Серпухов. Россия
Отзыв написан: 27 января 2019 г.

Остоженка - одна из исторических улиц Москвы. Бываю здесь в Арт музее, о котором уже писала. Начинается улица от станции метро Кропоткинская и заканчивается около станции метро Парк культуры. Когда идешь в Дом фото (так еще называют Арт музей) удобней выходить на Кропоткинской. Кстати, справка для гостей столицы - около этой станции метро находятся Храм Христа Спасителя , Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и еще много всяких интересных мест. Но в этот раз идем в Дом Муму - так называют Дом-музей Тургенева Ивана Сергеевича, у которого 9 ноября 2018 года был 200-летний юбилей.

Остоженка...... сразу на ум приходит слово стога. Действительно, в далекие времена здесь были заливные луга, из травы которых получались знатные стога.Так и получилось остожье, а потом Остоженка.Во времена Ивана Грозного здесь жили опричники. Позднее, во время строительства Храма Христа Спасителя, того, первого, который потом снесли, разразился строительный бум и на улице появились доходные дома. Вот один из них и арендовала мать Тургенева Варвара Петровка. Но до него надо еще дойти.

Декабрьская Москва - предпразднично- спешащая.

Выходим к бывшим Провиантским складам, в которых расположен Музей Москвы ( тоже интересное местечко куда иногда захаживаю). А еще здесь иногда устраивают блошиный рынок для любителей старины и Рождественскую ярмарку и есть зал документальных фильмов.Кто хочет хорошо провести время и узнать получше столицу, вам, однозначно - сюда.

Зима в столице в этом году выдалась снежная. Серые Провиантские склады, серый снег на обочине немного сливаются, и картинка получается не очень праздничная. Но впереди показался желтый симпатичный ампирный особнячок с мезонином.

Это усадьба семьи Абрикосовых, известных кондитеров, Но известны они не только этим: в их семье родилось 22 ребенка, из которых впоследствии выросли знаменитые люди того времени. Кстати, шоколад "Бабаевский" сейчас производят на фабрике, основанной Абрикосовым Алексеем Ивановичем(Информация о роде Абрикосовых из презентации Дмитрия Абрикосова в Музее Москвы)

Сейчас в этом особняке расположено Пресс-бюро Службы внешней разведки России, а перед зданием установили памятник Павлу Фитину - главе советской внешней разведки времен Второй мировой войны.

Фамилия эта не на слуху. Помните в фильме "Семнадцать мгновений весны" шифровки "Юстас - Алексу".Так вот, по замыслу автора книги Юлиана Семенова Алекс - это и есть шеф советской разведки. Хотя из более достоверных источников (из интервью с внуком Фитина) псевдоним Павла Фитина был Старик.Личность интересная, но мы же идем к Тургеневу.

Его видно издалека, вернее граффити с его портретом - .белоснежная борода и такие же волосы ( именно таким мы его привыкли видеть). И, конечно же, с собакой.Работа выполнена к юбилею и такая серия "Великие люди" продолжает появляться в столице.

Здесь же в скверике памятник писателю - совсем запорошенный снегом и не очень похожий на привычный образ писателя.

".На одной из окраинных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами жила барыня" - примерно так начинается повесть Тургенева И.С. "Муму", которую прослушала после посещения музея. Трогательное чтение на все времена и для всех возрастов.

На входе в этот старинный особняк 19 века нас встречает Муму - маленькая собачка испанской породы с длинными ушами.

Дом Тургенева готовится к празднику. Поэтому без елки не обойтись.

Скромная елочка без изысков и гирлянд (ведь во времена Тургенева светящихся огоньков не было).

Музей трехуровневый, в нем 12 залов.Мемориальных вещей в доме немного, Тургенев был здесь наездами, да и отношения с матушкой у него были сложные.Варвара Петровна Тургенева и стала прообразом деспотичной барыни в повести "Муму".

В цокольном этаже касса, гардероб, сувенирная лавка и один зал "Мир остоженского дома", посвященной истории дома. Построен он был в 1819 году на выгоревшей земле после пожаров 1812 года. Деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком - это типичный образец застройки Москвы после наполеоновского нашествия.

В 1826 году в доме поселилось семейство Аксаковых, главой которого был известный впоследствии писатель С.Т.Аксаков, портрет котого можно увидеть в этом зале.

Среди жильцов дома были и люди пушкинского круга. Поэтому неспроста в этом зале есть портрет Натальи Николаевны Пушкиной, выполненный неизвестным художником с оригинала придворного художника Гау В.И. Любопытно рассматривать портреты, выполненные при жизни того, кто изображен.

Светскую красавицу Натали изображали в стихах и в живописи. Владимир Гау написал пять акварельных портретов Гончаровой-Пушкиной.Все они выполнены уже после смерти Пушкина в 40-х годах. Грустно-печальная вдова, мать четверых детей.

Документов и портретов в зале много, каждый несет свою интересную информацию.

А мы поднимаемся на этаж выше в небольшое помещение, которое трудно назвать залом, но его называют залом Муму.

Историю дворника Герасима и Муму изучают в школе, но имя собачки, которая не пришлась по нраву барыне этого особняка, запомнилось, думаю, всем. История эта не была выдумана, а произошла в стенах этого древнего дома.

Иллюстраций повести много, они раскрывают мир того далекого времени. Рассматривая их, можно сравнивать свои впечатления с видением художников. Барыня на иллюстрации совсем не похожа на капризно-деспотичную героиню повести.

Современники называли Тургенева И.С. "русским скитальцем", он имел "охоту к перемене мест", жаждал новых впечатлений. Ну, почти как мы с вами. Нас постоянно куда-то тянет, что-то посмотреть, что-то узнать. Но если мы путешествуем с удобным чемоданом на колесах, то во времена Тургенева путешествовали вот с такими чемоданищами и сундуками..

Следующий зал "Мир дороги".

Путешествия по железной дороге, на лошадях... сколько их было...

.Стран, где побывал Тургенев много - это и Германия, где будущий писатель учился в Берлинском университете..Кстати, Берлинский университет дал ему знание древних языков, потом он всю жизнь свободно читал классиков. Италия, Австрия, Франция - памятные места можно проследить по музейным экспонатам..Перед глазами встают Франкфурт-на-Майне, Базель, Дрезден, Неаполь, Флоренция, Рим, Карлсбад...и еще много других городов.Как он путешествовал по Европе лучше Бориса Зайцева не напишешь

" Пешком путешествовал он по Швейцарии, в костюме туриста, с палкою и ранцем за плечами. Проезжая через Франкфурт, влюбился во встреченную в кондитерской красавицу-девушку (Джемма из «Вешних вод» – только была она еврейка, а не итальянка). Чуть во Франкфурте из-за нее не застрял – но не его судьба, конечно, прикрепиться к захолустной булочнице." - цитата из романа-биографии "Жизнь Тургенева".

А еще в этом зале понравилась изразцовая печь с чудной заслонкой, около которой стоят

походные складное кресло с чайничком и горелкой. Очень даже удобные в путешествии.

Парадный зал с темно-зелеными шторами,содержит так много экспонатов, что трудно выбрать самое интересное.

Портреты Варвары Петровны и Сергея Николаевича в молодости. Как писали современники, Варвара Петровна не была красоткой, а муж ее слыл красавцем и Дон Жуаном.

Детство ее нельзя назвать счастливым. Отец умер рано, и у девочки появился отчим, от которого юной Варе пришлось сбежать к дяде в Спасское-Лутовиново, жизнь у которого не была сахаром.И только после его смерти она стала свободной и богатой, а, следовательно, желанной невестой для многих. Правда, немного старовата для российской действительности того времени, ей было 28 лет.

Она выбрала красивого и молодого, но бедного Сергея Тургенева, от брака с которым родилось трое сыновей:Николай, Иван и Сергей (умер в 16 лет). "Варвара Петровна не могла похвастаться предками: дед ее был скряга, отец скандалист и буян, обиравший, еще будучи молодым офицером, валдайских ямщиков. Дядя – сумрачный скупец (любил только покупать жемчуг). Знаменитый сын Варвары Петровны не одну горькую страницу своих писаний посвятил Лутовиновым." - так писал о предках Тургенева замечательный писатель Серебряного века Борис Зайцев, проживший долгую жизнь в эмиграции.

О романе Тургенева и Полины Виардо написано много. Поэтому без ее портрета в парадном зале не обойтись. "Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль – она зачесывала их гладко на пробор, с буклями над ушами, они очень блестели и лоснились. Любила носить шали. В разговоре жива, блестяща, смела. Характером обладала властным – в отца. Насквозь была проникнута искусством – искусство это опиралось, разумеется, на страстный женский темперамент." - так писал о ней Борис Зайцев.

Когда они познакомились, Ивану Тургеневу исполнилось 25, ей шел 23 год. Ее муж Луи Виардо был старшее ее на 20 лет.Вернее, Тургенев познакомился сначала с Луи Виардо - на охоте, а потом с его женой. Шаржевый портрет Луи можно увидеть в другом зале.

Отношения с Полиной Виардо то развивались, то затухали.Гены отца - по натуре Дон Жуана перешли и к сыну. У него были увлечения.Да и немудрено: высокого роста с черными кудрявыми волосами, в которые уже в 30 лет прокралась седина.Обаятельно-нежный, умеющий ухаживать за женщинами. Кстати, рост Тургенева был 192 см. До знакомства с Виардо Тургенев чуть не женился на сестре известного анархиста Михаила Бакунина - Татьяне. В период с 1850 по 1856 год Тургенев и Виардо были в разлуке и редко переписывались.В этот период к нему шла литературная слава.. В 1956 году Тургенев едет во Францию к Виардо, где начинается новый этап отношений. Имение Куртавенель (Куртавнель) - место, где царила Виардо, а Тургенев был нежной поэтической тенью. Опять кстати, пятая часть творчества Ивана Сергеевича написала в Куртавенеле.Это местечко в 60 км от Парижа Тургенев называл колыбелью своей славы.

"Мир матери" - это комната, где мать писателя проводила время за чтением, картами и чаем.Комната обставлена по моде того времени:мебель с цветочной обивкой, натюрморты и другие украшения.

Жардиньерка с зеленью отделяет"читательный кабинет" барыни от общего пространства.Варвара Петровна

любила читать, читала много, преимущественно по-французски.

Из мира хозяйки двери ведут в спальню и кабинет хозяйки дома.

Муж Варвары Петровны умер рано , ему было 41 год и всю любовь мать обрушила на сына Ивана , которого в детстве нещадно секла за любую провинность, а когда он уехал в Берлин, писала ему ласково-трогательные письма, которые сохранились. Исследователи биографии писателя упоминают такой случай из отношений сына и матери. Тургенев, будучи за границей нуждался в деньгах и попросил богатую матушку выслать денег. Посылка была получена, но... в ней оказался кирпич.

В комнате много красивых фарфоровых статуэток. А еще Варвара Петровна любила цветы. И даже просила сына прислать из Франции семена.

К спальне и кабинету примыкает гардеробная. Этот зал называют "Мир женщин остоженского дома".

Женская прислуга в доме занималась рукоделием, вышивала бисером милые пустячки, которые можно посмотреть в витринах. От связи с девушкой-белошвейкой у писателя родилась дочь Пелагея, о существовании которой он узнал только через 8 лет в один из приездов. Впоследствии она стала воспитанницей Виардо, жила во Франции и Россию больше не увидела.

Зал 10 "Кабинет Тургенева" и "Мир молодого человека 1840-х годов"

Когда Тургенев приезжал в Москву, он "занимая комнаты в мезонине – теплые, уютные, с нерассказуемой прелестью старинных московских домов, запахом вековой мебели, легких курений, с лампадками в углу, засохшими вербами перед иконами"(опять цитата из Зайцева). Красиво написано...

Уютный кабинет, обстановка 19 века, много фотографий и вещиц, дающих характеристику Тургенева как писателя и любителя охоты.

На этих залах, пожалуй, ограничусь. Последние два зала посвящены жизни за границей и последним годам жизни писателя. Интересные портреты круга общения - это и Жорж Санд, Ги де Мопассан и другие великие французы. В одной из витрин посмертная масла писателя и слепок с его талантливой руки. Умер писатель во Франции в Буживале в возрасте 64 года.По его желанию тело было перевезено в Петербург и захоронено на Волковом кладбище. Перед смертью во время болезни за ним ухаживала Полина Виардо, прожившая долгую жизнь (она умерла в возрасте 88 лет).

Прощаемся с домом Тургенева И.С. и идем дальше по Остоженке.

На пути Центр оперного пения Галины Вишневской.Руководит им сейчас Ольга Растропович. Здесь учат оперному вокалу и ставят оперы, при центре есть оперный театр. Надо будет заглянуть.

Еще одно интересное здание в стиле модерн - это особняк, построенный архитектором Львом Кекушевым для своей семьи в начале 20 века.В доме было 12 комнат для семьи и 3 комнаты для прислуги. Построен он был по последнему слову техники того времени: с водопроводом и канализацией. Блюда из кухни в столовую ( с нижнего этажа на верхний) подавали на лифте. А еще здание украшал лев, который, к сожалению, не сохранился. Всего на Остоженке Л.Кекушев построил три дома, но этот самый примечательный, дом из какой-то волшебной сказки.

Следующая примечательность - это мемориальная доска, посвященная патриарху Тихону (1865-1925), который умер в этом здании. В двадцатые годы прошлого столетия здесь находилась частная клиника Бакуниных.Патриарх Тихон преследовался советской властью и когда заболел, ни одна больница его не приняла на лечение, кроме Бакунинской О роде Бакуниных есть исследование тверского писателя Владимира Сысоева. Краевед. реставратор, писатель, он принимал участие в создании Бакунинских чтений на Тверской земле в усадьбе Бакуниных Прямухино.. Кстати, в этой усадьбе бывал и Тургенев И.С. у своего друга молодости Михаила Бакунина. Знаменитый анархист, конечно, никакого отношения не имел к клинике на Остоженке. Род Бакуниных интересен и дал истории многих известных личностей, в том числе . сестру милосердия Екатерину Бакунину

Остоженка готова к праздникам. Она нарядка и доставляет удовольствие идти по этой исторической улице и изучать отдельные факты биографии города.

На противоположной стороне показался Мультимедиа Арт-Музей, предлагающий занимательные фотовыставки. Семь этажей музейного пространства представляют разноплановые выставки, на которые иногда заглядываю.Но не сегодня, дабы не мешать тургеневский век с веком современным.Кстати, некоторые выставки запечатлены в моих фотоальбомах Иногда с удовольствием их просматриваю.

Чтобы иметь представление как обустроен арт-музей изнутри, пару фотографий из прошлых посещений.

Обычно начинаю путешествие по музею с 7 этажа, добираясь на стеклянном лифте, из которого видно все музейное пространство.Кстати, для детей здесь предусмотрено свое пространство на первом этаже. Здесь они могут заниматься своими детскими делами, а родители смело могут бродить по миру фотографий.

И напомню адрес: Остоженка,16, что недалеко от станции метро Кропоткинская( выходить в сторону Гоголевского бульвара).

А на нечетной стороне улицы, по которой путешествуем в этот раз, расположен Зачатьевский женский монастырь, который берет свое начало с 14 века.Конечно, он не был таким в 14 веке.Его история заслуживает отдельного внимания.В советское время на этом месте вообще была школа. И только в 1991 году обитель начала свое возрождение.

День должен был закончиться рождественскими встречами в мастерской-музее Дмитрия Налбандяна , что на улице Тверская ,8. но... Снегопад и толпы гостей столицы порядком надоели и захотелось в свою родную тихую провинцию, где снег побелее, воздух почище, да и народу поменьше.А мастерскую художника пейзажей и Политбюро покажу в следующий раз.

Всем желаю интересных путешествий по миру, по нашей стране и родному городу.

Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.