Кефалос, Кос и немножко острова — вдоль и поперёк

Отзыв написан: 28 октября 2019 г.

Горячим поклонникам острова Кос — друзьям из "Неожиданно", ныне "Туризм на выгуле" — посвящается.

Καλά Ελλάδα!

Элладой называют свою страну эллины. От имени веет ароматом оливы и вечностью, оно мне нравится, как и греки, замешанные на всех кровях прошедших через Грецию народов — это обстоятельство греков с нами роднит.

Продолжаю складывать греческий пазл. На сей раз перст послал нас на Кос.

Небольшой остров в Эгейском море обладает неоспоримыми древностями, бесконечным разнообразием пляжей и репутацией, подмоченной двумя печальными обстоятельствами. Первое относится к 2015 году, когда из Малой Азии на Кос хлынул поток искателей европейского счастья. Второе — к разрушительному землетрясению 2017 года.

Нынче на дворе сентябрь 2019-го, и я с уверенностью развеиваю миф о кончине острова Кос как курорта.

Остров Кос — маленькая рыбка в Эгейском море, окружённая совсем уж мелкими рыбешками-островками под предводительством острова Родос, затесавшегося в архипелаг Додеканес.

Основная курортная жизнь сосредоточена направо и налево от «головы» острова — столицы с именем Кос. Длинные песчаные пляжи с видами на турецкий Бодрум кто-то находит весьма привлекательными. Мы же поселились в «подбрюшье», переходящем в «хвост» острова. Бухта, ограниченная скалами, оказалась так похожа на бухту возлюбленной нами Парги (см. Парга - незнакомка из Греции/1)! Островок с белой церквушкой, до которого с лёгкостью можно доплыть, довершал это сходство.

Туристические рассказы пишут с целью дать информацию. Постараюсь и я поделиться тем, что увидено, узнано и запомнилось.

Выходя из небольшого островного аэропорта, не миновать «встречающей стороны» В этот раз нас никто не встречал, но было заказано и оплачено навязанное Booking такси. Сразу оговорюсь, неоправданно дорого — 40 евро за 15 мин поездки — и абсолютно не нужно. Свободных такси в аэропорту множество и цены, надо полагать, скромнее букинговских «со скидкой». При отлёте нас за половину от букинговой цены в аэропорт доставил хозяин отеля.

Аэропорт находится посредине острова, и в любой его конец дорога что на машине, что на автобусе занимает не больше 20 - 30 минут. Расписание автобусов можно посмотреть на местном сайте https://www.kosisland.gr/en/kos-island-info/kos-bus-schedules.html

Кефалос

Курортный городок Кефалос в окружении высоких буроватых холмов вначале вызвал ощущение самообмана. Уж слишком ярки и свежи воспоминания прошлогоднего отдыха в блистательной греческой Парге, но уже к концу дня мы ощутили всю прелесть выбранного для отдыха места. Расположен он вдоль длинной — километра 4 — изогнутой бухты.

Весной и в начале лета к самому пляжу, должно быть, подступает цветущий ковер. В сентябре от него остаются лишь незначительные цветочные фрагменты.

Чем дальше от порта и средоточия таверн с ресторанами, тем пляжи просторнее. Завершает сей пляжный ассортимент удивительный уголок с белым песком. С одной стороны возвышается мыс с руинами базилики. Базилика унаследовала земли древнего святилища-асклепиона. Именно в асклепионах жрецы-врачеватели исцеляли морскими ваннами и воздухом, напитаных йодом и фитонцидами.

Две с половиной тысячи лет назад на острове Кос родился Гиппократ. Конечно же он не был первым врачом на земле, как и врачебная этика была изобретена, скорее всего, не им. Но Гиппократ, как мне думается, был великим популяризатором медицины, вынес ее в народ из асклепиев — храмов здоровья, санаториев для богоизбранных прошлого. Он и сам принадлежал к древнему роду Асклепиадов, жрецов-врачевателей, называвших своим праотцом Асклепия, или Эскулапа — в античной мифологии бога медицины.

Гуляя по развалинам базилики, представить себя пациентом на моционе не так уж и сложно, а вот смиренным древним христианином — нет...

С другой стороны бухты мы с мужем обнаружили вот такие "ванны", не описанные ни на одном известном мне туристическом сайте. Забраться на мыс не сложно, но без плавательных тапочек невозможно. Мы долго гадали, выпаривали ли здесь морскую соль или и в самом деле эти искусственно вырубленные резервуары имели медицинское предназначение, а может быть, нимфы прошлого принимали теплые морские и солнечные ванны, укрывшись за скалой? Ответа нет.

На дне виден слой соли

Подобраться к "ваннам" можно только со стороны "белого пляжа". По другую сторону мыса открывается вот такой пейзаж

Арендованный апарт-отель Chrysoula, любовно названный русскими постояльцами с детьми "Хризулей", оказался расположен невероятно удачно. От порога нашего номера до ближайшего пляжа Агиос Стефанос, в стороне от скопления прибрежных таверн, было 3 - 4 минуты прогулочным шагом. Направо от выводящей к морю дорожки начинался наш "вечерний" галечный пляж. Здесь значительно глубже и сквозь толщу воды, подсвеченную садящимся солнцем, видны обитатели жизни придонной.

Эту часть бухты не напрасно облюбовали винсерфенгисты. Ветры — неизбежный атрибут любого острова. Иногда они гонят слишком высокие волны, но только не в бухте Кефалоса, защищенной мысами и близлежащими островами. Волна здесь "упругая", если существует такой термин. Она не захлестывает, а оказывает сопротивление, когда плывешь ей навстречу, и наоборот. Плавали мы каждое утро по полтора часа и по часу вечером, поэтому толк в волне и преимуществах галечных или песчаных пляжей я теперь знаю.

Налево от нашей дорожки начинался пляж с чудесным песком,

но он не был таким прекрасным, как белый песок за мысом с развалинами древней базилики. Чтобы разница между обычным и белым песком была ощутима, я сделала на подступах к "белому пляжу" эти снимки. Волна намывает белый песок на песок обычный.

А это ложечка дегтя на белом песке. Если выходишь из отеля, владеющего белым пляжем, и виды слева и справа мало интересуют, а интересует лежак под зонтиком и снующие с подносами официанты, то в воду входить придется по такой вот искусственно выложенной дорожке. Белый пляж, как Золушка после полуночи, у кромки воды превращатся в обычный песок и уприрается в скользкие валуны морского дна.

Нам официанты, зонтики и лежаки были ни к чему. Закрытых для посторонних платных пляжей на Косе, как и в других местах Греции, мы не встречали, а потому в море входили где и когда заблагорассудится. Подобное вольнодумие неожиданно было вознаграждено великолепными песчаными отмелями справа и слева от белого пляжа.

Руины The Basilica of Agios Stefanos, которые неожиданно оказались в окружении пляжей, а не в каком-нибудь труднодоступном месте, куда надо добраться, а потом еще заплатить за осмотр этого места, являются одной из трех визитных карточек небольшого курортного городка. Добраться до них можно по кромке воды, как делала это я каждое утро, или подъехать к ним на машине, свернув с шоссе к морю. К слову сказать, стоянки на Косе были бесплатны везде, куда бы мы ни приехали.

И на заметку родителям — на мелководье у подножия базилики лучший из местных пляжик для малышни.

Приятным бонусом к пляжам Кефалоса служит еще одна визитная карточка Коса — крошечный островок Кастри с церквушкой. Доплыть до него сможет любой, а вот выбраться на сушу без тапок и определенной сноровки почти невозможно.

В церквушке проходят венчания. Брачующихся и гостей к причалу на острове доставляют кораблики. А на берегу, у кромки воды, готовят праздничные столы.

Оканчивается бухта Кефалоса небольшим портом с рыбачьими лодками и яхтами на рейде. Наша жизнь протекает на глазах яхтсменов, их — на наших. Наблюдаем, как к молу причаливает надувная лодка: немолодая уже женщина и вторая, чуть моложе, помогают подняться из болтаемой ветром и волной лодки джентльмену весьма и весьма преклонных лет — господа с яхты прибыли отобедать в прибрежном ресторане.

Таверны каждый хозяин оформляет сообразно своим представлениям о прекрасном (зачеркнула) маркетинге.

Виллидж Кефалос

Третья визитная карточка Кефалоса-курортного Village Kefalos. Ударение непременно надо ставить на последний слог — из вежливости и для уверенности, что понят будешь правильно.

Кому-то приходится платить за экскурсию в древнюю столицу острова Кос, деревушку на горе. Кто-то едет в нее на арендованном автомобиле через весь остров и получает в конце пути аттракцион — пару-тройку крутых виражей. (Для жителей равнин скажу по секрету: на гору есть другая, не серпантинистая, дорога, идущая от порта Кефалоса-нижнего, или курортного). Местный автобус удобен, дешев, но ходит редко.

Поэтому мы взбирались в Виллидж пешком. Опережая нас, легкой трусцой по серпантинам взлетали сухопарые англичане глубоко-пенсионного возраста. А мы искали и нашли пути не менее тернистые, но без угрозы автолюбителям — пешеходной дорожки вдоль трассы нет.

Эта дорожка начинается на подступах к церкви.

А еще выше уже другая лестница ведет к часовенке

Взбираться на кручу в деревню Кефалос стоит по нескольким причинам. Во-первых, всегда любопытно, а что там вверху? И как это смотрится сверху вниз, тоже увидать любопытно.

Эти бесхозные руины — намек на бурную античную молодость острова Кос. Мы на них наткнулись, гуляя по холмам Кефалоса.

Деревушка довольно живописна. Или это тоже во-первых?

Живут в ней те, кто трудится на ниве курортного бизнеса Кефалоса-нижнего. Поселение возникло довольно давно, но типичной греческой бело-синей раскраски домов мы там не увидели.

Дома современной постройки соседствуют с пещерами, в которых, вероятно, и жили, и позже использовали их как склады

Руины венецианской крепости возвышаются над деревней и прекрасно видны с пляжей Кефалоса. Самого примечательного в них то, что они руины.

Из крепости открываются виды окрест: море по одну сторону холмистой гряды, море по другую ее сторону — противоположное побережье острова; курортный Кефалос, разбредающийся по холмам, ибо для всех отелей места на берегу уже не хватает; горы вершат дальнюю оконечность острова. Дальше дороги нет.

Восхождение в Виллидж Кефалос совершают как моцион, созерцают закаты с террасы таверны или в поисках греческого эксклюзива гуляют по бутикам. В одном из них я купила себе чудесные панталоны (παντελόνια — по-гречески "брючки").

Так деревня с крепостью выглядят в наступающей быстрой южной ночи.

От деревни Кефалос есть и практическая польза — цены супермаркета для местных привлекательнее цен курортных магазинчиков, ассортимент заметно богаче.

Ода Лидлу

Опытный курортник знает, что местные жители покупают продукты в труднодоступных для отдыхающих местах. Путешествуя на арендованной машине по острову, мы увидели знакомую вывеску "Lidl", заглянули в него и обомлели — цены от "супермаркетовских" вокруг отелей отличались в разы! Великолепный выбор овощей и фруктов. Укроп и петрушка здесь продаются не в тощих пучках, а в пышных букетах, по цене... 45 - 70 евроцентов. Рыба морская в филе и тушках, креветки и мидии по 2 с полтиной евро за полкило. Молоко коровье и козье, сыры, йогурты/творожки из овечьего и козьего молока.

Приправы и специи... Тем, кто ещё намерен ехать за местной фермерской продукцией на рынок города Кос, даю наводку на Lidl. На всякий случай.

"Кос вдоль и поперёк" — заголовок не ради заголовка, а опыт, полученный за несколько дней на арендованном автомобиле.

Изъездить остров Кос вдоль и поперёк предлагается на:

Киа (Сид, Пиканто, Рио, Спортейдж);

Тойоте (Ай-гоу, Ярис);

Ситроене;

Хюндай (i10, i20. );

Сузуки (Джимми , Витара, Свифт);

Пежо 208 или

Рено Клио.

А также на багги (мини и макси), мотороллерах разных пород, мопедах и горных велосипедах (записала под диктовку мужа). Склонным к физическому самоистязанию предлагаются обыкновенные велики (добавила от себя).

Цена аренды автомобиля разнится в зависимости от мощности и модели, франшизы (300-500 евро), но ко всем прилагается All insurance, бесплатное детское кресло.

Аренда автомобиля в разных местах туристической дислокации носит разный характер. В нашей местности (в сентябре) предложение превышало спрос очевидно. А потому с владельцами местных бюро можно было договариваться об интересующей машине, торговаться и, не придя к консенсусу, уйти в другое бюро. Где, как и во всех остальных, клиента поджидают новенькие авто.

Какой русский не любит большие авто? Но цена на бензин шокирует даже привыкшего к ценам Финляндии.

Поэтому мы призвали на помощь врожденную скромность и были вознаграждены. Трехдневные шныряния вдоль, поперёк, вглубь и ввысь острова на малолитражке обошлись в скромные 10 евро, запрошенные хозяином — заправка в тот день оказалась нам недоступна. Ураганный ветер оборвал провода. Потоки дождевой воды импровизировали новые русла.

На утро все бурое и пожухлое зацвело, и мы поняли, почему остров Кос называют одним из живописнейших греческих островов.

К беспризорному винограду и опавшему инжиру под ногами привыкаешь быстро, но вот помидорина, вызревшая на обочине — воистину диковинка для жителя северной страны.

Опунция, чахнущая на наших подоконниках, на воле достигает громадных размеров. Плоды ее продают в магазинах, поэтому я решила на пробу сорвать один и положила его в карман шорт. О чем тут же и пожалела. И жалела еще дня четыре, вытаскивая колючки из ладони и части ноги, к которой прилегал карман. Больше, честное слово, делать так никогда не буду!

Морская крапива

Редкий день на Косе не дует. Ветер приятно освежает на пляже и не дает солнцу испепелить полуденного путника.

Пару дней не ветрило. Виндсёрфингисты, обретшие рай в нашей бухте, приуныли.

Бухта превратилась в бассейн с тёплой морской водой. Детишки плескались, мамаши расслабились. Морская крапива подыскивала жертву и выбрала нас. Полоснула нитью по коже и оставила красный рубец на руке мужа. Полоснула второй раз — и оставила след на моей руке.

Пришлось «запросить помощь друга». Отозвался известный в turizm.ru - кругах крупный специалист по морским гадам и рыбам Alex. Посоветовал смазать соком лимона, и помогло. Он же мне пояснил: «Оторванная ловчая нить медузы Морская крапива - тонкая как волосок. Случай типичный для Средиземки. Пока ожог несильный, но если нить осталась на коже - будет новый рубец. ... сия пакость обычно у кромки берега. ...Чаще после волн на следующее утро. ...Потом их вообще к берегу прибьет. Чаще всего стрекает малышню у кромки прибоя и любителей походить по водичке вдоль берега.»

Bubble beach

В двух шагах от Кефалоса находится природная достопримечательность острова Кос. Она как изюминка в булочке — можно без нее, но чего-то будет не хватать. И мы отправились на поиски Пузырькового пляжа. Это загадочное место должно находится на Paradise Beach, о чем бодро рапортуют путеводители. Пляж Парадиз очень длинный, и служащие пляжа на вопрос "где находится Бабл бич?" указывали куда-то налево, потом другие, левые, служащие указывали направо. Оказалось все просто. Прямо посреди пляжа (ориентир - стоянка на горке) есть водные аттракционы, которыми заправляет молодой человек, прекрасно говорящий по-русски, потому что его мама родом из Грузии. Он-то нам и указал на сине-желтую бочку в море, вокруг которой нужно искать пузырьковое счастье. К сожалению, в рассказ не вставить видео. Но даже на фото, сделанное телефоном (пришлось поднять руку над водой, а второй грести) видны крупные пузыри, поднимающиеся со дна.

Морскую джакузи образуют вулканические газы, выходящие в этом месте на поверхность. Ощущения забавные, когда пузыри —то их больше, то меньше — бегают по телу мурашками, слегка попахивает сероводородом и вода заметно теплее, чем в окружающей акватории.

Милые природные шалости не кажутся такими уж невинными, когда рассматриваешь карту залегания под островом Кос озера магмы. Я ее приводила в рассказе про вулкан Нисирос Вулкан Нисирос — скорее жив, чем мертв

Термы

Говорят, что подобное место на Косе не одно, но только Bubble beach и Термы доступны автомобилистам. Мы до Терм не доехали чуть-чуть. Все было прекрасно и легко отыскиваемо по навигатору. Но вдруг шоссе выбралось на край отвесной скалы, и мы сыграли труса. Опыта вождения в горах ни у мужа, ни у меня нет, а головокружения (от красот) в избытке. В общем, сдрейфили.

Описывать неувиденное мной место не буду. В интернете найдется достаточно отзывов очевидцев. Но сожаление, что не опустилась в пятидесятиградусную морскую купель, осталось.

При всех достоинствах отличных дорог острова Кос у них есть один недостаток — по этим дорогам ездят. Ездят и "правосторонние", и "левосторонние", ибо остров облюбовали англичане, порой весьма преклонного возраста. И любители багги, впервые осуществившую свою мечту на Косе, по ним тоже ездят. Особенно там, куда без опыта лучше не забираться. Увы, перевернутую машину, слетевшую с дороги, мы видели. Поэтому, встав в хвост баггистам, едущим в высокогорную деревню Зия, мы на первой же смотровой площадке развернулись и поехали обратно. Наверное, стоит брать обзорную экскурсию по острову, чтобу попасть во все местные "must see" в правильное время, а не тогда, когда к ним стремятся "неорганизованные" туристы.

Закатов Зии мы не увидели, но их и в Кефалосе нам показывали во всей красе.

А утром показывали рассветы

Город Кос

Кос оказался на удивление милым, очень зелёным и чистым городом. Узнав, что жителей в столице острова всего 30 тыс, подумали — две улицы и перекрёсток. А ездить пришлось по навигатору. Бросили машину на стоянке (бесплатной, как все на острове) и пошли пешком.

До сих пор я бывала в городах, где древности сами по себе, а жизнь современная сама по себе. Города — Иерусалим, Рим, Акко, Таррагона — бережно, как младенца, оберегают свои древности, лелеют и холят их, принаряживают и украшают. Древности благосклонно соглашаются с подобным к себе отношением и изредка допускают к сокрытым еще тайнам. Кос не такой. Пыталась найти сравнение и ничего кроме дружной коммуналки, которую населяют примирившиеся друг с другом и с обстоятельствами выходцы из разных сословий, на ум не пришло. Древности — обломки аристократического Рима (Каса Рома), соседствуют с древностями эллинскими (Агора), средневековой крепостью госпитальеров, мечетью Гази Хасан-Паша времен Османских завоеваний, православными и католическими соборами, с городским рынком —наследником совсем уж недавнего, в XX веке, итальянского владычества островом и дряхлыми старушками — находками микенской цивилизации. Руины повсюду, к ним прилагается информационный щит: где, что и как было. Руины не уродуют город, придают ему эклектический облик и являются настоящей головной болью для градостроителей — где ни копни, всюду всплывают находки. Тогда на строительную площадку приходят археологи...

Иногда на острове случаются землетрясения, и, разрушив современные постройки, земля вдруг открывает тысячелетиями хранимое ею. Так случилось с городом Агора, который явило миру сокрушительное землетрясение 1933 года.

Больница города Кос, а рядом с ней находится лицей им. тов.Гиппократа. Не сфотографировала, теперь жалею.

А это мечеть, которая на фоне других зданий, с иголочки, явно просит о реставрации. Но греки не спешат, как показалось... До турецкого Бодрума рукой подать, мой бесплатный евросоюзовский роуминг то и дело сбивался на турецкий, платный, напоминая о недавней османской истории. А история — девка шальная.

С национальными героями острова Кос я не знакома. Может, кто и подскажет, кем был этот человек на коне? Лошадка в точности повторяет мою любимую детскую игрушку. Или игрушка — ее.

А эта жанровая сценка совсем уж из древней истории.

Рынок Коса

достоин не то что рассказа, скорее — предупреждения: хотите, как мы, избавиться от тянущих карман пары сотен евро — непременно зайдите.

Рынок отличается от всех, виданных мною ранее. И дело не только в чистоте и отсутствии базарного гомона. По нему, как по супермаркету, ходят с корзиной, а на выходе пробивают покупки в кассе. Владельцы товара — местные фермеры — вроде присутствуют, а вроде и нет: к прилавкам не зазывают и не торгуются. Скучно для любителей побазарить.

Греки, как все нормальные люди, любят наличку и терпеть не могут налоги. Греческое правительство не раз обращалось к туристам с просьбой расплачиваться банковскими картами. Не знаю, турист ли в Грецию едет сознательный или срабатывает иной экономический механизм, но впервые за долгие годы страна вырвалась из жесточайшего кризиса. Правда, в чем этот кризис выражается, я так и не поняла. Разбитых дорог и облезлых домов мне как-то не попадалось...

Для любительниц экзотических косметических средств греческий эксклюзив, парфюмерия на основе молока ослиц.

О греческой кухне, как о любой кухне мира, сказано много. Печальный ресторанный опыт давно лишил меня иллюзий об уникальных вкусовых качествах блюд в уличных ресторанчиках, в какую бы национальную тогу они не рядились. В средиземноморской Европе обед без вина и десертов обходится примерно в 30-35 евро на двоих, он будет достаточно вкусным, сытным и точно не гамбургером. С шаурмой у нашей семьи сложились неоднозначные отношения: в любой стране за версту обходим турецкие заведения, но захаживаем в арабские и ливанские. Дело вкуса.

В городе Кос выбрали ресторанчик с именем, которое уже встречалось на Корфу и в Парге — великая сила сетевой торговли. Отобедали дорадой и мусакой. Мусака в разных местах Греции разная, захотелось попробовать местную.

Из города Кос ходит множество паромов на разные острова Греции. В припортовых улочках есть масса туристических агентств, где можно купить билеты на Родос (ехать стоит хотя бы с одной ночевкой) или в Афины (далеко и неоправданно дорого). Экскурсионные туры по острову Кос и на близлежащие острова предлагает любой отель и любое бюро.

Проехав остров Кос вдоль, можно сворачивать на любую из дорог и прочесывать его поперек. Береговая линия пляжей составляет более 100 км, каждый из них для кого-нибудь будет лучшим. Мы заезжали, купались, сравнивали и с радостью возвращались на свой, потому что он был рядом с нашим временным домом.

Однажды вечером вышли прогуляться и обомлели. Пока устанавливала камеру на штатив, с луны сбежали земные облака, она стала менее загадочной. Но такое уж счастье фотографистки, не умеющей долго лежать в засаде в ожидании самолета на фоне "кровавой" Луны. Обещаю к следующему Суперлунию — в 2037 году — стать усидчивее.

Две недели на отдыхе пролетают быстро. Еще один греческий опыт опущен в копилку. Какой будет следующим? Пока не знаю.

Греция - со скидкой!
13 ноябрь 2019 г.
Для КЛМ:
Спасибо, Людмила! Очень приятно получить такой комментарий от мастера туристического рассказа!
КЛМ
1 ноябрь 2019 г.
Меткий глаз, острое слово. Умеет Леди обозначить словом то, что кажется абсолютно знакомым и чему не предаешь особого значения, но с точно расставленными акцентами все так живо всплывает в памяти: и Лидл, который выручал не раз, и восхождение по горам , по долам с целью оглядеть окрестности, пусть не с высоты птичьего полета, но обязательно хоть с малюсенькой вершины гористого холма, хочется увидеть море да так, чтобы все как на ладони, а краев не видно....или горы, горы, горы с сиреневыми силуэтами в молочной дымке...
А уж выражение "бесхозные руины — намек на бурную античную молодость острова Кос".... можно смело упоминать в любом островном греческом сюжете. Вот зацепило все-таки! Леди, спасибо!
30 октябрь 2019 г.
tester, спасибо! И протестируйте, пожалуйста, почему в рассказе прикрепленная ссылка на рассказ туральбома показывает "ошибка 404, такой страницы нет". Количество комментариев и лайков к рассказу в туральбоме также отражается некорректно.

Вера, спасибо!

Платочек, за что же ты меня так?)))
platok
Россия, Обнинск
29 октябрь 2019 г.
Ишь ты, красотка-то какая!!))
28 октябрь 2019 г.
Для Шухер:
Спасибо огромное за оценку! После такой хочется писать и стараться писать как можно лучше)))
Шухер
Литва, Вильнюс
28 октябрь 2019 г.
Отличный рассказ. Впрочем, как и все остальные.
Спасибо за труды.
Греция - со скидкой!
Лучшие курорты Греции: Крит, Родос, Кос
Раннее бронирование и горящие туры - скидки!