Отзыв написан: 13 мая 2013 г.
Посещенные курорты: Минск, Вильнюс, Юрмала
Продолжаем кругосветное путешествие на автомобиле Москвич-2141. Из этого рассказа вы узнаете, как приобрести в Москве машину за три тысячи рублей и объехать на ней всю Европу. Дадим старт автопробегу по Европе, начав с Латвии и Литвы. Побываем в Риге, Юрмале, Вильнюсе и Минске.
Раньше я не горел желанием побывать в других странах и увидеть, как живут в других уголках нашей планеты. В свои 27 лет я ещё нигде не был, кроме России и нескольких городов Украины, и такой расклад вещей меня устраивал. Но в определённый момент задумался - сейчас мне 27, а ведь ещё, кажется, буквально вчера было 20, а что за эти годы я успел сделать? Наш век, увы, не долог, и нужно максимально использовать тот срок, что отдан нам. Не откладывать всё в долгую корзину, а действовать уже сейчас, ведь время летит на самом деле очень быстро - сейчас нам, допустим, 30, а уже буквально завтра оглянуться не успеешь - и тебе уже 40 лет. А ведь живём не так долго - в университете, к примеру, у нас постоянно появляются новые траурные таблички: "скончался в 54 года", "ушёл из жизни в 57 лет"...

К тому же в последнее время всё чаще мне на глаза начали попадаться отчёты автопутешественников, и я загорелся идеей поездки в Европу на личном авто. Начать решил с малого - Латвия и Литва. А также Белоруссия заодно - тем более, ни разу там не был. Посмотреть самому и вернуть маму во времена её молодости, когда она была в Риге и Юрмале.

Содержание

1. Получение Шенгенской визы
2. Что с собой взять автопутешественнику?
3. Советы
Приложение А. Маршрутный лист
Приложение Б. Спонсорское письмо
Приложение В. Гарантийное письмо на грин-карту
Приложение Г. Запрос в отель на получение подтверждения бронирования для представления в консульство

1. Получение Шенгенской визы

Рассмотрим для начала, как отправится в Европу на своей машине и что для этого необходимо. Останавливаться буду только на тех вопросах, которые, как правило, не рассматриваются подробно на сайтах консульств и туристических ресурсах.

Для путешествия в Латвию, Литву, Италию, Испанию, Францию, Монако и других европейских стран, подписавших Шенгенское соглашение, необходимо получение Шенгенской визы, по которой вы можете абсолютно беспрепятственно передвигаться по территории этих стран (т.к. границ между странами как таковых нет, пункты погранпереходов давно уже не работают).
Для получения такой визы для путешествия на личном авто необходимы следующие документы:

1) Действующие загранпаспорта, срок окончания которых не ранее чем через 3 месяца и в которых есть хотя бы 2 свободные страницы

2) 2 фотографии - требования смотрите на сайте консульства или визового центра

3) Визовая анкета - можно заполнить на сайте консульства

4) Документы, подтверждающие цель поездки - когда бронируете отель на букинге (booking.com), вам на e-mail приходит подтверждение бронирования. Это подтверждение необходимо распечатать - оно и будет являться тем самым документом, подтверждающим цель вашей поездки. У начинающих автотуристов на этом этапе часто возникает затруднение - непонятно, как вписывать всех людей, кто с вами едет, а не только вас, ведь для этого нет отдельных полей. Для этого просто в поле "Имя гостя" необходимо просто через запятую вписать всех, кто едет.
Но обратите внимание, что не все консульства принимают неоплаченные брони с букинга - иногда требуется подтверждение самого отеля - запрашиваете у отеля по факсу или e-mail документ, в котором вписаны все, кто едет с вами, включая вас (имя-отчество пишется на латинице в точности так, как в загранпаспортах). В документе должны стоять подпись и печать отеля. Образец запроса смотрите в приложении Г в конце рассказа. У вас должны быть подтверждения с отелей на все дни вашего пребывания в Европе - консульство должно знать, где именно вы будете ночевать в тот или иной день. А вот подтверждения отелей стран, которые не входят в Шенген, не нужны - ночуйте хоть в машине. :)

В случае с Латвией можно обойтись просто подтверждением с букинга, не вступая в переписку с отелями.

Некоторые автопутешественники после получения визы отменяют брони в отелях и едут, куда хотят. Стоит понимать, что это риск - известны случаи, когда после этого уже выданную визу консульства аннулировали, т.к. иногда прозванивают выборочно отели и интересуются актуальностью брони туристов.

5) Документы, подтверждающие наличие достаточного количества денежных средств на время пребывания в Шенгене - либо выписка о движении средств на счёте в банке за последние 3 месяца, либо чек с банкомата с приложением ксерокопии самой банковской карты, либо дорожные чеки. Сколько денег необходимо для подтверждения, посчитать не сложно - на сайте консульства / визового центра указаны необходимые суммы. К ним прибавьте стоимость отелей (если брони отелей у вас неоплаченные) и транспортные расходы (в нашем случае, бензина) - вот наличие у вас этой суммы и необходимо подтвердить. Вообще, чем больше денег в подтверждении - тем лучше. Обратите внимание, что после пополнения счёта в банке получить выписку вы сможете не сразу. а только спустя какое-то время (в Сбербанке, например, делают выписку только через неделю после того, как пополните свою банковскую карту)

6) Справка с работы - не обязательно. Если не работаете, просто предоставляете документы о наличии денег (см. предыдущий пункт). В справке указается, как долго вы работаете, какую должность занимаете, размер вашего оклада, на какой период предоставляется отпуск с припиской, что отпуск предоставляется "с сохранением рабочего места". В некоторых консульствах справка с работы является документом, подтверждающим наличие денег. И я этим воспользовался - я никак не подтверждал, что у меня есть хотя бы тысяча рублей на эту поездку, просто предоставил справку с работы. Так что не имея денег на поездку получить Шенгенскую визу - вполне реально. ;-)
Кстати, по слухам, визу выдают даже тем, у кого в справке с места работы указана зарплата всего в семь тысяч рублей (людям из российских глубинок).

7) Маршрутный лист - необходимо указать маршрут вашей поездки - пункты погранпереходов на границе с Европой, которые планируете пересекать, когда и где останавливаться. Также указываются свои паспортные данные, данные автомобиля и перечисляются все пассажиры. Составляется в произвольной форме. Учтите, что при поездках на территориях Шенгена не стоит планировать и указывать в маршрутном листе более 500-600 километров в день. Даже если вы и способны по 1000-1500 километров на машине в день проезжать, не стоит, это лишь сможет вызвать лишние вопросы со стороны консульства, а это нам с вами ни к чему. Образец маршрутного листа смотрите в приложении А в конце рассказа.

8) Спонсорское письмо - выписывается на лиц, которые едут с вами и у которых нет собственных официальных источников доходов и накоплений - например, на детей, родителей. Т.к. мама у меня на пенсии и у неё накоплений нет - написал на неё такое письмо с фразой "гарантирую оплату всех расходов", с приложением документа, подтверждающего родство, и документа, подтверждающего мою финансовую состоятельность  - справки с работы. Образец спонсорского письма смотрите в приложении Б в конце рассказа.

9) Документы на машину (свидетельство о регистрации) - если машина не ваша, то необходима нотариально заверенная доверенность на право управления машиной с припиской "С правом выезда за границу", а если машина числится за юридическим лицом - то с печатью организации.

10) Грин-карта - аналог нашего ОСАГО, но для путешествия за границей. В грин-карте должны быть перечислены те страны, куда вы направляетесь.. По закону такую карту не выписывают с началом срока действия позже, чем через месяц, однако тем не менее некоторые страховые компании делают хоть за 3 месяца. Если вам отказывают в позднем начале срока действия грин-карты - то придётся либо брать карту на больший срок (которая начнет действовать уже через месяц), либо написать для консульства расписку о том, что обязуетесь после получения визы перед поездкой приобрести грин-карту, с обязательной ссылкой на п. 26 Правил оформления ГК: "Договор страхования не может содержать срок страхования, начинающийся позднее 30 дней с даты выдачи страхового сертификата.". Образец расписки смотрите в приложении В в конце рассказа.

11) Медицинские страховые полисы - на каждого лица. Тут важно удостовериться в подходящей сумме страхового возмещения. Например, для Латвии требуется, чтобы по медполису сумма покрытия была не ниже 30.000 евро.

12) МВУ (Международное Водительсвое Удостоверение) - на самом деле, как показывает практика, не требуется. Но лишним точно не будет. На практике я ни разу не показывал МВУ, только наше российское национальное водительсвое удостоверение (пластиковая карточка, на которой латиницей дублируется ФИО).

13) Талон техосмотра - даже если поедите в Западную Европу, вряд ли кто-то поинтересуется наличием техосмотра - мне не известны случаи, когда его спрашивали при въезде в Европу. Но по действующему законодательству на границе имеют право поинтересоваться его наличием, и для этого в пунктах прохождения техосмотра у нас в России есть возможность написать заявление "Прошу выдать талон техосмотра... в связи с выездом за границу" - поэтому, если желаете перестраховаться, советую озаботиться этим вопросом.

14) Если у вас есть дети и второй супруг остаётся дома - требуется документ о его согласии на выезд детей за границу.

Обратите внимание, что получать вам необходимо визу типа "С" (даёт право въезда-выезда на личном автомобиле). Если у вас виза типа "А", то попасть в Европу сможете только на самолёте.

Как узнать, в какой стране получать визу, если намерены посетить несколько стран Шенгенского соглашения? Очень просто - визу получают в той стране, где намерены наибольшее количество дней останавливаться, либо, если в каждой стране одинаковое количество дней пребывания у вас планируется, то визу выдаёт консульство первой страны Европы, входящей в ваш маршрут (едим из Москвы через Белоруссию и Польшу в Германию с одинаковым количеством дней в Польше и Германии - то запрашиваем визу у поляков).

Перед подачей документов не забудьте сделать все необходимые ксерокопии, т.к. на месте вам никто всё ксерить не станет. Возьмите файлы и разложите в них комплекты документов, по комплекту на каждого человека, кто с вами едет. В каждый комплект должны входить копии загранпаспортов, грин-карты, бронирование отелей, маршрутный лист, документы на машину, по необходимости спонсорские письма и т.д.. В противном случае вас заставят это сделать непосредственно в консульстве либо визовом центре.

Подать документы на визу вы можете как в визовый центр, так и в консульство. В первом случае к вам будет более лояльное отношение при подаче документов и, если каких-то копий документов не хватает, вам их сделают, плюс в итоге, когда документы будут готовы, вам их привезут прямо домой. К тому же оплата услуг в рублях. Но расплата за это - в 2 раза большая цена, чем в консульстве. В консульстве же хоть и сильно дешевле, но зато вряд ли будут церемониться с вами, плюс оплачивать консульские услуги придется в евро и самим приезжать-забирать готовые загранпаспорта. Приезжать на подачу документов лучше, думаю, часа за 2 до открытия - я приехал за час, и был уже 30-м в очереди.

В большинстве стран Европы требуется покупать на ближайшей заправке виньетку, который даёт право пользования автобанами страны, но в нашем случае - Латвия и Литва - приобретать виньетки не нужно.

Что касается поездки на старом автомобиле - в Европе нет запрета на не-экологичные автомобили. Исключение составляет лишь Германия, где существует порядка 30-и экологических зон (например - Берлин), для проезда по которым требуется заранее получать наклейку на лобовое стекло, подтверждающую экологичность машины (её можно заказать себе заранее из Москвы).

2. Что с собой взять автопутешественнику?

1) Нотариально заверенные копии российских и загран-паспортов, которые в Европе и носить с собой, а оригиналы документов спрятать, например, в сейфе своего номера. Т.е. если оригиналы потеряете и у вас не будет копий - то получение долгожданного "Свидетельства о праве возвращения на родину"  для вас станет настоящим испытанием, сильно растянутым по времени. Потому лучше не искать на свою голову приключений и перестраховаться заранее.

2) Если у вас денег в обрез на поездку - обязательно оформите и возьмите с собой кредитную банковскую карту. Не пользуйтесь ей (т.к. проценты по использованию кредита немаленькие), она вам пригодится на случай возникновения форс-мажорных (тьфу-тьфу!) ситуаций (например, поломки машины), когда у вас возникнут непредвиденные финансовые расходы. Кредится карта вам может помочь также и при оформлении визы, когда вам нужно будет доказать, что располагаете необходимой на поездку суммой. Ведь средства банка - это те средства, которые вы можете использовать, следовательно, они также могут представляться в консульство как доказательство наличия "достаточных денежных средств на время поездки".

3) Не храните все средства на одной банковской карте. Оформите несколько карт и распределите свои деньги между ними. Дело в том, что в путешествиях по странам Европы банки порой блокируют карты при оплате ими в течении одного дня в нескольких странах из-за подозрений в мошенничестве по этим картам. Так же, если одну из карт случайно потеряете - у вас будет меньше проблем.

4) Возьмите с собой пенсионные удостоверения, свидетельства об инвалидности, студенческие билеты. В странах Европы эти российские документы действуют, и по ним вы можете прилично сэкономить в музеях, галереях, соборах и т.д. - либо приличная скидка представляется, либо посещения для вас будет и вовсе бесплатными.

5) Балончик для временного ремонта прокола шины (со шлангом) - в случае незначительных повреждений колеса позволит его быстро накачать, заполнив специальным составом, и добраться своим ходом до ближайшего шиномонтажа.

6) Герметик-пластилин - для герметизации соединений. Если, к примеру, в радиатор вашей машины угодит камень, повредив его - вы разминаете пластилин, заделываете течь, и через некоторое время пластилин становится твёрдым, как камень, позволяя продолжать своё автопутешествие, не опасаясь перегрева машины. А уже по возвращении домой поменяете радиатор. Пользоваться составами, герметизирующими систему охлаждения изнутри (герметик или вовсе белок куриного яйца), не советую, т.к. можете "попасть" и на замену отопителя печки.

7) Спирт - в случае, если вам попадётся левая заправка, где любят в бензин добавлять воду. Если после заправки машина не едет - попробуйте залить где-то поллитра чистого спирта в бак для растворения воды. Только не стоит пытаться использовать ацетон вместо спирта. В свободной продаже спирта нет, но если поспрашиваете по форумам - наверняка найдёте. Либо заправляйтесь только на проверенных заправках.

3. Советы

1) Не оставляйте, уходя из машины, вещи на виду. Когда оказываешься в Европе, появляется ложное ощущение цивилизованности - кажется, то тут хоть настеж машину оставляй - никто ничего не украдёт, т.к. публика довольно интеллигентная (довольно большой контраст с Россией). Но, например, в Италии воровство из машин - уже бич. Случайно оставили на полке пакет - могут разбить стекло и украсть. Будьте внимательнее.

2) Сон - главный враг автопутешественника, т.к. подкрадывается незаметно. Не стоит думать "ну вот ещё чуть-чуть, пару часиков, и остановлюсь на перекур". Почувствовали, что клонит ко сну - сразу же начинайте искать место для отдыха. В дальних поездках не стоит (я бы сказал - просто опасно) слушать медленную, расслабляющую музыку - лучше включайте бодрую и энергичную. Будет очень хорошо, если с вами поедет общительный попутчик, который будет вас подбивать на общение. Ещё лучше - если у него есть права и он сможет во время поездки временами подменять вас за рулём. :-)

3) Если испытываете трудности с иностранными языками, рекомендую посмотреть записи телепередачи "Полиглот" телеканала "Культура", которую вёл Дмитрий Петров - записи можно без проблем найти на просторах Интернета. Довольно толковая и доступная методика подачи информации у него для обучения английскому, французскому и итальянскому языкам, так что рекомендую.

4. Приобретение автомобиля для путешествий в Европу

Восемь лет отъездил на своём "Москвиче", думал и в этот раз поехать на нём же, но... Реально заставила изменить свои планы - кузов у машины уже устал. Встал вопрос приобретения нового автомобиля - как для передвижения по городу, так и для международных поездок, в т.ч. поездок в Европу. Но в тоже время - нужна была весьма доступная по цене машина. И такая машина нашлась - как вы, наверное, уже догадались, такой машиной оказался уже хорошо мне знакомый очередной Москвич-2141, возраст которого с момента выпуска с конвейера - 20 лет. Приобрёл машину я всего за три тысячи рублей (потом и кровью заработанные в течении последних пяти лет). Наверное, у вас возникнет вопрос - "почему снова Москвич, а не более современная машина?". На то целых две причины:

1) Есть более приоритетные цели, требующие вложения довольно существенных финансовых средств, и эти цели нужно как можно скорее осилить, поэтому брать современную машину пока ещё рано.

2) Увы, я не женат, но тем не менее энергию, сами понимаете, девать куда-то нужно. И здесь "Москвич" приходит на помощь, ведь на поддержание достойного технического состояния эта машина требует приложения немалого количества энергии. ;-)

После покупки я чуток адаптировал машину под себя. Самую малость. Выкинул двигатель, выпуск, тормозную систему, бензобак, часть подвески и прочее, хотя всё это великолепие было в хорошем состоянии и не нуждалось в замене. Сперва нужно было отучить машину от 92го бензина и привить любовь к 95му, ведь в Европе нет 92го бензина. Также решил подкинуть лошадиных сил машине, чтобы не чувствовать себя черепахой на автобанах Европы (со штатным двигателем "Москвича" даже не всегда до 140км/ч разгонишься). С этой целью вначале я был намерен поставить себе 147-сильный двигатель Renault F7R но, поразмыслив, выбрал более практичный и бюджетный вариант - двухлитровый Renault F3R мощностью 113 л.с. (ибо не гонщик, и реально у меня нет нужды в 147 "лошадях" - достаточно и 113). Но даже с таким двигателем машина развивает скорость по трассе в 200км/ч.
Такому двигателю нужна более производительная тормозная система, поэтому установил себе импортную Lucas. Также врезал в салон освещение от Приоры, чтобы по ночам можно было газеты и журналы читать в машине. Был произведён и ряд иных улучшений, в результате чего получилась сборная солянка на колёсах из запчастей BMW, Ауди, Рено, Газели, Жигулей и собственно Москвича. Получилось в итоге всё очень бюджетно - денег куда меньше было затрачено, чем если бы я брал порядком подуставшую древнюю б/у иномарку.

Дальше настал черёд резервирования систем автомобиля - резервный аккумулятор, резервный бензонасос (один в баке и один внешний, при выходе основного из строя в работу включается резервный) и т.д. Однажды, кстати, когда катался на первой машине в Абрау-Дюрсо по побережью Чёрного моря, меня это спасло - отдал концы основной аккумулятор - переключился на второй и поехал как ни в чём не бывало дальше.

В дорогу спаял адаптер для диагностики двигателя с ноутбука. Собрал, используя подручные средства, навигатор на основе того же ноутбука и внешнего GPS-чипа (на ноутбук в качестве навигационной программы поставил iGo 8 - в Европе он реально помогает), подключил внешний жёсткий диск для хранения записей с видеорегистратора (после поездки из записей нарезать фотографии и делать фильм о поездке).

Оговорюсь сразу, что в машине нет ржавых либо гнилых узлов. Перед поездной автомобиль тщательно осматривался на подъёмнике, поэтому я полностью был уверен в том, что он не принесёт в пути вреда ни мне, ни окружающим.

Получил самостоятельно Шенгенскую визу для поездки на машине (напомню - машине моей 20 лет и я до этого ни разу ещё визу не получал и не ездил никуда!) и, закрутив последнюю гайку в машине, поехал обкатывать свежесобранный автомобиль в Европу. ;-)

5. Латвия. Рига.

У нас есть короткий маршрут в Европу - трасса М9 "Москва-Рига", но увы, она находится уже далеко не первый год в очень плачевном состоянии, поэтому был выбран маршрут через Белоруссию, где дороги находятся в довольно достойном состоянии. Некоторые ездят по М1 до Смоленска и оттуда сворачивают на Витебск, но судя по отчётам, лучше прокладывать маршрут через Оршу - качество дорожного покрытия там лучше. Поехал через Оршу и не пожалел - дорога действительно вполне ничего себе была.

Порадовала граница с Белоруссией - просто пустой пункт погранперехода, на котором в стороне копошатся люди в форме. Проезжаешь её, не останавливаясь - не надо выходить из машины и показывать, что везёшь. Единственное - в конце перед шлагбаумом остановиться нужно, но он автоматический - только машина подъехала, как он открывается, пропуская тебя на территорию Белоруссии.

На границе с Латвией тоже проблем не было - впустили в Европу без проблем. Переход границы занял всего 15 минут! Ибо передо мной вообще не было машин - был первым (дело было в субботу в районе 14 часов на МАПП "Григоровщина-Патерниеки"). Показал то везу в багажнике и салоне, показал документы, заполнил таможенную карточку (в которую вписывается, что везу - указать надо даже количество литров топлива, которое провозишь в данный момент в бензобаке своей машины).

Если вы поедите в первый раз, имейте в виду - при подъезде к погранпереходу нужно брать курс на зелёный коридор, если у вас нет вещей, которые нужно декларировать. На красный - если есть чего. На погранпереходах бывают также отдельные коридоры для жителей ЕС - вам туда нельзя.

Когда оказался в Латвии, первая мысль - ликование - "Ура, я в Европе!". ;)

Проезжаем Краславу - уже чувствуется, что находишься в культурной, цивилизованной и развитой стране:

Качество дорожного покрытия на дороге от границы до Риги так себе. Но не жаловался. Наконец, через какое-то время я въехал в Ригу. Навигатор очень быстро завёл меня в Старый Город и я припарковал свою машину у отеля, в котором нам предстояло жить все дни пребывания в Латвии - четырёхзвёздочном Radi Un Draugi, расположенном в самом центре Старого Города:
Этот отель привлёк меня тем, что если выйдешь из него - то на расстоянии вытянутой руки у тебя все основные достопримечательности города оказываются, расположен в историческом центре, имеется парковка для моей машины с видеонаблюдением. Вид из окна нашего номера:
Искал вначале пятизвёздочный отель в самом центре Старого Города и с собственной парковкой  - оказалось, такого просто нет, взял 4* и не прогадал - всё очень понравилось.) Дорогая сантехника, кондиционер, просторный ухоженный номер, стабильный Wi-Fi, приятная очаровательная девушка на ресепшене...

Каждое утро две молоденькие девушки приносили завтрак буквально в постель - я настолько расчувствовался, что даже не поскупился и отсчитал им 90 сантимов чаевых (~50 рублей) - заслужили, чертовки! ;-)

Экскурсионный ретротрамвай:
Дом Черноголовых. Был полностью разрушен во время Второй мировой войны и заново отстроен в 1999 году. Внутри располагаются музей и концертный зал:

Meistaru iela:
Пороховая башня (военный музей):
- вход абсолютно бесплатен. Является единственной башней рижской крепостной стены.

у Домской площади:
Удивили 4х-секционные трамваи. Это даже не трамваи, а целые поезда:
Если взобраться на лифте на башню Домского собора, то взору открывается панорамный вид на Ригу:
- здесь виден самый большой (на момент постройки) вантовый мост в Европе - Vansu tilts. На "Москвиче" было очень приятно по нему прокатиться по дороге в Юрмалу и обратно.

С высоты домики Старого Города кажутся кондитерскими изделиями:

Так и хочется взять ложку, отломить кусочек одного из таких домиков и с наслаждением сожрать. ;-)

Вот такую женщину можно сделать из старых автомобильных запчастей и инструментов:

- если в ближайшие несколько лет не женюсь, то, наверное, сделаю себе такую же, только в полный рост, из старого "Москвича". ;-)

А это - знаменитая улица Jauniela:

Сия улица знаменита тем, что здесь снимали ряд культовых советских фильмов - таких, как "Шерлок Холмс" (помните Бейкер Стрит?), "17 мгновений весны" и ряд других.

Я был очарован Ригой - это самый настоящий рай на земле. Ничего прежде подобного не видел ни в России, ни в Украине. Очень счастлив, что майские праздники провёл здесь - давно пора был съездить. Под впечатлением от Риги находимся до сих пор.

Запомнился эпизод - еду по брусчатке Старого Города. Впереди прогуливается парень с девушкой. Вдруг парень замечает мою машину и при этом чуть ли не сворачивает себе шею. Глаза расширены от удивления, в них читается: "Ба! МОСКВИЧ-2141! Из МОСКВЫ!!!". Парень чуть не споткнулся и не упал от изумления. ;-)

Когда будете в Риге - советую посетить ночной клуб Folkklubs ALA Pagrabs, располагающийся на Peldu iela. Здесь можно насладиться атмосферой Риги, послушать живую музыку и дёшево устроить праздник живота - мы вдвоём всего за 200 рублей реально объелись! Когда с банковской карты списались 200 рублей, я думал, что девушка, работающая в заведении, меня неправильно поняла. Оказалось - правильно, просто такие низкие цены у них. А блюда... Вот написано в меню "Хлеб с горохом", а на деле такое блюдо оказывается... Полбуханки хлеба, внутри вместо мякиша горох, сосиски, зелень и соус, рядышком огурчики в сметане - на вкус такое объедение! И так сытно... Когда вернулись домой в Россию - сразу же побежали в магазин, купили необходимые ингредиенты и сделали себе подобное блюдо. ;)

6. Латвия. Юрмала.

Когда поедите в Юрмалу, не проскочите карман справа от трассы. Местные жители едут прямо, а иностранцам необходимо заворачивать в этот карман для оплаты (въезд в Юрмалу является платным). Для этого необходимо заранее запастись монеткой в 1 лат (автомат сдачи не даёт). Ещё вроде как можно банковской картой оплатить в отдельно стоящем автомате. Кидаем монетку, нажимаем зелёную кнопку и получаем чек. Оплата действительна в течении 1 часа с момента оплаты (т.е. въехать должны в течении часа, а вот находится в самой Юрмале можете неограниченное количество времени). Если проскочите по трассе, не завернув в карман с автоматами для оплаты (а это - проще простого) - то нарвётесь на ощутимый штраф - сразу после кармана впереди на трассе дежурит полиция.

Приятно, что парковки в Юрмале бесплатные (в отличии от Риги, где бесплатных мест не найти), оплачивается только въезд в город.

Желая прогуляться по побережью, припарковал свою машину в Юрмале прямо у берега Балтийского моря:
Прогуливаясь по побережью, ненароком начинаешь думать: "Ну почему я не женат, почему...? Ведь какое это счастье - вдвоём неспешно прогуляться под ручку, пусть хотя бы и молча, под шум прибоя и крики чаек...":
Такие вот домишки у местных жителей.
Припарковался в центре Юрмалы и оказался в окружении таких машин:
- вывел, так сказать, свой "Москвич" в высший свет общества. ;-)

Центральная аллея Юрмалы:
7. Литва. Вильнюс.

Дорога из Латвии в Литву - сказка. Хороший удобный автобан с ограничением скорости в 120км/ч. По пути встречаешь старинные мельницы, интересные фонарные столбы с солнечными панелями и ветрогенераторами (т.е. для освещения на отдельно взятом столбе задействуется как солнечная энергия, так и энергия ветра).

На фото ниже - один из погранпереходов между Латвией и Литвой:

- как видите, он заброшен и не используется, плюс поблизости нет блюстителей порядка. Совсем нет. Это одна из интересных деталей стран Шенгенского соглашения - границ между странами как таковых нет. Можешь свободно путешествовать - при желании я мог бы спокойно на "Москвиче" поехать в Италию, и меня бы вряд ли кто-то остановил. :-) Но вот если вскроется, что вы поехали не в ту страну - то в дальнейшем вам могут закрыть въезд в Европу.

Наконец, прибыл в пункт назначения - отель Grata Hotel, расположенный в центре Вильнюса. Я заранее бронировал парковочное место и, как оказалось, нам дали VIP-место прямо у входа в отель - не подозревая, что мы на "Москвиче". Люди и в страшном сне не могли себе представить, что москвичи, путешествуя по Европе на машине, заявятся к ним в элитный отель на "Москвиче-2141". У охранника лицо вытянулось от удивления, когда перед входом в отель поставил свой "Москвич". Но деваться им было уже некуда, переиграть они не могли - в результате все иностранные туристы и персонал данного отеля каждый день в течении всего периода нашего пребывания в Вильнюсе, заходя и выходя из отеля, мог любоваться чудом советского автопрома - гениальным творением советских инженеров под названием "Москвич-2141", стоящего вплотную к центральному входу в отель:

- зато машина постоянно под видеонаблюдением была и я мог за неё не волноваться. ;-)

Если говорить о самом городе, то первое, что бросилось мне в глаза - в городе много людей передвигаются на велосипедах и для этого созданы все условия - велосипедные дорожки, велопарковки, пункты проката велосипедов. Наверное, не столько автомобилей в городе, сколько велосипедов. Удивили семейные велосипеды - на два сидячих места, для него и для неё. Некоторые велосипеды имели позади люльку для ребёнка, выполненную в виде прицепа с крышей. Также в Вилюньсе довольно интенсивное дорожное движение - после Риги мне было необычно видеть на улицах автомобильные пробки - стало понятно, почему всё больше жителей пересаживаются на велосипеды.

Кафедральный собор-базилика Святых Станислава и Владислава - Главный католический храм в стране, величественное снаружи и красивое внутри сооружение. Статус базилики ("королевский") собор получил в 1922 году от Папы Римского, а присваивается такой статус только высшей категории храмов:
Вид сбоку:
Национальный музей Литвы возле Кафедрального собора-базилики:
Одна из достопримечательностей Вильнюса - проспект Гедиминаса:
Следующая достопримечательность - Вильнюсский университет:
Президентский дворец ("президентура"):
Замковая улица:
Башня Замка на горе Гедиминаса - с неё открывается шикарный вид на Вильнюс:
Если лень взбираться пешком - позади башни действует фуникулёр. Взбираемся своим ходом и осматриваем с башни город:
Здесь мы видим тот самый Кафедральный собор-базилику:

"Три креста" - символ стремления народа к свободе:

- оттуда открывается хороший вид на город.

Улицы Stiklių-Žydų-Gaono:
Костел Святой Анны:
Užupis (Республика Заречье) - считается республикой художников, имеет свой гимн, свою конституцию (написана на нескольких языках на одной из стен), своего президента, епископа и два костела:
Didzioji G.:

Pylimo G.:
В Литве самые вкусные молочные продукты. Даже в Макдональдсе вафельный рожок самый вкусный (пробовали в Макдаках Латвии, Белоруссии, России для сравнения). Каждый раз завтрак в отеле, в который входили творог и йогурт, ждал с нетерпением - вкусно до безумия. :-) Первый раз встречал такие вкусные молочные продукты.

Когда будете в Литве - попробуйте местное блюдо, цеппелины, и вы не пожалеете. Вообще, побывать в новой стране и не попробовать национальную кухню - считаю моветоном. :)

Покидал Европу я уже через погранпереход "Лаворишкес-Котловка" в Литве, на что ушёл 1 час. Немного. Но вот тем, кто через данный пункт пытался попасть наоборот, в Европу (9 мая в районе 12 часов), пришлось несладко - очередь из машин растянулась на несколько километров. Мне было их искренне жаль.

В Литве, как и в Латвии, с русским языком проблем в целом нет. Но в Литве даже в Старом Городе не все понимают русский - спасает знание английского.

8. Белоруссия. Минск.

Вроде Россия, но... Такая чистота кругом, такой уровень культуры, светлые лица везде... Зарабатывают меньше нас, но зато гораздо, кажется, счастливее. Лукашенко - настоящий молодец, поддерживает страну на высоком уровне, не допускает упадка. Кажется, что находишься всё ещё в Европе...

В Белоруссии не тяните до последнего с бензином - заправок там гораздо меньше, чем у нас в России, так что рискуете оказаться на обочине с опустошённым баком. Заправляйтесь всегда заранее.

Детский парк:
Монумент Победы:

Дом-музей Первого съезда РСДРП:
Река Свислочь, вид с моста на проспекте Независимости:
На проспекте Победителей:

Цены, конечно, удивляют. "Роллы... По 165 тысяч рублей за ролл". Чувствуешь себя миллиардером, покупая такой ролл. ;)

9. Заключение

Ночевать решили в машине в дороге. Выехали поздно вечером, пересекли границу, и заночевали на обочине трассы уже в России. Понравился скоростной автобан из Минска в Россию - ограничение скорости 120км/ч. На трассе встречаются несколько пунктов оплаты проезда, но для россиян всё бесплатно - просто подъезжаешь к шлагбауму, и тётушка в будке тут же тебе его поднимает, без лишних слов)

Проснулись на следующий день от того, что кто-то довольно деликатно стучал в пассажирскую дверь.  Тук-тук... Посмотрели - оказалось, это стучит в дверь бездомный пёс! Мы не среагировали, замерев от удивления. Тогда пёс, увидев, что на водительском месте кто-то есть (я), обошёл машину, и стал стучать уже в мою дверь.  И снова фиаско для него. Тогда он вернулся к двери, где сидела мама, и снова стал стучать в неё, но теперь уже более настойчиво - Туууук-тууууук-тууууук! Посмотрели на него вопросительно - на что несчастное создание поднялось на задние лапы, оперлось о дверь и стало показывать, что оно очень голодно. Пёс в итоге съел всё, что мы ему предложили, и за всё время нашего с ним знакомства ни разу не то что не залаял - голоса даже не подал! Прямо гордость берёт за наших российских бездомных собак. :-)

Я много раз читал в отчётах, что европейский бензин по качеству лучше нашего и с ним расход существенно снижается, и в этой поездке на личном примере убедился в правдивости этих слов - на европейском бензине у меня получился расход по трассе меньше  7л/100км - рекорд (ехал с небольшой скоростью, старался не гнать). В России такого низкого расхода отродясь у меня не было. Так что, думаю, не стоит бояться заправляться европейским бензином - высокая стоимость отчасти компенсируется сниженным расходом.

За всю поездку меня ни разу не остановили - видимо, видели, что раз такая машина, то и взять с меня нечего. Даже когда в предыдущие годы ездил в Украину - тоже обошлось без штрафов и поборов, хотя везде в отчётах читал, как разводят русских водителей украинские даишники и пограничники. Так что ездить на "Москвиче" - очень выгодно. В крайнем случае, если остановят, всегда можно сделать несчастное лицо. :-)

Поездка принесла море новых впечатлений и заставила по-иному посмотреть на страну и город, в котором живём. После поездки меня осенила просто гениальная идея - на "Москвиче" съездить в Венецию в Италии и Монте-Карло в княжестве Монако, останавливаясь при этом только в лучших 4* и 5* отелях, прокатиться с ветерком по немецким автобанам, вскарабкаться на машине на Альпы, подъехать на "Москвиче" к казино Монте-Карло, в котором и проиграть свои последние 30 евро. Живём мы ведь всё равно только один раз. Так что продолжение у сей эпопеи, думаю, ещё последует. ;-)
Шутка.

10. Полезные ресурсы

booking.com - бронирование отелей и хостелов
airbnb.com - аренда апартаментов в Европе
www.viamichelin.com - прокладка маршрута
gpk.gov.by/border/ppr/ - можно посмотреть информацию о текущих очередях на пунктах погранпереходов Белоруссии и видео с камер в режиме реального времени
granica.gov.pl - информация об очередях на пунктах погранперехода со стороны Польши

Приложение А. Маршрутный лист.

Я, Иванов Иван Иванович , 1986 года рождения, заграничный паспорт 12№45678,  действителен до 01.01.2020,  передвигаюсь на своем автомобиле марки Москвич 21412-01, регистрационный номер Е777КХ197, свидетельство о регистрации 123 № 3456789 по следуюшему маршруту:

Москва – Белоруссия – Латвия – Литва - Белоруссия - Москва

Выезд из г.Москва.
Дата въезда на территорию Латвийской Республики 03.05.2013 (проживание в г.Рига с 03.05.2013 по 06.05.2013 в отеле Radi Un Draugi по адресу Marstalu iela, 3) .
Дата въезда на территорию Литовской Республики 06.05.2013 (проживание в г.Вильнюс с 06.05.2013 по 08.05.2013 в отеле Grata Hotel по адресу Vytenio g. 9/25)
Возвращение в г.Москву через Республику Беларусь, дата выезда 08.05.2013

Пребывание на территории стран Шенгенского соглашения с 03.05.2013 по 08.05.2013

Въезд на территорию стран Шенгенского соглашения через МАПП «Григоровщина-Патерниеки» (Латвия), выезд через КПП «Лаворишкес-Котловка» (Литва).

Пассажиры:
1. Иванова Лидия Ивановна, загранпаспорт 23№424343, действителен до 10.10.2020

Приложение Б. Спонсорское письмо.

Я, гражданин Российской Федерации Иванов Иван Иванович, данным письмом гарантирую оплату всех расходов, связанных с пребыванием, в т.ч. с проездом, проживанием, питанием, медицинским страхованием моей матери, гр. Российской Федерации Ивановой Лидии Ивановны - на территории Латвии в период с 03.05.2013 по 08.05.2013, а также при всех последующих поездках на территории Латвии и других стран-участников Шенгенского соглашения в случае предоставления ей многократной визы.

Прилагаемые к настоящему спонсорскому письму документы:
1. Копия свидетельства о рождении;
2. Справка с места работы на 1 (одном) листе;

- если в консульстве справка в работы не является достаточным подтверждением наличия денежных средств, то требуется также приложить справку из банка.

Приложение В. Гарантийное письмо на грин-карту

Я, Иванов Иван Иванович, 1986г.р., проживающий по адресу: г. Москва, Кремль, получив визу, выданную Посольством Италии в РФ, настоящим обязуюсь оформить международный страховой полис на автомобиль (Green Card) на весь период действия визы, либо нахождения на территории стран Шенгенского Соглашения.
В настоящий момент полис не представлен, по причине правомерного и обоснованного отказа страховых компаний оформить данный полис, ранее, чем за 30 дней до моего выезда из РФ, согласно п.26 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта», который гласит: «Договор страхования не может содержать срок страхования, начинающийся позднее 30 дней с даты выдачи страхового сертификата.»

We needed no smooking room, one parking place for our car. Could you please send me confirmation of my reservation (with your stamp and signature) by my e-mail. I have to present this confirmation to the Consular Dept. of the Italian Embassy in Moscow, Russian Federation in order to obtain the visas. Please indicate 2 names in this reservation confirmation:
1) Ivanov Ivan Ivanovich
2) Ivanova Lidiya Ivanovna
Туры в Латвию на любой вкус!
Заболевшая Чехией
7 август 2013 г.
Очень хорошо! Просто замечательно!
Удачи Вам!
Lanka Baginska
16 май 2013 г.
Какой же Вы молодец! Идея гениальная- путешествие на стареньком "Москвиче" по Европе! Жду продолжения, и семь футов под килем, или что там автотуристам желают... и ещё желаю Вам поскорее найти веселую и добрую попутчицу))
irusha
16 май 2013 г.
А мне цеппелины не понравились-картошка с большим количеством муки, да и фарш невнятный! Хотя ели мы в каком-то фирменном ресторане в центре, рекомендованном во всех путеводителях. А вот пиво литовское всем рекомендую! А Хаски хорош, точно потерялся! Насчет Венеции не беспокойтесь-старушку Европу удар не хватит, т.к. машину все равно придется оставить при въезде в город на платной ( и довольно недешевой парковке)-никто ее не увидит, кроме сотрудника парковки. По Венеции, как известно, передвигаются либо пешком, либо по воде, других вариантов нету)
ТаняТ.
16 май 2013 г.
Бездомный пес??? Это же Хаски! Откуда такой красавчик, потерялся наверно...
Малтат
Россия, Красноярск
13 май 2013 г.
Уж очень оригинальные у вас поездки, но интересные! И средство передвижение очень крутое!
Туры в Латвию на любой вкус!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит