. Но об этом никто не задумывается .
Итак, наше путешествие все-таки состоялось, компания подобралась хорошая и проверенная по предыдущим путешествиям, а то, что мы увидели, действительно было интересным и увлекательным.
Наш маршрут был следующим: Шанхай – Чжанцзяцзе – Гуйлинь – Гонконг. В двух городах из перечисленных,  мы были, но не успели посмотреть многие из достопримечательностей. Итак, поехали!
В этот раз нас вез Аэрофлот, билеты оказались сравнительно недорогими, а сервис прекрасным. В самолетах никто не буянил, и полеты протекали  спокойно.
Ранним утром 9 марта мы благополучно приземлились в Шанхае. Огромный аэропорт, все указатели очень доходчиво информируют куда идти, очереди к паспортному контролю рассасываются довольно быстро, благодаря хорошо организованному персоналу. Вместе с нами приземлилось несколько самолетов, толпа была пестрой и  разноязыкой, особенное впечатление произвели на нас объемного вида негритянские матроны, одетые в красочные балахоны. Получив свой багаж, быстренько сели в такси на стоянке и без приключений добрались до нужного места. А место оказалось колоритнейшим – старый китайский квартал, в котором находился наш отель «Old West Gate International Youth Hostel» Цены 140 юаней за двухместный номер (примерно 23 доллара без завтрака) . Улочки узенькие, вплоть до того, что остановившись, мы не сразу смогли выгрузить из машины свои вещи – постоянно по бокам шныряли велосипедисты и мотоциклисты, а уж двум машинам вообще не разъехаться! Такси обошлось нам в 180 юаней, но мы совершенно не пожалели о том, что доставили нас прямо к дверям отеля – ориентируясь сами, мы проплутали бы целый день в незнакомом городе.

Отель понравился сразу, да и вообще настроение было прекрасным – после нашей долгой московской зимы мы попали в начало лета – температура воздуха около 22 градусов! Настоящее блаженство! В придачу  кошка с котятами, симпатичная веранда на втором этаже с видом на улицу, WI-FI, который действительно нормально работал, чистые номера с хорошими кроватями, душем и туалетом. В этом отеле были полотенца, мыло, расчески, зубная паста с одноразовыми щетками, шампунь и гель для душа, а также чайник. Подробно описываю все это потому, что в Китае в таких вот бюджетных отелях всего этого может просто не быть, поэтому стоит на всякий случай брать с собой необходимое. Обустроившись и выпив пива за приезд и внезапно наступившее лето, постановили, что нужно отдохнуть после перелета, все-таки 9 часов в воздухе не шутка. И все отправились на боковую, договорившись о вечерней встрече. Мне, как всегда, спать не хотелось, да и как можно спать, когда кругом столько всего нового? Поэтому мое неугомонное «шило» повлекло на разведку. Прихватив с собой карту и фотоаппарат, я вышла в хитросплетение наших шанхайских трущоб. Со всех сторон неслись разные запахи – ароматные и не очень, приходилось то и дело уворачиваться от велосипедистов и мотоциклистов, а также фиксировать глазом и фотоаппаратом все то необычное, что встретилось на пути

Довольно скоро я вышла на большую дорогу и сразу же, без всякого перехода оказалась в современном Шанхае с высотками, газонами, машинами и цветущими деревьями по обочинам дороги. Ориентироваться оказалось на удивление легко, и вскоре я вышла к реке Ханпу, вдоль которой расположились самые «раскрученные» достопримечательности города, а именно – сити с его небоскребами и район застройки 20-30 годов, называемый «бунд». Пройдясь по набережной и выяснив где можно сесть на кораблик и совершить экскурсию по реке, примерно распланировав наши прогулки, совершенно без проблем вернулась «домой».  Народ уже начал просыпаться, но на подвиги еще не был готов, поэтому мы ограничились вечерним выходом на рынок с целью закупки продуктов на ужин и, расположившись на нашей террасе, с удовольствием поужинали, обсуждая планы на завтра. Продукты на рынке оказались очень дешевыми – цыпленок гриль 15 юаней, целая утка 40 юаней, пампушки с зеленью 3-5 юаней, помидоры черри около 7 юаней за килограмм, пиво в магазинчиках 3-4 юаня бутылка, причем все очень свежее и вкусное. К утке и цыпленку прилагались соусы, но они нам не понравились. В дальнейшем мы так и питались продуктами с рынка, чему были очень рады. Все вкусно и дешево. Спать разошлись довольно рано, все-таки  усталость еще не прошла.
Ночью меня разбудил  резкий звук – казалось, что стреляют из пушки…. Посоображав что это может быть и не найдя ответа, повернулась на другой бок и попыталась заснуть, но не тут-то было – я услышала завывание ветра, и периодическое бумканье. Спать не получалось. Выйдя из номера, стало понятно, что поднялся ветер, кругом гуляют сквозняки, а бумканье, похожее на выстрелы – это хлопающая дверь на нашу любимую террасу. Пришлось навести порядок и все позакрывать. Заснуть удалось с трудом – все-таки еще сказывалась разница во времени.
Наутро мы поняли, что ночной ветер задул очень некстати и все наши восторги по поводу наступившего лета преждевременны. Но, что нам погода – у нас есть планы, а времени откладывать задуманное нет, поэтому, позавтракав в близлежащей забегаловке, отправились в город. Сразу хочу сказать, что забегаловки все очень дешевые и на 5-8 юаней можно сытно и вкусно поесть, но при этом нужно приложить определенные усилия, чтобы тебя поняли и дали именно то, что нужно, потому что в лучшем случае в этих столовках есть фотографии  блюд, а в худшем нет даже и этого. Как правило, это суп с лапшой, пельмени или рисовые пампушки с разными начинками. Все вкусное и свежее, желудок просто наслаждается этой едой .
Выйдя из нашего старого района в цивилизацию, мы очень быстро ощутили что такое «ветер с моря дул» и застегнулись на все пуговицы и молнии – пробирало до костей, но мы не сдались и мужественно дотопали до набережной. Нашли кассы, купили билеты на речной трамвайчик. Стоимость билета оказалась несколько выше, чем было мной прочитано в путеводителях и отзывах. Может это связано с не сезоном, может с выходным днем, а может все поднялось в цене, но пишу как есть билет на 1,5 часовую прогулку по реке Хуанпу стоит 100 юаней. До пароходика был еще час времени, поэтому, найдя причал, с которого отправляются экскурсии, нам пришлось посидеть еще некоторое время в зале ожидания. Набережная в Шанхае – это вообще отдельное удивительное развлечение – множество каких-то навесов из стекла и алюминия, прекрасные газоны, есть даже платный пляж с песочком, зонтиками, лежаками и т.п., какие-то подземные переходы с эскалаторами, все очень большое и просторное. Не всегда сразу можно разобраться что к чему, но у нас все получилось. К сожалению, погода не особенно способствовала прогулкам на свежем воздухе, поэтому мы с удовольствием подождали своей речной экскурсии в прекрасно оборудованном зале ожидания.
Экскурсия прошла замечательно – самые холодостойкие провели все время на палубе, бешено фотографируя все вокруг и восхищаясь особенно понравившимися видами, а те, кто не хотел мерзнуть, прекрасно обозрели все окрестности, находясь на закрытой палубе. В репродукторе честно вещали что-то на китайском и английском языках, но нам вполне хватило видеоряда, все было незнакомо и интересно

Сойдя с кораблика, мы отправились бродить по городу уже пешком.

Прошлись по Бунду и вышли на торговую улицу Нанкин лу. Несмотря на погоду, было очень приятно прогуляться в неспешном темпе, посмотреть на шумную и динамичную жизнь города, заглядывая в магазины и сувенирные лавочки. Сразу скажу – Нанкин лу довольно дорогая торговая улица, по крайней мере для нас. Огромные универмаги со всякой всячиной, и, наверное,  для любителей шопинга это хорошо. Мы же просто вникали в обстановку, смотрели на людей, заходили в супермаркеты и разглядывали диковинные китайские продукты. Я искала растворимый кофе, но здесь это оказалось большой редкостью. По первой поездке в Китай, мы уже знали, что кофе здесь не пьют. Китайцы отдают предпочтение зеленому чаю, даже всегда носят при себе небольшие термосы, из которых прихлебывают.  Но, каюсь, забыли кофе дома и вот теперь пытались найти. Супермаркетов в обычном нашем понимании нет даже в крупных городах, продукты специфические и не разберешь что к чему, ведь и надписи на них по-китайски!!! Это конечно один из минусов в путешествии. Кофе в конце концов нашли но по улетной цене 98 юаней за банку, но что делать – за свою забывчивость нужно расплачиваться. К счастью и сахар тоже удалось найти, и это было здорово, потому что чашка кофе в нашем отеле стоила 25 юаней, а это безумно дорого на фоне остальных цен на продукты. Прогуливаясь, мы проголодались и решили пообедать в небольшом ресторанчике, благо, что вокруг их было много. Выбирать куда пойти можно, рассматривая фотографии блюд и цены на них, которые выставлены при входе в каждый ресторанчик. Другой вопрос, что не всегда по фотографии можно понять что это?, острое или нет, большая порция или не очень, правда все-таки встречается дублирование названий блюд по-английски. Выбрав подходящее по ценам заведение, мы решили рискнуть. Один совет насчет еды: самый беспроигрышный вариант – заказать суп – обычно вкусно, сытно, недорого. Следующий вариант – пельмени – китайцы готовят их тоже очень вкусно, а вот все остальное может оказаться совсем не тем, что вы представляете себе и неожиданно либо разочаровать, либо наоборот привести в восторг. Все дело собственного опыта . В этот раз нам повезло и мы поели очень вкусно на недорого – около 40 юаней на человека вместе с пивом. После обеда всем стало потеплее, и мы отправились бродить дальше, попутно фотографируя все, что понравилось. Впечатление от Шанхая таково – это в полной мере город контрастов. Есть трущобы (район, где жили мы) и в принципе он самый колоритный, здесь можно наблюдать простую китайскую жизнь, какой она была испокон века – человеческий муравейник, все на виду, все открыто, незатейливая еда чем Бог послал прямо на ходу, шумные рынки с толчеей и эмоциями, маленькие домики, сушащиеся рядом куски мяса, рыбы, белье и тапки…. Есть районы типа наших хрущевок и социалистической застройки более позднего периода, причем очень похожие на московские. Есть современные кварталы с высотками, парками и закрытыми территориями, ну и, наконец, сити с суперсовременными небоскребами из стекла, бетона и алюминия. И все это Шанхай! Мы нагулялись, нужно было возвращаться в гостиницу, но сориентироваться не очень получалось – по карте – ну вот, здесь нам нужно сделать поворот и просто упереться в свою гостиницу, но названия улиц не соответствовали схеме! Только потом мы поняли, что одна и та же улица на разных ее участках может называться по-разному. Свернув примерно в том месте, которое было обозначено на карте, как наш поворот, на свой страх и риск, мы все-таки добрались до дома. По дороге мы понемногу начали изучать станции метро, которые встречались нам и прийдя в гостиницу попытались выяснить что к чему. Дело в том, что при подготовке нашего путешествия, мы распечатали карту метро Шанхая из интернета, но оказалось, что все безнадежно устарело! С тех пор, как она была опубликована, в Шанхае построили еще несколько линий, и их на нашей карте просто не было! К нашему разочарованию и удивлению, люди, сидящие на ресепшн, ориентировались еще хуже, чем мы, поэтому я решила разведать все сама. Просто пробежалась до ближайшей станции метро, что заняло 15 минут, поняла все с названиями улиц и  как нам действовать завтра – у нас запланировано  посещение сити и смотровой площадки небоскреба Цзинь Мао.
Поужинали мы опять дарами нашего замечательного рынка даже с большим удовольствием, чем в ресторане. На этот раз в нашем меню оказались еще и фрукты, которые также в обилии продавались на рынке, такие, как манго и клубника.
На следующее утро заморосил мелкий дождик, но немного потеплело и перестал дуть ледяной ветер. Привычно позавтракав в ближайших столовках (ориентироваться стало уже гораздо легче), мы отправились в каменные джунгли Шанхайского сити. Для этого нам предстояло освоить метро. Здесь все оказалось проще простого – при входе схема с дублированием названий станций по-английски и автоматы для продажи карточек. Все доступно: нажимаешь станцию, до которой хочешь доехать, в автомате высвечивается сумма, которую нужно заплатить. Опустил монету, получил карточку и если нужно сдачу. При входе в метро обязательно проверяют и проходящего и его вещи, ну с этим мы сталкивались  в Пекинском метро. Очень доходчивые указатели, их много, для особо бестолковых на полу разноцветными стрелками указаны направления к разным линиям, в общем заблудиться даже при желании невозможно. В отзывах я прочитала, что в Шанхайском метро жуткая толкотня, но нам с этим столкнуться не пришлось. Все было свободно и спокойно, наверное, в плохую погоду китайцы предпочитают сидеть дома . Без проблем добравшись до нужной станции, мы вышли на прогулку в стеклянно-бетонные джунгли, разбавленные уютными сквериками и газонами.

Совершенно бесподобно выглядит парк со скульптурами, прудом и цветущими магнолиями, зажатый небоскребами. Все-таки китайцы большие мастера садово-паркового искусства, везде своя изюминка. Познакомившись со скульптурными группками, местными кошками, которых по-видимому здесь привечают, мы отправились к небоскребу Цзинь Мао (в простонародье «открывалка»), пока самому высокому в Шанхае (рядом строится еще более высокий монстр). Нашей целью была смотровая площадка на 100-м этаже. Вход нашли довольно быстро, купили билеты (стоимость 150 юаней). Сначала нам показали рекламный фильм на английском языке про всякие туристические прибамбасы и строительство здания. Потом подвели к небольшому макету центра Шанхая, показав дневной и ночной облик города, а потом на сверхскоростном лифте доставили сначала на 97 этаж, а потом на самый высокий 100-й этаж. Чудо-лифт проделывает подъем за несколько секунд, только уши закладывает. Несмотря на не очень хорошую погоду, дымку и отсутствие солнца, вид  на этот огромный город впечатляющий.

Налюбовавшись окрестностями, спустились с небес на землю и продолжили прогулку.

Но погода не особо располагала к долгим походам, поэтому часть группы пошла отогреваться, а мы с Ваней решили разведать завтрашнюю дорогу в аэропорт, уж очень мне хотелось прокатиться на чудо-поезде «Маглев». В принципе, до аэропорта можно добраться и на метро – это самый дешевый вид транспорта  из центра около 10 юаней, поэтому для начала мы решили испытать его. Но оказалось это ужасно медленно. Почему-то китайские метро-поезда очень не быстро останавливаются и трогаются с места, в общем, ехали мы около 1,5 часов, что совершенно не доставило удовольствия. Поэтому обратно решили прокатиться на «Маглеве». Это уже значительно дороже – 50 юаней в один конец, но стоит того – вместо 1,5 часов всего 7 минут!!! Поезд действительно чудный, просто какой-то наземный самолет без крыльев. Очень комфортный и плавный, несмотря на развиваемую скорость – 300 км/час, хотя это не максимум. Рассказывают, что разгоняется и до 400, но мы этого не испытали. В общем, в этот день мы увидели сразу 2 китайских чуда – сверхскоростной поезд и сверхскоростной лифт в самом высоком здании города . Вечером сходили прогуляться в так называемый «старый город», который построен специально для туристов со множеством сувенирных и чайных лавочек, очень красивой подсветкой и ненавязчиво. звучащей национальной музыкой

В лавочках обязательно нужно торговаться, потому что цены для туристов сильно завышают. Сбить цену можно в 2, а то и в 3 раза. Одна из интересных местных «фишек» - изготовление именных печатей. Прямо при вас на фигурной печати с вашим знаком зодиака вырезают либо ваше имя на латыни и на китайском, либо то, что пожелаете. Процедура занимает минут 5, и вот вы счастливый обладатель личной печати . После старого города, пошли смотреть подсветку современного на набережную реки
. Довольно быстро замерзли, но успели полюбоваться отражающимися в реке огнями небоскребов и разноцветными туристическими корабликами. И пошли греться, ужинать и собираться. На обратном пути, немного замечтавшись, я завела всех куда-то не туда, и мы со смехом искали наш приют. Называлось это все – ночной поход сумасшедших русских туристов по трущобам Шанхая . Можно сказать, что мероприятие совершенно безопасное, все очень спокойно, только темно и все переулки похожи друг на друга. Нашлись мы быстро.
На следующее утро значительно потеплело и выглянуло солнце. Ах, как жаль уезжать – только наладилась погода! Перед отъездом мы с Мариной успели пробежаться до старого города, буквально метеором пронестись по очень красивому саду Юй-Юань и заглянуть в храм городского бога.
Времени как всегда маловато. Только начинаешь ориентироваться – нужно уезжать, но там дальше ждут новые впечатления. В аэропорт доезжаем на «Маглеве», в очередной раз восхищаемся китайскими достижениями и в очередной раз «за нашу державу обидно»….Лететь предстояло около 3 часов, поэтому нужно было подкрепиться. Замечу, что лучше все-таки это делать не в аэропорту, а в городе, потому что кафешки только китайские довольно дорогие и непонятные. Мы с девчонками думая, что заказали пельмени со свининой, получили по тарелке костей, на которых каким-то чудесным образом осталось немного мяса. А на фотографии блюдо выглядело ну совсем как пельмешки .  В самолете мне очень хотелось поглядеть на Китай с высоты, но довольно скоро все затянуло толстенным слоем облаков, поэтому ничего особо выдающегося увидеть не удалось. Поразила только большая оживленность в китайском небе  - порой в поле зрения наблюдалось 3-4 самолета! Никогда такого видеть не приходилось. В полете очень кстати накормили настоящим обедом. Садились мы уже в сумерки…. Самолет бухнулся на посадочную полосу. Почему-то такая резкая манера посадки свойственна китайским летчикам. Быстренько вышли, быстренько получили вещи и тут заметили, что все прибывшие с нами китайцы мнгновенно рассосались и мы остались одни…. Кругом темно, никакого транспорта, никакой цивилизации в обозримом пространстве, и только стайка таксистов, которые радостно потирая руки смотрели на нас – прибыл «белый хлебушек с маслом – читай лапша, рис, курица, пельмени и прочие деликатесы»! Цену нам закатили заоблачную – 300 юаней за машину. Пытались поторговаться, но…. Пришлось платить втридорога в прямом смысле, потому что когда пришла пора уезжать дальше, за то же платили 100 юаней.  Ехать оказалось больше часа, поэтому мы смирились, да и по-другому все равно не добрались бы – не ночевать же в аэропорту? На новом месте нас как всегда быстро расселили. Номера опять были очень приличными, но здесь уже поскромнее с тем, что предлагается туристу в номере – мыла, зубных щеток и расчесок уже не было. Отель наш назывался  Wulingyuan Zhongtian International Youth Hostel , цена за номер около 140 юаней (23 доллара без завтрака). Все, что нужно для нормальной жизни – удобные кровати, душ и туалет, а также чайник мы получили. В нескольких шагах множество маленьких магазинчиков и кафешек.  Мы устали с дороги, поэтому разведывание обстановки оставили наутро, купили пива и чипсов и поужинали чем Бог послал. Еще в аэропорту я купила карту местности и вместе с очень приветливой девочкой с ресепшн, которая хорошо владеет английским и зовут ее Ли, примерно наметила планы наших походов.
Рано поутру меня как всегда приподняло с постели и потянуло на разведку…. В шаговой доступности от нашего временного дома оказался замечательный заповедник «Озеро Баофэн», центр разведения гигантской саламандры, а также небольшой монастырь, прилепившийся к поросшей лесом горе. Решение пришло сразу – идем на озеро! Вернувшись в гостиницу, рассказала всем об увиденном, после чего мы собрались, и, полные энтузиазма, вышли на покорение местных достопримечательностей. Но сначала хотелось позавтракать. Нужное место нашлось довольно быстро в паре кварталов от нашего жилища. Очень приветливые китайцы зазвали нас в свое маленькое кафе и прекрасно накормили лапшой с разными приправами (10 юаней за большую миску). В последствии, мы все время ели у них то лапшу, то пельмешки, несмотря на то, что они предлагали другие блюда, но уж больно понравились пельмешки. Подкрепившись, мы зашагали бодрее. За вход на территорию заповедника берут 74 юаня,  это  стоит того, и рассказ об этом дальше. Договорившись о том, что каждый может бродить и фотографировать все, что вздумается, мы вышли на дорогу. Красоты начинаются сразу, еще около входа нас окружили очень необычные крутые скалы, резко торчащие с разных сторон. И тут же я увидела вырубленную лестницу, круто поднимающуюся  куда-то между скал – ну как тут устоять, «наверное где-то есть смотровая площадка», промелькнуло в голове  - надо посмотреть. Не тут то было – лестница тянулась и тянулась чем дальше, тем уже и круче уходя ввысь. Пришлось вернуться к нашей компании, чтобы не потеряться.  Через несколько шагов располагалась большая площадь, украшенная великолепным водопадом. На площади амфитеатром установлены кресла, скорее всего в вечернее время здесь проводятся какие-то представления с иллюминацией, афиши мы видели перед входом, но ничего в них не поняли – все как обычно на китайском. Полюбовавшись каскадами спадающей со скал воды, отправились дальше. По дороге впервые встретили местную фишку – носилки, на которых за определенную плату вас могут втащить на гору. Правда, потом поглядев, какие тропинки ведут к вершинам, мы решили, что занятие это довольно экстремальное. Немного дальше мы увидели указатель «сад обезьян» и конечно отправились туда пообщаться с братьями нашими меньшими. Сад оказался большой клеткой с парой задумчиво сидящих макак. Разочаровавшись, отправились дальше и вскоре подошли к буддийскому монастырю. Осмотрелись, обнаружили за монастырем дорожку, уходящую в горы и решили пройтись по ней, совершенно не представляя куда можно зайти. Тропинка становилась все уже и все круче, а конца ей видно не было….. Возвращаться  не хотелось, любопытство брало верх, поэтому пыхтели, но шли. А вокруг открывались все новые красоты, щебетали птицы, благоухали цветущие деревья. Через некоторое время наткнулись на еще один полузаброшенный монастырь, совсем крошечный, приютившийся на площадке, зажатой горами со всех сторон. Но ступеньки шли еще выше! Вскоре подъем закончился, и нас совершенно очаровали прекрасные виды крутых скал, густо поросших соснами, как будто покрытых курчавым зеленым мехом
. Мы дружно решили – «не зря!». Дорожка нырнула в пробитый в скале туннель и пошла вниз. Маршрут оказался круговым и вышли мы как раз в том месте, куда я пыталась пойти в самом начале. Следующим пунктом нашей программы было все таки найти озеро, краешек которого нам удалось увидеть с высоты смотровых площадок. Немного поблуждав для начала, мы нашли нужный поворот. Озеро Баофэн оказалось красивейшим водоемом с прозрачной водой насыщенного сине-зеленого цвета, окруженным причудливыми скалами. На пристани ожидали пассажиров лодки со стилизованными под черепичные крышами.  Мы попытались спросить как можно прокатиться по озеру, но нашего «знания» китайского не хватило , поэтому решили передохнуть, поесть мороженого, купленного здесь же в ларьке, и уйти несолоно хлебавши. Минут через 5 к нам стали подходить местные жители и что-то объяснять, но мы понять их не могли. В конце концов, решили показать наши билеты, и обнаружилось, что они дают право прокатиться по озеру! Ну наконец-то взаимопонимание было достигнуто. А тут еще подошла большая шумная группа китайцев во главе с девочкой-гидом, которая без умолку вещала что-то в микрофон. Вместе с ними мы  погрузились в лодочку и поплыли
. Конечно, если бы «выключить» девочку и убрать звук постоянно общающихся китайцев, все было бы значительно лучше, но все равно водная прогулка нам понравилась. По дороге встретились две пришвартованные к скалам лодки, и мы прослушали  маленький концерт – сначала нам спела девочка в национальном костюме, а потом мальчик. Доставили нас к другой пристани, откуда по крутым тропинкам мы вернулись обратно к водопаду, рядом с которым располагаются сувенирные лавочки, где можно было купить оригинальные серебряные украшения. На этом наш сегодняшний поход закончился, мы были наполнены впечатлениями, свежим воздухом и горно-озерными красотами. Можно было и немного отдохнуть. На обратном пути совершили разведку магазинных достопримечательностей, закупили пива и  местных деликатесов, которые показались нам вполне съедобными.
После небольшого перекуса с пивом и тем, что нашли удобоваримое в магазине, решаю сделать еще одну вылазку с целью разведки входа в заповедник. Мой энтузиазм хоть и вдохновляет компанию, но народ предпочел отдохнуть и устроить шопинг, а мне то и легче – разведка займет меньше времени. Да и нос суну туда, куда хочется. Ориентироваться оказалось очень легко, весь Вулиньюань расположен вдоль реки, которая в этот момент представляла собой высохшее каменистое русло с небольшими ручейками и лужицами, в которых местные жители занимались стиркой. Но мосты через речку и набережная просто роскошные. Кроме того, есть очень живописные дорожки для перехода реки «по камушкам» вблизи самой воды. А вокруг поселка в дымке виднеются рваные линии причудливых горных пиков
Примерно за час я обежала основные улицы и без трудностей нашла вход в заповедник. Люди в поселке приветливые и любят повеселиться – на набережной делают зарядку, а перед входом в заповедник большая группа девушек занималась чем-то вроде танцев диско по-китайски. По дороге отмечала глазом местные чудеса и прибамбасы – рядом с ресторанчиками клетки с обязательным набором: куры, фазан, заяц – именно заяц, а не кролик. Видимо охота в местных лесах процветает. Только очень жалко бедных заек – пока шла – штук 10 насчитала. Сидят бедные, при каждом звуке вздрагивают и ждут своей печальной участи. Кроме того встречаются лотки с какими-то гигантскими моллюсками типа наших речных перловиц, но размером с большую тарелку. И конечно «гербарии» - засушенные утки, куры, кое-где даже какие-то грызуны. Что они со всей этой местной «воблой» делают – непонятно. Было предположение, что это запасы впрок, которые потом размачивают и разваривают, мы, слава Богу, не пробовали. И еще какие-то гигантские корни, размером превышающие даже мой немаленький рост. Мы предположили, что это местный женьшень, так как подвешены они были в районе аптек. Довольная и нафотографировавшаяся, я вернулась в гостиницу. С программой дальнейшего пребывания все было решено, можно и расслабиться. Поужинали, выпили чудного местного пивка, договорились о планах и разбрелись «по домам».
Следующие два дня были посвящены выходам в заповедник.
Насколько мы поняли из описаний и впечатлений людей, прежде побывавших в Чжанцзяцзе, билет покупается сразу на несколько дней, по крайней мере на 2, стоит это 245 юаней и выдается карточка, по торой можно в течение этих двух дней входить на территорию. Часы работы заповедника с 9.00 до 19.00, по территории вас будут катать по разным маршрутам бесплатные автобусы, которые находятся тут же на стоянке, для объяснения с водителем достаточно показать карту заповедника и ткнуть пальцем в то место, куда хотите попасть. Водители, слава Богу, ориентируются на своих маршрутах хорошо, в отличие от служителей, которые стоят на входе. Карту, на которой обозначены маршруты заповедника с дублированием названием по-английски, я приобрела в аэропорту. Здесь, в заповеднике тоже можно взять бесплатную карту, но без дублирования названий. В принципе, названия – это не так уж важно, но меня лично иероглифы немного сбивают с толку , уж лучше привычный английский и латиница, а не иероглифы. Маршруты мы выбрали совершенно произвольно – увидели на схеме, да и пошли. Первый маршрут был довольно крутым. Мы пешком поднялись туда, куда все в основном поднимаются на подъемнике и не пожалели, потому что шли по дорожкам совершенно одни, без галдящих толп китайцев, которые большие любители попутешествовать и громко обсудить увиденное. Вот на этом маршруте нам пришлось пообщаться с совершенно дикими обезьянами, которые не сидели в вольере, но правда и не очень нами интересовались, пока я не вытащила пачку печенья.
Это сразу вызвало интерес и одна из макак подошла поближе и стала очень интеллигентно брать предложенные печеньки по одной. Но как только я расслабилась и умилилась по поводу такой воспитанности, тут же улучшила момент и выхватила всю пачку из моих рук. Спорить в ней мы не стали, кто знает, что на уме в этих совершенно диких обезьян? А вдруг они «как прыгнут!!!!?». Поэтому знакомство с макаками решили не продолжать и отправились дальше по дорожке.   Какие же все-таки молодцы китайцы! Можно только восхищаться тем, как все оборудовано – прекрасные дорожки, лесенки, где нужно перила. Живописные мостики дополняют природную красоту, открывающуюся взорам при каждом шаге
. Таких необычных и красивых горных видов нам прежде встречать не приходилось, хотя опыт горных походов у нас довольно большой. Но всегда удивляешься, насколько гениальный художник и скульптор природа!!! Описывать то, что мы видели, не получится, не имеет смысла, только, пожалуй, фотографии могут отдаленно дать представление об этом.  Пейзажи дополняются кристально чистым воздухом (на указателях написано, что он представляет собой кислородный коктейль с отрицательными ионами), расцветающими цветами, деревьями и пением птиц. Мы поднялись на смотровую площадку, полюбовались пофотографировали, отметились у буддийских монахов, которые прямо здесь могут прочитать молитву о здоровье вас и ваших близких и вот здесь встретились с потоком китайцев, спускающихся вниз. Природная идиллия нарушилась шумной толпой, но все равно от красоты окружающих горных пиков захватывало дух. Спускаться оказалось гораздо труднее и в конце пути ноги были уже совсем деревянными. Теперь, кажется, стало понятно, почему среди китаянок так много кривоногих – наверное много по горам ходили . Немного отдохнув рядом с палатками, в которых торговали водой и какими-то печеньками, мы очень гордые собой, отправились к «дому». По дороге нам попался почти игрушечный паровозик, который доставляет к автобусу, но на него надо было покупать билет. Поэтому до автобуса дошли самостоятельно. Возвращаясь, прошлись по магазинам, покупая сувениры и еду на ужин. Здесь мы нашли настоящий очень вкусный хлеб, что в Китае большая редкость. И совсем уже вечером пошли делать массаж своих измученных ног. Мне досталась очень мощная улыбчивая тетенька, временами казалось, что ногу она просто оторвет от усердия, но обошлось и ногам стало значительно легче. Делясь впечатления за ужином, мы очень сомневались, что сможем предпринять еще какой-нибудь поход на следующий день. По лестнице спускались враскоряку….
Наутро неугомонный характер приподнял меня вместе с первыми птицами, ноги ныли, но надо было расхаживаться – не сидеть же целый день в номере, когда вокруг столько красоты! Покряхтывая и прихрамывая, я решила, пока все еще спят, пробежаться до ближнего монастыря, посмотреть и заодно размять ноги. Обычный даосский монастырь с небольшими храмами, беседками, курильницами. Единственное, что позабавило – это «коридор ужасов» с синими чертями, терзающими грешников. Но это скорее всего не страшно, а забавно. А еще мне позировал настоятель монастыря в красивом красном кафтане, ну и конечно с горы открылись прекрасные виды на окрестности.
После пробежки мне стало гораздо легче и я отправилась будить остальных.
Как ни странно, народ особенно не ныл, мы позавтракали и договорились сегодня никакого альпинизма и экстрима! Пойдем по более легкому маршруту вдоль ручья и не поддадимся на провокации с целью куда-то залезть ! И действительно этот маршрут прошел очень плавно и легко в компании периодически появляющихся диких обезьян. Милейшие животные, порой пугливые, но вот китайцы – это просто что-то с чем-то! Везде написано – не дразните обезьян!!! Но видно дух противоречия настолько силен, что и дети и взрослые просто считали своим долгом покривляться и подразнить макак, ну а те конечно огрызались и верещали. Так что как будто в цирке побывали. А дорожка вилась вдоль прозрачного ручья , в котором отражались возникающие то с одной, то с другой стороны горные пики самых разнообразных форм
. Пели птицы, однажды нам удалось даже увидеть местную белку, которая деловито шарила в урне и от усердия дергала хвостиком. По дороге иногда встречались небольшие палатки, торгующие сувенирами и едой. Местами можно было за чисто символическую плату 10 юаней нарядиться в местный наряд и почувствовать себя настоящим китайцем. Пофотографировав других, мы решили попробовать «влезть в китайскую шкуру». Было очень забавно наблюдать как нам подбирают костюмчики – китайцы-то не очень большого роста, особенно в провинции, поэтому нам пришлось по максимуму сжиматься и пригибаться, но результат превзошел все ожидания и вызвал бурю оваций у китайских зрителей. А мне так понравилась кастрюлька с висюльками на голове (национальный головной убор), что даже снимать не хотелось. В такой расслабленной прогулке и прошел почти весь день. А на выходе из заповедника мы немного заплутали, никак не могли сориентироваться, в каком месте мы находимся? Дежурные на входе крутили карту в разных направлениях, морщили лоб, но ничего сказать не могли. Автобусов, курсирующих по заповеднику не было видно, но в конце концов девочка из билетной кассы написала нам на клочке бумаги номер автобуса до Вулиньюаня по-китайски и показала куда идти. В общем, на обычном автобусе за 10 юаней мы вернулись в поселок, так что заблудиться не удалось . А так как нам нужно было на следующий день уезжать, поселок был «отдан во власть» нашим шопингистам. Оставшееся время все проводили по-своему – кто отдыхал, кто покупал сувениры, ну а я отправилась на набережную, которая уже давно манила меня. В сумерках начали зажигаться разноцветные огоньки, на улицу вышли группы танцующих и делающих гимнастику местных жителей, сувенирные лавочки и маленькие кафе наполнялись гуляющим народом
. А самое главное действо разворачивалось в самом центре – на площадке разожгли большой костер,  вокруг которого образовался большой хоровод, в который всех желающих вовлекали массовики-затейники в национальных костюмах. Все это естественно под заводную музыку. Было такое впечатление, что все население поселка танцует и веселится, умеют они все-таки отвлекаться и устраивать праздники.
Ужинали, как всегда, в своей кают-компании, а потом собирались в дальнейший путь. Чжанцзяцзе – сказочное место, получив массу удовольствия от прогулок, «не зря!» сказали мы уже полюбившуюся фразу.
Жаль уезжать, но маршрут был запланирован заранее.  И предстояло нам еще одно испытание – проехать до Гуйлиня на двух поездах с пересадкой в Чжучжоу.
Наутро мы поняли, что с погодой нам фантастически повезло, Накрапывал дождь, а все окрестности плотно укатал густой туман
. В такую погоду делать в заповеднике совершенно нечего – дорожки скользкие и видов никаких. Мы распрощались с нашими гостеприимными хозяевами и поймали такси до вокзала, которое теперь стоило всего 100 юаней за машину. К сожалению, по дороге мне не удалось сфотографировать загадочные пейзажи с выступающими из плотного тумана горами, было фантастически красиво, но остановиться на узкой дороге было совершенно негде.
На вокзал мы приехали вовремя, сориентировались, как и везде, очень просто – номер поезда и указатель вполне доступны для понимания любого, даже поезд пришел без опоздания, правда, при посадке оказалось, что мы едем в разных вагонах. Но с этим разобрались быстро и «без потерь», проехать нужно было всего-то около 4 часов.  В этот раз поезд удивил обилием маленьких детей, едущих куда-то вместе с родителями. И что самое интересное – китайские дети оказались на удивление спокойными, что нельзя сказать об их мамашах. Одну из них хотелось просто прибить, до такой степени она задергала своего ребенка и всех окружающих своими криками. Мимо нас проходили разносчики всякой всячины – газет, игрушек, напитков, еды, и мы прекрасно перекусили, купив за 20 юаней подносики с рисом, рыбой и овощами. Оказалось вкусно, только немного островато. Еще в Москве, заказывая билеты, мы распечатали расписание поезда со всеми остановками, на всякий случай, и теперь я напряженно отслеживала наше передвижение. В общем-то, этого вполне можно было не делать, потому что при посадке в поезд у вас отбирают билет и взамен дают жетон, а при подъезде к нужной вам станции делают обратный обмен, так что проехать не получится, проводники ненавязчиво присматривают за пассажирами. В Чжучжоу мы совершенно без проблем вышли и пошли в зал ожидания посидеть до следующего поезда, предварительно заметив, что небольшой городок Чжучжоу (население всего-то какой-то миллион человек) богато уставлен светящимися небоскребами и очень современный, совершенно не похож на провинцию…. Опять же за нашу державу обидно, у нас такой городок был бы глубочайшим  захолустьем….  И здесь все с посадкой в поезд было просто, зря я волновалась. Единственным разочарованием было то, что опаздывал наш поезд почти на 2 часа, а у нас была договоренность о встрече с Джерри – китайским экскурсоводом, с которым мы познакомились еще  в прошлом году и попросили свозить нас на террасы Лунцзы. Ну об этом мы постарались не думать, а быстренько заняв свои места, погрузились в сон, потому что прибытие поезда в Гуйлинь было по расписанию в 6 часов утра, поэтому надо было немного отдохнуть и выспаться.
Будильник прозвонил под ухом, как гром среди неба, нужно было просыпаться. В предрассветных сумерках мы прибывали в Гуйлинь, опаздывая примерно на час. Джерри встречал нас прямо у выхода из вокзала – мы очень обрадовались встрече со старым другом, поприветствовав его насколько позволял наш корявый английский, особенно спросонья, но все остались довольны. Не рассуждая долго, загрузились в машину и поехали к террасам – одним из самых древних и красивых в Китае.
Маленькая сноска. Об этой экскурсии мы договорились еще в Москве, когда планировали наше путешествие и в этом нам помог еще один хороший и отзывчивый человек – Миша, который уже давно уехал из Москвы и живет в Яншо. Познакомились мы в прошлом году через интернет и тогда же, в прошлом марте он организовал нам прекрасную экскурсию по окрестностям Гуйлиня и рыбалку с бакланами. Это было просто чудо. Вот и в этот раз он не отказал нам в помощи, прекрасно спланировав нашу поездку.
В начале нашего пути мы позавтракали под руководством Джерри в маленькой столовой очень вкусно и дешево – традиционная лапша с приправами и разными наполнителями обошлась нам по 4 юаня с носа, после чего помчались на нашем боевом коне к новым интересностям. Всю дорогу шел дождь, окрестности были затянуты туманом, поэтому почти всю трехчасовую дорогу мы мирно продремали в машине. Следует отметить, что наш замечательный водитель не поддался всеобщему настрою, и дорога прошла без приключений. Самый последний участок нашего пути до деревни Пинь-ан, в которую  мы направлялись, проходил по очень красивому серпантину и к этому времени все уже проснулись и живо реагировали на происходящее. Подъехав к стоянке, Джерри объявил, что машины дальше не пропускают, но через какие-то 10 минут пути мы попадем в наш отель. Радостно выгрузив наш уже изрядно распухший от покупок багаж, мы отправились в путь…. Как оказалось,  эти десять минут подразумевали довольно крутой подъем по узеньким извилистым деревенским улочкам, вымощенным камнем, и мы  не подозревая, что нас ждут такие трудности и опасности, выдохлись на первой же минуте . Мы немного приуныли, но выход из положения нашелся очень быстро – к нам подошли хрупкого вида местные женщины с корзинами и , улыбаясь, предложили свою помощь за вполне умеренную плату – 20 юаней с чемодана. Как оказалось, здесь такая вот «типично женская» работа – переноска тяжестей. Местные мужчины в этом замечены не были. Можно сказать, что справляются девушки с этим прекрасно, что вызывает удивление и уважение. С кряхтением и пыхтением мы достигли нашего, как выразился Джерри, маленького семейного отельчика, не очень хорошего по его мнению. Одна из хрупких женщин оказалась то ли женой, то ли самой владелицей отеля и тут же, скинув с плеч наш багаж, расселила нас. Вопреки мнению Джерри, я считаю, что деревенский отельчик оказался очень даже достойным – хорошие кровати, душ и туалет, ко всему этому предлагался чайник, прекрасный вид на окрестности, и за отдельную плату можно было заказать любое  блюдо, которое опять же готовила эта маленькая  женщина-хозяйка.  Единственное, что отсутствовало при всей этой красоте – это полотенца, поэтому отправляясь в сельские районы Китая, лучше все-таки рассчитывать на свою запасливость и брать мыло, зубные щетки, пасту и полотенца с собой. Все остальное было замечательно.  Отельчик наш назывался Ping An Guest House и, честно говоря, сколько что стоило здесь, не знаю, потому что оплачивали мы всю поездку целиком. В результате подсчетов, которые произвел Миша, стоило все вместе с транспортом, проживанием, прогулками 2720 юаней в общем не так дорого для компании из 5 человек.
После расселения, решено было пару часов поспать, отдохнуть, а потом уже выходить на прогулку. Джерри сразу же предупредил, что погода не очень-то нас балует, но что есть, то есть – приехали, поэтому будем выполнять программу. Все разошлись по койкам, но мне, как всегда не сиделось и не спалось, видно силен характер разведчика, поэтому я отправилась на изучение обстановки. За два часа успела попасть на какую-то местную церемонию с жертвоприношением (зарезали петуха), пробежалась по деревне и убедилась, что наш отель – это не самое высокое место, а все основные гостиницы и ресторанчики расположены несколько выше, так что нам еще повезло . Ну и, конечно бросила первый взгляд на окружающую нас красоту – «террасы на хребте дракона» - примерно так переводится Луньцзы. Погода менялась постоянно – облака то наползали и закрывали весь обзор, то их сдувал ветерок и вся красота на какое-то время открывалась, то все опять погружалось в непроглядный туман…. В какой-то момент я уж подумала, что прогулка наша не состоится…. Но все проснулись и были готовы к подвигам во что бы это ни стало! Мы выдвинулись как раз в очень благоприятный момент, когда облака в очередной раз раздуло и красоты нам все-таки открылись. Восхищаясь природой, китайским трудолюбием и упорством, мы бродили по проложенным тропинкам под руководством Джерри, не забывая без конца фотографировать. Эти террасы создавались крестьянами в течение многих веков. По дороге мы встретили девушек народности  красные яо. Большое значение для них имеет длина волос на голове. Совсем недавно никто, кроме мужа и детей, не мог видеть женщину с распущенными волосами. Стричься можно было только один раз, в 16 лет, когда нужно было искать своего суженого. Летом и осенью женщины ходили на берег реки, чтобы помыть волосы, а потом спрятать их под голубым платком. Только мужчина, который собирался стать её мужем, мог увидеть красоту распущенных волос своей невесты в день свадьбы. Если же местный или чужестранец нечаянно видел женщину с несобранными волосами, то его заставляли прожить три года в её семье в качестве приёмного сына.
Впрочем, все эти традиции были отменены в 1987 году и теперь женщины этой народности могут гордо демонстрировать свои локоны, не задумываясь о последствиях. За небольшую плату они согласились попозировать нам и показать свои необыкновенные волосы. Особенно меня поразило то, насколько быстро они складывают их в замысловатую красивую прическу.

Несмотря на то, что террасы не были «серебряными» - так происходит в сезон перед посевом риса, «бархатными зелеными» - такими они бывают когда рис уже посажен, «золотисто желтыми» - когда рис уже созрел, все равно от красоты захватывало дух. К сожалению, весь маршрут до самого верха мы пройти не смогли, потому что начался дождь. Хорошо, что рядом оказался навес, под которым мы его и пережидали. Во время дождя активизировались лягушки-невидимки и закатили нам настоящий концерт художественного квакания. Это было здорово. Дождь не переставал и под лягушачьи песни мы спустились в деревню и прекрасно пообедали местными блюдами в ресторанчике, который нам посоветовал Джерри. Порции нас удивили и порадовали – супчик подавался в керамических тазиках, с омлетом одному человеку справится тоже было сложновато. Поэтому наелись до отвала.  Обед с пивом на двоих обошелся 102 юаня, вот такие демократические цены. После обеда все пошли отдыхать – все-таки в отпуске находимся и не можем постоянно скакать как сайгаки по горам . А вечером мы решили посидеть в просторном холле гостиницы, поболтать, выпить пивка на сон грядущий и тут вспомнили про нашу замечательную традицию «прощенное воскресенье», ну и конечно отметили. Пришедший к нам Джерри на некоторое время присоединился к нашей компании. Мы пытались объяснить ему эту традицию, но по-моему он не очень понял «сумасшедших русских», хотя честно попытался отведать нашей колбасы, которую запасливые девчонки всегда берут с собой в дальние страны, ностальгируя по родным продуктам .
На следующее утро погода стала налаживаться, и мы совершили вылазку по еще одному маршруту до другой деревни. Вывод из всего этого такой – даже Джерри сказал «карасиво», к этому ничего не прибавлю, удовольствие от общения с природой получили по полной программе. Но пора было возвращаться и с сожалением мы покинули этот прекрасный горный уголок. На обратной дороге нам пришлось довольно долго стоять в пробке на дороге, так как из-за дождей произошел оползень и дорожные рабочие ликвидировали последствия непогоды. Но часам к четырем мы все же попали в Гуйлинь, где поселились в той же гостинице, что и в прошлом году Guilin Guijiang Hotel (примерно 130 юаней за номер). К сожалению, в этой гостинице персонал почти не говорит по-английски и нам при заселении помогал Джерри. Номера в этот раз нам достались на самом последнем 5 этаже, и это было очень здорово, потому что мы получили в свое распоряжение большую террасу на крыше, с которой открывался  замечательный вид на холм слона – одну из достопримечательностей Гуйлиня. Сама гостиница, известная нам по прошлому году, тоже очень милая – с кроватями и душем все в порядке, полотенца, мыло, зубные щетки и чайники в номерах есть. Кроме того, на столики стоят корзиночки со всякими мелочами, которые могут пригодиться во время проживания, но будьте внимательны – на каждой вещице написана цена. При отъезде, если вы что-то использовали, с вас возьмут плату за это.
Здесь в Гуйлине с нами произошел довольно странный случай. Поселившись в гостинице, мы попросили Джерри отвезти нас на шелковую фабрику, чтобы купить шелковые одеяла, которыми славятся эти места. Это не вызвало никаких вопросов,  на фабрику мы попали, одеяла купили и нас там даже узнали, видимо, как выдающихся шопингистов. Обменявшись любезностями, мы с покупками вышли на улицу и стали ловить такси – все таки идти с покупками не очень-то весело, кроме того трудно ориентироваться в малознакомом городе. И тут нас постигла неудача – все проезжающие мимо такси либо были уже заняты, либо проезжали мимо делая вид, что не замечают голосующих людей и мотали головой, что не посадят нас. Что это было мы так и не поняли – может в такси сажают только в определенных местах, может не хотят связываться с туристами – это осталось загадкой. Но делать нечего, пришлось искать альтернативный вариант. Мы медленно тащились по дороге, все еще пытаясь поймать такси и раздумывая над тем, как попасть в отель. Так дошли до моста через реку Лицзян, слава Богу, я вспомнила свои прошлогодние прогулки и узнала мост. Нам удалось довольно быстро сориентироваться и дойти  до отеля. Несмотря на наши тюки, прогулка  была очень приятной. Мы шли через городской парк, а китайцы большие мастера по поводу паркового дизайна. Любовались на мостиками, беседками, скульптурами, а тут еще стало смеркаться, включилась подсветка и окружающая нас действительность превратилась в сказку. В этот вечер Гуйлинь порадовал нас многочисленными концертами, сопровождающимися световыми эффектами, даже со своей крыши мы наблюдали нечто волшебное, происходившее на холме слона
. А кроме того набережную заполонили многочисленные торговцы фруктами и у них мы купили гигантское манго – килограмма на 2, раньше не встречали такого чуда! Замечательный город, с удовольствием побывали в нем еще раз.
Наутро мы собрались, и оставшееся время посвятили покупкам и небольшим прогулкам по городу.
К назначенному сроку к нам подъехала заказанная машина с уже знакомым шофером, и мы без проблем добрались до аэропорта. Стоило это 150 юаней на всех.
К сожалению, в аэропорту нас ожидала задержка рейса… Как нам сказал Дима, китайские самолеты очень часто летают в Гонконг с опозданием. Но и здесь мне нашлось очень интересное дело – зайдя в книжный магазинчик, я нашла массу замечательно оформленных альбомов по китайскому искусству, а оно в этой стране отличается большим разнообразием.  Так и скоротала время. Особенно удивила живопись в стиле соцреализма – ну один в один как у нас в тот же период, только лица узкоглазые .
Часа через полтора нас покормили чем-то непонятным, но вкусным. Из знакомых продуктов был только рис, к которому прилагались какие-то шарики и что-то неописуемое, отдаленно похожее на мелкие кукурузные початки, судя по вкусу морепродукты. На желудок никто не жаловался… Мы уже совсем приуныли – раз покормили, значит  полетим не скоро, но через полчаса мы были уже в воздухе. В Гонконге оказались около 10 вечера, Дима, который нас встречал, уже начал беспокоиться. Из аэропорта мы доехали на такси за 240 гонконгских долларов. В разные районы Гонконга ходят такси разного цвета. Наша гостиница располагалась в самом центре Коулуне – туда отвозят красные такси. Вообще Коулун, как мне кажется самое лучшее место для проживания в Гонконге, так как основные достопримечательности в шаговой доступности – музеи, паром, набережная, парк, магазины, рестораны. Район очень колоритный, многонациональный, пестрый, контрастный. Населяют его  все народы вперемешку – можно встретить и африканцев, и индусов, и пакистанцев, и, конечно, китайцев. Но цены совсем не китайские, особенно на гостиницы. В Гонконге другая жизнь и другая валюта – гонконгский доллар. Общаться и ориентироваться там гораздо легче, чем в самом Китае, потому что очень многие говорят по-английски и уж тут-то логика во всем схожая с нашей. Но, несмотря на это, мы были очень рады, что Дима встретил нас – долго не виделись и всегда приятно встретиться с хорошим другом. Мы устали с дороги,  и хоть заказали номера в знакомой гостинице Lilu Garden Guest House (стоимость номера в сутки около 50 долларов США), немного нервничали насчет заселения – времени было уже  почти 12 часов ночи.  Поэтому некоторая помощь Димы была очень даже актуальна, так как в таких простеньких гестхаусах ночью на ресепшн никто не дежурит, а оставляют контактный телефон и если вы не находите дежурного, то нужно позвонить и к вам выйдут. Так и произошло в этот раз. Как всегда, расселили нас очень быстро, номерочки крохотные, в нашем номере окно выходило на технический колодец (ха-ха-ха) и стенка  граничила с какой-то пошивочной мастерской. Но это нас не испугало, мы обрели жилье и на радостях встречи устроили в нашем номере прекрасную вечеринку. В этот раз мы не пошли в парк пугать местных бомжей своими песнями,   пели в номере и даже неплохо разместились вшестером – в тесноте, да не в обиде, зато все на расстоянии вытянутой руки . Во время пира и обговорили с Димой нашу программу на завтра. Хотелось отдыха и пляжа, поэтому он посоветовал нам поехать на небольшой островок Ченг Чау (по-нашему Чунга-Чанга ). Проводив Диму, мы упали по постелям, договорившись назавтра немного отоспаться и встретиться не раньше 10 часов.
Наутро, позавтракав в уже полюбившемся нам небольшом кафе, расположенном неподалеку в недрах торгового центра, мы отправились в путь. Погода нам благоприятствовали, день был солнечным и жарким. По Диминым рекомендациям все нашли очень быстро. Сначала сели на паром Стар Ферри и переправились на остров Гонконг (2 гонконгских доллара), потом нашли нужный нам причал, с которого паромы ходят на Ченг Чау и вскоре уже неслись на всех парусах к месту назначения. Цена билета 25 гонконгских долларов с носа. Паром летит по волнам с такой скоростью, что на палубу выходить запрещается, чтобы не сдуло ветром…. Минут через сорок мы высадились на Ченг Чау, посмотрев по дороге интересный фильм, в котором рассказывалось о самом острове и о фестивале булочек,  который проводится в апреле-мае. Остров очень милый, совсем маленький и основными достопримечательностями его являются рыбацкая деревня, в которой можно полакомиться свежайшими морепродуктами, пляж и прогулочные дорожки. Для начала мы пошли искать пляж, но немного заблудились, так как не увидели при выходе никакой схемы острова. Сразу скажу – пляж совсем рядом, идти нужно сразу прямо, никуда не сворачивая,  и в двух кварталах от пристани вы его найдете без проблем
. Слева и справа от пристани торговые ряды и ресторанчики.  Да и любители побродить по пешеходным тропам легко найдут дорожки. Мы, правда, никуда не ходили, было лень. Налазались по горам и хотелось  немного спокойного размеренного отдыха. На пляже команда разделилась по интересам – кто-то хотел купаться, а кто-то просто побродить и потормозить, поэтому договорились о времени встречи на причале и каждый приступил к любимому делу . Я конечно же сразу полезла в воду. Купальный сезон в марте еще не открыт, поэтому купались только мы с Ваней Александровым и еще пара каких-то местных девчушек., хотя вода очень приятная – градусов 20-22. Накупавшись, посидели на пляже, побродили по деревне, рассматривая ждущую своей участи разнообразную морскую живность в тазиках, и воздали должное крабам, кальмарам и креветкам в понравившемся нам ресторанчике на набережной. День прошел замечательно, именно так и хотелось его провести, а напоследок, уже вечером, возвращаясь обратно, мы полюбовались вечерней подсветкой небоскребов.
Вернувшись, мы снова встретились с Димой и прекрасно провели вечер, делясь впечатлениями и болтая на разные темы. На завтра намечалось посетить пик Виктория и полюбоваться Гонконгом с высоты.
Но нашим планам сбыться было не суждено и виной тому погода. С утра похолодало, все затянуло туманом, пошел дождь, и смысла тащиться на Викторию не было никакого, все равно ничего не увидели бы. Поэтому решили переждать дождь, а потом погулять по аллее звезд на набережной и сходить в парк Коулуна, если позволит погода, ну и конечно собраться к отлету домой в Москву. В результате кто-то отсыпался, кто-то собирался, кто-то докупал сувениры. Мне же дождь нипочем и нацепив дождевик я пошла разведывать окрестности. Первым делом я заглянула в парк Коулуна, который находился буквально в двух кварталах от нашего логова. Удивительно! Ведь еще в восьмидесятых годах на этом месте  были такие трущобы, что даже полиция не решалась заглянуть туда, уж больно криминальное  место, а  туристам там вообще можно было сгинуть. Но в девяностые годы это прибежище преступности разогнали, трущобы снесли и на месте всего этого разбили чудесный парк. Больше всего меня потрясли огромные деревья, так и не смогла понять  каким образом все это смогло вырасти за такой короткий срок. Парк хоть и небольшой, но все же есть что посмотреть – пруды с черепахами и фламинго совершенно фантастично выглядят на фоне окружающих все это великолепие небоскребов
Есть мини-парк птиц, в котором можно увидеть разнообразных попугаев, птиц носорогов и павлинов. Цветники, фонтаны, скульптуры, лабиринт, водопадики, аллея героев китайских комиксов, в общем, очень красиво и приятно. К моему возвращению дождь почти кончился и только туман еще висел над городом, обдавая сыростью.
Но все были готовы к прогулкам, и мы побродили по аллее звезд, по парку, по магазинам, запаслись к ужину продуктами и пригласили Диму на отходную. Наше путешествие заканчивалось, было немного грустно….когда еще встретимся?
Серым гонконгским утром мы на такси доехали в аэропорт и пошли на регистрацию. Тут нас ожидало нечто необычное. При сдаче багажа, несмотря на то, что перевеса не наблюдалось, нам стали доказывать, что с одного человека могут принять только одно место багажа – ну что ж, подумали мы, сдали все тяжелое, оставив себе маленькие рюкзачки  и упаковки с одеялами, и пошли на посадку. Но тут нас опять остановили и стали требовать сдать одеяла в багаж – опять непонятка…. Некоторое время мы были в ступоре, совсем не были готовы к таким странностям. Нас опять погнали на регистрацию, некоторое время мы объяснялись, но в результате сдали одеяла в багаж и все-таки были допущены к посадке . Так и не поняли что такое было, но, наверное, с нас хотели получить еще денег, а мы скосили под «дурачка». Остальное прошло нормально, задержек не было и после 10 часов полета мы благополучно приземлились в Москве. Вот и все, жаль, что хорошее быстро заканчивается.
В конце рассказа хочу поблагодарить всех, кто помогал нам, в первую очередь Мишу из Яншо и Джерри из Гуйлиня, а также автора замечательного сайта "мои 100 дорог" Ирину Генкину и еще китайских девчонок с сайта бронирования транспорта в Китае за ответственность, точность и терпение.
Особенности и цены.
1. Самостоятельное путешествие по Китаю дело непростое хотя бы потому, что пишут они иероглифами и не зная китайского Вы ни за что не сможете догадаться о чем написано :) , поэтому нужно хорошо подготовиться.
Транспорт и гостиницы лучше бронировать в МОскве, это дороже, но по крайней мере будете спокойны. На вокзалах и в аэропортах все понятно, ориентируйтесь по номеру рейса, указанному в билете. Самолеты и поезда часто опаздывают на 1-2 часа. Перекусывать лучше в городе - в аэропортах и на вокзалах все дороже. В поездах разносят еду, за 15-20 юаней, в самолетах кормят, еда входит в стоимость билета.
2. Зачастую спросить о расположении той или иной достопримечательности или собственном местонахождении не у кого -сами китайцы плохо ориентируются даже в собственном городе или другой местности, поэтому нужно запасаться картами и схемами.
3. Старайтесь не попадать в Китай во время праздников, потому что сами китайцы очень любят навещать родственников и вообще передвигаться по стране. Любят они также и экскурсии. Китайскую группу лучше обойти или пропустить, так как они идут напролом, толкаются и очень шумно общаются между собой.
4. Из еды самый беспроигрышный и дешевый вариант - лапша или рис с разными приправами и добавками, супы и пельмени в столовых. Можно совершенно не опасаясь покупать на рынке лепешки, рисовые пампушки и всякого рода пирожки и блинчики это вкусно и обычно не остро.
5. В дешевых гостиницах может не быть полотенец, мыла, туалетной бумаги, так что это лучше брать с собой.
6. Китайцы не пьют кофе, поэтому он очень дорогой - чашка не очень хорошего кофе стоит в среднем 25 юаней, поэтому лучше кофе и сахар взять с собой. Чайники или термосы с горячей водой есть везде - в гостинице, поезде, аэропорту.
Некоторые цены в Шанхае:
такси от аэропорта  180 юаней за машину
поезд "Маглев" 50 аюней в одну сторону. На остановке "Маглева" есть бесплатные карты Шанхая.
метро от 2 до 10 юаней в зависимости от маршрута, метро простое, ориентироваться несложно, но медленное
Самые простые гостиницы, типа нашего хостела «Old West Gate International Youth Hostel» около 140 юаней за двухместный номер с душем и туалетом. В гостинице обычно требуют депозит от 50 до 150 юаней за номер, потом возвращают при выезде.
Прогулка по реке Хуанпу 1,5 часа - 100 юаней
Смотровая площадка Цзинь Мао - 150 юаней, к билету прилагаются скидочные купоны на еду в ресторанах комплекса и покупки в магазинах комплекса.
Сад Юй-Юань - 30 юаней
Храм городского бога - 10 юаней
Обед в кафе с пивом без наворотов около 50 юаней
Поесть в столовке можно за 10-12 юаней (суп, лапша, пельмени, пампушки)
Цены на рынке: цыпленок гриль 15 юаней, целая утка 40 юаней, пампушки 3-5 юаней, лепешки 5-8 юаней, помидоры черри 7-8 юаней за полкило. Цены почему-то не за килограмм, а за полкило продукта, смотрите внимательно. Мелкие манго 15 юаней за полкило.
Пиво 0,6 л хорошее, не то, что у нас от 3 до 5 юаней
Вода от 1,5 до 5 юаней в зависимости от емкости.
Цены в заповеднике Чжанцзяцзе.
До Чжанцзяцзе мы летели самолетом стомость билета около 200 долларов, лететь 3,5 часа. В аэропорту мы приобрели карту заповедника  (5 юаней) с дублированием названий на английском языке. В заповеднике тоже есть бесплатные карты, но на китайском.
Такси от аэропорта обошлось 300 юаней до нашего хостела "Wulingyuan Zhongtian International Youth Hostel". Сам хостел находился в Вулиньюане - поселке в окрестностях Чжанцзяцзе. Цена около 140 аюней за двухместный номер с душем и туалетом. Месторасположение в Вулиньюане на мой взгляд самое удобное - близко озеро Баофэн (15 минут ходьбы)  и вход в заповедник(минут 40 ходьбы) До заповедника идет автобус № 2, стоимость 2 юаня. На ресепшн работает очень милая девушка Ли, она хорошо владеет английским и может подсказать как куда пройти.
Вход на озеро Баофэн 74 юаня.
Вход в заповедник на 2 дня 248 юаней, автобусы на территории бесплатные, за подъемник и мини-поезд дополнительная плата. В заповеднике и на Баофене почему-то нет кафе, изредка встречаются ларьки с едой, поэтому воду и еду лучше брать с собой. Многие маршруты заповедника предполагают довольно крутые подъемы и спуски, поэтому обувь должна быть удобной - берегите ноги.
Массаж ног стоит около 40 юаней, но во время массажа нас "развели" еще на 40 юаней за какую-то чудодейстенную мазь :). Но массируют по-честному, после массажа становится гораздо легче.
Можно еще посетить центр разведения гигантской саламандры. Стоит 98 юаней, но вас будет водить сопровождающий-китаец и все комментарии на китайском :(. Мы не пошли.
Сам Вулиньюань очень милый городок, вечером очень интересно пройтись по набережной, красиво.
Поесть можно в местных домашних мини-столовых. Суп с лапгшой 10-15 юаней, большая порция пельменей с разными начинками 15-20 юаней. Пиво как и вежде около 5 юаней. Очень странно, но пиво в бутылках стоить дешевле, чем в банках.
Цены в Гуйлине.
До Гуйлиня мы добирались на поезде с пересадкой в Чжучжоу. За плацкартные билеты заплатили 101 доллар с доставкой. Доставили билеты нам в гостиницу в Шанхае. Поездка заняла около суток. Трудностей с пересадкой не возникло. О программе в Гуйлине мы договаривались с нашим другом Мишей по почте и по скайпу. Двухдневная поездка на террасы Луньцзы обошлась 2720 юаней на всех. Включено было: встреча, транспорт, гостиница, входные билеты на террасы и сопровождение англоязычного экскурсовода Джерри на всем маршруте. На террасах платили за доставку багажа к гостинице 20 юаней за один рюкзак(чемодан). За фотографии с длинноволосыми женщинами яо отдали- 20 юаней. Завтрак в гостинице 6 юаней. Обед в ресторанчике с местной кухней с пивом 50 юаней.
Гостиница в Гуйлине "Guilin Guijiang Hotel" 140 юаней за номер. Поесть в столовке лапши можно за 4-5 юаней. Манго (большие примерно 2 кг одна штука) 16 юаней за килограмм.
Машина до аэропорта 150 юаней на всех, заказывали заранее через Джерри. С такси странности - в городе они  не реагируют на поднятую руку и не останавливаются, так и не выяснили почему.
Везде можно купить чай в качестве сувенира, цены разные нужно спрашивать. Лучше иметь под рукой калькулятор и набирать цифры. Торговаться обязательно.
Из Гуйлиня в Гонконг летели на самолете. Опоздание было примерно на 2 часа. Как сказал нам наш друг Дима, самолеты из Китая в Гонконг почти все время опаздывают. Цена билета 220 долларов. Такси из аэропорта до Коулуна, где мы жили 240 гонконгских долларов. В разные районы Гонконга ходят такси разного цвета. В Коулун везут красные такси. Карту Гонконга можно взять в аэропорту.
Поесть в кафешках общепита можно в среднем за 50 гонконгских долларов. Кухня самая разнообразная. В Гонконге общаться легко, почти все говорят по-английски. Проживание в Коулуне очень дорогое. Наша гостиница "Lilu Garden Guest House" обошлась нам 58 долларов США за номер. Номера очень маленькие, но для ночлега сойдет. Найти такую гостиницу довольно трудно, если не знать как искать. На доме, к которому Вас доставит такси как правило нет никакой вывески, но в адресе сообщается какой этаж и какой сектор занимает гостиница в этом доме. Если Вы приехали поздно, то на ресепшн уже никого нет, но есть телефон, позвонив по которому, Вы вызовете дежурного и Вас поселят. Коулун - самое лучшее место для туриста в Гонконге - достопримечательности в шаговой доступности - музеи, паромы, парк, метро, набережная. Паром до острова Гоконг 2 гонконгских доллара. Паром до острова Ченг-Чау 26 гонконгских долларов. Парк Коулуна, прогулки по набережной и по сотрову совершенно бесплатно :).
Все наше путешествие, включая транспорт, проживание, входные билеты, экскурсии, еду и сувениры обошлось нам на двоих 4200= долларов США. Конечно, самые большие затраты на транспорт.
К сожалению, фотографии не яркие, ввиду того, что постоянно висела дымка или густой туман....

Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
Зося*
Казахстан, Караганда
16 июнь 2015 г.
В два захода прочитала ваш рассказ,масса интересной инфы и шикарные фото!!1 Спасибо.
MariBur
Россия, Улан-Удэ
5 июнь 2013 г.
Спасибо за рассказ! Всколыхнули старые воспоминания о давно посещённом Шанхае, эх....
Kedrach
Россия, Иркутск
5 июнь 2013 г.
Спасибо! Все как полагается - хорошее путешествие и отчет-рассказ о нем!
восточник
Россия, Владивосток
Много полезной информации.
4 июнь 2013 г.
Великолепный рассказ. Интересно написан. Много полезной информации. Большое спасибо и за фотографии.
jek37
Россия, Хабаровск
4 июнь 2013 г.
Отличный рассказ и вы прекрасный путеводитель для своих попутчиков. К сожалению мой измученный работой мозг не дал мне шанса дочитать рассказ до конца, но надеюсь вернусь к нему на выходных. Спасибо!
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит