Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Когда все доступные страны Европы пройдены, пусть даже какие-то бегом и поверхностно, первые впечатления составлены, взор неизбежно притягивает то, что кажется близким, но финансово менее доступным. Такой страной для меня была Швейцария, где я до этого не был, но всегда мечтал заехать хотя бы на один денек, а лучше на два. Хотя бы краем глаза взглянуть.
Подозреваю, что Швейцария казалась недоступной не только мне. Судя по бесконечно увеличивающемуся потоку туристов в Италии, Франции и прочих популярных странах Европы и порой полному обезлюдиванию Швейцарии, туристы предпочитают обходить эту центральноевропейскую страну стороной. А зря. Может по-своему и правы те, кто пишет, что в Швейцарию если ехать, то только в горы, а города смотреть смысла нет. Они ничем не отличаются от немецких, только дороже. Но у меня на сей счет иное мнение. Швейцария не Германия. И дело не только в визуальных отличиях, сама атмосфера иная, люди другие, в том числе внешне. Даже если отличия мне только показались, этого уже достаточно, чтобы воспринимать Швейцарию как что-то особенное. Кроме того, Швейцария для меня не только красивая страна, для меня это место, пользовавшееся огромной популярностью у русских путешественников и эмигрантов XIX в. Чтение книжки М.П. Шишкина «Русская Швейцария» заронило в душу острое желание пройтись хотя бы по некоторым местам, связанным с жизнью наших соотечественников, как писателей, так и революционеров.
На Швейцарию было запланировано только 6 дней. Это был вопрос не только денег. Опытным путем я для себя решил, что 6 дней экскурсионной программы самое то. Больше не надо. Дальше наступает притупление впечатлений и общая усталость от передвижения, соборов, красот. Поэтому, поездив 6 дней по какой-нибудь стране, мы перебираемся потом на море. На этот раз улетели в Хорватию, но это уже другая история.
Конечно, лучше брать билеты туда и обратно. Но у нас так не получается, поскольку мы летим «туда» в Швейцарию, а «обратно» уже из Хорватии. Получается дороже, но мне такие маршруты больше нравятся.
Составить маршрут оказалось чрезвычайно сложным делом. Ведь до конца неясно, чем пожертвовать, а что обязательно посмотреть, и сколько реально времени займет посещение того или иного места. Даже если менять маршрут по ходу, то с городами проживания надо было определиться заранее.
Отели были забронированы на 2 ночи в Цюрихе, 2 ночи в Берне, 2 ночи в Женеве. Благополучно прилетев в Цюрих, мы первым делом купили в аэропорту Swiss travel pass со следующего дня на 4 дня за 270 франков на человека. Да, это дороговато, но мои подсчеты перед поездкой показали, что это оптимальный вариант при моем маршруте. И хотя он был изменен, все равно оптимум сохранился. Swiss travel pass полностью закрывал тему транспорта. Это проездной, по которому можно ездить по всей Швейцарии 4 дня, не задумываясь о приобретении билетов не только на трамваи и кораблики по городу, но и на поезда, курсирующими по всей стране. Кроме того по этому проездному можно бесплатно подняться на некоторые вершины, например на Шильтхорн. На другие подъемники скидка 50%. А это весьма существенная часть расходов.
Если ваш маршрут принципиально будет отличаться от моего, то может и не стоит брать Swiss travel pass. Надо считать. Какие подъемники и дороги бесплатные по этой карте, а какие со скидкой 50% можно узнать, зайдя на сайт www.sbb.ch. Там есть карта с указание всех дорог и подъемников, там же можно прикинуть стоимость поездки из одного города в другой, если указать пункт отправления и назначения. Только надо помнить, что на сайте указывается только полцены. Эта цена для тех, у кого есть право на скидку. Иностранец вправе приобрести карту Swiss Half Fare Card (Halbtax), которая даст и ему это право. Но тут надо считать, что выгоднее. Также можно купить проездной InterRail, он стоит дешевле, чем Swiss travel pass, но я так и не понял, где его покупать и не нашел исчерпывающей информации, на каких маршрутах он действует. К тому же он покрывает только дороги, а на подъемниках либо не действует, либо дает меньшую скидку. То, что удалось выяснить, было не в пользу InterRail, но тут опять-таки надо считать в зависимости от вашего маршрута. Здесь есть достаточно информации о транспорте и билетах http://zurichguide.ru/transport. Реальной альтернативой Swiss travel pass была бы покупка билетов на конкретную дату и конкретное время выезда, причем заранее, а также дневной проездной Saver day pass за 52 франка, но чтобы купить по такой цене, его тоже надо покупать заранее. При этом Saver day pass, как я понял, не дает скидку на подъемники. Так что опять и опять надо считать. Если подъемники не интересуют, или это будет носить разовый характер, и музеи тоже посещать не планируете, то Saver day pass точно выгоднее, чем Swiss travel pass.
Передвигаться лучше на поезде. Поезда в Швейцарии ходят часто, причем стыковки при пересадке подобраны так, что ждать тоже приходится не долго.
Наш проездной был рассчитан только на 4 дня, таким образом, в день приезда и в последний день пребывания в стране мы оставались без проездного. Поэтому в последний день мы решили съездить в Анси (Франция), а в первый день просто купить проездной по городу на 24 часа. В кассе-автомат за 13,6 франков взяли билет Round-trip до Zurich HB, что позволяло нам спокойно добраться из аэропорта в город и кататься по городу неограниченно 24 часа.
Заселившись в отель (мы старались выбирать отель в пределах 100-110 франков в сутки без завтрака; в Берне было чуть дороже, но с завтраком), отдохнув после долгого перелета (летели то из Новосибирска с пересадкой), поехали на трамвае в центр города.
Гору Утлиберг решили проигнорировать, хотелось просто побродить по улицам, посидеть, поглазеть. Как и рекомендуют многие, мы начали свое знакомство с городом от вокзала по Банхофштрассе через Лиденхоф
к Фраумюнстер, а оттуда к озеру. Город по-своему поразил. Видимо сыграло то, что я ожидал от Швейцарии сурового протестантского стиля, минимум изысков. А тут очень даже живописненько. Резко выделяются башни Гроссмюнстер
и занявшая как бы часть реки старая Ратуша.
Перейдя на другую сторону Лиммата, мы оказались в районе Оперного театра, от которого рукой подать до знаменитого кафе Одеон, в котором любили сиживать Ремарк, Эйнштейн и даже Ленин. Дальше Гроссмюнстер и район Нидердорф с паутиной узких улиц, на одной из которых жил Ленин с Крупской перед самым отъездом в Россию в 1917 г. Дом, в котором они жили, перестроен, да и сама улочка превратилась в живописный оазис посреди каменных построек с небольшим фонтанчиком.
Вернувшись на Банхофштрассе, мы зашли в торговый центр Глобус, где и поужинали на последнем этаже, что оказалось несколько дешевле, чем питание в ресторане, хотя и здесь было недешево, цены выше среднеевропейских. Позднее я узнал, что это тоже был своего рода ресторан только самообслуживания. Сам берешь, что хочешь, с подносом подходишь к кассе, рассчитываешься и выбираешь любое свободное место, можно на летней террасе.
На следующий мы поехали на Рейнский водопад с пересадкой в Шаффхаузене. Это 45 минут в пути. Как я уже писал выше, время между поездами подобрано оптимально. Ровно столько, чтобы не спеша, перейти на другой перрон и при этом не ждать слишком долго следующий поезд. Поэтому бояться пересадок не надо, они незаметны в Швейцарии. Подъезжая к Шаффхаузену, поезд притормаживает напротив водопада, и его можно неплохо разглядеть. Но лицезреть сам водопад лучше с южной противоположной стороны. Не случайно доступ на северную смотровую площадку бесплатный, а на южную платный. Вход 5 франков (там стоит автомат). Не пожалейте 5 франков, водопад стоит того. Мы приехали довольно рано, часов в 9 утра. У водопада почти никого не было, 3-4 человека. Это очень важно любоваться захватывающим зрелищем, ощущать мощь водного потока в полном одиночестве. Там несколько смотровых площадок, и люди разбредаются. Кто-то чуть выше поднялся, кто-то спустился, пара минут – и ты остался один на один с водной стихией. Уходить не хочется. Кто бы мог подумать, что равнинный водопад способен производить такое сильное впечатление. Вспомнился Н.М. Карамзин: «Представьте себе большую реку, которая, преодолевая в течении своем все препоны, полагаемые ей огромными камнями, мчится с ужасною яростию и наконец, достигнув до высочайшей гранитной преграды и не находя себе пути под сею твердою стеною, с неописанным шумом и ревом свергается вниз и в падении своем превращается в белую, кипящую пену. Тончайшие брызги разновидных волн, с беспримерною скоростию летящих одна за другою, мириадами подымаются вверх и составляют млечные облака влажной, для глаз непроницаемой пыли». Так и есть!
Обратно в Цюрих мы ехали через Винтертур (постоянно слышалось – Винтерфелл) почти в пустом поезде. Мимо мелькали игрушечные деревушки, к нам подсела какая-то классическая европейская бабушка, сошедшая с рекламы «Домик в деревне». Приветливо улыбаясь, она пыталась с нами пообщаться. Понимая лишь одно слово из трех, я вставлял изредка из своего школьного словарного запаса: «Wunderbar!» и тоже улыбался. Однако ее прощальное «Einen Schönen Tag!» переводить не пришлось. И я подумал, как же мило вот так, сидя в мягком вагоне, ехать мимо ухоженных полей, маленьких домиков, когда впереди еще много новых впечатлений.
В Цюрихе мы сразу пересели на другой поезд, который нас повез в Люцерн.
В пути тоже минут 45. Из всех городов Швейцарии Люцерн, видимо, самый популярный, судя по количеству туристов. Здесь, конечно, нет сумасшедших толп, как в Праге или Венеции, но больше, чем где-либо. Не сказал бы, что Люцерн принципиально лучше Цюриха. Может чуть симпатичнее за счет своей компактности и живописности рельефа.
Там уже начинаются горы, и они красиво обрамляют город. Деревянный старинный мост Каппельбрюке своего рода узнаваемый символ Люцерна, на нем куча народа.
Мы прошли к Хофкирхе (церковь св. Леодегара), считающейся главной в городе.
Там интересная резьба по дереву, да и сама церковь оказалась симпатичной.
Потом к монументу «Умирающий лев».
Однако там велись какие-то работы, и водоем перед львом был пуст. Зато по пути ко льву мы зашли в музей-панораму Бурбаки. Она уступает по размеру нашей Бородинской панораме, но тоже интересно. Картина посвящена отступлению французов в Швейцарию во время франко-прусской войны 1870 – 1871 гг. Ощущение реальности создается не только реальными предметами, реальными вагонами, заборами, но и соответствующим звуковым сопровождением в зависимости от того, в какой точке панорамы ты находишься.
Интересно. В музее не было ни одной души. Мне, как историку, не сложно было воочию представить весь трагизм катастрофы, постигшей французскую армию. Как другие воспринимают такого рода панорамные картины – не знаю. По нашему проездному посещение панорамы было бесплатным.
Из интересных достопримечательностей Люцерна выделил бы еще иезуитскую церковь в стиле барокко. Внутри она белая с золотом. Красиво.
В городе сохранился значительный участок средневековой стены Музеггмауэр. Мы прошли вдоль нее и у одной из башен сели на скамейку перекусить.
Там так многие делают. Покупают готовый упакованный обед с соусами, салатом, помидорами, огурцами, чем-то еще посущественнее и едят. Это не так дорого, что-то вроде 11-12 франков, и при этом вполне можно насытиться.
Первоначально у нас была идея покататься по Фирвальдштетскому озеру, но мы опоздали на катер, а следующий был уже ближе к 17 ч. Да и подустали за целый день, новые впечатления были бы лишними, тут еще дождь стал накрапывать, и мы решили вернуться в Цюрих. Для себя я решил, если буду еще в этих краях, непременно надо выделить хотя бы один день, чтобы покататься по озеру и побродить в его окрестностях. Места там красивые.
Из-за множества впечатлений, день казался бесконечным. Вечер мы провели в Цюрихе. Возвращаешься уже как будто домой. От Национального музея, что рядом с вокзалом прокатились на речном трамвайчике до Цюриххорна, обратно шли пешком, посидели на Хиршенплатц, попили вина. Вечер без суеты и спешки, без целенаправленного розыска достопримечательностей не самый плохой способ времяпрепровождения, особенно в старой части красивого европейского города.
Утром следующего дня был переезд в Берн (в дороге меньше часа). Бросив вещи в отеле, благо он находился в пешей доступности от вокзала, мы отправились в Оберланд, но сначала решили посетить маленький городок Тун. Спустя 20 минут мы уже блуждали по старинным улочкам этого чудного кукольного города. Видимо, этот город мало растиражирован путеводителями, там не было почти никого. Время было уже около 10 ч., а город все еще оставался без туристов. На вокзале, конечно, кто-то был. Но стоило нам перейти на другой берег и подняться чуть выше, и мы оказались в совершенно пустом городе. Не преувеличиваю.
Это потрясающее чувство гулять по красивому городу без людей.
Спустившись к Ратуше мы увидели, наконец, какую-то публику. Несколько человек толпились возле каких-то прилавков. Видимо, начала работать ярмарка. Попробовав разных кушаний, купив в преддверии предстоящего обеда вяленых помидоров, сыра, артишоков, воды, мы походили по окрестным улочкам, потом сели на автобус и поехали в парк Шадау. Там стоит какой-то дворец, вдоль озера идет дорожка, по которой бежал одинокий спортсмен, и открывается чудесный вид на водную гладь и горы. С погодой нам, увы, не повезло, все было затянуто тучами. Но и этот мрачный пейзаж, который мы лицезрели в полном одиночестве, рождал романтическое настроение и желание остановить время.
Дальше был Интерлакен. Город по большому счету ничего выдающегося из себя не представляет, особенно на фоне полюбившегося нам Туна. Однако тем, кто планирует упор сделать на горы, это самое подходящее место дислокации. Отсюда очень удобно отправляться в разные горные места. На фуникулере мы поднялись на Хардер Кульм. Его высота небольшая всего 1322 метра, но открывающийся оттуда вид на оба озера и Интерлакен стоит того. Swiss travel pass дает 50% скидку на подъем, поэтому дорога в оба конца нам обошлась всего в 19 франков на человека.
Там наверху есть ресторанчик, но большое количество туристов и высокие цены нас отпугнули. Мы прошли чуть в сторону, где уже начинался лес, нашли одинокий большой пень, разложили на нем свои съестные припасы и вкусно пообедали с видом на живописную панораму.
Дальше наш путь лежал в долину Лаутербруннен.
Там все рядом. Это только кажется, что столько мест посетить за один день нереально. Но судите сами Берн – Тун 18 минут в пути, Тун – Интерлакен 34 минуты, Интерлакен – Лаутербруннен еще 20 минут. В результате мы были в живописной долине уже в 14 часов. Дошли до водопада (12 минут). От него сверху открывается восхитительный вид. Дальше Мюррен. Мы выбрали канатную дорогу как средство передвижения. Интереснее и живописнее. Поднялись в Грючальп. Оттуда в Мюррен идет железная дорога. Виды прекрасные, но из-за туч мы так и не увидели всех красот Оберланда. Юнгфрау осталась за облаками.
Придется опять туда ехать как-нибудь.
Однако в той погоде, которую нас угораздило застать, были свои преимущества. Мало народу, а сам городок Мюррен создавал ощущение полузимней высокогорной деревушки.
Казалось, что ты поднялся под самые небеса, вокруг тучи и внизу тоже тучи. Я планировал пройтись еще по «дороге цветов», но погода внесла свои коррективы.
От Мюррена мы поднялись выше на Шильтхорн. По Swiss Travel Pass бесплатно, как и весь предыдущий маршрут. Нет нужды рассказывать про эту вершину, известную поклонникам бондиады как пик Глория. Кто смотрел фильм «На секретной службе Ее Величества» сразу узнают круглый ресторан. Там демонстрируют заставку к фильму, на площадке стоит фанерная копия Джеймса Бонда. Многие фотографируются. Увидеть знаменитые вершины нам, конечно, не удалось. Кругом была сплошная белая пелена.
Ощущения, тем не менее, фантастические, как будто вышел в открытый космос. Холодина! Руки замерзли. И это в июле! С нами в челноке поднялась целая орава китайцев, которая кинулась фотографироваться по много раз у каждого предмета. Но уже через 20-30 минут они все испарились, и мы остались на смотровой площадки практически одни. Кругом густой туман, изо рта идет пар, еле еле проступают вдали очертания гор, тут и там виднеются пятна нерастаявшего снега и НИКОГО. Классно! Своеобразная компенсация за неувиденную Юнгфрау.
С каким удовольствие мы выпили по чашке кофе, когда закоченели уже окончательно и вернулись в знаменитый ресторан. Но пора было спускаться и отправляться домой. Тем же маршрутом мы добрались до Интерлакена, там же поужинали в каком-то недорогом тайском ресторане и вернулись в Берн. Знакомство со столицей Швейцарии решено было отложить на завтра.
Следующий день по плану у нас должен был быть посвящен поездке в Церматт, но видя, что творится в небе, и понимая, что мы вновь ничего не увидим, решено было изменить программу и отправится на берег Женевского озера. Мы воспользовались пересадкой во Фрибуре, чтобы посмотреть город, о котором писали, что он самый красивый из всех городов Швейцарии. Не стал бы делать таких категоричных заявлений, город неплох, но Тун и даже Берн мне понравились больше.
Фрибур католический город, что нетипично для протестантской Швейцарии.
Его называют еще Фрайбургом на немецкий манер. Дело в том, что город разделен рекой, на одном берегу которой говорят по-французски, на другой по-немецки. Основная старая часть города расположена на французской стороне, поэтому я и буду называть его Фрибуром.
Старая часть города сохранила свой средневековый облик. Она небольшая, ее всю можно обойти пешком, что мы и сделали.
Было воскресенье, утро. Привычное уже для Швейцарии безлюдье.
Мы погуляли по пустому городу, зашли в пустой собор св. Николая XIII века, посмотрели на знаменитую скульптуру 1433 года «Погребение Христа», дошли до конца Гран Рю, прошли по мостам в ту и другую стороны.
Обратно пришлось подниматься наверх пешком. Там были какие-то остановки автобуса, но ни людей, ни общественного транспорта мы не увидели.
Дальше был Веве, от Фрибура 45 минут пути.
Поезд идет вдоль Женевского озера мимо виноградников Лаво, расположившихся стройными террасами. Их даже внесли в список наследия ЮНЕСКО.
Можно было выйти на одной из станций и погулять между виноградниками, попить вина, но мы поехали дальше. В Веве ярко светило солнце, а сам город и окружающая его обстановка являли полный контраст с Бернским Оберландом. Было ощущение, как будто мы перенеслись из зимы в лето. Здесь на берегу Женевского озера атмосфера средиземноморского курорта.
Растут пальмы, кипарисы, магнолии и другие южные растения; сверкает, отражаясь в глади воды, яркое солнце. Беседки, променад.
Очень похоже по ощущениям на Лазурный берег Франции. И это в центре Европы.
Возможно, такие сильные впечатления обусловлены были тем, что я ожидал увидеть что-то вроде озера Балатон. Там на Балатоне неплохо, все обустроено, но атмосфера совершенно другая. Здесь праздник, в Монтрё просто толпы народа.
Веве поскромнее Монтрё, куда мы отправились следом. Здесь меньше людей, нет тех роскошных домой, как в Монтрё. А так – очень похожи. Здесь в Веве жили многие русские знаменитости. Гоголь здесь работал над «Мертвыми душами», Достоевский здесь писал роман «Идиот». Были Карамзин, Жуковский неоднократно. Спасаясь от преследования американских властей, в Веве провел последние годы своей жизни Чарли Чаплин. Сейчас ему стоит здесь памятник. Монумент Н.В. Гоголю воздвигнут украинцами, которые, видимо, постеснялись назвать русского писателя украинским и обозначили его как писателя с Полтавщины, не забыв переименовать его в Мыколу и разместив на памятном знаке фамилии скульптора, архитектора и директора комбината по производству памятников, как причастных к его возведению, а потому имеющих полное право быть запечатленным на века в Щвейцарии. Мол, знайте наших!
В Монтрё ощущение классического средиземноморского курорта усиливается.
К этому добавляется роскошь и русская речь. Своеобразное Монте-Карло. Причем подозреваю, что русские, у которых мы спрашивали совета, в какую сторону идти, были либо местные, либо находились в гостях у местных. Проходя мимо Монтрё-Палас, шикарной гостиницы, мы увидели как из припаркованного авто выходит какая-то шикарная пара, как в фильмах про начало ХХ века. Дама была в сверкающем летнем платье с мехом, у мужчины запонки с бриллиантами, что сильно контрастировало с многочисленными туристами в шортах и сандалиях.
В этом отеле последние годы с 1961 по 1977 гг. жил Владимир Набоков. Рядом стоит ему памятник.
Он жил в большом сьюте под крышей с балконом, выходящим на озеро. До сих пор считаю, что Нобелевскую премию по литературе 1970 г. должен был получить он, а не А.И. Солженицын. Как писала в мае 1969 г. «Нью Йорк Таймс»: «Если Набоков не получит Нобелевской премии, то только потому, что она недостойна его». Говорят, и сам Солженицын просил Нобелевский комитет отдать премию Набокову.
Самая узнаваемая достопримечательность Монтрё, конечно же Шильонский замок, приобретший известность благодаря Байрону. До него мы доехали на автобусе. Вход для нас был бесплатный, еще и дали буклетик на русском языке – путеводитель по залам замка. В последнее время я как-то охладел ко всем этим дворцам и замкам, но Шильонский мне понравился, хотя народу было очень много. Рядом с замком небольшой импровизированный пляж. С него я и делал фото.
Во второй половине дня мы вернулись в Берн и, наконец, смогли приступить к знакомству со столицей. Из всех крупных городов Швейцарии, пожалуй, самый красивый город. Есть у него свой шарм. Подобного рода чувство усиливалось, возможно, тем, что мы жили в старом здании со старинным лифтом в центре города в 7 минутах ходьбы от Федерального дворца.
Не буду перечислять все достопримечательности Берна, сами по себе они не так выразительны и вовсе не обязательны к просмотру. Отмечу лишь то, что обычно пишут, и с чем я, безусловно, согласен. Берн интересен в первую очередь своими живописными видами с высоких мостов.
Есть еще замечательная терраса за Федеральным дворцом.
Рядом с дворцом на Беренплатц мы и поужинали. За двоих мы отдали с чаевыми ровно 60 франков. Не знаю, дорого это или нет для оживленного туристического места в столице Швейцарии, но в Анси (Франция), куда мы потом ездили из Женевы, обед такого же наполнения, правда, в очень оживленном, но живописном месте на набережной канала, нам обошелся в 60 евро, т.е. дороже.
На следующий день мы решили все же съездить в Церматт, какая бы не была погода. В Берне светило солнышко, и нас не оставляла надежда, что сегодня в горах будет лучше, чем позавчера. В целом мы не ошиблись и правильно сделали, что перенесли поездку на день, хотя облаков было все равно много, и главную гору Швейцарии Маттерхорн мы целиком так и не увидели, то открывалось подножье горы, то макушка, то половинка.
Тем не менее, вылазка в горы в этот день была куда как более жизнерадостна, чем позавчерашняя поездка в Оберланд.
Плотно позавтракав в отеле, собрав чемодан, мы поехали на юг. Вместе с пересадкой поезд шел до Церматта 2 часа 17 минут. Долго. Оставив на вокзале в автоматической камере хранения чемодан, мы ринулись осматривать этот симпатичный город.
Народу в Церматте много. Гуляя по городу невольно сравниваешь его с Мюрреном. Почему-то Мюррен мне показался поинтереснее Церматта то ли своим безлюдьем, то ли меньшими размерами. Самое симпатичное место в Церматте Хинтердорф. Там сохранились старые деревянные дома с узкими кривыми улочками.
По ним мало, кто ходит.
Люди предпочитают передвигаться по главным дорогам.
Буквально напротив вокзала Церматта расположен вокзал зубчатых поездов на Горнерграт. Билет недешевый 57 франков в одну сторону (по Swiss travel pass полцены). Станция Горнерграт находится на высоте 3089 метра. Оттуда отрываются восхитительные виды на Монте-Роза.
Светило солнышко, хотя и облаков хватало.
Панорама там великолепная. Мы взяли в городе нехитрый обед, вино, разместились на уединенном холме.
Там красиво. Взор не оторвать. Никуда не хотелось уходить. Мы долго там были.
Обратно две станции прошли пешком до озера Риффельзее,
откуда делают открыточные фотографии Маттерхорна, отражающегося в глади воды.
Народу много, но места, чтобы посидеть, помечтать, пофотографировать достаточно. Жаль только, что Маттерхорн было не видно, но место все равно замечательное.
В районе озера находится станция Ротенбоден, от нее мы и уехали обратно в Церматт. Изначально я планировал еще подняться в тот же день на Кляйн Маттерхорн, но передумал. Достаточно впечатлений на один день. Носиться с горы на гору все же перебор. Возможно, лучше было бы переночевать в Церматте, а уже на следующий день еще куда-нибудь забраться. Но номер в женевском отеле уже был выкуплен, да и вылет в Хорватию у нас был из Женевы. Поэтому, как ни грустно было покидать эти места, мы сели в поезд и отправились в Женеву. Ехали долго примерно три с половиной часа и уже только под вечер заселились в отель.
Из всех шести дней, проведенных в Швейцарии, последний был самым тусклым. Женеву и Анси можно смело было вычеркнуть из программы. Лучше этот день посвятить горам или Фирвальдштетскому озеру. Возможно, сказалась усталость. Обычно 5 дней хватает для полноты впечатлений. В последний день уже хочется, наконец, поселиться на море и начать размеренный пляжный отдых. Но я не мог не включить Женеву в свой маршрут. Ведь Женева самый русский город Швейцарии, сердце историка рвалось в эти края не ради достопримечательностей, а ради ассоциаций, и я их получил.
В Женеве не только русская речь встречается чаще, чем где бы то ни было в Швейцарии, в местном магазине я обнаружил наши соленые огурцы в банках, «Бабкины семечки» и даже печенье из Яшкино Кемеровской области, что соседствует с нашей Новосибирской. Удивительно, это печенье делается на основе пальмового масла, мы его не берем. Как оно прошло санитарный кордон и попало в Швейцарию, не понятно. В Женеве мы нашли магазин часов, где работает русский консультант, там и купили себе часы.
С одной стороны достопримечательностей в Женеве много, но как то они уже не будоражили. Это и остров Руссо,
и великолепная набережная,
на которой местные устроили настоящий пляж.
Главной достопримечательностью Женевы считается фонтан высотой 140 метров, но меня он не впечатлил.
Когда струя воды бьет из водоема, исчезает столь необходимый в этом случае контраст земли, камня и воды. Вода на фоне воды меня никогда не впечатляла. Тем более что меня больше интересовала другая Женева. Когда-то делом чести русского интеллигента, бывавшего за границей, было явиться в Женеве на Rua de Condoll, 6, где на втором этаже жил Г.В. Плеханов.
И хотя Плеханова там уже нет, нет даже памятной доски, я первым делом отправился туда. Кто здесь только не был, даже Н.А. Бердяев, с которым Плеханов гулял по парку Бастионов, споря на философские темы.
Рядом, по сути, в том же доме знаменитое кафе Ландольт, где кипели страсти русских социалистов, и где каждый вечер за кружкой пива сиживал Плеханов. Напротив университет, свыше 50% студентов которого одно время, составляли русские.
Здесь же в библиотеке Женевского университета часами пропадал за книжками Ленин. Если пройти чуть подальше, то попадаешь на улицу Каруж. В конце XIX века она почти вся была русской, здесь жили русские студенты. Здесь они гуляли, шумели, митинговали. С точки зрения достопримечательностей в ней ничего особенного, но если включить воображение, то сразу переносишься на 130 лет назад, и улица эта предстает в совершенно ином свете. Жили в Женеве и Герцен, и Бакунин, и Достоевский, и Карамзин. Был ли хоть один русский, путешествовавший в те далекие годы по Швейцарии и не побывавший в Женеве? Думаю, что нет.
Последний день мы разбили на две части. С утра уехали в Анси (это чуть больше часа на автобусе), вторую половину дня и вечер посвятили Женеве. Стоило ли ехать в Анси? Не знаю, может, и нет. Ну, разве только, чтобы попробовать их савойский тартифлетт. Вкусно, мне понравилось. На шестой день все уже как-то примелькалось, все кажется однообразным, и городок вроде неплохой, хоть и народу тьма, но в Люцерне, Туне и даже Цюрихе казалось уютнее, хотя я понимаю, что начни я путешествие с Анси, все бы выглядело иначе.
Напоследок хочу настоятельно порекомендовать купить в Швейцарии шоколад и как можно больше. Он безумно вкусный, причем вкус отличается от того, что продают в других странах. А вот сыр мне показался обычным. Он прекрасен, спору нет, но во Франции, например, ничуть не хуже. Обычный хороший сыр. Вино швейцарское брать не стали, хотя его хвалят. Дорого, а утонченным вкусом я не обладаю, да и, говорят, французское, итальянское того же уровня. Пиво понравилось, хотя собственно швейцарского мало.
Если вы меня спросите, что бы я изменил в своем маршруте, то, скорее всего, ничего. Хотя неисторикам Женеву можно было бы вычеркнуть. Швейцарию я полюбил как родную и уже мысленно составил себе маршрут минимум на неделю. Осталось только собраться.
Общую сумму не считал, но ключевые цены обозначил. Проживание примерно 100-110 франков в сутки на человека, передвижения по Swiss travel pass 540 франков на двоих. Чуть больше, т.к. это только на 4 дня и подъемники (цены написал). Поесть в ресторане 50-60 франков на двоих, можно сэкономить до 20-30 франков , купив в местном магазине что-то готовое. 1 франк примерно равен 1 доллару.