Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Слишком много в 56 РАЭ было в первый раз. Начнём с того, что я поехал в Антарктиду в первый раз, но это реальность и никуда от неё не денешься. Но вот, что природа нам заготавливала в «первые разы» , жизнь от этого легче на становилась.
Первый раз за последние 24 года паковые льды не отошли от барьера. Точнее сказать, граница припая находилась очень далеко от берега. Это означало, что не будет возможности перевезти топливо. « Фёдоров» принял единственное правильное решение-судно пошло к барьеру индусов. Расстояние от нашего барьера было не шибко далёкое и относительно короткое расстояние было от стоянки «Фёдорова» до барьера. Но оно всё таки было, расстояние, и отход судна на "Беллинсгаузен" задержался на 2 дня.Необходимо было выгрузить топливо.
Мы, как и в прошлый раз, наши сменщики, менялись на станции вертолётом. Прилетели доктора, тоже первый раз. Времени было мало на пересменку, поэтому написал подробный отчёт на передачу дел. Впоследствии доктор хирург сильно меня за это благодарил. Писал, что очень помогло в работе и становлению на станции.
На « Беллинсгаузен» мы вышли 28 марта. Особых переживаний на тот момент не было. Ну, опоздали на два дня и что. Сейчас придём на станцию, быстренько отдадим топливо и на всех парах помчимся в страну грёз Остапа Бендера. За бортом мелькал забытый за год пейзаж.
Подошли к станции «Беллинсгаузен».
И опять в первый раз. В первый раз за последние 12 лет в бухту около станции набился лёд. И нет возможности судну подойти к берегу и закинуть шланги, чтобы перекачать топливо в цистерны. Эту проблему решали неделю. Ждали, что может быть, лёд выдует из бухты. Не выдуло! Наконец было принято решение подойти, насколько можно ближе и вертолётом перевезти шланг на берег.
Сие мероприятие увенчалось успехом, и мы рванули в Рио.
Но время уже было потеряно, и на самолёт я не успевал. Пришлось срочно списываться с Кондором.
В радиорубке на «Фёдорове» была у радистов такая услуга. Пишешь текст и электронный адрес, даёшь радисту 1$ и он отправляет твоё послание. Таким образом, я списался с Кондором и попросил их перенести мой рейс на более поздний срок. В ответ получил письмо, что билет покупал по акции, которая заканчивалась 30 апреля и с 1-го мая стоимость билета возрастала вдвое. Пришлось отказаться от билета. Забегая вперёд, скажу, что из всей суммы мне вернулся только налог в размере 50 $. Несмотря на то, что сдавал билет заранее. Вот она засада покупки билетов через интернет у иностранных компаний.
На удивление, гладко прошли через, кошмар всех мореходов, пролив Дрейка. Просвистели, только пыль позади осталась. Судовые удивлялись-в первый раз.
В 1993 году, когда первый раз пошёл судовым врачом на транспортном рефрижераторе « Память Ильича», после Новой Зеландии должны были идти в Клайпеду. Везли сухое молоко и масло « Ancor» . Штурмана прокладывали путь в обход Южной Америки, именно через пролив Дрейка. Как-то вечером сидели в каюте второго штурмана. Частенько собирались у него на посиделках. Старпом, весёлый мужик, с адекватным чувством юмора, мой тёзка рассказывал историю. « В старые времена,-говорил он- когда мореходы проходили Дрейком из Тихого Океана в Атлантику, оставляли материк по левой стороне. И вешали серьгу в левое ухо. Если шли из Атлантики в Тихий, после прохождения, вешали серьгу в правое ухо. Тот, кто проходил Дрейком трижды имел право в кабаке класть ноги на стол». В то время, в 1993-ем, наивности у меня было не занимать.Тем более я шёл в рейс с настоящими морскими волками. « А где сейчас можно положить ноги на стол?» -прозвучал мой вопрос Старпом оживился: « А вот придёшь, Док, к себе в Апатиты, и там у себя в больнице- хрясь ножищи на столе!» Нам тогда повезло, судовладелец оплатил прохождение Панамского канала, и не пришлось прокалывать себе ухо
«Фёдоров» пересёк Дрейк. На календаре было 27 апреля 2012-го года. Помните, в самом первом рассказе просил запомнить дату. Прошло ровно полтора года, как я покинул отчий дом. Поэтому не было никакого желания ещё месяц бултыхаться на судне.
В своих стремлениях я был не один. С Рио, кроме меня, собирались улететь радист, сисадмин, вот точно помню, что геофизик с кем-то, а вот с кем забыл. Кроме того, две женщины сезонницы, научные работники, тоже настропалили лыжи на самолёт. Вдобавок ко всему, с нами увязался ещё один научный работник, молодой парень, в очках как у Джона Леннона, вылитый ботаник.
У одной из женщин, муж ходил в море и частенько летал по паспорту моряка к месту стоянки судна. Билеты он покупал в компании Jettravel-fly, специализирующейся на чартерных рейсах. Но для этого требовалась судовая роль. Паспорта моряков были у всех, а вот судовой роли и том, что мы летим на судно и к нему приписаны, разумеется, не было. Женщины решили рискнуть и купили билеты в этой компании по паспорту моряка. Это было значительно дешевле. По своему опыту знаю, что все мои мелкие авантюры с законом, ни к чему хорошему не приводили. В этом отношении всегда не везло. Не то чтобы , как в том анекдоте, или свистка не достанется или акула глухая попадётся, но рисковать без надобности не люблю. На стойке регистрации, узрев минимальную цену на билет, могли попросить предъявить судовую роль, и в случае её отсутствия неизвестно чем бы всё могло закончиться. Хорошо, если заставят заплатить разницу по билету, но могли и не пустить на рейс. Поэтому все остальные купили авиабилеты за полную стоимость. Надо сказать, что она не сильно отличалась от моих первоначальных билетов по акции от Кондора. Ботаник тоже внёс ощутимую лепту в наше мероприятие. В Рио жил его хороший товарищ и тот нашёл нам дешёвую гостиницу в центре города. Как сейчас помню, гостиница называлась «Формула 1»
2-го мая мы встали на внешний рейд Рио-де-Женейро. Судно не становилось к причалу по причине недавно прошедшей в Бразилии эпидемии геморрагической лихорадки. Но полярников катерами возили на берег на 3-4 часа погулять по магазинам и назад. Мы с нетерпением ждали паспортов с визами, которые забрал утром агент. Уже зашло солнце и нам наконец-то привезли паспорта.
Геофизик с сотоварищем решили остановиться в комфорте - забронировали гостиницу с видом на пляж Копакабана, у нас четверых-меня радиста, сисадмина и ботаника был более экономичный вариант. Где останавливались женщины, сказать не могу. Единственное, что мы все вместе вылетали в ночь с 3 на 4-ое мая через Франкфурт-на-Майне в Питер. Сисадмин с клоном Леннона летели через Париж, 3-го вечером.
Очень поздно мы наконец-то высадились на причале города белых штанов и карнавалов. Первый возглас раздался от сисадмина: « Мужики, смотрите! ДЕРЕВО!!!» Это было , действительно, необычно. Столько времени мы не видели зелёной природы. Поймали такси, доехали до гостиницы, кинули по номерам сумки и решили пойти погулять. Кстати, чтобы определить возраст, пол и социальный уровень человека,в анкете можно задать только один вопрос:«Что для вас означает выражение «Пойти погулять?
Время было одиннадцатый вечера, на улице ни души. Прогулялись. Дошли до кафе со столиками на свежем воздухе. Около кафе дежурили 4 полицейских машины. Взяли бутылку бразильской водки кашаса, закусить. Сидели, наслаждались первыми минутами настоящей свободы. Вот ей Богу, 1, 5 года то ли вольного поселения, то ли армейской службы. Первое , всё-таки, вернее. К часу ночи полисмены разъехались. Мы с аксакалом радистом, человеком уже не молодым, чуть младше Фёдоровича, решили вернуться домой. Наша молодёжь требовала продолжения банкета. Хозяин барин и кто предупреждён, тот вооружён. Поэтому пожелали им вернуться живыми и здоровыми, никуда не вляпаться и, решив не рисковать, уехали на такси в гостиницу.
В 7 часов утра с початой бутылкой Бакарди нарисовалась наша молодёжь. Пьяные и довольные. Тусили по ночному Рио, узнали много ценной информации -где можно купить траву и кокаин, где проститутки дешевле, а где дороже. Встал вопрос, что делать с вещами, так как к 12 часам надо было освободить номер. Ботаник предлагал переместить вещи в камеру хранения и гулять до самолёта. Я однозначно был против. Уезжать всегда надо не с улицы, а с апартаментов. Всегда есть крыша над головой, можно до самолёта отдохнуть, да и мало ли что может случиться за целый день. Пробьёт понос, например, и будешь сидеть часами в каком-нибудь кафе, с удобствами в непосредственной близости. Договорились, что мы с радистом продляем номер ещё на сутки, а они, если хотят дальше гулять, пусть приносят нам свои вещи сейчас и до 12-ти часов высыпаются. А дальше, если мы с радистом захотим тоже уйти, то к 16-ти часам встречаемся у нас, чтобы могли забрать вещи и поехать в аэропорт. На том и порешили.
Подремав ещё пару часов, выбрались в город. У радиста в городе было дело. Ещё, будучи на станции списался с батюшкой православного храма в Рио. И очень хотел с ним встретиться. После храма отправились к статуе Христа. Впечатляет, но очень много людей и все стараются сделать фото, разведя руки в стороны на фоне Христа. На гору Сахарная Голова решили не забираться, сфотографировался на её фоне.
Вернулись в гостиницу, проводили наших друзей на самолёт и решили перекусить. Ещё в 2001 году, работая на судне матросом-доктором, мы заходили в Бразилию. Тогда распробовал местное пиво, которое называлось Антарктика. На этикетке был изображен пингвин на льдине. Самое интересное, что наше Кольское пиво, продукции Кольского пивоваренного завода, которое в советское время хвалили даже западные немцы, носило второе название Арктика. Я радисту о нём прожужжал все уши. Вышли из гостиницы и рядом наткнулись на небольшое кафе. Там и продавалось это пиво. Радист попробовал и купил ещё две бутылки в Питер, понравилось. В этом кафе с нами произошёл необычный случай.
После выпитого пива, идти уже куда-то не хотелось, и решили тут пообедать . Взяли мясо, салаты и я обратил внимание, что не хватает хлеба. Это сейчас могу, много какие продукты есть без хлеба, а тогда нет и особенно мясо. Обратился к повару, который одновременно и стоял у кассы, дать мне хлеба. Говорил на английском. В Бразилии, как все, наверное, знают язык португальский. Меня не поняли. Обвёл глазами зал, люди были старшего поколения, все пожимали плечами. В конце концов, повар просветлел лицом и сказал ОК! Я вздохнул с облегчением и приготовился ждать. Минуты через три он принёс мне омлет. Bread, a piece of bread- кусок хлеба, умолял я. Наконец, взял повара за руку, и мы вышли на улицу. По тротуару шёл поток людей, и мы возвышались над людьми на ступеньках. Does anyone speak English?-несколько раз громко повторил в толпу. Люди проходили мимо и о, чудо! остановился один мужчина. Я попросил его перевести, что мне нужен хлеб. Мужчина выдал португальскую речь, повар хлопнул себя по лбу, мы вернулись в кафе и через минуту я наслаждался хрустящим белым хлебом.
После обеда немного погуляли по городу, затем вернулись в гостиницу и пару часов поспали до такси в аэропорт. И правильно сделали.
Меня всегда удивляет такой момент. Как авиакомпании умудряются при идентичных бортах размещать разное количество посадочных мест. Возьмём, к примеру, Emirates. В « трёх семёрках» есть и первый класс, и бизнес класс, но и в экономе ты чувствуешь себя комфортно. Расстояние между креслами заслуживает уважения. Не помню, что был за борт, но «Люфтганза» знатно постаралась засунуть каждого пассажира на 13-ти часовой полёт как сельдей в банку.
В аэропорту Рио, на регистрации, наши дамы предъявили паспорта моряков и благополучно получили посадочные талоны. Порадовался за них, но однозначно думаю, что меня такие авантюры всегда обходят стороной. Поэтому , лучше уж буду законопослушным гражданином. Геофизик с товарищем затаривались алкоголем в Дьюти Фри .
По прилёту во Франкфурт, в транзитной зоне, неопределённого возраста, мужеподобная работница аэропорта ( собственно, как и стюардессы) , после прохождения моего рюкзака через рентген, выложила зубную пасту объёмом 250 мл и подарок жены, зажигалку Zippo, что служила мне верой и правдой всю зимовку. Это нельзя, объяснила мне она. С пастой я готов был распрощаться, но с зажигалкой увольте. Попросил пригласить старшего. Пока ждал, наблюдал, как у наших товарищей бутылки с Дюьти Фри опускают в урну. Не положено больше 100 мл на борт. Но мы же с самолёта и находимся в транзитной зоне. Нет и всё. Вот будет праздник у немцев после смены!
Дождался старшего, спросил, что за проблема, ведь, с Рио вылетел спокойно. В ответ услышал, что тут еврозона и другие законы. Минут пять мы с ним препирались, я не мог взять в толк, почему обычные газовые зажигалки можно, а Зиппо нет. Подошёл второй служащий аэропорта, первый объяснил ему ситуацию. Второй отрицательно покачал головой: Nein! В зажигалке бензин и поэтому нельзя. Я предложил вытащить кремень, нет, не прокатит. В результате, мне предложили положить зажигалку в камеру хранения, и если когда-нибудь буду во Франкфурте, то могу её в любое время забрать. Вспомнив все английские слова, ответил блюстителям порядка, что я к ним, с таким отношением никогда больше не приеду, повернулся и пошёл. Один из них пытался меня окликнуть, махнул рукой, не оглядываясь, в горле встал комок. Тяжело далась зимовка.
Уже сейчас, летая на Сахалин, когда работал до платформы на берегу, постоянно с собой возил очередную Зиппо. Дело в том, что на проекте запрещены газовые зажигалки, а вот бензиновые, по типу Зиппо, пожалуйста. Года через два полётов, в Шарике, заинтересовались моей зажигалкой. Пришлось предъявить к осмотру. Рабочая? Да, конечно. Абсолютно спокойно, даже где-то вздохнув, мне предложили вытащить вату и всего-то делов. Ну ладно, я не совсем понимал тогда, как разрешить ситуацию, мне даже и в голову не приходило, но немцы должны были знать, что такой вариант возможен.
Коротая время до отлёта в Питер, сели в баре аэропорта попить пиво. Мне понравилась пивная кружка. Дело в том, что я коллекционирую пивные кружки, но, как правило, кружки или получают в подарок или их элементарно прут из баров, но платить за них последнее дело для коллекционеров. Но тут, начиная с транзитного зала, слишком уж всё было строго и решил не рисковать. На столе стояло куча кружек, и обратился к официантке с вопросом, могу ли я купить кружку. « Impossible», - ответила она. «Может быть, спросите у старшего?»- не унимался я. Официантка удалилась и вернулась через минуту . Possible, 5 euro.
В Санкт-Петербурге меня встречала моя жена, мой Галчонок,мой Птенец. Оставалось уладить кое-какие формальности. Надо было заехать в институт, отдать документы со станции в медотдел, уволиться, забрать трудовую книжку, а так же справку о полярках. Кроме того, будучи на станции, списывался с руководством моей предыдущей работы в ISOS. Было огромное желание снова вернуться на работу вахтой. В ISOS попросили взять рекомендации с последнего места работы. Я до сих пор храню этот дорогой мне документ. Забегая вперёд, скажу, что с московской ISOS у меня не получилось, а вот на Сахалин я его отправил.
Впереди начинался новый период жизни. Тот , который ПОСЛЕ. В Апатитах нас ждала отремонтированная за год квартира, ремонтом которой занималась Галчонок. Моя работа на пятом континенте принесла плоды в виде уютного гнезда, куда каждый раз хочется возвращаться вновь и вновь до сих пор. Впереди было наше венчание и моя работа на Сахалине. Жизнь постепенно возвращалась в своё русло.
Как говорят бывалые полярники, в Антарктиду едут или 2 раза в жизни или на всю оставшуюся жизнь. Я не собирался посвящать всю жизнь Антарктиде, но , к сожалению, и второго раза, видимо, уже не будет никогда.
В кают-компании на станции Новолазаревская, на стене, расположены фотографии предыдущих экспедиций. С чёрно-белых фотографий первых САЭ смотрят те, кто стоял у истоков освоения пятого континента. Этим фотографиям уже 50 лет. Дальше фотографии стали уже цветными. Вот и это фото будет висеть вместе со всеми. Не стал я обозначать фамилии полярников, что фигурировали в тексте, кроме тех персонажей, что вы знаете по фамилии и имени.И после неё уже точно прикрепили уже 6 фотографий, именно столько экспедиций прошло после нашей 56-ой РАЭ,
Пройдёт 50 лет, может 70, а может и 100 и возможно кто-нибудь из моих внуков или правнуков отправиться за меня второй раз в этот суровый и изумительный край. И увидит своего предка на фотографии и будет гордиться, а мне будет приятно там, за той чертой.
А сейчас я очень рад , что вписал своё имя в летопись освоения Антарктиды и помог мне в этом Его Величество Случай.
Конец.
Светлая память.
P.S. Валерий еще весной что-то знал. Писал в личку, приглашал приехать и встретиться - говорил, что потом, может, больше уже не получится. Увы, тогда работа не отпустила. Так и не свиделись.
Оля, держи в курсе.
Не верится, что такой светлый и талантливый человек ушел из жизни...
Не могу не поделиться с вами известием, которое повергло меня в шок.
17 августа не стало Валеры Трефилова, который неожиданно ворвался в наш туристический мир с рассказами об Антарктиде и сразу стал звездой.
Пока нет никаких подробностей, кроме того, что он был на вахте, и 25 должен был возвращаться домой.
Мне об этом в пятницу сообщила жена Валеры, Галя. Приношу свои соболезнования Галине, и думаю, что все вы присоединитесь ко мне...
Спасибо!
Матрос-доктор это не столько интересно, сколько вынужденная мера, в период хронического отсутствия заработной платы в больнице, идти работать в море.
Матрос-доктор - это интересно :) Фотографии замечательные.
И , конечно же, я не могу не ответить Вам, чьим творчеством, по истине ,восторгаюсь. ТАК писать, строить фразы и такой слог может быть только у настоящего мастера. Завидую белой завистью, я так не умею.
Большое спасибо! Хочется верить, что ещё много будет путешественников на туризме , кто захочет почитать.
Уходить совсем не собираюсь, а вот, с привлекательными эпизодами, на данный момент , не задалось.Но надеюсь, что Случай подкинет мне какую-нибудь авантюру, с которой буду очень рад со всеми поделиться.
И ещё раз спасибо!
Ольга, ну значит , как всегда на том же месте:)))
Леди, с удовольствием примем Вас в нашу скромную компанию. Но для этого придётся переместиться с Северной Пальмиры в Первопрестольную:))
Анна, вот такие они шустрые наши девушки:)))
Благодарю сердечно!
Вы абсолютно точно процитировали Харуки Мураками :"Однажды шторм закончится, и ты не вспомнишь, как его пережил. Ты даже не будешь уверен в том, закончился ли он на самом деле. Но одна вещь бесспорна: когда ты выйдешь из шторма, ты никогда снова не станешь тем человеком, который вошёл в него. Потому что в этом и был весь его смысл"
Грущу вместе с Вами:((
О! ДА! тема, конечно, любимая:)
В данной ситуации назад бутылки было не отнести. Для этого пришлось бы возвращаться в Рио:) Но тут всё на совести бразильцев. Надо было предупреждать ещё там.
Нет ,Леди, о Платформе, как Вы тайно мечтаете с Редактором очерка не будет. Здесь просто не о чем писать. Это как ежедневно ходишь на работу. Дом-работа, работа-дом.
И, конечно же, СПАСИБО!
Благодарствую!
Грустно-это не то слово, коллега:((( Самому жаль, что так быстро закончилось.
Мне очень жаль огорчать своих почитателей, но ближайшее творчество, в ближайшее время не предвидится.
Спасибо, крёстная:)
Оля, надумаешь примёрзнуть ко льдине, не забудь захватить изделие № 2, чтобы быть всегда с водой:)) Ну, и вискарик, конечно же .
Аналогично, тоже уже на перекладных, хотя их и немного было, ничего не беру. Дожидаюсь последнего лётного сегмента.
Немного жаль, конечно, что рассказ уже окончен. С другой стороны, Вам удалось с хирургической точностью отсечь всё лишнее, оставив написанный легким слогом целостный материал, который хочется многократно перечитывать.
Вы прекрасный рассказчик. Уверен, что найдется еще немало увлекательных эпизодов, о которых мы будем рады узнать в отдельных (вне серии) новых рассказах.
Если что, я тоже еще тот пивец...
Вы пишете: "И на любимую всеми алкогольную тему" -
- не-ет, не всеми :)) Лично у меня алкогольная тема не в приоритете, есть масса других интересных тем :))
" Впереди начинался новый период жизни. Тот , который ПОСЛЕ. ".
Вспомнились из Харуки Мураками слова о пережитом шторме и о том, как ты не вспомнишь как его пережил и закончился ли он на самом деле? Но бесспорно: Когда ты выйдешь из шторма, ты никогда снова не станешь тем человеком, который вошёл в него.
В этом и весь смысл!
(За точность не ручаюсь, так запомнила).
Прочла, как всегда, с большим интересом! Немного грустно, что цикл рассказов о 56-й РАЭ закончился.
Спасибо!!!
И на любимую всеми алкогольную тему. "наблюдал, как у наших товарищей бутылки с Дюьти Фри опускают в урну. Не положено больше 100 мл на борт. Но мы же с самолёта и находимся в транзитной зоне."
Был случай, когда мы отнесли бутылки назад в Дьютик, их приняли и деньги вернули. Вообще-то в Дьютиках проверяют посадочные талоны, нас русская продавщица в Израиле предупредила, что правила транзитной зоны не срабатывают при пересадке из Нешенгена в Шенген - мы сходили узнать, ее слова в «Люфтганза» подтвердили, хотя пересаживались в Германии мы с немецкого борта на немецкий.
Приятно и интересно было читать.
Спасибо, Валерий!
Наверное выражу тайную надежду многих Ваших почитателей - Вы нас не оставите и ещё побалуете своим творчеством!
Кстати, с Дьюи фри распространенная ситуация. Я несколько раз наблюдала подобные вещи. Покупаю только в месте последней стыковки.
Большое спасибо! Честно признаюсь и самому было жаль заканчивать. Как будто заново проживал опять этот период .
К сожалению разочаровал Вас по поводу " ещё 30-40 частей", но постарался написать , как можно больше.
Вы правы, что некоторые абзацы можно расширить до главы, но это пока автобиографический очерк.
Жаль, что эпопея так быстро закончилась, и понятно, что любой из перечисленных эпизодов можно расписать на целую главу - скажем, за словами "вертолетом перевезли шланг на берег" стоят и риск, и расчет, и опыт, но это понятно далеко не всем.
Вообще "обратная сторона романтики", как мне кажется, очень интересная тема. Вспомнилось, что кто-то заметил - американская присказка "Сделай или умри" у русских трансформировалась в "Умри, но сделай". Наверное, Антарктиду для того и придумали, чтобы проверить себя в настоящем деле. И гордиться, если проверка прошла удачно.
Спасибо, Валерий!