Екатеринбург. Россия
Отзыв написан: 26 апреля 2013 г.
Так и не определившись до конца, где бы я хотела провести новогодние каникулы, отправляюсь в своё ставшее уже родным турагентство. Предложение менеджера посетить Венгрию стало для меня полной неожиданностью. Именно в эту страну в ближайшее десятилетие я точно ехать не собиралась, поэтому даже немного растерялась. Усаживаясь удобнее в кресло с чашечкой чая, начинаю очень быстро, не задумываясь, отвечать на вопрос менеджера о том, с чем у меня ассоциируется Венгрия. Первое о чём вспомнила, – это об автобусах «Икарус», уже не одно десятилетие живущих в нашем городе; Эрнё Рубика с его кубиком, который я так ни разу не смогла собрать правильно; о лёгкой юношеской влюбленности в оперетты Кальмана и, конечно же, о «Венгерских рапсодиях» Листа и «Лунных сонатах» Бетховена, - музыка, которую могла слушать часами; о любимом торте «Эстерхази», а также о вкусных салатах из детства, приготовленных заботливыми мамиными руками, в которых обязательно присутствовал венгерский зеленый горошек и кукуруза, и лечо, которое я всегда с удовольствием лопала в прикуску с сардельками. Из закромов памяти «вытаскиваю» некие события, связанные с историей этой страны, но в пределах школьной программы. Далее мыслительный процесс замедляется, и я вдруг начинаю понимать: я уже хочу в эту страну!

На свидание с Венгрией улетаем плотно отужинавши. Салаты и другие вкусности новогоднего стола всё ещё борются в животе за койко-место. «Ох, только бы самолёт хорошо взлетел и крайне удачно сел» - подпевала я всю дорогу в аэропорт. Раннее утро. Совершаем посадку в аэропорту им. Ференца Листа. Будапешт нежно принимает нас в свои объятия. Ну, здравствуй! Будем знакомиться!

«Чемодан драгоценностей» или самые яркие впечатления от увиденного…

Начитавшись о чудодейственной силе Геллертских источников, знакомство с Будапештом начинаем с купальни Геллерт, открывающей свои двери в столь ранний час. Ориентиром служит легендарный отель с одноимённым названием. Торопиться нам некуда. Город только сейчас начинает медленно просыпаться. По подвесному мосту Эржебет, названного так в честь любимой венграми императрицы Елизаветы Австрийской, из Пешты переходим в Буду. По узкой пешеходной дорожке вдоль одного из склонов горы Геллерт, мимо купальни Рудаш, доходим до моста Свободы. И вот оно - одно из красивейших сооружений Будапешта, выполненное в стиле сецессион (в моём, кстати, любимом), возвышающееся на берегу Дуная у самого подножия горы. То, что купальни Геллерт самые востребованные бани города Будапешта, можно легко определить по количеству народа, желающих также как и мы ранним, праздничным утром «погреться» в их целебных водах. Первое, что бросается в глаза уже при входе - помпезность, но не напускная и раздражающая, а совсем другая, с шармом, присущим только старине. Крытый комплекс с разноцветными стеклами, элегантные бассейны, украшенные колоннами. Всего в купальне Геллерт 13 бассейнов: жемчужная ванна, термальный, сидячий, детский, бассейн с волнами, многие из которых покрыты шикарной мозаикой, а по краям украшенные статуями амуров и Венер. «Ляпота!» - как бы сказал небезызвестный булгаковский герой. К полудню, проголодавшись, покидаем terület derű (территорию безмятежности). Пора знакомиться с городом.

Первые впечатления подарила увлекательная пешая прогулка по извилистым улицам города. Тем более что такая прогулка, в первые дни нового года, особенно интересна: каждый переулок, площадь или витрина по-прежнему представляют собой маленькие произведения искусства. Праздничное оформление улиц, домов, балконов, многочисленных кафе, деревьев и даже обычных фонарных столбов настраивают на позитивный лад, и хорошее настроение потерять уже невозможно. Представляю, какая красочная атмосфера царила здесь неделю назад, в Рождество. Очень жаль, что уже несколько лет не могу подгадать свой отпуск таким образом, чтобы побывать в Европе на Рождественские праздники, вдохнуть их аромат и насладиться неповторимым колоритом.
Красивый город с историческими зданиями, прекрасными площадями, уютными парками и интересными музеями, который река Дунай делит на две части – Буду и Пешт. Пешт лежит на плоской равнинной местности. Для его архитектуры наиболее характерны роскошные здания-особняки. По сути, Пешт - это один большой коммерческий центр. В этой части города расположены фешенебельные торговые комплексы, дорогие отели, широкие проспекты. Так, например, проспект Андраши ещё называют Елисейскими Полями Будапешта. Эта улица уже сама по себе - достопримечательность. Другая, не менее интересная улица - улица Ваци, со стоящим на ней отелем, ставшего нам временным пристанищем, является практически центром города, его сердцем. Ваци- пешеходная улица, которая берет свое начало от площади Вёрёшмарти и тянется вдоль Дуная до площади Фёвам, заканчиваясь крытым рынком, «усеяна» брендовыми магазинами, маленькими кафешками, мелкими торговыми лавочками. Величественная красота этой части города производит сильное впечатление! Построенное в неоготическом стиле здание Парламента больше похожее на здание Английского Парламента; Базилика святого Иштвана; Оперный театр, один из красивейших театров в Европе; Национальный театр; Большая синагога, многочисленные архитектурные ошибки, допущенные в строительстве, статустности ей не убавляют; Венгерский национальный музей; Большой пассаж, один из самых крупных и пафосных торговых центров, с фасадом, выложенным покрытыми глазурью кирпичами и множество других зданий.

Городской парк Варошлигет. Прогулку по парку начинаем с осмотра одной из главных достопримечательностей города – Мемориального комплекса Миллениум на площади Героев. У комплекса две полукруглых колоннады. И вот ведь незадача, у какой из колоннад сделать финальное фото: левой – с двумя аллегорическими фигурами символизирующими Труд и Благосостояние или правой – символизирующими Знание и Славу. И кто был тем «змеем-искусителем», подарившем мне на праздник книгу по фэн-шуй?! Кстати, думаю, что покровительница наступившего года – водяная чёрная змея - осталась довольна тем, как мы её встречали, ежедневно плескаясь в тёплых термальных водах многочисленных бассейнов Сеченьи. Перейдя улицу Олофа Пальме, фотоаппарат уже не убирали и не выключали. Здание Музея изобразительных искусств проходим мимо, планируя время на его посещение ближе к концу путешествия. Каток с павильоном, напомнив о зимнем развлечении из далёкого детства и юности, добавил сентиментальности в поездку. Комплекс зданий под названием «Замок Вайдахуняд», состоящий из двух десятков копии зданий с разных концов «пожилой» Венгрии. Зоопарк, посещение которого стало маленьким событием. Гуляющие по аллеям парка между величественных платанов умиротворённо-сытые селезни и утки, белые лебеди, грациозно рассекающие гладь искусственного пруда, громко «разговаривающие» чайки. Цирк, Парк развлечений, Музей транспорта, знаменитый ресторан «Гундель». Невероятно, но Венгрия мне начинает нравиться всё больше и больше.

Буда – это зеленые холмы, с дворцами, церквями, крепостями и узкими крутыми средневековыми улочками, с которых открывается сказочно красивый вид на противоположный берег Дуная. Мы не стали изменять давно сложившейся традиции и не кинулись искать спрятанные в лабиринтах города «сокровища». Протоптанные и проверенные годами туристические тропы вполне удовлетворят наши потребности в познании прекрасного. Поздоровавшись со львами, охраняющими покой Цепного моста или «старой леди» (как называют его венгры), делаю несколько кадров, рассказывая одновременно байку, связанную с этим местом. Легенда гласит, что если между львами по мосту пройдет мужчина, ни разу даже в мыслях не изменявший своей жене, то львы должны зарычать. В оправдание слышу: «Ну, вот как, как они зарычат?! Они же каменные!». Да, знаю, что не зарычат! Впереди туннель, въезд в который начинается с площади, которую принято считать официальным центром города — именно здесь лежит символический камень, обозначающий нулевой километр. Дальнейшее наше путешествие по Буде и его извилистым улочкам принесёт нам целую плеяду открытий. Начинаем отсчитывать километры.
На территорию Королевского Дворца поднялись на фуникулере. Сразу вспомнилось, что роскошный Дворец «снимался» в кино, например, играл роль Красной площади в фильме «Красная жара». В отличие от главного героя, маршировать по брусчатке не стали. На одной из колонн ограды сидит огромная, с неприветливым видом птица, похожая на грифа, - это легендарный Турул, символ династии Арпадов, основателей Венгерского государства. На Дворцовой площади установлен монумент принца Евгения Савойского, знаменитого австрийского полководца и государственного деятеля, фельдмаршала и генералиссимуса. Красив и брутален! Венгерская национальная галерея, Музей истории новейшего времени и Государственная библиотека им. Сеченьи. Фонтан Матьяша. Мраморная скульптурная группа, воспроизводящая сюжет баллады известного венгерского поэта М. Вёрёшмарти о святой Елене. Дворец Шандора, ворота Корвина, Национальный театр танца, памятник Патриоту. Медленно, но верно движемся в сторону старого города. Площадь Святой Троицы, в центре которой возвышается барочная колонна, возведенная в честь избавления города от чумы. Церковь Святого Матьяша. Напротив церкви Святого Матьяша, на высоком, украшенном барельефами постаменте, стоит один из самых выразительных памятников — памятник королю Иштвану I. Одним из самых необычных сооружений Буды можно назвать Рыбацкий бастион. Белоснежное здание с множеством лесенок и башенок, аркадами, тенистыми коридорами, каменными скамейками. Открывающаяся на противоположный берег Дуная панорама - завораживает. Как жаль, что фотоаппарат не сможет передать всей потрясающей воображение красоты.

От площади Святой Троицы в разные стороны лучиками расходятся узкие улочки старого города. Дворцы знати и скромные жилища горожан, уютные дворики, шпили старых соборов. Но самое сильное впечатление оставил отель «Хилтон», вернее Талант (с большой буквы!) и фантазия архитектора, который сумел встроить в здание отеля остатки колокольни церкви Святого Николая, стоящей на этом месте с 13 века. В холл отеля нас не пустили, но через витражное окно можно было увидеть фрагменты церкви, гармонично вписанных в интерьер. Хотя, если говорить о современной архитектуре Будапешта в целом, то втиснутые между старинными особняками безликие, убогие, больше похожие на казармы жилые дома глаз совсем не радуют. Архитекторы «советских» времён о красоте и гармонии города (особенно в исторической части), и его будущем не думали вообще. Статусная возрастная дама с аристократическим станом одетая не по своей воле в простенькое платьице юной пастушки – примерно так это выглядит в моём понимании. Но идём дальше. В уникальном Музее аптеки мы были единственными посетителями и нам даже разрешили фотографировать экспонаты, что в принципе запрещено правилами Музея, а по окончании экскурсии подарили открытку, чем ещё больше удивили и порадовали одновременно. Дом Красного Ежа, средневековая церковь Святой Марии-Магдалины, Музей военной истории, могила последнего турецкого паши. В подземельях Замкового холма (Лабиринт), в пещерах которого проложен туристический маршрут, а по пути следования стоят композиции из восковых фигур, как утверждает буклет, иллюстрирующие наиболее драматичные моменты истории Венгрии, заблудиться сложно, но желания долго гулять по катакомбам у меня не возникло. Музей Марципана, цены в котором оказались чуть выше, чем на Рынке; правда, представленный ассортимент был чуть шире. Не знаю, как семья, но ещё немного и я «потеряю» ноги. Представляете мою радость, безграничную радость, когда у нас на пути появилось маленькое кафе. Головокружительный запах свежей выпечки и кофе… Пирожное! Глаза, что называется «в разбег», у всех! Отдохнули, погрелись, вкусив божественно вкусного пирожного, выпив крепкого горячего кофе и, в путь. Уходя, как обычно делаю фото заведения. Что? Где-где мы были?! Кафе-кондитерская «Ruszwurm» («Русвурм»)! Вот так, по особому запаху, запаху пряностей, а не по туристической карте, была найдена и посещена небезызвестная в Европе достопримечательность. Не было бы счастья, да…Погуляв по Буде ещё пару часов, решили, что пора возвращаться в Пешт. В обратную дорогу воспользовались услугами общественного транспорта.

Пробуем Будапешт на вкус

Рестораны Будапешта отличаются непритязательной, простой, дружеской атмосферой, замечательной кухней. И, конечно же, что может быть лучше проведённого вечера в ресторане под зажигательную мелодию венгерского чардаша, исполняемую скрипачом. Известно, что блюда в венгерской кухне обладают своеобразной вкусовой гармонией и, к тому же, чрезвычайно сытные. Классикой в венгерской кухне считаются блюда, сочетающие в себе и первое, и второе. Прежде всего - это всемирно известные (не побоюсь этого сравнения): суп-гуляш, наваристый, пряный и очень вкусный, лечо, цыплята-паприкаш с галушками. Не отказали себе и в удовольствии попробовать стейки из свинины и рыбы, приготовленные на горячем камне. С удивлением узнала, что большой популярностью в Венгрии пользуется капуста, что паштет из гусиной печени считается деликатесным блюдом, а лапшу с беконом и сыром подают на гарнир к рыбным блюдам. И ещё я поняла, что если кто-то сидит на диете, то в будапештские рестораны лучше не заходить. Иногда даже, официанты пытаются выяснить, на какое количество человек мы заказываем то или иное блюдо. Диетической еды вы тоже не найдёте. И какая же национальная кухня без национальных вин? Токай Асу. Как говорил о нём Гёте – «король вин, вино королей». Кстати, как утверждают историки, - любимое вино Петра Первого. После долгих прогулок на свежем воздухе ноги сами несли нас в уютные тёплые кафе, в которых мы успели попробовать традиционные венгерские жареные сосиски с паприкой, рыбный суп «халасле», глинтвейн и штрудели с множеством разных начинок. А также получить (во всяком случае, я) удовольствие от смакования любимым тортом и крепкого ароматного кофе. Но знаменитых блинчиков в не менее знаменитом ресторане мы так и не попробовали.

Череда радостных, светлых дней, наполненных весельем и музыкой, щедро приправленная ароматом паприки и многочисленных традиционных сладостей продолжается. Мы едем на Балатон.
В дороге нам не пришлось скучать: дивные пейзажи, великолепные панорамы, посещение одного из самых древних городов – Секешфехервар, а также города Кестхей, озера Хевиз и полуострова Тихань.

Венгерское море

Как вещает «интернет-энциклопедия», Балатон – самое большое озеро в Центральной Европе. Еще в незапамятные времена, до прихода сюда венгров, на берегах Балатона жили римляне, германские и славянские племена. В середине прошлого века, с развитием железнодорожного транспорта и судоходства, жизнь на берегах Балатона словно ожила. Отдых на берегу озера стал настолько популярным, что к концу века вдоль всего побережья Балатона один за другим вырастают курортные центры. Сегодня сервис, предлагаемый курортом, превосходит все ожидания. К услугам отдыхающих: оздоровительные центры, фешенебельные отели, удобные кемпинги, частные дома в аренду (и на продажу), яхты, солнце, пляжи, красивые парки, чистейший воздух, «живая» вода, и хорошее настроение. Гуляя по парку понимаю, что впереди нас ждёт ещё большая культурная программа, но не могу «оторвать» себя от этого сказочно-красивого места. Главное, найти повод задержаться ещё хоть на час. А вот и повод – милый ресторанчик, так удачно оказавшийся на пути следования. Ведь глупо уезжать, не попробовав классической балатонской ухи и вкуснейшего, оригинального бадачоньского вина. Семья сопротивления не оказала.

Вот уж точно ни когда не думала, о том, что однажды побываю на родине, уже ставших местными («советско-российскими») автобусов «Икарус». Секешфехервар – трудно выговариваемое название города (ну до чего же сложен этот венгерский язык!) можно перевести как «Престольный белый град». По городу, правда, проехали быстро. Посетили Базилику, вернее, её остатки, в которой, по легенде, в средние века короновались и были похоронены венгерские короли. Кафедральный собор святого Иштвана, возведённого в 18 веке, на месте более древнего разрушенного собора. Часовню святой Анны, одно из немногочисленных зданий, пережившее все войны, когда- либо проходивших на территории Венгрии. А также Ратушу и Епископский дворец.

Въезжаем в Тихань, которая одновременно и старая рыбацкая деревушка, и природный заповедник, и туристический центр Балатона. Старинные улочки, церквушки, крепость, маленькое Тиханское аббатство с экспозицией, рассказывающей о последнем короле венгров Карле IV, костёл, в котором похоронен король Андраш I (муж Анастасии Ярославны, княжны Киевской Руси, дочери Ярослава Мудрого), музеи и сувенирные лавочки. С аллеи, отходящей от церкви, открывается потрясающе красивый вид на озеро и окрестности. В Тихани есть и свое собственное озеро - Белшёто (внутреннее озеро). А ещё там есть гора с необычным названием «Эхо», и очень трогательная, красивая легенда, связанная с этим местом. Перекличка с Эхо – стала одним из немногочисленных развлечений для туристов, приезжающих на экскурсию в эту местность. Идёшь по тихой извилистой улочке деревеньки и вдруг слышишь мощное, раскатистое: «Россия - Родина моя» и эхо вторит: «росияродинамо..я…аааа». Ага, ещё одна группа россиян на экскурсии, развлекается. А между тем, как гласит легенда, загадывать (кричать) надо сокровенное желание, оно возвращается эхом и обязательно исполняется. Хотя, родина Россия – это тоже не плохо, может быть.

Город Кестхей и озеро Хевиз. Ещё одно удивительно красивое место. Город Кестхей - небольшой, уютный, утопающий в зелени ухоженный городок. Те же старинные узкие улицы, дворец и знаменитая библиотека, огромное количество интересных парков. И главная достопримечательность этого уникального места – озеро и купальни, неординарная красота которых заключается в гармоничном сочетании феноменального природного ландшафта с творением рук человеческих. Хевиз - самое горячее термальное озеро Европы, целебная вода которого богата минеральными солями. Дно озера покрывает ил с высоким содержанием радия. Сюда приезжают люди, страдающие заболеваниями нервной системы, нарушением обмена веществ, для лечения опорно-двигательного аппарата, для того, чтобы облегчить ревматические боли и для того, чтобы просто отдохнуть. Озеро очень красивое: часть его украшена цветущими круглый год лилиями, правда вода в этом месте чуть холоднее, но и плавать среди кувшинок запрещено, а уникальности немаленькому по своим размерам озеру добавляет ещё и тот факт, что вода в нём обновляется каждые 28 часов, всегда оставаясь чистой и тёплой. Темнеет, до закрытия комплекса 2 часа. Успеваем. Весёлое времяпровождение в купальне, идеальной для отдыха в любое время года, прошло незаметно. До отеля ехали уже в полной темноте, кровати с радостью принимают нас в свои объятия.

«Сегодня нас ждёт чудесная прогулка и шопинг», - объявила дитё планы на день, открывая глаза утром. Чтобы сделать себе и своим близким прекрасные, а главное нужные, подарки отправляемся….на рынок! А уж потом в торговый центр. Рынок – то единственное место, где местные жители встречаются и отовариваются. Место, где жизнь бьёт ключом в течение всего года. Продуктовые магазины и торговые точки, как нам показалось, созданы исключительно для обслуживания туристов. Венгры, гуляющие по павильонам рынка с плетёными корзинками для продуктов, очаровывают, вернее, подкупают, своим простодушием и прагматичностью. Традиционные магнитики на холодильник, куколки в национальных костюмах, пара вышитых салфеток, пара расписанных тарелок, пара фарфоровых статуэток, по палке колбасы на каждого члена семьи (как оказалось, у каждого свои пристрастия), по паре баночек деликатесной гусиной печени, изделия из марципана, пакетики с паприкой для гуляша и просто…. Мда…так увлеклись, что на обратном пути пришлось покупать новый чемодан. А на вторую половину дня ещё запланировано посещение торгового центра.

Будапешт красив и гостеприимен – это правда. Архитектурные памятники разных времен и стилей, музеи, галереи и сады. Именно здесь очень чувствуется его неповторимый, харизматический характер. Именно здесь самым непостижимым образом сочетается умиротворённость и размеренность будничной жизни с деловой активностью местных жителей. Набережная Дуная. В сумерках, после заката, подсвеченные иллюминацией «сокровища Будапешта» выглядят настолько величественно, что поневоле расправляешь спину, начиная жить и дышать этим городом. И уже перестаёшь бороться с желанием возвращаться в Венгрию как к себе домой.

Как это не грустно осознавать, но наше новогоднее путешествие подошло к концу. Прощаемся с радушным персоналом отеля. На 14 часов заказано такси в аэропорт. Покидая гостеприимный Будапешт, я загадала желание снова вернуться сюда, в страну, где есть уникальная возможность не только хорошо отдохнуть, но и поддержать тонус. Пусть год, так позитивно начавшийся в Венгрии, будет для нас вдвойне счастливым!

С уважением, Александра Романова, почти самостоятельная туристка.
БАЛИХИН АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
27 сентябрь 2013 г.
Чем ставить другим "единицы", Вы бы лучше попросили научить Вас вставлять в текст фотографии, если они, конечно, у Вас есть, т.е. если Вы умеете фотографировать... Тем более, что это ненамного сложнее, чем нажать на "1"... А за литературные упражнения - 7. Без фотографий на большее рассчитывать трудно.
19 сентябрь 2013 г.
Конечно, НЕТ! Это вышло случайно, я бы даже сказала, неожиданно.А баллов уже не добавить... Но Вы так активно начали искать анонима, поставившего цифру 1, что стало интересно, найдёте или нет. К сожалению, и НЕ чести администрации сайта вычислять долго не пришлось. Поэтому у меня встречный вопрос: " У Вас синдром отличницы или это отголоски тяжёлого детства?" Видимо не до хвалили, коли любая оценка так важна для Вас. Поверьте, мне Очень жаль, что такая, казалось бы незначительная оплошность, заставила Вас так нервничать, создавать лишние темы...
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
19 сентябрь 2013 г.
Оценивать Ваш рассказ не буду,а вот вопрос есть - Вы всегда анонимно ставите,без комментария, единицы за чужие отчёты? :)
12 май 2013 г.
Для Алексея Алексеевича: А Вы, по всей видимости, следуя Вашей логике и рифме почти мужчина? Форум может и не медицинский, но и не литературный. Каждый пишет так как он видит, чувствует и может. Для пацика такая "раскладка" может и была бы достойной., но не для взрослого мужчины. Поэтому делаю вывод: в Вас кипит зависть серой посредственности ко всему яркому, изысканному. Не нравится - не читай! Я не собираюсь устраивать с Вами соревнований - это удел подмастерьев. Я мастер, хоть литературных факультетов и не заканчивала.
P.S. И ВАМ НЕ БОЛЕТЬ!
lolaershova
Россия, Отрадное
7 май 2013 г.
Классно, фотографии по возможности добавьте.
sofiytihonova
Россия, Волгоград
7 май 2013 г.
Да, рассказ хороший, но без фоток не то!
4 май 2013 г.
Фотографий много, но как их вставить не знаю. У меня не получается, может делаю что-то не так. Жить, видимо, отзыву без них.
elmiragapipova
Россия, Владикавказ
4 май 2013 г.
Не хватает фотографий
30 апрель 2013 г.
Безусловно, стОит! Много красивых, а главное, полезных мест. Конечно, Будапешт - не вся Венгрия, но харизму венгров не до оценивать не стоит!