Путешествие по трем столицам. Рассказ первый: Стокгольм в феврале

Отзыв написан: 18 марта 2018 г.

До поездки.

Каково же было удивление моего окружения, когда я в свои 58 решила тряхнуть стариной и с рюкзачком пройтись пешеходным маршрутом, нет, не по горам-перевалам, а по каким-нибудь европейским столицам, причем впервые и бюджетно. «Уж если и ехать в скандинавские страны, то лучше зимой, все равно там и летом не искупаться, а уж летом можно на юг»- так размышляла я при выборе направления для поездки в феврале. Билеты на самолет в Стокгольм на 6 дней уже были куплены, когда я решила, что для знакомства с февральской шведской столицей будет достаточно двух дней. Чтобы создать мозаику впечатлений, хотелось еще увидеть Хельсинки и Таллинн и воспользоваться разными паромами для пересечения Балтийского моря.

В Москве на Шаболовке заплатила консульский сбор за визу, сервисный сбор Швеции - 3940руб, в «Альфастрахование», размещенном этажом ниже, оплатила 532руб. за страховку в 35000евро.

Все, я готова покорять Европу!

Дорога в Стокгольм.

До Шереметьево домчались аэроэкспрессом за 420руб. (это в случае электронного платежа, а в кассе – 500руб.). Вылет самолетом Аэрофлота в 11.25час., в Стокгольм в аэропорт Arlanda прибыли в 11.40час. Летели на Запад, разница во времени 2 часа, подарили себе эти 2 часа, как будто и не было перелета. Обратный вылет был из Стокгольма 22 февраля в 12.40, прибытие в Москву в 16.45час. Перелет туда - обратно обошелся в 12031руб.

Зная наперед все бюджетные варианты перемещения от аэропорта до центра Стокгольма, мы, находясь в эйфории, выбрали самый дорогой способ - на электричке Арланда-экспресс , поддавшись на скидку выходного дня (2 for 350sek/3 for 450sek/4 for 559sek Thursday-Sunday).

Забегая вперед, скажу, что на обратном пути мы это компенсировали, добравшись до аэропорта, как и местные жители, только по той самой карте, по которой ездили в метро. Для этого сели сначала на электричку, а потом на автобус до аэропорта. Все это быстро, комфортно и в счет уже оплаченной карты.

В аэропорту нас выручил с едой магазин 7-elevan, где покупали: капучино от 25 до 35 крон, все фрукты (яблоки, бананы) 6 крон за штуку, маффины по 25 крон, бутерброд с сыром, колбасой 30 крон, 2 бутылочки воды 2шт. за 15 крон.

7-eleven

Вот она, столица!

Прибыли из аэропорта на станцию метро T-Centralen. Метро здесь обозначается буквой «Т»(Tunnelbana), хотя сначала машинально ищем букву «М» по аналогии с Москвой. И еще важно: не путать метро и пригородные поезда, входы у них одни. Разовый билет в метро до 75мин. стоит 44sek; по карте путешественника 24час.-125sek, 72час.-250,7дней -325,30дней-860. Удивительно, но в метро есть льготы для пенсионеров, даже по моей пенсионной российской карте!

При выходе из метро T-Centralen виден купол церкви Clara kirka, мы зашли в нее по пути, а позже в 18 час. послушали бесплатный органный концерт, где звучали произведения Bach, С.Franck, F.Mendelssohn.

Церковь Clara Kyrka

Божественные звуки в божественном храме! Опоздавших на концерт не пускали, чтобы не нарушать гармонии. На выходе после концерта смотритель скромно предлагал опустить пожертвования.

При переходе улицы нажимаем на кнопку светофора, не ждем, как, в основном, в России.

Для ориентации по Стокгольму использовали путеводитель от Lonely planet и карты, которые в свободном доступе в разных местах.

Из Clara kirka идем налево под виадук, справа виден купол Ратуши, это 1, 2км от Гамла Стана (Старый город). Время посещения Ратуши 9.30-16час. только с экскурсией и только летом. Смотровая площадка в зимнее время закрыта.

Ратуша

С набережной открывается красивый вид на остров Риддархольмен.

От Ратуши вернулись к виадуку и пошли к Gamla Stan по Riddarhusgrand, хотя вход в Старый город эффектней с ул.Дроттнинггаттан, что мы и сделали во второй приезд.

Gamla Stan, куда мы сразу устремились, и остров Юргорден вполне оказались под силу для осмотра в день прилета и на следующий день до отплытия после обеда в Хельсинки, конечно, без посещения музеев, которые оставили до следующего раза.

День первый. Минипрограмма по Gamla Stan.

Что планировали увидеть в Gamla Stan:

- Королевский дворец. Бесплатные экскурсии 45мин. в 14 и 15час., смена караула в12.15 (среда, суббота), 13.15 (воскр.)

Королевский дворец

- Olle (Улле) - мальчик, смотрящий на Луну;

Olle (Улле)

Как его найти: от Королевского дворца в Гамла-Стан нужно зайти на улицу Finska Kyrkogränd, обойти Финскую церковь Clara kyrka и свернуть направо на улицу Trädgårdsgatan. Скульптура находится в дворике Bollhustäppan, в него ведут два прохода с этой улицы. Выполнили ритуал: погладили мальчика по голове, загадали желание и положили рядом монетку.От такой милоты на душе стало еще светлее;

- Нобелевский музей;

Музей Нобеля

- Дома Шантца (слева) и Сейфритца (справа), которые являются визитной карточкой города;

Дома Шантца и Сейфритца,

- Церковь Святого Николая (часы работы 9-16.00час.);

- собор Stockholm Cathedral.

Ненароком я понаблюдала работу гидов в Гамла Стане: скучное выражение лица и монотонный рассказ русского гида с русскими туристами и выражение лица «их» гида в одеянии католического средневекового монаха, трубящего разными голосами на всю площадь: «Весь мир – театр и это моя сцена». Несколько раз с ним встречались и все время у него было вдохновение, он был в своей роли. Думаю, и среди наших такие есть.

О районе Сёдермальм и гостинице.

После Гамла Стана по дороге к гостинице идем на смотровую площадку у метро Slussen, виды замечательные, но фотосъемке мешают строительные работы по реконструкции метро.

Вид с площадки у метро Slussen

Смотровая площадка у метро Slussen

Вход на смотровую площадку через кафе.

Для любителей фастфуда здесь есть McDonald´s, где чай- 14sek (х7,2=101руб.), гамбургер- 20 sek (144руб.)

От Slussen идем к гостинице. Нас ждет Stockholm Classic Budget Hotell на Lundagatan 31 в районе Сёдермальм. Этот район - третий в списке самых престижных городских районов мира по версии журнала Vogue, но по доступности к основным достопримечательностям мне больше понравился район Вазастан, хоть и не сердце города Норрмальм, но рядом с ним.

Заселение было в 14час., выезд - до 11.30час. Номер эконом-класса без окон на 1 этаже с душем и туалетом в номере, сейфом, феном, холодильником, вентилятором, телевизором, чайником, двухярусной кроватью за 495 sek (3534руб.)/ за двоих. Постельное белье бесплатно, парковки нет. Приветливый мужской персонал предлагал бесплатный кофе у ресепшн. Можно было взять завтрак за 74 шведских крон /с человека, но не захотелось. Номер чистый, свежий ремонт, сантехника блестит, все достойно.

Этот район славится ночной жизнью и планировалось посетить Himlen — панорамный бар на 26-ом этаже, но заменили его на Музей фотографии, который тоже работает допоздна.

Первый день обнадежил: силы есть, хоть и целый день на ногах, а уж желания почувствовать атмосферу города хоть отбавляй.

День второй. Юргорден.

На следующий день с рюкзаками за спиной мы отправились на остров Юргорден от метро Kungstradgarden по Jakobsgatan, Stromgatan, покормили лебедей и уток.

Живая природа

У Драматического театра мы сели на знаменитый трамвай маршрута №7, который соединяет Нормальмстронг и Юргорден.

На остров Юргорден приятно погулять по парку и там находится несколько интересных музеев:

- этнографический музей под открытым небом Скансен (где много построек, свезенных со всей Скандинавии и воссозданы средневековые мастерские, есть зоопарк. Оттуда открывается великолепный вид на Стокгольм);

Skansen

- ABBA музей;

У музея ABBA

-музей корабля "Васа";

Музей корабля Васа

- Музей северных стран;

Музей северных стран

-музей Юнибакен - это музей героев книг Астрид Линдгрен, детский культурный центр.

Музеи закрыты по понедельникам.

С острова Юргорден с остановки у церкви доехали до метро Karlaplan, зашли в Макдональс.

Конечно, хотелось быть экономными и съесть гарантированные калории в понятном продукте. И мы с радостью встречали знакомый облик Макдональс . В России я его часто обхожу, но теперь российский Мак я оценила за его опрятность и ухоженность, чистые открытые туалеты. Там же мы попадали в какие-то зачуханные, обшарпанные заведения. Мои сослуживцы из дилерских автомобильных автоцентров тоже замечали за границей низкий уровень требований к выполнению стандартов бренда у них и у нас. В России эти стандарты почему-то должны выполняться едва ли не идеально, чтобы компания не имела санкции от представительства.

Кстати, в Швеции можно пить воду из-под крана. Она чистая и фильтрованная, так что очевидна экономия на бутылках с водой. А экономить приходится. Цены в магазинах сети COOP:йогурт 200г 10крон, яйцо в упаковке 4шт. 12 крон, нарезка мясная 120г 15крон по скидке,хлеб 15 крон по скидке.

Наконец мы доехали до терминала на паром Silja Symphony от Silja, чтобы отправиться в Хельсинки, а затем в Таллинн.

Второе пришествие в Стокгольм. Паром.

Из Таллинна в Стокгольм возвращались круизом на пароме Baltic Queen маршрутом «Таллинн-Стокгольм-Таллинн» 20 февраля в 18.00 от D-терминала (Lootsi 13), прибытие в Стокгольм в среду 21 февраля в 10.15час. в Вяртахамн.

Паром

Почему круиз? Это самый бюджетный вариант. Каюта класса А на 8 этаже на 2 человека за 65 евро, завтрак «шведский стол» в Grande Buffet за 10,5 евро в случае раннего бронирования завтрака, иначе -11,5 евро. Итого на двоих 86 евро, приятный бонус -2 купона на скидку 50% в барах на пиво/сидр. Регистрация пассажиров на паром заканчивается за 30 мин. до отправления, так что рекомендуемое время прибытия в порт за 1час до отправления. Билет регистрировали в киоске самообслуживания (self check-in). Посадочный билет служит и ключом от каюты. Приятно было погреться в сауне и поплавать в бассейне, что обошлось в 7 евро или 67 sek/чел.

Второе пришествие в Стокгольм. Район Вазастан. Гостиница.

21 февраля из порта направились в Hotel Micro Tegnerlunden. Район Вазастан понравился, тихий, уютный. Мы сначала не поверили, что такая респектабельная гостиница наша, только номера эконом -класса располагались в цокольном этаже.

За небольшой двухместный номер с 2-ухярусной кроватью общей ванной и туалетом, без завтрака заплатили 446 sek (3184руб.). Мы пришли в гостиницу раньше, номер был не готов, но нам разрешили оставить рюкзак, снабдили картами.

Следует сказать, что в моем понимании «общая ванна и туалет» представлялись непрезентабельными местами наподобие гостиниц из советских времен. К счастью, я обманулась. Видимо, уровень жизни шведов не позволяет им опускаться ниже их привычек: нигде ни намека на обшарпанность, запущенность, грязь. Общая ванная – это множество просторных изолированных душевых с капитальными перегородками, искрящей чистотой сантехникой и кафелем, умывальниками с огромными зеркалами. Так же все на «отлично» с общим туалетом из многочисленных, современно оборудованных кабинок. Все это выглядело намного лучше, чем эти помещения этажом выше в основной гостинице, размещенной на этажах старого дома.

Бюджетная гостиница

Второе пришествие в Стокгольм. Как мало времени!

Чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, как мало знаешь. Конечно, выделенного для Стокгольма времени катастрофически не хватило. Ведь хотелось просто побродить по улицам и насладиться атмосферой столицы и доброжелательным отношением горожан с их искренним желанием помочь и открытостью. Вот как этот солдат.

Доброжелательностьи открытость даже у памятников

По дороге к еще одной интересной достопримечательности, Стокгольмской общественной библиотеке, путь проходил по парку мимо Обсерватории, откуда с возвышенности открывается красивый вид на город.

Обсерватория

Библиотека удивила, ничего подобного я не видела.

Общественная библиотека

Потом вернулись в Гамла Стан, зайдя в него правильно, с красивой пешеходной улицы Дроттнинггаттан по мосту Риксброн, а потом под монументальными арками Парламента.

Вход в Старый город

Нашли переулок Мортена Тротзига, самую узкую улицу в Стокгольме.

Переулок Мортена Тротзига

Своё имя переулок получил в честь немецкого торговца Мортена Тротцига. Этот переулок на самом деле является узкой лестницей из 36 ступенек, соединяющей красивую прогулочную улицу Вастерлангатан и Prastgatan. На ней едва ли смогут разминуться два человека, её ширина всего 90 см, но это и выделяет ее среди остальных.

Еще раз осмотрели Королевский дворец и окрестности.

Королевскийдворец

Уютно

Когда голод напомнил о себе, мы вспомнили рекомендации из интернета и отправились на площадь Хоторгет.

Здесь увтдели интересное здание Концертного зала,

Концертный зал на рыночной площади

а на крытом рыбном рынке в заведении Kajsas fisk заказали наваристый рыбный с морепродуктами, а хлеб и салат в свободном доступе были бесплатно и неограниченно. Одна огромная тарелка вкуснейшего наваристого супа позволила насытиться до отвала.

Меню в рыбном заведении

Это место, видимо, любимо местными. Рядом, в рыбном баре дамы в возрасте мило распевали песенки и вели себя, как дома. Я вообще люблю «растворяться» среди местных, но спутница удержала от этого шага.

Меня все время удивляло, как у них умудряется быть невидимым, оставаться незамеченным обслуживающий персонал. А тех, которых замечали, радовали и заставляли гордиться тем, что именно они тебя обслуживают. Сколько достоинства. При входе на паром пассажиров встречал шеф-повар, на завтраке повара степенно демонстрировали в зале искусство раскладки. На обычном городском рынке молодые люди с внешностью экранной звезды помогали с выбором продуктов так, как будто давали интервью по дипломатической линии. Да они просто уважают себя, а от этого идет уважение к нам.

И еще одно удивило. Я живу в частном доме и зимой в солнечный день с удовольствием распахиваю шторы на окнах, чтобы солнце прогревало дом. Но позже я их задергиваю, так мне кажется уютней и безопасней. В Стокгольме меня поразило почти полное отсутствие на окнах в квартирах чего-либо, спасающее от посторонних глаз.

Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной.

На случай холодной и дождливой погоды были предусмотрены запасные варианты и способы перемещения:

1. обзорная экскурсия на автобусе Hop on Hop off (туристический автобус, двигающийся по определенному маршруту).

Автобус Hop on Hop off

Riddarsholms-kyrkan -здесь видели остановку автобуса HOP ON – HOP OFF, отправление которого каждые 30-60 мин.: билет на 24час. – 300 sek, 72-350, 24часа+ музей ABBA -450, детский 50%. Билет можно купить в автобусе или на сайте stromma.se. Обслуживание на 11 языках, в т.ч. русском. На каждой остановке можно войти, выйти и так неограниченное количество раз, но в период действия билета — 72, 48 и 24 часа.

Народ в поездке произвел впечатление закаленного. Морозы не сильные, но сырой балтийский воздух пробирает. На улицах люди, в основном, в кедах-кроссовках, ботинках, без головных уборов и капюшонов, нараспашку. Я же – в высоких зимних сапогах и укутана с головы до ног в шерстяное.

2. Brunkebergstunneln – пешеходный 231-метровый туннель между районами Norrmalm и Östermalm, который представляет собой широкую ярко-желтую трубу . Выйти на Sveavagen, повернуть в сторону Hotorget и через 5 минут ты на Sergels torg - главной площади города.

3.экскурсии по метро.

Нам это не понадобилось. Погода нас баловала. Было солнечно, иногда налетали облака, днем тепло от -3°Сдо +1°С. В Хельсинке и Таллинне было холоднее от -8°С до -6°С. Зато в Москву возвращались при -28°С. Почувствуйте разницу называется, как на юге побывали.

Метро Стокгольма.

Метро в Стокгольме в их стиле. Не то, чтобы без помпезности и изысков, об этом и речи нет. А даже как будто они кичатся простотой и естественностью. Это, может, так бы и не удивило, каждый волен в своем выборе, но для туристов в интернете все рекомендации пестрят призывом специально проехаться по стокгольскому метро как особенной достопримечательности. Я бы теперь тоже поддержала эту рекомендацию, хотя бы для того, чтобы можно было оценить художественное достоинство нашего московского и питерского метро. Красно-зеленая, синяя ветки – это не просто цвет линии на схеме метро, они реально так окрашены.

Метро

На синей ветке метро размещены искусственный водопад, скульптуры, археологические раскопки. Рекомендуют посмотреть Kungsträdgården, T-Centralen, Rådhuset и Tensta. Везде в метро скальные породы.

В метро Стокгольма меня удивили многие вещи. Например, в метро не видела ни одной собаки в наморднике, и немногие были с поводками. Мы их принимали сначала за бродячих, притулившихся погреться в метро. Нет, на остановке по команде рядом стоящего человека они выскакивали на платформу и двигались в потоке людей. Что это? Атмосфера всеобщего благоденствия коснулась и собак? Окажись я в метро со своей супер-пупер немкой, я бы сама издергалась, как бы чего не вышло. Стоит все-таки путешествовать, наблюдать, жизнь по-другому начинаешь осмысливать, столько цветов у нее, жизни, кроме белого и черного.

Итак, путешествие завершилось.

Насыщенное, динамичное, бюджетное путешествие. От удовольствия от увиденного так бы и летала.

Восхищение от города

Будет возможность, Стокгольм навещу еще раз, но золотой осенью. А весной планирую Данию, Копенгаген, а там тоже рукой подать до Швеции. Тётушка во вкус вошла, Европа – держись! В Китае, Пекине и Шанхае, уже была, туда почему-то не тянет, а вот Европа затянула. Какие мои годы, пожелайте мне удачи и да пребудет покровитель путешественников со всеми нами!

Швеция от 23 481 руб!
Малярова Алевтина
18 март 2018 г.
Спасибо большое за такой интересный рассказ! Получила истинное удовольствие и много подчеркнула для себя! Желаю много путешествий впереди!
Швеция от 23 481 руб!
  • Экскурсионные туры!
  • Суперскидки до 40% по акции Раннее Бронирование!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит