Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Регистрация с помощью:
или
Зарегистрироваться
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить
Москва. Россия
30 отзывов
Отзыв написан: 24 марта 2018 г.
Москва. Россия


ПРЕЛЮДИЯ

Осенью, когда все оттенки серого начинают преобладать в родном пейзаже, начинает особенно хотеться в иную цветовую гамму. А если это еще приправлено долголетней тягой к перемене мест, то данное «заболевание» переходит в тяжелую стадию и требует срочного и оперативного «лечения».

Так на моем туристическом горизонте появился ноябрьский Лазурный берег…

К идее данной поездки подошел бы эпиграф: «Никогда не говори никогда». Дело в том, что я выступаю открытой противницей посещения курортных регионов в несезон. При моей любви к пляжно-купальным морским прелестям выгуливание по берегу лишь с лицезрением окружающих видов всегда казалось некой формой мазохизма. И вдруг – решение ехать на средиземноморскую Французскую Ривьеру в середине ноября…

Для оправдания такого решения вспомнила об исторической традиции посещения данного региона. Уже несколько веков сюда старалась приезжать английско-российская аристократия из своих промозглых краев, чтобы переждать самые темные и ненастные месяцы в году. Чем я хуже?!

Так что, поехали.

ПРОЕЗД И ПРОЖИВАНИЕ

Летела рейсами ALITALIA/ей с пересадками в Риме: туда – раннеутренним из Москвы в 6.30; обратно - увидела ночное Шереметьево в 3.20. Уже несколько раз пользовалась таким раскладом. Последний раз - в своем мальтийском путешествии.

С одной стороны, имеешь две бессонных ночи, а с учетом обоих перелетов в будние дни – весьма быстрое попадание с рабочего «корабля» на «отпускной «бал». Хотя в этом и есть своя прелесть. Скорость перемещения добавляет лично мне дополнительные положительные эмоции – только что ты тащилась с работы с полной головой «трудовых» мыслей, а через несколько часов уже едешь по той же самой дороге навстречу новому путешествию.

Аэропорт в Ницце располагается в самом начале знаменитого Английского променада, на берегу моря. И в этом тоже есть особая прелесть, когда погружение в «лазурную» жизнь происходит сразу, как только шасси твоего самолета коснулись земли.

Некоторое неудобство прилета в Ниццу национальным итальянским перевозчиком связано с его дислокацией в дальнем Терминале 2. До «цивилизации» придется добираться на бесплатном шатле. Его остановку сложно не заметить справа от выхода из здания аэропорта. Пешком пройтись не советую. Всё вокруг перекопано. Ускоренными темпами идет строительство прямой трамвайной линии до центра города.

А пока можно воспользоваться общественным автобусным транспортом. Советую пройти лишние 100 метров от Терминала 1 и выйти Английский променад, где можно сесть на любой проходящий автобус, идущий до Ниццы. В итоге вместо 6€, которые пришлось бы заплатить за проезд в экспрессе № 98 или № 99, вы оплатите обычный тариф, стоимостью 1.50€.

Практическая информация. Мне кажется, что знакомство с Французской Ривьерой оптимально привязано к активному использованию местного общественного транспорта. Проживая в Ницце, можно добраться почти до любого населенного пункта Приморских Альп за упомянутые весьма скромные деньги. На любой остановке можно познакомиться с расписанием, которое привязано к маршрутам транспорта, которое отправляется с этой остановки. Также в большинстве случаев оно «приправлено» вывешенной рядом общей схемой городского транспорта.

При активном его использовании каждый день, мне не пришлось ждать нигде нужный мне автобус или трамвай более 15 минут.

Существую какие-то дневные и иные тарифы на проезд. Сама я довольствовалась обычным билетом на одну поездку, время его действия после валидирования 74 минуты. При использовании в нескольких автобусах/трамваях повторно компостировать билет не нужно. Его можно купить непосредственно у водителя. Стоимость такая же. Исключение составляет проезд на местном транспорте в Монако. Здесь покупка в салоне автобуса, а не автомате на его остановке, обойдется дороже на 50 центов.

Для поездок в Канны и Монако я пользовалась железнодорожным транспортом.

Он стоит значительно дороже, чем перемещение на автобусе. Например, в Канны - 14€ (туда/обратно), в Монако – в два раза дешевле. Это тарифы региональной электрички TER, на скоростном поезде будет еще дороже. Однако «минималистские» расстояния позволяют не заморачиваться на использование последних. До Канн можно добраться за 30-40 минут, до Монако – за 20-25.

При наличии пробок, которые я постоянно наблюдала при выезде из Ниццы, и невысокой скорости автобусов с их остановками у каждого столба, включение в собственную логистическую схему железнодорожного транспорта для экономии времени считаю оправданным.

Билеты на электричку я покупала в кассе Центрального вокзала, решив не включаться в общение с местными автоматами. Сотрудника попросила продать весь набор (и в Канны, и в Монако). При выходе на платформы в зале стоят желтые валидаторы. В них нужно не забыть прокомпостировать билет в начале своей поездки. Если билет куплен туда/обратно, то достаточно пробить его один раз перед началом отправления в первый пункт. Обратно нужно вернуться в течение 24-х часов.

Однако, как всегда, я заболталась.

Прелесть проезда из аэропорта до центра города заключается даже в том, что ты с первых шагов включаешься в жизненный ритм Ривьеры. Проехав на автобусе по знаменитому Променаду, ты выходишь на нужной тебе остановки…,

…, и погружаешься в счастье.

Неужели только несколько часов перелета отделяет тебя от этого тепла, солнца и разгула зелени всех видов и оттенков?! Неужели где-то есть снег, пасмурное небо и голые деревья?!

Это ощущение непроходящей радости от окружающего бытия не покидало меня все пять моих «лазурных» дней. Каждое утро, выходя на террасу своего отельного номера и видя синее-синее небо, свешивающее надо мною, я старалась впитать в себя это настроение, сохранить его на предстоящую долгую-долгую зиму.

Уже после своего возвращения из Ниццы, в разговорах с несколькими своими знакомыми я слышала фразу: «Не пойму, ЧТО уж такое здесь потрясающее. Обычное приморское место, которых в множественном исчислении можно встретить по всему европейскому Средиземноморью…»

Мне кажется, что в этом и заключается прелесть Французской Ривьеры. Особенно она проявляется в несезонье, когда толпы «классических» отдыхающих покидают эти места. Остаются только местные жители (Ницца относительно крупный город – более 350 тысяч)

…и относительная малая толика понаехавших, которые решили совершить свой вояж в эти края, чтобы подышать этим «эксклюзивным» воздухом. Если в прежние эпохи этот воздух исцелял от различных «дыхательных» заболеваний, то сегодня его дыхание и вдыхание дает эмоциональную передышку, позволяя хотя бы на короткое время погрузиться в ничегонеделание и лишь лицезрение морских пейзажей на Променаде.

Проверено на себе: как только ты начинаешь активно отвлекаться от этого самого важного здесь процесса, то сразу возникает диссонанс с самим собой, появляются нотки недовольства и неудовлетворения.

Лазурка в ноябре не предполагает суеты. Это душевный релакс в чистом виде…

Изначально выбирая отель в Ницце, меня зациклило на обязательности проживания в районе Английского Променада. Такой вот личный пунктик.

Периодически появляющиеся варианты за схожую цену, но с лучшими отельными исходными данными сразу отметались. С высоты уже пройденного опыта могу сказать, что отельный вариант на Avenue Jean Médecin или на прилегающих улицах тоже весьма неплох, если планируются постоянные выезды за пределы центра Ниццы. С позиции транспортной доступности он даже более удобен.

Хотя…

Сразу вспоминается первое впечатление от встречи с этим городом. Английский Променад во всей своей солнечно-бирюзовой полуденной красе. А буквально за углом твое пристанище…

Теперь пару слов о питании.

В поездках в одиночестве, без верного спутника, я особо не зацикливаюсь на этой проблеме. Хотя кофе паузы никто не отменял. А уж во Франции с ее замечательными кондитерскими заведениями лишать себя удовольствия выпить чашечку кофЭ с пылу-с жару поданной выпечкой смертельный грех…

Вечером также дистанцироваться от гурманствования, проживая на одной из самых популярных торгово-едальных улицах, весьма сложно. В пафосные мишленовские заведения я не ходила. В обычных ресторанах Ниццы цены среднеевропейские. В данном случае я имею в виду стоимость ужина с вином в Италии, Испании или Германии.

Чтобы уж полностью закончить утилитарную часть своего пребывания в Ницце скажу пару слов о его шопинговой составляющей.

Конечно, сыры. Ради них я пожертвовала 15-ю минутами и так короткого сна, который ожидал меня из-за необходимости уже утром дня прилета радовать собой сотрудников на работе. Эти ценные минуты были потрачены в Шереметьево на ожидание багажа, т.к. провоз сыра в ручной клади запрещен, пришлось свой небольшой чемодан отдать на время в чужие руки. Рисковать самым дорогим подарком своим родным и близким не хотелось.

Водитель такси, когда я поделилась с ним радостью французского сырного приобретения, никак не мог взять в толк, ЗАЧЕМ везти какой-то сыр из другой страны. У нас же он тоже есть…

Непродуктовая составляющая шопинга была раскрыта скромно. В некоторых магазинах (особенно, пляжной направленности) уже начались распродажи, но пока не приобрели массовый характер. Хотя, конечно, не удержалась, чтобы не прикупить кое-что из новых коллекций.

А вот сувенирная тема осталась практически совсем нераскрытой. Кроме одинокого колокольчика, который пополнил коллекцию сватов, никаких такого рода напоминаний о Лазурном береге у меня не осталось. Признаюсь, что я не особо и расстроилась по этому поводу.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для знакомства не только с интересностями Ниццы, но и всего Лазурного берега мною была прикуплена еще дома через Интернет за 52€ «French Riviera Pass» на 72 часа. Она позволяет посещать практически все известные достопримечательности на этом побережье. Без фанатизма, только используя в изначально заинтересовавших меня местах, я ее окупила в 2 раза. http://en.frenchrivierapass.com/how-to-make-the-most-of-my-pass

Для подтверждения сказанного позволю себе привести свой финансовый расклад.

Музей Массена (10€), Дворец Ласкари (10€), Поездка на туристическом поезде (10€), Музей Изящных искусств (10€), Вилла Этрусси Ротшильд (13€), Вилла Kerylos (11,5€), Океанографический музей Монако (14€), Экзотический сад Монако (7.20€), Музей Матисса (10€), Музей библейского послания Марка Шагала (8€).

Еще раз повторю, что я не ставила задачу посетить по данной карте, как можно больше. Например, я спокойно пропустила непривлекший меня в этой поездке музей Археологии, где экспонируются древнеримские находки на холме Симье. Хотя я находилась от него поблизости, приехав в этот район Ниццы, чтобы увидеть экспозицию музея Массена.

Из второстепенного для себя в данном списке могу назвать лишь экскурсию на туристическом поезде в первый день. Скорее всего, я не стала бы включать эту развлекуху в свою "платную" программу. Не слишком долюбливаю организованный просмотр достопримечательностей.

Саму карту я получила в Бюро по туризму (5, Prom. des Anglais). Время работы: ежедневно с 9.00 до 19.00.

Уже там я столкнулась с исторически сложившимся «русским следом» в этом регионе. Увидев в распечатке мою фамилию и имя, сотрудница турофиса заговорила со мною на чистейшем моем родном языке.

В большинстве музеев обязательно присутствует русскоязычная версия аудиогида. Например, в музее Шагала можно прослушать информацию только на французском, итальянском, английском и русском языке.

Действие карты начинается со времени входа в первый достопримечательный объект. После этого и начинают отсчитываться эти 72 часа. При этом время окончания действия привязывается тоже к входу, а не к выходу с последней интересности. Войдя около 13.00 в музей Массена в пятницу, я попрощалась с «бесплатным» посещением интересностей лишь в понедельник в это же время в Океанологическом музее Монако.

Итак, НИЦЦА…

Скорее всего, на нее не пал бы мой выбор, как места пляжного пристанища. Не прельщает отдых в крупных приморских городах с их шумностью и туристической массовостью. К тому же я вряд ли смогла бы финансово осилить проживание в летнее время в Негреско или местном Хайяте Регенсе. А тащиться 500-700 метров до ближайшего пляжа из 6-ти метровой комнатушки скромного отеля возле железнодорожного вокзала явно не мой формат. И не формат настоящего июльско-августовского отдыха в Ницце)))

Зато ноябрьская Ницца очень подходит для осмотра этого побережья. В ней самой есть тоже можно найти много интересных мест под собственные хотелки.

Ее количественные «габариты» в этом случае выступают уже не минусом, а жирным плюсом, т.к. совсем нет ощущения вымершего курорта, где тебя не покидает чувство покинутости и одиночества. Все музеи работают, практически ничто не закрылось на зимнюю спячку. Признаюсь, что заимев короткий отпускной передых в это время, я вначале настроилась на реализацию совсем иной своей давней мечты – озерного отдыха в любимой Италии. Однако краткий просмотр того направления показал, что и в погодном, и в культурном контексте ты можешь столкнуться с множеством разочарований.

В отличие от Лазурного побережья…

Забегая вперед, скажу, что мои надежды полностью оправдались.

Об этих краях так много уже написано до меня, что от подробного дневникового стиля я постараюсь уйти в своем повествовании. Лишь небольшие наброски о своих личных впечатлениях.

Хотя всё-таки традиционно выложу свою маршрутную информацию. Изначально у меня были намечены более масштабные наполеоновские планы, но эти края в любой сезон не терпят суеты. Поэтому получилось то, что и получилось…

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (пятница): Ницца(Английский променад и музей Массена; Старый город и дворец Ласкари, одночасовая поездка на туристическом поезде);

ВТОРОЙ ДЕНЬ (суббота): Вильфранш – Кап Ферра - Больё-сюр-Мер - Ницца (Музей изящных искусств);

ТРЕТИЙ ДЕНЬ (воскресенье): НиццаКанны;

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ (понедельник): Монако;

ПЯТЫЙ ДЕНЬ (вторник): Сен Поль де Ванс – Ванс;

ШЕСТОЙ ДЕНЬ (среда): Ницца (кладбище Коккад, Николаевская церковь).

Наличие за спиной немалого количества поездок (как бы мы не хотели сократить эти издержки) замыливает взгляд и лишает восторженных чувств от любого увиденного на своем пути. С другой стороны, данный опыт позволяет осознанно и продуманно создавать путешествие под свои интересы и желания, спокойно пропускать то, что не входит в зону собственных предпочтений. Так и рождаются тематические выезды, четко привязанные к ТВОИМ, а ни чьим ИНЫМ интересам.

Вот и моя Ницца сложилась, как элементы мозаики, которая была создана по своему «авторскому» рисунку.

ПЕРВЫЙ ИНТЕРЕС – «ЖИВОПИСНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ»

Несколько изменившийся в этот год формат вылазок, который в большинстве случаев предполагал отсутствие у меня компании в лице соратника, позволил усилить определенные личные предпочтения. В том числе и это.

Как известно, «возвышение» Ниццы и переход ее из статуса заштатного приморского населенного пункта «итальянского» Савойского герцогства в фешенебельный французский курорт произошло лишь во второй половине 19 века, когда эта территория и стала принадлежать Франции.

Известный факт: один из главных лидеров движения за единство Италии и освобождения от иноземного господства – Джузеппе Гарибальди – был родом из Ниццы, здесь похоронены его близкие, в том числе и мать. Так что, объединяя Италию, он участвовал в определенной степени в «лишении» итальянского статуса своего родного города. Его гигантский портрет в знаменитой алой рубашке вывешен на втором этаже музея Массена, где представлена экспозиции, посвященная истории Ниццы.

Однако разговор сейчас не о знаменитом революционере.

Поздняя популярность этих краев у богемы ограничивает временные рамки живописных «лазурных» коллекций, которые, в основном связаны с проживанием здесь многих творцов в арендований или собственной недвижимости.

Ренуар, Пикассо, Матисс, Шагал, Кокто… Этот список можно продолжить. Наверно, проще сказать, кто не обозначил свое присутствие в этих модных краях.

Некоторые из упомянутых художников встретили здесь комфортную старость, окончательно поселившись на Французской Ривьере в последние годы своей жизни. Прожив здесь лишь очень короткое межсезонное время, я могу понять такие предпочтения. Сама бы не отказалась от такого благодатного расклада на излете своих дней.

Итак, начнем с музея Матисса. (Время работы в зимнее время: среда-понедельник 11.00 - 18.00, вторник — закрыт. Проезд: автобусы 15, 17, 20, 22, 25, остановка Arènes / Musée Matisse).

Почти сразу после Первой Мировой войны Матисс, которому уже тогда перевалило за 40 лет, начинает регулярно наведываться на Лазурный берег. Слабые легкие и постоянные бронхиты выступают одной из причин этих посещений. Особенно в межсезонье.

В 1941 году у художника находят рак кишечника, и он переносит тяжелую операцию. С тех пор до своей смерти в 1954 году в возрасте 84 лет Матисс практически безвылазно живет в Ницце в своем доме на холме Симье, рядом с древнеримскими развалинами. Через 10 лет на его вилле открывается его мемориальный музей.

Неслучайно, я остановилась на этих фактах его биографии. Они напрямую связаны с представленной в музее коллекцией. Хотя в каталогах и других рекламных материалах преподносится, что экспозиция включает работы всех этапов его творчества в хронологическом порядке, на самом деле, большинство представленных здесь творений созданы в последний период его жизни. Тяжело больной художник, который мог передвигаться после перенесенной онкологической операции только в инвалидном кресле и уже не в состоянии полноценно работать красками и кистью, увлекается техникой декупажа, т.е. простым человеческим языком аппликацией, вырезанием из цветной бумаги фигур и орнаментов.

Среди многочисленных работ, выполненных в этом стиле, есть и весьма интересные. Особенно для тех, кто знаком с творчеством Матисса, воспринимает и восхищается его гениальным умением передать через цвет и форму красоту движения, гармонию пропорций. Как, например, в этой работе "Голубая обнаженная". Для меня одной из лучших в этой коллекции.

Представляет интерес и его «аппликационные» заготовки для Капеллы Четок в часовне Розария в Вансе. И не только аппликационные…

Особенно с учетом того, что в саму капеллу мне не удалось попасть. Это один из немногих объектов в Приморских Альпах, который закрыт в зимнее время.

А вот с живописными работами, пардон, полный «швах». Даже не знаю, что показать уважаемым форумчанам. Совсем не хочется принижать художественную планку до уровня полностью проходных работ. Если только присовокупить в единое целое с графическими работами.

Обращала внимание и ранее, заметила и в Ницце, что художник тяготеет к многочисленным повторам. При его тяге делать излюбленными моделями всех своих жен, можно легко определить, когда заканчиваются семейные отношения с одной и начинается следующий этап с новой супругой.

Подытоживая увиденное, могу высказать лишь собственную точку зрения. Мне всё-таки кажется, что этот музей не слишком интересен для тех, кто совсем не в теме. При массовом неоднозначном отношении к авангардному искусству, его ОЧЕНЬ специфическая коллекция не прибавит популярности ни фовизму, подобным художественным экспериментам в целом.

Однако если вы уж добрались до этого бывшего пригорода Ниццы, то можно и оглядеться по сторонам.

Буквально через дорогу расположен отель Эксельсиор Регина палас.

Его появление в Ницце связано с другой «лазурной» знаменитостью, чей портрет таких же размеров висит рядом с Джузеппе Гарибальди в музее Массена. Это королева Виктория.

Целая эпоха экономического и культурного процветания в Великобритании названа в ее честь и привязана к годам ее долголетнего правления. Лишь совсем недавно, ее смогла опередить на этом поприще нынешняя английская правительница Елизавета II.

Однако она известна и своей любовью к Лазурному берегу и к Ницце в частности. Якобы даже исторически подтверждено, что на смертном одре ее последними словами были: «Ах, если бы я могла оказаться в Ницце, я бы выздоровела».

Для ее регулярных посещений и была построена шикарная резиденция на холме Симье, который считался одним из престижнейших районов в Ницце. Явно в те времена пляжно-купальные радости были вторичны. Потому что от побережья данное место находится в 4-х километрах. Это не смущало впоследствии и Матисса, который одно время проживал в Регине Палас, переделанном в дорогие апартаменты. Место так ему приглянулось, что, как мы видим, он поселился в собственной вилле в нескольких шагах от Регины.

Кроме древнеримских развалин, которые мы оставим за кадром данного повествования, на Симье издревле располагался и одноименный монастырь, принадлежавший францисканскому ордену.

При монастыре функционирует музей, который посвящен истории этой религиозной организации. Честно признаюсь, что я не стремилась обладать подробной информацией об этом месте и оказалась в нем случайно: нужно было скоротать время до открытия музея Матисса по соседству.

В итоге получилась лишь еще одна приятная прогулка в Ницце.

В связи с этим позволю себе небольшое отступление от достопримечательной логики своего повествования. Одним из камней преткновения на дороге самостоятельных путешествий на этом сайте (и не только) выступают организационные заморочки. Вернее, уровень их подготовки. Часто встречаю мнение, что подробный план и четкое следование ранее сформированной программе снижает градус эмоционального восприятия увиденного, лишает эффекта неожиданности.

Наверно, так и есть…

С другой стороны, походы туда, не зная куда, могут завести в такие дебри, из которых в прямом смысле сложно выбраться без временных и гедонистических потерь.

Например, встав в воскресенье весьма в ранний час по местному раскладу (разница в два часа с Москвой давала о себе знать), я решила перекроить утреннюю часть своего знакомства с Ниццей в этот день. И начать это знакомство в обратном порядке. По дороге меня занесло к вилле Вальроз, хотя я предполагала попытать счастье пробраться туда в другой день.

В сухом остатке я поцеловала ее закрытые со всех сторон ворота. В выходной день к корпусам университета пройти даже из кампуса нельзя. Далее я потащилась по скучной и долгой дороге (как оказалось, в обход) до холма Симье. В своем изначальном плане предполагался спуск по одноименной с холмом улице, где традиционно кучкуются красивые жилища небедствующих обладателей недвижимости в Ницце. В «горячечном угаре» по прокладыванию неизведанных троп я упустила и тот факт, что музей Матисса открывается в невысокий сезон в 11.00, а не 10.00, как все остальные местные экспозиции. В первоначальной версии моего плана этот временной показатель не играл особой роли. Менее, чем за час, я не смогла бы познакомиться с библейскими сюжетами музея Шагала.

«Новый» маршрут подарил мне встречу с монастырем Симье. Однако была ли эта равноценная по получению положительного заряда замена?!

Я ни в коем случае не пропагандирую слепое и пошаговое обязательное следование прописанного ранее плана. У нас в обычной жизни за пределами отпуска есть много функционала, который привязан к стандартам и соблюдению директив и приказов. С другой стороны, мне кажется, что желательно хотя бы знать, ГДЕ искать ТО, что интересно именно тебе, что принесет удовольствие и радость от встречи с НИМ.

Итак, после общения с работами Матисса я добралась и до встречи с Шагалом.

В отличие от здания, в котором располагается предыдущий музей, здесь никогда не жили. Марк Шагал, еще в более преклонном возрасте, чем Матисс (ему было уже 79 лет), перебрался в небольшой, но известный своими живописными традициями город в Приморских Альпах, недалеко от Лазурного побережья - Сен-Поль-де-Ванс. Там он нашел и последний приют на местном кладбище.

К переезду на Ривьеру Шагал уже считался одним из величайших художников не только во Франции, но и в мире. Стоимость его работ зашкаливала. Он занимал третью строчку среди самых дорогих французских творцов: первое место принадлежало Пикассо, второе – Матиссу. Однако он решает подарить французскому правительству 17 своих работ на библейскую тематику.

Этот благотворительный посыл во многом связан с личной симпатией и даже дружескими отношениями, которые его связывали с министром культуры Андре Мальро. Известный писатель, Мальро, активно принимал участие во французском Сопротивлении, был соратником де Голля, с окончания Второй мировой войны в прямом смысле являлся идеологом обновленной демократической модели, созданной под руководством того же де Голля; возглавлял информационно-культурную жизнь страны в его правительстве.

Мальро выступил инициатором выделения в Ницце большого участка земли под строительство помещения, где бы смогли быть выставлены подаренные работы. Шагал сам активно принимал участие в решении организационных вопросов, присутствовал при открытии музея.

Практическая информация. Музей библейского послания Марка Шагала открыт ежедневно, кроме вторника, с ноября по апрель работает 10.00- 17.00. Проезд: автобусом №15 или №22 до остановки Musée Chagall.

В стоимость билета входит аудиогид, есть русскоязычная версия. При моем достаточно скептическом отношении к этой услуге, когда информация зачастую представлена, как некий ликбез по общим вопросам, мало связанным с непосредственным просмотром экспозиции и уводящим постоянно от нее в сторону. Пример – повествования, которые я услышала в вилле Эфрусси де Ротшильд и вилле Kerylos, где меня долго и мучительно пытались просветить во всей древнегреческой культуре вкупе с историей с географией Французской Ривьеры. Здесь мне всё понравилось – четко, по существу, на хорошем русском языке, без ненужной популяризации, переходящей на уровень побасенок.

Основная музейная коллекция состоит из двух частей. Первая посвящена ветхозаветным сценам из книг Бытия и Исхода…

….Вторая – собственной живописной трактовки Песни Песней.

В Бытии рассказывается о сотворении мира, человека, о Ноевом ковчеге, о жертвоприношении Авраамом своего сына Исаака. В Исходе основные события связаны с Моисеем, от его рождения до перипетий во главе с ним египетского перехода и дарования через него Богом десяти заповедей человечеству.

Шагал также попытался раскрыть в своих картинах единство христианских и иудейских истоков. Будучи евреем, он постоянно акцентирует внимание на тесной связи со своей национальной религией. Поэтому на его полотнах постоянно можно заметить атрибуты и персонажи родной конфессии – свиток Торы, менора, мужчины в кипах и с пейсами. Есть еще один «персонаж», который присутствует практически во всех его работах (и не только этой серии) – это родной Витебск. Таким образом, история собственной жизни переплетается с ветхозаветными событиями, он не забывает изображать на картинах своих родных и даже самого себя. Мужчина с мольбертом – это он сам, Марк Шагал.

Лично мне очень нравится распутывать классический шагаловский клубок его событийных хитросплетений, узнавать давних знакомых и уже известные ранее факты из его биографии. Яркая палитра тоже не вызывает отторжения. Напротив, он способствует увлекательному процессу определения смысла через тот или иной цвет. Через цвет Шагал не стремится отразить объективное состояние реальности, он лишь пытается донести, что через его оттенки можно показать отношение к происходящему, свою жизненную позицию, свои взгляды.

Именно за это я и люблю авангардное искусство, особенно те его стили, которые основаны на передаче собственного мироощущения через форму и цвет. Это огромный выплеск свободы, права иметь свое понимание общечеловеческих ценностей. Неслучайно, так страшились и с таким остервенением боролись с этим искусством диктаторские режимы, даже называя его дегенеративным. Для меня популярность авангардных течений в стране – это лакмусовая бумага, которая определяет уровень истинной демократии в ней.

Лицезрение иллюстраций книги Песни Песней вызвала несколько иные мысли.

Данная часть Библии и Торы представляет собой набор свадебных гимнов, которые использовались при проведении торжественного обряда древнего бракосочетания. Сюжетно их смысл связывают с историей любви царя Соломона к девушке Суламифи.

Зная, что Шагал всё создаваемое им проецирует на собственную жизнь, однозначно возникает предположение, кто стоит за этими ветхозаветными образами. Конечно, он и его преданная муза Белла.

Ан нет…

Уже при входе в зал, где вывешены иллюстрации к Песни Песней, можно прочитать посвящение этих работ совсем другой женщине - Валентине Бродской, своей второй жене.

Кто хотя бы немного знаком с творчеством Шагала знает, что в 20 лет он знакомится в Витебске с очаровательной девушкой из обеспеченной семьи Бертой Розенфельд. Пройдя через множество преград, они всё-таки становятся мужем и женой, у них рождается дочь Ида.

Берта, ставшая после переезда из Витебска Беллой (кстати, Шагал тоже Марком был наречен не с рождения), повсюду преданно сопровождает любимого мужчину. А он создает огромное количество картин, где они от переполняющих их чувств постоянно летают над грешной землей.

Однако буквально за несколько дней до возвращения домой из американской эмиграции, куда семья Шагалов уехала из захваченной нацистской Германии Франции, Белла скоропостижно умирает в 1944 году от подхваченного вируса.

Весной 1952 года после череды не слишком удачных взаимоотношений с женщинами Марк Шагал знакомиться с Валентиной Бродской, вскоре она становится его законной женой. Шагалу в ту пору уже исполнилось 65 лет. Оставшиеся ему еще 33 года жизни он провел рядом с ней.

Чаще всего ее образ трактуется не слишком возвышенно. Минимизировав его общение даже с детьми, контролируя его каждый шаг, она предстает перед нами не в слишком радужных тонах, как некое олицетворение рациональной выгоды и деспотизма. Поэтому увиденное мною в музее Ницце такое живописное ей посвящение вначале вызвало удивление и даже непонимание.

Потом я вспомнила факты иного формата: настоящая популярность к Шагалу пришла только в браке с Вавой (так все звали Бродскую), именно ей удавалось находить выгодные предложения для своего мужа; она создала ему идеальные условия для творчества, предугадывая его каждое желание.

Так исчадие зла или добрый ангел была в жизни Шагала его Вава?!

Посещение музея Шагала стало для меня одним из самых больших потрясений в художественном плане. Только ради него стоило наведаться в Ниццу.

Третья художественная экспозиция, которую я посетила в Ницце, располагается в Музее изящных искусств (Musée des Beaux-arts de Nice).

Практическая информация. Музей, в отличие от большинства других в Ницце, имеет выходной не во вторник, а в понедельник. Открыт с 11.00 до 18.00.

До него удобнее добраться на любом автобусе, который идет по Английскому променаду от центра в сторону аэропорта. Остановка Grosso. Далее – подняться по ближайшей перпендикулярной от набережной улице. Можно пройтись пешком.

Адрес: 33 Avenue des Baumettes Nice, France.

Наверно, как и в случае с музеем Матисса я рассчитывала на что-то более масштабное. Может быть, я оказалась на иной живописной волне, чем большая часть представленных работ. Как видно из других реализованных художественных хотелок, мою душу в этот раз грели творения иной эпохи.

В любом случае общение с прекрасным в этом музее было весьма скоротечным и не слишком обременительным эмоциями и чувствами. В памяти и в небольшом количестве фотографий коллекции осталось лишь ЭТО…

Музей ориентирован на знакомство с местными художниками. Поэтому становится ясно, что и большинство представленных творцов имеют отношение к Ницце. Это некая пропаганда творчества своих жителей. Мне особенно приглянулись работы Густава-Адольфа Мосса, представителя французского символизма.

Мосса родился и умер в Ницце, работал куратором этого музея, где сейчас выставлены его полотна. Он также иллюстрировал книги Вольтера, Флобера, Бомарше и Франса; принимал участие в создании декораций знаменитых карнавалов в Ницце. Себя же он олицетворял с печальным образом Пьеро.

В музее можно увидеть скульптурные и живописные портреты симпатичной девушки.

Это Мария Башкирцева. В редком отзыве о Ницце не промелькнет упоминание о ней. Родившаяся в Полтавской области, она в детском возрасте переезжает с матерью на постоянное место жительство в Ниццу. Не от хорошей жизни. Неоднозначность ее даты рождения и скорый развод родителей уже указывает на непростые изначально их семейные отношения.

Мы все родом из детства. Экзальтированность и какое-то особое маниакальное желание запечатлеть на бумаге каждый свой шаг, каждую свою эмоцию и чувства, постоянная борьба за то, чтобы показать свою неординарность, мне кажется, что у Марии имеет тоже корни оттуда. Это обостряется не слишком теплым приемом на Французской Ривьере, которое получило ее семейство среди местного российского «землячества», имевшего свое мнение о подмоченности их репутации. Их никуда не приглашали, открыто игнорировали. Неслучайно, Марии так хотелось выбраться в Париж из ненавистной Ниццы.

Позже она изменила свое отношение к этому городу. Все ее метания запечатлены в многотомном дневнике, опубликованном после ранней смерти ее матерью. Они произвели фурор во Франции, сделали ее чуть ли не национальной героиней.

Популярность Лазурного берега в последние годы усилила популярность среди россиян и личности Башкирцевой. Хотя, как и известного писателя Романа Гари (впрочем, как и Марка Щагала) я не считаю своими соотечественниками в полной мере. Первые двое переехали во Францию в весьма нежном возрасте, практически не говорили на русском языке.

С другой стороны, как увлекательно на Лазурном побережье постоянно искать и находить русский след…

Мне кажется, что нигде более за пределами настоящих и прошлых границ Российского государства нельзя встретить в таком сконцентрированном виде напоминания о моей нации, как на Лазурном побережье.

Дворец, где располагается сегодня Музей изящных искусств, стал возводиться княжеским семейством Кочубеев, как их средиземноморская помпезная резиденция. Позже недостроенное здание было продано.

Но это уже другая история.

Нам уже давно переходить к следующей части моего «лазурного» рассказа.

ВТОРОЙ ИНТЕРЕС – «ДИЗАЙНЕРСКО-ИНТЕРЬЕРНЫЙ»

Элитарность и престижность отдыха на этой части средиземноморского побережья порождали спрос на недвижимость и позволяли неимоверно поднимать на нее стоимость. Практически любой уважающий себя небедствующий олигарх (будь он английских, греческих, славянских или арабских кровей) считает необходимым и сегодня для поддержания своего статуса прикупить здесь какой-нибудь домик.

Скрупулезное изучение этого вопроса только в Ницце заняло бы все пять дней моей короткой поездки в эти края. Поэтому пришлось довольствоваться малым и посетить лишь те особняки, которые теперь имеют музейное настоящее.

В Ницце я ограничилась двумя. Открыл этот список музей Массена.

Он расположен на Английском Променаде, по соседству со знаменитым отелем Негреско, хотя его официальный адрес обозначен, как rue de France, 65.

Вилла принадлежала Виктору д’Эсслину, внуку прославленного наполеоновского маршала Андре Массена. Как в Италии почти не найдется городка, где нет площади Гарибальди, так и во Франции везде отыщется площадь Массена.

В Ницце она тоже есть.

Сегодня она считается центральной, ее украшают фонтан «Солнце» с красавцем Аполлоном посередине и неоднозначная композиция «Диалог в Ницце» с сидящими на шестах человечками, которые по задумке их создателя олицетворяют 7 континентов Земли. Хотя в темноте, подсвечиваемые каким-то особым неживым, светом они кажутся стопроцентными инопланетными жителями. Наверно, в этом и заложен глубокий смысл)))

Итак, внук знаменитого дедушки решает выстроить себе на рубеже 19-20 веков на первой линии Английского Променада жилище в лучших традициях эпохи, которая возвеличила их семейство и дала финансовые возможности для реализации задуманного. Весьма похвальная инициатива.

Быстрыми темпами возводиться неоклассический дворец с великолепными интерьерами в стиле ампир. К этому художественному направлению неровно дышал упомянутый благодетель. Получилось весьма стильно.

И покойному дедушке, и его имперскому «хозяину» реверанс отвешен.

Вот и само главное императорское высочество Франции. Конечно, изображенное на портрете, но с соответствующими данной власти атрибутами. Даже с жезлом в руках.

На втором этаже дворца расположены залы, посвященные истории Ниццы. Пару портретов оттуда я уже

Второе место, которое я посетила в Ницце, чтобы полюбоваться интерьерными изысками, Дворец Ласкари в Старом городе.

Его внешний облик не могу вынести на суд сайтовской общественности. Узость средневековых улиц в этой части города не дает развернуться даже мастерству настоящего фотографа. Что же можно тогда требовать с таких криворуких туристов, как я?!

Здание древнее, построено в 17 века для одного из самых знатных семейств в Ницце того времени. После перехода города под юрисдикцию Франции, эта савойская знать лишилась ценной недвижимости. В конце концов, ее выкупил муниципалитет.

Такой расклад встречается на Лазурном побережье повсеместно. Немалые налоги, которые получает местная исполнительная власть, позволяют впоследствии вкладывать эти средства в многочисленные культурные, социальные программы и проекты. До недавнего времени посещение многих муниципальных музеев для всех желающих было полностью бесплатно. Уже упомянутая дешевизна местного транспорта имеет ту же финансовую базу.

Сейчас в музее Ласкари выставлена коллекция древних музыкальных инструментов. Наверно, специалистов, она может заинтересовать. Путеводители и другие информационные ресурсы обещали мне основные сильные впечатления от грандиозности роскошного внутреннего дизайна. На самом деле, мне пришлось довольствоваться осмотром небольшого внутреннего дворика и достаточно «подусталыми» и пыльными интерьерами нескольких залов, декорированных в барочном стиле.

ТРЕТИЙ ИНТЕРЕС – «РУССКИЙ СЛЕД»

Если мерить уровень этого интереса прочитанными перед поездкой материалами, то он занимал у меня явные лидирующие позиции; были проштудированы все книги Бориса Носика, связанные с Французской Ривьерой (в том числе и последняя, незаконченная), Сергея Нечаева «Русская Ницца», другая беллетристика.

Скажу откровенно, что одним из посылов для поездки стало и прошлогоднее посещение Баден-Бадена. Тогда я так прониклась этой темой, что сразу захотелось ее продолжения.

Однако реальность оказалась отличной от выдуманного идеального образа, и всё было сведено до минимума. Создавалось впечатление, что по каким-то неведомым мне сакральным причинам меня не хотят впускать в тот мир моих бывших соотечественников, изначально предполагая мою к нему чужеродность.

Я везде оказывалась перед закрытыми дверями. Так произошло с виллой Вальроз, историю о непопадании в которую я уже успела поведать выше в этом рассказе. О ее посещении я мечтала еще с лета 2012 года, когда в трехдневном автомобильном путешествии по тульско-рязанским городам и весям мы заехали в Кирицы.

Тогда я и узнала о семейной трагедии баронов фон Дервизов. Чтобы не повторяться, наберусь в очередной раз наглости и процитирую саму себя о местной усадьбе, созданной самим Шехтелем.

«Усадьбе очень идет эта яркость и праздничность. Особенно, если учесть ее предназначение долгие годы – в качестве детского санатория по лечению костного туберкулеза. Характерные съезды для инвалидных колясок красноречиво говорят об этом. История часто движется по спирали. Брат и сестра создателя усадьбы умерли от этой болезни. Его отец, один из богатейших людей своего времени, бросил все, купил на Лазурном берегу дом и перевез туда своих больных детей, надеясь сохранить им жизнь. Чуда не произошло…»

Упомянутый дом на Лазурном берегу – это и есть вилла Вальроз. Сегодня в ней располагается административные службы местного университета. Это огромное здание, похожее на средневековый замок, проглядывает через зеленые заросли еще с дороги.

Но так хотелось его увидеть и в непосредственной близости.

Такой же расклад поджидал меня и на русском кладбище Кокад. В моих записях фигурировал только один день, когда оно должно было быть закрытым. Объявление на его воротах содержало иную информацию. А именно: посещение возможно только с четверга по воскресенье. Я же оставила приезд на последний день, который был средой.

Мне не удалось зайти вовнутрь и в первую православную церковь в Ницце - святителя Николая и

Мимо храма несколько дней подряд я ходила из отеля на железнодорожный вокзал и обратно, но всегда он оказывался закрытым.

Церковь построена в середине 19 века, когда только начинает складываться в Ницце русская колония. Стимулирующими факторами выступили и проявленный интерес к данному побережью вдовы Николая I – Александры Федоровны, приезжавшей сюда несколько раз; и дислокация в соседнем с Ниццей Вильфранше российских военно-морских кораблей.

Исключением в этом нескончаемом ряду неудач стала лишь Никольская церковь.

И ее название, и расположение на бульваре Царевича/Цесаревича напоминают о печальной странице в русской истории Ниццы.

На вилле «Бермон», которая находилась на месте нынешнего храма, в апреле 1865 года скончался наследник престола, сын Александра II Николай Романов. Ему был 21 год. Во время своего европейского «турне» Николай занемог, был срочно переправлен в Ниццу, где через 5 месяцев скончался на руках своей невесты Дагмар. По свидетельству очевидцев молодых людей связывали искренние нежные отношения. Впоследствии Дагмар вышла замуж за его брата Александра, став матерью последнего русского императора Николая II, названного в честь безвременного умершего дяди.

Скоропостижная смерть цесаревича потрясла его близких. Было решено на месте, где он провел последние минуты своей жизни, возвести храм в его честь. Одним из инициаторов выступил поэт Петр Вяземский.

Пока продолжалось строительство Николаевской церкви, на территории, выделенной нее, возвели мемориальную часовню. Она сохранилась и сегодня.

Главный храм выполнен в псевдорусском стиле, изразцы и мозаика на фасаде выполнены мастерской под руководством Владимира Фролова.

Того самого, который в дооктябрьские годы создал мозаичные панно для Георгиевской церкви в Гусь Хрустальном, церкви Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве и знаменитый Спас Нерукотворный для церкви Святого Духа в смоленском Талашкино, его работами украшен и особняк Рябушинского на Никитской улице в Москве. В советские годы Фролов украшал Киевский вокзал в Москве, но особенно известен своими мозаичными произведениями в московском метро на станциях «Маяковская», «Автозаводская» и «Новокузнецкая». Мозаики последней станции создавались в блокадном Ленинграде, где в 1942 году Фролов умер от голода.

Никольская церковь внешне получилась яркой и праздничной, в ней совсем не проскальзывают нотки той трагедии, которая стала отправной точкой для ее создания. Однако есть в ее облике, как это ни парадоксально звучит, нечто инородное, искусственное. Слишком уж прянично-сусально она выглядит.

Наверно, это чувство у меня и осталось главным, если бы мне не удалось войти вовнутрь.

В ее интерьере мне бросилось в глаза множество разнородных старинных икон, закрывающих практически все стены. Предполагаю, что большинство из них было вывезено русскими людьми, искавшими приют в этих далеких краях после событий столетней давности и последовавшей после них Гражданской войны. В свой собранный на скорую руку скромный багаж клали самое дорогое и памятное, которое и должно было связывать с Родиной. Среди этого дорогого и памятного почти всегда находилось место для фамильных образов. Позднее они были принесены в эту церковь.

Не в первый раз мне удается ощутить на себе некую духовную ауру, которая незримо присутствует в намоленном храме. Стоя в окружении этих разномастных икон, я чувствовала на себе их воздействие. Будучи совсем невоцерквленным человеком и даже некрещеным, я воспринимала происходящее со мною, как некий диалог со своими земляками, ушедшими давно не только со своей родной земли, но и покинувшими наш земной мир навсегда. Однако, мы встретились…

Непривязанные к этим трем моим основным интересам достопримечательности в Ницце можно сравнить с прогулкой на туристическом поезде.

Непривязанные к этим трем моим основным интересам достопримечательности в Ницце можно сравнить с прогулкой на туристическом поезде.

Одна красивая картинка сменяет другую, и хочется их все запомнить, чтобы потом воссоздать их в своей памяти.

НО… юркий паровозик бежит дальше. И уже через несколько минут забываешь об этом своем желании. Остаются только яркие мазки проскользнувших мимо впечатлений.

ЭПИЛОГ

С Лазурным берегом очень сложно проститься навсегда. Еще не покинув его, ты уже точно знаешь, что обязательно сюда опять вернешься.

Так что продолжение непременно последует…

Подписаться на автора
Комментарии к отзыву (1)
Добавить
author-name
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
24 март 2018 г.
"С Лазурным берегом очень сложно проститься навсегда."
С этим совершенно согласна.

Очень жаль,что нет фотографий.
В начало страницы
Эксперты
по туризму
рядом с Вами
Найти эксперта
Плешко Марина
Плешко Марина +7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Осипова Инесса
Осипова Инесса +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица Скобелевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Решникова Евгения
Решникова Евгения +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Метельская Елена
Метельская Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
Сорокин Анатолий +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Евдокимова Екатерина
Евдокимова Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёва (Дикая) Евгения
Ковалёва (Дикая) Евгения +7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Бабичева Ирина
Бабичева Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Хлопкова Анна
Хлопкова Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ульбашева Елена
Ульбашева Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулинич Анна
Кулинич Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Базылева Наталия
Базылева Наталия +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица Скобелевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Волкова Виктория
Волкова Виктория +7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Самохина Валерия
Самохина Валерия +7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Чекалова Лариса
Чекалова Лариса +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Маргарян Шушан
Маргарян Шушан +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ларионова Ирина
Ларионова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Акиняева Светлана
Акиняева Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Познер Екатерина
Познер Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Буглак Иван
Буглак Иван +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Гурьева Елена
Гурьева Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Митино, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковалёв Максим
Ковалёв Максим +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Власова Анжелика
Власова Анжелика +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Габоева Белла
Габоева Белла +7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Дорожинская Кристина
Дорожинская Кристина +7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Королева Анна
Королева Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковалёв Вадим
Ковалёв Вадим +7 (495) 725 1001
1001тур
Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Китаев Максим
Китаев Максим +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Ескина Алла
Ескина Алла +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Киреева Анастасия
Киреева Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Бриленкова Ксения
Бриленкова Ксения +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Иванова Наталья
Иванова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Гарёва Оксана
Гарёва Оксана +7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Иванова Наталья
Иванова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Митино, 1001 тур
Перезвоните мне
Гусева Евгения
Гусева Евгения +7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Яременко Ирина
Яременко Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Фарахеева Лилия
Фарахеева Лилия +7 (495) 725 1001
1001тур
Молодежная, 1001 тур
Перезвоните мне
Лызина Наталья
Лызина Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гундырева Юлия
Гундырева Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шевцова Марина
Шевцова Марина +7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бывалова Мария
Бывалова Мария +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Табагуа Диана
Табагуа Диана +7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Никулина Наталья
Никулина Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Лужкова Ольга
Лужкова Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Бойназарзода Гулнози
Бойназарзода Гулнози +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кувыкина Елена
Кувыкина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Архипова Елизавета
Архипова Елизавета +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кичигина Елена
Кичигина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Погоний Кристина
Погоний Кристина +7 (495) 725 1001
1001тур
Крылатское, 1001 тур
Перезвоните мне
Шагербаева Джульетта
Шагербаева Джульетта +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Павленко Елена
Павленко Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Москвина Светлана
Москвина Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Тихонова Юлия
Тихонова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Молодежная, 1001 тур
Перезвоните мне
Маслов Александр
Маслов Александр +7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Купреева Ольга
Купреева Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Афанасьева Ольга
Афанасьева Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Ткач Михаил
Ткач Михаил +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Захарченко Ольга
Захарченко Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лисина Ольга
Лисина Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Базаров Николай
Базаров Николай +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Кешишян Анастасия
Кешишян Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Шакирова Ксения
Шакирова Ксения +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кочеткова Валерия
Кочеткова Валерия +7 (495) 725 1001
1001тур
Отрадное, 1001 тур
Перезвоните мне
Стрельникова Наталья
Стрельникова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шугаева Светлана
Шугаева Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Баркова Наталья
Баркова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Самарина Марина
Самарина Марина +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Михайлова Наталья
Михайлова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Калинин Никита
Калинин Никита +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Письменов Евгений
Письменов Евгений +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Наконечный Антон
Наконечный Антон +7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Беляева Ксения
Беляева Ксения +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Потапова Ольга
Потапова Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Карпухина Наталья
Карпухина Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Дмитрова Елена
Дмитрова Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Вахрамова Ирина
Вахрамова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Павликова Юлия
Павликова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Петрова (Брониковская) Ксения
Петрова (Брониковская) Ксения +7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Таран Алена
Таран Алена +7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Даричева Екатерина
Даричева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Лукманова Рената
Лукманова Рената +7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулинич Никита
Кулинич Никита +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Алексеева Оксана
Алексеева Оксана +7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Гореликова Виктория
Гореликова Виктория +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Тузова Татьяна
Тузова Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Северина Инна
Северина Инна +7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Овсянникова Юлия
Овсянникова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Малькович Регина
Малькович Регина +7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Карева Олеся
Карева Олеся +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал, 1001 тур
Перезвоните мне
Галахова Светлана
Галахова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Марьино, 1001 тур
Перезвоните мне
Белоусова Светлана
Белоусова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Муравленко Анастасия
Муравленко Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Меняйлова Светлана
Меняйлова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Ольховский Дмитрий
Ольховский Дмитрий +7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Малышева Анастасия
Малышева Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Сергеев Евгений
Сергеев Евгений +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Иванова Анастасия
Иванова Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Попеску Даниела
Попеску Даниела +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Сергеева Екатерина
Сергеева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Коваленко Анна
Коваленко Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Захарова Инна
Захарова Инна +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Погосян Ани
Погосян Ани +7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Сукачева Оксана
Сукачева Оксана +7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Рыльцева Ирина
Рыльцева Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Ковязина Жанна
Ковязина Жанна +7 (495) 725 1001
1001тур
Фили, 1001 тур
Перезвоните мне
Степанов Владимир
Степанов Владимир +7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Новосёлова Светлана
Новосёлова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Мухамбетова Рауза
Мухамбетова Рауза +7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Слобожанинова Юлия
Слобожанинова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Челибджанова Екатерина
Челибджанова Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Дербина Ирина
Дербина Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Антонова Наталья
Антонова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокина Юлия
Сорокина Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Королева Татьяна
Королева Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Васнева Юлия
Васнева Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Максимов Павел
Максимов Павел +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Змерзлюк Наталья
Змерзлюк Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Косарева Екатерина
Косарева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Порохина Елена
Порохина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Петрикова Валерия
Петрикова Валерия +7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гончарова Лилия
Гончарова Лилия +7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Антохина Светлана
Антохина Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Петухова Маргарита
Петухова Маргарита +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кузьмина Анастасия
Кузьмина Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Фили, 1001 тур
Перезвоните мне
Гакова Ирина
Гакова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Еприцкая Яна
Еприцкая Яна +7 (495) 725 1001
1001тур
Фили, 1001 тур
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
Тимофеева Инна +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Колодзейчак-Колодзейская Светлана
Колодзейчак-Колодзейская Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Протченко Наталья
Протченко Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Марьино, 1001 тур
Перезвоните мне
Ласьков Максим
Ласьков Максим +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Лавренюк Анжелика
Лавренюк Анжелика +7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Такташова Светлана
Такташова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Шипова Алиса
Шипова Алиса +7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Поливановская Анна
Поливановская Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Мишина Светлана
Мишина Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ворик Илона
Ворик Илона +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Нестерова Ирина
Нестерова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Чабан Екатерина
Чабан Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Самошкина Виктория
Самошкина Виктория +7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Наумова Юлия
Наумова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Зубкова Руслана
Зубкова Руслана +7 (495) 725 1001
1001тур
Молодежная, 1001 тур
Перезвоните мне
Шепелева Татьяна
Шепелева Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Калинина Маргарита
Калинина Маргарита +7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Родзик Светлана
Родзик Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Рогова Юлия
Рогова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрова Галина
Петрова Галина +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Сапрыкина Юлия
Сапрыкина Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Григорьева Екатерина
Григорьева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Фортова Маргарита
Фортова Маргарита +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шелягина Ирина
Шелягина Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кириллов Дмитрий
Кириллов Дмитрий +7 (495) 725 1001
1001тур
Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Кулагина Елена
Кулагина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гаршина Алена
Гаршина Алена +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Бодаева Людмила
Бодаева Людмила +7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Казакова Наталья
Казакова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Самодаровская Ольга
Самодаровская Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Мазина Елена
Мазина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Четвергова Анна
Четвергова Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Бекишева Анастасия
Бекишева Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Митино, 1001 тур
Перезвоните мне
Кинкович Татьяна
Кинкович Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Саларьево, 1001 тур
Перезвоните мне
Данилина Валентина
Данилина Валентина +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Макарова Ирина
Макарова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Целовальникова Анжелика
Целовальникова Анжелика +7 (495) 725 1001
1001тур
Крылатское, 1001 тур
Перезвоните мне
Познер Екатерина
Познер Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал, 1001 тур
Перезвоните мне
banner-dzen