Общаться и заводить друзей среди турстов;

Поездка по ЮАР на машине (субъективный взгляд на ЮАР). Январь 2013 г.

Отзыв написан: 11 февраля 2013 г.
Поездка по ЮАР на машине (субъективный взгляд на ЮАР). Январь 2013 г.
Приближались Новогодние каникулы. Необходимо было выбрать место ,  где их можно было бы провести.  Изучены погодные карты мира и сделан вывод, что ехать кроме Юго-Восточной Азии и Египта, в общем- то некуда. А так как  пляжный отдых уже порядком поднадоел, хотелось  что-нибудь просто посмотреть  в комфортных теплых погодных условиях. Европа, к сожалению, не подходила, все- таки зима. Поэтому взгляд был обращен на южное полушарие ,где в это время должно быть лето. Из всех южных стран по расположению и привлекательности ЮАР подходила больше всего. По всем критериям ничего более многообразного в плане возможностей посмотреть всякого разного и отдохнуть на море не найти было. И еще ЮАР притягивала к себе, как неизведанный и непознанный мир, словно магнит.
Посмотрев расценки и экскурсионные программы турфирм - я понял, что только самостоятельное путешествие сможет минимизировать расходы и подстроится под наш личный график, так как путешествие планировалось с ребенком (дочкой 7 лет) . Изучив возможности получения визы , пришел к выводу, что получить ее не сложно через специализированные фирмы. Получение визы - оказался непростой процесс сбора всяких справок. Из них самой непростой справки - о движении средств на счетах. У меня движение в 2012 году было довольно активное, поэтому , лично для меня, оказалось не сложно подтвердить наличие средств. Но , например, годом ранее ,счетов у меня не было вообще и подтвердить что либо было бы проблематично. Ещё визовое агентство просило подтверждение напрямую- от отелей моего бронирования. С двумя отелями получилось напрямую забронироваться, а другие только бронировались через booking.com.  Поэтому я позвонил  в консульство ЮАР в Москве и выяснил, что подтверждения брони через основные системы бронирования они принимают тоже  .  Визу, в итоге ,я получил. Мультивиза на посещение ЮАР в течении 3 месяцев на 30 дней. Но обошлась она на троих дорого- 29000 рублей (сам консульский сбор небольшой, но куча услуг посредников - перевод, агентство, курьер - вылилось в такую сумму). Еще есть нюансы при получении визы ,что  визу выдают ,когда у тебя на руках выкупленные билеты в оба конца(да и бронирование отелей в основном идет по принципу ,что при отказе от него в последующем теряешь часть или всю стоимость брони).Так что желательно ,при планировании самостоятельной поездки, максимально четко определить  маршруты и места  ночёвок.
Перелёт  осуществлялся из Питера -Люфтганзой до Мюнхена-а оттуда Южноафриканскими авиалиниями до Йоханнесбурга. Я опасался ,что могут возникнуть визовые проблемы при пересадке и перегрузке багажа, так как шенгенской визы не было, но всё обошлось. Багаж летел без нашего участия из Петербурга до Йоханнесбурга (я на всякий случай при регистрации  о багаже напомнил сотрудникам  авиакомпании),а виза не потребовалась-мы находились в транзитной зоне-не выходя из аэропорта. То же самое было и на обратном пути-вылетали из Кейптауна через Йоханнесбург ,далее Франкфурт-на- Майне до Питера. Багаж долетел хорошо без нашего участия . И транзитная зона также позволила обойтись без шенгенской визы. Билеты заказывал через  ozon.ru  за месяц. Смотрел ещё- предварительно за 2 месяца-можно было купить  билеты на эти даты дешевле на 20000 рублей. Длительный перелёт из Германии в ЮАР переносится не очень тяжело, так как в основном проходит ночью-и волей-неволей-засыпаешь(хоть сколько-то времени проводишь во сне).Кормёжка сносная-конечно не ресторан-но в целом нормально. В полете и началось первое – как я бы назвал- столкновение культур. Большая часть экипажа были чёрные -и я пытался улыбаться при контакте глазами. В ответ не получал улыбку(как привык в Европе).Я это поначалу списал на усталость экипажа. Но как оказалось и далее во всей моей поездке, чтобы вызвать улыбку и расположение чёрного -надо приложить определённые усилия. При вхождении в контакт-наталкиваешься на стену недоверия .В глазах у них-как у наших зеков написано-Не верь, не бойся ,не проси. Очень сухое приветствие и ,как тут не вспомнить доблестных латышских пограничников-типа зачем ты вообще сюда припёрся-и без тебя не плохо. Особенно чётко это отразилось при прохождении пограничного контроля при прилёте в Йоханнесбург. Толстая чёрная дама –еле умещаясь за стойкой-так нехотя всё делала, особенно сверяя даты обратных авиабилетов и цель визита, что в общем-то я понял - улыбаться видимо придётся ограниченно-только по теме. Таможню прошли быстро(я бы сказал вообще ничего не смотрели-по зелёному коридору).Поменял  сразу валюту в аэропорту ,чтобы была наличка. Хотя большая часть оставалась на карточке. И там же купил сим-карту для телефона с местным номером и интернет доступом в 1Гб.Около 1000 рублей. Регистрировать телефоны-и брать с собой паспорта на них не надо(как где-то я читал)-просто с  помощью продавца купить и активировать симку. Опять же с чёрным продавцом тяжело находили общий язык-он как-то был зажат и немногословен, вроде как при исполнении весь на серьёзной ноте. Особенно такая серьёзная нота у чёрных женщин на рабочем месте. Там вообще всё очень серьёзно-как будто человек на должности президента страны-не меньше).Купил 3 электрических  вилки-переходника для европейского типа вилок.
Забрал машину в Europcar (оформлялся минут 30-была небольшая очередь).Всё это заняло где-то 1,5 часа-за которые я многое понял-и в дальнейшем мои догадки только подтверждались. А именно:1.Оказалось,что английский язык я практически не знаю. Раньше в моих путешествиях по неанглоязычным странам-я легко общался и меня понимали и я понимал-видимо все учат язык на элементарном уровне-типа-моя твоя понимай. Здесь же меня с первого раза понимали единицы. А я понимал лишь малую часть обращённых ко мне фраз. Все говорили по-английски, но с разными-не английскими акцентами. Негры-со своим-тянущимся, акцент буров-напоминал кудахтанье ,остальные смазано и невыразительно. В общем того языка, что проходил  в лингафонных наушниках школы-я не услышал(только иногда по телевизору у ЮАРовских дикторов и ведущих).2.Отношения чёрных к белым-здесь белых не любят и очень настороженно относятся.3.Отношение белых к белым-очень хорошее, доброжелательное, как в Европе(возможно даже более).Готовы помочь и подсказать. Эти три пункта особенно ярко выражены в районе Йоханнесбурга и окрестностях. При удалении в сторону Кейптауна они ослабевают процентов на 50, пропорционально отдалённости.
Наконец мы загрузились в машину-Toyota Corolla(хотя я заказывал чуть побольше-типа Avensis),но в целом всё влезло, поэтому не стал менять. Тем более что машина была совсем новенькая-пробег 6000 км. С собой был навигатор в телефоне с  IGO-включил его, морально настроился на езду с правым рулём и поехали в отель. Отель располагался недалеко в 15 км. Дороги были пустыми. Было 1 января. Было лето. (Новый год  -2013 , для меня так и не наступил. Сознание отказывалось в это поверить-без стандартной процедуры встречи - перед телевизором, столом, ёлкой, поздравлением президента и боем курантов. А бессовестные пилоты и стюардессы не поздравили пассажиров-не зафиксировали историческую дату) . Доехали до отеля быстро и без приключений-номер был ещё  не готов, поели в кафе отеля-и порадовались сумме счёта-1200 рублей за огромные порции еды на двоих. Этот отель был одним из лучших  на нашем маршруте. Особенно радовало наличие супермаркета  на первом этаже. По сути-можно было жить вообще не выходя из отеля. Да и район оказался тоже довольно безопасным-вокруг жили ортодоксальные евреи-ходили в своих  узнаваемых одеждах. По поводу номеров-на всём пути выбирал номера-апартаменты с кухней - для того чтобы готовить еду ребёнку. Номера были довольно качественными и большими как 2-3 комнатные квартиры. Приведя себя в порядок-решил съездить, так как ещё было довольно светло, в русскую православную церковь-между Йоханнесбургом и Преторией. В километрах 30 от отеля. Заодно и потренироваться в езде с правым рулём. Сначала всё шло вроде неплохо-путал только дворники и поворотники  -что раздражало. И тут я выезжаю на встречную полосу на светофоре на очень оживлённой трассе. Все встречные машины мне загудели и я перестроился в правильный ряд-прямо в руки дорожной полиции-они как раз на этом светофоре-повороте ловили(возможно по русской традиции бухих после 1 января водителей).Чёрный полицейский радостно остановил меня-и стал  говорить. Из всего набора слов я понял, что он должен меня арестовать за это нарушение. Попросил права-увидев их крутил в руках-так и не поняв как меня зовут-переспрашивал-но потом даже перестал пытаться. А так как при подготовке к поездке я посмотрел одну передачу ,где какой-то украинский эмигрант рассказывал какая хорошая полиция в ЮАР-что только помогает и взяток не берёт, то был соответственно и настроен .Но полицейский не унимался(доводы что я из России и первый день за рулём правым-не принимались и похоже даже не понимались)-а я в нервном потрясении ,забыв и английский и русский языки, а также язык жестов-пытался глазами выразить своё раскаяние в содеянном . Сквозь пелену мыслей о срыве всей поездки из-за моего ареста-и дальнейшей судьбы моей семьи(так как жена вообще ничего не знает –ни маршрута ни языка-только я всем занимаюсь)-стали прорываться отдельные фразы –типа чем я смогу помочь в такой праздничный день господину полицейскому. Я не решался поверить своим ушам- такие привычные и родные слова, не решался и первым предложить что-либо-а вдруг мне показалось. Так мы долго препирались-я  просил его озвучить свои пожелания-а он уходил от ответа, просил его написать на бумажке .В общем я не выдержал и спросил Хау мач ?(Сколько).Он стал говорить о тяжести моего нарушения-я предложил 200 рандов(700 рублей)-он сделал вид что маловато-но согласился-типа в честь праздника так и быть. Потом долго с ним прощались-он подробно написал мне на бумажке как ехать(хотя мне это и не надо было-навигатор вел и так хорошо) и долго жал руку .Оба радостные(я от того что пронесло)-распрощались .Я ещё долго проклинал того хохла-эмигранта за некорректную информацию(возможно зря ,но мне так было легче на душе-кто-то должен был ответить за этот случай).На самом деле –возможно  хорошо ,что это случилось  в самом начале путешествия. Я особенно внимателен стал на дороге и в дальнейшем таких эксцессов не было ,и понятнее стало как можно взаимодействовать с полицией в случае осложнений .Кстати, насчёт того что мы из России-этот довод вообще не катит ,в том смысле, что про Россию в ЮАР практически ничего вообще не знают(особенно чёрные)-для них это что-то типа Коста-Рики или подобное –неизвестное. О России в ЮАР напоминают только сосиски, продающиеся везде-называются Russian( я пробовал –не особенно вкусные). Т. е . уважительного возгласа –типа О-О-О РАШЕН!-я ни разу не услышал. Так-лёгкое удивление, в лучшем случае. Так как я предполагал перед поездкой такое незнание России,то взял с собой небольшие сувенирные наборы. Они состояли из Питерских конфет,матрёшки,магнита с видами СПб,книжки-фотоальбома на английском языке о Петербурге и кедровых орешков-у них таких нет. Уборщицам номеров-оставлял конфетки Белочка.Когда при отъезде дарил эти сувенирчики-то на рецепшене пугались и удивлялись.Задача была-хотя бы чуть-чуть -создать положительный имидж и представление о России .Как говорил Верещагин-не себя ради,а за державу обидно.
До церкви мы всё-таки доехали в тот день. Церковь красивая ,находится в каком-то посёлке ,вроде не бедном на первый взгляд ,но много негров там было. Похоже средний класс. Вся церковь ,как и все дома в этом районе,по кругу обнесена проволокой под напряжением(я подошёл поближе и услышал электрические щелчки и волосы на руке наэлектризовались).
Естественно ,была закрыта-было 1 января 17-00,хотя во дворе и раздавались детские голоса. Мы не стали беспокоить хозяев, тем более что весь защитный антураж не вызвал желания войти внутрь ,всё-таки вера-очень тонкая материя-Бог для всех- и не должен запираться вход к нему током. Но видимо в этой стране нет никаких святынь для преступников ,что даже церкви облачаются в колючку(в Дурбане и мечеть тоже вся по кругу опоясана). Пофотографировавшись около церкви-заметили, идущего в нашу сторону негра-решив не искушать судьбу-ретировались быстро, а машину и поехали обратно в отель. Перед поездкой я, начитался-насмотрелся про криминал в ЮАР. Даже было желание отменить поездку, так был напуган, но ЮАР манило к себе. Поэтому решил подготовиться к поездке-взял несколько ножей, специальную обувь-куда можно было спрятать деньги ,слегка подкачался  и освоил несколько приёмов самозащиты в тренажёрном зале. Всё это мне, Слава Богу, не пригодилось. Но реально я всё время ,почти до конца поездки ,находился в большом напряжении-был готов к нападению в любой момент. Это очень изматывает, как на войне. Ближе к концу более понятны стали принципы поведения в ЮАР, чтобы не попасть в переплёт. Принципы просты-не попадай в районы трущоб ( тауншипов ) даже днём ,не ходи по улицам  вечером после 19-00 и ночью(особенно один).Прячь все драгоценности и ценные вещи .Машину закрывай на замки и окна держи закрытыми(хотя видел многие белые пренебрегают последним).Основной криминал похоже сосредоточен в чёрных районах-особенно в тауншипах (местных трущобах).Чёрные живут там в нечеловеческих условиях-типа строительных вагончиках-только намного проще. Там же нелегальные кабаки-шибины, где спивается всё мужское, да и женское население от 14 лет и выше. Похоже и школ там нет или мало . Пьяные, нищие,   голодные и необразованные негры, с пережитками племенных  отношений. Чего от них можно ожидать? Они  убивают друг друга, насилуют, грабят .А если ты ещё и белый, то  тут  и так всё понятно. Специально купил жёлтую прессу. Вся газета посвящена этим вещам-причём только за одну неделю. Там  были все известные типы преступлений + проблема школьной преступности среди чёрных старшеклассников в таких районах. Полиция-целые рейды проводит и изымает оружие. Учителя боятся заходить в классы и учить. Даже сами жители признают ,что в таком посёлке без оружия даже в туалет не выйдешь(видимо туалет на улице).По моим наблюдениям-борьба ведётся-полиции на улицах около и внутри таких посёлков достаточно много-постоянно патрулируют .Очень много церковных просветительских организаций, власти пытаются организовать образование. Усилий довольно много прилагается(в отличии от  России, где подобные вещи происходят во многих деревнях).Вообще ЮАР автомобильная страна .Принцип жизни-всё что надо- можно посетить на автомобиле. Все торговые центры, магазины, рестораны, заправки  ,туристические места и достопримечательности-под охраной. Везде охраняемые парковки. Они как оазисы в пустыне. Люди всех рас чувствуют себя здесь в безопасности. Спокойно ходят, гуляют, делают покупки, фотографируются, снимают деньги в банкоматах. Даже лица у многих меняются-делаются безмятежными. Поэтому во всей поездке так и получилось-что путешествовали по этим оазисам и в общем-то создалось по ним ощущение относительной безопасности. В общем-то и в России сейчас такой же принцип-куда надо –доехал на машине-купил, погулял. посмотрел и домой. Жить в ЮАР можно, особенно если зарабатываешь деньги. Смотрел объявления о продаже недвижимости-очень много продаётся домов от 15 до 25 млн руб. и выше до 100млн. руб. Т .е деньги у людей есть. Купил специально газету-типа Вакансии. Очень много объявлений о найме .Зарплаты в среднем на неквалифицированный труд-охранник, водитель, продавец, уборщик от 17500 руб. до 30000 руб. Средний менеджерский состав-типа администратор магазина,спа-салона,фармацевт-30000-50000 рублей.IT-шники и управляющие-100000-200000 рублей. Самые высокооплачиваемые горные инженеры 250000-350000 рублей в месяц .Самые востребованные-охранники-17500 руб. в среднем и специалисты по установке охранных систем-24000 руб. Поэтому мне не совсем понятным осталось-почему в стране безработица-если столько вакансий. Скорее всего –по такому же ,как у нас принципу-в крупных городах есть вакансии, но негде жить или дорого. А в мелких-нет работы. Машин в стране много –все приличные ,свежие. Автохлама единицы. Водят довольно нормально(и чёрные в том числе-хотя где-то читал-что вообще водить не умеют-это не так).Дороги в основном хорошие, но местами попадаются и не очень и с плохой разметкой(как у нас).Ограничение 120  км в час. Я иногда разгонялся до 150 км в час,но это очень редко, на совсем безлюдных местах. В основном все водители соблюдают скоростной режим.
Йоханнесбург. В нём было запланировано 4 дня. Первый день вылетел, так как успели только оклематься и съездить к православному храму. На второй день хотел поехать на обзорную экскурсию по городу на двухэтажном автобусе-но они перенесли открытие  своих экскурсий на 15 января(хотя планировали открытие на 1 января), поехали в Голден Риф-парк  аттракционов  .По типу аналогичных в других городах мира. Изюминка этого парка, ради которой стоит посетить-это  законсервированная шахта, где добывали золото .Туда на глубину 200 метров спускают на лифте и проводят экскурсию. А так как экскурсия была на английском языке, то мы многих нюансов не поняли, но в целом прониклись обстановкой. И поняли, почему периодически бастуют шахтёры в ЮАР. Труд  нечеловеческий, адский.
Остальные аттракционы всё довольно банальные-и их можно найти практически в любом крупном городе(и в России и мире).Хотя погода в этот день была с переменной облачностью-мы слегка обгорели. Время было около 17-00-музей Апартеида, находящийся напротив парка уже закрылся и мы поехали в львиный парк-в 45 км .Благо он работает до 20-00.Особо не надеялись что-то увидеть, но доехали быстро и довольно интересно провели там остаток дня. Погладили маленьких львят и жирафа ,который ходил по парковке и ел с деревьев листья. Это было так необычно и удивительно-жираф и так близко!
и съездили на небольшое сафари по парку ,где увидели много разных животных. А самое главное, кормёжку львов-как они стаей накинулись на куски мяса и дрались и рвали мясо на куски и рычали и подлизывались ради этого мяса к вожакам. И всё это в 2 метрах от клетки-окна нашего автомобиля.
Мы потом ещё посетили 3, подобных, парка-и этот я назвал бы самым лучшим. Наступила ночь-21-30, и мы поехали в отель. Везде было написано-что улицы пустеют после 18-00 и начинается разгул криминала, поэтому было страшновато возвращаться, тем более, что путь лежал мимо трущоб. Но всё оказалось не так страшно. Поток машин был довольно большой-трущобы были в стороне от трассы-улицы были пусты-народа не было, доехали быстро и спокойно. Третий день посвятили большой  экскурсионной программе-Претория-Сан-Сити.
Начали с  Voortrekker  Monument –www.voortrekkermon.org.za –мемориала, посвящённому продвижению и покорению бурами Африки и в первую очередь победам над  чёрными племенами.
Довольно интересное место. По духу  напоминает некое белое братство. Очень приветливые африканеры(начинали говорить на африкаанс)-типа приветствуем тебя белый брат(хотя были на территории и чёрные работники).В этом же месте расположены  ещё несколько музеев и военный форт(и ещё  какой-то парк-но там в общем нечего смотреть).Музеи посвящены ужасам англо-бурских войн и войне в Анголе. На меня произвели грустное впечатление. Столько людей гибло-а из-за чего? Был ли какой-то смысл в этом? То что казалось когда-то важным-сейчас полностью утратило свой смысл и понимание. Ангола-вообще практически наш Афган-в основном воевали и гибли белые молодые солдаты. Итак белого населения катастрофически мало –особенно в этом районе-Йоханнесбург-Претория. Я всё время  мысленно искал взглядом белых людей-на улицах и в машинах. И каждый раз замечая их, хотелось приветствовать в стиле рот-фронт. Это потом, дальше от этих мест, пропорция потихоньку менялась и в Кейптауне достигла практически  европейской концентрации белого населения .От мемориала –сразу заехали в Преторию(рядом в нескольких километрах).У меня с собой были путеводители с картой основных достопримечательностей-их на самом деле немного. Здание Юнион Билдинг и центр города. Вообще ,как оказалось- все города крупные в ЮАР построены по одному принципу-всё интересное с точки зрения архитектуры-находится в центре на небольшом пятачке. И другие архитектурные  изыски очень редки. Мало и однотипно -старая архитектура, а новая современная тоже близка к 0.На улицах Претории нам повстречался только один белый пьяница бур-предлагал если что помочь. На улицах  100% чёрное население. Мы выходили фотографироваться.
В общем-то агрессии никто не проявлял, слегка заинтересованно разглядывали нас. И мне даже показалось с легкой долей доброжелательности-типа - и к нам  туристы ездят. Довольно много мусора. Почему на это дело не бросают безработных-непонятно(например, в Кейптауне и Порт-Элизабет-только в районе трущоб наблюдали мусор).Пристали пьяненькие псевдопарковщики. Предложили за 70 рублей-на час оставлять машину-типа никто не тронет, я дал(хотя  стояли минут 10).У Юнион Билдинг купили картину у художника(единственного)-обошлась в итоге дешевле-в других местах художники сами не продают, только через галереи-а там наценка в 2-4 раза.
Всё равно я не расслаблялся и был готов ко всему(хотя реально люди вокруг не выглядели злодеями-скорее часть из них наоборот сама нуждалась в защите и помощи).Судя по отрывкам передач и  поверхностному взгляду-похоже начался обратный процесс в стране-восстановление прав старых собственников или обновление и превращение в нормальные дома-тех что заняли ранее незаконно. В Претории куча плакатов-призывающих сообщать о нелегальном пользовании коммунальными благами(электричество. вода и пр.)Осмотрев за 2,5 часа Преторию-осталось ещё время на осмотр Сан-Сити. Это территория бывшего бантустана, где построили развлекательный комплекс с казино(раньше были налоговые преференции).Заранее изучив информацию о Сан-Сити-я понимал, что в общем-то смотреть там особо нечего. Аналоги такого можно найти на любом более менее крупном курорте-например в Турции или Тайланде (скорее всего даже намного поинтересней).Но там находится ещё парк Пиланесберг и там проводятся сафари-и как следовало из интернета вечерне-ночные. Вот я и решил совместить-краткий осмотр самого комплекса с таким сафари. Было 15-00.Надо было проехать около 150 км. Около 17-00 мы были в Сан-Сити(благодаря хорошим платным дорогам и небольшому потоку машин, хотя километров 70 пришлось ехать по более скромным).Заехав на территорию-решили посмотреть основную 5 звёздочную гостиницу-позиционируемую как дворец. Но туда пускали только посетителей этого отеля. За небольшую взятку в 70 рублей-мы проникли на территорию и пофотографировались
-повторюсь-не впечатлило- видали и покруче(внутри тоже стоял  охранник и не хотел пускать-взятку решили не давать ибо глянув в холл-тоже чудес не увидали).Единственное интересное-это стая мангустов клубящихся на лужайке( я их раньше не видел).Посмотрели поле для гольфа. Заглянули в бассейн с волнами-но было уже 18-00-толпа народу выходила оттуда-и когда мы всё-таки добрались-он уже не работал. Судя по кол-ву народа и размеру бассейна,там все стоят как в автобусе в час пик. Мост землетрясений тоже уже не работал-но в целом принцип действия понятен. Если у нас в Питере постоять на любом мосту где ездят трамваи-то балов так на 6 землетрясение  прочувствуешь. А там он очень скромненький, с механическим приводом. Там же находятся куча магазинов и игровые аппараты, кинотеатр, кафешки. В общем банальный развлекательный центр с кучей народу. Люди приезжают на несколько дней-и живут в гостиницах. Вообще общий принцип центров развлечений в ЮАР-наличие большого кол-ва магазинов –причём на первый взгляд неуместных от сувениров до аптек ,бытовой техники и продовольственных. Купили там клизму для ребёнка-процесс объяснения жестами  был очень живым и по возможности интеллигентным с моей стороны-продавец негритянка первой нарушила правила игры - жестами продемонстрировав более наглядно как этим пользоваться. Нам повезло-мы успели на ночной сафари –тур на 19-00.Наступила ночь-мы въехали на территорию парка с проводником на специальной машине. Был ещё народ. Из парка выезжала куча машин. При таком трафике движения-мне стало понятно, что животных похоже не увидим вообще. В общем мы долго ехали. Проводник светил по сторонам единственным фонарём(я потом узнал, что по ночам животные боятся света-слепнут и дезориентируются-поэтому  только он светил).Было темно, прохладно  и дул сильный ветер. Машину трясло и пахло дизелем. Вся компания околела(проводник выдал одеяла).Катались 3 часа-увидели-слона, бегемотов, антилоп, зебр, зайца и сов. Ещё постояли в полной тишине –послушали кваканье лягушек и полюбовались созвездием Южный крест. Все уже сами были не рады, что поехали на это сафари. В целом-этот опыт помог нам  определиться в подборе дальнейших сафари, да и просто-как занять чем время тоже не плох был. За те деньги(не очень большие 3500 рублей-но в других более интересных парках было на порядок дешевле и интереснее),что заплатили-практически полная бессмыслица оказалась. Уставшие, продрогшие, а кое-кто и уснувший-мы наконец добрались до своей машины. Было 22-00.Надо было проехать около 200 км до нашего отеля. Все ,кто хотел уехать –уже давно уехали, остальные остались ночевать в своих отелях в Сан-Сити. Наша машина единственная выехала из его ворот. Машин на трассе практически не было(редкие одинокие машины попадались-одна на 30 км).Я разогнался до 120 км в час(единственно боясь врезаться в какое-нибудь животное-людей в это время не ходит, да и местность относительно пустынная).Я радовался, что в прессе не упоминалось о ночных разбоях на таких трассах. У нас ,кстати в России-в районе трассы на Владивосток-такое ещё случается. Проезжая посёлки местные-старался на полном ходу проскочить(хотя похоже все сидели дома).В общем через 2,5 часа(в районе 01-00)мы ,проехав ночную Преторию и некоторые районы Йоханнесбурга-наконец добрались до отеля. На самом деле-мы практически всё время в последующем передвигались  в ночное время –так как световой день небольшой-и всегда куда-то не успеваешь. И в общем-то не мы одни были такими, так что жизнь в ЮАР продолжается и после захода солнца, главное не попадать  в заведомо криминальные места и районы. Выводы по Сан-Сити-развлечение на любителя-если есть время и делать нечего, то можно скататься. А в целом ничего необычного и нового не увидите. На животных можно посмотреть и вокруг Йоханнесбурга(в разных гейм-парках).
Четвёртый день-решили сделать облегчённым-досмотреть остатки того, что есть в самом Йоханнесбурге. Музей апартеида, разрекламированный зоопарк, Сэндтон-центр(торговый комплекс).Начали с музея апартеида. Большая часть экспозиций посвящена Манделе-и интереса не вызывает. Самое интересное находится в конце экспозиции-это постоянно повторяющиеся демонстрации видеосюжетов, посвящённых  основным конфликтам и острым углам ЮАРовского общества. Первый-это  старый чёрно-белый фильм о великом треке буров(времён апартеида, по типу наших аналогичных исторических)-где  негры показаны во всей жестокости-и доблестные буры, сокрушающие негодяев. Просмотрев него гордишься принадлежностью к белой расе. Рядом смотрели негры-у них я думаю рождались противоположные чувства. Дальше –документальные сюжеты про националистов-буров-и их бестолковую и бессмысленную террористическую деятельность после отмены апартеида(взорвали аэропорт-погибли в основном белые люди, так как негры мало летают).Показали их тренировочный лагерь-толстопопые домохозяйки бегали с пистолетами-смотрелось как пародия на зарницу. Отдельный экран показывал беспорядки чернокожего населения-чёрная лавина с мачете и копьями всё громила , грабила, мародёрствовала. Ещё сюжеты про войну в Анголе. Всё не удалось толком рассмотреть, так как ребёнку  и жене было не интересно-пришлось идти на выход. Хотя меня это очень заинтересовало-в интернете сложно найти аналогичные документальные сюжеты(в основном поверхностно и пристрастно).В общем картинка общественной жизни в ЮАР потихоньку продолжала выстраиваться в голове. И приходило понимание –что проблемы этой страны похоже ещё десятки, а то и сотни лет не разрешатся. При таком подходе,где все противоборствующие силы постоянно напоминают друг другу о причинённых страданиях и обидах и идти на компромисс не собираются, никакого доброго совместного проживания не построить. Буры ненавидят негров и англичан, негры-всех белых, англичане-не любят буров и негров(возможно менее выраженно чем буры).Все эти  исторические события в стране культивируются и превозносятся. На мой взгляд-необходимо как в Германии после 1945 года-начать историческую и политическую жизнь с чистого листа. Забыть плохие страницы или хотя бы сместить акценты в другую сторону. Этот музей апартеида-вообще закрыть(или показывать только иностранцам по паспорту-всё- таки туристическая замануха) и забыть что такое вообще было в стране(по аналогии с фашизмом в Германии).Этот музей мне напомнил рижский музей геноцида латвийского народа ,который вызвал у меня в своё время чувство омерзения и гадливости-тоже направлен на разрушение добрых чувств к соседям. Кстати, в музее фотографировать запрещено ,а мы это делали . И тётка  негритянка не терпящим возражений голосом заставила отдать ей фотоаппарат до конца посещения(чем вызвала у нас гнев, испортив настроение и вызвав нехорошие мысли о временах, которым был посвящён музей).Но на выходе был хороший магазинчик при музее, где можно было купить разные сувениры посвящённые музею и апартеиду, в том числе альбом с фото музея внутри-поэтому можно  было не фотографировать .Перед поездкой я прочитал много отзывов о ЮАР-где люди писали о  появлении у них расизма, после посещения ЮАР.Я же наоборот стал противником апартеида (хоть и не стал обожателем других рас)-но ещё больше прочувствовал, что сделанный шаг по отмене апартеида-был необходим  и обязателен. Белые ЮАРовцы-апартеидом сами себя загнали в угол-обозлив чёрных и цветных .Они  искусственно создали зону отчуждения и врагов –отучив от нормального человеческого  восприятия чёрными и белыми друг друга. Им ещё повезло, что их полностью не вырезали, так как без поддержки международного сообщества они бы не справились с чёрной массой(на видео было видно как не справлялись армия и полиция).В общем будучи там-понимаешь-насколько искусственна эта идеология -как коммунизм, фашизм   и подобные. Опыт ЮАР-как шовинистская крайность, интересен для России. Ведь у нас тоже есть понятие-белый-чёрный(имею ввиду не славян).И чем дальше мы уйдём от него-тем  проще нам  и нашим потомкам будет жить в России. Но это сложный путь-требующий гигантских нравственных, финансовых, образовательных, законодательных  и даже демографических усилий ,возможно это России будет и не под силу. Тогда мы потихоньку придём к ЮАРовской ситуации, где  в своей построенной стране ты становишься изгоем и нежеланным жителем  . Белые африканцы видимо решили пойти по простому пути и пожадничали и вот результат. При входе в музей два входа-как образцы-для белых и для не белых. Около них создавалась трагикомическая ситуация. Люди так и заходили-белые –для белых, чёрные  и цветные во второй вход, причём все мялись, стеснялись но так и шли(моё фото подтверждает).
Вот она сила привычки и печатного слова. Хотя рядом висит табличка-повествующая, что вывески повешены только для примера. После музея апартеида  решили поехать посмотреть зоопарк. Немножко промахнулись(чёткого адреса зоопарка не было) и приехали в музей военной истории(он примыкает к зоопарку, и даже есть сквозной проход, но в тот день не работал).Так как время было, то решили походить по нему. Не очень крупный ,но очень ёмкий по содержанию-куча техники –танки-даже наш Т-34,оружие,амуниция и всё что касается военной истории ЮАР и не только. У нас аналог-это музей артиллерии в Петербурге. Обежав по быстрому все экспозиции –подъехали к зоопарку. Там на парковке висело любопытное объявление-персоналу чаевых не давать(особенно парковщикам ).В  ЮАР, в такого рода развлекательных местах-везде  похоже не разрешают персоналу брать чаевые-что мне импонирует(видимо, чтобы не портить попрошайками имидж заведений. Я например, в Сан-Сити дал проводнику после сафари 20 рандов-он удивился-быстро и тайком ,чтобы никто не видел схватил их .Кроме меня –ему никто из местных ничего не дал. Видимо-турки и арабы испортили мне общую картину мира-где за каждый шаг на отдыхе надо сверху подкидывать дровишек).А вообще по поводу чаевых ,я всё равно где мог и скорее всего принято-оставлял их .Например в отелях уборщицам по 10 рандов ,в кафе 10% от счёта, на заправках –заправщикам тоже 7-10 рандов-хотя похоже это было многовато для них ,судя по удивлённым лицам. Но реально , 10 рандов=35 рублей,  для ЮАР очень незначительная сумма. по сути почти ничего не купить. Меньше было стыдно давать.
Зоопарк рекламировался как самый большой в Африке и самый лучший. Но реально не впечатлил. Конечно вольеры побольше наших питерских и животные получше себя чувствуют-естественней, но для посетителей не очень удобен-большие переходы , чтобы увидеть следующее животное. Мы так устали ходить, что ели доковыляли до выхода, даже ребёнку уже было не интересно. На территории есть ещё мини карусели. В общем , если есть вагон времени-можно сходить убить его здесь. Наш Питерский-на мой взгляд ничуть не хуже, а местами интересней даже. И удивительное сходство-тоже соседство обоих зоопарков - Питерского и Йоханнесбургского-вплотную с военными музеями. Уставшие ,добрались до машины-и я решил ещё взять одну высоту-это так называемая крыша Йобурга -смотровая площадка на небоскрёбе в центре города. Позиционировалось, как туристическое место-забил адрес в навигатор и поехали. Это оказался центр города. Во  всех отзывах читал, что в центр не рекомендуют ездить  вообще. С каждой минутой становилось всё тревожней. Улицы всё больше сужались-вплоть до однорядного движения. Вокруг появились высотные дома.
На улицах были одни чёрные лица. Светофор  для пешеходов не существовал-я то и дело останавливался ,чтобы не раздавить кого-нибудь. Водителей белых тоже не наблюдалось. Увеличилась концентрация маршруток, набитых чёрными людьми. Хотя все водители ехали довольно адекватно. Я делал уверенное и спокойное лицо(старался не смотреть по сторонам и не встречаться взглядом с людьми)-типа каждый день здесь на работу с семьёй езжу, хотя внутри всё превратилось в натянутую струну. В принципе я был готов принять бой. Этот момент обычно настаёт, когда понимаешь, что драка неизбежна и отбрасываешь все условности .В кармане лежал наготове нож. В этот момент мы подъехали к нужному адресу. Обстановка,  в принципе не располагала к покиданию машины. Вокруг огромное количество негров и отсутствие парковочных мест .Да я и боялся припарковать машину-вдруг угонят или разобьют окна(или колёса проколют). Хотя на улицах -почти на каждом перекрёстке стоял полицейский-максимальная концентрация. Но тут было непонятно от кого могла исходить угроза-так как парковки не было-то возможно, я мог что-либо и нарушить-не хотелось ещё общаться и  с полицией. В общем было принято решение не ходить на смотровую площадку-не стоила она таких нервов. Было около 18-00 –видимо закончился рабочий день. Все устремились к местам скопления маршруток и жд станции. Это классический час пик, как у нас в Питере. Народ пёр через проезжую часть не глядя на транспорт. Маршрутчики потихоньку пропихивались сквозь толпу-я за ними. Как обычно в таких ситуациях-возникли пробки и заторы-людская волна огибала машины. В такой ситуации с любой стороны можно было ожидать чего угодно. Я рванул в образовавшийся проход и ,не рассчитав слева расстояние до маршрутки ,сильно ударился левым зеркалом о её заднюю часть(сказалась нервозность).Пластиковая накладка зеркала отлетела, зеркало сложилось и покрылось мелкими трещинами(это я уже рассмотрел позже).Я принял моме
В ЮАР с "1001 Тур"!
Алиночка
12 февраль 2013 г.
Рассказ очень интересный,но где же фото?
13 февраль 2013 г.
Спасибо, фото постараюсь попозже поставить .
ZA-CY
ЮАР, Претория
25 февраль 2013 г.
Андрей!
спасибо Вам за подробнейший опус
мне-как соучастнику места-было интересно

приятно было увидеть пару фонарей своего производства-на фото с площади Манделы и с фото, где имитация хвоста кита)

стэйки-это наше всё! но seafood готовят отлично-вам просто не повезло

я не спец по винам, но очень многие приезжающие (в т.ч. с франции-в восторге)

вы забыли главную особенность нашей страны-климат!!! Лучший в мире, особенно в Гаутенге (Претория-Джобург эрия)

P.S. Вы-конечно авантюрист, проехать 4400 без...счастлив за вашу семью, что живы. Мы здесь даже в супермаркет без 2 стволов не выезжаем.

удачи вам и вашим 2 девочкам!
1 март 2013 г.
По поводу фонарей-как патриоту приятно осознавать-что наши люди везде могут принести пользу.Несут с собой багаж знаний,умений,идей.(Ещё раз к вопросу о визах-должны с распростёртыми объятиями-особенно африканские страны встречать наших).

Сифудом-меня избаловал Тайланд(почему-то только тайская морская всячина мне полюбилась-может из-за специй?Хотя ел и в других странах-там почему-то нигде не впечатляет.Так что можно в этом смысле(вкусовом) на меня не обращать внимание.Как собственно и по винам.Я не так часто их пью-в лучшем случае по праздникам и в отпуске.Может не выработался навык как у французов,которые пьют каждый день.Но присутствие спиртов в напитках-очень чётко ощущаю.Возможно мне попадались не очень качественные-хотя я специально-почти каждый день покупал разные.А французы и многие другие иностранцы(особенно наклюкавшись)-любят приврать,чтобы не обидеть принимающую сторону(избегают конфликтных ситуаций).Это известный факт-а потом можете почитать их отзывы(например об отелях)-самый негатив там как раз от европейцев и выложен.Опять же я имел ввиду,что всё в общем-то нормально,но не эксклюзивно и необычно.
Климат за 4 дня в Йобурге(кстати наш Екатеринбург также похоже зовётся,только через Ё пишется)-мне в полной мере было не оценить.В любом случае он лучше сурового Питерского.Но реально очень похож на Питерское лето был в эти дни-и солнце и дождь-не то ни сё.
Про стволы-если не шутите,то тогда вообще всё печально.Значит я недооценивал опасность.Сейчас в Питере наслаждаюсь ощущением относительной безопасности(работаю допоздна-и выходя ночью на улицу с работы-глядя на спокойно прогуливающихся людей-понимаю как у нас хорошо,по сравнению с ЮАР).Хотя оговорюсь(всё познаётся в сравнении)-например в Финляндии -вообще полная бязметежность-в принципе нет плохих мест.

Спасибо Вам за то что дочитали отзыв и за Ваши пожелания.И Вам всего лучшего в ЮАР(как минимум полной безопасности).
1 март 2013 г.
P.S. Пока я дописывал и редактировал мой рассказ-всё-таки бандитская пуля юаровского криминала догнала и меня.20 февраля-с моей карточки злоумышленники сняли 8366,2 ZAR(это около 29000 рублей)-под видом фирмы Europcar из Йоханнесбурга.Я связался с Europcar-они сказали ,что это не они.В общем подал в свой банк заявление-о несанкционированном снятии денег,но похоже велика вероятность полной их потери(сказали ждать ответа месяц)..Хорошо ,что успел в течении нескольких минут заблокировать карту-так как через 15 минут была ещё одна попытка снятия другой суммы-тоже от Europcar-SA(видимо созвучной конторы).Наверное в Europcar-сидит какой-то крот,сливающий инфо по карточкам криминалу.Так что -будьте бдительны-лучше после поездки в ЮАР менять или блокировать карту(особенно ,если попользовались указанными мной rent-car фирмами).В общем можно сказать ,что оплатил и криминальную визу(ещё легко отделался).Причём-про то что в ЮАР мошенничество с картами поставленно на высоком уровне я знал-и пытался предохраниться наличкой в ресторанах и заправках,но от судьбы не уйдёшь-как ни изловчайся.
птица_в_клетке
8 декабрь 2014 г.
Андрей, большое спасибо за такой подробный и довольно отрезвляющий рассказ о ЮАР. И за доброжелательный взгляд на мир и людей. Очень интересная и разнообразная поездка у вас получилась. Буду обдумывать свою мечту о Мысе Доброй Надежды дальше.
Greenlynx-a
15 декабрь 2015 г.
Андрей, замечательный, подробный рассказ о поездке! Спасибо! Давно планировал посетить Африку, да - мечты детства, юности, периода "запойного" чтения приключенческих романов. Но пока вышла только поездка в Марокко. По схожему с Вашим сценарию - самостоятельно, без турфирм, на арендованном автомобиле. Только наездил я 2200 за 10 дней и с левым рулем. Без приключений "криминального" толка. Только позитив. Категорически не соглашусь с Вами в плане "определения показаний" к поездке - мир Африки другой, другие цвета, другие запахи (на автозаправке меня просто очаровал и погрузил в детские воспоминания запах цветков декоративного кустарника, показавшегося сильно знакомым. Так пахло в пролетарском районе Москвы Текстильщики, во дворе дома, где я родился и где прошло мое детство). Таких красок не увидеть в Крыму на Кавказе. Как раз Альпы тут более "утилитарны" - я их видел с территории 4 Европейских стран, как минимум - ну ничем от Северного Кавказа (Домбай, Архыз) не отличаются.
А в далекие страны мы едем, чтобы ощутить тоску по дому, это да! Хотя все субъективно. Вот жена моя уверена, что в Италии, в ее северной части - совершенно особое небо, какого нет больше нигде. Что касается страны, где хотел или НЕ хотел бы жить - мне думается, тут выбор не социально-географический или не экономико-демографический (смайл, шутка!). Хорошо жить там, где душа спокойна, где нет мучительных споров с самим с собой, нет давления на тебя сверху (обстоятельства, кредиты, и т.п). Там, где дышится легко. Это может быть и ЮАР, и Миннеаполис, и деревянный дом в деревне Гадюкино Мценкого уезда.... В деревне Гадюкино вернее всего. Меня, например, очень утомляет правый руль (хотя ездил, привык) и английская речь, хотя язык я сносно знаю.
Андрей, если у Вас были еще какие либо интересные поездки - пишите, у Вас хорошо получается!
aliz
24 июль 2017 г.
Андрей, Вы авантюрист!
Путешествие, конечно, очень интересное, но я бы не рискнул с семьей. Все таки самая криминальная страна по количеству убийств.
Групповые экскурсионные туры в Южную Африку!

Новогодний тур "Очаровательный Кейптаун, сафари в парке Крюгера
и Водопад Виктория" 29.12 – 11 дн. – 151 т.р. «Южная Африкаэкспресс»

3.12; 17.12 – 8 дн. – 111 т.р. «От Кейптауна до Шамвари по Дороге садов»

03.12 – 8 дн. –118 т.р. «Приключения от Кейпа до Окаванго» Кейптаун–

Водопад Виктория–Чобе с 26.11, 10.12 – 10 дн. 224 т.р. РЕКЛАМНЫЕ ТУРЫ.

www.miracletour.com +7(495) 676-56-70, info@miracletour.com

В ЮАР с "1001 Тур"!
Туры в Африку
Суперскидки до 40% по акции Раннее Бронирование
Офисы продаж по всей России! Звоните сейчас: (499) 215-05-60
Ольга
Ольга +7(499) 215 0575
1001 Тур (37 офисов продаж)
м.Кузнецкий Мост
Ольга
Ольга +7(499) 215 0575
Anex (43 офиса продаж)
м.Багратионовская
Максим
Максим +7(499) 215 0575
Pegas Turistik (53 офиса продаж)
м.Речной вокзал
Евгения Смирнова
Евгения Смирнова +7(499) 215 0575
Natalie Tours (25 офисов продаж)
м.Медведково
Алена Петровская
Алена Петровская +7(499) 215 0575
Pegas Turistik
м.Кантемировская
1001 Тур (37 офисов продаж)