Отзыв написан: 4 апреля 2018 г.

В марте 2018 мы ездили на неделю в Мадрид, и из него на день в Толедо.

Madrid, Toledo 2018.

Предупреждение

Обязательным дополнением к этому сочинению являются путеводители по Мадриду и Толедо, в которых читатель найдет рассказы о достопримечательностях. Здесь же - только мой бесценный опыт. Буду рад, если что-либо Вам пригодится, вы не совершите моих ошибок и у вас останется время совершить свои собственные.

Идея

Для меня карта западной Европы – чудовище, клюющее Африку. Италия – нога. Испания – квадратная голова. Тарифа – клюв. Мадрид – глаз.

Десять лет назад мы ездили по Испании. Первый раз. Организовано. Были пару дней в Мадриде. Заезжали в Толедо. С тех пор в Испании передвигались в основном по периметру, вдоль моря. Тратить день на поездку в столицу и день назад – как-то не складывалось. И мы решили слетать в Мадрид и не привязывать его к летним испанским путешествиям.

Транспорт

Во всех прочитанных описаниях способов поездки из аэропорта Мадрида (Барахас) в центр написано: «… если не хотите стоять в пробке, езжайте на метро». Установил очень удобное приложение Madrid Subway Off-Line. Купил, как советовали, билет на 10 поездок. Все пригодились. Из аэропорта до гостинцы ехали 40 минут. Не утомительно, т.к. два раза нужно пересаживаться. Метро у них обычноевропейское. Вообще у нас подземная жизнь богаче и красивее. И это как-то обнадеживает.

Купив симку, я понаблюдал за мадридским трафиком по утрам (а прилетали и улетали мы утром). Никаких особых пробок не увидел. Назад, в аэропорт доехали мы на такси за 25 минут и 30 евро. Заказывал машину через гостиницу. Утром, на рисепшен, оплачивая завтраки, я в пол уха слушал разговор портье с господином вида университетского профессора, приехавшего на симпозиум. После оплаты господин был представлен нам как наш водитель. Я заулыбался, а сам прикидывал, что чаевые менее 10 евро «профессора» огорчат.

Мобильная связь и интернет

Симку я взял на Plaza Puerta del Sol в Vodafone. За 10 евро получил 4Гб. Это было минимальным предложением. Минимальное предложение в соседнем Orange стоило в два раза дороже. Т.к. я в Мадриде, кроме Иглесиаса и Альмодовара никого не знаю, интересовал меня только интернет. Хотя два раза я по телефону звонил и звонки прошли.

Гостиница

Жили мы в Catalonia Gran Via Hotel. Бронировал за три месяца «с возможностью отмены» за $884. Перед отъездом проверил цены, думал может «без отмены» будет дешевле. Цена «без отмены» была уже $1340. Готовь сани заранее. Бронировал я стандартный номер. При въезде нам объяснили, что стандартные номера с большой кроватью выходят в «колодец» (как я понял), а вместе составленными односпальными на Calle Caballero de Gracia (гостиница занимает два здания глубиной в квартал). Пошли смотреть на номер с «вместе составленными односпальными». Тане улица показалась узкой и номер небольшим. Попросили показать с видом на Gran Via. За него хотели на 35 евро/день больше. Когда я заказывал гостиницу, он был на 18 евро дороже. Вернулись. Таня сказала, что номер нравится, но нет ли этажом повыше? Тетенька на рисепшен поняла, что мы будем смотреть до вечера, и дала нам номер 408, с балконом и столиком с креслами на нем. Таких балконов в гостинице только два.

Catalonia Gran Via Hotel

Были там номера и с джакузи на балконе, но к радости моей карточки, Таня согласилась и на этот. Кроме балкона, в номере с видом на Gran Via дают тапочки, халат, чайник и бесплатный вход в SPA (джакузи, сауна).

Еда

Обедали в разных ресторанах внутри карты достопримечательностей, но один обед запомнился. В путеводителе прочитал: «От Plaza del Humilladero отходит одна из самых романтичных улочек Старого города – Cava Baja. На месте, где раньше проходил городской ров, уже в XVIII веке появились таверны».

Пошли мы туда обедать. Выбрали ресторан Posada del Leon de Oro, Calle Cava Baja 12. При входе человек с меню в руках сказал, что у них есть «меню» (бизнес-ланч по-нашему) и произнес заученный спич из которого я понял перечисление овощей и всех распространенных пород мяса. Я подумал, что выберем на месте и мы сели. Почти все столы были заняты. Как в настоящем испанском ресторане стоял гул от одномоментного разговора всех посетителей кроме нас. Пол в зале был стеклянный. Под ним были видны руины украшенные ящиками вина.

Нам принесли бутылку красной Rrioja, которую я тут же выменял на белую (на меня посмотрели с удивлением, но что делать, да, я человек со вкусом покалеченным в CCCP), хлеб с легкими закусками и объяснили, что ресторан стоит на месте городской стены, остатки которой мы и видим под стеклом. Пока мы рассматривали руины принесли бульон, а не меню, я стал озираться и увидел, что все едят одно и то же. Бульон, гарнир, основную часть которого составлял вареный нут, украшенный вареными овощами, и набор варенных мяс и колбас. О bebida и postre не пишу. Все было как всегда и обязательно. Как только мы справились с бульоном, принесли большую тарелку с гарниром. Возникла пауза. На соседних столах стояли тарелки с гарниром, живописно украшенные кусками мяса. Мы определили ситуацию как «недовложение» и призвали официантку. На наш вопрос: - «А мясо где?» она удивилась и спросила: - «Сразу подавать?». Мы удивились ее удивлению и подтвердили желание, есть гарнир с мясом. Официантка принесла мясо и попросила, если не хватит позвать ее. Обещала принести еще. Мясная тарелка была представлена, вареными, на мой взгляд: говядиной, свининой, курицей, охотничей колбаской, салом и неизвестного происхождения черной колбасой. Последние два наименования я определил как несъедобные.

Это была не самая вкусная еда в моей жизни, но новый опыт и традиционные мадридские блюда (прочитал я потом на сайте ресторана, оказавшимся рестораном гостиничным). А мне всегда казалось, что испанцы стараются все мясо изжарить.

Начало регистрации на наш рейс Аэрофлота в Москву застало меня на calle del Arenal у Оперного театра. Чтобы не торчать посреди пешеходной улицы мы зашли в La Jamonería de Julián Becerro, у которой стояли. Все вкусное красиво. Я давно собираюсь сделать из багета испанский флаг. Середину полить оливковым маслом, сверху и снизу полоски pomodoro, из кусочков хамона выложить герб.

Но как начинаю раскрашивать – откусываю. Не хватает силы воли.

Толедо

С Толедо мы совершили только одну ошибку. Но большую.

Поразглядывав предложения Гугла о поездке в Толедо, выбрал электричку. Кроме пары поездок на Аэроэкспрессе, когда его только запустили, мой опыт основывается на студенческих временах, когда мы с палатками и гитарой лезли на высокие ступени под проклятия бабушек закрывающих от нас свою рассаду. Оказалось, что в Толедо рассаду вообще не возят.

Утром мы встали, позавтракали и поехали на вокзал Аточа (Madrid-Puerta de Atocha).

Несмотря на то, что гугл сначала советует до вокзала ехать на метро и выйти на станции метро Atocha Cercanias, выходить нужно на станции Atocha renfe. Станция эта внутри вокзала. Т.к. гугл показывал время отхода электрички 11 с чем-то, приехали мы минут за 20. В кассе мне сказали, что билетов на эту электричку нет и предложили билет на следующую и обратный. Езды 30 минут. Стоимость 26 евро туда и обратно. Следующая была через час. Приходила она в Толедо в 12-00. Обратная была в 16-20 и далее каждый час, но на 17-25 билетов тоже не было. Самое удобное время было выкуплено заранее. Я подумал:

- во время организованной поездки мы были в Толедо несколько часов, везде заходили, все посмотрели

- маршрут от одного конца старого города до другого, гугл оценивал в 25 минут пешком

- было достаточно прохладно и дул сильный ветер.

Решили возвращаться в 16-20. Это была ошибка. За это время мы только обошли нанесенные на карту достопримечательности, почти никуда не заходя. Зашли только посмотреть на «Погребение графа Оргаса» и пообедать. Приезжать в Толедо можно смело на весь световой день.

Уже вернувшись, увидел, что старый зал ожидания вокзала Аточа очень красив. Имеет свой ботанический сад. А мы, получив лишний час, пошли посмотреть (снаружи) Центр искусств королевы Софии.

Министерство сельского хозяйства в Мадриде, рядом с вокзалом. Какое сельское хозяйство – такое и министерство.

Вокзал в Толедо.

Фото из Толедо

Las Rozas Village outlet

Почетное место в Танином списке достопримечательностей занимал аутлет. После чтения обсуждений вариантов поездки решили ехать на простом автобусе. От такси отказался от жадности, а от аутлетного экспресса из-за нежелания привязываться к его расписанию (три рейса в день). За 20 минут доехали на метро до станции Moncloa (которая находится внутри одноименного автобусного терминала, calle Princesa,96) и за 25 минут и 2,6 евро до аутлета. Прочитал, что идут туда три автобуса: 625, 628, 629. Какой пришел первым не помню, но водитель на вопрос: «Las Rozas Village outlet?» активно мотал головой и показывал руками на соседний выход. С этого выхода, на другом автобусе мы и уехали.

Аутлет понравился. Известные бренды, реальные скидки.

Tax free

Не давался мне tax free в этот раз. Сначала купила Таня туфли в Pikolinos и я попросил выписать tax free. Продавец ответила, что tax free возникает при покупке на 90 евро, а туфли стоят 89,90. Никогда я так не расстраивался из-за скидок. Поозирался, чего бы мне купить на 10 центов, но самым дешевым изделием был кошелек для карточек за 28 евро.

Потом в El Corte Inglés Таня нашла себе брюки за 90 евро. На втором этаже, где оформляют tax free, выписывающая девушка, посмотрев мой паспорт отметила, что ее племянника тоже зовут Виталий. Я хотел попросить возврата 30%, раз все так удачно сложилось, но не успел, т.к. она сказала, что tax free возникает только при чеке 90,16 евро. Я поразился такой скрупулезности и спросил:

- А если я куплю в супермаркете яблоко, вы выпишите tax free?

- Выпишу, - ответила она, - но если вы его вывезете из евросоюза – деньги вернут, а если съедите – не вернут.

Пришлось купить магнит на холодильник. Я магниты не ем.

В аэропорту Барахас, в терминале 1, стойка регистрации Аэрофлота №157. В нескольких шагах от нее таможня с печатями. После прохождения паспортного контроля крупные указатели «Tax free».

Достопримечательности

Зарекаюсь я всегда конкурировать с путеводителями. Но об открытом самостоятельно, может потому что невнимательно читал профессионалов, напишу.

Однажды, совершенно случайно, попали на смену караула гвардейцев у Королевского дворца.

У мавзолея Ленина тоже была смена караула, но здесь два караульщика на лошадях, играет небольшой военный оркестр и все одеты в старую военную форму. Так что с караулом Ленин уступил со счетом 1:0 испанскому королю. Интерьеры Королевского дворца с мавзолеем и не сравниваю.

Выходя к фонтану Сибелес,

обращали внимание на здание со странной зеленой крышей и однажды до него дошли.

Оказалось, что это замечательное здание - Torres de Colon - дом, который построили сверху вниз.

terra-infiniti.com/torres-de-colon-dom-kotoryj-postroili-sverhu-vniz.html кому интересно.

Церковь San Francisco el Grande была отмечена в моем списке мастси.

Добрались мы до нее вечером. У ворот ограды стоял служащий и любезно приглашал опоздавших приходить завтра. Через несколько дней мы встали пораньше и добрались до нее к обеду. Правильно. Церковь закрывалась на обед. И тот же самый служащий, с доброй улыбкой (пишу без иронии), приглашал приходить вечером. Надо сказать, что San Francisco el Grande находится на самом краю моей карты достопримечательностей. Был это последний наш день в Мадриде. Я сказал: «Не судьба. В следующий приезд в Мадрид обязательно побываем». Но Таня проявила упорство. Пошли мы, пообедали в Posada del Leon de Oro о котором писал выше, погуляли и вернулись. Не зря. Грандиозное сооружение. Одно из самых впечатляющих пространств, в которых я был. Фото вставляю потому что принято иллюстрировать текст. Думаю, что никакие фото и кино впечатления не передадут.

Не забудьте, что за алтарем есть галереи.

Фото из Мадрида:

Кафедральный Собор Альмудена

Вид на него из Королевского дворца

Городской дворец Real Casa de Correos на площади Puerta del Sol

Plaza Mayor

San Jerónimo el Real у Прадо

Послесловие

Очень мне понравился Мадрид. Как и в Будапеште, месяцем раньше, сработал эффект заниженного ожидания. В прошлое посещение, Мадрид запомнился мне широкими проспектами и огромными зданиями. Типично столичным городом. И ехать туда от моря не очень то и хотелось. Оказался Мадрид очень теплым и уютным городом. Таким я его и полюбил.

Полная собрание сочинений автора в моем «В поисках Ориентании». Только искать его нужно через поиск в гугле.

Испания со скидкой!
Василий
5 апрель 2018 г.
Большое спасибо! Очень интересно. Самокритично и полезно другим туристам.
Анна
Россия, Подмосковье
5 апрель 2018 г.
Приятно читать и разглядывать фотографии.
И кое-что полезное запомнила. Спасибо большое!

Про Такс-фри: цену/сумму на скидку лучше заранее спросить на кассе или у администратора магазина. Так делала в Финляндии.
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
4 апрель 2018 г.
Очень хороший рассказ и фотографии.
4 апрель 2018 г.
Всегда с большим удовольствием и интересом читаю ваши сочинения на непутеводительские темы.

С Гуглом мапс у меня сложились более теплые отношения, чем у Вас, но к советам бывалых все же прислушиваюсь. Хотя бывалые порой так давно побывали, что актуальную информацию все же лучше с гуглом сверять.

Испания со скидкой!

Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.