Хотите мистики? Аннушка уже купила подсолнечное масло!

Отзыв написан: 8 апреля 2019 г.

Хотите мистики? Добро пожаловать в Музей Булгакова. Аннушка уже купила подсолнечное масло!

Начитавшись разных мистических историй о доме, где проживал писатель Михаил Булгаков, решила собственными глазами увидеть, что же там происходит.

Музей находится на ул. Большая Садовая д. 10, от м.Маяковская 5-10 мин. пешком, рядом находится сад Аквариум, в котором можно отдохнуть после посещения музея, в хорошую погоду.

Музей Михаила Булгакова — единственный музей в Москве, посвящённый жизни и деятельности писателя, открыт 26 марта 2007 г.

Дом № 10 по Большой Садовой улице был построен в стиле модерн в 1902—1903 гг. архитекторами Э.С. Юдицким и А.А. Милковым по заказу московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. В честь него дом получил народное название «Дом Пигита».

Изначально предприниматель планировал строительство производственного корпуса фабрики, однако правительство Москвы запретило возведение фабричных корпусов внутри Садового кольца. Из-за этого дом был построен как доходный, а в квартирах селилась творческая интеллигенция Москвы.

Это был модный дом. Как сейчас строят дома "luxury", это был дом такого же класса, где и поселился его хозяин.

В октябре 1917 г. над Пигитом повисли революционные тучи. Хозяин дома бежал за границу, где его след навсегда затерялся. Больше о московском миллионере Пигите никто не слышал.

После революции один из самых престижных домов Москвы стал первой в городе коммуналкой, большая часть квартир которого были спроектированы по типу общежития: длинный коридор с комнатами с обеих сторон и одной общей кухней на всех хозяев. Таковой была и описанная в романе квартира №50.

Именно здесь осенью 1921 г. со своей будущей женой Айседорой Дункан познакомился Есенин, на Большой Садовой 10.

Той же осенью 1921 г. Михаил Булгаков оказался в этом доме вместе со своей первой супругой Татьяной Николаевной Булгаковой (в девичестве — Лаппа).

Писатель родился в Киеве, но всю жизнь считал себя русским и любил Россию.

Он поселился в одной из комнат коммунальной квартиры № 50 и прожил до осени 1924 г.

В этой квартире писались страницы «Мастера и Маргариты», которая послужила одним из прототипов «нехорошей квартиры» романа. По сюжету именно здесь, в квартире №50, частично проходило действие романа – Великий бал у Сатаны.

После того как роман был напечатан, с квартирой и даже самим домом начали происходить таинственные мистические вещи.

Затем Булгаков переезжает в другую квартиру этого же дома: № 34, также на четвертом этаже, но в подъезде напротив. Кстати, житель дома Сергей Щепин утверждает: «Все же квартира описана в романе именно 34-я. По расположению комнат, квартир и кухни, она более подходит под это описание, чем 50-я квартира".

Когда же еще ходить по музеям, как не в дождливый мартовский день.

Я, как обычно, выбрала третье воскресенье месяца бесплатного посещения, о чем потом пожалела, было потеряно много времени на очереди.

Войдя через арку во двор, меня встретила немаленькая очередь в маленький музей, и скульптуры Коровьева и Бегемота из романа «Мастер и Маргарита».

Говорят, что по двору ходит настоящий черный кот по кличке Бегемот, который проходил серьезный кастинг на эту должность. Видимо, из-за дождливой погоды кот спрятался, я его не видела, а может и видела, но он мистически исчез.

Для осмотра представлено два помещения, это музей-театр «Булгаковский дом» с Тайными комнатами и в подъезде №6 квартира № 50 на 4-м этаже, первое место проживания писателя в Москве.

Рядом с музеем находится Театр им. М.А. Булгакова, открытый в 2011 г. на базе культурного центра «Булгаковский Дом».

Так же можно проехаться на экскурсионном Трамвае “302-БиС” за дополнительную плату, который переносит нас в эпоху начала XX столетия, по Булгаковским местам.

Я, как и большинство посетителей, встав в эту очередь, думала, что это и есть та самая «нехорошая» квартира.

Войдя уже внутрь музея, я поняла, что это музей-театр «Булгаковский дом», состоящий их трех комнат с Тайными комнатами, и буфета.

Музей можно посмотреть самостоятельно бесплатно (третье воскресенье), но без Тайных комнат, или в составе экскурсии с посещением этих загадочных комнат. Экскурсии проходят каждый час продолжительностью 45 минут.

В помещении очень тесно, пропускали маленькими партиями, и как раз начиналась экскурсия, к которой все желающие могли присоединиться, пройдя без очереди и заплатив 350 р., что я и сделала. Уж очень они заинтриговали этими Тайными комнатами.

Войдя в первую комнату, где уже начиналась экскурсия, я долго не могла найти место, чтобы пристроиться. Было о-о-чень тесно, но билеты все продавали и продавали, народ все набивался и набивался до тех пор, пока одна посетительница строго попросила больше не продавать билеты, и так уже дышать было нечем, несмотря на открытые окна. Было человек 30 в маленькой комнате, хотя гид сказала, что допускается до 50 человек.

В ходе экскурсии нас познакомили с Булгаковым-врачом, Булгаковым-писателем и Булгаковым-драматургом. Рассказали, кого считают Маргаритой для самого Михаила Афанасьевича, кто из его знакомых и родных послужил прототипом персонажей его произведений, и как складывалась семейная жизнь Мастера.

Окно в Киев.

При жизни писателя коллеги не признавали его как большого мастера пера, но снятие посмертной маски доказывало, что его признали великим писателем, но, увы, как часто это происходит, только после смерти.

В одной из Тайных комнат вы увидите воссозданный интерьер комнаты доктора Полякова из рассказа «Морфий», а также самую мистическую комнату, где хранится посмертная маска самого Булгакова.

Я не буду рассказывать и выкладывать фото в каких комнатах и за какими потайными дверьми прячутся Тайные комнаты, чтобы сохранить интригу и эффект сюрприза для тех, кто захочет посетить этот музей.

Из-за большого количества народа невозможно было что-либо рассмотреть, поэтому после экскурсии можно еще раз уже самостоятельно пройтись по всем комнатам и сделать фото.

Несчастный Берлиоз.

В буфете, интерьер которого соответствует тому времени, можно не только выпить чашечку кофе или стакан сока, но и купить сувениры.

Далее я направилась в подъезд № 6, где меня встретила очередь с первого по 4-й этаж, где и находится «нехорошая квартира».

Но в такой длинной очереди не приходится скучать, т.к. стены подъезда расписаны персонажами знаменитого романа, цитатами, афоризмами и желаниями. Рассматривая стены и читая написанное, очередь проходит незаметно. Кстати, каждый может привезти с собой маркер и оставить на стене красивый афоризм или образ.

Правда, находились люди, у которых ума хватало только на недалекое и грубое умозаключение. Пожалуйста, не делайте так, выражайте свои мысли культурно, это же искусство.

Я так понимаю, что стены периодически закрашиваются и надписи на стенах постоянно обновляются.

Даже перила и ступени расписаны.

Некоторые верят в чудодейственную силу этого подъезда и загадывают желания, которые пишут на стене или кладут записочки под плинтус, который от них раздувался и ломался.

Для того, чтобы желающие счастья гости дома перестали ломать плинтус, в музее установили специальный ящик для таких просьб.

Основатель музея-театра "Булгаковский дом" Николай Голубев в одной из статей рассказывал, что сначала к этому относились скептически, но когда на «День исполнения желаний» стихийно стали собираться люди, у которых желания исполнились, то есть когда таких людей стало человек 500 и их становится все больше, и каждый уверен в том, что действительно желания сбываются, что это, если не мистика?

«День исполнения желаний» проходит каждый год в последнюю субботу августа в 16.00ч. во дворе дома. Гости, пришедшие на этот праздник, рассказывают истории о сбывшихся мечтах. В этот день проходят выставки, викторины, розыгрыши, с возможностью выиграть билеты на мероприятия «Булгаковского Дома», театральная и музыкальная программа. И завершается «День исполнения желаний» флеш-мобом: гости и сотрудники «Булгаковского Дома» выпускают в небо сотни разноцветных шаров, внутри которых спрятаны записки, собранные за год.

У самой двери знаменитой квартиры встречает женщина, выдающая билеты, в грубой форме выгоняя натолкавшуюся толпу с криками: «Вы сами виноваты, ваша жадность заставляет вас тут стоять». Где-то я с ней была согласна, я подумала, что лучше заплатить 150 р. и спокойно, не толкаясь и никому не наступая на ноги, пройтись по квартире. Но для студентов, которых там было больше всего, и 50 р. много значили. Кто не стеснен в деньгах, лучше прийти в другой, не бесплатный день.

Войдя в квартиру, сразу попадаем в длинный коридор. Здесь же размещен журнальный столик, который принадлежал дяде Булгакова Н.М. Покровскому.

Слева находится гардероб, где собрано множество старинных саквояжей и чемоданов, шляп и зонтов, успевших попутешествовать по миру.

Основу коллекции составляют экспонаты, переданные в дар родственниками и друзьями писателя.

Справа находится Синий кабинет, образ последнего рабочего кабинета Булгакова, воссозданный на основе воспоминаний родственников и близких друзей писателя.

В углу Синего кабинета размещен принадлежавший супруге Булгакова гардероб.

Далее, справа находится маленькая комната, в которую стояла отдельная очередь. В нее нужно нырнуть, и вам предоставляется для осмотра дом №10 по Большой Садовой с номерами квартир. Нужно нажать на кнопку с номером интересующей вас квартиры с информацией о ее жильцах и перед вами открывается интерьер этой квартиры. Долго поиграться не получится из-за толпы.

На находившемся в кабинете фортепьяно любила играть вторая жена писателя - Любовь Белозерская, которая обладала хорошим музыкальным слухом.

В начале ХХ века чугунные батареи с фигурными ножками обозначили новый уровень технического развития и комфорта в доме Пигит – здесь работала центральная система отопления. Низкие батареи ставились под окнами, высокие – на лестничной клетке и в углах комнат.

Комната Булгакова, где писатель провел самые плодотворные годы. Именно здесь он работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Морфием», «Белой гвардией», «Записками на манжетах» и др.

Обживая комнату в коммунальной квартире №50, семья Булгаковых старалась хоть как-то украсить небогатый интерьер. Так, со временем в комнате появилась оригинальная книжная полка, боковинами которой были два сфинкса.

Массивный резной стол никогда ранее не стоял в комнате Булгакова, он принадлежал врачу Н.М. Покровскому, дяде писателя. Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях у родственника и, вне всяких сомнений, стол был ему хорошо знаком. Считается, что такой же стол был у профессора Преображенского, еще у одного Булгаковского персонажа.

Гостинная.

Коммунальная кухня. Кухня была самым пеклом квартиры №50, она стала для Булгакова неиссякаемым источником образов и впечатлений, ведь именно здесь разговаривали и шумели будущие персонажи «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Самогонного озера», «Дьяволиады», «№13. – Дома Эльпит-Рабкоммуны».

Одним из старейших экспонатов-старожилов музея, находившегося на кухне, является никелированная пожарная каска.

Входить на кухню было страшновато, казалось, что сейчас на голову что-нибудь свалится.

Глядя на раковину с посудой захотелось ее перемыть и разложить по полочкам.

Ни одна кухня коммунальной квартиры 1920-30-х гг. не обходилась без такого важного и незаменимого предмета, как примус.

Кухня на меня произвела не самое благоприятное впечатление, мне, патологической чистюле, казалось все в пыли и неряшливым. Не представляю, как в ней существовали жильцы. Недаром Булгаков постоянно писал жалобы на своих соседей по квартире.

Не только на кухне, но и во всей квартире мебель была хорошо потрепана, что и придавало ей больше истории.

Больше всего на меня произвели впечатления Тайная комната с посмертной маской писателя и, как ни странно, расписанные стены подъезда.

Я, не верующая Фома ни в Бога ни в Черта, не почувствовала какой-либо мистики, но после посещения музея мне захотелось перечитать некоторые произведения Булгакова. Чтобы прочувствовать то время, начало ХХ века, необходимо посетить именно этот музей.

Рекомендую! Приятного просмотра!

Тур "Попробуй ВСЁ в Сочи!"
Галина
Россия, Серпухов
14 апрель 2019 г.
Знакомые места. Еще интересно прокатиться на автобусе БИС по Булгаковским местам Москвы. Нам попался удивительно-увлеченный экскурсовод. Он же проводил экскурсию по музею "Булгаковский дом", где писатель не жил, но здесь находилась жилконтора и сотрудников которой Булгаков описал в романе "Собачье сердце". А вот по квартире мы ходили самостоятельно. В обычный день посетителей не очень много.
Флотилия "Рэдиссон Ройал, Москва "
Флотилия «Рэдиссон Ройал» – это десять речных яхт ледового класса
с ресторанным сервисом на борту.Ежедневно и круглый год яхты совершают
экскурсионно-развлекательные рейсы по Москве-реке.
30 главных достопримечательностей города за 2,5 часа.
Возможность путешествовать Первым и Ройал классом
Круизы по Москве-реке 365 дней в году +7 (495) 228-55-55 radisson-cruise.ru
Тур "Попробуй ВСЁ в Сочи!"
Собираетесь провести выходные в Сочи или может слетать на недельку и все успеть? Тогда это предложения для Вас: проживание, завтраки, SPA-центр, экскурсии по программе, трансфер, поздний выезд, тренажерный зал, Wi-Fi, сейф, парковка, вид на море.