Монастырщина: светская суета и духовная благодать центральной России

Отзыв написан: 3 сентября 2018 г.

Места к юго-западу от Калуги когда-то называли «монастырщиной» - за огромное количество монастырей и скитов. И сегодня указатели вдоль трасс ориентируют ищущих духовного утешения, указывая пути к храмам. На многих указателях есть информация о возрасте обители и ее особо чтимых святынях.

Одна из ценнейших жемчужин центральной России – Оптина пустынь – стала целью нашего очередного путешествия. Ехать в Оптину паломниками мы не решились. Поэтому запланировали остановку в Калуге, а уже оттуда – выезд в Оптину. А заодно, раз такая возможность выпала, обозначили в маршруте музей космонавтики, первый в мире и крупнейший в России.

Лирическое отступление: у каждого путешественника – своя внутренняя мотивация для поездки в то или иное место. Равно как и свой внутренний райдер: необходимые и желаемые условия пребывания. Много лет наматывая километры по российским трассам, мы следуем двум непременным правилам. Первое: селимся по возможности не в гостинице, а снимаем квартиру. Второе: везде, где возможно, перемещаемся пешком.

Со вторым, думаю, понятнее. Только медленно (или не очень) шагая по улицам, вглядываясь в лица людей и домов, можно прочувствовать и оценить уголок, который довелось посетить.

С местом проживания дело обстоит так: гостиницы везде одинаковы. Разнится, конечно, степень комфорта, какие-то детали могут влиять на мироощущение. Но гостиница – она гостиница и в Питере, и в Ветлуге. А вот когда у тебя в кармане ключи от Своей (пусть на две ночи, это неважно) квартиры в этом городе, у тебя есть Своя автобусная остановка рядом, Свой магазин, где ты покупаешь хлеб и сыр, Свои соседи, Свой шум за окном, Свой (не всегда, правда, чистый, но и это – фактор) подъезд – ты начинаешь ощущать себя частью этого города. Ты в нем не Гостишь. Ты в нем Живешь.

Но квартиры, как и их владельцы, бывают разными. Всегда это лотерея. Повезет-не повезет. Делюсь опытом: вдруг кому пригодится.

Так вот, планы захвата Калуги начались с поиска квартиры. Нашелся приличный (вроде) вариант, недалеко от центра, агент представился Степаном. Впрочем, уже по акценту можно было понять, что зовут его отнюдь не Степан, но я прогнала шовинистские мысли. Мало ли… Обещано было все: белье, полотенца, средства гигиены, посуда на кухне, бытовая техника и чистота. Цена удобная. Проговорила честно все детали. Держим связь, я подтверждаю заселение, за час до города звоню, как обещано, звоню. Агент вдруг говорит, что в доме случилась авария, там нет воды. Извиняется. Говорит, что уже подсуетился, вот есть, другой вариант, чуть дороже, но даже ближе к центру. Шлет контакт.

Что хуже: усомниться в порядочности человека или быть обманутым? Решила, что первое – хуже. Едем по новому адресу. Подъезжаем. Весь дом в лесах и строительной пыли. Отделывают фасад. Внутри – длинные темные пыльные коридоры с множеством дверей. Похоже, бывшая общага. Или коммуналка. Строительная пыль столбом, грязь. Я шагнула в этот коридор, взглянула вокруг, не сдержалась: «Да вы что, ошалели, что ли!» И отправилась обратно в машину.

Агент откровенно удивился: «А что не так?!» На мое заявление, мол, жить на стройплощадке, да еще и платить за это – не лучший вариант, посмеялся, и назвал новый адрес. Напрягся, когда голос у меня стал железобетонным. Обещал, что уж теперь все будет по высшему разряду!

Не знаю, возможно, для Калуги это и в самом деле норма. Или нам так «свезло»… Квартира была в обычном доме, с вымытыми полами и вычищенной сантехникой. С когда-то недешевым ремонтом. Но прокурена до крайности. И множественные следы пребывания здесь не слишком аккуратных жильцов: на заляпанном до состояния сенсорного стареньком телевизоре, на видавшем еще Советскую власть холодильнике, на светлой обивке дорогого когда-то дивана. В общем, по принципу: что вы хотите, съемная квартира на сутки…

Сил искать еще что-то мы в себе не нашли. Две ночи, в коне концов… Как-нибудь.

Но всем, кто решит последовать нашему примеру, рекомендую подстраховываться. На всякий случай имейте в запасе пару других адресов. Мало ли…

Распахнули мы окна настежь, чтобы проветривалось. И отправились в музей космонавтики. Пешком, разумеется. 2ГИС сказал – два километра. Улица Ленина – улица Кирова – улица Гагарина – улица Академика Королева.

Первое впечатление от Калуги. Кажется, эта часть города прочно застряла в 90-х годах. Когда-то Калуга имела собственное, оригинальное и интересное лицо. Купеческие особняки, застройка советского времени с рельефами, узорами и лепниной…

И мелкие, наляпанные вывески, портящие облик центральных улиц – оттуда, из 90-х. У нас тоже такие были. Да везде были.

Еще – очень много нецензурщины на улице. Опять-таки: везде сейчас это есть. Но два матерящихся на всю улицу дворника близ пафосного торгового центра – это как-то неправильно.

Давайте посмотрим на эти здания.

Явно ОКН (объект культурного наследия). Деревянные колонны! Роскошь. Состояние, надо признать, увы…

А вот это – напротив. Тоже лепнина.

Все очень красиво и как-то запущено, неопрятно, грустно.

Дом-гармошка на Кирова.

Храмы.

Сквер Мира.

Монументальные барельефы улицы Гагарина.

Музей космонавтики.

Про то, как в музее, рассказывать не буду. Очень интересно, очень насыщенно. Это надо видеть. Рекомендации к посещению - безусловные. Покажу только «спрятанную под лестницу» летающую тарелку)) А вот на вопрос: посещали ли Калугу инопланетяне, вы ответите сами, побывав в музее истории космонавтики.

Ну и еще несколько снимков.

Нам повезло: помимо основной экспозиции мы видели выставку рисунков и стихов Александра Чижевского, человека, талантливого во всех отношениях. Очень меня тронуло.

А еще в Калуге (как, впрочем, и во многих других российских городах) нашли способ останавливать время. Вот два баннера рядом с музеем. Какой мы делаем вывод? 4 квартал 2017 года здесь еще не настал. И даже декабрь 2016-го под вопросом.

Само строительство, перманентно и вялотекуще ведущееся все-таки, по словам аборигенов, видно из-за забора. Ракету-носитель «Восток» нам очень хотелось разглядеть! Но не очень получилось.

Из музея направились в парк им. Циолковского. Встретили там грустного-прегрустного Гоголя. Такое ощущение, что он только что посмотрел экранизацию «Гоголь. Вий».

Издали долго гадали – что за стела.

Удивились. Впрочем, это вполне в духе Советского времени. У нас тоже есть могила в парке, прямо на центральной аллее.

Еще в парке есть МАФ (малая архитектурная форма). Не разу не малая)) но очень милая))

Дальше – кто куда, а я – к Коту. Это был тайный мотив приехать в Калугу. Недалеко от комплекса в честь 600-летия Калуги есть бронзовый Кот ученый. Помните. у Задорнова: «хатан матуль»? Это точно он! Эх и суров котяра! Нелегко, видно, ученье ему дается!))

Комплекс хорош, вид – восхитителен.

Но уже темнеет, а утром ехать в Оптину. И уже съесть бы чего-нибудь не мешало. Мы бродим пятый час..

Цены в едальнях на центральной улице, понятно, ротвейлеровские. Мы уже смирились с мыслью о кефире и булке, но тут нам на глаза попалась еще одна кафешка. Пиццерия «Примавера», без претензий, зато нормальная еда: котлета, овощи, своя выпечка. Порции на вес, цены очень лояльные. Мы так поняли, что тут кормятся офисные работники и студенты. Ну и нас покормили. Вкусно вполне.

От Калуги до Оптиной пустыни совсем недалеко. Чуть больше 70 км. Проехали уже днем мимо комплекса в честь 600-летия, еще раз им полюбовались. Красивая развязка, интересные пейзажи по дороге. Незабываемо: деревня Каменка, а в ней прямо на улице – штабеля яркой рыжей тыквы всех размеров! Красота! Так жалею, что не сфотографировала))

Оптину видно издалека. И когда открылся вид на обитель, у меня выступили слезы на глазах.

Лирическое отступление: Не могу сказать, что я прям вот сильно воцерковленный человек. Стараюсь, конечно, но явно недостаточно. И ехала я в Оптину на «за чудом», не с сокровенной просьбой и молитвой. В моей жизни всегда большую роль играли и играют книги. Так, когда-то, вожжа под хвостом настойчиво потребовала поездки в Псково-Печерскую лавру. Это я начиталась Шевкунова «Несвятые святые».

А в Оптину меня привела книга Нины Павловой «Пасха Красная», как-то едва не в принудиловку рекомендованная для чтения подругой. Не скажу, что книга меня прям поразила как литературное произведение. Но судьбы трех новомученников, погибших в Пасхальное утро 1993 года не могли не задеть сердца. Так в моей жизни появилось название «Оптина пустынь». Потом была рекомендация нашего правящего архиерея почитать молитву оптинских старцев. «В ней сосредоточена вся мудрость духовная», - сказал тогда Владыка Варнава. Это оказалось сущей правдой. Потом еще – разные капельки разных событий все больше и больше разжигали желание побывать в Оптиной. И вот – передо мной величественный ансамбль обители, колокольня, стены сродни крепостным (да такими они и были в древних монастырях). Так что слезы мои не удивительны…

Фотографий сделала немного. У Оптиной прекрасный сайт, где есть вся необходимая информация, перед вратами – стенд с планом обители. Большая парковка, все очень продумано – как в любом открытом для посещения монастыре.

И тишина… Мы приехали в день памяти Амвросия Оптинского, и ждали тут что-то вроде Дивеевских торжеств: куча народу и не протолкнуться. А нас встретила тишина… Люди, конечно, были, но, казалось, даже экскурсии для организованных групп ведут в полголоса. И воздух! Чистейший, прозрачный, наполненный ароматами цветов и трав, вкусный, как вода из родника.

Прошли по храмам. Главные храмы обители весь день открыты и всем желающим благословляется доступ к святыням. В Введенском шла Литургия. Как подарок для нас – не слишком радивых.

Обширный некрополь, и часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта...

Всех моих литературных данных не хватит, чтобы описать те ощущения. Такой покой. И благодарность… Главная мысль была сосредоточена в одной фразе: «Слава Богу за все!»

Оптинские братики привели меня сюда, и я снова плакала –в часовне, перед надгробьями.

Явление для меня, скажу честно, слегка нетипичное.

Мы провели в Оптиной почти пять часов. Муж едва уговорил меня ехать обратно. Мир и покой, поселившиеся в душе, так хотелось забрать с собой и сохранить на все дальнейшие суетные дни.

Еще два слова про пустынь. С едой там все хорошо: чайные и трапезные, скромно, просто, вкусно, недорого. Лавки с монастырской выпечкой. И белевская пастила!! Вкуснейшее лакомство, которым мы одарили всех родных по приезду. Чудо кулинарное. Совсем не та, что продается в коробочках, обсыпанная крахмалом. Пенное яблочное очарование! Решили, что в Белев тоже надо бы побывать в следующий раз. Ну и в Коломну, раз речь о пастиле))

Главным аргументом супруга, почти за руку уводившего меня за монастырскую ограду, был непременный заезд в Козельск. Для нас, двух историков, «злой город», собой заградивший путь Батыю, всегда был знаковой точкой на карте России. И проехать мимо ну никак было нельзя. Для тех, кто не очень хорошо учил историю: семь недель стоял хан с воинством под стенами города. За отчаянное сопротивление Козельск был сожжен и само имя его запрещено. «Злой город» ценою жизни всех своих жителей затворил Батыю путь на Новгород. Грозный хан не решился вести войска дальше.

Козельск. XII век. Сегодня – меньше 20 тысяч населения. Провинциальный городок. И, тем не менее…

Всю свою славную историю Козельск увековечил на внушительном заборе. Натурально: стена. На ней – картины былого. С датами и историческими персоналиями. Гениальная идея. Думаю, даже самый маленький житель Козельска знает эти вехи. Пример для подражания.

Сама стена – часть мемориального комплекса в центре города. Здесь сосредоточено все: Каменный крест, воинские мемориалы, аллея Славы.

Трогательнейший момент: к стене над списком погибших воинов прикреплен листок. Взгляните только!

И еще меня зацепило: плиты в память участников локальных конфликтов. Ребята – мои ровесники. И на одной из плит – нет данных. Ни года рождения, ни даты гибели. С чем это связано – не знаю. Но как-то вот… Остановило.

Заехали на обратном пути в парк. Милейший уголок. Деткам раздолье, взрослым – эстетическое удовольствие. Очень чисто и ухоженно.

Разумеется, Котейки))

А еще видели строящийся домик хоббита)) Вот просто ехали – а он вот тебе!))

В общем. Мы пришли к решению, что в следующий раз мы будем жить в Козельске. Городок понравился очень. Именно простотой своей и глубиной. Ну XII век, что вы хотите…

Был у нас еще один пункт. По дороге туда мы отметили указатель на монастырь XVI века. 5 км – не крюк. Заедем? Так XVI век! Конечно, заедем!

Дорога, к слову, вполне приличная. Мы прикинули – экскурсионный автобус пройдет легко. Свято-Успенский женский Шаровкин монастырь. Его называют жемчужиной Калужской земли.

«Шаровка» – название местного речного моллюска, в перламутровой раковине которого из простой темной песчинки рождается белоснежная жемчужина. А еще так звали основателя обители - инока Шаровку по имени Феогност. То ли фамилия, то ли прозвище…

У монастыря есть свой ресурс: http://sharovkin-monastir.ru/. Здесь рассказывается о его истории и непростой судьбе.

Мы вошли в храм, когда там три сестры читали акафист Николаю Чудотворцу. Как намек: вас, путешествующих, святитель не оставляет. Одна из сестер прервала чтение и пошла с нами. Показала главную святыню - чудотворную икону Божией Матери «Благодатное Небо». Подарила освященные яблочки из монастырского сада, иконку их святыни и образ Спаса-Вседержителя.

А мы крутили головами: Успенский храм еще не восстановлен. Зачищенный пол застелен ковриками, а стены, обнаженные до первозданного состояния, еще хранят следы росписей. «Какое сокровище!» - шептала я. Монахиня улыбалась: «Приезжайте еще!»

Монастырь в состоянии плачевном. Крест у дерева: подняли голову, поняли – откуда. В руинах храм преподобного Сергия. А вот купаленка обустроена со всей заботой! И скамейка под яблонями. Место для созерцания. Для мыслей душеполезных.

Главный хранитель монастырской кружки)).

А в самой обители ходит история, как местный козленок привел им благотворителя. Разжалобившись голоском привязанного козленка, один из заезжих прислал в монастырь мешок с морковью и капустой. Мол, голодает у вас животина. Старшая сестра со смирением ответила благодетелю, что животные сыты, а вот сами монахини давно никаких овощей не видели и просят разрешения морковку с капустой съесть. С тех пор мужчина регулярно оказывает помощь обители. А козленок – молодец, вырос, наверное, в славную козочку, дает молоко.

В Калугу мы вернулись вечером. Но в городе еще столько неохваченного! Ноги в руки, 2ГИС в помощь – вперед!

Если общий эмоциональный фон (исключительно субъективное мое ощущение) город оставил посредственный, то памятники в Калуге заслуживают всяческого внимания. Они красивы. Реально, очень хорошо сделаны. И чистые – за исключением бедного Константина Эдуардовича в парке Мира. Но там птички сильно способствуют…

По улице Кирова можно водить отдельную экскурсию. Сегодня мы от улицы Ленина повернули налево. И встретили сурового мужчину с собакой. У такого не забалуешь.

Нарядная пешеходная зона. И ноги фигуркам никто не откручивает, что радует.

Опять это ощущение 90-х годов. Уж вроде сейчас научились в городах с богатым наследием вывески согласовывать с общим архитектурным обликом здания. Хотя, конечно, не везде.

На подступах к площади Победы – памятник Ветерану. За задумку, мне кажется, автору надо награду дать.

Вечный огонь, памятник Жукову и своя калужская Родина-мать. Со спутником – куда в Калуге без него.

Очень нетипичная для новейшей истории надпись. Примечательна тем, что она восстановлена. Жирный плюсик в копилку Калуги.

Жутковатый памятник жертвам концлагерей.

Он мне напомнил памятник жертвам политических репрессий в Питере. Хотя здесь ничего такого не задумывалось. Осадки и химические процессы все сделали сами.

Перешли через дорогу и на бульваре Победы перед нами открылся очень неожиданный вид…

Памятник воинам-интернационалистам. Далее – стела с журавлями и списком погибших в Афганистане. И все это на фоне церкви Космы и Дамиана. XVIII век, уникальный для Калуги памятник: культовое сооружение в стиле барокко. Ну и в состоянии – вы видите…

Вернулись к улице Ленина и отправились смотреть Гостиный двор. Мы ожидали что-то вроде Торговых рядов Владимира или Касимова. Обнаружили нечто принципиально отличное. Гостиный двор в Калуге – это целый комплекс отдельно стоящих зданий, образующих единый ансамбль. Виды впечатляющие.

Пока мы гуляли вдоль Гостиного двора и ахали, начало темнеть. Поэтому Иван III уже не слишком четкий. Но очень внушителен и грозен.

На Каменный мост мы пришли уже по темноте. Монументальное сооружение (его здесь еще зовут виадуком), 1785 год, старейшее подобное сооружение в России.

Но у меня он вызвал дурацкие ассоциации. Низкое ограждение, удобная площадка за ограждением, отсутствие наблюдения и огромная высота (ок. 20 метров) – ну просто все условия для психически неуравновешенных личностей. Даже мне (старая Кошка, которой пора бы уже иметь мозги в нужном месте) возникло желание перелезть через ограждение. Подумала, что мужу и так за эти дни досталось. Решила не испытывать его терпение, но мост про себя обозвала мостом самоубийц. Как в Нижнем – на набережной Федоровского…

Заметки из путевого блокнотика.

У жителей очень оригинальное чувство юмора. Не находите?)) Хотя салон бижутерии «Сорока» мне лично очень понравился. В смысле – не сам магазин, не была в нем, а идея.

Славно отработана идея буккроссинга. Это вот просто на улице.

А это – перед администрацией.

Мы оказались в Калуге перед Днем города. И вот что замечательно: на витринах магазинов, на билбордах, на растяжках – везде поздравления и признания в любви родному городу. Причем львиная их доля – инициатива бизнеса. Уж не знаю, насколько добровольная, но очень приятно. А вот такой подарок любому городу понравится.

Умная идея калужских властей. В Козельске тоже видели подобную навигацию. Еще один пример для подражания. Посмотришь, сфотографируешь – и в путь. Осваивать означенные достопримечательности.

Спасибо, Калуга, за то, что была к нам добра! А что мы не слишком сошлись характерами – бывает. Может, мы просто не сумели тебя приготовить?

Это - бонус. Труба, чес-слово)) Зачем она в виде штопора - тайна Калуги))

На обратному пути заглянули в Серпухов.

Особенно распространятся не буду: были мало, видели немного. Памятник Святославу (ни разу он в Серпухове не был))

Владычний монастырь с его павлинами

Кремль (точнее то, что от него осталось). Белый камень почти полностью ушел на строительство московского метрополитена.

Пора домой. Серпухов хорош, и его надо исследовать медленно и с должным уважением. Так что наш наскок можно и визитом-то не считать.

«Ты куда ездила? - спросила по телефону подруга. – Так загранпаспорт и не сделала?! Эх ты…»

Зачем мне загранпаспорт. Пока, по крайней мере. Ведь есть еще Смоленск и Коломна, есть уже подзабытая Кострома. Есть Ярославль. И Валаам, и Карелия. И так много еще всего есть. Здесь, в России.

Интересных вам поездок, друзья!

Искреннее ваша, Кошка-путешественница

Отдых на море по лучшей цене!
10 сентябрь 2018 г.
Для Vladimiras Titarenko:
спасибо за добрые слова! Павлово-на-Оке - это чудо-расчудесное! Виды красоты необыкновенной: Дальняя Круча, тумботинские дали... А еще у них там теперь лимоны в тренде)) Они гостям дарят в горшочках. На окне у меня такой рос, даже лимончики были. В музее - роскошный директор, за дело болеет всей душой и коллектив мотивирует.
А глубинка - да, это моя личная укоризна. особенно Выкса))) Об этом городе один замечательный человек написал так: "Мой город с вежливым названием..." Цикл экскурсий по Выксе обдумывается, очень надеюсь, что он состоится. Конечно, ей далеко до Смоленска и Ярославля, но свои прелести есть и у нее.
Между Выксой и Павлово есть Вача. А рядом - село Казаково, где создают знаменитую казаковскую филигрань. Тоже достойно внимания. Особенно условия, в которых создаются подлинные шедевры...

Кстати, под Выксой в годы войны размещался эвакуированный еврейский детский дом из Каунаса. У меня есть кое-какие данные, но их немного. Так что связи центральной России с Прибалтикой очень прослеживаются. Приезжайте в Россию в гости. Будем рады!
Vladimiras Titarenko
Литва, Вильнюс
10 сентябрь 2018 г.
Автору! Хороший рассказ, живой язык, да оно и видно – вон, сколько тут понаписано, проводится большая работа в изучении Вашего труда – можете гордиться!
С особым интересом читаю о городах за пределами Москвы, Петербурга. Мне повезло – в годы Великой державы успел посетить десятки городов … и еще запомнил Павлово-на-Оке (вроде, тогда так, командировка) – окунулся в настоящий русский быт. Замечательные добродушные люди меня покорили, был поражен красотой деревянных домов с самыми разными резными украшениями, жили мы тогда на квартире и трудно сказать - это больше было похоже на городскую или сельскую жизнь. А еще павловский говор, - сначала чуть смешило, потом уже непроизвольно сам начал окать, но когда мой коллега, плохо говоривший на русском, начал окать, конструкторский отдел завода покатывался со смеху, для меня очень приятный диалект, рад бы пообщаться. Вы там рядом, вдруг напишите и об этом городе. А так, жду Ваших дальнейших рассказов, (Смоленск Ярославль Выкса…) возможно, расскажите о каком-нибудь селе, деревне – к сожалению, в наших соцсетях о российской глубинке однобоко.. .
Спасибо!
9 сентябрь 2018 г.
Разобиженный мой "шутник"!

Позвольте мне самому решать, от чего держаться подальше, а от чего нет. Как у Вас есть право публиковаться, так и у меня есть право комментировать. И мне совершенно неважно, будете Вы отвечать на мои комментарии или нет и какую еще часть моего тела посоветуете мне беречь, переходя на вполне адресное хамство с претензией на утонченность.

Мама всё правильно Вам говорила. Молчание - действительно золото, поэтому напрасно Вы начали перепалку с поучениями, не проштудировав хотя бы мат.часть по обсуждаемому вопросу. Теперь, как я погляжу, Вы даже якобы не помните, с чего всё началось. Тогда напомню: я имел неосторожность заметить, что 7 недель Батый ждал подхода двух войск (с марта по май, в сезон весенней распутицы), а затем согласно отдельным источникам город был взят за 3 дня (вот где подтвержденное мною противоречие). По непонятной причине Вас это оскорбило, создало иллюзию недостаточно героической обороны Козельска (как будто 3 дня героического сражения с превосходящими силами противника - это мало) и т.д. Словом, сами придумали, сами оскорбились, сами с собой успешно поспорили и сами себя торжественно поздравили.

И не надо, пожалуйста, делать вид, что угроза "попортить интерфейс" была не в мой адрес. Споря с конкретным МОИМ постом Вы мгновенно включили агрессивное негодование, усилив его странными фантазиями про Вторую Мировую и т.д. и перейдя на обращение в третьем лице.

Вы очень забавно подменяете тезисы.
1) Вам аргументированно говорят, что НЕКТО по Вашей ссылке приводит лишь выборочные источники и притом их перевирает, а Вы начинаете вздыхать про огульно охаянных мною предвзятых козельских краеведов. Никто их не охаивал, мнение краеведов как раз сильно отличается от Вашего. Я всего лишь говорил, что Вы наспех нашли какую-то ерунду, сляпанную впопыхах на уровне школьного реферата, и выдаете ее за официальную позицию историков-краеведов. При этом НИ ОДИН контраргумент Вы опровергнуть не можете.

2) Это где ж Вы вычитали, что я назвал Невского (которого, кстати, вспомнили Вы) трусом? Я, как и Вы, понятия не имею, что двигало им, когда он избрал путь сближения с Ордой и расправы с братом - тем не менее это не мешает просто озвучить документально засвидетельствованные факты без их интерпретации. Именно этим, а не пропагандой, историки вообще-то и должны заниматься.

Еще раз перечитал Вашу "шутку" про Коломну - шутки не вижу. Вижу, что называющий себя историком человек, чувствительный к событиям Батыева нашествия, собрался в Коломну, "раз уж речь о пастиле" - и всё. Теперь мне ясно, что Кюльхан погиб у стен Коломны, видимо, не в кровопролитном бою (на секундочку, крупнейшем сражении в походе Батыя), а подавившись пастилой. А вместе с ним и Роман Ингваревич, и дружина. А на Девичьем поле, видимо, татары не несчастных девушек жгли, а маршмэллоу над костром запекали? Что Дмитрий Донской, видимо, впоследствии там рать пастилой откармливал. И Василий Темный с Болотниковым за пастилой туда, видимо, наведывались? Или Марина Мнишек пастилками горе по повешенному у Серпуховских ворот крошке-сыну в башне заедала, представляя, как его тельце часами дергается в не затянувшейся петле? Ха-ха, да?

Заранее прошу прощения, но пастильную брехню про Коломну уж точно без внимания не оставлю, чтобы толпы "не очень хорошо учивших историю" не помогали местным дельцам продолжать разрушение культурно-исторического наследия моего родного города, популяризируя фальшивый лубок и давая возможность самоутверждаться на этом околовсяческим "историкам", не привыкшим отвечать за свои слова.

Всего и Вам наилучшего.
7 сентябрь 2018 г.
О-о-ой... Ну что ты будешь делать. Даже уже и не смешно.. Говорила мне мама: молчание - золото)) Вот сразу знала, что мне за этот отзыв прилетит. Но полагала. что достанется мне от жителей Калуги за то, что не слишком позитивно отозвалась о городе. А досталось за Батыя.

Неугомонный мой собеседник! Три раза перечитала свой коммент, но так и не нашла, в каком месте я написала, что приведенный комментарий - Ваш?))) С чего Вы это взяли-то??

Как это я шутку о пастиле - а там стоял аж двойной смайлик - смогла сделать "издевательством над моей родной Коломной и ее героической историей"??

Где моя фраза "семь недель стоял хан с воинством под стенами город" противоречит приведенному:

а именно "Рассказ о войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Кипчакской степи, Булгаре, Руси, Мокше, Алании, Маджаре, Буларе и Башгирде, и завоевании [ими] тех областей"

Цитата:
"На этом переходе Бату подошел к городу Козельску и, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им"

И, главное: где проявления "странной истерики с открытыми нападками в мой адрес". Про Вас лично я упомянула один раз - там, где извинялась за эмоциональность.

И пусть я останусь со всеми присвоенными Вами мне титулами)) Право, меня это ничуть не тревожит. А за предвзятость козельских краеведов и трусость Александра Невского... Что ж. Интернет - такая штука, где каждый волен самовыражаться как может.

А сейчас - позвольте откланяться. Ни на какие Ваши дальнейшие комментарии больше я отвечать не буду. И Вас впредь попрошу держаться подальше от моих отчетов.

Всего Вам доброго!

7 сентябрь 2018 г.
И, наконец, пара тезисов по приведенному автором источнику (http://kozelsk.ru/istor/ist-spravka.pdf), с которым автор, судя по всему, безоговорочно согласен. Ловим на лжи навскидку (далее цитаты и комментарии):

1) "Все оборонявшие Козельск ратники... погибли, защищая свою веру... "
ЛОЖЬ - на веру никто не посягал.
Батый и татаро-монголы НИКОГДА не пытались обратить русичей в какую-либо иную веру. Напротив, в годы татаро-монгольского ига с подачи Орды на Руси как раз укреплялись позиции православия.

2) "у стен Козельска татары потеряли 4000 своих воинов, а также трёх командиров туменов, которых летописи именуют «сыны», т.е. потомки Чингизхана. "
ЛОЖЬ.
Единственный чингизид, погибший на территории Руси в 1237-1238гг - это Кюльхан. Погиб в битве за Коломну.
Далее по фрагментам летописей, приведенных по ссылке, видно, что речь шла всего лишь о неких сыновьях темников, но не о потомках Чингиза!
Если я не прав, приведите имена прямых потомков Чингизхана (дети, внуки) в битве за Козельск.

Отдельно обращаю внимание, что по ссылке в источниках не указана Галицко-волынская летопись, зато приведен ее вольный пересказ Карамзиным, что указывает на незнание первичных документальных источников автором текста по ссылке.

Далее текст можно не анализировать. Ляпов, очевидных для любого историка, уже достаточно.

Резюмирую: идея впопыхах отыскивать в гугле аргументы - не лучшая, т.к. источники могут оказаться ненадежными и содержать массу ляпов. Зачем так подставляться?
Уважаемые читатели темы!

Для всех, кто оказался свидетелями не совсем этичной попытки автора приписать мне непонятно чей комментарий и агрессивно его оспорить, а также последовавшей (после приведенных мною источников) странной истерики с открытыми нападками в мой адрес, от меня личные извинения и тоже кое-какие данные. В моем случае действительно документальные, а не компиляции и не ссылки "на деревню дедушке".

1. РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext2.html

Цитата:
"На этом переходе Бату подошел к городу Козельску и, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им. Потом прибыли Кадан и Бури и ВЗЯЛИ ЕГО В ТРИ ДНЯ."

Тезисы о пожаре и разрушении Козельска мною не формулировались, хотя в этом же источнике можно найти следующий требующий проверки текст (сразу далее): "Тогда они расположились В ДОМАХ и отдохнули."

2. Галицко-волынская летопись.

Цитата:
"Козляне на ножах резались с ними. Они решили выйти на татарские полки, и, выйдя из города, РАЗБИЛИ ПОРОКИ ИХ, и, напав на полки татарские, перебили четыре тысячи татар, но и сами были перебиты." (здесь "пороки" - осадные машины)

Как видите, мои слова В ТОЧНОСТИ соответствуют названным мною документальным источникам, и приписывание мне ИНЫХ странных тезисов не только неэтично, но и свидетельствует о НЕЗНАНИИ автором этих источников, т.к. вместо них автор спроецировал мои тезисы на некие неназванные "осовремененные версии".

Еще раз обращаю внимание, что автор некорректно выделяет Батыя титулом "хан" применительно к любой трактовке этого титула. В случае если речь о правителе монгольской империи, таковым был не Батый, а Угэдэй. Если же рассматривать правителя монгольской империи как "хана ханов" и, следовательно, считать ханами любых чингизидов в ранге вождя, военачальника либо правителя (соправителя) улуса, то таковых под Козельском было несколько.

Отдельно обращаю внимание, что в списке источников по предоставленной автором ссылке (http://kozelsk.ru/istor/ist-spravka.pdf) отсутствует сборник летописей Рашида ад-Дина (изданы Академией Наук СССР). Его намеренное изъятие из списка указывает на ПРЕДВЗЯТО ВЫБОРОЧНЫЙ характер списка источников, что не соответствует методологии исторической науки.

Считаю издевательством над моей родной Коломной и ее героической историей (в т.ч. во время нашествия Батыя) демонстративное акцентирование автора на пастиле - новомодной фальшивке, не имеющей к истории города никакого отношения. Популяризация фейков - удел Бушковых, Фоменко и прочих лжеисториков, а отсутствие внимания к реальной истории - плевок в память Коломны.

В связи с этим считаю возмутительной любую попытку автора перевести беседу в плоскость ad personum, и вдвойне возмутительной обращение автора к тем, кто "не очень хорошо учил историю", т.к. "не очень хорошее" знание истории исходя из сказанного выше демонстрирует автор.

P.S.
Тем не менее, мне все-таки хотелось бы верить, что автор просто невнимательно прочитал мои комментарии, потому и приписал мне странные и одновременно оскорбившие его тезисы. Однако выбранные автором тон и система аргументации поступательно эту веру разрушают.
7 сентябрь 2018 г.
Уважаемые мои читатели! Для всех, кто оказался свидетелем не совсем этичной перепалки: от меня личные извинения и кое-какие данные.

Комментарий, за который мне очень хотелось поговорить с автором, выглядел так: "Козельск был взят за 3 дня. Злым был назван потому, что Батый туда пришел по совершенно другому делу (Спросить с князя тех земель про косячек в одной из битв), но был атакован Козельской дружиной, хотя к самому Козельску и его жителям претензий не имел и город ему нахрен был не нужен по причине удаления от всех торговых путей. А так долго осада была по причине ожидания того самого князя. Город был спокойно сдан самими жителями после того, как козельская дружина в полном составе была расфигачена за пределами городских стен, куда вылетела по собственной дури (или по настойчивому желанию жителей города). Город никто не жег и никого там в глобальных масштабах не убивали. Ну разве что пару десятков человек, но по делу".

Полагаю, желание мое имело основание.

А это - мнение самых козельчан. Со всем цитатами из летописей: http://kozelsk.ru/istor/ist-spravka.pdf

За более подробными справками рекомендую обратиться сюда: http://www.kokm.ru/ru/branches/kozelsk

Кажется, по этому вопросу - все.

И про 7 недель, и про их отсутствие.
Для Любознательная Леди:
О, нет, увольте, сударыня!))) Дискуссия на историческую тему хороша, когда она подкреплена реальными источниками, архивными документами с номерами листов, описей и фондов. На серьезных фундаментальных исследованиях с уважаемыми рецензентами. Вот тогда это аргумент. А "прокопенковщины" мне в реале хватает, тратить на нее время здесь просто не хочется. Кстати, бусинка с улуса Джучи до сих пор хранится у меня как талисман)).
Для platok:
Вы правы, город очень интересен с архитектурной точки зрения, и успехов вашим журналистам. Не по наслышке знаю, как тяжела эта война. Видели здание со следами типа ремонта по вот этому роскошному кирпичному узору. Не знаю уж, чего хотели добиться, но дом выглядит скорбно.
Вообще, у меня сложилось впечатление. что денег в Калуге много, но на ОКН, как всегда, их не хватает. В Нижнем после чемпионата, средь всеобщего блеска и лоска, печально стоят облупленные "Ленинка" и Дворец труда. они - федеральные ОКН, их не взялись приводить в порядок. очень хлопотная процедура. А дома советской эпохи, сколь угодно красивые, вовсе ничего не защищены.
У нас в городе срезали мозаику, чтобы утеплить фасад здания. Мы ничего не смогли сделать.
platok
Россия, Обнинск
6 сентябрь 2018 г.
Дааа… «собственное, оригинальное и интересное лицо»Калуга постепенно теряет(( всё потихоньку рассыпается(( А ведь в городе масса домов с историей. Кое-где сохранились ещё отдельные интересные элементы отделки окон, дверей... знаю, что есть журналисты, бьющиеся в двери руководства области по этому поводу, а губернатор заявлял о мечте «включить Калугу в Золотое кольцо»
6 сентябрь 2018 г.
Для Кошка-путешественница:
"Ой, да флаг Вам в руки)) Развивать дискуссию о русской истории на туристическому сайте, да еще с человеком, который не слишком следит за речью - это не для меня. Будьте здоровы! И берегите печень!"
---
Ой, да и Вам барабан на шею. ))

Действительно странная затея дискутировать о русской истории на тур.портале с человеком, который сначала объявил себя историком и даже акцентированно снизошел до "не очень хорошо учивших в школе историю", а потом собрался ехать в Коломну ради пастилы, в диалоге понес какую-то чушь про победу во Второй Мировой, перемежающуюся с нападками в адрес собеседника и наконец, еще и обвинил собеседника в недостаточном слежении за речью.

Вот честно: в который раз зарекаюсь спорить со стереотипными школьными педагогами (которые, как известно, в диалоге не слушают точку зрения собеседника, а ждут "правильный" ответ). Ну считает "историк", что монгольским ханом в 1238 году был Батый - пускай. Угэдэю уже всё равно, а что Улус Джучи тогда даже автономии не имел - кому какое дело! У нас ведь Рашид ад-Дин и Галицко-волынская летопись, оказывается, это "осовремененные версии", за них надо кому-то "интерфейс портить" (следя при этом за речью, конечно). То ли дело какой-нибудь идейно верный школьный учебник, выпущенный под крылом "историков" Мединского с Васильевой. Такой, чтоб Ледовое побоище до уровня Грюнвальдской битвы раздуть. Чтоб о Раковорской битве - ни-ни, а то не дай бог ученики подвох почуют. Чтоб о том, как Невский за ярлыком на княжение и военной помощью против родного брата к врагам-супостатам ездил и татар трусливо в Новгород привел - тоже ни слова. Чтоб побоище Ледовое - эпично по Эйзенштейну! И о Коломне чтоб ни слова - только про пастилу! А для крупных битв с татарами вполне и Козельска хватит! Там же Батый 7 недель стоял (а сколько Аттила под Лютецией-Парижем стоял - и подумать страшно, вот где сеча великая была, наверное).

Детей вот только жалко. Они ведь доверчиво слушают всё это и "хорошо учат", а носа за пределы учебника не высовывают. И вместо разбора причин и следствий с опорой на документы учат кашу из прилизанных пропагандой фактов. Хотя, казалось бы, загляни они хотя бы в ПВЛ (еще одна "осовремененная" версия от Нестора) - и пришлось бы их учителю от массы неудобных вопросов прятаться.

Ладно, будьте и Вы здоровы! И тоже берегите печень, вдруг в еще каком диалоге за неимением аргументом желчь потребуется. ))
Для Кошка-путешественница:
А мне кажется, дискуссия двух образованных людей, владеющих родным языком и обладающих чувством юмора, служит прекрасной иллюстрацией к хорошо написанному рассказу.
Даже при выраженных разногласиях...
Для Аlex:
"Прошу простить и меня за излишнюю эмоциональность, но я различаю историю и байки, будь то хоть фоменковщина, хоть сказки про пастилу"

Для Кошка-путешественница:
При чем тут чувство юмора? Не было никогда в Коломне самой-пресамой пастилы, это фальшивка-новодел.

А насчет козельской "чистки интерфейса" попробуйте для начала вызвать дух Рашида ад-Дина, если это имя Вам что-то говорит, и выяснить у него, как ему удалось обмануть советскую Академию Наук, что издала сборники его летописей. А потом смело чистьте ему интерфейс, что бы эта фраза ни значила.

Для историка Вы очень невнимательно читаете. Я не отрицал ни семинедельную осаду Козельска, ни его героическую оборону, ни значимость этой битвы, поэтому гневная отповедь была явно не по адресу. Другое дело, что напомнил Вам немного об основах источниковедения и о недопустимости поверхностно-пафосных суждений а-ля Мединский.

Дружина Козельска - храбрые воины, чья отчаянная вылазка привела к уничтожению осадных машин Батыя (см. Галицко-волынскую летопись) и обрекла его на переход к той самой осаде в ожидании подкрепления. И ожидание это было тем больнее и унизительнее для Батыя, что ему пришлось ждать помощи от одного из кровных врагов. Источники летописные с цитатами привести, чтобы меня более не обвиняли в доверии к некой новой псевдоисторической литературе?

Прошу простить и меня за излишнюю эмоциональность, но я различаю историю и байки, будь то хоть фоменковщина, хоть сказки про пастилу.
Для Любознательная Леди:
Не, до загранника дело дойдет не скоро)) А контрасты - увы, Вы правы. Порой очень цепляет. Причем, не богатство культовых сооружений (хотя и тут не все однозначно), а бессмысленная роскошь пустых торговых площадей по соседству с облупившимися ОКН. Это много где..

Спасибо Вам за теплый отзыв!
Для Аlex:
"Прошу прощения, но если Вы с мужем действительно историки, то идея ехать в Коломну ради этого нео-лубка и фальшивки - это выше моего понимания. "

Странное у Вас чувство юмора. Ну да ладно.
4 сентябрь 2018 г.
Для Аlex: "считаю необходимым заметить, что перед штурмом Батый ожидал подхода двух войск, и распутица по весне сильно мешала их воссоединению"

мне доводилось читать массу осовремененных версий осады Козельска. Есть среди них и такие, после которых очень хочется лично встретиться с автором и слегка попортить ему интерфейс. Возможно, в чьих-то душах поселится покой, если они будут знать, что Козельск не отстаивал свободу до последнего жителя, что Александр Невский был правой рукой монгольского хана, и что в Великой Отечественной выиграли американцы, и первый спутник запустили они же. Но это не по мне.
Преклоняюсь перед подвигом Торжка. Перед храбростью русских князей и простых ратников-ополченцев. И никогда не забуду, как смотрели ученики на карту страны, когда я говорила им: "И тогда на пути хана Батыя встал маленький городок Козельск"... Жители этого города гордятся своей историей. И они правы.
Простите за, возможно, излишнюю эмоциональность, но тенденция последнего времени "этого не было!" мне сильно не по душе. Я считала нужным рассказать своим читателям о семи неделях стояния Батыя перед городом - я это сделала. И не считаю себя неправой.
4 сентябрь 2018 г.
"Для тех, кто не очень хорошо учил историю: семь недель стоял хан с воинством под стенами города."
---
Не претендую на очень хорошее знание истории, но при всем уважении к мужественной обороне Козельска считаю необходимым заметить, что перед штурмом Батый ожидал подхода двух войск, и распутица по весне сильно мешала их воссоединению. Атаковать в одиночку он не решался, т.к. был обессилен предыдущими битвами и потерял часть командиров (того же Кюльхана под Коломной, например).

А вот время, затраченное на штурм Козельска, историки оценивают неоднозначно. Согласно арабским источникам речь идет о трех днях (сравните со штурмом того же Торжка).
3 сентябрь 2018 г.
"Ну и в Коломну, раз речь о пастиле))"
---

На одной чаше весов 840 с лишним лет богатейшей истории города и все его объекты и артефакты, на другой - красочные лживые байки в лучших традициях Задорнова или Фоменко, слегка подслащенные ягодным пюре.
3 сентябрь 2018 г.
Вах, красиво написано!

Вначале со всем соглашалась. Потом слегка напряглась - уж очень описанное и запечатленное Вами благолепие контрастирует с малодуховными, а потому, видно, ветшающими городскими строениями. Но вскоре отпустило - и среди соборов есть живущие одной, небогатой, жизнью с народом...

Вывески повеселили. Захоронения заставили взгрустнуть. Парк порадовал и обнадежил...

А загранпаспорт все-таки нужен. Все познается в сравнении.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.