Отзыв написан: 14 июля 2019 г.

«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» находится в Пушкиногорском районе Псковской области. Основные объекты заповедника могила Пушкина и семейный некрополь Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском Свято-Успенском монастыре, усадьбы «Михайловское», «Петровское», «Тригорское» и прилегающие к усадьбам река Сороть, озёра, леса и луга.

Усадьба «Михайловское»

Сюда в имение своей матери Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в ссылку, в которой находился с августа 1824 по сентябрь 1826 года. Здесь были написаны центральные главы романа в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин» и закончена поэма «Цыгане». Из написанных здесь стихов самые известные «Я помню чудное мгновенье…», «Зимний вечер».

Ссылка началась для поэта несладко. Помимо надзирающих лиц ещё и отец Сергей Львович взял на себя «полное смотрение» за сыном вплоть до вскрытия предназначавшемуся опальному поэту писем. На этой почве между отцом и сыном возникла ссора. Напряжённую ситуацию развеял отъезд всей семьи на зиму в Петербург. В усадьбе остались с поэтом только няня Арина Родионовна, да прислуга. Постепенно поэт пообвык к новой для себя ситуации, посещал соседние усадьбы, обзавёлся друзьями и погрузился в творчество.

Усадьба «Михайловское» имеет богатую историю. В 1899 году праздновали столетие со дня рождения поэта и выкупили имение в госсобственность. В 1911 году здесь организовали колонию для пожилых литераторов и музей памяти Пушкина. В 1918 году усадьбу разграбили и сожгли окрестные крестьяне. В предвоенное советское время усадьба стала музеем, но грянула Великая Отечественная и постройки усадьбы вновь подверглись разрушениям. В послевоенное время всё было восстановлено и приобрело вид, близкий к первозданному. Директором музея-заповедника с 1945 по 1989 год был Семён Степанович Гейченко. В течение 45 лет он трудился над воссозданием пушкинских мест и привлечения к ним общественного внимания. Жил Гейченко в усадьбе Михайловское. Сохранился дом, есть мемориальная доска.

Проходим через деревянные ворота и попадаем в усадьбу. Восхищает дерновый круг перед господским домом. По периметру круга произрастает двадцать шесть лип, а в центре стоит могучий вяз, с расходящимися вверх стволами. Далее в центре открывается фасад господского дома, вызывающий ощущение скромного изящества. Скромный, потому что небольшой, А в чем же изящество? Очевидно, придают эти черты крыльцо и деревянно-стеклянные двери по центру здания, ведущие внутрь. С тыльной стороны дом ещё красивее. Там есть смотровая площадка , которую прикрывает сверху треугольный козырёк, опирающийся на белые колонны. Отсюда любовались пейзажами и через калитку по деревянной лестнице спускались по обрыву. Здания в Михайловском компактно расположены в очень живописном месте. Строения усадьбы находятся на возвышении, а вокруг великолепные природные пейзажи.

Заходим внутрь господского дома. В этом доме Александр Сергеевич творил. В кабинете поэта воссоздана обстановка творческого беспорядка: стол заполнен открытыми рукописями, чернила, гусиные перья, на углу включённая настольная лампа. Сразу погружаешься в атмосферу поэта. Да всё именно так. Мысли, идеи, фразы часто приходят внезапно. Их надо зафиксировать, отредактировать, поэтому всё открыто, гусиные перья и чернила наготове. По свидетельству очевидцев Пушкин временами работал по ночам при свечах. Иногда вскакивал среди ночи и начинал писать. Любил писать огрызками гусиных перьев.

Слева от дома поэта воссоздан дом Арины Родионовны с прялкой, веретеном, скамейкой, комодом, зеркалом. В левом углу – русская печь. На столе кувшин и две кружки большая и маленькая. Прямо воссоздана атмосфера стиха «Зимний вечер». Не хватает только зимней вьюги за окном. В этом же строении, если повернуть в левую дверь находится баня. Справа от дома поэта располагается здание кухни, дабы запах пищи не заполнял дом.

К усадьбе примыкает замечательный парк, с аллеями, прудами, утками, вековыми дубами.

Усадьба «Петровское»

Это родовое имение Ганнибалов, которые, как известно, были предками поэта. История свидетельствует, что в 1742 году императрица Елизавета пожаловала усадьбу Абраму Петровичу Ганнибалу. В 1781 году усадьба перешла к двоюродному деду поэта Петру Абрамовичу Ганнибалу. С 1825 по 1839 год в усадьбе жил сын Петра Абрамовича Вениамин Петрович, после смерти которого, имение перешло к другому владельцу, который не имел никакого отношения к роду Ганнибалов-Пушкиных. В 1918 году усадьба разграблена и сожжена. Как известно такая же участь постигла «Михайловское». С 1936 года имение Ганнибалов включили в состав заповедника. Затем наступило военное лихолетье. Современный вид усадьба приобрела в 1976 году, когда закончили восстановление всех сооружений и открыли экспозицию, посвящённую предкам поэта.

Усадьба расположена в живописном месте. От господского дома, по аллее можно дойти до грот-беседки, с которой открываются замечательные виды на озеро Кучане. Кстати, деревня, прилегающая к усадьбе, раньше называлась также как и озеро.

Во время ссылки поэт посещал «Петровское». Больше всего Пушкина интересовала родословная по линии матери.

Усадьба «Тригорское»

В местности, на которой стоит усадьба, расположены три холма. Отсюда и название «Тригорское» – три горы. Это усадьба друзей Пушкина помещиков Осиповых-Вульф. Хозяйкой усадьбы была статская советница Прасковья Александровна Осипова-Вульф. Владелицей дома она стала в 1813 году. Так получилось, что под господский дом пришлось перестраивать бывшую полотняную фабрику, поэтому вид у дома не очень эстетичный. Сам Пушкин оценил это строение так: «не то сарай, не то манеж». В 1918 году местные крестьяне здесь тоже «пустили петуха». Послереволюционная народная «стихия» оставила пепелища от всех трёх усадеб, где ступала нога великого поэта. С 1922 года усадьба «Тригорское» стала частью музея-заповедника. Господский дом был восстановлен в 1962 году архитектором Всеволодом Смирновым. Построили здание на фундаменте, который остался от сгоревшего дома. Помогли также воспоминания современников и сохранившиеся рисунки. Были воссозданы все комнаты дома, предметы обстановки.

Был приведён в порядок парк, который разбил ещё первый владелец усадьбы полковник гвардии, дед Прасковьи Александровны Максим Дмитриевич Вындомский. Парк является образцом русского садово-паркового искусства XVIII века. Площадь парка вместе с прилегающими лугами – 37 гектаров.

В глубине творения Вындомского стоит господская банька, восстановленная в 1978 году. Внутри по стенам развешаны слегка подсохшие веники. Запах от них идёт такой банный, что просто жаль, что это помывочное учреждение является музейным объектом и не используется по назначению. Музейные работники проявили фантазию и оживили парк пушкинскими персонажами.

"Скамья Онегина"

Тут есть «Аллея Татьяны», естественно, Лариной, «Скамья Онегина», естественно, Евгения. Предполагается многие люди, с которыми поэт общался в доме Осиповых-Вульф, послужили Пушкину прототипами. А людей здесь было много. Это и дети Прасковьи Александровны, всевозможные гости. Однако большинство сходится во мнении, что литературные образы романа в стихах, скорее всего собирательные.

В 1824 году Пушкин наведывался в «Тригорское» почти ежедневно: здесь был круг общения, здесь он пользовался богатой библиотекой. В 1826 году Пушкин встретился здесь с поэтом Языковым. Так получилось, что Александр Сергеевич Пушкин посетил «Тригорское» после … смерти. Повозка с телом поэта, которую сопровождал историк и чиновник Александр Иванович Тургенев, заплутала в ночи. Печальный эскорт вместо Святогорского монастыря приехал в усадьбу Прасковьи Александровны. Так псковская помещица нежданно простилась с великим поэтом.

Святогорский монастырь и могила поэта

Монастырь находится в посёлке Пушкинские горы Псковской области. Он основан в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного. Долгое время монастырь был одним из приграничных форпостов Русского царства. В XVIII веке утратил оборонительные функции. У монастыря стали проводить ярмарки, тут часто собирался простой народ.

Бывал в монастыре во время ссылки и наш поэт. Появлялся он неизменно одетый в красной рубахе, собирал возле себя народ и слушал от людей всевозможное народное творчество и речь простых людей.

В 1924 году монастырь закрыли. Во время войны часть зданий была разрушена, часть заминирована. В 1949 году все строения восстановили, а монастырь стал частью музея-заповедника. В 1992 году монастырь возвратили Русской православной церкви. По данным 2007 года в монастыре проживало 28 монахов и послушников.

Монастырская стена

Монастырь стоит на горе, но охватить его взглядом сложно: сразу за невысокой белой монастырской стеной по всем склонам горы, на которой стоит храм, растут деревья.

Наверх, к зданию монастыря, с разных сторон ведут каменные лестницы. Поднимаемся по первой от входа в храм лестнице из неотёсанного камня, поворачиваем направо и видим обелиск из белого мрамора с металлической оградой – это могила великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, всегда утопающая в цветах.

Рядом находится семейная усыпальница Ганнибалов – Пушкиных, где покоятся мать поэта Надежда Осиповна Пушкина, отец Сергей Львович Пушкин и другие родственники.

Отдых на море по лучшей цене!
Deduxan
4 сентябрь 2019 г.
Для Галина:
Обязательно посетите. Мне много лет перед поездкой рассказывали какие там замечательные места, какая там аура.
Галина
Россия, Серпухов
17 июль 2019 г.
Когда-то давно была в этих местах и до сих пор помню девушку-экскурсовода, у нее были черные курчавые волосы. Она так вдохновенно рассказывала о пушкинских местах....Надо будет наведаться.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.